МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 23 ноября 2020 года N Д13и-38866
О направлении разъяснений
Департамент инвестиционной
политики и развития предпринимательства
Минэкономразвития России (далее -
Департамент) с учетом обращений,
поступающих от государственных
микрофинансовых (МФО) и региональных
гарантийных организаций (РГО), по
вопросам реализации положений отдельных
нормативных актов разъясняет.
По
вопросу оказания микрофинансовой и
гарантийной поддержки предпринимателям,
осуществляющим производство и (или)
реализацию подакцизных товаров,
сообщаем.
В
соответствии с частью 4 статьи 14
Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ
"О развитии малого и среднего
предпринимательства в Российской
Федерации" (далее - Федеральный закон N
209-ФЗ) финансовая поддержка субъектов
малого и среднего предпринимательства
(далее - субъекты МСП), предусмотренная
статьей 17 Федерального закона N 209-ФЗ, не
может оказываться субъектам МСП,
осуществляющим производство и (или)
реализацию подакцизных товаров, а также
добычу и (или) реализацию полезных
ископаемых, за исключением
общераспространенных полезных
ископаемых, если иное не предусмотрено
Правительством Российской Федерации.
С
учетом этого положения принято
постановление Правительства Российской
Федерации от 24 июня 2020 г. N 915,
предусматривающее возможность
предоставления в 2020 году субсидий из
бюджетов субъектов Российской Федерации
и местных бюджетов юридическим лицам (за
исключением субсидий государственным
(муниципальным) учреждениям) и
индивидуальным предпринимателям,
ведущим деятельность в отраслях
российской экономики, в наибольшей
степени пострадавших в условиях
ухудшения ситуации в результате
распространения новой коронавирусной
инфекции, перечень которых утвержден
постановлением Правительства
Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. N 434,
и осуществляющим при этом деятельность,
связанную с производством (реализацией)
подакцизных товаров.
Отмечаем, что беспрецедентное до
настоящего времени решение
Правительства Российской Федерации об
оказании финансовой поддержки
предпринимателям, осуществляющим
производство и (или) реализацию
подакцизных товаров, не отнесено к
предмету предоставления микрозаймов и
(или) гарантий (поручительства)
организациями инфраструктуры поддержки
субъектов МСП в связи с тем, что согласно
части 1 статьи 17 Федерального закона N
209-ФЗ к финансовой поддержке субъектов
МСП и организаций, образующих
инфраструктуру поддержки субъектов МСП,
относится предоставление субсидий,
бюджетных инвестиций, государственных и
муниципальных гарантий по
обязательствам субъектов МСП и
организаций, образующих инфраструктуру
поддержки субъектов МСП, за счет средств
бюджетов субъектов Российской
Федерации, средств местных бюджетов.
Учитывая изложенное, сообщаем,
что в настоящее время государственные
микрофинансовые организации и
региональные гарантийные организации
могут осуществлять предоставление
микрозаймов и гарантий (поручительств)
субъектам МСП, осуществляющим
производство и (или) реализацию
подакцизных товаров, за счет средств
капитализации организаций.
По
вопросу продления максимального срока
по вновь предоставляемым в период
действия режима чрезвычайной ситуации
или повышенной готовности на территории
субъекта Российской Федерации
микрозаймам сообщаем.
В
соответствии с пунктом 2.1.2.11 приказа
Минэкономразвития России от 14 марта 2019 г.
N 125 "Об утверждении Требований к
реализации мероприятий, осуществляемых
субъектами Российской Федерации,
бюджетам которых предоставляются
субсидии на государственную поддержку
малого и среднего предпринимательства в
субъектах Российской Федерации в целях
достижения целей, показателей и
результатов региональных проектов,
обеспечивающих достижение целей,
показателей и результатов федеральных
проектов, входящих в состав
национального проекта "Малое и
среднее предпринимательство и поддержка
индивидуальной предпринимательской
инициативы", и требований к
организациям, образующим инфраструктуру
поддержки субъектов малого и среднего
предпринимательства" (далее - приказ N
125) максимальный срок предоставления
микрозайма по программе
микрофинансирования не должен превышать
3 (три) года.
При
этом МФО вправе продлить максимальный
срок по действующим в период действия
режима чрезвычайной ситуации или
повышенной готовности на территории
того или иного субъекта Российской
Федерации микрозаймам до 5 лет в целях
снижения нагрузки на клиентов МФО и
предоставления им возможности
восстановления бизнеса. Это позволяет
осуществлять микрофинансовую поддержку
с предоставлением дополнительных мер,
сопутствующих реализации указанной
поддержки, - применением индивидуальных
графиков платежей по обязательствам
заемщиков на период предоставления
микрозайма, отсрочкой погашения
основного долга по договору микрозайма и
др.
