Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ПРИКАЗ

от 18 января 2021 года N 17-п


Об утверждении доклада о правоприменительной практике контрольно-надзорной деятельности Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми по федеральному государственному надзору в сфере образования, федеральному государственному контролю качества образования, лицензионному контролю за образовательной деятельностью по итогам 2020 года



На основании пункта 3 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" приказываю:


1. Утвердить доклад о правоприменительной практике контрольно-надзорной деятельности Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми по федеральному государственному надзору в сфере образования, федеральному государственному контролю качества образования, лицензионному контролю за образовательной деятельностью по итогам 2020 года (приложение).


2. Управлению по надзору и контролю в сфере образования (Морошкина Л.В.) обеспечить размещение доклада о правоприменительной практике контрольно-надзорной деятельности Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми по федеральному государственному надзору в сфере образования, федеральному государственному контролю качества образования, лицензионному контролю за образовательной деятельностью по итогам 2020 года на официальном сайте Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми в срок до 20 января 2021 г.


3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра О.А.Холодова.



Министр
Н.ЯКИМОВА



Приложение


Утверждено
Приказом
Министерства образования,
науки и молодежной политики
Республики Коми
от 18 января 2021 г. N 17-п



ДОКЛАД О ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ ПО ФЕДЕРАЛЬНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ, ФЕДЕРАЛЬНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ КОНТРОЛЮ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ, ЛИЦЕНЗИОННОМУ КОНТРОЛЮ ЗА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПО ИТОГАМ 2020 ГОДА (ПО СОСТОЯНИЮ НА 31 ДЕКАБРЯ 2020 Г.)


Введение


Настоящий доклад о правоприменительной практике контрольно-надзорной деятельности Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми по федеральному государственному надзору в сфере образования, федеральному государственному контролю качества образования, лицензионному контролю за образовательной деятельностью по итогам 2020 года (далее - Доклад) подготовлен во исполнение пунктов 2, 3 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ), приказом Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми от 12 января 2020 г. N 6 "О проведении публичного обсуждения результатов правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми", в соответствии с:


- методическими рекомендациями по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности (утверждены подкомиссией по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы, протокол от 9 сентября 2016 г. N 7);


- методическими рекомендациями по подготовке и проведению профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований (утверждены подкомиссией по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы, протокол от 20 января 2017 г. N 1);


- Стандартом комплексной профилактики рисков причинения вреда, охраняемым законом ценностям, утвержденным протоколом заседания Проектного комитета по основному направлению стратегического развития Российской Федерации "Реформа контрольной и надзорной деятельности" от 27 марта 2018 г. N 2.


В Докладе отражена деятельность Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми (далее - Министерство) по обобщению результатов правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности. Обзор правоприменительной практики подготовлен по результатам контрольно-надзорной деятельности Министерства за 2020 год.


Целью обобщения и анализа, а также публичного обсуждения результатов правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Министерства является предупреждение и профилактика нарушений обязательных требований в сфере образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность (далее - организация), органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования (далее - ОМС).


Задачами обобщения и анализа, публичного обсуждения результатов правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Министерства являются:


- обеспечение единства практики применения Министерством федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, иных нормативных документов, обязательность применения которых установлена законодательством Российской Федерации в сфере образования;


- формирование единого понимания обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере образования у участников отношений в сфере образования;


- повышение прозрачности системы государственного контроля (надзора);


- обзор типичных нарушений законодательства в сфере образования, лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности;


- выработка с привлечением широкого круга заинтересованных лиц оптимальных решений проблемных вопросов правоприменительной практики, в том числе реализации профилактических мероприятий для их предупреждения;


- обеспечение доступности сведений о правоприменительной практике контрольно-надзорной деятельности Министерства.


В качестве источников формирования Доклада использованы:


- результаты контрольно-надзорных мероприятий;


- результаты мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;


- случаи объявления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований;


- результаты рассмотрения заявлений и обращений граждан;


- результаты рассмотрения дел об административных правонарушениях;


- результаты судебной практики;


разъяснения, даваемые контролирующими органами, органами прокуратуры, иными государственными органами по вопросам осуществления контрольно-надзорной деятельности;


- результаты аналитической работы;


- иные источники, содержащие информацию о нарушении обязательных требований.


Сведения, содержащиеся в Докладе, являются открытыми, общедоступными и подлежат размещению на официальном сайте Министерства в сети "Интернет" по адресу: http://minobr.rkomi.ru.



Нормативно-правовое регулирование осуществления государственного контроля (надзора) в сфере образования, лицензионного контроля образовательной деятельности


Государственный контроль (надзор) в сфере образования за деятельностью органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Республики Коми, лицензионный контроль образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Республики Коми (за исключением организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"), возложен на отдел надзора и контроля в сфере образования Управления по надзору и контролю в сфере образования Министерства (далее - Отдел, Управление).


В 2020 году при осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования, лицензионного контроля образовательной деятельности Управление руководствовалось:


1. Федеральными законами и кодексами:


- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (далее - КоАП РФ);


- Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";


- Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";


- Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";


- Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";


- Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации";


- Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";


- Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации";


- Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";


- Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";


- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ).


2. Нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации:


- постановление Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 944 "Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью";


- постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. N 489 "Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей";


- постановление Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2012 г. N 1311 "О порядке оплаты услуг экспертов и экспертных организаций, а также возмещения расходов, понесенных ими в связи с участием в мероприятиях по контролю";


- постановление Правительства Российской Федерации от 24 мая 2013 г. N 438 "О государственной информационной системе "Реестр организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам";


- постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 662 "Об осуществлении мониторинга системы образования";


- постановление Правительства Российской Федерации от 20 августа 2013 г. N 719 "О государственной информационной системе государственного надзора в сфере образования";


- постановление Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 г. N 729 "О федеральной информационной системе "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении" (вместе с "Правилами формирования и ведения федеральной информационной системы "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении");


- постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 2014 г. N 636 "Об аттестации экспертов, привлекаемых органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля, к проведению мероприятий по контролю";


- постановление Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2015 г. N 415 "О Правилах формирования и ведения единого реестра проверок";


- постановление Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2015 г. N 1268 "Об утверждении Правил подачи и рассмотрения заявления об исключении проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя из ежегодного плана проведения плановых проверок и о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. N 489";


- постановление Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2017 г. N 166 "Об утверждении Правил составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения";


- постановление Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2017 г. N 177 "Об утверждении общих требований к разработке и утверждению проверочных листов (списков контрольных вопросов)";


- постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. N 438 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".


