СОВЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 30 ноября 2020 года N 1926-р
Об одобрении прогноза
социально-экономического развития
Республики Крым на 2021 год и на плановый
период 2022 и 2023 годов
В соответствии со статьей 173 Бюджетного
кодекса Российской Федерации, статьями
83, 84 Конституции Республики Крым,
статьями 28, 31, 41 Закона Республики Крым от
29 мая 2014 года N 5-ЗРК "О системе
исполнительных органов государственной
власти Республики Крым", статьей 6
Закона Республики Крым от 2 июня 2015 года N
108-ЗРК/2015 "О стратегическом
планировании в Республике Крым",
постановлением Совета министров
Республики Крым от 28 апреля 2015 года N 219
"О Порядке разработки и корректировки
прогнозов социально-экономического
развития Республики Крым на
среднесрочный и долгосрочный
периоды", с целью формирования проекта
бюджета Республики Крым на 2021 год и на
плановый период 2022 и 2023 годов:
Одобрить прилагаемый прогноз
социально-экономического развития
Республики Крым на 2021 год и на плановый
период 2022 и 2023 годов.
Заместитель Председателя
Совета министров Республики Крым
И.МИХАЙЛИЧЕНКО
Приложение
к распоряжению
Совета министров
Республики Крым
от 30.11.2020 N 1926-р
ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ НА 2021 ГОД И НА
ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2022 И 2023 ГОДОВ ПО
КОНСЕРВАТИВНОМУ (I) И БАЗОВОМУ (II)
ВАРИАНТАМ
|
Показатели |
Единица измерения |
Отчет <*> |
Отчет <*> |
Оценка показателя |
Прогноз | |||||
|
|
|
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
2021 г. |
2022 г. |
2023 г. | |||
|
|
|
|
|
|
I |
II |
I |
II |
I |
II |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
1 |
Население |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.1 |
Численность населения (в среднегодовом исчислении) |
тыс. чел. |
1912,8 |
1912,2 |
1914,2 |
1913,6 |
1916 |
1909 |
1916,5 |
1903,9 |
1917 |
1.2 |
Численность населения (на 1 января года) |
тыс. чел. |
1913,7 |
1911,8 |
1912,6 |
1915,6 |
1915,7 |
1911,4 |
1916,2 |
1906,7 |
1916,7 |
1.3 |
Численность населения трудоспособного возраста (на 1 января года) |
тыс. чел. |
1031,7 |
1018,5 |
1036,4 |
1044 |
1044,1 |
1047,4 |
1050,1 |
1050,6 |
1056,1 |
1.4 |
Численность населения старше трудоспособного возраста (на 1 января года) |
тыс. чел. |
537,8 |
544,7 |
525,2 |
521 |
521,1 |
514,2 |
515,5 |
507,2 |
509,8 |
1.5 |
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении |
число лет |
72,22 |
72,71 |
73,18 |
73,38 |
74,24 |
73,81 |
75,29 |
74,23 |
76,35 |
1.6 |
Общий коэффициент рождаемости |
число родившихся живыми на 1000 человек населения |
10,6 |
10 |
9,7 |
9,4 |
9,5 |
9,1 |
9,4 |
8,7 |
9,2 |
1.7 |
Суммарный коэффициент рождаемости |
число детей на 1 женщину |
1,633 |
1,583 |
1,587 |
1,583 |
1,691 |
1,583 |
1,716 |
1,583 |
1,734 |
1.8 |
Общий коэффициент смертности |
число умерших на 1000 человек населения |
14,1 |
14 |
13,8 |
13,9 |
13,6 |
13,9 |
13,5 |
13,9 |
13,3 |
1.9 |
Коэффициент естественного прироста населения |
на 1000 человек населения |
-3,5 |
-4 |
-4,1 |
-4,5 |
-4,1 |
-4,8 |
-4,1 |
-5,2 |
-4,1 |
1.10 |
Миграционный прирост (убыль) |
