МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО
РАЗВИТИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ПРИКАЗ
от 27 января 2021 года N 80
Об утверждении Обзора практики
осуществления министерством труда и
социального развития Краснодарского
края регионального государственного
контроля (надзора) за 2020 год
В соответствии со статьей 8.2
Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N
294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей при
осуществлении государственного
контроля (надзора) и муниципального
контроля", постановлением
Правительства Российской Федерации от 26
декабря 2018 г. N 1680 "Об утверждении общих
требований к организации и
осуществлению органами
государственного контроля (надзора),
органами муниципального контроля
мероприятий по профилактике нарушений
обязательных требований, требований,
установленных муниципальными правовыми
актами" приказываю:
1. Утвердить Обзор практики
осуществления министерством труда и
социального развития Краснодарского
края регионального государственного
контроля (надзора) за 2020 год (приложение).
2. Отделу информационно-аналитической и
методической работы (Гаврилец И.В.):
обеспечить направление настоящего
приказа для размещения (опубликования)
на официальном сайте администрации
Краснодарского края в
информационно-телекоммуникационной
сети "Интернет";
обеспечить размещение настоящего
приказа на официальном сайте
министерства труда и социального
развития Краснодарского края (www.sznkuban.ru).
3. Приказ вступает в силу со дня его
подписания.
Заместитель министра
Н.А.КИСЕЛЕВА
Приложение
Утвержден
приказом
министерства труда
и социального развития
Краснодарского края
от 27 января 2021 г. N 80
ОБЗОР ПРАКТИКИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
МИНИСТЕРСТВОМ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО
РАЗВИТИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
РЕГИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) ЗА 2020 ГОД
Обзор практики осуществления
министерством труда и социального
развития Краснодарского края (далее -
министерство) регионального
государственного контроля (надзора)
(далее - обзор) подготовлен в
соответствии с пунктом 2 статьи 8.2
Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N
294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей при
осуществлении государственного
контроля (надзора) и муниципального
контроля" (далее - Федеральный закон от
26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ) и пунктом 38 Общих
требований к организации и
осуществлению органами
государственного контроля (надзора),
органами муниципального контроля
мероприятий по профилактике нарушений
обязательных требований, требований
установленных муниципальными правовыми
актами, утвержденных постановлением
Правительства Российской Федерации от 26
декабря 2018 г. N 1680.
Обзор обобщает вопросы применения
законодательства при осуществлении
регионального государственного
контроля (надзора) в сфере социального
обслуживания, за приемом на работу
инвалидов в пределах установленной
квоты с правом проведения проверок,
выдачи обязательных для исполнения
предписаний и составления протоколов, а
также за достоверностью, актуальностью и
полнотой сведений об организациях
отдыха детей и их оздоровления,
содержащихся в реестре организаций
отдыха детей и их оздоровления,
расположенных на территории
Краснодарского края (далее -
региональный государственный контроль
(надзор).
Целью проведения обобщения и анализа
правоприменительной практики при
осуществлении регионального
государственного контроля (надзора)
является обеспечение единства практики
применения федеральных законов и иных
нормативных правовых актов Российской
Федерации, законов и иных нормативных
правовых актов Краснодарского края,
обязательность применения которых
установлена законодательством
Российской Федерации, обеспечение
доступности сведений о
правоприменительной практике
министерства путем их опубликования,
снижение количества нарушений
обязательных требований и повышение
уровня защищенности охраняемых законом
ценностей за счет обеспечения
информированности подконтрольных
субъектов о практике применения
обязательных требований,
совершенствование нормативных правовых
актов для устранения устаревших,
дублирующих и избыточных обязательных
требований, устранения избыточных
контрольно-надзорных функций.
Региональный государственный контроль
(надзор) за приемом на работу инвалидов в
пределах установленной квоты с правом
проведения проверок, выдачи
обязательных для исполнения предписаний
и составления протоколов осуществляется
министерством в соответствии с Законом
Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N
1032-1 "О занятости населения в
Российской Федерации", Федеральным
законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О
социальной защите инвалидов в
Российской Федерации", Федеральным
государственным стандартом
государственной функции надзора и
контроля за приемом на работу инвалидов
в пределах установленной квоты с правом
проведения проверок, выдачи
обязательных для исполнения предписаний
и составления протоколов, утвержденным
приказом министерства труда и
социальной защиты Российской Федерации
от 30 апреля 2013 г. N 181н, Законом
Краснодарского края от 28 июня 2007 г. N 1258-КЗ
"Об органах труда и занятости
населения Краснодарского края",
постановлением главы администрации
(губернатора) Краснодарского края от 21
декабря 2015 г. N 1240 "О министерстве труда
и социального развития Краснодарского
края", постановлением главы
администрации (губернатора)
Краснодарского края от 26 ноября 2018 г. N 767
"О региональном государственном
контроле (надзоре) за приемом на работу
инвалидов в пределах установленной
квоты с правом проведения проверок,
выдачи обязательных для исполнения
предписаний и составления
протоколов", приказом министерства
труда и социального развития
Краснодарского края от 11 февраля 2019 г. N 136
"Об утверждении Административного
регламента осуществления регионального
государственного контроля (надзора) за
приемом на работу инвалидов в пределах
установленной квоты с правом проведения
проверок, выдачи обязательных для
исполнения предписаний и составления
протоколов".