3. Ведомственными нормативными правовыми актами:


- приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";


- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 марта 2015 г. N 1309 "Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи";


- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2017 г. N 546 "Об утверждении Административного регламента исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля качества образования" (утратил силу 24.08.2020);


- приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 30 июня 2020 г. N 709 "Об утверждении Административного регламента осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, федерального государственного контроля качества образования" (вступил в силу 25.08.2020);


- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 ноября 2017 г. N 1096 "Об утверждении Административного регламента исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в сфере образования" (утратил силу 02.10.2020);


- приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 30 июня 2020 г. N 710 "Об утверждении Административного регламента осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, федерального государственного надзора в сфере образования" (вступил в силу 03.10.2020);


- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 декабря 2017 г. N 1197 "Об утверждении Административного регламента исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, государственной функции по осуществлению лицензионного контроля за образовательной деятельностью" (утратил силу 17.07.2020);


- приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 30 марта 2020 г. N 427 "Об утверждении Административного регламента осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, лицензионного контроля за образовательной деятельностью" (вступил в силу 18.07.2020);


- приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 20 ноября 2018 г. N 1545 "Об утверждении значений целевых показателей эффективности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению переданных им полномочий Российской Федерации в сфере образования, при выполнении которых возникают расходные обязательства субъектов Российской Федерации, на исполнение которых предусмотрены субвенции, формирующие единую субвенцию бюджетам субъектов Российской Федерации, формы отчета о фактически достигнутых органами государственной власти субъектов Российской Федерации указанных значениях и значениях целевых показателей, утвержденных Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, а также установлении сроков его представления";


- приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 27 сентября 2019 г. N 1353 "Об утверждении Порядка оценки эффективности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению переданных им полномочий Российской Федерации в сфере образования, при выполнении которых возникают расходные обязательства субъектов Российской Федерации, на исполнение которых предусмотрены субвенции, формирующие единую субвенцию бюджетам субъектов Российской Федерации";


4. Нормативными правовыми актами, принятыми в Республике Коми для обеспечения исполнения переданных полномочий по государственному контролю (надзору) в сфере образования:


- Закон Республики Коми "Об образовании" от 6 октября 2006 г. N 92-РЗ;


- Указ Главы Республики Коми от 6 октября 2008 г. N 96 "Об органе исполнительной власти Республики Коми в сфере образования";


- Постановление Правительства Республики Коми от 1 ноября 2016 г. N 520 "О Министерстве образования, науки и молодежной политики Республики Коми".


5. Распорядительными актами, принятыми Министерством для обеспечения исполнения переданных полномочий по государственному контролю (надзору) в сфере образования:


- приказ Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми от 15 мая 2018 г. N 263-у "Об утверждении перечня должностных лиц Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми, уполномоченных на принятие решения о направлении предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований";


- приказ Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми от 18 февраля 2019 г. N 139/1 "Об организации в Министерстве образования, науки и молодежной политики Республики Коми профилактической работы";


- приказ Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми от 18 апреля 2019 г. N 409 "Об утверждении рекомендуемых форм отчета об исполнении предписания об устранении выявленных нарушений требований законодательства об образовании, отчета об исполнении предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований, уведомления об устранении выявленного несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам";


- приказ Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми от 29 апреля 2019 г. N 173-п "Об утверждении порядка оформления и содержания заданий на проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, порядка оформления результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями";


- приказ Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми от 29 апреля 2019 г. N 174-п "Об утверждении перечня должностных лиц Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми, уполномоченных на проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями";


- приказ Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми от 24 октября 2019 г. N 585-у "Об утверждении перечня видов экспертиз, для проведения которых требуется привлечение экспертов";


- приказ Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми от 25 ноября 2019 г. N 1015 "Об утверждении должностных лиц Управления по надзору и контролю в сфере образования Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми, наделенных полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях в сфере образования" (в редакции приказов от 30.03.2020 N 280, от 01.12.2020 N 731);


- приказ Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми от 18 декабря 2019 г. N 585-п "Об утверждении программы профилактики нарушений обязательных требований законодательства в сфере образования на 2020 год";


- приказ Министерства образования и молодежной политики Республики Коми от 31 января 2020 г. N 73 "Об утверждении примерных нормативов трудозатрат на привлечение экспертов при привлечении Министерством образования, науки и молодежной политики Республики Коми экспертов к проведению мероприятий по контролю" (предыдущая редакция от 14 июля 2016 г. N 232);


- приказ Министерства образования и молодежной политики Республики Коми от 10 апреля 2020 г. N 156-п "Об утверждении перечня нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора) в сфере образования" (предыдущая редакция от 9 апреля 2019 г. N 141-п);


- приказ Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми от 22 февраля 2018 г. N 119-у "Об утверждении проверочных листов (списков контрольных вопросов)" с изменениями от 15.05.2018 N 264-у, от 14.06.2019 N 326-у (с 1 января 2021 г. вступает в силу новая редакция, утвержденная приказом Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми от 7 декабря 2020 г. N 345-у "Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов)).


25 февраля 2020 г. Министром образования, науки и молодежной политики Республики Коми утверждены положение об Управлении по надзору и контролю в сфере образования Министерства (предыдущая редакция от 3 октября 2019 г.), положение об отделе надзора и контроля в сфере образования Управления (предыдущая редакция от 27 марта 2018 г.).



