ПРАВИТЕЛЬСТВО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 21 октября 2020 года N 432-Пр
Об основных направлениях бюджетной и
налоговой политики Астраханской области
на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023
годов
В соответствии с Бюджетным кодексом
Российской Федерации, Законом
Астраханской области от 07.07.2008 N 39/2008-ОЗ
"О бюджетном процессе в Астраханской
области" и в целях разработки проекта
закона Астраханской области "О
бюджете Астраханской области на 2021 год и
на плановый период 2022 и 2023 годов"
утвердить прилагаемые основные
направления бюджетной и налоговой
политики Астраханской области на 2021 год
и на плановый период 2022 и 2023 годов.
И.о. Губернатора Астраханской области
А.В.ШАРЫКИН
Утверждены
Распоряжением Правительства
Астраханской области
от 21 октября 2020 г. N 432-Пр
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ И
НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2021 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2022 И 2023
ГОДОВ
1. Общие положения
Основные направления бюджетной и
налоговой политики Астраханской области
на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023
годов разработаны в соответствии со
статьей 172 Бюджетного кодекса Российской
Федерации, статьей 8 Закона Астраханской
области от 07.07.2008 N 39/2008-ОЗ "О бюджетном
процессе в Астраханской области".
При подготовке основных направлений
налоговой и бюджетной политики учтены
положения указов Президента Российской
Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных
целях и стратегических задачах развития
Российской Федерации на период до 2024
года" (далее - Указ Президента
Российской Федерации N 204), от 21.07.2020 N 474
"О национальных целях развития
Российской Федерации на период до 2030
года", Послания Президента Российской
Федерации Федеральному Собранию
Российской Федерации от 15.01.2020 и
приоритеты развития Астраханской
области, определенные Губернатором
Астраханской области.
Основной целью бюджетной и налоговой
политики на 2021 - 2023 годы является
поддержание сбалансированности и
финансовой устойчивости бюджета
Астраханской области в условиях
ухудшения макроэкономических
показателей в стране и регионе.
Существенное негативное влияние на
объем собственных доходов бюджета
Астраханской области оказывает снижение
налога на прибыль организаций от
налогоплательщиков, входящих в
консолидированную группу
налогоплательщиков, из-за падения цены
на нефть и роста курса доллара, а также
сокращение стимулирующих выплат
работникам предприятий и снижение
покупательской способности населения.
Также негативно на сбалансированность
бюджета Астраханской области влияет и
рост расходных обязательств
Астраханской области. Необходимость
своевременного финансирования не только
ранее принятых обязательств, но и
неотложных расходов, связанных с
профилактикой, предотвращением
распространения и устранением новой
коронавирусной инфекции, стала
серьезным вызовом для бюджетной системы
Астраханской области. При этом
реализация данных решений не
подкреплена в полном объеме доходными
источниками.
Основные направления бюджетной и
налоговой политики позволят реализовать
меры по преодолению экономических
последствий, вызванных распространением
новой коронавирусной инфекции на
территории Астраханской области, и будут
способствовать сохранению устойчивости
и сбалансированности бюджета
Астраханской области.
В целях обеспечения публичности
процесса управления общественными
финансами будет продолжена работа по
реализации мероприятий, направленных на
обеспечение открытости и прозрачности
бюджета Астраханской области и
бюджетного процесса для граждан. В
рамках данного направления будет
поддерживаться в актуальном режиме
информационный ресурс "Бюджет для
граждан", а также продолжена работа по
размещению информации о бюджетном
процессе в Астраханской области в
информационно-телекоммуникационной
сети "Интернет".
2. Основные направления бюджетной
политики Астраханской области на 2021 год
и на плановый период 2022 и 2023 годов
Целью основных направлений бюджетной
политики является описание условий,
принимаемых для составления проекта
бюджета на 2021 - 2023 годы, основных подходов
к его формированию и общего порядка
разработки основных характеристик и
прогнозируемых параметров бюджета
Астраханской области, а также
обеспечение прозрачности и открытости
бюджетного планирования.
Бюджетная политика Астраханской области
на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023
годов сформирована исходя из текущей
экономической ситуации и определяет
среднесрочные цели, направленные прежде
всего на проведение ответственной
бюджетной политики для наращивания
устойчивости финансовой системы
Астраханской области.