Региональный государственный контроль
за достоверностью, актуальностью и
полнотой сведений об организациях
отдыха детей и их оздоровления,
содержащихся в реестре организаций
отдыха детей и их оздоровления,
расположенных на территории
Краснодарского края, осуществляется
министерством в соответствии с
Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ
"Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации, Законом
Краснодарского края от 29 марта 2005 г. N
849-КЗ "Об обеспечении прав детей на
отдых и оздоровление в Краснодарском
крае", постановлением главы
администрации (губернатора)
Краснодарского края от 24 августа 2020 г. N 493
"О региональном государственном
контроле за достоверностью,
актуальностью и полнотой сведений об
организациях отдыха детей и их
оздоровления, содержащихся в реестре
организаций отдыха детей и их
оздоровления, расположенных на
территории Краснодарского края".
Порядок формирования и ведения реестра
организаций отдыха детей и их
оздоровления, расположенных на
территории Краснодарского края (далее -
реестр), утвержден приказом министерства
от 20 марта 2020 г. N 356.
Структура и состав сведений, включаемых
в реестр, формируется с учетом типового
реестра организаций отдыха детей и их
оздоровления, разработанного в
соответствии с приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 21
октября 2019 г. N 570 "Об утверждении общих
принципов формирования и ведения
реестров организаций отдыха детей и их
оздоровления, а также типового реестра
организаций отдыха детей и их
оздоровления".
Общими принципами формирования и
ведения реестра являются:
информационная открытость и
общедоступность сведений о деятельности
организаций для потребителей услуг по
отдыху и оздоровлению детей и
организаторов отдыха и оздоровления
детей;
актуальность сведений об организациях,
содержащихся в реестре;
полнота и достоверность сведений об
организациях, содержащихся в реестре;
единство требований, предъявляемых к
организациям при их включении в реестр;
повышение качества и безопасности
отдыха и оздоровления детей;
обеспечение информационной доступности
о деятельности организаций;
систематизация сведений об
организациях.
Региональный государственный контроль
(надзор) в сфере социального
обслуживания осуществляется
министерством в соответствии с
Федеральным законом Российской
Федерации от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об
основах социального обслуживания
граждан в Российской Федерации",
Законом Краснодарского края от 5 ноября
2014 г. N 3051-КЗ "О социальном обслуживании
населения на территории Краснодарского
края", постановлением главы
администрации (губернатора)
Краснодарского края от 21 декабря 2015 г. N
1240 "О министерстве труда и социального
развития Краснодарского края",
постановлением главы администрации
(губернатора) Краснодарского края от 18
апреля 2019 г. N 231 "О региональном
государственном контроля (надзоре) в
сфере социального обслуживания",
приказом министерства от 8 апреля 2019 г. N
556 "Об утверждении Административного
регламента осуществления регионального
государственного контроля (надзора) в
сфере социального обслуживания".
Указанные акты являются достаточными,
полными, объективными и доступными для
юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей, а также возможными для
осуществления контроля, доступны для
ознакомления, и размещены на официальном
сайте министерства (http://www.sznkuban.ru) в
разделе "Региональный
государственный контроль (надзор)".
Риск-ориентированный подход при
осуществлении указанных видов
регионального государственного
контроля (надзора) не применяется.
Проверки осуществляются путем
проведения плановых и внеплановых
документарных и выездных проверок.
Внеплановые проверки в 2020 году не
проводились ввиду отсутствия оснований,
предусмотренных Федеральным законом от
26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ.
В связи с мерами по предотвращению
распространения новой коронавирусной
инфекции (COVID-19), во исполнение Поручения
Председателя Правительства Российской
Федерации от 18 марта 2020 г. N ММ-П36-1945,
постановления Правительства Российской
Федерации от 3 апреля 2020 г. N 438 "Об
особенностях осуществления в 2020 году
государственного контроля (надзора),
муниципального контроля и о внесении
изменения в пункт 7 Правил подготовки
органами государственного контроля
(надзора) и органами муниципального
контроля ежегодных планов проведения
плановых проверок юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей", с 23
марта 2020 г. по 31 декабря 2020 г.