При
этом максимальный срок по вновь
предоставляемым в указанных условиях
микрозаймам составляет не более 2 лет
(это требование реализуется со дня
вступления в силу приказа
Минэкономразвития России от 1 июня 2020 г. N
323). Такой срок обеспечивает оперативную
оборачиваемость средств МФО и
возможность предоставления льготных
микрозаймов вновь за счет поступивших
средств.
Учитывая изложенное, отмечаем,
что увеличение до 5 лет срока
предоставления микрозайма, действующего
до момента введения на территории того
или иного субъекта Российской Федерации
режима чрезвычайной ситуации или
повышенной готовности, а также
микрозайма, выданного с момента введения
одного из указанных режимов и до дня
вступления в силу приказа
Минэкономразвития России от 1 июня 2020 г. N
323, представляется возможным.
Вместе
с тем увеличение до 5 лет срока
предоставления микрозайма, выданного
при одновременном соблюдении двух
условий - со дня вступления в силу
приказа Минэкономразвития России от 1
июня 2020 г. N 323 и в период действия режима
чрезвычайной ситуации или повышенной
готовности на территории того или иного
субъекта Российской Федерации, является
нарушением требования
Минэкономразвития России.
Обращаем внимание, что в условиях
кризисных явлений продуктовая линейка
микрофинансовой организации должна быть
нацелена на финансирование
первоочередных нужд бизнеса (выплата
заработной платы, оплата налогов, сборов
и др.), в связи с чем предоставление
микрозаймов необходимо осуществлять
оперативно и на недолгие сроки.
Внесение изменений в приказ N 125 в
части корректировки указанных сроков не
планируется.
По
вопросу обеспечения соблюдения
требований к структуре совокупного
портфеля микрозаймов сообщаем.
Пунктом 2.1.2.13 приказа N 125
установлены требования к структуре
совокупного портфеля микрозаймов. Так,
доля микрозаймов, выданных вновь
зарегистрированным и действующим менее 1
(одного) года субъектам МСП и
самозанятым, должна составлять не менее
10% портфеля микрозаймов, такую же долю
должны занимать микрозаймы, выданные
заемщикам МФО без залогового
обеспечения.
Учитывая, что положения приказа N
125 позволяют МФО внедрять предложения,
различные по сроку, максимальному
размеру микрозайма, размеру процентной
ставки, цели финансирования и
учитывающие виды, продолжительность и
результаты деятельности целевой
аудитории, отмечаем широкие возможности
МФО в достижении вышеуказанных
показателей.
При
этом отмечаем, что микрозаймы для вновь
зарегистрированных и действующих менее 1
(одного) года субъектов МСП и самозанятых
могут предоставляться как при условии
залогового обеспечения, так и при его
отсутствии, - МФО с учетом оценки
потенциальной прибыльности проекта
заемщика, риска возникновения убытков
МФО при несвоевременном либо неполном
исполнении заемщиком своих обязательств
могут установить необходимость
залогового обеспечения при
предоставлении продуктов МФО,
разработанных и предложенных для
начинающих субъектов МСП и
самозанятых.
Одновременно микрозаймы без
залогового обеспечения могут выдаваться
как начинающим субъектам МСП и
самозанятым, так и действующим
предпринимателям. В случае если
микрозаймы без залогового обеспечения
предоставляются преимущественно
клиентам, действующим на рынке
продолжительное время и успешно
прошедшим проверку своей деловой
репутации, МФО обязана особо обозначить
перед собой задачи по достижению
необходимого объема выдачи микрозаймов
для начинающих субъектов МСП и
самозанятых. МФО вправе выбрать, как
будет привлекать в качестве клиентов
указанную целевую аудиторию:
сформировать для нее продуктовую
линейку, не требующую обеспечения, либо
предложить продукты с процентной
ставкой и иными условиями, приемлемыми и
востребованными для начинающих
субъектов МСП и самозанятых.
Обращаем внимание, что
отличительным признаком продуктов МФО
от традиционных банковских продуктов
является их доступность для
представителей бизнеса, в том числе
начинающих.
По
вопросу источника предоставления
микрофинансовой поддержки для
самозанятых сообщаем.
В
соответствии со статьей 14.1 Федерального
закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии
малого и среднего предпринимательства в
Российской Федерации" предусмотрена
поддержка самозанятых (физических лиц,
не являющихся индивидуальными
предпринимателями и применяющих
специальный налоговый режим "Налог на
профессиональный доход"), в том числе
микрофинансовая поддержка.
Приказом N 125 установлено, что
предоставление микрозаймов самозанятым
через канал МФО осуществляется за счет
средств денежных средств, полученные из
бюджетов всех уровней в рамках
государственной программы
"Экономическое развитие и
инновационная экономика" и (или) иных
госпрограмм, ранее действовавших
государственных программ, направленных
на поддержку малого и среднего
предпринимательства (программа
микрофинансирования).
