МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И
ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА РЕСПУБЛИКИ
КОМИ
ПРИКАЗ
от 28 декабря 2020 года N 960
Об утверждении Доклада о
правоприменительной практике при
осуществлении Министерством сельского
хозяйства и потребительского рынка
Республики Коми регионального
государственного контроля (надзора) в
области розничной продажи алкогольной и
спиртосодержащей продукции на
территории Республики Коми за 2020 год
В соответствии со статьей 8.2
Федерального закона "О защите прав
юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей при осуществлении
государственного контроля (надзора) и
муниципального контроля" и Стандартом
комплексной профилактики рисков
причинения вреда охраняемым законом
ценностям, утвержденным протоколом
заседания проектного комитета
приоритетной программы "Реформа
контрольной и надзорной деятельности"
от 27.03.2018 N 2, приказываю:
утвердить Доклад о правоприменительной
практике при осуществлении
Министерством сельского хозяйства и
потребительского рынка Республики Коми
регионального государственного
контроля (надзора) в области розничной
продажи алкогольной и спиртосодержащей
продукции на территории Республики Коми
за 2020 год.
Министр
Д.ШАРОНОВ
Утвержден
Приказом
Министерства
сельского хозяйства
и потребительского рынка
Республики Коми
от 28 декабря 2020 г. N 960
(приложение)
ДОКЛАД О ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ
ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МИНИСТЕРСТВОМ
СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО
РЫНКА РЕСПУБЛИКИ КОМИ РЕГИОНАЛЬНОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) В
ОБЛАСТИ РОЗНИЧНОЙ ПРОДАЖИ АЛКОГОЛЬНОЙ И
СПИРТОСОДЕРЖАЩЕЙ ПРОДУКЦИИ НА
ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ ЗА 2020 ГОД (ПО
СОСТОЯНИЮ НА 20.12.2020)
В соответствии с постановлением
Правительства Республики Коми от 30.03.2018 N
170 Министерство сельского хозяйства и
потребительского рынка Республики Коми
(далее - Министерство) осуществляет
региональный государственный контроль
(надзор) в области розничной продажи
алкогольной и спиртосодержащей
продукции на территории Республики
Коми.
Региональный государственный контроль
(надзора) в области розничной продажи
алкогольной и спиртосодержащей
продукции включает в себя:
1) лицензионный контроль за розничной
продажей алкогольной продукции и
розничной продажей алкогольной
продукции при оказании услуг
общественного питания;
2) государственный контроль (надзор) за
соблюдением обязательных требований к
розничной продаже алкогольной продукции
и розничной продаже алкогольной
продукции при оказании услуг
общественного питания, установленных
статьей 16 Федерального закона "О
государственном регулировании
производства и оборота этилового спирта,
алкогольной и спиртосодержащей
продукции и об ограничении потребления
(распития) алкогольной продукции"
(далее - Федеральный закон N 171-ФЗ),
обязательных требований к розничной
продаже спиртосодержащей продукции;
3) государственный контроль за
представлением деклараций об объеме
розничной продажи алкогольной и
спиртосодержащей продукции, об объеме
собранного винограда для производства
винодельческой продукции.
В рамках регионального государственного
контроля (надзора) в области розничной
продажи алкогольной и спиртосодержащей
продукции Министерством проводились
внеплановые проверки в отношении
заявителей услуги по выдаче
(переоформлении, продлении, прекращении
срока действия) лицензии на розничную
продажу алкогольной продукции;
мероприятия по контролю без
взаимодействия с юридическими лицами,
индивидуальными предпринимателями в
соответствии с частями 2 и 4 статьи 8.3
Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О
защите прав юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей при
осуществлении государственного
контроля (надзора) и муниципального
контроля"; мероприятия, направленные
на профилактику нарушений обязательных
требований, требований, установленных
муниципальными правовыми актами;
возбуждались производства по делам об
административных правонарушениях на
основании данных из единой
государственной автоматизированной
информационной системы (далее - ЕГАИС),
обращений граждан, материалов
правоохранительных и контролирующих
органов. В связи с ситуацией, связанной с
распространением коронавируса, проверки
в отношении субъектов малого и среднего
предпринимательства Министерством в
области розничной продажи алкогольной и
спиртосодержащей продукции не
проводились (в соответствии с
Постановлением Правительства РФ от 3
апреля 2020 г. N 438 плановые проверки на 2020
год отменены, а внеплановые могут
проводиться только по фактам причинения
вреда жизни, здоровью граждан или угрозы
причинения вреда жизни, здоровью
граждан).
