Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 декабря 2020 года N 274


Об утверждении государственной программы Республики Дагестан "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности"

(с изменениями на 14 декабря 2023 года)

(в ред. Постановлений Правительства Республики Дагестан от 13.07.2021 N 179, от 15.12.2021 N 340, от 15.04.2022 N 87, от 10.05.2022 N 118, от 14.07.2022 N 226, от 15.11.2022 N 383, от 16.12.2022 N 438, от 15.06.2023 N 242, от 14.12.2023 N 494)




Правительство Республики Дагестан постановляет:


Утвердить прилагаемую государственную программу Республики Дагестан "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности".



Временно исполняющий обязанности
Председателя Правительства
Республики Дагестан
А.КАРИБОВ



Утверждена
постановлением Правительства
Республики Дагестан
от 18 декабря 2020 г. N 274



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН "РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ПОВЫШЕНИЕ ЕЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ"

(в ред. Постановления Правительства Республики Дагестан от 14.12.2023 N 494)




Стратегические приоритеты государственной программы Республики Дагестан "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности"



1. Оценка текущего состояния развития промышленности и торговли Республики Дагестан



1.1. Промышленность Республики Дагестан


Республика Дагестан является самым южным регионом Российской Федерации, входит в состав Северо-Кавказского федерального округа.


Промышленность - одна из важнейших и социально значимых отраслей экономики республики. В структуре промышленности преобладают обрабатывающие производства. Ведущими подотраслями промышленности Дагестана являются машиностроение, электроэнергетика, промышленность строительных материалов, производство пищевой продукции и напитков, химическая промышленность, легкая промышленность.


В структуре произведенного валового регионального продукта (ВРП) на промышленное производство в 2021 году приходилось 4,9 проц., при этом доля промышленности в налоговом потенциале, по данным Федеральной налоговой службы, составляет порядка 30 проц. с объемом налоговых платежей за 2022 год 14,5 млрд рублей. За 2021 год налоговые платежи в консолидированный бюджет Республики Дагестан по предприятиям промышленности составили 14,3 млрд рублей.


Индекс промышленного производства за январь - октябрь 2023 года составил 106,8 проц. к соответствующему периоду 2022 года, том числе: добыча полезных ископаемых - 87,9 проц., обрабатывающие производства - 107,7 проц., обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха - 105,3 проц., водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизация отходов, деятельность по ликвидации загрязнений - 129,6 процента.


В целом по итогам 2023 года, по прогнозным данным, индекс промышленного производства в республике ожидается на уровне 103,7 процента.


Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг по видам экономической деятельности (в действующих ценах) за январь - октябрь 2023 года составил 63,8 млрд руб., прирост по отношению к аналогичному периоду 2022 года - 109,7 процента.


В сфере производства обрабатывающих отраслей объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ за этот же период составил 41,5 млрд руб., что по отношению к аналогичному периоду 2022 года составляет 108,8 процента. Доля отгрузки продукции обрабатывающих отраслей в совокупном объеме промышленного производства за январь - октябрь 2023 года составила 65,0 проц., добычи полезных ископаемых - 5,2 проц., обеспечения электрической энергией, газом и паром, кондиционирования воздуха - 24,7 проц., водоснабжения, водоотведения, организации сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений - 3,8 процента.


Наиболее существенную долю отгрузки в структуре обрабатывающих отраслей за этот же период занимают: производство напитков - 41,5 проц., производство прочей неметаллической минеральной продукции - 18,4 проц., производство компьютеров, электронных и оптических изделий - 9,09 проц., производство пищевых продуктов - 8,1 процента.


Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг по видам экономической деятельности за 2023 года ожидается на уровне 86,5 млрд рублей.


На рост промышленного производства по сравнению с январем - октябрем 2022 года повлияло увеличение объемов отгрузки в следующих отраслях:


производство кожи и изделий из кожи - в 3 раза (1,1 млрд рублей);


производство электрического оборудования - в 2,4 раза (569,1 млн рублей);


производство бумаги и бумажных изделий - в 2,3 раза (43,9 млн рублей);


производство резиновых и пластмассовых изделий - 168,5 проц. (527,0 млн рублей);


производство пищевых продуктов - 152 проц. (3,39 млрд рублей);


производство прочих транспортных средств и оборудования - 135,5 проц. (3,0 млрд рублей);


производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки, - 121,4 проц. (860,3 млн рублей);


производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки, - 129,8 проц. (1,0 млрд рублей);


производство текстильных изделий - 126,1 проц. (65,1 млн рублей);


производство прочих готовых изделий - 118,5 проц. (511,5 млн рублей);


производство напитков - 104,0 проц. (17,22 млрд рублей);


производство мебели - 106,6 проц. (920,5 млн рублей).


Кроме того, существенную долю в структуре отгрузке промышленной продукции обрабатывающих производств занимают отрасли:


производства прочей неметаллической минеральной продукции - 7,65 млрд рублей;


производства компьютеров, электронных и оптических изделий - 3,77 млрд рублей;


производства готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования, - 648,5 млн рублей.