Основными направлениями бюджетной
политики Астраханской области на 2021 год
и на плановый период 2022 и 2023 годов
являются:
1. Продолжение проведения мероприятий,
направленных на финансовое оздоровление
бюджетной системы Астраханской области.
Данные мероприятия представлены в плане
мероприятий по оздоровлению
государственных финансов Астраханской
области на 2018 - 2024 годы, утвержденном
Распоряжением Правительства
Астраханской области от 20.04.2018 N 199-Пр
(далее - план финоздоровления).
2. Приоритизация расходов.
В прогнозируемой ситуации
ограниченности финансовых ресурсов
приоритетными на 2021 - 2023 годы признаются
бюджетные расходы на:
обеспечение финансирования действующих
расходных обязательств Астраханской
области;
оплату труда (с учетом субвенций и
субсидии бюджетам муниципальных
образований Астраханской области,
содержащих заработную плату);
предоставление мер социальной поддержки
населению Астраханской области исходя
из принципа адресности и применения
критериев нуждаемости;
обеспечение первоочередных расходов, в
том числе на уплату налогов и
коммунальных платежей, приобретение
продуктов питания, медикаментов и
расходов на лекарственное обеспечение
граждан;
обеспечение финансирования мероприятий
в рамках реализации региональных
проектов.
Осуществление бюджетных инвестиций в
объекты капитального строительства
будет производиться с учетом
необходимости финансового обеспечения в
первую очередь объектов, имеющих высокую
степень готовности, включенных в
региональные проекты, государственные
программы и обеспеченных
софинансированием из федерального
бюджета и (или) бюджета Астраханской
области.
3. Продолжение на территории
Астраханской области реализации
проектной деятельности в рамках Указа
Президента Российской Федерации N 204.
Финансирование региональных проектов из
бюджета Астраханской области в 2021 - 2023
годах предусматривается в рамках
основных мероприятий государственных
программ Астраханской области.
Цели региональных проектов должны быть
скорректированы в соответствии с
текущей экономической, социальной и
эпидемиологической ситуацией и
необходимостью проведения
инвентаризации мероприятий
региональных проектов на предмет их
вклада в достижение национальных целей
развития. Основное внимание в 2021 - 2023
годах будет сосредоточено на повышении
качества управления региональными
проектами, обеспечении надлежащего
контроля за своевременностью и полнотой
достижения заявленных результатов.
Основные подходы к формированию
бюджетных расходов проекта бюджета
Астраханской области на 2021 - 2023 годы
Бюджет Астраханской области на 2021 - 2023
годы будет формироваться на трехлетний
период на основе государственных
программ Астраханской области,
утвержденных Правительством
Астраханской области, ведомственных
целевых программ Астраханской области,
не вошедших в состав государственных
программ Астраханской области, и
непрограммных мероприятий.
При формировании параметров и расходной
части бюджета Астраханской области
учитывались условия проекта
дополнительного соглашения о продлении
периода реструктуризации задолженности
Астраханской области перед Российской
Федерацией по бюджетным кредитам, а
также приоритизация расходов бюджета
Астраханской области.
Условиями проекта дополнительного
соглашения о реструктуризации
государственного долга Астраханской
области предусмотрено погашение в 2021 - 2024
годах задолженности по бюджетным
кредитам по 5% от суммы задолженности
ежегодно (согласно действующему
соглашению ежегодный платеж составляет
20% от суммы задолженности).
Высвобождаемая сумма в соответствии с
частью 6 статьи 16 Федерального закона от
02.12.2019 N 380-ФЗ "О федеральном бюджете на
2020 год и на плановый период 2021 и 2022
годов" подлежит направлению на
осуществление субъектом Российской
Федерации бюджетных инвестиций в
объекты инфраструктуры в целях
реализации новых инвестиционных
проектов, определяемых в порядке,
предусмотренном Правительством
Российской Федерации. По расчетам объем
средств, направляемых на инвестиционные
проекты в 2021 - 2023 годах, составит 2282,6 млн
рублей ежегодно.
