Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


СОВЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 декабря 2020 года N 817


Об утверждении Государственной программы Республики Крым "Экономическое развитие и инновационная экономика"

(с изменениями на 20 декабря 2023 года)

(в ред. Постановлений Совета министров Республики Крым от 12.03.2021 N 135, от 05.07.2021 N 387, от 15.10.2021 N 605, от 03.12.2021 N 739, от 13.12.2021 N 784, от 24.12.2021 N 834, от 07.04.2022 N 222, от 04.05.2022 N 307, от 30.05.2022 N 392, от 23.08.2022 N 622, от 25.11.2022 N 1051, от 09.12.2022 N 1127, от 16.02.2023 N 133, от 25.04.2023 N 295, от 09.10.2023 N 734, от 20.12.2023 N 935)




В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 83, 84 Конституции Республики Крым, статьями 14, 20 Закона Республики Крым от 19 июля 2022 года N 307-ЗРК/2022 "Об исполнительных органах Республики Крым", постановлением Совета министров Республики Крым от 31 июля 2023 года N 542 "О Порядке разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Крым и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета министров Республики Крым", распоряжением Совета министров Республики Крым от 13 сентября 2023 года N 1621-р "Об утверждении Перечня государственных программ Республики Крым и признании утратившими силу некоторых распоряжений Совета министров Республики Крым"


(в ред. Постановлений Совета министров Республики Крым от 24.12.2021 N 834, от 23.08.2022 N 622, от 16.02.2023 N 133, от 20.12.2023 N 935)


Совет министров Республики Крым постановляет:


1. Утвердить прилагаемую Государственную программу Республики Крым "Экономическое развитие и инновационная экономика".


2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2021 года.



Заместитель Председателя Совета министров
Республики Крым -
министр сельского хозяйства
Республики Крым
А.РЮМШИН



Приложение
к постановлению
Совета министров
Республики Крым
от 18.12.2020 N 817



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ "ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА"

(в ред. Постановления Совета министров Республики Крым от 20.12.2023 N 935)




1. Оценка текущего состояния социально-экономического развития Республики Крым


Экономика Республики Крым в 2022 году развивалась в условиях усиления санкционного давления и проведения специальной военной операции. Однако антикризисные меры, принятые как на федеральном, так и на региональном уровнях, позволили обеспечить устойчивое развитие Республики Крым и социальную стабильность в регионе.


Объем валового регионального продукта (далее - ВРП) за 2022 год предварительно оценивается в 661,9 млрд рублей, снижение относительно 2021 года в реальном выражении составит 0,1%. Основной вклад в снижение ВРП в 2022 году внесет внутренний потребительский спрос.


По итогам 2023 года предполагается рост ВРП на 2,0% (объем ВРП предварительно оценивается в 705,0 млрд руб.), положительный вклад в динамику будет обеспечен ростом объемов промышленного производства на 5,9% относительно 2022 года, строительства - на 1,6%, розничной торговли - на 0,3%, производства продукции сельского хозяйства - на 0,3%. Рост денежных доходов населения в 2023 году оценивается на уровне 4%.


По предварительной оценке, начиная с 2024 года, ВРП растет умеренными темпами и основной восстановительный рост произойдет в 2025 - 2026 годах (3,3% и 3,1% соответственно).


По индексу физического объема ВРП в рейтинге регионов Южного федерального округа в 2021 году Республика Крым заняла 4 место, величина показателя составила 104,4% относительно предыдущего периода. Выше индекс физического объема ВРП в следующих регионах Южного федерального округа: Краснодарский край - 108,1%, город федерального значения Севастополь - 107,7%, Ростовская область - 106,3%.


Республика Крым - один из немногих субъектов Российской Федерации, где более половины населения занято в сфере малого и среднего предпринимательства.


В Республике Крым создана и действует развитая сеть инфраструктуры поддержки предпринимательства, которая для субъектов малого и среднего бизнеса предоставляет различные виды государственной поддержки:


- НО "Крымский государственный фонд поддержки предпринимательства";


- МКК "Фонд микрофинансирования предпринимательства Республики Крым";


- АО "Крымский гарантийный фонд";


- АО "Региональная лизинговая компания Республики Крым".


Также для комплексной и всесторонней поддержки бизнеса в г. Симферополе Республики Крым открыт "Дом предпринимателя", который по принципу "одного окна" предоставляет консультационные услуги субъектам предпринимательской деятельности по вопросам начала и ведения предпринимательской деятельности в Республике Крым, получения финансовой поддержки субъектами малого и среднего предпринимательства.