Проведение государственного контроля (надзора) в сфере образования, лицензионного контроля за образовательной деятельностью в 2020 году


Общее количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых подлежит государственному контролю (надзору) в сфере образования, лицензионному контролю за образовательной деятельностью, составляет в 2020 году - 960 (в 2019 году - 1002). Сокращение количества организаций произошло за счет ликвидации, реорганизации организаций, прекращения действия лицензии на осуществление образовательной деятельности по заявлению юридических лиц. Количество ОМС, деятельность которых подлежит государственному контролю (надзору) в сфере образования, составляет 20 (в том числе в пределах одного муниципального образования (г. Сыктывкар) управление в сфере образования осуществляют Управление образования администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" и Управление дошкольного образования администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар", являющиеся самостоятельными юридическими лицами). Основную долю организаций составляют муниципальные организации - 75%. Государственные организации - 13% от всех организаций, осуществляющих образовательную деятельность, 12% организаций иных форм собственности.


В отношении организаций проводятся проверки в рамках:


- федерального государственного надзора в сфере образования;


- федерального государственного контроля качества образования;


- лицензионного контроля за образовательной деятельностью.


В отношении ОМС проводятся проверки в рамках федерального государственного надзора в сфере образования.


В 2020 году проведены проверки в отношении 91 юридического лица, в том числе в отношении 5 ОМС, в отношении 86 организаций.


Всего проведено 92 проверки, в том числе 5 - в отношении ОМС, 87 - в отношении организаций.


В соответствии с планами Министерства по проведению плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, органов местного самоуправления в 2020 году проведено 83 проверки, в том числе в отношении 5 ОМС, 78 организаций (3 организации - в рамках лицензионного контроля за образовательной деятельностью, 27 организаций проверены комплексно в рамках федерального государственного надзора в сфере образования, федерального государственного контроля качества образования, лицензионного контроля за образовательной деятельностью, 48 организаций проверены комплексно в рамках федерального государственного надзора в сфере образования, лицензионного контроля за образовательной деятельностью).


Выполнение планов проведения проверок в 2020 году составило 100%, с учетом исключения из плана 162 проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по установленным законодательством Российской Федерации основаниям (1 - прекращение действия лицензии на осуществление образовательной деятельности по заявлению юридического лица, прекращение деятельности юридического лица, 161 - во исполнение пункта 4 поручения Председателя Правительства Российской Федерации М.В.Мишустина от 18 марта 2020 г. N ММ-П36-1945).


В ходе проверок выявлено:


- 424 нарушен требований законодательства в сфере образования;


- 2 нарушения лицензионных требований.


Количество внеплановых проверок, проведенных в 2020 году, составило 9 (все проверки проведены в отношении организаций). Внеплановые проверки проведены по контролю за исполнением предписания, выданного по результатам проведенной ранее проверки по следующим основаниям:


- истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений - 6 проверок (67% от общего количества внеплановых проверок, проведенных в 2020 году);


- наличие ходатайства лицензиата о проведении внеплановой выездной проверки в целях установления факта досрочного исполнения предписания - 3 проверки (33% от общего количества внеплановых проверок, проведенных в 2020 году).


По состоянию на 31 декабря 2020 г. предписания об устранении выявленных нарушений исполнены в установленный срок всеми (100%) организациями и ОМС.


В 2020 году к мероприятиям по контролю (надзору) привлечено 47 экспертов (в 2019 году - 83). Эксперты привлечены к проведению 46 из 75 проведенных проверок организаций, что составляет 61% (в 2019 году таких проверок было 145, что составляет 67%).


С привлечением экспертов проведены проверки в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях, организациях дополнительного образования и иных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.


Участие экспертов в проведении проверок способствовало усилению практико-ориентированной направленности контрольно-надзорных мероприятий как в части государственного контроля (надзора) в сфере образования, так и лицензионного контроля за образовательной деятельностью.


В 2020 году на основании заданий, утвержденных заместителем министра образования, науки и молодежной политики Республики Коми, должностными лицами Управления организованы и проведены следующие мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями:


- наблюдение за соблюдением обязательных требований при размещении информации на официальных сайтах образовательных организаций в сети "Интернет" (960 организаций - 100% всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность на территории Республики Коми);


- наблюдение за соблюдением обязательных требований посредством анализа информации о деятельности юридического лица, которая предоставляется посредством использования федеральных государственных информационных систем (420 организаций - 44% всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность на территории Республики Коми).


Задания на проведение вышеуказанных мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями были сформированы на основании:


- поручения Министерства просвещения Российской Федерации (письмо от 10 сентября 2020 г. N ГД-1426/04 "О снижении административной нагрузки на педагогических работников") - в отношении 319 организаций (33% всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность на территории Республики Коми);


- поручения Рособрнадзора (письмо от 29 мая 2020 г. N 01-182/13-01 "О проведении анализа наличия и реализации воспитательных программ, разработанных и утвержденных общеобразовательными организациями") - в отношении 303 организаций (32% всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность на территории Республики Коми);


- информации от ОМС - в отношении 25 организаций (3% всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность на территории Республики Коми);


- рассмотрения обращений граждан (9 обращений) - в отношении 9 организаций (1% всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность на территории Республики Коми);


- анализа сведений, внесенных образовательными организациями в федеральную информационную систему "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении", - в отношении 420 организаций (44% всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность на территории Республики Коми).


По итогам мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями:


- выданы предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований 2 организациям (0,5% всех организаций, в отношении которых проводились мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, в 2019 году - 19%);


- направлены информационные письма с предложениями по устранению выявленных несоответствий в адрес 20 ОМС и 960 организаций.



Типичные нарушения, выявленные в 2020 году


Типичные нарушения законодательства Российской Федерации в сфере образования, выявленные в рамках осуществления переданных полномочий по федеральному государственному надзору в сфере образования в деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в 2020 году представлены в таблице 1.



