ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 декабря 2020 года N 368
Об основных направлениях
государственной долговой политики
Республики Калмыкия на 2021 год и на
плановый период 2022 и 2023 годов
В соответствии со статьей 107.1 Бюджетного
кодекса Российской Федерации, статьей 7
Закона Республики Калмыкия от 21 декабря
2007 г. N 394-III-З "О бюджетном процессе
Республики Калмыкия" Правительство
Республики Калмыкия постановляет:
1. Одобрить прилагаемые основные
направления государственной долговой
политики Республики Калмыкия на 2021 год и
на плановый период 2022 и 2023 годов.
2. Рекомендовать органам местного
самоуправления при разработке основных
направлений государственной долговой
политики муниципальных образований
руководствоваться настоящим
постановлением.
Председатель Правительства
Республики Калмыкия
Ю.ЗАЙЦЕВ
Одобрены
Постановлением Правительства
Республики Калмыкия
от 11 декабря 2020 г. N 368
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ
НА 2021 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2022 И 2023
ГОДОВ
Государственная долговая политика
Республики Калмыкия является составной
частью бюджетной политики, способствует
решению значимых для региона задач и
заключается в реализации комплекса мер в
процессе управления государственным
долгом Республики Калмыкия,
направленных на удовлетворение
потребности в государственных
заимствованиях, своевременное и полное
исполнение долговых обязательств,
минимизацию расходов на обслуживание
государственного долга, поддержание
объема и структуры долговых
обязательств, исключающих их
неисполнение, снижение рисков,
возникающих в процессе управления
государственным долгом.
I. Итоги реализации долговой политики
Объем государственного долга Республики
Калмыкия (далее - государственный долг)
за 2019 год увеличился на 659,2 млн. рублей: с 3
957,0 млн. рублей по состоянию на 1 января 2019
года до 4 616,2 млн. рублей по состоянию на 1
января 2020 года.
Структура государственного долга на 1
января 2020 года сложилась следующим
образом: кредиты от кредитных
организаций - 59,9 процента, бюджетные
кредиты - 40,1 процента.
Основной причиной роста долговых
обязательств является дефицит бюджета,
обусловленный опережающим ростом
расходов над доходами.
Так, в 2019 году налоговые и неналоговые
доходы поступили в объеме 8 335,6 млн.
рублей и в сравнении с исполнением за 2018
год прирост составил 0,6%.
В то же время расходы бюджета за счет
собственных доходных источников за 2019
год в сравнении с 2018 годом выросли на 6,4%,
что обусловлено ростом расходов
социального характера, реализацией
национальных проектов.
Привлечение кредитов от кредитных
организаций в 2019 году осуществлялось по
ставкам не выше уровня ключевой ставки,
установленной Центральным банком
Российской Федерации, увеличенной на
один процент годовых, в соответствии с
требованиями правил проведения
реструктуризации бюджетных кредитов,
утвержденных постановлением
Правительства Российской Федерации от
13.12.2017 N 1531 "О проведении в 2017 году
реструктуризации обязательств
(задолженности) субъектов Российской
Федерации перед Российской Федерацией
по бюджетным кредитам".
На погашение реструктурированной
задолженности Республики Калмыкия по
бюджетным кредитам в соответствии с
условиями соглашений о предоставлении
бюджету Республики Калмыкия из
федерального бюджета бюджетного кредита
для частичного покрытия дефицита
бюджета Республики Калмыкия,
заключенных с Министерством финансов
Российской Федерации, было направлено 99,3
млн. рублей. В результате объем
государственного долга по бюджетным
кредитам сократился на 5,1 процента.
Заимствования и операции с долговыми
обязательствами проводились в
соответствии с графиком погашения
долговых обязательств с учетом
минимизации рисков, связанных с
управлением государственным долгом, и
необходимостью сокращения расходов на
его обслуживание в долгосрочной
перспективе.
Относительный показатель объема
расходов на обслуживание
государственного долга к объему
расходов республиканского бюджета за
исключением объема расходов,
осуществляемых за счет субвенций,
уменьшился на 0,4 процентных пункта и
составил 1,3 процента при предельном
значении по Бюджетному кодексу
Российской Федерации в 10 процентов.
В сентябре 2020 года республике продлен
период погашения реструктурированной
задолженности по бюджетным кредитам с 7
до 12 лет включительно. По новым условиям
возврат реструктурированной
задолженности по бюджетным кредитам
осуществляется в следующем порядке:
- в 2020 году в размере 0 процентов суммы
задолженности;
- в 2021 - 2024 годах в размере 5 процентов
суммы задолженности ежегодно;
- в 2025 - 2029 годах ежегодно равными долями
от остатка суммы задолженности.