В целях информационной поддержки бизнеса функционирует информационно-консультационный портал для предпринимателей Республики Крым (https://business.rk.gov.ru/).


В Республике Крым зарегистрировано 83,1 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе 20,3 тыс. юридических лиц и 62,7 тыс. индивидуальных предпринимателей.


Сумма среднесписочной численности работников на предприятиях малого и среднего предпринимательства, включая микропредприятия, в 2022 году составила 178,3 тыс. чел.


Оборот малых предприятий (включая микропредприятия) за 2022 год составил 419,5 млрд рублей.


Традиционными сферами деятельности для субъектов малого и среднего предпринимательства являются торговля, операции с недвижимым имуществом, строительство, гостиничное хозяйство и ресторанный бизнес.


Реализуемые меры поддержки предпринимательства в Республике Крым способствуют недопущению сокращения количества субъектов малого и среднего предпринимательства. Так, к 2026 году ожидается рост количества субъектов малого и среднего предпринимательства. Количество малых и средних предприятий, включая микропредприятия, составит 85,1 тыс. ед., среднесписочная численность работников составит 180,9 тыс. человек, оборот малых и средних предприятий увеличится до 534,9 млрд рублей.


Несмотря на действующий в отношении региона санкционный режим, в Республике Крым ведется активная работа, направленная на обеспечение оптимальных условий для привлечения инвестиций в экономику Республики и успешной реализации инвестиционных проектов.


За 2022 год в экономику Республики Крым (по полному кругу хозяйствующих субъектов с учетом оценки объемов инвестиций, не наблюдаемых статистическими методами) вложено 214,1 млрд рублей инвестиций в основной капитал, что на 10,9% больше, чем в 2021 году (в 2021 году вложено 164,1 млрд рублей).


Внебюджетные инвестиции составили 131,0 млрд рублей (61,2% от общего объема инвестиций), что на 20,8% выше уровня 2021 года. В том числе субъектами малого и среднего предпринимательства и субъектами неформальной экономической деятельности инвестировано в экономику Республики Крым 77,7 млрд рублей, что на 11% больше уровня 2021 года.


Бюджетные инвестиции в 2022 году составили 83,1 млрд рублей (38,8% от общей суммы инвестиций), что на 49,3% больше уровня 2021 года.


По состоянию на начало сентября 2023 года в Республике Крым реализуется 267 инвестиционных проектов с объемом инвестиций 462,7 млрд рублей, по которым вложено 138,3 млрд рублей. В рамках заявленных проектов планируется создание более 14,4 тысячи рабочих мест, более 8 тысяч уже создано.


В 2023 году объем инвестиций в основной капитал оценивается на уровне 215,1 млрд рублей, в последующие годы прогнозируется рост объема инвестиций: в 2024 году - 226,5 млрд рублей, в 2025 году - 238,6 млрд рублей, в 2026 году - 250,8 млрд рублей.


В целях создания благоприятного инвестиционного климата и стимулирования притока инвестиций в экономику региона необходимо активизировать работу по дальнейшему развитию базового комплекса элементов современной системы привлечения инвестиций:


- совершенствование нормативной правовой базы Республики Крым в сфере инвестиционной деятельности;


- поддержание и развитие внедренных практик Стандарта деятельности исполнительных органов Республики Крым и занятие лидирующих позиций в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата среди регионов Российской Федерации;


- совершенствование системы механизмов поддержки, стимулов и льгот для инвесторов;


- обеспечение сопровождения инвестиционных проектов в режиме "одного окна";


- развитие системы институтов привлечения инвестиций.


В связи с этим приоритетным аспектом развития инвестиционной деятельности на территории Республики Крым является поддержание и развитие внедренных практик Стандарта деятельности исполнительных органов Республики Крым и улучшение показателей Национального рейтинга состояния инвестиционного климата среди регионов Российской Федерации.


Целевые модели упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности Республики Крым, определенные распоряжением Совета министров Республики Крым от 30 сентября 2016 года N 1217-р, включают более 200 мероприятий по улучшению инвестиционного климата и предусматривают комплекс мероприятий в различных сферах взаимодействия инвесторов и бизнеса с органами власти, а также ресурсоснабжающими организациями относительно подключения к инженерным сетям, получения разрешительной документации, оформления имущества и земельных участков, создания комфортной бизнес-среды.