Согласно данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Дагестан (далее - Дагестанстат), численность организаций и индивидуальных предпринимателей в республике по основным видам экономической деятельности составляет:


производство прочей неметаллической минеральной продукции, в том числе строительных материалов, стекловолокна, стекла и изделий из стекла, - 520 ед.;


производство прочих транспортных средств и оборудования - 12 ед.;


производство кожи и изделий из кожи - 205 ед., производство мебели - 296 ед.;


производство текстиля и одежды - 317 ед.;


производство готовых металлических изделий - 237 ед.;


производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки, - 50 единиц.


По состоянию на 1 декабря 2023 года 16 промышленных предприятий Республики Дагестан включены в реестр предприятий оборонно-промышленного комплекса (далее - ОПК), 21 предприятие - в перечень системообразующих предприятий республики, 166 предприятий зарегистрированы в Государственной информационной системе промышленности.


В целом в сфере промышленного производства республики, согласно информации Дагестанстата, занято порядка 111 тыс. человек, из них: в добыче полезных ископаемых - 5,1 тыс. человек, в обрабатывающих отраслях промышленности (за исключением производства пищевых продуктов и производства напитков) - 88,7 тыс. человек, в отрасли обеспечения электрической энергией, газом и паром, кондиционирования воздуха - 10,7 тыс. человек, в отрасли водоснабжения, водоотведения, организации сбора и утилизации отходов, в деятельности по ликвидации загрязнений - 6,5 тыс. человек.


Положительная динамика развития промышленности в целом за 2022 год обеспечена в основном за счет высоких показателей роста в обрабатывающих отраслях. Наиболее высоких показателей развития в 2022 году достигли предприятия:


машиностроительного комплекса республики, в том числе: филиал АО "Азимут" в г. Махачкале, АО "Каспийский завод точной механики" - по производству компьютеров, электронных и оптических изделий, объемы выросли в 2,5 раза, АО "КЭАЗ" - по производству электрического оборудования - на 19,0 проц.;


легкой промышленности, в том числе ООО "Мебельснаб", ООО "Максимал", ООО "МСТП "Анжи" - по производству мебели офисной, кухонной, для спальни, гостиной, школьной мебели и мебели для медицинских учреждений, столов и стульев - на 35,9 проц.; ООО "Картонтара" - по производству бумаги и бумажных изделий - на 73,4 процента.


Несмотря на санкционное давление недружественных стран на экономику России, в том числе и Дагестана, общий объем отгруженной продукции, выполненных работ и услуг в сфере промышленного производства за 2022 год в целом по республике составил 78,4 млрд рублей, или 111,4 проц. к уровню 2021 года, в том числе по виду "обрабатывающие производства" - 53,7 млрд рублей, или 116,4 проц. к предыдущему году.


Совместная работа с предприятиями оборонно-промышленного комплекса (далее - ОПК) позволила достичь производства оборонной продукции в 2022 году в объеме 6,1 млрд рублей, по предварительным данным, в 2023 году объем производства гособоронзаказа составит 8,2 млрд рублей.


В рамках реализации политики диверсификации ОПК и приоритетного освоения продукции гражданского назначения продолжена работа по увеличению объема выпуска гражданской продукции на ведущих предприятиях ОПК, в первую очередь посредством кооперации с крупными госкорпорациями и компаниями.


В рамках проводимой работы по кооперации и импортозамещению развивается сотрудничество ООО "ЗАО Мушарака" и АО "Авиаагрегат" с АО "АВТОВАЗ". АО "Кизлярский электроаппаратный завод" освоено производство микровыключателей и выключателей безопасности для нужд АО "Щербинский лифтостроительный завод" и ПАО "Карачаровский механический завод", получена техническая документация и изготавливается опытный образец изделия.


Существенных успехов за последние годы удалось достичь в легкой промышленности. Так, предприятиями легкой промышленности было оперативно налажено производство обмундирования и экипировки для участников специальной военной операции.


Объемы производства обуви за период с 2017 года по 2022 год увеличились с 50 тысяч пар до 3,7 млн пар. Помимо производства обуви в республике развивается производство комплектующих для обуви - это подошвы, стельки, супинаторы и пресс-формы для производства подошвы для обуви.


Производство супинаторов, пресс-форм и подошв для обуви, организованное на обувных фабриках ООО "ДОФ+", ООО "БОФФ" и ИП Мирзоева М.Э., является полностью импортозамещающими, аналогичные производства на территории Российской Федерации отсутствуют. Данная продукция до введения санкций закупалась нашими производителями в Европе и Украине.


Промышленность строительных материалов ориентирована в основном на запросы местной строительной базы. Отдельные виды строительных материалов поставляются на экспорт, в частности в Казахстан, Беларусь и другие государства постсоветского пространства.


Всего в республике реализуются 15 инвестиционных проектов в сфере промышленности на общую сумму 16,226 млрд рублей, планируется создание 2,69 тыс. новых рабочих мест. На сегодняшний день в рамках проектов уже освоено инвестиций на сумму 4,418 млрд рублей и создано 780 новых рабочих мест.


В 2021 году реализованы 5 инвестиционных проектов: "Организация производства обуви, подошв и пресс-форм" (ООО "БОФФ"), "Организация производства гофрокартона и изделий из него" (ООО "Экотар"), "Строительство обувной фабрики "SERG" (ИП Гусейнов С.С.), "Модернизация действующего производства спортивных тренажеров" (ООО "Спорт-комплект"), "Модернизация действующего производства дверей и металлоконструкций" (ООО "Аргос").


