МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И
ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РЕСПУБЛИКИ
КОМИ
ПРИКАЗ
от 16 декабря 2020 года N 2314
Об утверждении доклада "Обобщение
правоприменительной практики
Министерства природных ресурсов и
охраны окружающей среды Республики Коми
осуществления регионального
государственного экологического
надзора за 2020 год"
В соответствии со ст. 8.2 Федерального
закона "О защите прав юридических лиц
и индивидуальных предпринимателей при
осуществлении государственного
контроля (надзора) и муниципального
контроля", постановлением
Правительства Российской Федерации от
26.12.2018 N 1680 "Об утверждении общих
требований к организации и
осуществлении органами
государственного контроля (надзора),
органами муниципального контроля
мероприятий по профилактике нарушений
обязательных требований, требований,
установленных муниципальными правовыми
актами", приказываю:
Утвердить доклад "Обобщение
правоприменительной практики
Министерства природных ресурсов и
охраны окружающей среды Республики Коми
осуществления регионального
государственного экологического
надзора за 2020 год" согласно приложению
к настоящему приказу.
И.о. министра
Р.ПОЛШВЕДКИН
Утвержден
Приказом
Министерства
природных ресурсов
и охраны окружающей среды
Республики Коми
от 16 декабря 2020 г. N 2314
(приложение)
ОБОБЩЕНИЕ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ
МИНИСТЕРСТВА ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И
ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РЕСПУБЛИКИ КОМИ
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО
НАДЗОРА ЗА 2020 ГОД
1. Сведения о состоянии соблюдения
контролируемыми лицами обязательных
требований.
Обобщение правоприменительной практики
Министерства природных ресурсов и
охраны окружающей среды Республики Коми
(далее - Минприроды Республики Коми,
Министерство) осуществления
регионального государственного
экологического надзора за 2020 год
подготовлен во исполнение пункта 3 части
2 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N
294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей при
осуществлении государственного
контроля (надзора) и муниципального
контроля" (далее - Федеральный закон от
26.12.2008 N 294-ФЗ) и на основании
постановления Правительства Российской
Федерации от 26.12.2018 N 1680 "Об утверждении
общих требований к организации и
осуществлению органами
государственного контроля (надзора),
органами муниципального контроля
мероприятий по профилактике нарушений
обязательных требований, требований,
установленных муниципальными правовыми
актами".
Минприроды Республики Коми осуществляет
региональный государственный
экологический надзор, включающий в себя:
- региональный государственный надзор за
геологическим изучением, рациональным
использованием и охраной недр в
отношении участков недр местного
значения;
- региональный государственный надзор в
области использования и охраны водных
объектов, за исключением водных
объектов, подлежащих федеральному
государственному надзору, а также за
соблюдением особых условий
водопользования и использования
участков береговой полосы (в том числе
участков примыкания к
гидроэнергетическим объектам) в
границах охранных зон
гидроэнергетических объектов,
расположенных на водных объектах,
подлежащих региональному
государственному надзору за их
использованием и охраной (далее -
региональный государственный надзор).
Основные нормативные правовые акты,
регламентирующие организацию и
осуществление регионального
государственного надзора:
- постановление Правительства
Республики Коми от 19.06.2018 N 275 "О Порядке
осуществления регионального
государственного экологического
надзора на территории Республики
Коми";
- постановление Правительства
Республики Коми от 21.06.2018 N 291 "О Порядке
осуществления регионального
государственного надзора за
геологическим изучением, рациональным
использованием и охраной недр в
отношении участков недр местного
значения";
- постановление Правительства
Республики Коми от 21.06.2018 N 290 "О Порядке
осуществления регионального
государственного надзора в области
использования и охраны водных объектов
на территории Республики Коми";
- приказ Минприроды Республики Коми от
27.02.2019 N 312 "Об утверждении
административного регламента
осуществления регионального
государственного экологического
надзора";
- приказ Минприроды Республики Коми от
21.05.2019 N 806 "Об утверждении
административного регламента
осуществления регионального
государственного надзора за
геологическим изучением, рациональным
использованием и охраной недр в
отношении участков недр местного
значения";
- приказ Минприроды Республики Коми от
03.06.2019 N 895 "Об утверждении
административного регламента
осуществления регионального
государственного надзора в области
использования и охраны водных
объектов".
Перечни уполномоченных должностных лиц,
осуществляющих региональный
государственный экологический надзор на
территории Республики Коми, утверждены
приказом Минприроды Республики Коми от
10.01.2018 N 21 "О должностных лицах
Министерства природных ресурсов и
охраны окружающей среды Республики Коми,
уполномоченных осуществлять
региональный государственный
экологический надзор".
По состоянию на 01.12.2020 на территории
Республики Коми на государственный учет
поставлено 1534 объектов <1>,
оказывающих негативное воздействие на
окружающую среду, подлежащих
региональному государственному
экологическому надзору (далее - объект
НВОС).
<1> Федеральным законом от 31.07.2020 N 298-ФЗ
внесены изменения в статью 65
Федерального закона "Об охране
окружающей среды" согласно которому,
при осуществлении юридическим лицом или
индивидуальным предпринимателем
хозяйственной и (или) иной деятельности с
использованием объектов, которые
оказывают негативное воздействие на
окружающую среду и хотя бы один из
которых подлежит федеральному
государственному экологическому
надзору, в отношении всех таких объектов
и таких юридического лица или
индивидуального предпринимателя
осуществляется только федеральный
государственный экологический надзор. С
11.08.2020 порядка 572 объектов НВОС, ранее
подлежащих региональному
государственному экологическому
надзору, переданы Межрегиональному
управлению Росприроднадзора по
Республике Коми и Ненецкому автономному
округу.