В связи с недостаточностью доходной базы
бюджета Астраханской области
формирование предельных объемов
бюджетных ассигнований на 2021 - 2023 годы
происходило следующим образом:
1. Формирование базовых объемов
расходов.
В соответствии с Постановлением
министерства финансов Астраханской
области от 08.05.2020 N 13-п "О реализации
статьи 174.2 Бюджетного кодекса Российской
Федерации" произведен расчет базовых
расходов на исполнение расходных
обязательств на 2021 год и на плановый
период 2022 и 2023 годов, что соответствует
минимальным объемам расходов,
необходимым для исполнения действующих
расходных обязательств Астраханской
области (далее - расходные
обязательства).
Расчет базовых объемов расходов на
исполнение расходных обязательств (без
учета расходов, осуществляемых за счет
целевых безвозмездных поступлений в
бюджет Астраханской области) на 2021 год:
- объем фонда оплаты труда (с учетом
субвенций и субсидии бюджетам
муниципальных образований Астраханской
области, содержащих заработную плату)
рассчитан на уровне 2020 года, но не более
чем заявленная потребность главного
распорядителя бюджетных средств
Астраханской области, в соответствии с
законодательством Российской Федерации
и Астраханской области в сфере оплаты
труда;
- объем расходов на публичные
нормативные обязательства
(предоставление мер социальной
поддержки) определен с учетом индексации
на 4,0%;
- расходы, связанные с предоставлением
дотаций бюджетам муниципальных
образований Астраханской области
(включая субвенцию на осуществление
отдельного государственного полномочия
Астраханской области по расчету и
предоставлению дотаций на выравнивание
бюджетной обеспеченности поселений
(далее - субвенция на осуществление
отдельного полномочия), приобретением
продуктов питания, медикаментов, и
расходы на лекарственное обеспечение
граждан приняты на уровне ассигнований
текущего года с индексацией на 4,0%;
- расходы на обязательное медицинское
страхование неработающего населения
Астраханской области, расходы на
обслуживание государственного долга
Астраханской области - в объеме
заявленной потребности ГРБС;
- объем дорожного фонда Астраханской
области сформирован в соответствии с
законодательством Российской Федерации
и Астраханской области в объеме
прогнозируемых доходных источников;
- расходы на реализацию региональных
проектов в целях выполнения
национальных проектов - в объеме
заявленной потребности ГРБС;
- расходы на реализацию новых
инвестиционных проектов в соответствии
с проектом соглашения о
реструктуризации бюджетных кредитов
рассчитаны исходя из условий проекта
дополнительного соглашения о
реструктуризации государственного
долга Астраханской области;
- остальные расходы - на уровне
ассигнований 2020 года, сложившихся по
состоянию на 01.06.2020 (без учета расходных
обязательств, действие которых
заканчивается в текущем году, и расходов
на проведение выборной кампании 2021
года).
Расчет базовых объемов расходов на
исполнение расходных обязательств (без
учета расходов, осуществляемых за счет
целевых безвозмездных поступлений
бюджета Астраханской области) на
плановый период 2022 и 2023 годов
производился следующим образом:
- объем фонда оплаты труда (с учетом
субвенций и субсидии бюджетам
муниципальных образований Астраханской
области, содержащих заработную плату)
рассчитан в соответствии с
законодательством Российской Федерации
и Астраханской области в сфере оплаты
труда, но не более заявленной
потребности ГРБС;
- объем дорожного фонда Астраханской
области сформирован в соответствии с
законодательством Российской Федерации
и Астраханской области в объеме
прогнозируемых доходных источников;
- расходы на обязательное медицинское
страхование неработающего населения
Астраханской области, расходы на
обслуживание государственного долга
Астраханской области - в объеме
заявленной потребности ГРБС;
- расходы, связанные с предоставлением
дотаций бюджетам муниципальных
образований Астраханской области
(включая субвенцию на осуществление
отдельного полномочия), выплатой
публичных нормативных обязательств
(предоставление мер социальной
поддержки), приобретением продуктов
питания, медикаментов, расходы на
лекарственное обеспечение отдельных
категорий граждан - с индексацией на 4,0%
минимально необходимой потребности
предыдущего года;
- расходы на реализацию региональных
проектов в целях выполнения
национальных проектов - в объеме
заявленной потребности ГРБС;
- расходы на реализацию новых
инвестиционных проектов в соответствии
с проектом соглашения о
реструктуризации бюджетных кредитов
рассчитаны исходя из условий проекта
дополнительного соглашения о
реструктуризации государственного
долга Астраханской области;
- остальные расходы - на уровне
минимально необходимой потребности 2020
года;
- условно утверждаемые расходы
рассчитаны в соответствии с
законодательством Российской
Федерации.