В 2022 году реализованы 4 инвестиционных проекта: "Модернизация производства сухих строительных смесей" (ООО "Трон"), "Организация производства медицинского кислорода" (ООО "Трастфарма"), "Организация производства стеклянных шаров" (ООО "Каспий Гласс"), "Организация производства стрейч-пленки" (ООО "Дагполимер").


По состоянию на 1 октября 2023 года реализован 1 инвестиционный проект - "Модернизация производства светопрозрачных конструкций из алюминия" (ООО "Фасадные системы").


В рамках "прорывного" проекта "Город обувщиков" предусмотрено привлечение 6,9 млрд рублей инвестиций и создание 1,6 тыс. новых рабочих мест за счет реализации инвестиционных проектов в отрасли, а также сокращения "неформальной" занятости на предприятиях.


В ходе реализации "прорывного" проекта "Развитие стекольного промышленного кластера" до 2030 года предусмотрено создание 987 рабочих мест и привлечение 9,3 млрд рублей инвестиций, в том числе частных - 4,8 млрд рублей.


Меры государственной поддержки промышленным предприятиям республики в форме предоставления субсидий оказываются в рамках проводимой работы по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности.


Так, в 2021 году финансовая поддержка в форме субсидий юридическим лицам на компенсацию части затрат, связанных с приобретением машин и оборудования для реализации инвестиционных проектов по модернизации производства, оказана 10 субъектам деятельности в сфере промышленности на общую сумму 47,2 млн рублей. По итогам реализации инвестиционных проектов объем отгруженной продукции составит 1,5 млрд рублей, будет создано 343 рабочих места, а сумма налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации составит 251,7 млн рублей.


В 2022 году субсидии предоставлены 18 промышленным предприятиям республики на общую сумму 50,6 млн рублей. По итогам реализации инвестиционных проектов объем отгруженной продукции составит 4,1 млрд рублей, будет создано 476 рабочих мест, налоги в консолидированный бюджет Российской Федерации составят 347,2 млн рублей.


В 2023 году субсидии предоставлены 32 промышленным предприятиям республики на общую сумму 139,9758 млн рублей. Реализация инвестиционных проектов позволит создать 288 рабочих мест, объем отгруженной продукции составит 19,9 млрд рублей, а поступление налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации составит 3,2 млрд рублей.


Некоммерческой организацией "Фонд развития промышленности Республики Дагестан" (далее - Фонд) в 2021 году предоставлены льготные займы 8 промышленным предприятиям республики на общую сумму 155,5 млн рублей с заложенным результатом на период действия займа (до 5 лет): создание 117 рабочих мест, увеличение объема выручки более чем на 350,0 млн рублей и налоговых отчислений на сумму более 26,0 млн рублей.


В 2022 году Фондом предоставлены льготные займы 9 промышленным предприятиям на общую сумму 223,0 млн рублей, что по итогам финансируемого периода (до 5 лет) позволит создать 136 рабочих мест, увеличить объем выручки более чем на 2 млрд рублей и налоговые отчисления на сумму более 135,0 млн рублей. Также в 2022 году предоставлены гранты на компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитным договорам, заключенным субъектами деятельности в сфере промышленности с кредитными организациями в целях пополнения оборотных средств, 6 промышленным предприятиям на общую сумму 3,18 млн рублей.


За 9 месяцев 2023 года Фондом предоставлены льготные займы 6 промышленным предприятиям на общую сумму 139,0 млн рублей, которые в течение 3 лет позволят создать 94 новых рабочих места, увеличить объем выручки более чем на 600,0 млн рублей и налоговые отчисления на сумму более 53,0 млн рублей.


В целях индустриального развития территорий и улучшения инвестиционной привлекательности в Республике Дагестан с 2015 года создано 7 индустриальных (промышленных) парков, в том числе 3 государственных и 4 частных:


индустриальный парк "Долина новых идей и технологий "Тюбе" в Кумторкалинском районе;


индустриальный парк "КИП Пром Каспий" в г. Каспийске;


индустриальный парк "НогайПром" в Ногайском районе;


частный парк "Фотон" в г. Махачкале;


частный парк "Кристалл Сити" в г. Каспийске;


частный парк "Промпарк "Дагдизель" в г. Каспийске;


частный парк "Эльдаг" в г. Махачкале.


Общая площадь 7 индустриальных (промышленных) парков составляет 430,6 га. За 2022 год объем инвестиций составил 702,27 млн рублей, объем выручки - около 7,0 млрд рублей.


Всего бюджетные инвестиции в строительство объектов инженерной и транспортной инфраструктуры индустриальных парков Республики Дагестан составили порядка 2 млрд рублей (из федерального бюджета - 1,45 млрд рублей, из республиканского бюджета Республики Дагестан - 531,0 млн рублей).


На начало 2023 года количество резидентов, разместивших свои производства на площадках индустриальных парков Республики Дагестан, составило 38 ед., создано порядка 1300 рабочих мест.