Указом Главы Республики Крым от 11 сентября 2014 года N 272-У утверждена Инвестиционная декларация Республики Крым, которая разработана согласно стандартам Агентства стратегических инициатив и устанавливает принципы взаимодействия органов власти с субъектами предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также базовые гарантии для осуществления инвестиционной деятельности.


Принят Закон Республики Крым от 2 июля 2019 года N 624-ЗРК/2019 "Об инвестиционной политике и государственной поддержке инвестиционной деятельности в Республике Крым" (далее - Закон), который определяет основные принципы инвестиционной деятельности в Республике Крым, обеспечивает защиту прав инвесторов, разграничивает функции и полномочия органов власти Республики Крым в инвестиционной сфере, определяет финансовую, имущественную и организационную поддержку инвесторов, что позволяет значительно расширить возможности Республики Крым по стимулированию инвестиционной деятельности. Кроме того, Законом предусматривается финансовая, имущественная и организационная поддержка инвестиционной деятельности.


Постановлением Совета министров Республики Крым от 7 октября 2014 года N 368 "О некоторых вопросах реализации инвестиционных проектов на территории Республики Крым" утвержден Порядок рассмотрения обращений инвесторов, заключения, изменения и расторжения соглашений о реализации инвестиционных проектов, мониторинга и сопровождения инвестиционных проектов на территории Республики Крым (далее - Порядок).


Порядок регламентирует четкую процедуру и сроки рассмотрения обращений инвесторов, одобрения проектов и заключения инвестиционных соглашений, организацию сопровождения проектов, мониторинг и контроль их реализации.


Опыт большинства регионов России показал, что создание институтов развития в форме корпораций является наиболее эффективным инструментом улучшения делового климата, целенаправленного привлечения инвестиций в приоритетные секторы экономики, реализации региональной инвестиционной стратегии, организации и развития индустриальных парков, государственно-частного партнерства.


По состоянию на сегодняшний день определены статус и функции специализированной организации по работе с инвесторами в Республике Крым - АО "Корпорация развития Республики Крым", к задачам которой относятся консультационная поддержка инвесторов, сопровождение проектов, предоставление субъектам инвестиционной деятельности услуг, связанных с подготовкой и реализацией проектов, подбор земельных площадок и объектов имущества с необходимой для проекта инфраструктурой.


Принято постановление Совета министров Республики Крым от 1 июня 2020 года N 299 "Об утверждении Порядка формирования и ведения реестра инвестиционных площадок Республики Крым и Порядка формирования и ведения реестра инвестиционных предложений Республики Крым", целью которого является организация системы учета свободных земельных участков, инфраструктурных площадей и объектов, являющихся потенциально пригодными для реализации на них инвестиционных проектов, повышение эффективности управления инвестиционным процессом и применение системного подхода к поддержке инвестиционных инициатив, а также создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в Республику Крым.


В целях выработки единой инвестиционной политики, рассмотрения инвестиционных проектов и содействия решению проблем, возникающих в ходе их реализации, а также для организации совместной работы органов власти и бизнеса по формированию благоприятного инвестиционного климата в Республике Крым создан Совет по улучшению инвестиционного климата.


Функционирует Инвестиционный портал Республики Крым (invest-in-crimea.ru), который позволяет в удаленном доступе получить необходимую информацию о регионе, а также может использоваться для поиска инвестиционных площадок и рассмотрения инвестиционных предложений Республики Крым.


Эффективным инструментом по привлечению инвестиций в Республике Крым является функционирование свободной экономической зоны (далее - СЭЗ).


СЭЗ создана в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2014 года N 377-ФЗ "О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", который вступил в силу с 1 января 2015 года.


СЭЗ представляет собой территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя, в которых действует особый режим осуществления предпринимательской и иной деятельности, а также применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны.


В отличие от многих особых экономических зон России СЭЗ создана на всей территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя сроком на двадцать пять лет (до 31 декабря 2039 года), при этом срок ее существования может быть продлен федеральным законом.


На территории Республики Крым зарегистрировано 1137 участников СЭЗ, которыми реализуется 1230 инвестиционных проектов.


Минимальный заявленный объем инвестиций по данным проектам составляет порядка 184 млрд рублей., в том числе более 138 млрд рублей - капитальные вложения.


Для участников СЭЗ предусмотрены следующие налоговые преференции:


1) на 10 лет устанавливается нулевая ставка налога на прибыль организаций в части, подлежащей зачислению в федеральный бюджет.