Согласно перечню пользователей водными
объектами, подлежащими региональному
государственному надзору за
использованием и охраной водных
объектов, на территории Республики Коми
количество объектов, подлежащих
региональному государственному надзору
в области использования и охраны водных
объектов - 2 834, количество объектов,
находящихся в пользовании - 415,
количество пользователей водными
объектами - 123.
На территории Республики Коми на учете
числится 237 недропользователя; 1549
объектов пользования, подлежащих
государственному геологическому
надзору; из них 731 распределенные участки
недр местного значения (294 -
месторождения общераспространенных
полезных ископаемых (ОПИ); 480 -
месторождения подземных вод); 333
месторождений ОПИ, находящиеся на
нераспределенных участках недр; 468
торфяных месторождений с разведанными и
предварительно оцененными ресурсами
торфа категории А, В, С, Р1 и Р2.
Планом проверок юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей на 2020
год было предусмотрено проведение 70
плановых проверок в рамках
осуществления регионального
государственного экологического
надзора, что на 212,12% больше, чем было
согласовано к проведению в 2019 году.
Данное увеличение связано с изменением
подхода к формированию плана проверок с
учетом риск-ориентированного подхода к
контрольно-надзорной деятельности,
проведенной работой по согласованию
плановых проверок с иными надзорными
органами. В связи с этим, при
согласовании плана на 2020 год органами
прокуратуры исключены меньше проверок
по сравнению с 2019 годом.
При этом, в связи с отменой большей части
плановых проверок в соответствии с
изданием Указа Президента Российской
Федерации от 11.05.2020 N 316 "Об определении
порядка продления действия мер по
обеспечению
санитарно-эпидемиологического
благополучия населения в субъектах
Российской Федерации в связи с
распространением новой коронавирусной
инфекции (COVID-19)", постановления
Правительства Российской Федерации от
03.04.2020 N 438 "Об особенностях
осуществления в 2020 году
государственного контроля (надзора),
муниципального контроля и о внесении
изменения в пункт 7 Правил подготовки
органами государственного контроля
(надзора) и органами муниципального
контроля ежегодных планов проведения
плановых проверок юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей", в
2020 году проведено 9 плановых проверок.
По итогам проведения плановых проверок
выявлено 18 нарушений природоохранного
законодательства. К административной
ответственности привлечено 3
юридических лица (в виде предупреждения)
и 3 должностных лица. Общая сумма
штрафных санкций составила 52 тыс. рублей.
Оформлено 12 предписаний об устранении
нарушений обязательных требований.
Наиболее распространенными нарушениями,
выявляемыми должностными лицами при
проведении плановых проверок в отчетный
период являлись:
- отсутствие учета образовавшихся,
утилизированных, обезвреженных,
переданных другим лицам или полученных
от других лиц, а также размещенных
отходов - нарушение несет средний риск
причинения вреда охраняемым законом
ценностям;
- не разработана и не утверждена
программа производственного
экологического контроля - низкий риск
причинения вреда, охраняемым законом
ценностям;
- не осуществлено отнесение
соответствующих отходов к конкретному
классу опасности - средний риск
причинения вреда, охраняемым законом
ценностям;
- пользование недрами с нарушением
условий, предусмотренных лицензией на
пользование недрами - высокий риск
причинения вреда, охраняемым законом
ценностям.
Государственными инспекторами в 2020 году
в рамках контроля за исполнением
предписаний, выданных по результатам
проведения ранее плановых проверок,
проведено 11 внеплановых проверки. По
результатам проведения которых
установлено 3 случая неисполнения в срок
законного предписания об устранении
нарушений. Виновные лица привлечены к
административной ответственности.
Количество внеплановых проверок по
сравнению с 2019 годом сократилось в 3,45
раза. Снижение показателя связано с
досрочным выполнением субъектами
проверок выданных предписаний, в связи с
чем проведение внеплановых проверок в
отношении данных лиц признано
нецелесообразным.
Наиболее распространенной формой
проведения контрольно-надзорных
мероприятий, как и в предыдущие годы
является проведение мероприятий по
контролю без взаимодействия с
юридическим лицом или индивидуальным
предпринимателем. В 2020 году
инспекторским составом министерства
было проведено 939 таких мероприятия.
По результатам проведения
контрольно-надзорных мероприятий и
административных расследований
инспекторами министерства выявлено 290
нарушений требований природоохранного
законодательства.
В отношении нарушителей
природоохранного законодательства, в
том числе по материалам, поступающим на
рассмотрение из иных
контрольно-надзорных органов и органов
прокуратуры, вынесено 391 постановление о
назначении административного наказания.
Общая сумма наложенных штрафных санкций
составила 8572,5 тыс. рублей. Кроме того,
присуждены дополнительные меры
наказания для 32 граждан в виде
конфискации орудий лова (добычи).
Министерством проведена следующая
работа по расчету и взысканию вреда,
причиненного природным объектам.
1. В I полугодии 2020 года добровольно
возмещен ущерб на сумму 258,189 тыс. руб.,
предъявленный в 2019 году МУП
"Энергия" по факту аварийного
сброса неочищенных сточных в руч.
Безымянный в местечке Подворье с.
Зеленец МО МР "Сыктывдинский"
(размер рассчитанного вреда составил
309,689 тыс. руб., из которых в 2019 году
возмещено - 51,5 тыс. руб.).
2. По факту порчи земель в СП
"Щельябож" МО ГО "Усинск", а
также в Мутно-Материкском участковом
лесничестве ГУ "Усинское
лесничество" в Арбитражный суд
Республики Коми подано исковое
заявление о взыскании размера вреда,
причиненного почвам в размере 710,775 тыс.