Резидентам и управляющим компаниям индустриальных парков предусмотрены льготы по налогам, уплачиваемым в республиканский бюджет Республики Дагестан (налог на имущество - нулевая ставка, налог на прибыль по ставке 13,5 проц. в течение 5 лет), и предоставляются услуги по строительству и эксплуатации инженерной, коммунальной и транспортной инфраструктуры.


В Республике Дагестан низкая доля земель промышленного назначения, которая составляет менее 1 проц. от общей площади земельных ресурсов, по этой причине возникает проблема формирования земельных участков для создания индустриальных парков, соответствующих федеральным требованиям.


Процесс создания индустриальных парков и привлечения на площадки инвесторов сдерживается из-за неурегулированности земельных отношений, недостаточности мер поддержки для резидентов-инвесторов, в особенности для малых и средних предприятий, субъектов деятельности в сфере промышленности. Также остро стоит проблема недостаточности имеющихся мощностей инфраструктурных объектов на площадках индустриальных парков.


В целях обеспечения заполняемости созданных индустриальных (промышленных) парков, уменьшения расходов из республиканского бюджета Республики Дагестан на создание и развитие инфраструктуры индустриальных (промышленных) парков, а также рационального использования земельных ресурсов Республики Дагестан приоритетным на период 2021 - 2027 годов определено направление создания индустриальных (промышленных) парков типа "браунфилд" на основе ранее существующих предприятий или производственных объектов, обеспеченных инженерной и транспортной инфраструктурой, в отношении которых проводилась и/или проводится реконструкция и/или капитальный ремонт.


В рамках данной работы в 2022 году создан индустриальный парк "Эльдаг", на котором размещены 10 резидентов - производителей промышленной продукции. Имеется потенциал создания аналогичного индустриального парка в северной промзоне г. Махачкалы, агропромышленного парка площадью 44,9 га в г. Дагестанские Огни, индустриального парка в г. Каспийске площадью 38 га, а также промышленного технопарка в сфере электронной промышленности в г. Махачкале.


Также в 2022 году расширена территория индустриального парка "КИП Пром Каспий" с 45,4 га до 157,4 га путем присоединения прилегающих свободных земельных участков, на которых планируется размещение новых промышленных производств.


Одним из основных направлений региональной кластерной политики является содействие самоорганизации участников кластера и поддержка реализации совместных кластерных проектов.


В Республике Дагестан сложились предпосылки для формирования производственных кластеров в стекольной промышленности, промышленности строительных материалов и конструкций, обувной и мебельной промышленности, а также по переработке шерсти.


В настоящее время с целью привлечения федеральных инвестиций в рамках реализации постановлений Правительства Российской Федерации от 28 января 2016 г. N 41 и от 31 июля 2015 г. N 779 сформирован реестр участников стекольного промышленного кластера.


В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июля 2015 г. N 779 "О промышленных кластерах и специализированных организациях промышленных кластеров" в качестве специализированной организации промышленного кластера могут выступать в том числе государственные фонды развития промышленности, создаваемые субъектами Российской Федерации. В связи с этим в Устав Фонда внесены изменения, позволяющие ему выступать в качестве специализированной организации по управлению промышленными кластерами.


Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 29 декабря 2022 г. N 5622 Промышленный стекольный кластер Северо-Кавказского федерального округа и Ассоциация промышленных кластеров Республики Дагестан аккредитованы и включены в реестр промышленных кластеров и специализированных организаций Российской Федерации.


Формируется пакет документов для подачи заявки в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации для проведения аккредитации обувного кластера. Ведется работа по созданию шерстяного кластера Республики Дагестан.


Также в целях привлечения субсидий из федерального бюджета на возмещение затрат на реализацию инвестиционных проектов по модернизации и развитию промышленных предприятий в 2022 - 2027 годах планируется ежегодное участие Республики Дагестан в конкурсном отборе, проводимом Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в рамках Правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных программ развития промышленности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 328 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности".


Предоставление федеральных бюджетных средств в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2022 г. N 2332-р планируется на условиях софинансирования. Так, предельный уровень софинансирования расходного обязательства Республики Дагестан на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов составляет 95 проц. (5 проц. - средства республиканского бюджета Республики Дагестан).


По итогам проведенного в 2022 году конкурса на предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных программ развития промышленности, Республике Дагестан на 2023 год определены средства в размере 118,9758 млн рублей, в том числе: на финансовое обеспечение деятельности (докапитализации) Фонда - 50,0 млн рублей, на возмещение части затрат промышленных предприятий, связанных с приобретением нового оборудования, - 68,9758 млн рублей.


По итогам конкурсного отбора, проведенного в 2023 году, на предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных программ развития промышленности, Республике Дагестан на 2024 год предусмотрены средства в размере 29,229 млн рублей.


В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" перед Правительством Российской Федерации и регионами Российской Федерации поставлена задача обеспечить рост несырьевого неэнергетического экспорта к 2024 году, в том числе путем создания в базовых отраслях экономики, прежде всего в обрабатывающей промышленности и агропромышленном комплексе, высокопроизводительного экспортно ориентированного сектора, а также рост экспорта услуг.