Таблица 1

Наименование и реквизиты нормативного правового акта

Перечень структурных единиц (пункт, часть, статья) нормативного правового акта, которые были нарушены

Содержание выявленного нарушения

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

статья 25

содержание уставов образовательных организаций не соответствует требованиям действующего законодательства

статья 28

образовательными организациями не обеспечено выполнение функций, отнесенных к их компетенции, а именно:

не обеспечено функционирование внутренней системы оценки качества образования;

не разработана и не утверждена по согласованию с учредителем программа развития, не осуществляется контроль за полнотой реализации образовательной программы

статья 29

официальные сайты образовательных организаций в сети "Интернет" ведутся с нарушениями требований законодательства Российской Федерации в сфере образования

статья 45

образовательными организациями нарушаются требования законодательства Российской Федерации в сфере образования при организации работы комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений

статьи 2, 12, 41

организация и осуществление образовательной деятельности по основным образовательным программам дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования осуществляется с нарушениями требований законодательства Российской Федерации в сфере образования

статья 58

образовательными организациями нарушаются требования законодательства Российской Федерации в сфере образования при организации и проведении промежуточной аттестации обучающихся

статья 79

организация и осуществление образовательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется с нарушениями законодательства Российской Федерации в сфере образования, а именно: отсутствуют адаптированные образовательные программы, определяющие содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, не созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

Постановление Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 г. N 729 "О федеральной информационной системе "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении" (вместе с "Правилами формирования и ведения федеральной информационной системы "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении")

пункт 5

образовательной организацией не обеспечено внесение в федеральную информационную систему "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении" достоверных сведений о выданных в установленном порядке документах государственного образца

Приказ Министерства и науки Российской Федерации от 7 апреля 2014 г. N 276 "Об утверждении Порядка проведения аттестации

пункты 8, 9, 12

образовательной организацией допускаются нарушения законодательства Российской Федерации в сфере образования при проведении аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности (образовательными организациями нарушается срок проведения аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой

педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность"

должности, установленного графиком проведения аттестации педагогических работников;

срок ознакомления педагогического работника, подлежащего аттестации, с представлением)

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"

пункты 2.9, 2.13

основная образовательная программа дошкольного образования не соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации в части структуры и содержания:

отсутствует часть, формируемая участниками образовательных отношений;

- отсутствует краткая презентация программы

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования"

пункты 19.5, 19.6, 19.9

основная образовательная программа начального общего образования не соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации в части структуры и содержания:

- рабочие программы учебных предметов и курсов внеурочной деятельности составлены без учета требований пункта 19.5;

- программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся составлена без учета требований пункта 19.6

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"

пункты 18.2.2, 18.2.3, 18.1.3

основная образовательная программа основного общего образования не соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации в части структуры и содержания:

- рабочие программы учебных предметов и курсов внеурочной деятельности составлены без учета требований пункта 18.2.2;

- программа воспитания и социализации обучающихся составлена без учета требований пункта 18.2.3;

- система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы не закрепляет основные направления и цели оценочной деятельности, предусмотренные пунктом 18.1.3


Типичные нарушения при осуществлении лицензионного контроля за образовательной деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в 2020 году представлены в таблице 2.



Таблица 2

Наименование и реквизиты нормативного правового акта

Перечень структурных единиц (пункт, часть, статья) нормативного правового акта, которые были нарушены

Содержание выявленного нарушения

Постановление Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. N 966 "О лицензировании образовательной деятельности"

подпункт "а" пункта 6

отсутствие у образовательной организации на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам

подпункт "ж" пункта 6

отсутствие у образовательной организации санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые используются для осуществления образовательной деятельности, учитывающее, в том числе требования статьи 17 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", а также статьи 41 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"


Типичные нарушения законодательства Российской Федерации в сфере образования, выявленные в деятельности органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, в 2020 году представлены в таблице 3.



Таблица 3

Наименование и реквизиты нормативного правового акта

Перечень структурных единиц (пункт, часть, статья) нормативного правового акта, которые были нарушены

Содержание выявленного нарушения

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

статья 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

неисполнение полномочий по учету детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, в том числе детей-инвалидов;

отсутствие регламентации полномочий органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

статья 72 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

нарушение порядка проведения школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

пункт 4 статьи 51 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

нарушение требований законодательства при проведении аттестации кандидатов на должность руководителей муниципальной образовательной организации

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

часть 14 статьи 22 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

нарушение требований законодательства при осуществлении реорганизации образовательной организации

Федеральный закон от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"

часть 4 статьи 13 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"

отсутствие проведения оценки последствий заключения муниципальной образовательной организацией договора аренды/договора безвозмездного пользования закрепленных за организацией объектов

приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. N 1082 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии"

пункты 4, 15, 16 приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. N 1082 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии"

нарушение требований законодательства при организации деятельности психолого-медико-педагогических комиссий, созданных в муниципальных образованиях


С целью анализа и прогнозирования состояния исполнения требований законодательства об образовании Управлением ведется реестр типичных нарушений обязательных требований, выявленных по результатам государственного контроля (надзора) в сфере образования, лицензионного контроля за образовательной деятельностью.


Анализ количества нарушений, выявленных по результатам плановых проверок организаций, показал следующее:


- количество выявленных нарушений в 2020 году по результатам плановых проверок организаций уменьшилось с 1147 в 2019 году до 424 в 2020 году. Значительное снижение количества выявленных нарушений обусловлено уменьшением количества проведенных плановых проверок с 243 в 2019 г. до 78 в 2020 г.;


- нарушения лицензионных требований были выявлены в 2020 году при проведении 2 плановых проверок (в 2019 году - при проведении 11 плановых проверок);


- среднее количество нарушений, выявленных по результатам одной плановой проверки организации в рамках федерального государственного надзора в сфере образования, составляет 6 нарушений (2019 год - 5).