руб. Решением Арбитражного суда
Республики Коми исковые требования
Минприроды Республики Коми
удовлетворены полностью. Решение
обжаловано Обществом во Второй
Арбитражный апелляционный суд. ОАО
"Севергеофизика" ущерб в размере
710,775 тыс. руб. уплачен.
3. В ходе планового (рейдового) осмотра,
проведенного на территория СП
"Айкино", район месторождения песка
"Айкино"; выявлено безлицензионное
пользование недрами. Направлено
претензионное письмо о добровольном
возмещении ущерба в размере 45,045 тыс. руб.;
ущерб оплачен полностью 17.07.2020.
4. По информации от ГУ "Койгородское
лесничество" о факте
несанкционированного
природопользования в части самовольной
добычи ОПИ (песок) в квартале 403 выдел 16
Ужгинского участкового лесничества
возбуждено дело об административном
правонарушении в отношении
неустановленного лица по ч. 1 ст. 7.3 КоАП
РФ, в ходе которого установлено виновное
лицо - должностное лицо ООО
"ФорестТрейд" - мастера леса Русина
А.Ф., которому предъявлена досудебная
претензия о добровольном возмещении
вреда причиненного недрам от 30.09.2020 на
сумму 33,82836 тыс. руб.
5. В ходе планового (рейдового) осмотра,
проведенного 07.11.2019, на территории
земельного лесного участка в квартале 49
Занульского участкового лесничества ГУ
"Прилузское лесничество"
установлен сброс жидких бытовых отходов.
По результатам административного
расследования установлено виновное лицо
- ООО "Лузалес", которому 28.04.2020 было
направлено претензионное письмо о
добровольном возмещении ущерба,
причиненного почвам на сумму 1,6 тыс. руб.;
ущерб оплачен полностью 17.09.2020.
6. В рамках плановых (рейдовых) осмотров в
границах заказников республиканского
значения в результате незаконных
действий за 2020 года водным биологическим
ресурсам причинен ущерб на сумму 156,975
тыс. руб., из них оплачено добровольно -
99,625 тыс. руб. В отношении неоплаченного
ущерба претензионная работа не
проводилась, так как не наступил срок
добровольной оплаты.
7. По факту разлива нефтепродуктов в п.
Благоево Удорского района на
производственной территории котельной
АО "Коми тепловая компания"
направлено требование о добровольном
возмещении вреда, причиненного почвам
как объекту охраны окружающей среды, в
размере 1 268,475 тыс. руб. Обществом 04.12.2020
поданы возражения.
Наиболее распространенными нарушениями,
выявляемыми при проведении мероприятий
по контролю без взаимодействия,
являются:
В области обращения с отходами
производства и потребления:
- нарушения требований ст. 51 Федерального
закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране
окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ),
ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ
"Об отходах производства и
потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ),
выразившиеся в несанкционированном
сбросе отходов производства и
потребления в поверхностные и подземные
водные объекты, на водосборные площади, в
недра и на почву. Таким образом,
образуются несанкционированные свалки,
которые нарушают естественный природный
ландшафт, ухудшают экологическую и
санитарную обстановку на территории
республики, а также могут служить
источником возникновения
болезнетворных организмов, способных
причинить вред здоровью людей.
Размещение отходов на почве оказывает
негативное воздействие на компоненты
окружающей среды: загрязнение почвы,
важнейшего компонента окружающей среды
и природного ресурса; загрязнение
грунтовых и подземных вод при фильтрации
осадков; загрязнение атмосферного
воздуха продуктами гниения и разложения
отходов.
Тем самым нарушаются, гарантированные
государством права и законные интересы
граждан, проживающих и временно
находящихся на территории республики, то
есть неопределенного круга лиц на охрану
здоровья, благоприятную окружающую
среду, предусмотренные ст. ст. 41, 42
Конституции Российской Федерации, ст. 11
Закона N 7-ФЗ;
- в нарушении требований ст. 19 Закона N
89-ФЗ - отсутствует учет в области
обращения с отходами, либо в нарушении п.
5 Порядка учета в области обращения с
отходами, утвержденного приказом
Минприроды России от 01.09.2011 N 721, учет
ведется, но не по всем видам отходов I - V
класса опасности, образовавшихся,
использованных, обезвреженных,
переданных другим лицам или полученных
от других лиц, а также размещенных
юридическим лицом и индивидуальным
предпринимателем за учетный период.
Материалы учета являются информацией в
области обращения с отходами и
используются при:
проведении инвентаризации отходов;
подготовке проектов нормативов
образования отходов и лимитов на их
размещение, технических отчетов о
неизменности производственного
процесса, используемого сырья и об
образующихся отходах, отчетности об
образовании, использовании,
обезвреживании и размещении отходов (за
исключением статистической отчетности);
ведении федеральных статистических
наблюдений;
расчетах платы за негативное
воздействие на окружающую среду (в части
размещения отходов).
В области охраны атмосферного воздуха:
- нарушения требований ст. 22, ст. 30
Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об
охране атмосферного воздуха",
выразившиеся в отсутствии
инвентаризации стационарных источников
и выбросов загрязняющих веществ в
атмосферный воздух, корректировки ее
данных.