В 2021 году внешнеторговый оборот участников внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД) Республики Дагестан составил 214,4 млн долл. США, что выше объемов 2020 года на 30,5 процента. В 2021 году доля экспорта в товарообороте составила 31,76 процента стоимостных объемов. Участниками ВЭД Республики Дагестан осуществлено экспортных операций на сумму 68,08 млн долл. США, что выше объемов соответствующего периода 2020 года на 21,0 процента.


При осуществлении экспортных операций участники ВЭД Республики Дагестан отдавали предпочтение поставкам в страны СНГ, объем составил 38,08 млн долл. США с долей в экспорте 55,93 процента. Соответственно, на страны дальнего зарубежья пришлось 30,01 млн долл. США с долей в экспорте 44,07 процента.


Объем внешней торговли предприятий республики в ее импортной части в 2021 году составил 145,98 млн долл. США. Из стран дальнего зарубежья импортировано товаров на сумму 115,72 млн долл. США (79,27 проц. стоимостных объемов импорта), из стран СНГ - на 30,26 млн долл. США (20,73 проц. стоимостных объемов импорта).


Основными странами - партнерами по товарообороту в 2021 году являлись Китай (17,89 млн долл. США), Беларусь (14,07 млн долл. США), Турция (12,57 млн долл. США), Чехия (10,83 млн долл. США), Казахстан (8,89 млн долл. США), Иран (10,40 млн долл. США), Грузия (10,38 млн долл. США), Азербайджан (9,01 млн долл. США), Украина (8,49 млн долл. США).


Республика Дагестан осуществляет межрегиональные связи с целью популяризации своих достижений в области социально-экономического развития, привлечения инвестиций и повышения имиджа региона, в рамках действующих договоров и соглашений о сотрудничестве поддерживает межрегиональные связи с 48 субъектами Российской Федерации.


Анализ данных о ввозе и вывозе свидетельствует о том, что основной номенклатурой вывоза продукции из Республики Дагестан является листовое стекло, безалкогольные напитки, ювелирные изделия, воды минеральные и газированные. Основная номенклатура ввоза: препараты лекарственные, сельскохозяйственная продукция (молоко и молочная продукция, зерно злаковых и бобовых культур, консервы фруктовые), портландцемент, цемент глиноземистый, рыба и продукты рыбные переработанные, лесоматериалы.


Для обеспечения роста показателей торговой деятельности и эффективности развития внешнеэкономических и межрегиональных экономических связей Республики Дагестан необходимо рассматривать различные варианты мер и механизмов поддержки предприятий республики, выраженных в создании благоприятных условий для продвижения товаров и услуг на внешние и региональные рынки, оказании организационной и информационной поддержки участникам ВЭД, в осуществлении координации взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Республики Дагестан, организаций, содействующих экспортной активности, и предприятий-экспортеров.


Вместе с тем, несмотря на позитивную динамику, существуют факторы, сдерживающие развитие промышленности республики, к которым относятся:


износ производственных фондов предприятий;


дефицит инвестиционных ресурсов, оборотных средств для организации и модернизации производства;


нехватка профессиональных кадров с необходимыми компетенциями и соответствующей квалификацией;


дефицит земельных участков для создания новых производств;


отсутствие необходимой инфраструктуры;


недостаточно активное продвижение предприятиями продукции на рынках сбыта, в том числе экспортно ориентированной.


Реализация Программы направлена на дальнейшее развитие сферы промышленности и торговли Республики Дагестан.



1.2. Торговля Республики Дагестан


Настоящая Программа направлена на содействие удовлетворению спроса населения в потребительских товарах, повышение их ценовой и территориальной доступности, а также на поддержку организаций торговли, расположенных в отдаленных сельских населенных пунктах.


Потребительский рынок товаров - сфера деятельности, которая оказывает большое влияние на состояние региональной и общенациональной экономики, способствует расширению и оптимизации производства, конкурентоспособности отечественных товаров, расширению спектра товаров и повышению качества выпускаемой продукции для полного удовлетворения спроса населения.


Потребительский рынок Республики Дагестан (далее - потребительский рынок) занимает одно из ведущих мест в структуре экономики Республики Дагестан, составляя в валовом региональном продукте Республики Дагестан по итогам 2020 года 18,4 проц., 2021 года - 18,1 проц., а также обеспечивает занятость значительного количества населения.


По итогам 2021 года оборот розничной торговли Республики Дагестан составил 657,6 млрд рублей, что в сопоставимых ценах больше показателя аналогичного периода предыдущего года на 1,0 процента. Увеличение темпов роста розничного товарооборота в 2021 году обусловлено ростом индекса физического объема продаж торгующих организаций на 2,1 проц. против уровня соответствующего периода предыдущего года.


По итогам 2022 года оборот розничной торговли составил 772,1 млрд рублей, что в сопоставимых ценах больше показателя аналогичного периода предыдущего года на 1,5 процента. Увеличение темпов роста розничного товарооборота за данный период обусловлено ростом индекса физического объема продаж торгующих организаций на 2,3 проц. против уровня соответствующего периода предыдущего года.


В 2021 году среди торгующих организаций наибольшая доля приходилась на объем продаж малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, реализующих товары вне рынка, - 63,3 процента. Доля объема продаж товаров на розничных рынках и ярмарках в 2021 году составила 36,7 процента.


