СЛУЖБА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ
ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИКАЗ
от 23 декабря 2020 года N 435
Об утверждении Программы профилактики
нарушений обязательных требований,
соблюдение которых оценивается при
осуществлении федерального
государственного лесного надзора
(лесной охраны) на землях лесного фонда в
Астраханской области
В соответствии со статьей 8.2
Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О
защите прав юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей при
осуществлении государственного
контроля (надзора) и муниципального
контроля", а также в целях
предупреждения нарушения юридическими
лицами и индивидуальными
предпринимателями обязательных
требований, соблюдение которых
оценивается службой природопользования
и охраны окружающей среды Астраханской
области при осуществлении федерального
государственного лесного надзора
(лесной охраны) на землях лесного фонда в
Астраханской области, устранения причин,
факторов и условий, способствующих
нарушению обязательных требований,
приказываю:
1. Утвердить Программу профилактики
нарушений обязательных требований,
соблюдение которых оценивается службой
природопользования и охраны окружающей
среды Астраханской области при
осуществлении федерального
государственного лесного надзора
(лесной охраны) на землях лесного фонда в
Астраханской области в соответствии с
приложением к настоящему Приказу;
2. Отделу федерального государственного
лесного надзора и федерального
государственного пожарного надзора
службы и ГКУ АО "Астраханьлес"
обеспечить исполнение Программы
профилактики нарушений.
3. Отделу информационно-аналитического
обеспечения и делопроизводства
разместить настоящий Приказ на
официальном сайте службы
природопользования и охраны окружающей
среды Астраханской области в
информационно-телекоммуникационной
сети "Интернет".
И.о. руководителя службы
С.А.СМИРНОВ
Приложение
к Приказу службы
от 23 декабря 2020 г. N 435
ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЙ
ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ, СОБЛЮДЕНИЕ
КОТОРЫХ ОЦЕНИВАЕТСЯ СЛУЖБОЙ
ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ
СРЕДЫ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ ПРИ
ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО ЛЕСНОГО НАДЗОРА
(ЛЕСНОЙ ОХРАНЫ) НА ЗЕМЛЯХ ЛЕСНОГО ФОНДА В
АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
I. Общие положения
1. Настоящая Программа профилактики
нарушений обязательных требований,
соблюдение которых оценивается службой
природопользования и охраны окружающей
среды Астраханской области (далее -
служба) при осуществлении федерального
государственного лесного надзора
(лесной охраны) на землях лесного фонда в
Астраханской области (далее - Программа),
разработана в целях предупреждения
нарушения юридическими лицами и
индивидуальными предпринимателями
обязательных требований, соблюдение
которых оценивается службой при
осуществлении федерального
государственного лесного надзора
(лесной охраны) на землях лесного фонда в
Астраханской области, устранения причин,
факторов и условий, способствующих
нарушению таких обязательных
требований.
2. Программа разработана службой в целях
реализации положений:
статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N
294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей при
осуществлении государственного
контроля (надзора) и муниципального
контроля";
стандарта комплексной профилактики
нарушений обязательных требований,
утвержденного протоколом заседания
проектного комитета по основному
направлению стратегического развития
Российской Федерации "Реформа
контрольной и надзорной деятельности"
от 12.09.2017 N 61 (11);
основных направлений разработки и
внедрения системы оценки
результативности и эффективности
контрольно-надзорной деятельности,
утвержденных Распоряжением
Правительства Российской Федерации от
17.05.2016 N 934-р;
общих требований к организации и
осуществлению органами
государственного контроля (надзора),
органами муниципального контроля
мероприятий по профилактике нарушений
обязательных требований, требований,
установленных муниципальными правовыми
актами, утвержденных Постановлением
Правительства РФ от 26.12.2018 N 1680.
3. В настоящей Программе используются
следующие основные понятия:
профилактические мероприятия -
мероприятия, проводимые службой в целях
предупреждения возможного нарушения
подконтрольными субъектами (и (или)
неопределенным кругом лиц) обязательных
требований, направленные на снижение
рисков причинения вреда охраняемым
законом ценностям и отвечающие
следующим признакам:
реализация службой в отношении
неопределенного круга лиц или в
отношении конкретных подконтрольных
субъектов (объектов);
отсутствие принуждения и
рекомендательный характер для
подконтрольных субъектов;
отсутствие неблагоприятных последствий
(взыскание ущерба, выдача предписаний,
привлечение к ответственности) для
подконтрольных субъектов, в отношении
которых они реализуются;
направленность на выявление конкретных
причин и факторов несоблюдения
обязательных требований;
отсутствие организационной связи с
контрольно-надзорными мероприятиями.
