ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ
ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 22 декабря 2020 года N 531-р
Об утверждении основных направлений
государственной долговой политики
Республики Северная Осетия-Алания на 2021
год и плановый период 2022 и 2023 годов
В соответствии с частью 13 статьи 107.1
Бюджетного кодекса Российской
Федерации, Законом Республики Северная
Осетия-Алания от 9 июля 2008 года N 33-РЗ "О
бюджетном процессе в Республике
Северная Осетия-Алания" и
Распоряжением Правительства Республики
Северная Осетия-Алания от 20 марта 2020 года
N 93-р "Об утверждении Плана исполнения
обязательств по Соглашению между Главой
Республики Северная Осетия-Алания и
Министерством финансов Российской
Федерации о мерах по
социально-экономическому развитию и
оздоровлению государственных финансов
Республики Северная Осетия-Алания от 31
января 2020 года N 01-01-06/06-63":
1. Утвердить прилагаемые Основные
направления государственной долговой
политики Республики Северная
Осетия-Алания на 2021 год и плановый период
2022 и 2023 годов.
2. Признать утратившим силу пункт 1
Распоряжения Правительства Республики
Северная Осетия-Алания от 26 ноября 2019
года N 383-р "Об утверждении основных
направлений государственной долговой
политики Республики Северная
Осетия-Алания на 2020 год и плановый период
2021 и 2022 годов" с 1 января 2021 года.
Председатель Правительства
Республики Северная Осетия-Алания
Т.ТУСКАЕВ
Утверждены
Распоряжением Правительства
Республики Северная Осетия-Алания
от 22 декабря 2020 г. N 531-р
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ
ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ НА 2021 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД
2022 И 2023 ГОДОВ
I. Общие положения
Основные направления государственной
долговой политики Республики Северная
Осетия-Алания на 2021 год и плановый период
2022 и 2023 годов (далее - долговая политика)
разработаны в соответствии со статьей 107
Бюджетного кодекса Российской Федерации
и Программой оздоровления
государственных финансов Республики
Северная Осетия-Алания на 2016 - 2024 годы,
утвержденной постановлением
Правительства Республики Северная
Осетия-Алания от 19 июля 2016 года N 251 "О
Программе оздоровления государственных
финансов Республики Северная
Осетия-Алания на 2016 - 2024 годы".
Под долговой политикой понимается
деятельность органов государственной
власти Республики Северная
Осетия-Алания, направленная на
поддержание объема государственного
долга Республики Северная Осетия-Алания
(далее - государственный долг) на
оптимальном уровне, минимизацию
стоимости обслуживания
государственного долга и равномерное
распределение платежей, связанных с его
погашением и обслуживанием.
II. Итоги реализации долговой политики
Государственный долг за период 2017 - 2019
годов сократился на 806,1 млн рублей и
составил на 1 января 2020 года 8 417,0 млн
рублей, или 69,8 процента к общему объему
доходов республиканского бюджета без
учета безвозмездных поступлений за 2019
год.
Основным фактором, повлиявшим на
снижение долговой нагрузки на бюджет
республики, стал рост доходов
республиканского бюджета.
Долговая нагрузка на бюджет Республики
Северная Осетия-Алания в 2017 - 2019 годах
приведена в таблице 1.
Таблица 1
Долговая нагрузка на бюджет Республики
Северная Осетия-Алания
Дата |
Государственный долг республики, млн руб. |
Налоговые и неналоговые доходы республики, млн руб. |
Долговая нагрузка, % |
на 01.01.2020 |
8 417,0 |
12 053,1 |
69,8 |
на 01.01.2019 |
9 068,9 |
11 411,9 |
79,5 |
на 01.01.2018 |
9 290,9 |
10 386,4 |
89,4 |
на 01.01.2017 |
9 223,1 |
10 124,4 |
91,1 |
В результате проведения мероприятий по
сокращению долговой нагрузки на бюджет
республики объем государственного долга
к общему объему доходов
республиканского бюджета без учета
безвозмездных поступлений сократился на
21,3 процентных пункта: в 2017 году на 1,7
процента, в 2018 году на 9,9 процента и в 2019
году 9,7 и составил 69,8 процента.