При
этом в соответствии со статьей 2.1.2.10
приказа N 125 максимальный размер
единовременно выдаваемого микрозайма на
одного самозанятого по программе
микрофинансирования не должен превышать
1 млн рублей (установленный Федеральным
законом от 2 июля 2010 N 151-ФЗ "О
микрофинансовой деятельности и
микрофинансовых организациях").
Таким
образом, микрофинансовая поддержка
самозанятых оказывается за счет средств
капитализации МФО.
По
оказанию субъектам МСП и самозанятым
гарантийной поддержки региональными
гарантийными организациями (РГО) в
условиях ухудшения экономической
ситуации сообщаем.
В
соответствии с подпунктом 3 пункта 2.4
приказа Минэкономразвития России от 28
ноября 2016 г. N 763 "Об утверждении
требований к фондам содействия
кредитованию (гарантийным фондам, фондам
поручительств) и их деятельности"
(далее - приказ N 763) предоставление
поручительств и (или) независимых
гарантий осуществляется РГО в том числе
по обязательствам субъектов МСП,
связанным с уплатой процентов по
кредитным договорам, заключаемым с
кредитными организациями, в отношении
которых ранее поручительства и (или)
независимые гарантии не
предоставлялись.
Указанный продукт РГО может быть
предложен субъектам МСП в случае
введения режима повышенной готовности
или режима чрезвычайной ситуации на
территории, на которой соответствующие
субъекты МСП осуществляют свою
деятельность, при этом предоставление
поручительств и (или) независимых
гарантий осуществляется в отношении
обязательств по уплате указанных
процентов, возникающих в период действия
режима повышенной готовности или режима
чрезвычайной ситуации.
Так,
указанное положение обеспечивает
возможность предоставления
поручительства и (или) независимой
гарантии по процентным платежам по
кредитам коммерческих банков до 70% от
суммы, накопленной после 1 числа месяца, в
котором объявлено введение режима
повышенной готовности или режима
чрезвычайной ситуации, при условии
реструктуризации (отсрочки) уплаты этих
процентов коммерческими банками за
период такой отсрочки.
Одновременное предоставление
поручительства и (или) независимой
гарантии по одному кредитному договору в
обеспечение исполнения обязательств по
основному долгу и процентам за
пользование кредитом исключается.
В
соответствии с абзацем вторым пункта 3.4 в
случае введения режима повышенной
готовности или режима чрезвычайной
ситуации гарантийный лимит на заемщика,
осуществляющего деятельность на
территории, в отношении которой введен
один из указанных режимов, то есть
предельная сумма обязательства РГО по
договору поручительства и (или)
независимой гарантии в отношении одного
субъекта МСП (самозанятого) не может
превышать 80% от суммы обязательств по
такому договору, но не более 15%
гарантийного капитала РГО в отношении
всех договоров поручительств и (или)
независимых гарантий, действующих в
отношении одного субъекта МСП
(самозанятого).
Другими словами, с учетом решений
региональных органов исполнительной
власти, направленных на расширение
поддержки субъектов МСП (самозанятых) в
условиях ухудшения ситуации, РГО вправе
установить повышенный размер
ответственности в период действия в
соответствующем регионе режима
повышенной готовности или режима
чрезвычайной ситуации. При этом
повышенный размер ответственности РГО
устанавливается в рамках общего объема
гарантийного капитала РГО.
Обращаем внимание, что в
соответствии с приказом
Минэкономразвития России от 9 сентября
2020 г. N 586 "Об утверждении Основных
положений развития национальной
гарантийной системы поддержки малого и
среднего предпринимательства на период
до 2024 года" (далее - приказ N 586) одной из
ключевых целей развития НГС является
обеспечение с участием НГС расширения
доступа субъектов МСП (самозанятых) к
финансовой поддержке в условиях
ухудшения экономической ситуации и
восстановления экономики посредством
реализации антикризисных мер.
Учитывая изложенное, отмечаем,
что перечисленные положения приказа N 763
являются обязательными для включения во
внутренние нормативные документы (ВНД)
РГО.
По
вопросу обеспечения предоставления
поручительства и (или) независимой
гарантии РГО без проведения двойного
андеррайтинга (далее - Механизм) и
одновременного соблюдения пункта 8.2
приказа N 763 сообщаем.
Указанным пунктом приказа N 763
предусмотрена оценка правоспособности и
проверка деловой репутации заемщика, а в
случаях, установленных ВНД РГО,
проводится также проверка лиц,
обеспечивающих исполнение
обязательства субъекта МСП
(самозанятого), и оценка кредитного риска
в порядке и в соответствии с условиями,
установленными ВНД РГО.
Таким
образом, РГО вправе закрепить в своих
внутренних документах положение о том,
что оценка кредитного риска РГО
осуществляется в рамках реализации
Механизма, что не противоречит
требованиям приказа N 763.