обязательные требования - требования к
деятельности хозяйствующих субъектов,
используемым ими производственным
объектам, имеющие обязательный характер
и установленные в соответствии с
международными договорами Российской
Федерации, Лесным кодексом Российской
Федерации, другими федеральными
законами и принимаемыми в соответствии с
ними иными нормативными правовыми
актами Российской Федерации, законами и
иными нормативными правовыми актами
субъектов Российской Федерации в
области использования, охраны, защиты и
воспроизводства лесов;
охраняемые законом ценности - жизнь и
здоровье граждан, права, свободы и
законные интересы граждан и организаций,
их имущество, сохранность животных,
растений, иных объектов окружающей
среды, объектов, имеющих историческое,
научное, культурное значение,
поддержание общественной
нравственности, обеспечение
установленного порядка осуществления
государственного управления и местного
самоуправления, обеспечение обороны
страны и безопасности государства,
стабильности финансового сектора,
единство экономического пространства,
свободное перемещение товаров, услуг и
финансовых средств, поддержка
конкуренции, свобода экономической
деятельности;
подконтрольная сфера - состояние
охраняемых законом ценностей в
соответствующей сфере регулирования;
подконтрольные объекты - территории,
объекты охраны окружающей среды и иные
подобные объекты, используемые
гражданами и организациями при
осуществлении своей деятельности и (или)
совершении действий;
подконтрольные субъекты - юридические
лица, индивидуальные предпринимали,
физические лица, не зарегистрированные в
качестве индивидуальных
предпринимателей, но осуществляющие
профессиональную приносящую доход
деятельность в соответствии с
федеральными законами на основании
государственной регистрации, лицензии
или в силу членства в саморегулируемой
организации, в отношении которых
федеральными законами предусмотрено
осуществление государственного
контроля (надзора), физические лица,
обратившиеся в уполномоченный
государственный орган с заявлением о
присвоении одного из вышеуказанных
статусов, а также государственные органы
и органы местного самоуправления при
осуществлении ими вне рамок своих
властных полномочий обычной
хозяйственной деятельности (в части
соблюдения обязательных требований,
предъявляемых к организациям независимо
от их ведомственной принадлежности).
4. Срок реализации Программы - 2021 год.
II. Цели Программы
5. Целями проведения профилактических
мероприятий являются:
предотвращение рисков причинения вреда
охраняемым законом ценностям в
подконтрольной сфере общественных
отношений;
повышение прозрачности системы
федерального государственного контроля
(надзора) в целом и контрольно-надзорной
деятельности службы;
снижение административных и финансовых
издержек, как службы, так и
подконтрольных субъектов по сравнению с
ведением контрольно-надзорной
деятельности исключительно путем
проведения контрольно-надзорных
мероприятий;
предупреждение нарушения
подконтрольными субъектами
обязательных требований, включая
устранение причин, факторов и условий,
способствующих возможному нарушению
обязательных требований;
создание инфраструктуры профилактики
рисков причинения вреда охраняемым
законом ценностям;
мотивация к добросовестному поведению и,
как следствие, снижение уровня вреда
(ущерба) охраняемым законом ценностям;
снижение административной нагрузки на
подконтрольные субъекты;
разъяснение подконтрольным субъектам
обязательных требований.
III. Задачи Программы
6. Проведение профилактических
мероприятий позволит решить следующие
задачи:
выявление и устранение причин, факторов
и условий, способствующих причинению
вреда охраняемым законом ценностям и
нарушению обязательных требований,
определение способов устранения или
снижения рисков их возникновения;
повышение квалификации кадрового
состава контрольно-надзорных органов;
формирование одинакового понимания
обязательных требований у всех
участников контрольно-надзорной
деятельности, осуществляемой службой в
области лесных отношений;
создание системы консультирования
подконтрольных субъектов, в том числе с
использованием современных
информационно-телекоммуникационных
технологий;
инвентаризация состава и особенностей
подконтрольных субъектов и оценки
состояния подконтрольной сферы;
выявление причин, факторов и условий,
способствующих нарушению обязательных
требований, определение способов
устранения или снижения рисков их
возникновения;
установление зависимости видов, форм и
интенсивности профилактических
мероприятий от особенностей конкретных
подконтрольных субъектов.
