ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 декабря 2020 года № 1030
О
внесении изменений в государственную
программу
"Развитие здравоохранения Нижегородской
области",
утвержденную постановлением
Правительства
Нижегородской области от 26 апреля 2013 г. №
274
Правительство Нижегородской
области постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу "Развитие здравоохранения Нижегородской области", утвержденную постановлением Правительства Нижегородской области от 26 апреля 2013 г. № 274.
2.
Настоящее постановление подлежит
официальному опубликованию.
Губернатор
Г.С.Никитин
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Нижегородской области
от 15 декабря 2020 г. № 1030
Изменения,
которые вносятся в государственную
программу
"Развитие здравоохранения Нижегородской
области",
утвержденную постановлением
Правительства
Нижегородской области от 26 апреля 2013 г. №
274
1.
Раздел "Паспорт Программы" изложить в
следующей редакции:
"Паспорт
Программы
* - объемы и
источники финансирования на 2021-2024 годы
будут уточнены после внесения изменений
в Закон Нижегородской области об
областном бюджете на соответствующий
период.".
2.
После подпрограммы 20 "Капитальный ремонт
государственных организаций
Нижегородской области" дополнить
подпрограммой следующего содержания:
"Подпрограмма 21
"Региональная программа
модернизации первичного звена
здравоохранения Нижегородской
области"
1. Паспорт
Подпрограммы 21
2. Текст Подпрограммы
21
2.1. Содержание проблемы
Подпрограмма 21
представляет собой комплекс
социально-экономических,
организационных и других мероприятий,
увязанных по ресурсам, исполнителям,
срокам реализации и направленных на
модернизацию первичного звена
здравоохранения в Нижегородской
области.
Подпрограмма 21 разработана в
соответствии с нормативными правовыми
актами Российской Федерации и
Нижегородской области, регулирующими
вопросы охраны здоровья граждан.
Анализ
медико-демографической ситуации.
На протяжении последних 3
лет сохраняется устойчивая тенденция
снижения рождаемости и общего
коэффициента смертности населения,
результатом чего является дальнейшее
увеличение темпов убыли населения
Нижегородской области:
Показатель рождаемости снизился с
11,9 (на 1000 населения) в 2016 году до 9,0 - в 2019
году (РФ - 10,1).
Смертность сократилась с 15,4 (на 1000
населения) до 14,6 - в 2019 году. Число
сохраненных жизней выросло. Если в 2016
году удалось сохранить 11,4 тыс. человек,
то по итогам 2019 года - 18,1 тыс. человек.
При этом показатель уровня
смертности в Нижегородской области
остается значительно выше
среднероссийского показателя. И выше
аналогичных показателей по Приволжскому
федеральному округу.
Так, по данным за 2019 год уровень
смертности в среднем по Российской
Федерации составил 12,3 случая на 1000
населения, по Нижегородской области - 14,6
случая на 1000 населения. Среди регионов в
Российской Федерации - это 71 место (из 85
субъектов Российской Федерации).
По Приволжскому федеральному
округу уровень смертности в среднем за
2019 год составил 12,9 случая на 1000
населения. Среди регионов Приволжского
федерального округа Нижегородская
область занимает 14 последнее место.
По уровню смертности в
трудоспособном возрасте в Нижегородской
области также регистрируется превышение
аналогичных показателей по Российской
Федерации: 526,3 случаев на 100 тыс.
населения против 466,9 случаев на 100 тыс.
населения в порядке упоминания.
Основными причинами сложившейся
ситуации является:
1.
Высокий удельный вес в общей численности
населения лиц старших возрастов.
Так по итогам 2019 года доля лиц
трудоспособного возраста - 28,5% (в РФ -
25,9%).
Причем, доля населения в
трудоспособном возрасте год от года
сокращается. За 2018 год численность
трудоспособных граждан сократилась на
30,9 тыс. человек, численность лиц
пенсионного возраста соответственно
увеличилась на 8 тыс. человек.
2.