тыс. чел. |
4,8 |
8,5 |
11 |
4,4 |
8,3 |
4,4 |
8,3 |
4,4 |
8,3 |
2 |
Валовой региональный продукт |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.1 |
Валовой региональный продукт |
млн руб. |
391397 |
419311 |
396368,4 |
414297,7 |
424974,3 |
436509,1 |
453906,6 |
458986,7 |
483399,1 |
2.2 |
Индекс физического объема валового регионального продукта |
в % к предыдущему году |
105,1 |
103,2 |
93,5 |
100,6 |
102,6 |
101,7 |
102,7 |
101,3 |
102,5 |
2.3 |
Индекс-дефлятор объема валового регионального продукта |
в % к предыдущему году |
107,6 |
103,8 |
101,1 |
103,9 |
104,5 |
103,6 |
104 |
103,8 |
103,9 |
3 |
Промышленное производство |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.1 |
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами |
млн руб. |
151385,4 |
148254,8 |
161254,1 |
167019,8 |
172454,8 |
175307,6 |
184426,7 |
185006,7 |
197852,6 |
3.2 |
Индекс промышленного производства |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
107,9 |
111,8 |
101,1 |
100,8 |
103,0 |
103,2 |
104,5 |
101,8 |
103,5 |
3.3 |
Добыча полезных ископаемых (раздел B) |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
102 |
93,6 |
94,2 |
88,1 |
90,3 |
113,3 |
114,9 |
99,7 |
101,5 |
3.4 |
Добыча угля (05) |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
3.5 |
Добыча сырой нефти и природного газа (06) |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
95,3 |
93,9 |
96,7 |
85,0 |
88 |
123,0 |
125,0 |
102,2 |
104,4 |
3.6 |
Добыча металлических руд (07) |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
3.7 |
Добыча прочих полезных ископаемых (08) |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
112,1 |
93,2 |
95 |
100,1 |
101 |
100,5 |
101,5 |
101 |
102 |
3.8 |
Предоставление услуг в области добычи полезных ископаемых (09) |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
168,7 |
91,8 |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
3.9 |
Обрабатывающие производства (раздел C) |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
108 |
100,5 |
97,7 |
100,6 |
103,6 |
99,9 |
101,3 |
99,9 |
101,6 |
3.10 |
Производство пищевых продуктов (10) |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
115,7 |
118,2 |
95 |
102 |
110,0 |
100 |
102 |
100 |
103 |
3.11 |
Производство напитков (11) |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
125,3 |
89,7 |
90 |
102 |
107,0 |
100 |
104,5 |
100 |
105,5 |
3.12 |
Производство табачных изделий (12) |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
3.13 |
Производство текстильных изделий (13) |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
266,2 |
101,3 |
98,4 |
101,2 |
102,4 |
100,8 |
101,7 |
102 |
103,5 |
3.14 |
Производство одежды (14) |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
21,4 |
100,5 |
98,9 |
102 |
103 |
101 |
101,9 |
101,7 |
102,9 |
3.15 |
Производство кожи и изделий из кожи (15) |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
334,1 |
59,4 |
108,2 |
100,6 |
101,5 |
101,3 |
102,4 |
101,6 |
102,5 |
3.16 |
Обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения (16) |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
88 |
96,4 |
86,4 |
101,4 |
102,8 |