Расходы, связанные с проведением
выборной кампании, на очередной
финансовый год и на плановый период не
предусматриваются ввиду отсутствия
заявленной потребности ГРБС.
Расходы, осуществляемые за счет целевых
безвозмездных поступлений в бюджет
Астраханской области, отражаются в
бюджете Астраханской области в объеме
прогнозируемых поступлений в
соответствии с целями их
предоставления.
2. Определение подходов к формированию
предельных объемов бюджетных
ассигнований на 2021 - 2023 годы.
В целях обеспечения сбалансированности
бюджета Астраханской области на 2021 - 2023
годы, исходя из объемов прогнозируемых
доходов бюджета, основных направлений
государственной долговой политики
Астраханской области и необходимости
исполнения обязательств, установленных
дополнительными соглашениями к
соглашениям о предоставлении бюджету
Астраханской области из федерального
бюджета бюджетных кредитов для
частичного покрытия дефицита бюджета
Астраханской области (дополнительного
соглашения о реструктуризации
задолженности Астраханской области
перед Минфином России), формирование
расходной части бюджета (без учета
расходов, осуществляемых за счет целевых
безвозмездных поступлений бюджета
Астраханской области) произведено с
условием реструктуризации
государственного долга Астраханской
области и обеспечением расходов
первоочередного и непервоочередного
характера.
Проведено заседание постоянно
действующей рабочей группы по
разработке проектов бюджета
Астраханской области, бюджетного
прогноза на долгосрочный период,
проектов изменений закона Астраханской
области о бюджете Астраханской области и
бюджетного прогноза на долгосрочный
период, созданной Распоряжением
Правительства Астраханской области от
22.10.2015 N 460-Пр, в ходе которого согласованы
подходы к формированию проекта бюджета
Астраханской области на 2021 - 2023 годы:
2.1. По текущим расходам без учета
расходов на реализацию региональных
проектов, подпрограмм государственных
программ и расходов, осуществляемых за
счет средств дорожного фонда
Астраханской области, единый подход к
формированию предельных объемов
бюджетных ассигнований на 2021 - 2023 годы
применяется по следующим расходам:
- расходы на обязательное медицинское
страхование неработающего населения
Астраханской области, расходы на
обслуживание государственного долга
Астраханской области - в объеме
заявленной потребности ГРБС;
- резервный фонд Правительства
Астраханской области - на уровне
бюджетных ассигнований текущего года;
- дотация на выравнивание бюджетной
обеспеченности муниципальных районов
(городских округов) в целях выравнивания
бюджетной обеспеченности муниципальных
районов (городских округов) и субвенция
на осуществление отдельного полномочия -
на уровне бюджетных ассигнований,
утвержденных законом Астраханской
области на текущий финансовый год и на
плановый период;
- субвенции на осуществление отдельных
полномочий по выплате родителям
(законным представителям) компенсации
части родительской платы за присмотр и
уход за детьми, посещающими
образовательные организации,
реализующие образовательную программу
дошкольного образования, находящиеся на
территории Астраханской области, иные
межбюджетные трансферты на реализацию
мероприятий по поставке жидкого топлива
(мазута) на очередной отопительный сезон,
иные межбюджетные трансферты на
возмещение расходов собственников,
владельцев и пользователей земельных
участков, на которых находятся памятники
природы, на обеспечение установленного
режима особой охраны памятников природы
регионального значения - в объеме 50%
бюджетных ассигнований текущего года;
- расходы, связанные с предоставлением
субсидий на иные цели государственным
бюджетным и автономным учреждениям
Астраханской области, предусматриваются
при наличии обосновывающих документов и
материалов исходя из принципа
приоритетности;
- расходы на реализацию новых
инвестиционных проектов в соответствии
с проектом дополнительного соглашения о
проведении реструктуризации
государственного долга Астраханской
области рассчитываются в объеме 2282,6 млн
рублей.