Деятельность по розничной продаже
алкогольной продукции на территории
Республики Коми осуществляют 693
лицензиатов в 2048 торговых объектах, в
т.ч.: в 1767 магазинах и 281 объектах
общественного питания (в 2019 г.: 665
организаций, 2102 торговых объекта, в т.ч.:
1742 магазин и 268 объекта общественного
питания).
Количество действующих лицензий по
состоянию на 20.12.2020 - 693 (2019 г. - 630).
Ориентировочное число индивидуальных
предпринимателей, реализующих пиво и
пивные напитки, сидр, пуаре и медовухи -
500.
В рамках предоставления государственной
услуги по выдаче лицензий на розничную
продажу алкогольной продукции и
розничную продажу алкогольной продукции
при оказании услуг общественного
питания в 2020 году Министерством
рассмотрены заявления юридических лиц и
приняты 397 решений, в том числе:
- 61 решение о предоставлении (выдаче)
лицензии, 4 решения об отказе в выдаче
лицензии;
- 116 решений о продлении срока действия
лицензии, 1 решение об отказе в продлении
срока действия лицензии;
- 172 решения о переоформлении лицензии;
- 2 решения об отказе в переоформлении
лицензии;
- 19 решений о прекращении действия
лицензии по заявлению лицензиата.
В отношении лицензиатов (соискателей
лицензии), представивших в Министерство
заявления о выдаче, переоформлении,
продлении срока действия лицензии, в
отчетном периоде проведены 329
внеплановых проверок, в том числе 320 -
проверок документарных, 9 - проверок
выездных.
Типовые и массовые нарушениями
обязательных требований в сфере
розничной продажи алкогольной продукции
на территории Республики Коми при
получении лицензии представлены в
таблице 1.
Таблица 1
N п/п |
Наименование типового нарушения |
НПА, содержащие обязательные требования |
Возможные мероприятия по устранению нарушения со стороны Министерства |
1. |
Наличие у заявителя на первое число месяца и на дату поступления в Министерство заявления о выдаче лицензии (продлении срока действия лицензии) задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, а также пеней и штрафов за нарушение налогового законодательства (3 отказа из 5) |
подпункт 3 пункта 9 статьи 19; пункт 17 статьи 19 Федерального закона N 171-ФЗ |
Решение об отказе в выдаче (продлении) лицензии |
2. |
Не подтверждено наличие у заявителя стационарных торговых объектов и складских помещений в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более по каждому месту нахождения обособленного подразделения, в котором осуществляется розничная продажа алкогольной продукции |
пункт 3.2. статьи 19; абзацы 1,2 пункта 10 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ |
Решение об отказе в выдаче (продлении) лицензии. При установлении факта осуществления розничной продажи алкогольной продукции в ходе выездной внеплановой проверки - возбуждение административного производства по части 1 статьи 14.17 КоАП РФ |
3. |
Не подтверждено наличие у заявителя стационарного объекта общественного питания в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более по каждому месту нахождения обособленного подразделения, в котором осуществляется розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания |
Пункт 3.2-1 статьи 19; абзацы 8, 9, 10, 11 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ |
Решение об отказе в выдаче (продлении) лицензии. При установлении факта осуществления розничной продажи алкогольной продукции в ходе выездной внеплановой проверки - возбуждение административного производства по части 1 статьи 14.17 КоАП РФ |
В отчетном периоде Министерством было
принято 1 решение о приостановлении
действия лицензии на розничную продажу
алкогольной продукции.
В рамках осуществления регионального
государственного контроля (надзора)
Министерством осуществлялись
контрольные мероприятия, направленные
на пресечение и предупреждение
нарушений в области розничной продажи
алкогольной и спиртосодержащей
продукции.