Оборот розничной торговли в 2022 году на 63,7 проц. формировался торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность вне рынка, доля розничных рынков и ярмарок составила 36,3 процента.


В структуре оборота розничной торговли по республике удельный вес продовольственных товаров (пищевых продуктов, включая напитки и табачные изделия) в 2021 году составил 55,54 проц., непродовольственных товаров - 44.46 проц. (в 2020 году составил 55,0 проц. и 45,0 проц. соответственно).


По итогам 2022 года удельный вес продовольственных товаров составил 55.47 проц., непродовольственных товаров - 44,53 процента.


Оборот по предприятиям общественного питания в 2021 году составил 72818,20 млн рублей, что в сопоставимых ценах на 24,4 проц. больше соответствующего периода 2020 года, и по отношению к периоду предыдущего года составил 124,4 процента. За период январь - декабрь 2022 года оборот общественного питания составил 96123,2 млн рублей, или 106,2 проц. по отношению к аналогичному периоду прошлого года.


Объем платных услуг, оказанных населению республики через все каналы реализации в 2021 году, составил 131,3 млрд рублей, что в сопоставимых ценах на 1,1 проц. больше соответствующего периода 2020 года.


За период январь - декабрь 2022 года объем платных услуг населению составил 148,6 млрд рублей, что на 3,1 проц. больше показателя аналогичного периода прошлого года.


В Республике Дагестан динамично развивается федеральная торговая сеть "Магнит", которая заинтересована в открытии новых торговых точек и в ближайшие 5 лет планирует запустить порядка 180 торговых объектов различных форматов, создать более 2000 рабочих мест.


По состоянию на 1 декабря 2023 года компанией "Магнит" введен в эксплуатацию 71 торговый объект, создано около 500 рабочих мест, до конца года планируется запустить 6 магазинов. В 2024 году в Республике Дагестан планируется открытие 40 магазинов компании "Магнит" и создание 250 рабочих мест.


В рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 19 октября 2017 г. N 1273 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) и формы паспорта безопасности торгового объекта (территории)" Министерством промышленности и торговли Республики Дагестан ведется соответствующая работа по 104 торговым объектам, включенным в Перечень торговых объектов (территорий), расположенных в пределах территории Республики Дагестан и подлежащих категорированию в интересах их антитеррористической защиты, из них 91 торговый объект уже имеет паспорт безопасности, присвоены соответствующие категории.


Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2018 г. N 792-р утвержден перечень отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации.


На сегодняшний день количество зарегистрированных в государственной системе маркировки и прослеживания "Честный знак" участников оборота Республики Дагестан по 13 группам товаров, подлежащих обязательной маркировке, составляет 5575 ед. (на январь 2023 года количество зарегистрированных участников оборота составило 4741 ед., прирост - 17,59 процента), из них: товары легкой промышленности - 833 ед.; обувь - 937 ед., сигареты - 479 ед., альтернативная табачная продукция - 191 ед., никотиносодержащая продукция - 183 ед., парфюмерия - 140 ед., фототехника - 18 ед., шины / покрышки - 88 ед., лекарственные препараты - 952 ед., молочная продукция - 1215 ед., упакованная вода - 397 ед., изделия из меха - 85 ед., пиво и пивные напитки - 57 единиц.


Фактическая обеспеченность населения Республики Дагестан площадью стационарных торговых объектов в 2021 году в соответствии с постановлением Правительства Республики Дагестан от 23 января 2017 г. N 12 "Об утверждении нормативов минимальной обеспеченности населения Республики Дагестан площадью торговых объектов" составила 735,13 кв. м на 1 тыс. жителей при норме 438,7 кв. метра. Уровень выполнения норматива обеспеченности населения Республики Дагестан площадью торговых объектов за 2021 год составил 167,6 проц. (в 2020 году - 98,2 проц.), в т.ч. площадью объектов, реализующих продовольственные товары, - 288,3 проц. (в 2020 году - 109,3 проц.) и объектов, реализующих непродовольственные товары, - 102,0 проц. (в 2020 году - 92,2 процента).


В 2023 году в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2023 г. N 704 "Об утверждении Правил установления субъектами Российской Федерации нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов и методики расчета нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, а также о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" разработаны и утверждены постановлением Правительства Республики Дагестан от 18 сентября 2023 г. N 364 "Об установлении нормативов минимальной обеспеченности населения Республики Дагестан площадью (количеством) торговых объектов и о признании утратившим силу постановления Правительства Республики Дагестан от 23 января 2017 г. N 12" нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.


В результате проведенного анализа обеспеченности населения площадью стационарных торговых объектов за 2023 год выявлено, что при установленной норме минимальной обеспеченности, которая составляет 9276 объектов, фактическая обеспеченность населения площадью стационарных торговых объектов по Республике Дагестан составила 16013 объектов, уровень выполнения норматива в республике - 173,6 проц., в том числе по продаже продовольственных товаров - 206,4 процента. По 51 муниципальному образованию Республики Дагестан уровень достижения нормативов составляет: выше 100 проц. - в 39 муниципальных образованиях; от 80 проц. до 100 проц. - в 7 муниципальных образованиях; ниже 80 проц. - в 5 муниципальных образованиях.