По остальным расходам применяются
следующие подходы.
На 2021 год:
- объем фонда оплаты труда (с учетом
субвенций и субсидии бюджетам
муниципальных образований Астраханской
области, содержащих заработную плату)
определен не ниже чем на 10 месяцев от
минимально необходимой потребности;
- объем расходов на публичные
нормативные обязательства
(предоставление мер социальной
поддержки) определен не ниже чем на 10
месяцев бюджетных ассигнований текущего
года;
- расходы первоочередного характера, за
исключением расходов на приобретение
учебников для общеобразовательных
организаций, определены не ниже чем на 10
месяцев бюджетных ассигнований текущего
года;
- расходы на приобретение учебников для
общеобразовательных организаций - в
объеме 50% от бюджетных ассигнований
текущего года;
- расходы на содержание государственных
учреждений Астраханской области (за
исключением субсидий на иные цели),
государственных органов Астраханской
области - в объеме 50% от бюджетных
ассигнований текущего года;
- субсидии юридическим лицам (кроме
некоммерческих организаций),
индивидуальным предпринимателям, за
исключением расходов, направляемых на
поддержку сельскохозяйственного
производства по отдельным подотраслям
растениеводства и животноводства, - в
объеме 50% от бюджетных ассигнований
текущего года;
- субсидии некоммерческим организациям,
не являющимся государственными
(муниципальными) учреждениями, за
исключением расходов, направляемых на
проведение капитального ремонта, замены,
модернизации лифтов, лифтовых шахт,
машинных и блочных помещений в
многоквартирных домах, определены не
ниже 10 месяцев бюджетных ассигнований
текущего года;
- остальные расходы, за исключением
расходов, связанных с проведением
предвыборной кампании в 2021 году, исходя
из срока действия расходных
обязательств, а также приоритетности и
социально-экономической значимости для
развития Астраханской области - в объеме
50% от бюджетных ассигнований текущего
года.
Расходы, связанные с проведением
выборной кампании депутатов Думы
Астраханской области 2021 года, не
предусматриваются ввиду отсутствия
заявленной потребности ГРБС.
На 2022 год:
- объем фонда оплаты труда (с учетом
субвенций и субсидии бюджетам
муниципальных образований Астраханской
области, содержащих заработную плату)
определен не ниже чем на 10 месяцев от
минимально необходимой потребности;
- объем расходов на публичные
нормативные обязательства
(предоставление мер социальной
поддержки) - на уровне 10 месяцев
бюджетных ассигнований текущего года;
- расходы первоочередного характера - в
объеме 25 % бюджетных ассигнований
текущего года;
- расходы на содержание государственных
учреждений Астраханской области (за
исключением субсидий на иные цели),
государственных органов Астраханской
области - в объеме 50% от бюджетных
ассигнований текущего года;
- субсидии юридическим лицам (кроме
некоммерческих организаций),
индивидуальным предпринимателям (за
исключением поддержки
сельскохозяйственного производства по
отдельным подотраслям растениеводства и
животноводства) - в объеме 50% от бюджетных
ассигнований текущего года;
- субсидии некоммерческим организациям,
не являющимся государственными
(муниципальными) учреждениями, - на
уровне 10 месяцев бюджетных ассигнований
текущего года, за исключением расходов,
направляемых на проведение капитального
ремонта, замены, модернизации лифтов,
лифтовых шахт, машинных и блочных
помещений в многоквартирных домах;
- остальные расходы исходя из срока
действия расходных обязательств, а также
приоритетности и
социально-экономической значимости для
развития Астраханской области - в объеме
50% от бюджетных ассигнований текущего
года.
На 2023 год:
- объем фонда оплаты труда (с учетом
субвенций и субсидии бюджетам
муниципальных образований Астраханской
области, содержащих заработную плату)
определен не ниже чем на 9 месяцев от
минимально необходимой потребности;
- объем расходов на публичные
нормативные обязательства
(предоставление мер социальной
поддержки) - на уровне 70% от бюджетных
ассигнований текущего года;
- расходы на содержание государственных
учреждений Астраханской области (за
исключением субсидии на иные цели),
государственных органов Астраханской
области - в объеме 27% от бюджетных
ассигнований текущего года.