Дополнительно сообщаем, что
приказом N 586 установлена необходимость
проведения участниками НГС работы по
сокращению сроков рассмотрения заявки
на предоставление гарантийной поддержки
в целях расширения гарантийной
поддержки субъектов МСП и самозанятых.
Так, одним из условий реализации
развития НГС является применение РГО
специальных режимов рассмотрения
заявок, включая Механизм.
По
вопросу расширения перечня обязательств
субъектов МСП и самозанятых,
обеспечиваемых поручительствами и (или)
независимыми гарантиями РГО, сообщаем.
В
соответствии с пунктом 2.4 приказа N 763
установлен перечень обязательств
субъектов МСП и самозанятых, в целях
обеспечения которых РГО предоставляет
поручительства и (или) независимые
гарантии. Так, в соответствии с
подпунктом 2 указанного пункта РГО
вправе предоставлять поручительства и
(или) независимые гарантии, основанным в
том числе на иных договорах (не
основанным на договорах
финансирования).
При
этом разработка Минэкономразвития
России механизма оказания РГО
гарантийной поддержки по иным
обязательствам субъектов МСП и
самозанятых не планируется. Департамент
полагает, что РГО с учетом решений
региональных органов исполнительной
власти, направленных на расширение
гарантийной поддержки субъектов МСП
(самозанятых), вправе самостоятельно
разработать механизм оказания
гарантийной поддержки по иным
обязательствам субъектов МСП и
самозанятых и закрепить соответствующие
положения в ВНД РГО.
При
разработке соответствующих продуктов
полагаем целесообразным
руководствоваться общими положениями
приказа N 763, однако при поступлении
конкретных и развернутых предложений по
внесению изменений в приказ N 763 в части
дополнения перечня обязательств
субъектов МСП и самозанятых Департамент
их рассмотрит.
Обращаем внимание, что в
соответствии с Положением о
Министерстве экономического развития
Российской Федерации, утвержденным
постановлением Правительства
Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437,
Минэкономразвития России не наделено
полномочиями по официальному толкованию
нормативных правовых актов Российской
Федерации и даче соответствующих
разъяснений. Учитывая изложенное, данные
разъяснения не являются обязательными
для правоприменителей.
Дополнительно сообщаем, что
предоставление МФО и РГО ежеквартальной
отчетности в соответствии с приказом
Минэкономразвития Российской Федерации
от 29 мая 2009 г. N 198 "Об утверждении форм и
сроков представления документов,
необходимых для получения субсидий из
федерального бюджета бюджетам субъектов
Российской Федерации на государственную
поддержку малого и среднего
предпринимательства, включая
крестьянские (фермерские) хозяйства, и
документов, подтверждающих
осуществление расходов бюджетов
субъектов Российской Федерации,
источником финансового обеспечения
которых являются субсидии" не
требуется. Начиная с 2019 года, указанные
организации обеспечивают заполнение
ежеквартальных данных о результатах
текущей деятельности в
автоматизированную информационную
систему "Мониторинг МСП"
(http://monitoring.corpmsp.ru) в соответствии с
приказом Минэкономразвития России от 19
февраля 2020 г. N 77 "Об утверждении
Порядка, сроков и форм представления
информации, предусмотренной пунктом 5
Правил проведения акционерным обществом
Федеральная корпорация по развитию
малого и среднего
предпринимательства" мониторинга
оказания федеральными органами
исполнительной власти, органами
исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, органами местного
самоуправления поддержки субъектам
малого и среднего предпринимательства и
организациям, образующим инфраструктуру
поддержки субъектов малого и среднего
предпринимательства, и мониторинга
оказания организациями, образующими
инфраструктуру поддержки субъектов
малого и среднего предпринимательства,
поддержки субъектам малого и среднего
предпринимательства, а также состава
такой информации и о внесении изменений
и признании утратившими силу некоторых
приказов Минэкономразвития России,
устанавливающих требования по
представлению информации в рамках
мониторинга реализации мероприятий
государственной поддержки малого и
среднего предпринимательства".
Изложенную информацию просим
довести до МФО и РГО в оперативном
порядке.
Заместитель директора
Департамента инвестиционной политики
и развития предпринимательства
О.А.Тетерина
Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен
по:
рассылка
Ссылается на
- Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (с изменениями на 10 марта 2022 года)
- Об особенностях предоставления в 2020-2022 годах субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) и индивидуальным предпринимателям, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (с изменениями на 17 февраля 2022 года)
- О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации (с изменениями на 12 июня 2024 года)
- О Министерстве экономического развития Российской Федерации (с изменениями на 12 августа 2024 года)
- О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях (с изменениями на 22 июля 2024 года) (редакция, действующая с 1 сентября 2024 года)