Согласно Закону Республики Крым от 29 декабря 2014 года N 61-ЗРК/2014 для участников СЭЗ, включенных в единый реестр участников СЭЗ, установлена ставка по налогу на прибыль организаций, подлежащая зачислению в бюджет Республики Крым, с момента включения в единый реестр участников СЭЗ в размере от 6 до 13,5% в зависимости от вида деятельности, осуществляемой в СЭЗ;


2) освобождение от уплаты налога на имущество организаций на 10 лет;


3) освобождение от уплаты земельного налога организациями - участниками СЭЗ - в отношении земельных участков, расположенных на территории СЭЗ и используемых в целях выполнения договора об осуществлении деятельности в СЭЗ, на 3 года с месяца возникновения права собственности на каждый земельный участок;


4) пониженные тарифы страховых взносов в размере 7,6%.


Участникам СЭЗ предоставляются льготные кредиты на реализацию инвестиционных проектов. Льготная ставка будет равна разнице между процентной ставкой по кредитному договору и ключевой ставкой ЦБ на дату заключения кредитного договора, но не более 15%. Размер кредита может составить от 10 млн рублей до 10 млрд рублей.


Также участники СЭЗ вправе применять таможенную процедуру свободной таможенной зоны.



2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации Государственной программы Республики Крым "Экономическое развитие и инновационная экономика"


Основные приоритеты и цели социально-экономического развития Республики Крым определены Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", Законом Республики Крым от 9 января 2017 года N 352-ЗРК/2017 "О стратегии социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года" (далее - Стратегия).


В соответствии со Стратегией основными приоритетами государственной политики в сфере реализации Государственной программы Республики Крым "Экономическое развитие и инновационная экономика" (далее - Государственная программа) являются:


- совершенствование инвестиционного климата. Совершенствование законодательного регулирования, снижение административных барьеров. Совершенствование законодательства о свободной экономической зоне;


- развитие инвестиционной инфраструктуры;


- развитие государственно-частного партнерства;


- формирование имиджа Республики Крым как региона, благоприятного для организации бизнеса, привлечения иностранных инвестиций и международных финансово-кредитных ресурсов, высококонкурентного, производящего качественную продукцию;


- создание новых инновационных производств. Создание и развитие индустриальных парков;


- развитие малого и среднего предпринимательства;


- содействие развитию традиционных отраслей: народных промыслов, ремесел и производств, характерных для Республики Крым во второй половине XX века;


- обеспечение поддержки экспорта, улучшение его структуры, повышение экспортного потенциала Республики Крым;


- формирование информационной среды межрегиональной и внешнеэкономической деятельности и развитие системы информационного обеспечения участников внешнеэкономической и межрегиональной деятельности, популяризация экспортной деятельности;


- достижение стратегических ориентиров, рекомендованных Стандартом по обеспечению благоприятных условий для развития экспортной деятельности в субъектах Российской Федерации (Региональный экспортный стандарт, версия 2.0).


Система целеполагания Государственной программы включает в себя следующие цели:


- рост инвестиций в основной капитал не менее 140% в 2026 году по сравнению с показателем 2020 года;


- увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых, до 0,305 млн чел. в 2024 году;


- рост объема экспорта товаров и услуг до 32,0 млн долл. США в 2026 году.



3. Сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственных программ Российской Федерации


Государственная программа направлена на достижение стратегических приоритетов, целей и показателей, обозначенных:


- в государственной программе Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2019 года N 63;


- в государственной программе Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 316.



4. Задачи государственного управления, способы их эффективного решения в соответствующей отрасли экономики и сфере государственного управления


Для достижения цели Государственной программы "Рост инвестиций в основной капитал не менее 140% в 2026 году по сравнению с показателем 2020 года" предусмотрено решение следующих задач:


- создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику Республики Крым;


- удовлетворение спроса инвесторов на производственные площадки.


Для достижения цели Государственной программы "Увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых, до 0,305 млн чел. в 2024 году" предусмотрено решение следующих задач:


- развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства и инновационной деятельности;


- создание благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятыми гражданами посредством применения нового режима налогообложения и предоставления мер поддержки;


- создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса;


- создание комплексной системы акселерации, включающей в себя финансовые и налоговые инструменты поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также инфраструктуру для комфортной работы и развития субъектов малого и среднего предпринимательства.


Для достижения цели Государственной программы "Рост объема экспорта товаров и услуг до 32,0 млн долл. США в 2026 году" предусмотрено решение следующих задач:


- формирование и развитие системы поддержки экспорта;


- реализация комплекса институциональных мероприятий по популяризации и содействию развитию экспорта.


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