министерством отменены проверки,
которые отнесены к компетенции
министерства труда и социального
развития Краснодарского края в рамках
осуществления регионального
государственного контроля (надзора), и в
отношении которых применяются положения
Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N
294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей при
осуществлении государственного
контроля (надзора) и муниципального
контроля", за исключением проведения
внеплановых проверок, основанием для
которых является причинение вреда жизни,
здоровью граждан, возникновение
чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера, проверок,
результатом которых является выдача
разрешений, лицензий, аттестатов
аккредитации, иных документов, имеющих
разрешительный характер.
В соответствии с планом проведения
плановых проверок юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей,
утвержденным министерством и
согласованным с прокуратурой
Краснодарского края и Южной
транспортной прокуратурой, в 2020 году
было запланировано проведение 313
проверок. Проведено 66 проверок, выявлено
10 нарушений в 6 организациях, выдано 5
предписаний об устранении выявленных
нарушений. Все нарушения устранены в
установленные в предписаниях сроки.
В целях принятия мер в отношении
работодателей, не выполняющих
установленную квоту для приема на работу
инвалидов, министерством составлено 4
протокола об административных
правонарушениях, материалы направлены
мировым судьям для рассмотрения дел по
существу. К административной
ответственности по части 1 статьи 5.42
Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях
привлечено три должностных лица на общую
сумму 15000 рублей, в отношении одного
должностного лица вынесено устное
замечание.
Проверки достоверности, актуальности и
полноты сведений об организациях отдыха
детей и их оздоровления, содержащихся в
реестре организаций отдыха детей и их
оздоровления, расположенных на
территории Краснодарского края, в 2020
году министерством не проводились.
Информация о плановых проверках
размещена в федеральной государственной
информационной системе "Единый реестр
проверок" в сроки, установленные
постановлением Правительства
Российской Федерации от 8 апреля 2015 г. N 415
"О Правилах формирования и ведения
единого реестра проверок".
Случаев причинения юридическими лицами
и индивидуальными предпринимателями, в
отношении которых осуществлялись
контрольно-надзорные мероприятия, вреда
жизни и здоровью граждан не выявлено.
В 2020 году проверки, результаты которых
признаны недействительными, а также
проведенные с нарушением требований
законодательства Российской Федерации о
порядке их проведения, отсутствовали.
Факты оспаривания в суде юридическими
лицами и индивидуальными
предпринимателями оснований и
результатов проведения в их отношении
мероприятий по контролю в отчетном
периоде отсутствуют.
В целях выявления причин и условий,
способствующих нарушениям обязательных
требований, министерством разработана
Программа профилактики нарушений
обязательных требований при
осуществлении регионального
государственного контроля (надзора).
В соответствии с утвержденной
программой в 2020 году были осуществлены
следующие мероприятия:
перечни правовых актов, содержащих
обязательные требования, соблюдение
которых оценивается при проведении
мероприятий по контролю (надзору) по
приему на работу инвалидов в пределах
установленной квоты, в сфере социального
обслуживания и за достоверностью,
актуальностью и полнотой сведений об
организациях отдыха детей и их
оздоровления, содержащихся в реестре
организаций отдыха детей и их
оздоровления, расположенных на
территории Краснодарского края,
утверждены приказом министерства от 11
августа 2017 г. N 1167 и размещены на
официальном сайте министерства. С целью
поддержания перечней нормативных
правовых актов в актуальном состоянии в
течение года в них вносились изменения
(приказы министерства: от 15 января 2020 г. N
34, от 21 сентября 2020 г. N 1327 и от 30 декабря 2020
г. N 2168). Кроме того, актуализированы на
официальном сайте министерства тексты 17
нормативных правовых актов, включенных в
перечни нормативно-правовых актов или их
отдельных частей, содержащих
обязательные требования;
с целью информирования юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей по
вопросам соблюдения обязательных
требований министерством размещены на
официальном сайте руководства по
соблюдению обязательных требований в
сфере социального обслуживания и в
области квотирования рабочих мест для
инвалидов, утвержденные приказом
министерства от 25 декабря 2019 г. N 2476.
Данные руководства содержат
рекомендации по соблюдению обязательных
требований поставщиками социальных
услуг и работодателями, создающими
(выделяющими) рабочие места в счет
установленной квоты.
Выдано одно предостережение о
недопустимости нарушений обязательных
требований.