Инвентаризация является основой для
ведения деятельности по охране
атмосферного воздуха. Основной целью
инвентаризации является выявление и
учет источников загрязнения атмосферы
(ИЗА), определение количественных и
качественных характеристик выбросов
загрязняющих веществ для:
- подготовки исходных данных для
нормирования выбросов и установления
нормативов предельно допустимых и
временно согласованных выбросов ЗВ в
атмосферу (ПДВ и ВСВ) предприятий;
- подготовки исходных данных для оценки
загрязнения атмосферы (в частности, в
рамках расчетного мониторинга
загрязнения атмосферы);
- контроля за соблюдением установленных
нормативов выбросов;
- ведения статистической отчетности о
выбросах;
- контроля работы пылеулавливающих и
газоочистных установок (ГОУ) и выработки
рекомендаций по улучшению их
эффективности;
- разработки и установления технических
нормативов выбросов (ТНВ) вредных
(загрязняющих) веществ для передвижных и
стационарных источников выбросов от
технологических процессов и
оборудования;
- оценки экологичности используемых
технологий;
- формирования компьютерной базы данных
об ИЗА в разрезе предприятия, отрасли,
города и региона.
Указанные выше нарушения
природоохранного законодательства
допускаются природопользователями в
основном по причине недобросовестного
отношения к исполнению юридическими
лицами и их должностными лицами
обязательных требований
законодательства; недостаточного
финансового и организационного
планирования своей природоохранной
деятельности.
По региональному водному надзору
характерные нарушения заключаются в:
Нарушение правил и условий
водопользования при заборе воды и при
сбросе сточных вод; требований к охране
водных объектов.
В соответствии со статьей 3 Водного
кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 N
74-ФЗ (далее - Водный кодекс), водное
законодательство основано на принципах
значимости водных объектов в качестве
основы жизни и деятельности человека.
Регулирование водных отношений
осуществляется исходя из представления
о водном объекте как о важнейшей
составной части окружающей среды, среде
обитания объектов животного и
растительного мира, в том числе водных
биологических ресурсов, как о природном
ресурсе, используемом человеком для
личных и бытовых нужд, осуществления
хозяйственной и иной деятельности, и
одновременно как об объекте права
собственности и иных прав.
Приоритет охраны водных объектов перед
их использованием. Использование водных
объектов не должно оказывать негативное
воздействие на окружающую среду.
В соответствии с частью 4 статьи 56
Водного кодекса, содержание
радиоактивных веществ, пестицидов,
агрохимикатов и других опасных для
здоровья человека веществ и соединений в
водных объектах не должно превышать
соответственно предельно допустимые
уровни естественного радиационного
фона, характерные для отдельных водных
объектов, и иные установленные в
соответствии с законодательством
Российской Федерации нормативы.
Частью 6 статьи 56 Водного кодекса,
определено, что сброс в водные объекты
сточных вод, содержание в которых
радиоактивных веществ, пестицидов,
агрохимикатов и других опасных для
здоровья человека веществ и соединений
превышает нормативы допустимого
воздействия на водные объекты,
запрещается.
Статьей 60 Водного кодекса установлено,
что при эксплуатации водохозяйственной
системы, запрещается - осуществлять
сброс в водные объекты сточных вод, не
подвергшихся санитарной очистке,
обезвреживанию (исходя из
недопустимости превышения нормативов
допустимого воздействия на водные
объекты и нормативов предельно
допустимых концентраций вредных веществ
в водных объектах или технологических
нормативов, установленных в
соответствии с Законом N 7-ФЗ.
Сброс сточных вод в водный объект с
превышением нормативов допустимого
воздействия на водные объекты может
повлечь истощение, засорение и
загрязнение водных объектов.
Указанные нарушения водоохранного
законодательства допускаются
водопользователями по причинам:
- нарушения исполнения должностных
обязанностей лицами, ответственными за
организацию природоохранных
мероприятий на предприятии;
- ввиду изношенности очистных сооружений
и недостаточности финансирования
природоохранных мероприятий
предприятиями-водопользователями.
Движение и стоянка транспортных средств
вне дорог с твердым покрытием;
размещение отходов производства и
потребления.
В соответствии с частью 6 постановления
Правительства Российской Федерации N 17
от 10.01.2009 "Об утверждении правил
установления на местности границ
водоохранных зон и границ прибрежных
защитных полос водных объектов",
органы государственной власти
обеспечивают размещение специальных
информационных знаков на всем
протяжении границ водоохранных зон и
прибрежных защитных полос водных
объектов в характерных точках рельефа, а
также в местах пересечения водных
объектов дорогами, в зонах отдыха и
других местах массового пребывания
граждан и поддержание этих знаков в
надлежащем состоянии.
Из смысла указанной нормы следует, что
предупреждающие знаки устанавливаются в
определенных местах, отвечающих
приведенным критериям и носят
информационный характер.
Таким образом, соблюдение ограничений,
установленных частью 15 статьи 65 Водного
кодекса Российской Федерации не связано
с обязательным наличием специальных
информационных знаков. Отсутствие
информационных знаков на протяжении
водоохранной зоны не освобождает от
соблюдения режима водоохранной зоны и не
позволяет использовать прибрежную
защитную полосу водного объекта и
водоохранную зону с нарушением
установленных ограничений
хозяйственной и иной деятельности.
Основные запреты, связанные с
использованием водоохранных зон,
установлены частью 15 статьи 65 Водного
кодекса, в том числе запрет на движение и
стоянку транспортных средств (кроме
специальных транспортных средств), за
исключением их движения по дорогам и
стоянки на дорогах и в специально
оборудованных местах, имеющих твердое
покрытие и запрет на размещение кладбищ,
скотомогильников, объектов размещения
отходов производства и потребления,
химических, взрывчатых, токсичных,
отравляющих и ядовитых веществ, пунктов
захоронения радиоактивных отходов.
Указанные нарушения природоохранного
законодательства допускаются по
причинам недобросовестного отношения
физических и юридических лиц к
соблюдению запретов, установленных
статьей 65 Водного кодекса.