Динамика показателей государственного
долга в 2017 - 2020 годах приведена в таблице
2.
Таблица 2
ДИНАМИКА показателей государственного
долга в 2017 - 2020 годах
N п/п |
Наименование показателя |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год | ||||
|
|
Сумма (млн рублей) |
Удельный вес в объеме государственного долга (процентов) |
Сумма (млн рублей) |
Удельный вес в объеме государственного долга (процентов) |
Сумма (млн рублей) |
Удельный вес в объеме государственного долга (процентов) |
Сумма (млн рублей) |
Удельный вес в объеме государственного долга (процентов) |
11. |
Кредиты кредитных организаций |
1 014,7 |
11,0 |
1 220,0 |
13,1 |
1 400,0 |
15,4 |
1 150,0 |
13,7 |
22. |
Кредиты из федерального бюджета |
8 156,7 |
88,4 |
8 036,3 |
86,5 |
7 651,7 |
84,4 |
7 267,0 |
86,3 |
33. |
Государственные гарантии |
51,8 |
0,6 |
34,5 |
0,4 |
17,2 |
0,2 |
0,0 |
0,0 |
|
Всего: |
9 223,2 |
100,0 |
9 290,8 |
100,0 |
9 068,9 |
100,0 |
8 417,0 |
100,0 |
Государственные заимствования
Республики Северная Осетия-Алания в 2017 -
2019 годах осуществлялись в целях
финансирования дефицита бюджета
Республики Северная Осетия-Алания и
погашения действующих долговых
обязательств.
В структуре государственного долга
большую часть продолжают занимать
бюджетные кредиты, предоставленные
Республике Северная Осетия-Алания из
федерального бюджета. За три года доля
бюджетных кредитов снизилась с 88,4
процента до 86,3 процента общего объема
государственного долга.
Доля кредитов, полученных бюджетом
Республики Северная Осетия-Алания от
кредитных организаций, увеличилась с 11
процентов в 2017 году до 13,7 процента в 2019
году.
Доля государственных гарантий
Республики Северная Осетия-Алания
снижалась с 0,6 процента общего объема
государственного долга в 2017 году до 0,0
процента по итогам 2019 года. Гарантийных
случаев по предоставленным
государственным гарантиям не возникало.
В 2017 - 2019 годах долговая политика была
ориентирована на решение таких задач,
как поддержание умеренной долговой
нагрузки на государственный бюджет
Республики Северная Осетия-Алания,
сдерживание роста расходов на
обслуживание государственного долга,
соблюдение показателей долговой
устойчивости, обеспечивающих сохранение
позиции республики в группе субъектов
Российской Федерации со средним уровнем
долговой устойчивости.
Статьей 107 Бюджетного кодекса Российской
Федерации установлены показатели
отнесения субъектов Российской
Федерации к группам заемщиков по уровням
долговой устойчивости, начиная с 2020
года.
Оценка значений показателей долговой
устойчивости Республики Северная
Осетия-Алания по состоянию на 1 августа
2020 года проведена в соответствии с
Правилами проведения оценки долговой
устойчивости субъектов Российской
Федерации, утвержденными Постановлением
Правительства Российской Федерации от 4
марта 2020 г. N 227 "Об утверждении Правил
проведения оценки долговой устойчивости
субъектов Российской Федерации".
Показатели долговой устойчивости и
значения показателей долговой
устойчивости Республики Северная
Осетия-Алания по состоянию на 1 августа
2020 года приведены в таблице 3.