2.2. Общий объем текущих расходов на
подпрограммы государственных программ
(включая межбюджетные трансферты
бюджетам муниципальных образований
Астраханской области) - исходя из
возможности доходной части бюджета
Астраханской области с учетом
приоритетности и
социально-экономической значимости для
развития Астраханской области.
2.3. Общий объем текущих расходов на
реализацию региональных проектов -
исходя из возможности доходной части
бюджета Астраханской области с учетом
приоритетности и
социально-экономической значимости для
развития Астраханской области.
2.4. Общий объем расходов на
предоставление субсидий на
осуществление капитальных вложений в
объекты капитального строительства
государственной собственности
Астраханской области и (или)
приобретение объектов недвижимого
имущества в государственную
собственность Астраханской области,
бюджетных инвестиций в объекты
капитального строительства
государственной собственности
Астраханской области и (или) на
приобретение объектов недвижимого
имущества в государственную
собственность Астраханской области, а
также субсидий местным бюджетам на
софинансирование капитальных вложений в
объекты муниципальной собственности
(без учета расходов, осуществляемых за
счет средств дорожного фонда
Астраханской области) - исходя из
возможности доходной части бюджета
Астраханской области с учетом
приоритетности и
социально-экономической значимости для
развития Астраханской области.
2.5. Расходы дорожного фонда Астраханской
области в соответствии с
законодательством Российской Федерации
и Астраханской области в объеме
прогнозируемых доходных источников.
Под ассигнованиями текущего года
понимаются ассигнования, сложившиеся по
указанным направлениям расходов в
соответствии со сводной бюджетной
росписью бюджета Астраханской области
на 2020 год по состоянию на 01.06.2020.
Расходы, осуществляемые за счет целевых
безвозмездных поступлений в бюджет
Астраханской области, отражаются в
бюджете в объеме прогнозируемых
поступлений в соответствии с целями их
предоставления.
В плановом периоде 2022 и 2023 годов в
соответствии с требованиями бюджетного
законодательства Российской Федерации
предусматриваются условно утверждаемые
расходы.
В составе расходов бюджета Астраханской
области на 2021 - 2023 годы министерству
финансов Астраханской области на 2021 - 2023
годы предусматриваются ассигнования по
целевой статье "Средства на
реализацию отдельных полномочий
Астраханской области в рамках прочих
непрограммных расходов иных
непрограммных мероприятий" в целях их
дальнейшего использования
(перераспределения) при планировании
и/или в ходе исполнения бюджета
Астраханской области в установленном
порядке.
В ходе дальнейшей работы над проектом
закона о бюджете Астраханской области
при получении дополнительных нецелевых
доходов бюджета Астраханской области
будет рассматриваться вопрос об
увеличении бюджетных ассигнований по
таким направлениям, как расходы на фонд
оплаты труда, включая субвенции, на
исполнение публичных нормативных
обязательств, на реализацию
региональных проектов в целях
выполнения национальных проектов,
мероприятий подпрограмм
государственных программ, другие
расходы социальной и экономической
направленности.
3. Основные направления налоговой
политики Астраханской области на 2021 год
и на плановый период 2022 и 2023 годов
Основные направления налоговой политики
сохраняют преемственность в отношении
определенных ранее приоритетов и
скорректированы с учетом текущей
экономической ситуации и необходимостью
реализации первоочередных задач на
территории Астраханской области.
Основные направления налоговой политики
ориентированы на реализацию
приоритетных задач
социально-экономического развития
Астраханской области, выполнение
которых планируется осуществлять с
учетом обязательств, установленных
соглашением о мерах по
социально-экономическому развитию и
оздоровлению государственных финансов
субъектов Российской Федерации,
заключаемым ежегодно между
Министерством финансов Российской
Федерации и Губернатором Астраханской
области в соответствии со статьей 131
Бюджетного кодекса Российской
Федерации.
Основными целями налоговой политики
Астраханской области на 2021 - 2023 годы
является рост доходов
консолидированного бюджета
Астраханской области для обеспечения
его сбалансированности и создание
условий для роста инвестиционной
привлекательности.