При осуществлении регионального
государственного надзора за
геологическим изучением, рациональным
использованием и охраной недр в
отношении участков недр местного
значения характерными нарушениями
являются:
Пользование недрами (особенно
подземными водами) без лицензии на
пользование недрами.
В соответствии со ст. 1.2 Закона РФ от
21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", недра в
границах территории Российской
Федерации, включая подземное
пространство и содержащиеся в недрах
полезные ископаемые, энергетические и
иные ресурсы, являются государственной
собственностью.
Согласно ст. 2 Закона Республики Коми от
20.02.2012 N 3-РЗ "О некоторых вопросах в
области пользования участками недр
местного значения на территории
Республики Коми", пользование
участками недр местного значения
осуществляется на основании
специального государственного
разрешения (лицензии), выдаваемого в
соответствии с законодательством
Российской Федерации о недрах.
Таким образом, действующее
законодательство в области
недропользования однозначно
предписывает, что пользование недрами
(изучение, разведка, добыча), в том числе
добыча подземных вод, осуществляется
только при наличии у хозяйствующего
субъекта соответствующей лицензии,
полученной в установленном порядке.
Любое иное пользование участками недр
влечет административную и даже
уголовную ответственность.
Работа по выявлению безлицензионного
пользования недрами постоянно ведется
не только силами Министерства, но и
силами других организаций. Так,
информация о фактах безлицензионного
пользования недрами поступает из
налоговых органов, органов внутренних
дел, прокуратуры, администраций
муниципальных образований и граждан.
Особенно остро стоит проблема в сельских
поселениях с лицензированием
пользования подземными водами для
обеспечения питьевой водой населения. В
данных случаях скважина находится на
балансе у администрации, но в силу ст. 9
Закона РФ "О недрах", заявителями на
пользование недрами могут быть лишь
субъекты предпринимательской
деятельности, в том числе участники
простого товарищества, иностранные
граждане, юридические лица, к которым
администрация сельского поселения не
относится.
Письмо Минприроды России от 02.03.2016 N 11-29/4311
поясняет, что в случае нахождения на
балансе администрации сельского
поселения водозаборных скважин
водоснабжение может производиться
силами подрядной организации -
юридического лица (например,
государственного унитарного
предприятия) или индивидуального
предпринимателя, которые должны
осуществлять добычу подземных вод на
основании лицензии.
Нарушение порядка использования
собственниками земельных участков,
землепользователями, землевладельцами,
арендаторами земельных участков для
собственных нужд общераспространенных
полезных ископаемых, подземных вод, а
именно использование полезных
ископаемых за пределами участка и без
согласований.
Порядок использования для собственных
нужд общераспространенных полезных
ископаемых и подземных вод, а также
строительства подземных сооружений в
границах земельных участков
собственниками, землепользователями,
землевладельцами и арендаторами
земельных участков на территории
Республики Коми утвержден приказом
Минприроды Республики Коми от 05.11.2015 N 486
(далее - Порядок).
Согласно Порядка, собственниками,
землепользователями, землевладельцами и
арендаторами земельных участков (далее -
правообладатели участков) имеют право
осуществлять в границах данных
земельных участков без применения
взрывных работ использование для
собственных нужд общераспространенных
полезных ископаемых, имеющихся в
границах земельного участка и не
числящихся на государственном балансе,
подземных вод, объем извлечения которых
должен составлять не более 100 кубических
метров в сутки, из водоносных горизонтов,
не являющихся источниками
централизованного водоснабжения и
расположенных над водоносными
горизонтами, являющимися источниками
централизованного водоснабжения, а
также строительство подземных
сооружений на глубину до пяти метров по
согласованию с Министерством.
Т.е. имеют право осуществлять
использование только в границах своего
земельного участка, имеющиеся в границах
земельного участка
общераспространенные полезные
ископаемые и подземные воды по
согласованию с Министерством.
Анализ причин возникновения нарушений
природоохранных требований показывает,
что основными из них являются:
- недостаточный уровень правовых знаний
и правовой культуры руководителей и
должностных лиц организаций;
- отсутствие специалистов в области
охраны окружающей среды и экологической
безопасности, ответственных за принятие
решений при осуществлении хозяйственной
и иной деятельности, которая оказывает
или может оказать негативное
воздействие на окружающую среду;
- недобросовестное отношение физических
и юридических лиц к соблюдению запретов.
2. Анализ практики проведения
контрольно-надзорных мероприятий, в том
числе ее единообразия.
Контрольно-надзорные мероприятия
проводятся в форме плановых и
внеплановых проверок, мероприятий без
взаимодействия с юридическими лицами и
индивидуальными предпринимателями в
виде плановых (рейдовых) осмотров,
обследований объектов надзора.
Контрольно-надзорные мероприятия носят
единообразный характер. Единообразие
проведения проверок обеспечивается
соблюдением типовой формы распоряжения
(приказа) о проведении проверки и
неукоснительным выполнением требований
Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ,
административных регламентов и
распоряжений (приказов) о проведении
проверки.
Ежегодный план проведения проверок
исполнен на 100% (в аналогичный период 2019
года - 100%).
Доля проверок, результаты которых
признаны недействительными - 0% (в 2019 году
- 0%).
Доля проверок, проведенных с нарушением
требований законодательства Российской
Федерации о порядке их проведения, по
результатам выявления которых к
должностным лицам министерства,
осуществившим такие проверки, применены
меры дисциплинарного, административного
наказания - 0% (в 2019 году - 0%).
Внеплановые проверки по фактам
нарушения обязательных требований, с
которыми связано причинение вреда жизни
и здоровью граждан, вреда животным,
растениям, окружающей среде, объектам
культурного наследия (памятникам
истории и культуры) народов Российской
Федерации, имуществу физических и
юридических лиц, безопасности
государства, а также возникновение
чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера не проводились -
0% (в 2019 году - 0%).