101 |
102 |
101,3 |
102,4 |
3.17 |
Производство бумаги и бумажных изделий (17) |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
30,1 |
92,7 |
93,3 |
102,3 |
103,9 |
101,6 |
102,8 |
102,1 |
103,6 |
3.18 |
Деятельность полиграфическая и копирование носителей информации (18) |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
127,5 |
143,8 |
85,5 |
101,5 |
103,4 |
100,1 |
100,8 |
101,3 |
102,3 |
3.19 |
Производство кокса и нефтепродуктов (19) |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
3.20 |
Производство химических веществ и химических продуктов (20) |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
104,5 |
99,7 |
90,7 |
102,1 |
103,5 |
101,5 |
102,5 |
101 |
102,1 |
3.21 |
Производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях (21) |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
3.22 |
Производство резиновых и пластмассовых изделий (22) |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
122,4 |
98,9 |
99,8 |
101,1 |
101,8 |
101,4 |
102,6 |
102 |
103 |
3.23 |
Производство прочей неметаллической минеральной продукции (23) |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
145,3 |
99,3 |
118,4 |
100,9 |
102 |
101,3 |
102,5 |
102 |
103 |
3.24 |
Производство металлургическое (24) |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
78 |
85,7 |
93,4 |
102,5 |
104,1 |
100,8 |
101,9 |
102,1 |
103,3 |
3.25 |
Производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования (25) |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
20,4 |
92,3 |
84,6 |
102,9 |
104,1 |
100,7 |
101,5 |
101,2 |
102,6 |
3.26 |
Производство компьютеров, электронных и оптических изделий (26) |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
85,4 |
63 |
125,2 |
101,4 |
102,6 |
102 |
103,1 |
102,2 |
103,3 |
3.27 |
Производство электрического оборудования (27) |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
101,5 |
100,2 |
116,7 |
101 |
102,1 |
102,1 |
103,4 |
102 |
103,4 |
3.28 |
Производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки (28) |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
113,7 |
94,9 |
101,5 |
101 |
101,9 |
101,9 |
103 |
101,7 |
102,7 |
3.29 |
Производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов (29) |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
146,4 |
102,9 |
90 |
100,3 |
101,6 |
101,5 |
102,7 |
102 |
103,1 |
3.30 |
Производство прочих транспортных средств и оборудования (30) |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
141,6 |
98,6 |
109,1 |
100,3 |
101,1 |
102,2 |
103,6 |
101,9 |
102,7 |
3.31 |
Производство мебели (31) |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
76,4 |
111,7 |
89,4 |
102,9 |
104 |
101 |
102,1 |
100,6 |
101,8 |
3.32 |
Производство прочих готовых изделий (32) |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
165,9 |
106,4 |
105,2 |
101,5 |
102,8 |
102 |
103,1 |
100,6 |
101,5 |
3.33 |
Ремонт и монтаж машин и оборудования (33) |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
109,1 |
99,9 |
120,3 |
102,1 |
103,3 |
101,1 |
102,4 |
100,7 |
101,4 |
3.34 |
Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха (раздел D) |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