Анализ количества нарушений, выявленных по результатам плановых проверок ОМС показал следующее:


- количество выявленных нарушений в 2020 году по результатам плановых проверок ОМС увеличилось с 17 в 2019 году до 29 в 2020 году;


- среднее количество нарушений, выявленных по результатам одной плановой проверки составляет 9,7 (2019 г. - 4,3).


В 2020 году в организациях, которые были проверены в рамках государственного контроля (надзора) в сфере образования, лицензионного контроля образовательной деятельности, проведено анкетирование на предмет выяснения причин возникновения нарушений обязательных требований. Руководителями организаций были названы следующие причины нарушений законодательства в сфере образования:


- низкий уровень правовой культуры должностных лиц организаций (невнимательное изучение администрацией, педагогическими работниками организации нормативных правовых актов, несвоевременный анализ изменений законодательства в сфере образования, отсутствие в организации компетентных специалистов в сфере образовательного права);


- недостаточный административный контроль;


- недостаточный учредительный контроль;


- отсутствие эффективного взаимодействия между организацией и управлением образования;


- большой документооборот, загруженность администрации организации;


- недостаточность финансовых средств.


Анализируя данные ответы, а также количество и характер типичных нарушений, можно выявить следующие основания причин типичных нарушений:


- высокий уровень издержек (финансовых, организационных, административных и иных) по соблюдению обязательного требования по сравнению с возможной ответственностью за его несоблюдение;


- отсутствие прямой связи несоблюдения обязательного требования с риском наступления ответственности.


Для устранения вышеуказанных причин нарушений организациям необходимо выполнить организационные мероприятия, направленные на соблюдение требований Федерального закона N 273-ФЗ, а также подзаконных нормативных актов, регламентирующих указанные направления деятельности:


- привести официальные сайты в сети "Интернет" в соответствие с требованиями законодательства об образовании и актуализировать информацию на сайтах в предусмотренные законодательством об образовании сроки;


- провести аудит уставов, локальных нормативных актов для приведения их в соответствие с законодательством;


- предусмотреть для членов администрации организации повышение квалификации по правовым вопросам.



Действия Министерства по пресечению нарушений обязательных требований и (или) устранению последствий таких нарушений


В 2020 году в соответствии с Федеральным законом N 294-ФЗ, со статьей 93 Федерального закона N 273-ФЗ во всех случаях выявления при проведении проверок нарушений требований законодательства в сфере образования организациям и ОМС были выданы предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.


По результатам 66 плановых проверок (80% от всех плановых проверок) выданы предписания об устранении выявленных нарушений, в том числе 63 предписания выданы организациям, 3 предписания - ОМС.


По итогам рассмотрения отчетов об устранении выявленных нарушений требований в сфере образования, лицензионных требований направлены уведомления об исполнении выданного предписания 137 организациям, 4 ОМС.


Фактов непредставления в установленный срок отчетов об устранении выявленных нарушений требований в сфере образования, лицензионных требований не зафиксировано.


Повторные предписания об устранении ранее не устраненного нарушения в 2020 г. организациям не выдавались, запрет приема на обучение не устанавливался.


По состоянию на 31 декабря 2020 г. предписания об устранении выявленных нарушений исполнены в установленный срок всеми (100%) организациями и ОМС.


Данный факт связан, в том числе, с проведением Управлением адресной профилактической работы с организациями по устранению выявленных в ходе проверок нарушений.


По результатам федерального государственного контроля качества образования несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам, как и в 2019 году не выявлены.


Руководствуясь статьей 28.1 КоАП РФ, которая предусматривает возбуждение дела об административном правонарушении при ряде обстоятельств, должностными лицами Управления в 2020 году составлено 11 протоколов об административных правонарушениях (2019 год - 26 протоколов):


- 3 протокола составлено по итогам плановых проверок - 4% от всех плановых проверок (в 2019 году по итогам плановых проверок составлено 13 протоколов - 5% от всех плановых проверок 2019 г.);


- 6 протоколов составлено в ходе контроля проведения единого государственного экзамена (в 2019 году - 4 протокола);


1 протокол составлен в ходе контроля за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований, в том числе установленных Указом Главы Республики Коми от 15.03.2020 N 16 "О введении режима повышенной готовности" (в 2019 году такие протоколы не составлялись);


- 1 протокол составлен по итогам рассмотрения информации, опубликованной в средствах массовой информации (в 2019 году такие протоколы не составлялись).


Протоколы по итогам рассмотрения обращений граждан и по итогам внеплановых проверок не составлялись (в 2019 году таких протоколов было 7 и 2 соответственно).


Основания для составления протоколов об административных правонарушениях, количество и результаты их рассмотрения представлены в таблице 4.



Таблица 4

Статья КоАП РФ

Количество составленных протоколов в 2020 году

Решение суда

Часть 1 статьи 5.57 КоАП РФ (нарушение или незаконное ограничение права на образование, выразившиеся в нарушении или ограничении права на получение общедоступного и бесплатного образования, а равно незаконные отказ в приеме в образовательную организацию либо отчисление (исключение) из образовательной организации)

1 (в т.ч. 1 - в отношении юридического лица)

(2019 г. - 1)

Юридическое лицо признано виновным по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 тыс. руб.

Часть 3 статьи 19.20 КоАП РФ (осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно)

2 (в т.ч. 2 - в отношении юридического лица)

(2019 г. - 11)

Производство по 2 делам об административном правонарушении прекращено в связи с малозначительностью (юридическими лицами устранены грубые нарушения лицензионных требований до рассмотрения дела судом первой инстанции)

Часть 4 статьи 19.30 КоАП РФ (нарушение установленного законодательством об образовании порядка проведения государственной итоговой аттестации)

6 (в т.ч. 5 - в отношении физического лица, 1 - в отношении должностного лица)

(2019 г. - 4)

В 4 случаях лица, в отношении которых составлен протокол об административном правонарушении, признаны виновными с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 3 тыс. руб. - на физических лиц, 20 тыс. руб. - на должностное лицо.