3. Профилактика нарушений обязательных
требований законодательства в области
природопользования и охраны окружающей
среды
В рамках проведения работы, направленной
на предупреждение нарушений,
обязательных требований, соблюдение
которых оценивается при проведении
мероприятий по региональному
государственному надзору, в 2020 году
осуществлялись профилактические
мероприятия, предусмотренные Программой
профилактики нарушений обязательных
требований законодательства в области
природопользования и охраны окружающей
среды на 2020 год и плановый период 2021 - 2022
годы (далее - Программа профилактики).
Приказом Минприроды Республики Коми от
30.04.2019 N 708 утвержден Порядок
профилактической работы в Министерстве
природных ресурсов и охраны окружающей
среды Республики Коми и определены
структурные подразделения и должностные
лица министерства, ответственные за
реализацию мероприятий по профилактике
нарушений юридическими лицами и
индивидуальными предпринимателями
обязательных требований
законодательства в области
природопользования и охраны окружающей
среды в соответствии с Программой
профилактики.
В рамках профилактики нарушений:
- совместно с Управлением Федеральной
службы государственной регистрации,
кадастра и картографии по Республике
Коми и Межрегиональным управлением
Федеральной службы по надзору в сфере
природопользования по Республике Коми и
Ненецкому автономному округу проведено 2
публичных обсуждения
правоприменительной практики по
государственному экологическому
надзору в г. Сыктывкаре. Всего в
мероприятиях приняли участие более 59
представителей природопользователей и
заинтересованных лиц, которым даны
рекомендации по недопущению нарушений
природоохранного законодательства;
- объявлено 77 предостережения о
недопустимости нарушения обязательных
требований;
- организована успешная практика
информирования подконтрольных
субъектов о скором окончании срока
действия разрешительных документов, что
позволило более 34 подконтрольным
субъектам избежать нарушений
обязательных требований
природоохранного законодательства;
- осуществлялось консультирование
природопользователей по недопущению
нарушений (более 3 тыс. консультаций);
- проведена работа по систематизации и
актуализации обязательных требований
законодательства в области
природопользования и охраны окружающей
среды.
Перечень обязательных требований
утвержден приказом Минприроды
Республики Коми от 27.02.2019 N 317 "О перечне
правовых актов, содержащих обязательные
требования, соблюдение которых
оценивается при проведении мероприятий
по контролю в рамках отдельного вида
государственного контроля (надзора)" и
размещен на официальном сайте
Министерства. По мере изменений
законодательства Перечень обязательных
требований актуализируется (приказы
Минприроды Республики Коми от 08.04.2019 N 555,
от 16.08.2019 N 1331, от 24.03.2020 N 514, от 17.08.2020 N 1479);
- формы проверочных листов (списков
контрольных вопросов) применительно к
видам регионального государственного
надзора актуализированы и утверждены
приказом Минприроды Республики Коми от
30.06.2020 N 1150 (редакция от 17.08.2020);
- проведена работа по актуализации
руководств по соблюдению обязательных
требований законодательства Российской
Федерации в областях, подлежащих
региональному государственному
экологическому надзору:
приказ Минприроды Республики Коми от
04.03.2020 N 356 "О внесении изменений в
приказ Министерства природных ресурсов
и охраны окружающей среды Республики
Коми от 18 декабря 2019 г. N 2269 "Об
утверждении Руководств по соблюдению
обязательных требований
законодательства";
приказ Минприроды Республики Коми от
20.11.2020 N 2099 "О внесении изменений в
приказ Министерства природных ресурсов
и охраны окружающей среды Республики
Коми от 18 декабря 2019 г. N 2269 "Об
утверждении Руководств по соблюдению
обязательных требований
законодательства";
приказ Минприроды Республики Коми от
14.12.2020 N 2287 "О внесении изменений в
приказ Министерства природных ресурсов
и охраны окружающей среды Республики
Коми от 18 декабря 2019 г. N 2269 "Об
утверждении Руководств по соблюдению
обязательных требований
законодательства". Руководства
размещены на официальном сайте
Министерства.
4. Предложения по совершенствованию
законодательства по результатам
осуществления контрольно-надзорной
деятельности
По результатам обобщение
правоприменительной практики
Минприроды Республики Коми
осуществления регионального
государственного экологического
надзора за 2020 год предлагается следующее
в части совершенствования
законодательства в области
природопользования и охраны окружающей
среды, административного
законодательства.
1. Ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ установлена
административная ответственность за
пользование недрами с нарушением
условий, предусмотренных лицензией на
пользование недрами, и (или) требований
утвержденного в установленном порядке
технического проекта.
Объективной стороной административного
правонарушения является пользование
недрами с нарушениями условий лицензии.
Как показывает судебная практика,
указанное правонарушение может быть
совершено только в форме действий.
Бездействие, выразившееся в
невыполнении условий лицензионного
соглашения, без факта пользования
обладателем лицензии недрами, не
является нарушением, ответственность за
которое установлена ст. 7.3 КоАП РФ.
Указанное нарушение может быть
совершено лишь в форме активных
действий.
Предлагается внести изменения в
действующие нормы КоАП РФ в части
привлечения к административной
ответственности за нарушение условий,
предусмотренных лицензией на
пользование недрами, и (или) требований
утвержденного в установленном порядке
технического проекта, исключив слова
"пользование недрами".
Внесение указанных изменений в КоАП РФ
позволит применять административные
меры не только при условии пользования
недрами лицензиатом, но и при наличии у
лицензиата права пользования недрами.