Высвобождаемые средства
республиканского бюджета в результате
снижения объема погашения задолженности
по бюджетным кредитам будут направлены:
- в 2020 году на финансовое обеспечение
мероприятий, связанных с
предотвращением влияния ухудшения
экономической ситуации на развитие
отраслей экономики Республики Калмыкия,
с профилактикой и устранением
последствий распространения новой
коронавирусной инфекции, а также на
компенсацию снижения по итогам 2020 года
налоговых и неналоговых доходов бюджета
Республики Калмыкия по сравнению с 2019
годом;
- в 2021 - 2024 годах на осуществление
бюджетных инвестиций в объекты
инфраструктуры в целях реализации новых
инвестиционных проектов, определяемых в
соответствии с частью 6 статьи 16
Федерального закона от 2 декабря 2019 г. N
380-ФЗ "О федеральном бюджете на 2020 год и
на плановый период 2021 и 2022 годов" в
порядке, предусмотренном Правительством
Российской Федерации.
В течение 2020 года расчеты по долговым
обязательствам Республики Калмыкия
производятся своевременно и в полном
объеме. Возникновения просроченных
долговых обязательств Республики
Калмыкия не допущено.
Ожидаемый на конец 2020 года объем
государственного долга не превысит его
предельный объем, установленный Законом
Республики Калмыкия от 16 декабря 2019 года
N 77-VI-З "О республиканском бюджете на 2020
год и на плановый период 2021 и 2022
годов".
Требования бюджетного законодательства
Российской Федерации к объему расходов
на обслуживание государственного долга
и его структуре по ожидаемым итогам
исполнения республиканского бюджета за
2020 год будут соблюдены.
II. Основные факторы, определяющие
характер и направления долговой
политики
К основным факторам, определяющим
характер и направления государственной
долговой политики Республики Калмыкия
на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023
годов, относятся:
изменения, вносимые в бюджетное
законодательство Российской Федерации и
законодательство Российской Федерации о
налогах и сборах;
высокая зависимость налоговых доходов
бюджета республики от поступлений
налогов от крупнейших
налогоплательщиков, в частности, от
поступлений налога на прибыль
организаций;
волатильность поступлений в бюджет
налогов и сборов, связанной с
принимаемыми как на федеральном, так и на
региональном уровне мерами в связи с
распространением новой коронавирусной
инфекции;
рост расходных обязательств Республики
Калмыкия вследствие принятия решений о
реализации задач и достижения целевых
показателей, установленных указами
Президента Российской Федерации;
реализация Индивидуальной программы
социально-экономического развития
Республики Калмыкия на 2020 - 2024 годы,
утвержденной распоряжением
Правительства Российской Федерации от 12
апреля 2020 г. N 992-р;
необходимость обеспечения выполнения
условий реструктуризации задолженности
Республики Калмыкия перед Российской
Федерацией по бюджетным кредитам,
проведенной в соответствии с
постановлением Правительства
Российской Федерации от 13 декабря 2017 г. N
1531 "О проведении в 2017 году
реструктуризации обязательств
(задолженности) субъектов Российской
Федерации перед Российской Федерацией
по бюджетным кредитам", в том числе:
1) обеспечение доли общего объема
государственного долга от суммы доходов
республиканского бюджета без учета
безвозмездных поступлений не более 57
процентов на 1 января 2022 года, не более 49
процентов на 1 января 2023 года и не более 42
процентов на 1 января 2024 года
соответственно;
2) обеспечение доли общего объема
долговых обязательств по кредитам,
полученным от кредитных организаций, от
суммы доходов республиканского бюджета
без учета безвозмездных поступлений за
2021 - 2023 годы на уровнях не более 35
процентов на 1 января 2022 года, на 1 января
2023 года и на 1 января 2024 года
соответственно;
3) обеспечение в 2021 - 2023 годах дефицита
республиканского бюджета на уровне не
более 10 процентов суммы доходов
республиканского бюджета без учета
безвозмездных поступлений за 2021 - 2023 годы
соответственно;
4) направление средств республиканского
бюджета, высвобождаемых в 2021 - 2024 годах в
результате снижения объема погашения
задолженности по бюджетным кредитам, на
осуществление республикой бюджетных
инвестиций в объекты инфраструктуры в
целях реализации новых инвестиционных
проектов, определяемых в соответствии с
частью 6 статьи 16 Федерального закона от 2
декабря 2019 г. N 380-ФЗ "О федеральном
бюджете на 2020 год и на плановый период 2021
и 2022 годов" в порядке, предусмотренном
Правительством Российской Федерации;
5) ограничение ставок по кредитам, вновь
привлекаемым от кредитных организаций,
на уровне ключевой ставки, установленной
Центральным банком Российской
Федерации, увеличенной на один процент
годовых.