Всего в 2020 году составлены 133 протокола
об административных правонарушениях (в
2019 году - 362 протокола).
К административной ответственности
привлечены Министерством и судебными
органами по материалам Министерства 108
лиц, в т.ч.: 50 юридических лиц; 31
должностное лицо; 26 индивидуальных
предпринимателей, 1 физическое лицо (в 2019
г. - 298 лиц, в т.ч.: 162 юридических лиц, 133
должностных лица; 3 физических лица).
Наложено штрафов на сумму 633 тыс. руб.
В 88 случаях административный штраф был
заменен на предупреждение (в 2019 г. - 178
предупреждений).
В 2020 году Министерством проводились
контрольные мероприятия, направленные
на противодействие незаконному обороту
алкогольной продукции. Кроме того, в
связи с введением новой статьи в Кодекс
Российской Федерации об
административных правонарушениях
"Невыполнение правил поведения при
чрезвычайной ситуации или угрозе ее
возникновения", Указом Главы
Республики Коми от 16.04.2020 N 27 "О перечне
органов исполнительной власти
Республики Коми и их должностных лиц,
уполномоченных составлять протоколы об
административных правонарушениях,
предусмотренных статьей 20.6.1 Кодекса
Российской Федерации об
административных правонарушениях"
должностные лица Министерства
уполномочены составлять протоколы об
административных правонарушениях,
предусмотренных данной новой статьей. В
сравнении с прошлыми аналогичными
периодами в 2020 году Министерством
расширен перечень выявляемых нарушений,
по которым подконтрольные субъекты были
привлечены к административной
ответственности.
В 2020 году в отношении подконтрольных
субъектов возбуждались дела об
административных правонарушениях за:
- нарушение порядка учета алкогольной
продукции в ЕГАИС (ст. 14.19 КоАП РФ);
- некорректное отражение сведений о
продаже в ЕГАИС (ст. 14.19 КоАП РФ);
- нарушение порядка и сроков при
декларировании объемов розничной
продажи алкогольной продукции (ст. 15.13
КоАП РФ);
- продажу алкогольной продукции без
фиксации в ЕГАИС (ст. 14.19 КоАП РФ);
- неуплату в срок административного
штрафа (ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ);
- нарушение порядка ценообразования (ч. 2
ст. 14.6 КоАП РФ);
- розничную продажу алкогольной
продукции в ночное время, запрещенные
дни, на вынос (ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ);
- непредставление информации в ответ на
предостережение (ст. 19.7 КоАП РФ);
- оборот алкогольной продукции без
сопроводительных документов,
удостоверяющих легальность ее
производства и оборота (ч. 2 ст. 14.16 КоАП
РФ);
- осуществление деятельности в объекте
общественного питания в период времени,
когда данная деятельность должна была
быть приостановлена (ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ);
- нарушение дополнительных
противоэпидемических мероприятий,
необходимых для организации работы
предприятий общественного питания (ч. 1
ст. 20.6.1 КоАП РФ).
Результаты осуществления регионального
государственного контроля (надзора) в
области розничной продажи алкогольной и
спиртосодержащей продукции (количество
составленных протоколов об
административных правонарушениях)
указаны в таблице 2.
Таблица 2
Количество составленных протоколов об
административных правонарушениях
Статьи КоАП РФ |
Всего |
в т.ч.: | |||
|
|
юр. л. |
долж. л. |
ИП |
физ. лиц |
ч. 2 ст. 14.6 |
32 |
31 |
|
|
1 |
ч. 2 ст. 14.16 |
3 |
|
|
3 |
|
ч. 3 ст. 14.16 |
4 |
2 |
|
2 |
|
ст. 14.19 |
39 |
36 |
3 |
|
|
ст. 15.13 |
29 |
8 |
|
21 |
|
19.7 |
4 |
4 |
|
|
|
ч. 1 ст. 20.25 |
15 |
4 |
|
11 |
|
ч. 1 ст. 20.6.1 |
7 |
2 |
|
5 |
|
ИТОГО |
133 |
87 |
3 |
42 |
1 |
В связи с действующим до 31.12.2021
мораторием, в 2020 году плановые проверки в
отношении подконтрольных субъектов не
проводились.