В 2 случаях рассмотрение дела об административном правонарушении прекращено (1 - в связи с малозначительностью, 1 - в связи с отсутствием состава административного правонарушения)

Часть 5 статьи 19.30 КоАП РФ (нарушение установленного законодательством об образовании порядка приема в образовательную организацию)

1 (в т.ч. 1 - в отношении юридического лица)

(2019 г. - 0)

Производство по делу об административном правонарушении прекращено судом в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности

Часть 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ (невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации)

1 (в т.ч. 1 - в отношении должностного лица)

(2019 г. - 0)

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении должностное лицо признано виновным с вынесением предупреждения


В 2020 году по сравнению с 2019 годом снизилось количество административных правонарушений, предусмотренных частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ (с 11 до 2 случаев).


В 2020 г. выявлены административные правонарушения, факты которых отсутствовали в 2019 г., а именно, предусмотренные частью 5 статьи 19.30 КоАП РФ (1 случай).


В 2020 году увеличилось количество протоколов об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 19.30 КоАП РФ (с 4 до 6 случаев). Протоколы, составленные в отношении несовершеннолетних участников ГИА, рассмотрены территориальными комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав. Протоколы в отношении совершеннолетних участников ЕГЭ, должностных лиц, нарушивших порядок ЕГЭ, рассмотрены судами.


Впервые был составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за совершение, которого предусмотрена частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ.


Основными причинами административных правонарушений является неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей должностными лицами организаций, низкий уровень организационного контроля со стороны должностных лиц организаций, низкий уровень правовой культуры.


По решению судов в 2020 году привлечены к административной ответственности:


- 2 физических лица (2019 г. - 1);


- 2 должностных лица (2019 г. - 2);


- 1 юридическое лицо (2019 г. - 12).


По результатам рассмотрения судами дел об административных правонарушениях в 2020 г. наложены наказания в виде предупреждения и административного штрафа.


Количество наложенных предупреждений снизилось в 2020 г. по сравнению с 2019 г. с 3 до 1.


Произошло снижение количества наложенных административных штрафов с 10 в 2019 г. до 4 в 2020 г.


Общая сумма наложенных административных штрафов в 2020 году снизилась по сравнению с 2019 годом с 393 тыс. руб. до 76 тыс. руб.


Средний размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, в 2020 году остался неизменным по сравнению с 2019 г., и составил 50 тыс. рублей (в 2019 году - 50 тыс. рублей), на физическое лицо - также остался неизменным и составил 3 тыс. руб. (в 2019 году - 3 тыс. рублей), на должностное лицо - увеличился в 2 раза и составил 20 тыс. руб. (в 2019 году - 10 тыс. рублей).


Наказания в виде административного приостановления деятельности юридического лица в 2020 г. не налагались (2019 - 2 наказания в виде приостановления деятельности).


По результатам рассмотрения протоколов об административных правонарушениях, составленных по итогам проверок (3 протокола) в 2020 г., наказания не налагались. Производство по указанным делам прекращено судами в связи с малозначительностью (2 протокола) и истечением срока давности привлечения к административной ответственности (1 протокол).


В 2019 году общее количество таких административных протоколов составило 13.


В 2020 году отсутствовали случаи обжалования решений судов первой инстанции лицами, в отношении которых составлены протоколы об административном правонарушении, признанных виновными (2019 г. - 5 случаев).


Должностными лицами Управления ведется анализ судебной практики, толкования правовых норм судами.



Сведения о реализации мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований законодательства в сфере образования


В 2020 году в соответствии с Программой профилактики нарушений обязательных требований законодательства в сфере образования на 2020 год, утвержденной приказом Министерства от 18 декабря 2019 г. N 585-п, Министерством реализованы мероприятия, направленные на профилактику нарушений обязательных требований, по следующим направлениям:


1. Размещение и (ведение) на официальном сайте Министерства перечней нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора) в сфере образования, а также текстов соответствующих нормативных правовых актов.


В целях единого понимания предмета соответствующего вида государственного контроля (надзора) в сфере образования и требований законодательства об образовании, подлежащих проверке, с 2017 года Министерством ведется работа по формированию перечня нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора) в сфере образования (приказ от 25 декабря 2017 г. N 808-у). Мониторинг изменений нормативных правовых актов, включенных в перечень, проводится постоянно.


В 2020 году Министерством обновлен указанный перечень нормативных правовых актов (приказ Министерства от 10 апреля 2020 г. N 156-п "Об утверждении перечня нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора) в сфере образования").


Данный перечень, а также ссылки на актуальные тексты соответствующих нормативных правовых актов, размещены на официальном сайте Министерства в сети "Интернет" (http://minobr.rkomi.ru). Размещенные на сайте нормативные правовые документы в сфере образования федерального и республиканского уровней своевременно обновляются и актуализируются Министерством.


2. Информирование ОМС, организаций по вопросам соблюдения обязательных требований в сфере образования.


Информирование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований проводится Управлением в целях повышения прозрачности системы контрольно-надзорной деятельности и снижения количества нарушений обязательных требований. В 2020 году проведены следующие мероприятия:


1) Информирование по вопросам соблюдения обязательных требований в сфере образования.


В 2020 году для различных категорий участников проведены следующие семинары, совещания, конференции, консультации, "круглые столы" по вопросам соблюдения обязательных требований в сфере образования:


- заседание Республиканского методического объединения руководителей образовательных организаций по вопросу "Соблюдение требований законодательства в сфере образования при организации и проведении промежуточной аттестации";


- республиканское родительское собрание для родителей (законных представителей) выпускников 9 классов;


- семинар-совещание для руководителей образовательных организаций Сыктывдинского района по теме "Типичные нарушения законодательства в сфере образования, их предупреждение";


- семинар-совещание для руководителей образовательных организаций г. Сыктывкара по теме "Лицензирование образовательной деятельности";


- совещание с руководителями отделений ДОСААФ Республики Коми.