112,7 |
146,6 |
110,4 |
105 |
106 |
106 |
106,3 |
106 |
107 |
3.35 |
Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений (раздел E) |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
102 |
118,9 |
102 |
104,2 |
104,5 |
104,2 |
104,5 |
104,2 |
104,5 |
3.36 |
Потребление электроэнергии |
млн кВт·ч |
4879,05 |
5084,3 |
5148,1 |
5046,5 |
5157,5 |
5165,7 |
5260,7 |
5263 |
5418,5 |
3.37 |
Средние тарифы на электроэнергию, отпущенную различным категориям потребителей |
руб./тыс. кВт·ч |
3866,0 |
3937,9 |
4190,7 |
4651,3 |
4651,3 |
5212,7 |
5212,7 |
5888,5 |
5888,5 |
3.38 |
Индекс тарифов на электроэнергию, отпущенную различным категориям потребителей |
за период с начала года к соотв. периоду предыдущего года, % |
х |
101,9 |
106,4 |
111,0 |
111,0 |
112,1 |
112,1 |
113,0 |
113,0 |
4 |
Сельское хозяйство |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4.1 |
Продукция сельского хозяйства |
млн руб. |
43840,5 |
56212,9 |
50355,03 |
51611 |
54964,6 |
54378,6 |
58215,3 |
57439,08 |
61916,9 |
4.2 |
Индекс производства продукции сельского хозяйства |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
88 |
118,7 |
90,2 |
100 |
106,4 |
101,7 |
102,1 |
102 |
102,5 |
4.3 |
Продукция растениеводства |
млн руб. |
24560,5 |
32492,4 |
26645,9 |
27867,7 |
30666 |
29783 |
32979,8 |
31940,78 |
35480,7 |
4.4 |
Индекс производства продукции растениеводства |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
81,2 |
129,8 |
82,8 |
102 |
111,8 |
103,5 |
103,5 |
103,6 |
103,8 |
4.5 |
Продукция животноводства |
млн руб. |
19280 |
23720,5 |
23709,2 |
23743,3 |
24298,5 |
24595,6 |
25235,5 |
25498,3 |
26436,2 |
4.6 |
Индекс производства продукции животноводства |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
98,4 |
104,3 |
100,3 |
97,7 |
100,2 |
99,8 |
100,2 |
100,1 |
100,7 |
5 |
Строительство |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5.1 |
Объем работ, выполненных по виду деятельности "Строительство" |
в ценах соответствующих лет; млн руб. |
151954 |
137397 |
121082,8 |
126168,2 |
127063 |
131593,5 |
133723,7 |
137120,4 |
142084,1 |
5.2 |
Индекс физического объема работ, выполненных по виду деятельности "Строительство" |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
250,6 |
78,5 |
84,9 |
100 |
101 |
100 |
101 |
100 |
101 |
5.3 |
Индекс-дефлятор по виду деятельности "Строительство" |
% г/г |
105,2 |
103,2 |
103,8 |
104,2 |
103,9 |
104,3 |
104,2 |
104,2 |
105,2 |
5.4 |
Ввод в действие жилых домов |
тыс. кв. м общей площади |
774,9 |
799,7 |
729 |
575 |
731 |
600 |
778 |
625 |
820 |
6 |
Торговля и услуги населению |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6.1 |
Индекс потребительских цен на товары и услуги, на конец года |
% к декабрю предыдущего года |
105,5 |
102,6 |
104 |
104 |
104 |
104,2 |
104,2 |
104,2 |
104,2 |
6.2 |
Индекс потребительских цен на товары и услуги, в среднем за год |
% г/г |
102,5 |
104,9 |
103,5 |
103,6 |
103,6 |
104 |
104 |
104 |
104 |
6.3 |
Оборот розничной торговли |
млн рублей |
256198 |
274709 |
284333,0 |
298981,0 |
299446,0 |
315425,0 |
316818,0 |
334045,0 |
335817,0 |