Таблица 3
ПОКАЗАТЕЛИ долговой устойчивости и
значения показателей долговой
устойчивости Республики Северная
Осетия-Алания по состоянию на 1 августа
2020 года
(процентов)
N п/п |
Наименование показателя долговой устойчивости |
Значение показателя долговой устойчивости |
Значение показателя долговой устойчивости РСО-Алания по состоянию на 1 августа 2020 года | ||
|
|
для группы заемщиков с высоким уровнем долговой устойчивости |
для группы заемщиков со средним уровнем долговой устойчивости |
для группы заемщиков с низким уровнем долговой устойчивости |
|
11. |
Объем государственного долга к общему объему доходов республиканского бюджета без учета безвозмездных поступлений |
не более 50 |
более 50 - менее 85 |
более 85 |
75,2 |
22. |
Доля расходов на обслуживание государственного долга в общем объеме расходов республиканского бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации |
не более 5 |
более 5 - менее 8 |
более 8 |
0,3 |
33. |
Годовая сумма платежей по погашению и обслуживанию государственного долга, возникшего по состоянию на 1 января очередного финансового года, без учета платежей, направляемых на досрочное погашение долговых обязательств со сроками погашения после 1 января года, следующего за очередным финансовым годом, к общему объему налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета и дотаций из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации |
не более 13 |
более 13 - менее 18 |
более 18 |
8,2 |
44. |
Доля краткосрочных долговых обязательств в общем объеме государственного долга |
- |
- |
- |
0,0 |
Данные, представленные в таблице 3,
свидетельствуют о том, что Республика
Северная Осетия-Алания по состоянию на 1
августа 2020 года по первому показателю
долговой устойчивости соответствует
группе заемщиков со средним уровнем
долговой устойчивости, по второму и
третьему показателям долговой
устойчивости - группе заемщиков с
высоким уровнем долговой устойчивости.
Значение четвертого показателя долговой
устойчивости не влияет на оценку уровня
долговой устойчивости.
Особое внимание в 2017 - 2019 годах уделено
оптимизации расходов республиканского
бюджета на обслуживание
государственного долга. Для этого
проведены следующие мероприятия:
привлечены краткосрочные бюджетные
кредиты из федерального бюджета на
пополнение остатков средств на счете
республиканского бюджета под 0,1 процента
годовых и временно свободные средства
государственных бюджетных учреждений
Республики Северная Осетия-Алания и
государственных автономных учреждений
Республики Северная Осетия-Алания;
реструктуризированы на 7 лет бюджетные
кредиты, предоставленные республике из
федерального бюджета в 2015 - 2017 годах, срок
погашения которых наступал в 2018 - 2022
годах, на общую сумму 7693,5 млн рублей под
0,1 процента годовых;
с целью привлечения в республиканский
бюджет кредитов от кредитных
организаций по ставке на уровне не более
чем уровень ключевой ставки,
установленный Центральным банком
Российской Федерации, увеличенный на 1
процент годовых, осуществлялся
постоянный мониторинг результатов
аукционов, проводимых субъектами
Российской Федерации, в целях
финансирования дефицита бюджета и
долговых обязательств, что позволило
выявить тенденцию к снижению процентных
ставок по кредитам кредитных
организаций. Вновь объявленные аукционы
позволили снизить процентные ставки по
кредитам с 13 до 7,0 процента годовых.
Проведенные в 2017 - 2019 годах мероприятия
позволили высвободить и направить на
финансирование социально значимых
расходов 238,7 млн рублей, а также
равномерно распределить погашение
долговых обязательств по годам и
обеспечить безопасные условия для
планового финансового обеспечения
расходов республиканского бюджета и
своевременного обслуживания
государственного долга.
Кроме того, часть дополнительных доходов
в сумме 250,0 млн рублей, полученных в 2019
году при исполнении республиканского
бюджета сверх утвержденного законом о
республиканском бюджете Республики
Северная Осетия-Алания общего объема
доходов, направлена на погашение
основного долга по кредитам,
предоставленным кредитными
организациями в валюте Российской
Федерации.
В 2017 - 2019 годах все платежи по погашению и
обслуживанию долговых обязательств
Республики Северная Осетия-Алания
производились своевременно в
соответствии с графиками платежей.
Участие республики в 2017 году в программе
реструктуризации задолженности
субъектов Российской Федерации по
бюджетным кредитам позволило снизить
долговую нагрузку по возврату бюджетных
кредитов путем продления срока возврата
бюджетных кредитов, предоставленных в 2015
- 2017 годах, срок погашения которых
наступает в 2018 - 2022 годах, при этом
предусмотрено погашение бюджетных
кредитов в 2018 - 2019 годах в объеме 5
процентов от суммы основного долга, в 2020
году - 10 процентов от суммы основного
долга, в 2021 - 2024 годах - равными долями (по
20 процентов). Объем бюджетных кредитов,
полученных республикой из федерального
бюджета в 2015 - 2017 годах, по которым
проведена реструктуризация, составил 7
693,5 млн рублей.