IV. Принципы Программы
7. Планирование и осуществление службой
профилактических мероприятий
основывается на соблюдении следующих
базовых принципов:
принцип понятности - представление
информации об обязательных требованиях
в простой, понятной, исчерпывающей форме:
описание, пояснение, приведение примеров
самих обязательных требований, указание
нормативных правовых актов, их
содержащих, и административных
последствий за нарушение обязательных
требований и др.;
принцип информационной открытости -
доступность для подконтрольных
субъектов сведений об организации и
осуществлении профилактических
мероприятий (в том числе за счет
использования
информационно-коммуникационных
технологий);
принцип вовлеченности - обеспечение
включения подконтрольных субъектов
посредством различных каналов и
инструментов обратной связи в процесс
взаимодействия с службой по поводу
предмета профилактических мероприятий,
их качества и результативности;
принцип полноты охвата - включение в
программу профилактических мероприятий
максимального числа подконтрольных
субъектов;
принцип обязательности - обязательное
проведение профилактических
мероприятий службой по всем видам
государственного контроля (надзора), в
установленной сфере компетенции;
принцип актуальности - регулярный анализ
и обновление программы профилактических
мероприятий, использование актуальных
достижений науки и технологий при их
проведении;
принцип релевантности - выбор набора
видов и форм профилактических
мероприятий, учитывающий особенности
подконтрольных субъектов (специфика
вида деятельности, размер организации,
наиболее удобный способ коммуникации и
др.);
принцип периодичности - обеспечение
регулярности проведения
профилактических мероприятий.
V. Краткий анализ текущего состояния
подконтрольной сферы
8. В рамках проведения федерального
государственного лесного надзора и
федерального государственного
пожарного надзора государственными
инспекторами службы в 2020 году плановые
проверки в установленной сфере
деятельности (из запланированных 7) не
проводились из-за коронавируса.
Государственные инспекторы отдела
федерального государственного лесного
надзора и федерального государственного
пожарного надзора приняли участие в 1058
совместных мероприятиях, проводимых
совместно с сотрудниками ОМВД России по
Астраханской области, ГУ МЧС России по
Астраханской области, сотрудниками
Астраханской межрайонной
природоохранной прокуратуры,
представителями казачьих обществ.
В 2020 году материалы по
подведомственности от органов
прокуратуры Астраханской области и иных
государственных органов контроля
(надзора) в службу не поступали.
Всего в ходе 1021 рейда в рамках исполнения
федерального государственного лесного
надзора и федерального государственного
пожарного надзора в лесах выявлено 418
нарушений законодательства.
По выявленным нарушениям
природоохранного законодательства
вынесено 353 постановления о назначении
административного наказания, из них:
- на юридическое лицо - 1 постановление;
- на должностное лицо - 5 постановлений;
- на физическое лицо - 347 постановлений.
Составлено и направлено на рассмотрение
мировым судьям по подведомственности 37
протоколов - за неуплату
административного штрафа в срок и за
невыполнение в срок законного
предписания.
Общая сумма наложенных административных
штрафов в 2020 году составляет 774,6 тыс.
рублей, сумма взысканных штрафов
составляет 504,2 тыс. рублей.
Всего, с учетом прошлых лет сумма
взысканных штрафов и ущербов составляет
1443,43 тыс. рублей.
В рамках административных дел выявлено 27
фактов причинения ущерба
государственному лесному фонду на сумму
68,0 тыс. рублей, в добровольном порядке
ущерб оплачен по 9 фактам на сумму 17,5 тыс.
рублей, по остальным фактам причинения
ущерба исковые заявления направлены в
суд.
В рамках материалов с признаками
уголовно наказуемого деяния (ст. 260 УК РФ)
выявлено 24 факта причинения ущерба на
сумму 172046,478 тыс. рублей. Данные материалы
переданы в правоохранительные органы, по
9 материалам возбуждено 6 уголовных дел,
по 1 материалу отказано в возбуждении УД,
из них: по 3 материалам вынесено решение
суда (приговор). По 14 материалам
проводятся оперативно-следственные
мероприятия.