2. Короткий срок (двухмесячный)
установленный КоАП РФ для привлечения к
административной ответственности по
статье 7.6 КоАП РФ (самовольное занятие
водного объекта или пользование им с
нарушением установленных условий)
является проблемой при привлечении к
административной ответственности за
правонарушения в области
водопользования.
Учитывая, что выявление самовольного
занятия водного объекта или его части,
либо использование их без документов, на
основании которых возникает право
пользования водным объектом или его
частью, либо водопользование с
нарушением его условий, часто происходит
при проведении плановых (рейдовых)
осмотров, провести необходимые
процессуальные действия для выявления
виновного лица в течение двух месяцев не
всегда представляется возможным.
Кроме того, при исполнении полномочий,
связанных с рассмотрением дел об
административных правонарушениях,
направляются соответствующие запросы в
различные органы государственной власти
(запрос и получение соответствующей
информации в Комитет лесов РК,
Администраций муниципальных
образований, ГИБДД и т.д.), на получение
которых может уходить до 30 дней и больше.
Предлагается внести изменения в статью
4.5 КоАП РФ в части увеличения срока
давности привлечения к административной
ответственности за нарушение
законодательства в области охраны
собственности (в части административных
правонарушений, касающихся самовольного
занятия водного объекта или пользования
им с нарушением установленных условий до
одного года).
3. Статьей 77 Закона N 7-ФЗ установлена
обязанность юридических и физических
лиц, причинивших вред окружающей среде
по полному возмещению вреда окружающей
среде. При этом вред окружающей среде
возмещается в соответствии с
утвержденными в установленном порядке
таксами и методиками исчисления размера
вреда окружающей среде.
Приказом Минприроды России от 08.07.2010 N 238
утверждена Методика исчисления размера
вреда, причиненного почвам как объекту
охраны окружающей среды, согласно
которой при исчислении в стоимостной
форме размера вреда в результате
несанкционированного размещения
отходов производства и потребления
требует установлении массы отходов с
одинаковым классом опасности.
Практика осуществления регионального
надзора в области обращения с отходами
производства и потребления, показывает,
что в случаях выявления
несанкционированного размещения
отходов возможно определение объема
отходов путем проведения маркшейдерских
замеров, расчетным методом, при
размещении отходов на санкционированных
полигонах и т.п. Фактическое определение
массы отходов при осуществлении
регионального экологического надзора
затруднительно в связи с отсутствием
технических возможностей и средств
измерения.
Решение указанной проблемы возможно
путем применения расчетных методов
определения массы отходов исходя из их
объема.
Необходимо внесение изменений в
Методику исчисления размера вреда,
причиненного почвам как объекту охраны
окружающей среды в результате
несанкционированного размещения
отходов производства и потребления,
путем утверждения переводных
коэффициентов с объема на массу отходов
в зависимости от вида отходов, в т.ч. по
ТБО навалом, отходам лесопиления в
зависимости: смешанного состава
(горбыль, опилки, щепа), либо вида
древесины и т.п.
5. Анализ практики обжалования решений,
действий (бездействий) Министерства в
досудебном и судебном порядке.
МБУ "Специализированная похоронная
служба" МО ГО "Воркута"
осуществлявшее хозяйственную
деятельность при эксплуатации
стационарных источников выбросов
вредных веществ в атмосферный воздух не
направило заявку о постановке на
государственный учет объекта,
оказывающего негативное воздействие на
окружающую среду в соответствии с
требованием ч. 2 статьи 69.2 Федерального
закона от 10.01.2001 N 7-ФЗ "Об охране
окружающей среды".
После устранения недочетов 15.06.2020
объекту Учреждения присвоена IV
категория негативного воздействия на
окружающую среду, выдано свидетельство N
EEDMXY0O.
Воркутинским городским отделом по
охране окружающей среды Минприроды
Республики Коми 22.06.2020 вынесено
постановление о назначении
административного наказания в отношении
данного Учреждения по ст. 8.46 КоАП РФ в
виде штрафа 30,0 тыс. рублей.
Не согласившись с постановлением о
назначении административного наказания,
руководитель Учреждения обратился в суд
с жалобой в которой указал, что
учреждением было получено разрешение на
выброс вредных (загрязняющих) веществ в
атмосферный воздух стационарными
источниками N 45-В от 19.04.2018, обязательное
требование ч. 2 ст. 69.2 Федерального закона
N 7-ФЗ устранено и учитывая что нарушение
совершено впервые просил ограничится
устным замечанием.
Решением Воркутинского городского суда
по делу N 12-168/2020 от 07.08.2020 постановление
Воркутинского городского отдела по
охране окружающей среды от 22.06.2020 о
назначении административного наказания
и признания юридического лица МБУ
"Специализированная похоронная
служба" МО ГО "Воркута" в
совершении наказания в виде
административного штрафа в размере 30,0
тыс. рублей оставлено без изменения, а
жалоба без удовлетворения.
В период с 23.01.2020 по 19.02.2020 Минприроды
Республики Коми была проведена
внеплановая документарная проверка в
отношении ИП Горбунова С.Н. В ходе
проверки установлено, что фактическое
централизованное водоснабжение
холодной водой в 2018 составило 183 м3, а
водоотведение 48 м3; в 2019 водоснабжение
составило 1376 м3, а водоотведение 0 м3.
Из совокупности доказательств,
представленных в административный орган
МУП "Ухтаводоканал", усматривается,
что при осуществлении деятельности ИП
Горбунова С.Н. образуются сточные воды
при среднемесячном объеме
водопотребления 114,3 м3/месяц, при этом, за
2019 ИП Горбунов С.Н. осуществил вывоз
сточных вод в объеме 10 м3.