В 2020 году активно велась разъяснительная
работа по вопросам соблюдения
обязательных требований, установленных
законодательством в сфере квотирования
рабочих мест для трудоустройства
инвалидов, в сфере социального
обслуживания, а также достоверности,
актуальности и полноты сведений об
организациях отдыха детей и их
оздоровления. Проведено более 400
семинаров-совещаний для 9978
работодателей, работников учреждений,
подведомственных министерству. На 129
заседаниях круглых столов
присутствовало более 700 участников.
Представители министерства более 40 раз
выступили на ТВ и радио, опубликовано
более 280 материалов в средствах массовой
информации и в интернет-ресурсах.
Консультативная помощь по вопросам
соблюдения обязательных требований
оказана около 600 гражданам и
представителям работодателей.
Изготовлено около 6000 информационных
материалов (буклетов, памяток, листовок).
Характерными нарушениями обязательных
требований, выявленных в ходе
регионального государственного
контроля (надзора) являются:
в сфере квотирования рабочих мест для
инвалидов:
отсутствие в организации квотируемых
рабочих мест для приема на работу
инвалидов (пункт 1 части 3 статьи 6 Закона
от 8 февраля 2000 г. N 231-КЗ);
отсутствие локального акта о
квотировании рабочих мест инвалидов
(пункт 1 части 3 статьи 6 Закона от 8
февраля 2000 г. N 231-КЗ);
рабочие места выделены на местах с
вредными условиями труда, что запрещено
требованиями законодательства (пункт 2
части 3 статьи 6 Закона от 8 февраля 2000 г. N
231-КЗ, пункт 4.2 СП 2.2.9.2510-09);
квотируемые рабочие места заняты
работниками, не имеющими инвалидность
(пункт 2 части 1 статьи 2 Закона от 8
февраля 2000 г. N 231-КЗ);
в сфере социального обслуживания:
некачественно оформляются документы,
регулирующие процесс контроля качества
предоставления социальных услуг,
регламентирующих требования к системе
качества учреждения (пункты 4, 6 ГОСТа
Р52497-2005. Национального стандарта
Российской Федерации. "Социальное
обслуживание населения. Система
качества учреждений социального
обслуживания" (далее - ГОСТ Р52497-2005);
не актуализируются положения об
учреждении, структурных подразделениях,
должностные инструкции (пункты 5.2.1, 5.2.3
ГОСТа Р52497-2005);
не соблюдается порядок формирования
личного дела получателя социальных
услуг (пункты 5, 6.2, 6.6 Порядка
предоставления социальных услуг на дому
пожилым гражданам, инвалидам и пункт 5
Порядка предоставления социальных услуг
в стационарной форме социального
обслуживания при временном проживании
пожилым гражданам, инвалидам, лицам без
определенного места жительства и
занятий, утвержденного приказом
министерства социального развития и
семейной политики Краснодарского края
от 22 декабря 2014 г. N 1042).
Основными причинами возникновения
нарушений обязательных требований
являются:
недостаточный уровень правовых знаний и
правовой культуры руководителей и
должностных лиц организаций;
высокий уровень издержек (финансовых,
организационных, административных и
иных) по соблюдению обязательного
требования по сравнению с возможной
ответственностью за его несоблюдение;
пренебрежительное отношение
уполномоченных должностных лиц к
исполнению возложенных на них
обязанностей.
Проведенный обзор практики
осуществления министерством
регионального государственного
контроля (надзора) за 2020 год позволяет
сделать вывод об отсутствии устаревших,
дублирующих и избыточных обязательных
требований, избыточных
контрольно-надзорных функций,
недостаточно ясных и взаимно
несогласованных обязательных
требований, а также, что результаты
проведенных контрольно-надзорных и
профилактических мероприятий
характеризуются положительной
динамикой в решении основной задачи
осуществления контроля (надзора) -
обеспечение соблюдения обязательных
требований действующего
законодательства.
Начальник отдела регионального
государственного контроля (надзора)
А.В.ШЕЛУХИН
Ссылается на
- О занятости населения в Российской Федерации (в редакции Федерального Закона от 20 апреля 1996 года N 36-ФЗ) (с изменениями на 25 декабря 2023 года) (редакция, действующая с 1 сентября 2024 года)
- О социальной защите инвалидов в Российской Федерации (с изменениями на 29 мая 2024 года) (редакция, действующая с 1 сентября 2024 года)
- Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации (с изменениями на 25 декабря 2023 года)
- Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (с изменениями на 14 сентября 2020 года)
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (с изменениями на 12 ноября 2024 года) (редакция, действующая с 20 ноября 2024 года)
- О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (с изменениями на 8 августа 2024 года)