Факты возникновения пожара на землях
лесного фонда в 2020 году не
зафиксированы.
В 2020 году службой работа по аккредитации
юридических лиц и граждан в качестве
экспертных организаций и экспертов,
привлекаемых к выполнению мероприятий
по контролю в лесах и при проведении
проверок, не проводилась.
Федеральный государственный лесной
надзор и федеральный государственный
пожарный надзор в лесах осуществляются
на всей территории лесного фонда в
Астраханской области (190,8 тыс. га). В
службе и в лесничествах штатная
численность государственных лесных
инспекторов и лесничих составляет 22
человека. Все специалисты службы и ГКУ АО
"Астраханьлес", осуществляющие
государственный надзор, имеют высшее
специальное (лесное) или академическое
высшее образование, юридическое
образование.
Повышение квалификации осуществлялось в
ходе обучения по программам повышения
квалификации, а также в ходе
ведомственных обучающих семинаров
(совещаний). Повышение квалификации
проводится на базе отраслевого
учреждения повышения квалификации (г.
Пушкино), в 2020 году - 1 человек
дистанционно.
Контактные данные:
Отдел федерального государственного
лесного надзора и федерального
государственного пожарного надзора
службы:
Начальник отдела - Петров Александр
Михайлович, тел. 8512-57-05-63;
Директор ГКУ АО "Астраханьлес" -
Сергеев Виктор Данилович, тел. 8512-57-46-44.
VI. Способы достижения эффективности и
результативности профилактических
мероприятий
9. Основной показатель эффективности и
результативности профилактической
работы - улучшение состояния
подконтрольной сферы (улучшение
состояния охраняемых законом ценностей
в сфере осуществления федерального
государственного лесного надзора
(лесной охраны), в лесах, расположенных на
территории Астраханской области.
10. Улучшение состояния подконтрольной
среды оценивается исходя из количества
однотипных и повторяющихся нарушений
обязательных требований одними и теми же
подконтрольными субъектами (%) -
положительно оценивается снижение
значения в сравнении с предыдущим
отчетным периодом (полугодие,
календарный год).
11. Дополнительными показателями
эффективности и результативности
профилактической работы являются:
11.1. Доля профилактических мероприятий в
общем количестве контрольно-надзорных
мероприятий и профилактических
мероприятий - положительно оценивается
увеличение значения в сравнении с
предыдущим отчетным периодом (полугодие,
календарный год).
Единица измерения - проценты.
Разъяснения по показателю:
устанавливается в процентах от общего
количества (суммы) контрольно-надзорных
мероприятий (плановые и внеплановые
проверки, мероприятий по контролю
(патрулированию) в лесах, плановые
(рейдовые) осмотры лесных участков) и
профилактических мероприятий.
Рассчитывается по формуле:
Дпм = Кпм x 100 / Ккнм + Кпм
где:
Дпм - доля профилактических мероприятий
в общем количестве контрольно-надзорных
мероприятий и профилактических
мероприятий (%);
Ккнм - количество контрольно-надзорных
мероприятий;
Кпм - количество профилактических
мероприятий.
11.2. Увеличение количества проведенных
профилактических бесед о недопустимости
нарушения обязательных требований -
положительно оценивается увеличение
значения в сравнении с предыдущим
отчетным периодом (полугодие,
календарный год).
12. Значения критериев и показателей,
указанных в пунктах 10 и 11 Программы,
рассчитывается отделом федерального
государственного лесного надзора и
федерального государственного
пожарного надзора службы.
13. Организация и проведение
профилактических мероприятий,
направленных на предупреждение
нарушения обязательных требований,
осуществляется на основании
соответствующего плана-графика,
ежегодно разрабатываемого и
утверждаемого руководителем службы.
14. Служба до 1 марта 2021 года готовит
доклад об итогах осуществления
государственного надзора, в т.ч. о
проведении профилактических
мероприятий, и в установленном порядке
размещает его в
информационно-телекоммуникационной
сети "Интернет" на официальном
сайте службы.