III. Текущее состояние государственного
долга Республики Северная Осетия-Алания
Объем государственного долга на 1
сентября 2020 года составил 9 167,0 млн
рублей, в том числе бюджетный кредит на
пополнение остатков средств на счетах
бюджета в сумме 1,9 млн рублей, полученный
в целях управления текущей ликвидностью
государственного бюджета Республики
Северная Осетия-Алания.
Структура государственного долга
Республики Северная Осетия-Алания на
указанную дату состояла из следующих
долговых обязательств: кредиты
кредитных организаций - 0 процентов,
бюджетные кредиты, полученные из
федерального бюджета, - 100,0 процента.
По состоянию на 1 сентября 2020 года
отношение объема государственного долга
к утвержденной сумме налоговых и
неналоговых доходов государственного
бюджета Республики Северная
Осетия-Алания (долговая нагрузка)
составило 73,5 процента.
Осуществлено расходов на обслуживание
государственного долга Республики
Северная Осетия-Алания по состоянию на 1
сентября 2020 года на сумму 16,8 млн рублей.
Все установленные ограничения по объему
государственного долга и сумме расходов
на обслуживание государственного долга
Республикой Северная Осетия-Алания
соблюдены.
В августе 2020 году Министерством финансов
Российской Федерации в соответствии с
Постановлением Правительства
Российской Федерации от 13 декабря 2017 г. N
1531 "О проведении в 2017 году
реструктуризации обязательств
(задолженности) субъектов Российской
Федерации перед Российской Федерацией
по бюджетным кредитам" перенесены
сроки реструктуризации бюджетных
кредитов, ранее предоставленных
Республике Северная Осетия-Алания из
федерального бюджета на частичное
покрытие дефицита республиканского
бюджета в объеме задолженности,
оставшейся по состоянию на 1 января 2020
года в размере 6 924,2 млн рублей, с 2024 года
до 2029 года под 0,1 процента годовых.
IV. Основные факторы, определяющие
характер и направления долговой
политики
В 2021 - 2023 годах долговая политика
Республики Северная Осетия-Алания будет
реализовываться в условиях кризисных
явлений в экономике вследствие влияния
последствий распространения новой
коронавирусной инфекции (COVID-19).
Основными факторами, определяющими
характер долговой политики Республики
Северная Осетия-Алания на 2021 - 2023 годы при
исполнении республиканского бюджета
Республики Северная Осетия-Алания,
являются риски снижения налоговых и
неналоговых доходов республиканского
бюджета Республики Северная
Осетия-Алания и роста расходов
республиканского бюджета в рамках
реализации мер по стабилизации
экономики и социальной поддержке
населения. Предоставление бюджетных
кредитов из федерального бюджета,
начиная с 2018 года, не предусматривается,
поэтому основными источниками
финансирования дефицита бюджета
продолжают оставаться рыночные
заимствования, и доля коммерческого
долга в структуре государственного
долга Республики Северная Осетия-Алания
будет увеличиваться.
Накопление указанных факторов может
повлиять на уровень долговой нагрузки и
дальнейший рост расходов на
обслуживание государственного долга
Республики Северная Осетия-Алания.
Расходы по обслуживанию и погашению
долговых обязательств Республики
Северная Осетия-Алания являются
приоритетными и ежегодно закрепляется
законом о республиканском бюджете.