Должностными лицами Министерства освещены вопросы соблюдения обязательных требований в сфере образования в рамках телепередач "Вести Коми", "Детали дня", участия в "горячих линиях" Общественной приемной Главы Республики Коми, Общественного совета Министерства по следующим направлениям:


- прием обучающихся в первый класс общеобразовательных организаций Республики Коми;


- организация обучения с применением дистанционных образовательных технологий;


- подготовка к единому государственному экзамену в условиях обучения с применением дистанционных образовательных технологий.


С целью информирования организаций, ОМС по вопросам соблюдения обязательных требований в сфере образования подготовлены инструктивно-методические, информационно-аналитические письма:


- о некоторых вопросах приема в 1 класс;


- о типичных нарушениях, выявленных в ходе проверок в 2019 году;


- о недопустимости взимания денежных средств;


- о некоторых вопросах исполнения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, предписания об устранении выявленных нарушений;


- о привлечении обучающихся к труду и организации трудового воспитания обучающихся.


2) Организация и проведение разъяснительной работы по вопросам процедур контроля. В 2020 году проведено более 200 консультаций для руководителей и заместителей руководителей юридических лиц по вопросам государственного контроля (надзора) в сфере образования, лицензионного контроля до начала проведения контрольно-надзорных мероприятий. Кроме того, проведены индивидуальные консультации экспертов, привлекаемых к контрольно-надзорным мероприятиям (более 50 консультаций).


3) Осуществление взаимодействия с заинтересованными ведомствами по предупреждению нарушений требований законодательства Российской Федерации в сфере образования.


Министерством в соответствии с соглашениями о сотрудничестве ведется работа по предупреждению нарушений требований законодательства Российской Федерации в сфере образования с заинтересованными ведомствами - Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми (Роспотребнадзор), Главным Управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Коми (Госпожнадзор).


В 2020 году специалисты Управления в составе комиссии военного комиссариата Республики Коми в качестве экспертов приняли участие в проверке 2 организаций ДОСААФ. По требованию прокуратуры Республики Коми принято участие в проверке 1 индивидуального предпринимателя.


4) Подготовка разъяснений о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, внесение изменений в действующие нормативные правовые акты.


В целях разъяснения содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, внесения изменений в действующие нормативные правовые акты Управлением:


- подготовлены обзоры содержания новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, и нормативных правовых актов, регламентирующих внесение изменений в действующие нормативные правовые акты (ежеквартально);


- подготовлены и направлены в адрес организаций, ОМС инструктивно-методические, информационно-аналитические письма:


- об организации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий;


- о контрольно-надзорных мероприятиях и оказании государственных услуг в сфере образования в условиях режима повышенной готовности;


- о некоторых вопросах организации образовательного процесса в условиях режима повышенной готовности;


- особенности контрольно-надзорной деятельности и оказания государственных услуг в сфере образования в 2020 году;


- об организованном завершении 2019 - 2020 учебного года;


- о вступлении в законную силу приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 15 мая 2020 г. N 236 "Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования";


- об организованном начале 2020 - 2021 учебного года в условиях эпидемиологической ситуации по распространению коронавирусной инфекции (COVID-19);


- о вступлении в законную силу приказа Министерства Просвещения Российской Федерации от 2 сентября 2020 г. N 458 "Об утверждении порядка приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования".


В 2020 году Управлением:


- разработано и опубликовано на официальном сайте Руководство по соблюдению обязательных требований законодательства в сфере образования, предъявляемых при исполнении предписания об устранении выявленных нарушений требований законодательства об образовании и об устранении выявленных нарушений лицензионных требований;


- подготовлены и размещены на официальном сайте ответы на наиболее часто задаваемые вопросы при организации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий;


- организована работа линии информационного сопровождения по вопросам организации обучения с применением дистанционных образовательных технологий в образовательных организациях республики, по вопросам организованного начала 2020 - 2021 учебного года в Республике Коми.


5) Актуализация проверочных листов (списка контрольных вопросов), применяемых при осуществлении контрольно-надзорной деятельности.


Для повышения эффективности и объективности при осуществлении контрольно-надзорных мероприятий Управлением применяются проверочные листы (списки контрольных вопросов), которые включают в себя перечни вопросов, ответы на которые однозначно свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований, составляющих предмет проверки. Формы проверочных листов (списков контрольных вопросов) утверждены приказом Министерства от 7 декабря 2020 г. N 345-у "Об утверждении формы проверочных листов (списков контрольных вопросов)" (предыдущие редакции утверждены приказами Министерства от 22 февраля 2018 г. N 199-у, от 15 мая 2018 г. N 264-у, от 14 июня 2019 г. N 326-у).


6) Обеспечение информационной открытости по вопросам контрольно-надзорной деятельности.


Для обеспечения информационной открытости по вопросам контрольно-надзорной деятельности на официальном сайте Министерства в сети "Интернет" создан специальный раздел "Управление по надзору и контролю в сфере образования", где размещены актуальные документы по основным направлениям деятельности Управления. В данном разделе с определенной периодичностью размещаются следующие информационные документы и материалы по вопросам государственного контроля (надзора) в сфере образования:


- планы проведения проверок (до 1 ноября);


- графики проверок (ежемесячно);


- результаты проведенных проверок, информация о принятых мерах по устранению (недопущению) нарушений законодательства и типичных нарушениях законодательства Российской Федерации в сфере образования, выявляемых в ходе проведения проверок (ежемесячно);


- обзоры административной практики (ежеквартально);


- обзоры изменений законодательства об образовании (ежеквартально).


Кроме того, в указанном разделе на официальном сайте Министерства создан отдельный подраздел "Организация и проведение мероприятий, направленных на профилактику нарушений требований законодательства об образовании", содержащий информацию о реализации мероприятий по профилактике нарушений.


В 2020 году в условиях эпидемиологической ситуации по распространению коронавирусной инфекции (COVID-19) участие в совещаниях ("круглых столах") по итогам реализации программ повышения квалификации педагогических работников, руководящих работников по вопросам соблюдения обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере образования не представилось возможным.


3. Обобщение практики осуществления в соответствующей сфере деятельности государственного контроля (надзора).