В 2020 году Министерством особое внимание
уделялось профилактической работе,
направленной на предупреждение и
пресечение подконтрольными субъектами
правонарушений в области розничной
продажи алкогольной продукции.
Вынесены 200 предостережений о
недопустимости нарушения обязательных
требований (за продажу алкогольной
продукции с признаками нарушений:
минимальной розничной цены; наличия
остатков алкогольной продукции в ЕГАИС
после прекращения действия лицензии;
продажу алкогольной продукции без
оказания услуг общественного питания;
продажу алкогольной продукции в
запрещенное время, продажи алкоголя в
объектах общественного питания в
запрещенное (ночное) время в нарушение
требования Указа Главы Республики Коми N
16; дистанционная продажа алкогольной
продукции; розничная продажа
слабоалкогольной продукции).
В целях предотвращения и сокращения
нарушений с предпринимателями
Министерством с участниками
алкогольного рынка проведены публичные
обсуждения результатов
правоприменительной практики
контрольной деятельности в сфере
розничной продажи алкогольной
продукции. В 2020 году проведены два таких
мероприятия.
Ежеквартально в адрес порядка 1000
подконтрольных хозяйствующих субъектов
направляются в электронном виде
информационные сообщения о
необходимости соблюдения требований
законодательства (в частности,
напоминания о необходимости сдачи
деклараций об объеме розничной продажи
алкогольной и спиртосодержащей
продукции, о сроках их сдачи, изменения в
части минимальных розничных цен на
алкогольную продукцию и пр.).
Информация об изменениях требований
законодательства, о требованиях,
предъявляемых при осуществлении
розничной продажи алкогольной
продукции, на регулярной основе
публикуется на сайте Министерства и в
СМИ. Разъяснения законодательства
доводятся до заинтересованных лиц в виде
устных и письменных консультаций.
Основными причинами нарушений
обязательных требований
подконтрольными субъектами являются:
- незнание требований законодательства в
области розничной продажи алкогольной
продукции, в т.ч. регионального
законодательства;
- проблемы с доступом в сеть
"Интернет" для фиксации розничной
продажи алкогольной продукции;
- отсутствие регулярного контроля со
стороны руководства
организаций-лицензиатов и
предпринимателей за действиями
продавцов либо недостаточная
разъяснительная работа с продавцами о
необходимости соблюдения требований
законодательства в области розничной
продажи алкогольной продукции;
- технические проблемы с оборудованием и
программным обеспечением, используемым
для подписания и отправки файлов
деклараций; незнание порядка заполнения
декларации об объеме розничной продажи
алкогольной продукции;
неосведомленность о наличии обязанности
по представлению данных декларации;
- неосведомленность о наличии
задолженности по уплате налогов,
штрафов.
Возможные риски причинения вреда
охраняемым законом ценностям и (или)
причиненного ущерба:
- отсутствие фиксации в ЕГАИС розничной
продажи алкогольной продукции влечет
причинение ущерба региональному бюджету
Республики Коми в виде недополученных
сумм акцизных платежей; снижает объемы
легальных продаж по региону;
- розничная продажа алкогольной
продукции без документов, либо без
лицензии, либо без маркировки в
соответствии с требованиями
законодательства, а также в дни запрета и
ночное время влечет возникновение
угрозы причинения вреда жизни, здоровью
граждан.
Рекомендации по соблюдению обязательных
требований розничной продажи
алкогольной и спиртосодержащей
продукции
Перед обращением в лицензирующий орган с
заявлением на получение (продление)
лицензии на розничную продажу
алкогольной продукции Министерство
рекомендует:
- обратиться в налоговый орган для
проверки наличия задолженности по
уплате налогов и сборов в бюджеты всех
уровней (не допускается задолженность на
первое число месяца и на дату
поступления в Министерство заявления о
выдаче лицензии);
- подключиться к ЕГАИС (инструкции для
подключения к ЕГАИС доступны на сайте
egais.ru);
- убедиться в отсутствии неоплаченного
административного штрафа, назначенного
за правонарушения, предусмотренные КоАП
РФ и совершенные в области оборота
алкогольной продукции;
- подать уведомление о начале
осуществления предпринимательской
деятельности в Управление
Роспотребнадзора по Республики Коми (г.