Нарастание миграции населения из села в
город, что способствует вымиранию мелких
сельских населенных пунктов, а значит и
сокращению таких объектов
здравоохранения как функционирования на
их территории полноценных
фельдшерско-акушерских и фельдшерских
пунктов и других видов первичной
медико-санитарной помощи.
На 1 января 2020 года в Нижегородской
области доля городского населения
составила 79,7% (2,6 млн. человек), сельское
население составляет - 20,3% (650,4 тыс.
человек).
За период с 2012 года общее
сокращение численности сельского
населения составило 52,8 тыс. населения. В
пересчете на количество населенных
пунктов, где по нормативам возможно
строительство стационарного ФАП или ФП
это составило 528 населенных пунктов.
На протяжении последних лет
тенденция роста темпов сокращения
сельского населения нарастает (2016 год -
на 0,5%, 2017 год - на 0,6%, 2018 год - на 0,8%, 2019 год -
1%).
Сокращение сельского населения,
нормативные ограничения по развитию
стационарной медицинской помощи
обусловили необходимость реализации
комплекса мер по развитию других форм
оказания первичной помощи населению, а
также необходимость полной модернизации
первичного звена здравоохранения
региона.
Анализ смертности населения в
разрезе половозрастного состава
населения и в разрезе мест проживания
нижегородцев позволил определить
приоритеты и соответствующие
мероприятия по совершенствованию
организации медицинской помощи
населению.
- сохранение населения, здоровье и
благополучие людей;
- комфортная и безопасная среда для
жизни.
Кроме того, мероприятия программы
модернизации первичного звена
здравоохранения Нижегородской области
позволят обеспечить достижение целей и
целевых показателей национального
проекта "Здравоохранение":
- снижение показателей смертности
от болезней системы кровообращения (до 450
случаев на 100 тыс. населения);
- обеспечение охвата всех граждан
профилактическими медицинскими
осмотрами не реже одного раза в год;
- обеспечение оптимальной
доступности для населения (в том числе
для жителей населённых пунктов,
расположенных в отдалённых местностях)
медицинских организаций, оказывающих
первичную медико-санитарную помощь;
- оптимизация работы медицинских
организаций, оказывающих первичную
медико-санитарную помощь, сокращение
времени ожидания в очереди при обращении
граждан в указанные медицинские
организации, упрощение процедуры записи
на приём к врачу.
2.2. Цели и
задачи Подпрограммы 21
Основной целью
Подпрограммы является обеспечение
доступности и качества первичной
медико-санитарной помощи и медицинской
помощи, оказываемой в сельской
местности, рабочих поселках, поселках
городского типа и малых городах с
численностью населения до 50 тыс. человек,
обеспечение приоритета интересов
пациента при оказании первичной
медико-санитарной помощи, обеспечение
соблюдения прав граждан при оказании
первичной медико-санитарной помощи,
обеспечение приоритета профилактики при
оказании первичной медико-санитарной
помощи, повышение ответственности
органов государственной власти и
органов местного самоуправления,
должностных лиц организаций за
обеспечение прав граждан при
организации первичной медико-санитарной
помощи.
Задачами Подпрограммы являются:
1. Организация оказания медицинской помощи с приближением к месту жительства, месту обучения или работы исходя из потребностей всех групп населения с учетом трехуровневой системы оказания медицинской помощи.
2. Обеспечение транспортной доступности медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями здоровья.
3. Оснащение медицинских организаций, на базе которых оказывается первичная медико-санитарная помощь, а также центральных районных и районных больниц оборудованием для оказания медицинской помощи с учетом особых потребностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями здоровья.
4. Устранение дефицита кадров в первичном звене здравоохранения и повышение уровня их квалификации, в том числе в целях обеспечения возможности выбора медицинской организации и врача.
5. Обеспечение потребности в дорогостоящих диагностических исследованиях, проводимых в амбулаторных условиях, и выделение их из подушевого норматива финансирования оказания первичной медико-санитарной помощи.
6. Введение коэффициентов дифференциации для подушевого норматива финансирования на прикрепившихся лиц для медицинских организаций, расположенных в сельской местности, рабочих поселках, поселках городского типа и малых городах.