Сведения об оборудовании сборников
канализационных стоков (выгребных
емкостей), оборудовании системы очистки
стоков ИП Горбуновым С.Н. не
представлены.
По факту несоблюдения экологических
требований при осуществлении
градостроительной деятельности и
эксплуатации предприятий, сооружений
или иных объектов Ухтинским городским
отделом по охране окружающей среды
Минприроды Республики Коми вынесено
постановление о назначении
административного наказания в отношении
ИП Горбунова С.Н. по ст. 8.1 КоАП РФ в виде
административного штрафа в размере 2,0
тыс. рублей.
Не согласившись с указанным
постановлением ИП Горбунов С.Н. направил
в Ухтинский городской суд жалобу, в
которой просит указанное постановлении
отменить, производство по делу об
административном правонарушении
прекратить, указав в обоснование
требований, что ни протокол об
административном правонарушении, не
иные материалы дела не имеет сведений о
том, при осуществлении каких именно
действий (бездействия), и по какому
именно адресу (территориально) допущено
несоблюдение экологических требований,
не содержат указания на норму права,
которая предписывает необходимость
соблюдения равенства количества объема
фактического водоотведения с
использованием централизованной
системы водоотведения фактическому
объему водоснабжения; административным
органом не учтены все имеющиеся в
материалах административного дела
доказательства, в частности документы,
свидетельствующие о неоднократных
утечках на водопроводе, что может
являться причиной не соответствия
объема фактического водоотведения
фактическому объему водоснабжения.
При вынесении решения Ухтинский
городской суд Республики Коми также
усмотрел, что ИП Горбунов С.Н.,
осуществляя хозяйственную деятельность,
нарушил требования ст. 34, 39, 43.1, 51
Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об
охране окружающей среды". Таким
образом, постановление Ухтинского
городского отдела по охране окружающей
среды Минприроды Республики Коми от
13.03.2020 N 06-Ухт-эк, которым индивидуальный
предприниматель Горбунов С.Н. признан
виновным в совершении административного
правонарушения, предусмотренного ст. 8.1
КоАП РФ и ему назначено административное
наказание в виде административного
штрафа в размере 2000 рублей, оставлено без
изменения, жалоба индивидуального
предпринимателя Горбунова С.Н. - без
удовлетворения.
Кроме того, за 2020 год Минприроды
Республики Коми направлено 70
претензионных писем о необходимости
ликвидации мест несанкционированного
размещения отходов в адрес
администраций МО ГО и МР Республики Коми,
юридических лиц, ИП и граждан
(собственники/арендаторы/пользователи
земельных участков).
Минприроды Республики Коми направлено в
суды 25 и рассмотрено судами 30 исковых
заявлений об обязании администраций МО
ГО и МР Республики Коми, юридических лиц,
ИП и граждан
(собственники/арендаторы/пользователи
земельных участков) в ликвидации
несанкционированных свалок. Решениями
судов иски министерства удовлетворены;
собственники/арендаторы/пользователи
земельных участков обязаны
ликвидировать заявленные в исках
несанкционированные свалки в 2020 - 2021 гг.
По результатам претензионно-исковой
работы за 2020 год ликвидировано 38 (2,5617 га)
место несанкционированного размещения
отходов.
6. Анализ обращений граждан и
организаций, в том числе средств
массовой информации, по вопросу
применения обязательных требований
В 2020 году в Минприроды Республики Коми
поступило 548 обращений граждан, в т.ч. 19
обращений из Управления Президента
Российской Федерации по работе с
обращениями граждан и организаций,
которые регистрировались и
рассматривались в порядке,
установленном Федеральным законом от 2
мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения
обращений граждан Российской
Федерации".
Из общего числа поступивших в 2020 году
обращений граждан, обращения о
нарушениях обязательных требований
законодательства в области
природопользования и охраны окружающей
среды и (или) угрозе негативного
воздействия на окружающую среду
составили 43,4%, по вопросам, не
относящимся к компетенции министерства -
12,2%, использования и аренды лесных
участков - 8,2%, в области переработки
вторичного сырья и отходов производства
- 7,1%, в области охраны объектов животного
мира и среды их обитания - 6,8%, по вопросам
водопонижения и берегоукрепления - 2%, по
иным вопросам - 20,3%.
На все поступившие в Минприроды
Республики Коми обращения граждан даны
мотивированные ответы, по вопросам,
относящимся к сфере компетенции
ведомства, приняты необходимые меры.
При поступлении обращений граждан, а
также предложений и жалоб с
нестандартными вопросами и актуальными
предложениями для подготовки
полноценного ответа привлекались другие
органы исполнительной власти и органы
местного самоуправления.
Обращения, в которых содержались
вопросы, не относящиеся к компетенции
Минприроды Республики Коми,
направлялись по принадлежности для
рассмотрения и ответа в федеральные
органы исполнительной власти, органы
исполнительной власти Республики Коми,
органы местного самоуправления и в
правоохранительные органы в
соответствии с Федеральным законом от
02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения
обращений граждан Российской
Федерации".
Ссылается на
- О недрах (в редакции Федерального закона от 3 марта 1995 года N 27-ФЗ) (с изменениями на 8 августа 2024 года) (редакция, действующая с 1 сентября 2024 года)
- Конституция Российской Федерации (с изменениями на 4 октября 2022 года)
- Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (с изменениями на 14 сентября 2020 года)
- Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (с изменениями на 12 ноября 2024 года) (редакция, действующая с 20 ноября 2024 года)
- О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации (с изменениями на 4 августа 2023 года)
- Водный кодекс Российской Федерации (с изменениями на 8 августа 2024 года) (редакция, действующая с 1 сентября 2024 года)
- О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (с изменениями на 8 августа 2024 года)