Сыктывкар) в случае намерения
осуществлять розничную продажу
алкогольной продукции при оказании
услуг общественного питания;
- проверить месторасположение объекта
общественного питания и (или)
стационарного торгового объекта и
складских помещений относительно
организаций и объектов, на прилегающей
территории к которым не допускается
розничная продажа алкогольной
продукции;
- предпринять действия по своевременному
продлению срока договора аренды с учетом
времени для осуществления его
государственной регистрации;
- организовать контроль за сроками
действия лицензий.
Также во избежание нарушений
обязательных требований в сфере
розничной продажи алкогольной
продукции, рекомендуется:
- соблюдать сроки и порядок
декларирования объемов розничной
продажи алкогольной продукции;
- не допускать в объектах общественного
питания продажу алкогольной продукции,
если она не связана с оказанием услуг
общественного питания;
- не допускать розничную продажу
алкогольной продукции в ночное время и
запрещенные дни
[время запрета: с 22.00 до 08.00 следующего
дня; дни запрета: День знаний (1 сентября),
Международный день защиты детей (1 июня),
День молодежи (27 июня), а также ближайшие
выходные дни (суббота, воскресенье),
следующие за Днем молодежи, День семьи,
любви и верности (8 июля) (Закон
Республики Коми от 03.07.2012 N 60-РЗ)];
- не допускать реализацию алкогольной
продукции несовершеннолетним лицам;
- не допускать в магазинах продажу
алкогольной продукции с содержанием
этилового спирта от 1,2 до 9 процентов
объема готовой продукции
[под запрет не подпадают: вино; фруктовые
вина; винные напитки; сидр; пуаре;
медовуха; пиво; пивные напитки (Закон
Республики Коми от 03.07.2012 N 60-РЗ)];
- не допускать реализацию алкогольной
продукции по заниженной регулируемой
государством цене
[с 01.01.2021 минимальная розничная цена за 0,5
литра водки, ликероводочной и иной
алкогольной продукции (к примеру,
крепостью свыше 39 до 40% включительно)
составит 243 рубля, минимальная розничная
цена за 0,5 литра бренди - 324 рубля, коньяка
- 446 рублей (Приказ Минфина России от
07.10.2020 N 235н); минимальная розничная цена
за 0,75 литра игристого вина (шампанского)
составит 169 рублей (Приказ Минфина России
07.10.2020 N 232н)];
- не допускать реализацию алкогольной
продукции без сопроводительных
документов [товарно-транспортная
накладная, сертификаты соответствия или
декларации о соответствии (Федеральный
закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ)];
- своевременно уплачивать
административные штрафы;
- соблюдать порядок учета алкогольной
продукции;
- фиксировать розничную продажу
алкогольной продукции (за исключением
пива и пивных напитков, сидра, пуаре и
медовухи) в ЕГАИС;
- руководителям организаций и
индивидуальным предпринимателям
обеспечить надлежащий контроль за
действиями продавцов и ответственных
лиц в части недопущения ими
установленных ограничений;
- выполнять дополнительные
противоэпидемические мероприятия,
необходимые для организации работы
предприятий общественного питания
(утверждены Указом Главы Республики Коми
N 16 "О введении режима повышенной
готовности" в целях нераспространения
коронавируса).
С нормативно-правовыми документами,
действующими требованиями
законодательства в области розничной
продажи алкогольной продукции можно
ознакомиться на сайте Министерства, в
разделе "Лицензирование и контроль в
сфере розничной продажи алкогольной
продукции"
https://mshp.rkomi.ru/deyatelnost/normativnye-pravovye-dokumenty.
Ссылается на
- О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции (в редакции Федерального закона от 07.01.1999 N 18-ФЗ) (с изменениями на 8 августа 2024 года) (редакция, действующая с 1 сентября 2024 года)
- Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (с изменениями на 14 сентября 2020 года)
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (с изменениями на 12 ноября 2024 года) (редакция, действующая с 20 ноября 2024 года)
- О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (с изменениями на 8 августа 2024 года)