В результате проведенного анализа обеспеченности населения площадью нестационарных торговых объектов за 2023 год выявлено, что при норме минимальной обеспеченности, которая составляет 1917 объектов, фактическая обеспеченность населения по республике составила 2208 объектов, уровень выполнения норматива в республике - 115,2 процента. По 51 муниципальному образованию Республики Дагестан уровень достижения нормативов составляет: выше 100 проц. - в 17 муниципальных образованиях; от 80 проц. до 100 проц. - в 2 муниципальных образованиях; ниже 80 проц. - в 32 муниципальных образованиях.


В результате проведенного анализа обеспеченности населения ярмарочными и рыночными площадками за 2023 год выявлено, что при норме минимальной обеспеченности, которая составляет 126 объектов, фактическая обеспеченность составила 181 объект, уровень выполнения норматива в республике - 143,7 процента. По 51 муниципальному образованию Республики Дагестан уровень достижения нормативов составляет: выше 100 проц. - в 43 муниципальных образованиях; ниже 80 проц. - в 8 муниципальных образованиях.


Инфраструктура организаций торговли в Республике Дагестан представлена организациями различных типов, видов, форм и форматов и включает более 23 тысяч предприятий розничной торговли.


По информации органов местного самоуправления, торговое обслуживание населения по состоянию на 1 июля 2023 года осуществляют 15,8 тыс. стационарных торговых объектов потребительского рынка, более 2,2 тыс. общедоступных предприятий общественного питания, 2,7 тыс. предприятий сферы платных услуг, более 3 тыс. нестационарных торговых объектов, 11 розничных рынков с действующими разрешениями на право организации розничного рынка.


Состояние сектора торговли играет значительную роль в социально-экономическом развитии Республики Дагестан.


Современный потребительский рынок отличается относительно высокой насыщенностью, соответствующей платежеспособному спросу населения.



2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации Программы


Настоящая Программа предусматривает системный подход к реализации конкретных приоритетных направлений в промышленности и торговле, целевое определение мероприятий по дальнейшему развитию указанных направлений, а также позволит сконцентрировать усилия и финансовые ресурсы на достижении поставленных целей.


Программа представляет собой документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, направленных на оказание различных мер государственной поддержки хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность в сфере промышленности и торговли и обеспечивающим социально-экономическое развитие Республики Дагестан.


Приоритеты государственной политики в сфере реализации Программы отражены в следующих документах:


Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации";


Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации";


Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации";


Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике";


Указ Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N 642 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации";


Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. N 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года";


Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";


Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";


Указ Президента Российской Федерации от 31 марта 2023 г. N 229 "Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации";


постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 328 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности";


постановление Правительства Российской Федерации от 31 июля 2015 г. N 779 "О промышленных кластерах и специализированных организациях промышленных кластеров";


постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 2016 г. N 41 "Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий участникам промышленных кластеров на возмещение части затрат при реализации совместных проектов по производству промышленной продукции кластера в целях импортозамещения";


постановление Правительства Российской Федерации от 19 октября 2017 г. N 1273 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) и формы паспорта безопасности торгового объекта (территории)";


распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2018 г. N 792-р;


распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 207-р;


распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 июня 2020 г. N 1512-р;


распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2022 г. N 1089-р;


Закон Республики Дагестан от 8 октября 2004 г. N 22 "О налоге на имущество организаций";


Закон Республики Дагестан от 26 декабря 2008 г. N 63 "О промышленных технопарках в Республике Дагестан";


Закон Республики Дагестан от 1 декабря 2011 г. N 76 "О государственном регулировании торговой деятельности на территории Республики Дагестан";


Закон Республики Дагестан от 8 июля 2015 г. N 66 "Об индустриальных (промышленных) парках в Республике Дагестан";


Закон Республики Дагестан от 1 декабря 2015 г. N 106 "О внесении изменений в статью 3 Закона Республики Дагестан "О налоге на имущество организаций" и о ставке налога на прибыль организаций для управляющих компаний и резидентов индустриальных (промышленных) парков";


Закон Республики Дагестан от 8 декабря 2015 г. N 116 "О промышленной политике в Республике Дагестан";


Закон Республики Дагестан от 12 октября 2022 г. N 70 "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан на период до 2030 года";


постановление Правительства Республики Дагестан от 18 сентября 2023 г. N 364 "Об установлении нормативов минимальной обеспеченности населения Республики Дагестан площадью (количеством) торговых объектов и о признании утратившим силу постановления Правительства Республики Дагестан от 23 января 2017 г. N 12".


С 2019 года в рамках исполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" на территории Республики Дагестан реализуются национальные проекты "Международная кооперация и экспорт" и "Производительность труда".


Приоритетом государственной политики в сфере экономики является создание благоприятных условий для формирования конкурентоспособного, экономически устойчивого промышленного производства Республики Дагестан как основы повышения качества жизни населения, а также развития потребительского рынка в республике по экономически доступным ценам.


В основу приоритетов государственной политики в сфере реализации Программы заложены модернизация промышленности и технологическое перевооружение промышленных предприятий Республики Дагестан, развитие промышленной инфраструктуры и инфраструктуры поддержки деятельности в сфере промышленности, создание и развитие региональных индустриальных и технологических парков, обеспечение благоприятных административных, инфраструктурных и иных условий для ведения бизнеса резидентами указанных парков.