6.4 |
Индекс физического объема оборота розничной торговли |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
109,5 |
103 |
100,1 |
101,4 |
101,5 |
101,5 |
101,8 |
101,8 |
101,9 |
6.5 |
Индекс-дефлятор оборота розничной торговли |
% г/г |
х |
х |
103,4 |
103,7 |
103,8 |
103,9 |
103,9 |
104,0 |
104,0 |
6.6 |
Объем платных услуг населению |
млн рублей |
86498 |
90739,2 |
84723,4 |
91021,0 |
100243,1 |
96645,9 |
107691,4 |
103021,3 |
115580,8 |
6.7 |
Индекс физического объема платных услуг населению |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
95,9 |
100,5 |
90,3 |
103,6 |
106,1 |
101,9 |
103,1 |
102,3 |
103 |
6.8 |
Индекс-дефлятор объема платных услуг населению |
% г/г |
х |
105 |
103,4 |
103,7 |
103,8 |
104,2 |
104,2 |
104,2 |
104,2 |
7 |
Внешнеэкономическая деятельность |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7.1 |
Экспорт товаров |
млн долл. США |
23,8 |
33,7 |
34 |
35 |
39 |
39 |
42 |
42 |
48 |
7.2 |
Импорт товаров |
млн долл. США |
56,5 |
60,4 |
43 |
42 |
45 |
45 |
47 |
47 |
52 |
|
Страны дальнего зарубежья |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7.3 |
Экспорт товаров - всего |
млн долл. США |
10,0 |
1,4 |
7,5 |
8 |
10 |
11 |
12 |
12 |
15 |
7.4 |
Экспорт ТЭК |
млн долл. США |
0,0 |
0,1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
7.5 |
Импорт товаров - всего |
млн долл. США |
18,8 |
24,6 |
19 |
20 |
26 |
25 |
26 |
26 |
29 |
|
Государства - участники СНГ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7.6 |
Экспорт товаров - всего |
млн долл. США |
13,8 |
32,3 |
26,5 |
27 |
29 |
28 |
30 |
30 |
33 |
7.7 |
Импорт товаров - всего |
млн долл. США |
37,7 |
35,8 |
7,5 |
12 |
19 |
20 |
21 |
21 |
23 |
8 |
Малое и среднее предпринимательство, включая микропредприятия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8.1 |
Количество малых и средних предприятий, включая микропредприятия (на конец года) |
единиц |
88215 |
86745 |
84399 |
84000 |
84300 |
84200 |
84350 |
84300 |
84400 |
8.2 |
Среднесписочная численность работников на предприятиях малого и среднего предпринимательства (включая микропредприятия) (без внешних совместителей) |
тыс. чел. |
167,352 |
172,058 |
170,604 |
171,5 |
172 |
172,3 |
173 |
174 |
175 |
8.3 |
Оборот малых и средних предприятий, включая микропредприятия |
млрд руб. |
293 |
298 |
300 |
314 |
320 |
325 |
345 |
367 |
390 |
9 |
Инвестиции |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9.1 |
Инвестиции в основной капитал |
млн рублей |
296423 |
199821 |
170074,8 |
136313,0 |
208740,1 |
144118,3 |
227727,1 |
142729,0 |
255364,1 |
9.2 |
Индекс физического объема инвестиций в основной капитал |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
134,3 |
64,5 |
80,6 |
75,9 |
116,7 |
100,5 |
104 |
94,5 |
107 |
9.3 |
Индекс-дефлятор инвестиций в основной капитал |
% г/г |
105,3 |
106,8 |
105,6 |
105,6 |
105,2 |
105,2 |
104,9 |
104,8 |
104,8 |
9.4 |
Удельный вес инвестиций в основной капитал в валовом региональном продукте |
% |
75,7536 |
47,0 |
40,9 |
31,7 |
46,9 |
30,4 |
47,6 |
28,2 |
49,9 |
|