Кроме того, основными факторами,
определяющими характер и направления
долговой политики, являются:
изменения, вносимые в законодательство
Российской Федерации о налогах и сборах,
а также в Бюджетный кодекс Российской
Федерации в связи с преодолением
последствий распространения новой
коронавирусной инфекции в 2020 году;
рост расходных обязательств республики
вследствие принятия решений о
реализации задач, определенных Указом
Президента Российской Федерации от 7 мая
2018 года N 204 "О национальных целях и
стратегических задачах развития
Российской Федерации на период до 2024
года" и от 21 июля 2020 года N 474 "О
национальных целях развития Российской
Федерации на период до 2030 года";
необходимость ежегодной индексации
расходов республиканского бюджета на
выплату заработной платы работников
бюджетной сферы и оплату коммунальных
услуг;
выполнение условий дополнительных
соглашений к соглашениям о
предоставлении республиканскому
бюджету из федерального бюджета
бюджетных кредитов для частичного
покрытия дефицита республиканского
бюджета, утвержденных Законом
Республики Северная Осетия-Алания "Об
утверждении дополнительных соглашений к
соглашениям о предоставлении бюджету
Республики Северная Осетия-Алания из
федерального бюджета бюджетного кредита
для частичного покрытия дефицита
бюджета Республики Северная
Осетия-Алания".
V. Цели и задачи долговой политики
Целями долговой политики являются:
сокращение объема государственного
долга до уровня, обеспечивающего
сохранение Республики Северная
Осетия-Алания в группе заемщиков со
средним уровнем долговой устойчивости с
целью дальнейшего отнесения Республики
Северная Осетия-Алания к группе
заемщиков с высоким уровнем долговой
устойчивости;
абсолютное исключение условий для
невыполнения долговых обязательств
республики;
соблюдение показателей и индикаторов,
установленных программой оздоровления
государственных финансов республики;
минимизация расходов республиканского
бюджета по обслуживанию
государственного долга.
Задачами долговой политики являются:
обеспечение размера дефицита
республиканского бюджета в 2020 - 2023 годах
на уровне не более 10,0 процента от суммы
доходов республиканского бюджета без
учета объема безвозмездных поступлений
в соответствующем году (значение может
быть превышено на сумму изменения
остатков средств республиканского
бюджета, которые в рамках разработки
проекта изменений в закон Республики
Северная Осетия-Алания о
республиканском бюджете на текущий
финансовый год и плановый период
согласованы с Министерством финансов
Российской Федерации и не были учтены в
первоначальной редакции закона
Республики Северная Осетия-Алания о
республиканском бюджете на текущий
финансовый год и плановый период, а также
на сумму поступлений от продажи акций и
иных форм участия в капитале,
находящихся в собственности субъекта
Российской Федерации);
обеспечение доли объема
государственного долга в объеме доходов
республиканского бюджета без учета
безвозмездных поступлений на уровне не
более 34 процентов, по состоянию на 1
января 2024 года;
обеспечение доли объема долговых
обязательств Республики Северная
Осетия-Алания по государственным ценным
бумагам Республики Северная
Осетия-Алания и кредитам, полученным
Республикой Северная Осетия-Алания от
кредитных организаций, иностранных
банков и международных финансовых
организаций, в объеме доходов
республиканского бюджета без учета
безвозмездных поступлений на уровне не
более 19,0 процента по состоянию на 1
января 2024 года.
Достижение целей и решение задач
долговой политики осуществляются путем
выполнения комплекса мероприятий,
сгруппированных по следующим основным
направлениям долговой политики:
1. Сокращение объема государственного
долга до оптимального уровня за счет:
проведения мероприятий, направленных на
рост доходной части и оптимизацию
расходной части республиканского
бюджета;
осуществления мониторинга
использования бюджетных ассигнований
получателями средств республиканского
бюджета в целях своевременного принятия
решения о сокращении невостребованных
бюджетных ассигнований и уменьшения
объема заимствований при исполнении
республиканского бюджета;
недопущения принятия новых расходных
обязательств, не обеспеченных
стабильными источниками доходов (в том
числе доходов от приватизации имущества,
находящегося в государственной
собственности Республики Северная
Осетия-Алания);
осуществления контроля и оценки рисков,
возникающих в сфере долговых
обязательств республики;
направления остатков средств на едином
счете республиканского бюджета (без
учета безвозмездных поступлений,
имеющих целевое назначение и подлежащих
возврату в доход федерального бюджета),
образовавшихся на начало текущего
финансового года, и дополнительных
доходов, поступивших сверх утвержденных
годовых назначений, при исполнении
республиканского бюджета на сокращение
дефицита республиканского бюджета в
целях снижения объема государственного
долга.