15. Информация о текущих результатах
профилактической работы, готовящихся и
состоявшихся профилактических
мероприятиях, а также Программа
размещаются в открытом доступе в
информационно-телекоммуникационной
сети "Интернет" на официальном
сайте службы: https://nat.astrobl.ru/
Приложение
к Программе
профилактики нарушений
от 23 декабря 2020 г. N 435
ПЛАН ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРУШЕНИЙ
ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ, СОБЛЮДЕНИЕ
КОТОРЫХ ОЦЕНИВАЕТСЯ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЛЕСНОГО
НАДЗОРА (ЛЕСНОЙ ОХРАНЫ) НА ЗЕМЛЯХ ЛЕСНОГО
ФОНДА В АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
N п/п |
Профилактическое мероприятие |
Периодичность проведения |
Ответственные исполнители |
Ожидаемые результаты проводимого мероприятия |
1 |
Размещение на официальном сайте службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт) перечней нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора) |
По мере внесения изменений в нормативные правовые акты в области лесных отношений |
Отдел федерального государственного лесного надзора и федерального государственного пожарного надзора (далее - отдел ФГЛН и ФГПН) Отдел информационно-аналитического обеспечения и делопроизводства |
Повышение информированности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей о соблюдении обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами |
2 |
Информирование подконтрольных субъектов по вопросам соблюдения обязательных требований |
На регулярной основе в течение 2020 года |
Отдел ФГЛН и ФГПН ГКУ АО "Астраханьлес" |
Снижение количества нарушений обязательных требований юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями |
3 |
Обобщение и анализ практики осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) на территории лесного фонда в Астраханской области: - размещение на официальном сайте службы статистики о количестве проведенных контрольно-надзорных мероприятий, перечня наиболее часто встречающихся нарушений обязательных требований, общее количество случаев привлечения к административной ответственности с указанием по видам основных правонарушений |
Не реже 1 раза в полгода |
Отдел ФГЛН и ФГПН |
Повышение результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности службы. Снижение количества нарушений обязательных требований юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями |
4 |
Размещение на официальном сайте открытых данных в области лесных отношений. |
В установленные сроки (ежеквартально, 1 раз в полгода, ежегодно в соответствии с формами) |
Отдел ФГЛН и ФГПН Отдел информационно-аналитического обеспечения и делопроизводства |
Повышение информированности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей |
5 |
Внесение юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований в соответствии со статьей 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" |
При наличии сведений о признаках нарушений обязательных требований |
Отдел ФГЛН и ФГПН |
Пресечение и предупреждение нарушения обязательных требований. Снижение количества нарушений обязательных требований юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями |
6 |
Разъяснение порядка проведения контрольно-надзорных мероприятий, в том числе прав и обязанностей подконтрольного субъекта, прав и обязанностей должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), сроков проведения мероприятий, порядка их обжалования |
При поступлении соответствующих заявлений от юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей |
Отдел ФГЛН и ФГПН |
Повышение информированности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей |
7 |
Внесение информации о проводимых проверках и их результатах в АИС "Единый реестр проверок" |
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.04.2015 N 415 "О Правилах формирования и ведения единого реестра проверок" |
Отдел ФГЛН и ФГПН |
Обеспечение учета проводимых службой при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) проверок, а также их результатов |
8 |
Подготовка доклада об осуществлении федерального государственного лесного надзора и федерального государственного пожарного надзора в лесах в 2020 году. |
До 1 марта 2021 г. |
Отдел ФГЛН и ФГПН |
Повышение информированности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей |
9 |
Проведение мониторинга выполнения мероприятий программы, анализ показателей эффективности и результативности профилактических мероприятий |
До 1 февраля 2021 г. |
Отдел ФГЛН и ФГПН |
Повышение информированности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Снижение количества нарушений обязательных требований юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями |
10 |
Разработка проекта программы профилактических мероприятий на 2021 год |
До 1 марта 2021 г. |
Отдел ФГЛН и ФГПН |
|
Ссылается на
- Уголовный кодекс Российской Федерации (с изменениями на 9 ноября 2024 года) (редакция, действующая с 20 ноября 2024 года)
- Лесной кодекс Российской Федерации (с изменениями на 8 августа 2024 года) (редакция, действующая с 1 сентября 2024 года)
- О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (с изменениями на 8 августа 2024 года)