Инвестиции в основной капитал по источникам финансирования (без субъектов малого и среднего предпринимательства и объема инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9.5 |
Собственные средства |
млн рублей |
25795,3 |
26983,1 |
16900 |
14428,6 |
18253 |
15870 |
20449 |
16700 |
22493 |
9.6 |
Привлеченные средства, из них: |
млн рублей |
181372 |
112670 |
125249,8 |
109279,1 |
120865,5 |
115140,9 |
125112,1 |
114195,2 |
166235,7 |
9.6.1 |
кредиты банков, в том числе: |
млн рублей |
35425,3 |
2011,5 |
1600 |
1760 |
2430 |
1936 |
2790 |
2226 |
3070 |
9.6.1.1 |
кредиты иностранных банков |
млн рублей |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
9.6.2 |
заемные средства других организаций |
млн рублей |
6466,2 |
2412,2 |
888,97432 |
755,6 |
906,8 |
855,3 |
1130,7 |
896,3 |
1766,7 |
9.6.3 |
бюджетные средства, в том числе: |
млн рублей |
135616 |
104872,2 |
120649,5 |
104968,6 |
115375,2 |
110317,6 |
118434,9 |
108943,4 |
157953,4 |
9.6.3.1 |
федеральный бюджет |
млн рублей |
127063 |
94866,9 |
80823,3 |
81257,1 |
81690,8 |
84713,4 |
85365,8 |
88524,3 |
136934,1 |
9.6.3.2 |
бюджеты субъектов Российской Федерации |
млн рублей |
7093,6 |
8713,8 |
38226,2 |
22011,5 |
31834,4 |
23785,2 |
31199,1 |
18872,9 |
19598,1 |
9.6.3.3 |
из местных бюджетов |
млн рублей |
1459,2 |
1291,5 |
1600,0 |
1700 |
1850 |
1819 |
1870 |
1546,2 |
1421,2 |
9.6.4 |
прочие |
млн рублей |
3864,6 |
3373,9 |
2111,3 |
1795 |
2153,5 |
2032 |
2756,5 |
2129,5 |
3445,6 |
10 |
Денежные доходы населения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10.1 |
Реальные располагаемые денежные доходы населения |
% г/г |
102,9 |
97,8 |
98 |
101,9 |
102,5 |
101,9 |
102,4 |
101,9 |
102,4 |
10.2 |
Прожиточный минимум в среднем на душу населения (в среднем за год), в том числе по основным социально-демографическим группам населения: |
руб./мес. |
9704 |
10456 |
10822 |
11212 |
11212 |
11660 |
11660 |
12126 |
12126 |
10.2.1 |
трудоспособного населения |
руб./мес. |
10389 |
11195 |
11587 |
12004 |
12004 |
12484 |
12484 |
12983 |
12983 |
10.2.2 |
пенсионеров |
руб./мес. |
7990 |
8602 |
8903 |
9224 |
9224 |
9593 |
9593 |
9976 |
9976 |
10.2.3 |
детей |
руб./мес. |
10272 |
10934 |
11317 |
11724 |
11724 |
12193 |
12193 |
12681 |
12681 |
10.3 |
Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума к общей численности населения |
% |
17,3 |
17,2 |
16,6 |
15,6 |
12,9 |
14,8 |
11,6 |
14,1 |
10,5 |
11 |
Труд и занятость |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11.1 |
Численность рабочей силы |
тыс. человек |
901,5 |
917,4 |
919 |
919,5 |
920,5 |
919,5 |
922,1 |
920,1 |
922,1 |
11.2 |
Численность трудовых ресурсов - всего, в том числе: |
тыс. человек |
1089,2 |
1097,3 |
1094,1 |
1095,5 |
1095,5 |
1096 |
1096 |
1096 |
1096 |
11.2.1 |
трудоспособное население в трудоспособном возрасте |
тыс. человек |
999,6 |
1008,6 |
1004 |
1005,4 |
1005,4 |
1005,9 |
1005,9 |
1005,9 |
1005,9 |
11.2.2 |
иностранные трудовые мигранты |
тыс. человек |
17,5 |
15,5 |
16 |
16 |
16 |
16 |
16 |
16 |
16 |
11.2.3 |
численность лиц старше трудоспособного возраста и подростков, занятых в экономике, в том числе: |
тыс. человек |
72,1 |
73,2 |
74,1 |
74,1 |
74,1 |
74,1 |
74,1 |
74,1 |
74,1 |
11.2.3.1 |