7. Создание механизма мотивации руководителей и медицинских работников медицинских организаций первичного звена здравоохранения с учетом степени соответствия медицинской организации статусу медицинской организации, внедряющей новую модель.
8. Разработка и утверждение территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи с учетом результатов реализации мероприятий региональной программы.
9. Реализация мероприятий пилотного проекта по вовлечению частных медицинских организаций в оказание медико-социальных услуг лицам в возрасте 65 лет и старше.
10. Профилактика осложнений сердечно-сосудистых заболеваний у пациентов высокого риска путем обеспечения лекарственными препаратами граждан, которые перенесли острое нарушение мозгового кровообращения, инфаркт миокарда и другие острые сердечно-сосудистые заболевания или операции на сосудах и которые получают медицинскую помощь в амбулаторных условиях.
11.
Своевременная реализация и
корректировка мероприятий региональной
программы модернизации первичного звена
здравоохранения.
Достижение цели и решение задач
Подпрограммы осуществляется путем
выполнения комплекса мероприятий,
скоординированного по срокам, ресурсам,
исполнителям и результатам.
2.3. Сроки и этапы реализации Подпрограммы 21
Подпрограмма реализуется в один
этап: с 2021 по 2025 год (в соответствии с
выделенными объемами финансирования).
2.4. Основные
мероприятия Подпрограммы 21
Основными мероприятиями
Подпрограммы 21 в соответствии с целью
являются:
- оптимизация территориальных схем
размещения объектов здравоохранения;
- осуществление нового
строительства (его завершение), замены
зданий в случае высокой степени износа,
наличия избыточных площадей медицинских
организаций и их обособленных
структурных подразделений, на базе
которых оказывается первичная
медико-санитарная помощь (поликлиники,
поликлинические подразделения,
амбулатории отделения (центры) врача
общей практики, фельдшерско-акушерские и
фельдшерские пункты), а также зданий
(отдельных зданий, комплексов зданий)
центральных районных и районных
больниц;
- осуществление капитального
ремонта зданий медицинских организаций
и их обособленных структурных
подразделений, на базе которых
оказывается первичная медико-санитарная
помощь (поликлиники, поликлинические
подразделения, амбулатории отделения
(центры) врача общей практики,
фельдшерско-акушерские и фельдшерские
пункты), а также зданий (отдельных зданий,
комплексов зданий) центральных районных
и районных больниц;
- оснащение автомобильным
транспортом медицинских организаций,
оказывающих первичную медико-санитарную
помощь, центральных районных и районных
больниц, расположенных в сельской
местности, поселках городского типа и
малых городах (с численностью населения
до 50 тыс. человек), для доставки пациентов
в медицинские организации, медицинских
работников до места жительства
пациентов, а также для перевозки
биологических материалов для
исследований, доставки лекарственных
препаратов до жителей отдаленных
районов;
- с учетом паспортов медицинских
организаций приведение
материально-технической базы
медицинских организаций, оказывающих
первичную медико-санитарную помощь
взрослым и детям, их обособленных
структурных подразделений, центральных
районных и районных больниц в
соответствие с требованиями порядков
оказания медицинской помощи, их
дооснащение и переоснащение
оборудованием для оказания медицинской
помощи.
Перечень мероприятий представлен в
таблице 1 Подпрограммы 21.
Таблица 1
Система
программных мероприятий Подпрограммы
21*
* Подробный набор программных мероприятий в разрезе участников подпрограммы 21 утвержден постановлением Правительства Нижегородской области от 15 декабря 2020 г. № 1029 "Об утверждении региональной программы модернизации первичного звена здравоохранения Нижегородской области".
2.5.
Индикаторы достижения цели Подпрограммы
21
Информация о составе и
значении показателей (индикаторов)
приведена в таблице 2
Таблица 2
Показатели
(индикаторы) Подпрограммы 21
2.6. Показатели
непосредственных результатов
реализации Подпрограммы 21
Непосредственные
результаты реализации Подпрограммы 21
представлены в таблице 3.