В настоящее время падение цен на нефть,
рост курса доллара, ухудшение
эпидемиологической обстановки в связи с
распространением новой коронавирусной
инфекции и, как следствие, сокращение
стимулирующих выплат работникам
предприятий и снижение покупательской
способности населения привели к
сокращению доходов бюджетов бюджетной
системы Российской Федерации, в том
числе и бюджета Астраханской области.
В целях создания благоприятных условий
для бизнеса в период ограничительных
мероприятий и в постпандемийный период
приняты меры, направленные на оказание
государственной поддержки. Законами
Астраханской области установлен ряд
преференций в виде пониженных ставок по
налогам и сборам для организаций и
индивидуальных предпринимателей,
работающих в отраслях российской
экономики, в наибольшей степени
пострадавших в условиях ухудшения
ситуации в результате распространения
новой коронавирусной инфекции.
Чтобы уменьшить налоговую нагрузку на
субъекты малого и среднего
предпринимательства, осуществляющие
деятельность в сферах экономики,
наиболее пострадавших вследствие
пандемии, Законом Астраханской области
от 07.05.2020 N 37/2020-ОЗ "О внесении изменения
в статью 3 Закона Астраханской области
"О транспортном налоге" в 2021 году
снижены ставки по транспортному налогу
для предпринимателей, осуществляющих
автомобильные пассажирские и грузовые
перевозки, за исключением легковых
такси, а Законом Астраханской области от
07.05.2020 N 38/2020-ОЗ "О внесении изменений в
статьи 1 и 2 Закона Астраханской области
"Об установлении ставки налога,
уплачиваемого в связи с применением
упрощенной системы налогообложения"
снижены ставки по налогу, взимаемому в
связи с применением упрощенной системы
налогообложения, для определенных видов
экономической деятельности.
Для поддержки бизнеса Правительством
Астраханской области рассматривается
вопрос о продлении действия нулевой
процентной ставки по патентной и
упрощенной системам налогообложения для
впервые зарегистрированных
индивидуальных предпринимателей,
осуществляющих предпринимательскую
деятельность в производственной,
социальной, научной сферах.
С 1 июля 2020 года Законом Астраханской
области от 28.05.2020 N 46/2020-ОЗ на территории
Астраханской области введен специальный
налоговый режим "Налог на
профессиональный доход". В связи с
этим исполнительными органами
государственной власти Астраханской
области и органами местного
самоуправления муниципальных
образований Астраханской области будет
проводиться работа по вовлечению
граждан Российской Федерации в
предпринимательскую деятельность и
сокращению неформальной занятости путем
перехода граждан на применение данного
налогового режима.
С 1 января 2021 года на территории
Российской Федерации отменяется
специальный налоговый режим - система
налогообложения в виде единого налога на
вмененный доход для отдельных видов
деятельности.
Налогоплательщики ЕНВД вправе перейти
на иные режимы налогообложения. Так,
юридические лица могут перейти на общую
систему налогообложения или упрощенную
систему налогообложения. Индивидуальные
предприниматели помимо указанных выше
режимов могут выбрать патентную систему
налогообложения и налоговый режим
"Налог на профессиональный доход".
Организации и индивидуальные
предприниматели, являющиеся
сельскохозяйственными
товаропроизводителями, вправе применять
единый сельскохозяйственный налог.
Для налогового стимулирования
инвестиционной активности Законом
Астраханской области от 02.03.2020 N 16/2020-ОЗ
"О внесении изменений в Закон
Астраханской области "Об установлении
пониженной ставки налога на прибыль
организаций для отдельных категорий
налогоплательщиков" на территории
Астраханской области введен
инвестиционный налоговый вычет по
налогу на прибыль организаций.
В целях расширения налоговой базы и
увеличения поступлений налоговых и
неналоговых доходов в консолидированный
бюджет Астраханской области будет
продолжена работа по координации
действий исполнительных органов
государственной власти Астраханской
области, органов местного
самоуправления муниципальных
образований Астраханской области с
налоговыми органами, а также с главными
администраторами доходов бюджета
Астраханской области.
В настоящее время легализация теневой
занятости и скрытых форм оплаты труда
является одной из приоритетных задач в
деятельности Правительства
Астраханской области.