пенсионеры старше трудоспособного возраста |
тыс. человек |
72,1 |
73,2 |
74,1 |
74,1 |
74,1 |
74,1 |
74,1 |
74,1 |
74,1 |
11.2.3.2 |
подростки моложе трудоспособного возраста |
тыс. человек |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
11.3 |
Численность занятых в экономике - всего, в том числе по разделам ОКВЭД: |
тыс. человек |
841,4 |
852,7 |
852 |
852 |
852 |
852 |
852 |
852 |
852 |
11.3.1 |
сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство |
тыс. человек |
100,1 |
98,3 |
98,3 |
98,3 |
98,3 |
98,3 |
98,3 |
98,3 |
98,3 |
11.3.2 |
добыча полезных ископаемых |
тыс. человек |
8,1 |
7,6 |
7,6 |
7,6 |
7,6 |
7,6 |
7,6 |
7,6 |
7,6 |
11.3.3 |
обрабатывающие производства |
тыс. человек |
73,7 |
74,7 |
74,7 |
74,7 |
74,7 |
74,7 |
74,7 |
74,7 |
74,7 |
11.3.4 |
обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха |
тыс. человек |
15,9 |
15,9 |
15,9 |
15,9 |
15,9 |
15,9 |
15,9 |
15,9 |
15,9 |
11.3.5 |
водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений |
тыс. человек |
11,6 |
11,7 |
11,7 |
11,7 |
11,7 |
11,7 |
11,7 |
11,7 |
11,7 |
11.3.6 |
строительство |
тыс. человек |
78,6 |
80,7 |
80,7 |
80,7 |
80,7 |
80,7 |
80,7 |
80,7 |
80,7 |
11.3.7 |
торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов |
тыс. человек |
166,0 |
167 |
168,1 |
168,1 |
168,1 |
168,1 |
168,1 |
168,1 |
168,1 |
11.3.8 |
транспортировка и хранение |
тыс. человек |
55,0 |
55,4 |
56,2 |
56,2 |
56,2 |
56,2 |
56,2 |
56,2 |
56,2 |
11.3.9 |
деятельность гостиниц и предприятий общественного питания |
тыс. человек |
40,5 |
44,5 |
44,6 |
44,6 |
44,6 |
44,6 |
44,6 |
44,6 |
44,6 |
11.3.10 |
деятельность в области информации и связи |
тыс. человек |
10,9 |
10,8 |
10,8 |
10,8 |
10,8 |
10,8 |
10,8 |
10,8 |
10,8 |
11.3.11 |
деятельность финансовая и страховая |
тыс. человек |
7,0 |
7,1 |
7,1 |
7,1 |
7,1 |
7,1 |
7,1 |
7,1 |
7,1 |
11.3.12 |
деятельность по операциям с недвижимым имуществом |
тыс. человек |
21,4 |
22,3 |
22,3 |
22,3 |
22,3 |
22,3 |
22,3 |
22,3 |
22,3 |
11.3.13 |
деятельность профессиональная, научная и техническая |
тыс. человек |
17,9 |
17,9 |
17,9 |
17,9 |
17,9 |
17,9 |
17,9 |
17,9 |
17,9 |
11.3.14 |
деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги |
тыс. человек |
20,6 |
21,6 |
21,6 |
21,6 |
21,6 |
21,6 |
21,6 |
21,6 |
21,6 |
11.3.15 |
государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение |
тыс. человек |
36,6 |
36,4 |
36,5 |
36,5 |
36,5 |
36,5 |
36,5 |
36,5 |
36,5 |
11.3.16 |
образование |
тыс. человек |
66,1 |
66,3 |
66,4 |
66,4 |
66,4 |
66,4 |
66,4 |
66,4 |
66,4 |
11.3.17 |
деятельность в области здравоохранения и социальных услуг |
тыс. человек |
69,5 |
69,5 |
69,5 |
69,5 |
69,5 |
69,5 |
69,5 |
69,5 |
69,5 |
11.3.18 |
деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений |
тыс. человек |
13,3 |
13,4 |
13,4 |
13,4 |
13,4 |
13,4 |
13,4 |
13,4 |
13,4 |
11.3.19 |
прочие виды экономической деятельности |
тыс. человек |
28,6 |
28,7 |
28,7 |
28,7 |
28,7 |
28,7 |
28,7 |
28,7 |
28,7 |
11.4 |
Численность населения в трудоспособном возрасте, не занятого в экономике, - всего, в том числе: |
тыс. человек |
247,8 |
244,6 |
245 |
244,8 |
244,8 |
244 |