Приоритетными направлениями гражданской промышленности в сфере реализации Программы являются направления промышленности, осуществление деятельности по которым способствует:


созданию новых экономически эффективных и экологически безопасных производств;


развитию промышленного производства в части увеличения выпуска высокотехнологичной продукции;


росту производительности труда за счет использования передовых технологий и современного оборудования и создания высокопроизводительных рабочих мест;


созданию условий для продвижения инновационной продукции и технологий на мировые рынки;


увеличению объема экспорта промышленной продукции;


вводу в действие новых производственных мощностей, ориентированных на выпуск востребованной на внутреннем рынке экспортно ориентированной продукции.


Целями реализации Программы являются:


обеспечение устойчивых темпов роста промышленного производства в отраслях обрабатывающей промышленности Республики Дагестан;


создание условий для обеспечения темпов роста оборота розничной торговли в Республике Дагестан.



3. Взаимосвязь со стратегическими приоритетами Республики Дагестан, целями и показателями государственных программ Российской Федерации


Программа в соответствии с системой отраслевых приоритетов ориентирована на решение задач, определяемых Стратегией социально-экономического развития Республики Дагестан на период до 2030 года, утвержденной Законом Республики Дагестан от 12 октября 2022 г. N 70, нацеленных на существенные преобразования в ведущих отраслях промышленности и торгово-экономической сфере.


Реализация Программы направлена на достижение стратегической цели, предусматривающей дальнейшее развитие промышленности и торговли республики.


Основу Программы составляет реализация инновационных (инвестиционных) проектов и проектов модернизации предприятий, а также комплекса мероприятий, направленных на создание организационных основ, благоприятных условий и экономических стимулов для развития инновационного процесса в промышленном комплексе республики, проведение технического перевооружения предприятий с внедрением современных высокопроизводительных технологий.


В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" в рамках реализации национальной цели "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство" предусмотрен показатель "Обеспечение темпа роста валового внутреннего продукта страны выше среднемирового при сохранении макроэкономической стабильности", обеспечение достижения которого на региональном уровне осуществляется за счет показателя "Обеспечение роста валового регионального продукта Республики Дагестан".



4. Задачи государственного управления Программой, способы их эффективного решения в сфере промышленности и торговли


Программа разработана в соответствии с национальным проектом "Международная кооперация и экспорт", Стратегией социально-экономического развития Республики Дагестан на период до 2030 года и является документом стратегического планирования, определяющим приоритеты, цели и задачи Министерства промышленности и торговли Республики Дагестан в сфере социально-экономического развития.


В течение всего периода реализации Программы планируется обеспечить и поддерживать позитивную динамику промышленного производства и торговли.


Программа в соответствии с вышеуказанной системой отраслевых приоритетов ориентирована на решение следующих задач:


создание условий субъектам сферы промышленности для модернизации действующих и развития новых производств за счет выданных субсидий;


создание условий совершенствования работы институтов развития промышленной деятельности Республики Дагестан;


содействие развитию экспорта промышленной продукции Республики Дагестан;


создание условий для бесперебойного функционирования инфраструктурных объектов, принадлежащих Республике Дагестан;


создание и развитие технопарков в сфере электронной промышленности на территории Республики Дагестан;


создание и развитие промышленных технопарков и индустриальных (промышленных) парков частной формы собственности на территории Республики Дагестан;


содействие развитию торговой деятельности в Республике Дагестан и расширению рынков сбыта продукции дагестанских товаропроизводителей.


Реализация Программы также будет иметь значительный мультипликативный эффект для смежных отраслей экономики. В частности, можно ожидать возникновения дополнительных стимулов для развития сферы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (в контексте развития профильных отраслевых исследовательских центров, инновационных территориальных кластеров и пр.) и коммерциализации новых технологий для осуществления инфраструктурных проектов, а также для сферы услуг.


Увеличение финансовых поступлений от экспорта различных видов продукции выразится в росте налогооблагаемой базы организаций-экспортеров и увеличении поступлений в бюджет, росте числа занятого населения, вовлеченного во внешнеэкономическую сферу деятельности, заработной платы и в повышении уровня жизни населения Республики Дагестан.


Поставленные задачи являются долгосрочным ориентиром для развития промышленности и торговли Республики Дагестан и в этом смысле являются достаточными. Детализация и отраслевая специализация задач Программы предусмотрены в подпрограммах.


Успешное решение вышеперечисленных задач в рамках II этапа реализации мероприятий Программы (2024 - 2027 годы) позволит придать дополнительный импульс модернизации и диверсификации промышленного потенциала республики, снизит зависимость региональной экономики от внешней конъюнктуры, увеличит экспортный потенциал, будет способствовать развитию торговой деятельности в республике и в целом, по прогнозным данным, позволит достичь следующих показателей: "Индекс промышленного производства по виду экономической деятельности "Обрабатывающие производства" - 110,5 проц., "Увеличение оборота розничной торговли" - 105,6 проц., "Объем отгруженных товаров (работ, услуг) собственного производства по виду экономической деятельности" - 88950,0 млн рублей.


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