Таблица 3
Непосредственные результаты реализации
Подпрограммы 21
№ п/п |
Наименование непосредственного результата |
Ед. измерения |
Значения непосредственного результата (по годам) |
ВСЕГО | ||||
|
|
|
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
|
1 |
Осуществление нового строительства и реконструкции |
ед. |
24 |
27 |
29 |
21 |
12 |
113 |
2 |
Капитальный ремонт объектов здравоохранения |
ед. |
126 |
201 |
291 |
283 |
183 |
664 |
3 |
Оснащение автомобильным транспортом |
ед. |
321 |
258 |
250 |
419 |
336 |
1 584 |
4 |
Дооснащение и переоснащение оборудованием |
ед. |
377 |
202 |
82 |
129 |
59 |
849 |
2.7. Финансовое
обеспечение Подпрограммы 21
Финансирование мероприятий Подпрограммы 21 осуществляется из средств федерального и областного бюджета в пределах средств, предусмотренных на соответствующий финансовый год.
2.8. Анализ
рисков реализации Подпрограммы 21
В процессе реализации Подпрограммы 21 могут проявиться внешние факторы, негативно влияющие на ее реализацию. Перечень и способы управления рисками указаны в таблице 4 Подпрограммы 21.
Таблица 4
Оценка
рисков реализации Подпрограммы 21
Группа рисков |
Название риска |
Способ управления риском |
Финансовые |
Сокращение финансирования мероприятий реализации программы за счет федерального бюджета |
- сокращение
объема реализации мероприятий |
|
Сокращение финансирования мероприятий реализации программы за счет областного бюджета |
- сокращение
объема реализации мероприятий |
Организационные |
Срыв сроков запуска мероприятия |
- планирование
процесса реализации мероприятий на
этапе разработки проекта программы
модернизации |
|
Длительный процесс проведения конкурсных процедур по закупкам |
|
|
Недостижение ожидаемых результатов от реализации программных мероприятия |
|
Нормативно-правовые |
Внесение существенных изменений в нормативно-правовые документы в период реализации программы |
Корректировка программных мероприятий |
В рамках календарного года
основными исполнителями Подпрограммы 21
с учетом выделяемых финансовых средств
уточняются целевые показатели и затраты
по программным мероприятиям. По итогам
года проводится анализ эффективности
проведенных мероприятий, расходования
финансовых ресурсов.
Отчетность по реализации
мероприятий Подпрограммы 21
осуществляется в соответствии с
действующим законодательством.
3. Оценка планируемой
эффективности Подпрограммы 21
Эффективность Подпрограммы
21 оценивается ежегодно на основании
сравнения фактически достигнутых
значений целевых показателей
(индикаторов) с их планируемыми
значениями, приведенными в Приложении 1 к
Программе.
По итогам реализации Подпрограммы
21 к 2025 году будут:
- осуществлено строительство 113
объектов здравоохранения;
- выполнен капитальный ремонт 664
объектов здравоохранения;
- приобретено и заменено 1 584 единицы
автомобильного транспорта;
- приобретено и заменено 849 единиц
медицинского оборудования.".
3. Приложение 2 к Программе изложить в следующей редакции:
"ПРИЛОЖЕНИЕ 2
к государственной программе
"Развитие здравоохранения
Нижегородской области"
Ресурсное обеспечение и прогнозная
оценка
расходов федерального бюджета,
бюджетов государственных
внебюджетных фондов,
консолидированного бюджета
Нижегородской области
и юридических лиц на реализацию
целей
Программы развития
здравоохранения
Нижегородской области (тыс.
руб.)
".
Документ получен из
эталонного банка
данных правовой информации Губернатора
и Правительства Нижегородской
области
Ссылается на
- Об утверждении порядка организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий
- Градостроительный кодекс Российской Федерации (с изменениями на 26 декабря 2024 года) (редакция, действующая с 1 марта 2025 года)
- Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации (с изменениями на 28 декабря 2024 года) (редакция, действующая с 1 марта 2025 года)