С целью обобщения практики осуществления государственного контроля (надзора) в сфере образования в 2020 году:


- сформирован и ведется реестр типичных нарушений обязательных требований, выявленных по результатам государственного контроля (надзора) в сфере образования, лицензионного контроля;


- проведен анализ результатов мероприятий по контролю;


- актуализирован раздел "Ответы на наиболее часто задаваемые вопросы" (в 2020 году размещены ответы на наиболее часто задаваемые вопросы при организации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий);


- проведен анализ правоприменительной практики и публичное обсуждение результатов правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми (18 февраля 2020 г.).


- проведено анкетирование руководителей образовательных организаций с целью определения причин возникновения нарушений обязательных требований законодательства в сфере образования.


Аналитические материалы по итогам вышеуказанных мероприятий направлены в адрес заинтересованных лиц и применяются при планировании профилактической работы.


4. Организация и проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.


Министерством утвержден порядок оформления и содержания заданий на проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, порядок оформления результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (приказ Министерства от 29 апреля 2019 г. N 173-п) и перечень должностных лиц Министерства, уполномоченных на проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (приказ Министерства от 29 апреля 2019 г. N 174-п).


В 2020 году на основании заданий, утвержденных заместителем министра образования, науки и молодежной политики Республики Коми, должностными лицами Управления организованы и проведены следующие мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями:


- наблюдение за соблюдением обязательных требований при размещении информации на официальных сайтах образовательных организаций в сети "Интернет" (960 организаций - 100% всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность на территории Республики Коми);


- наблюдение за соблюдением обязательных требований посредством анализа информации о деятельности юридического лица, которая предоставляется посредством использования федеральных государственных информационных систем (420 организаций - 47% всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность на территории Республики Коми).


Задания на проведение вышеуказанных мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями были сформированы на основании:


- поручения Министерства просвещения Российской Федерации (письмо от 10 сентября 2020 г. N ГД-1426/04 "О снижении административной нагрузки на педагогических работников") - в отношении 319 организаций (33% всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность на территории Республики Коми);


- поручения Рособрнадзора (письмо от 29 мая 2020 г. N 01-182/13-01 "О проведении анализа наличия и реализации воспитательных программ, разработанных и утвержденных общеобразовательными организациями") - в отношении 303 образовательных организаций (32% всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность на территории Республики Коми);


- информации от ОМС - в отношении 25 организаций (3% всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность на территории Республики Коми);


- рассмотрения обращений граждан (9 обращений) - в отношении 9 организаций (1% всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность на территории Республики Коми);


- анализа сведений, внесенных организациями в федеральную информационную систему "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении", - в отношении 420 образовательных организаций (44% всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность на территории Республики Коми).


По итогам мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями:


- выданы предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований 3 организациям (0,5%);


- направлены информационные письма с предложениями по устранению выявленных несоответствий в адрес 20 ОМС и 960 организаций.


5. Специальные мероприятия по профилактике нарушений законодательства об образовании.


План проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год сформирован с учетом особенностей контрольно-надзорной деятельности в 2020 году (отмена плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) и риск-ориентированного подхода, критерии которого рекомендованы Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (письмо от 28 мая 2018 г. N 05-164).


По итогам согласования с Прокуратурой Республики Коми в план проверок на 2021 год включено 240 организаций. Все запланированные проверки являются выездными, комплексными.


Утвержденный План проверок доведен до сведения заинтересованных лиц и размещен на официальном сайте Министерства.


6. Выдача предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.


В целях профилактики нарушений обязательных требований законодательства в сфере образования Министерством осуществляется выдача предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.


Министерством утвержден перечень должностных лиц, уполномоченных на принятие решения о направлении предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований (приказ Министерства от 15 мая 2018 г. N 263-у).


В 2020 году выдано 9 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований (в 2019 году - 85) 6 организациям, в том числе на основании:


- информации, содержащейся в поступивших обращениях и заявлениях, - 4 предостережения;


- информации от ОМС - 4 предостережения.


Предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, выданные в 2020 году, содержат указания на соблюдение следующих обязательных требований:


- часть 3 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" - 1 предостережение;


- часть 3 статьи 5, пункт 20 части 1 статьи 34, часть 1 статьи 35 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" - 1 предостережение;


- пункт 1 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" - 5 предостережений;


- часть 2 статьи 41, пункт 3 части 4 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" - 1 предостережение;


- пункт 2 части 5 статьи 47, пункт 5 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" - 1 предостережение.


Во всех предостережениях о недопустимости нарушения обязательных требований указано, какие конкретно действия (бездействие) юридического лица, индивидуального предпринимателя могут привести или приводят к нарушению этих требований.


Возражения по результатам рассмотрения предостережения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в Министерство не поступали.


5 организаций (56% от всех организаций, в адрес которых были направлены предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований) представили в Министерство уведомление об исполнении предостережения в установленном законодательстве порядке.


В результате реализации мероприятий программы:


- созданы условия для повышения прозрачности системы государственного контроля (надзора);


- продолжает совершенствоваться система мероприятий по профилактике нарушений законодательства в сфере образования;


- созданы условия для повышения уровня правовой культуры участников отношений в сфере образования;


- продолжает формироваться единое понимание обязательных требований законодательства в сфере образования у всех участников отношений в сфере образования;


- организована работа по выявлению причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований в сфере образования, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения;


- снижена общая административная нагрузка на организации.


Мероприятия Программы в 2020 году реализованы в рамках осуществления переданных Российской Федерацией полномочий по государственному контролю (надзору) в сфере образования в полном объеме.



Результаты административного и судебного оспаривания решений, действий (бездействия) органа государственного контроля (надзора) и его должностных лиц


За отчетный период по результатам проверок и иных мероприятий по контролю случаев административного и судебного оспаривания решений, действий (бездействия) Министерства и его должностных лиц не зарегистрировано.

Ссылается на


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