2. Минимизация стоимости обслуживания
государственного долга, в рамках которой
предполагается:
привлечение из федерального бюджета
бюджетных кредитов на пополнение
остатков средств республиканского
бюджета в целях сокращения сроков
использования кредитов, полученных от
кредитных организаций;
привлечение в республиканский бюджет
кредитов от кредитных организаций по
ставке на уровне не более чем уровень
ключевой ставки, установленный
Центральным банком Российской
Федерации, увеличенный на 1 процент
годовых;
проведение анализа процентных ставок на
рынке кредитов в целях минимизации
расходов республиканского бюджета,
предусмотренных на обслуживание
государственного долга;
привлечение временно свободных средств
государственных бюджетных учреждений
Республики Северная Осетия-Алания и
государственных автономных учреждений
Республики Северная Осетия-Алания в
целях сокращения сроков использования
кредитов, полученных от кредитных
организаций;
рефинансирование долговых обязательств
Республики Северная Осетия-Алания в
целях снижения процентных ставок за
пользование заемными средствами.
3. Равномерное распределение платежей,
связанных с погашением и обслуживанием
государственного долга, в рамках
которого предполагается:
проведение анализа сроков погашения
действующих долговых обязательств
Республики Северная Осетия-Алания и
выявление пиков платежей в целях
обеспечения равномерного распределения
платежей, связанных с погашением и
обслуживанием государственного долга;
оптимизация структуры государственного
долга за счет комбинирования
инструментов среднесрочных и
долгосрочных заимствований в общем
объеме долговых обязательств Республики
Северная Осетия-Алания в целях
равномерного распределения долговой
нагрузки на республиканский бюджет в
соответствующем финансовом году и
плановом периоде;
планирование графиков погашения
долговых обязательств Республики
Северная Осетия-Алания;
продолжение политики сокращения
государственного долга.
VI. Инструменты реализации долговой
политики
Инструментами долговой политики
являются:
кредиты кредитных организаций;
бюджетные кредиты, получаемые от
бюджетов бюджетной системы Российской
Федерации.
VII. Анализ рисков для республиканского
бюджета Республики Северная
Осетия-Алания, возникающих в процессе
управления государственным долгом
Республики Северная Осетия-Алания
Основными рисками, связанными с
реализацией долговой политики,
являются:
риск рефинансирования - вероятность
того, что заемщик не сможет провести
рефинансирование накопленных долговых
обязательств на приемлемых условиях или
проблемы с получением достаточного и
своевременного финансирования на рынках
капитала.
В условиях нестабильности на финансовых
рынках может возникнуть ситуация, когда
кредиторы (коммерческие банки,
инвесторы) могут отказаться от
предоставления новых кредитов и займов
(не участвовать в аукционах на оказание
услуг по предоставлению кредитов),
посчитав предлагаемые условия займа или
кредита (процентная ставка, срок займа
или кредита) неприемлемыми.
Для управления рисками, связанными со
способностью республики своевременно
исполнять свои долговые обязательства,
осуществляется мониторинг конъюнктуры
финансовых рынков с целью анализа
перспективы рефинансирования имеющихся
обязательств, привлечения заимствований
на среднесрочной (более года) и
долгосрочной (более пяти лет) основе.
Риск процентной ставки - риск увеличения
суммы расходов на обслуживание долга
вследствие неблагоприятных изменений
процентных ставок. В процессе управления
рисками в части процентных ставок,
влияющих на стоимость заимствований,
будет проводиться мониторинг ситуации
на финансовых рынках на постоянной
основе и учет прогнозов изменения
процентных ставок при планировании
расходов на обслуживание
государственного долга Республики
Северная Осетия-Алания.
Риск снижения ликвидности рынка
заимствований - риск связан с
неполучением денежных средств на
финансирование дефицита
республиканского бюджета и погашение
долговых обязательств республики в
случае отказа кредитных организаций от
предоставления заемных средств.
Снижение данного риска возможно в случае
замещения средств, не полученных от
кредитных организаций, бюджетными
кредитами, предоставляемыми из
федерального бюджета, либо путем
сокращения расходов республиканского
бюджета на такую же сумму.