III. Цели и задачи долговой политики
Основная цель государственной долговой
политики республики заключается в
эффективном управлении государственным
долгом, предполагающем поддержание
умеренной долговой нагрузки на
республиканский бюджет и последующее
снижение объема долговых обязательств, а
также расходов на обслуживание
государственного долга.
Умеренная долговая нагрузка на
республиканский бюджет означает
способность Правительства Республики
Калмыкия обеспечить исполнение всех
принятых расходных обязательств,
сохранив при этом устойчивость
республиканского бюджета в соответствии
с требованиями Бюджетного кодекса
Российской Федерации.
Долговая политика Республики Калмыкия
направлена на обеспечение способности
правительства республики осуществлять
заимствования в объемах, необходимых для
решения поставленных
социально-экономических задач, и на
условиях, приемлемых для правительства
республики как надежного заемщика.
Ключевыми задачами государственной
долговой политики Республики Калмыкия,
направленными на достижение цели
долговой политики республики, являются:
- обеспечение экономически обоснованных
объема и структуры государственного
долга Республики Калмыкия при
безусловном выполнении принятых
расходных обязательств республики;
- минимизация расходов на обслуживание
государственного долга;
- обеспечение своевременных расчетов по
долговым обязательствам в полном объеме,
недопущение возникновения просроченных
обязательств;
- направление дополнительно полученных
доходов на досрочное погашение рыночных
заимствований или уменьшение их
запланированного объема;
- повышение прозрачности управления
государственным долгом и доступности
информации о государственном долге.
IV. Инструменты реализации долговой
политики
Реализация государственной долговой
политики Республики Калмыкия на 2021 год и
на плановый период 2022 и 2023 годов будет
осуществляться с использованием
следующих мероприятий и инструментов:
использование в качестве основного
источника заемных ресурсов бюджетного
кредита на пополнение остатков средств
на счетах республиканского бюджета;
проведение анализа сроков погашения
действующих долговых обязательств и
выявления пиков платежей в целях
обеспечения равномерного распределения
платежей, связанных с погашением и
обслуживанием государственного долга;
осуществление постоянного мониторинга
соответствия параметров дефицита и
государственного долга Республики
Калмыкия ограничениям, установленным
Бюджетным кодексом Российской Федерации
и заключенными с Министерством финансов
Российской Федерации соглашениями;
проведение работы с кредитными
организациями по снижению процентных
ставок по ранее заключенным
государственным контрактам;
диверсификация долговых обязательств в
целях исключения зависимости от одного
кредитора;
осуществление контроля за финансовыми
рисками, связанными с заимствованиями и
управлением государственным долгом;
осуществление операций по активному
управлению государственным долгом в
целях снижения расходов по обслуживанию
государственного долга;
осуществление на регулярной основе
мониторинга финансового рынка и его
анализ.
V. Анализ рисков для бюджета, возникающих
в процессе управления государственным
долгом Республики Калмыкия
Реализация государственной долговой
политики Республики Калмыкия на 2021 год и
на плановый период 2022 и 2023 годов будет
осуществляться с учетом оценки и
контроля следующих рисков, связанных с
государственным долгом:
изменения налогового, бюджетного и иных
норм федерального законодательства;
риск рефинансирования долговых
обязательств Республики Калмыкия;
риск возникновения кассовых разрывов;
процентный риск - вероятность увеличения
суммы расходов республиканского бюджета
на обслуживание государственного долга
вследствие увеличения процентных
ставок;
риск недостижения планируемых объемов
поступлений по доходам;
риск ухудшения ситуации на финансовых
рынках и его влияние на возможность
осуществления рыночных заимствований с
необходимыми параметрами по объему,
срочности и стоимости;
неэффективное использование бюджетных
средств, связанное с невыполнением ряда
мероприятий при реализации национальных
проектов, государственных программ или
задержки в их выполнении;
операционный риск - вероятность
возникновения потерь (убытков) и (или)
дополнительных затрат вследствие ошибок
(просчетов) в процессе привлечения
заимствований, а также нарушения норм
бюджетного законодательства Российской
Федерации в процессе управления
государственным долгом, сбоев или отказа
используемых учетно-расчетных,
информационных и иных систем.