В исполнительных органах
государственной власти Астраханской
области совместно с представителями
министерства финансов Астраханской
области и УФНС России по Астраханской
области созданы рабочие группы по
мобилизации налоговых доходов, в чьи
функции входит выяснение причин
снижения налоговых поступлений,
проведение совместных совещаний с
руководителями данных организаций,
принятие необходимых мер для сохранения
положительной динамики налоговых
поступлений.
Также Постановлением Правительства
Астраханской области от 17.03.2020 N 106-П
создана комиссия по мобилизации доходов
в консолидированный бюджет Астраханской
области.
Исполнительными органами
государственной власти Астраханской
области и органами местного
самоуправления муниципальных
образований Астраханской области в
рамках исполнения мероприятий по
легализации налоговой базы по налогу на
доходы физических лиц и контроля за
постановкой на налоговый учет
организаций по месту осуществления
деятельности на территории региона
организована работа по мониторингу
организаций и индивидуальных
предпринимателей, оказывающих услуги,
работы и поставку товаров по заключенным
государственным и муниципальным
контрактам.
Резервом роста налоговых и неналоговых
доходов также является сокращение
задолженности по платежам в бюджетную
систему Российской Федерации.
Мероприятия, направленные на укрепление
платежной дисциплины, должны
осуществляться главными
администраторами доходов бюджета
Астраханской области на постоянной
основе. Администраторам доходов бюджета
Астраханской области необходимо
установить жесткий контроль за
динамикой недоимки по администрируемым
платежам и принимать все меры,
предусмотренные законодательством
Российской Федерации для ее снижения.
В дальнейшем также будет продолжена
работа по проведению мониторинга
муниципальных нормативных правовых
актов о местных налогах и сборах, при
необходимости будут подготовлены
рекомендации по их изменению.
4. Мероприятия по обеспечению
сбалансированности бюджета
Астраханской области
На протяжении нескольких лет в
Астраханской области проводятся
мероприятия по мобилизации доходов
бюджетов всех уровней, в ходе которых
исполнительными органами
государственной власти Астраханской
области, органами местного
самоуправления муниципальных
образований Астраханской области,
налоговыми, контролирующими и
правоохранительными органами
осуществляются совместные мероприятия.
Принятый в 2018 году в соответствии с
требованиями Минфина России план
финоздоровления направлен на сохранение
устойчивости бюджетной системы
Астраханской области, обеспечение
сбалансированности бюджета
Астраханской области и бюджетов
муниципальных образований Астраханской
области, сокращение долговой нагрузки на
бюджет Астраханской области, погашение
просроченной кредиторской
задолженности консолидированного
бюджета Астраханской области.
Реализация плана финоздоровления
позволит повысить качество управления
государственными финансами,
эффективность и результативность
бюджетных расходов.
В условиях ограниченности бюджетных
ресурсов повышается актуальность
эффективности использования бюджетных
средств. Основные задачи бюджетной
политики на 2021 - 2023 годы:
- недопущение увеличения расходов на
исполнение принятых расходных
обязательств, а также принятия новых
расходных обязательств, не обеспеченных
доходными источниками;
- неустановление расходных обязательств,
не связанных с решением вопросов,
отнесенных Конституцией Российской
Федерации и федеральными законами к
полномочиям органов государственной
власти субъектов Российской Федерации;
- обеспечение соблюдения норматива
формирования расходов на содержание
органов государственной власти
Астраханской области, установленного
Правительством Российской Федерации;
- обеспечение контроля в сфере закупок
товаров, работ, услуг для обеспечения
государственных нужд;
- повышение качества оказания
государственных услуг (выполнения
работ);
- формирование эффективной системы
управления бюджетными инвестициями
Астраханской области;
- повышение эффективности
предоставления целевых межбюджетных
трансфертов бюджетам муниципальных
образований Астраханской области.
В целях обеспечения сбалансированности
бюджета Астраханской области на 2021 - 2023
годы продолжится работа с
Правительством Российской Федерации в
целом и Минфином России в частности по
вопросу оказания финансовой помощи
бюджету Астраханской области в форме
предоставления дополнительной дотации
на поддержку мер по обеспечению
сбалансированности бюджета
Астраханской области.