244,4 |
244,2 |
244,3 |
11.4.1 |
численность учащихся трудоспособного возраста, обучающихся с отрывом от производства |
тыс. человек |
61,3 |
62,3 |
63,3 |
64,1 |
64,1 |
64,1 |
64,1 |
64,1 |
64,1 |
11.4.2 |
численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости |
тыс. человек |
4,6 |
5,3 |
45 |
12 |
6 |
7 |
5,3 |
5,3 |
5,2 |
11.4.3 |
численность прочих категорий населения в трудоспособном возрасте, не занятого в экономике |
тыс. человек |
181,8 |
177 |
133,8 |
167,4 |
173,4 |
172,9 |
174,6 |
174,6 |
174,7 |
11.5 |
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников организаций |
рублей |
29640 |
32748 |
34189 |
35967 |
36445 |
37909 |
38705 |
40184 |
41298 |
11.6 |
Темп роста номинальной начисленной среднемесячной заработной платы работников организаций |
% г/г |
113,3 |
110,5 |
104,4 |
105,2 |
106,6 |
105,4 |
106,2 |
106,0 |
106,7 |
11.7 |
Среднемесячная начисленная заработная плата наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячный доход от трудовой деятельности) |
рублей |
24902 |
26962 |
27848 |
29686 |
29686 |
31467 |
31467 |
33575 |
33575 |
11.8 |
Темп роста среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячный доход от трудовой деятельности) |
% г/г |
113,1 |
108,3 |
103,3 |
106,6 |
106,6 |
106 |
106 |
106,7 |
106,7 |
11.9 |
Реальная заработная плата работников организаций |
% г/г |
110,5 |
105,2 |
101 |
101,5 |
102 |
101,7 |
102 |
102 |
102,3 |
11.10 |
Индекс производительности труда |
в % к предыдущему году |
105,3 |
102,1 |
96,4 |
101,1 |
102,1 |
101,7 |
102,2 |
101,9 |
102,5 |
11.11 |
Уровень безработицы (по методологии МОТ) |
% к раб. силе |
6 |
5,6 |
6,3 |
6,3 |
6,1 |
6,2 |
6,1 |
6,1 |
6 |
11.12 |
Уровень зарегистрированной безработицы (на конец года) |
% |
0,6 |
0,6 |
4,9 |
1,3 |
0,6 |
0,8 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
11.13 |
Общая численность безработных (по методологии МОТ) |
тыс. чел. |
53,8 |
51,4 |
57,9 |
57,8 |
56,6 |
56,9 |
56,4 |
56 |
55 |
11.14 |
Численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения (на конец года) |
тыс. чел. |
5 |
5,3 |
45 |
12 |
6 |
7 |
5,3 |
5,3 |
5,2 |
11.15 |
Фонд заработной платы работников организаций |
млн руб. |
299269 |
335090,6 |
349958,6 |
368460,3 |
373400,9 |
388582,4 |
396788,2 |
412046,7 |
423469,7 |
11.16 |
Темп роста фонда заработной платы работников организаций |
% г/г |
115,2 |
112,0 |
104,4 |
105,3 |
106,7 |
105,5 |
106,3 |
106,0 |
106,7 |
12 |
Основные фонды |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12.1 |
Среднегодовая стоимость амортизируемого имущества |
млрд руб. |
х |
490,9 |
500,7 |
х |
520,7 |
х |
552 |
х |
596 |
12.2 |
Темп роста среднегодовой стоимости амортизируемого имущества |
% |
х |
х |
102,0 |
х |
104,0 |
х |
106,0 |
х |
108,0 |
13 |
Финансы организаций |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
13.1 |
Прибыль прибыльных организаций для целей бухгалтерского учета |
млн руб. |
х |
19180,7 |
17927,2 |
х |
18841,5 |
х |
20216,9 |
х |
21672,5 |
13.2 |
Темп роста прибыли прибыльных организаций для целей бухгалтерского учета |
% |
х |
102,8 |
93,5 |
х |
105,1 |
х |
107,3 |
х |
107,2 |
Примечание:* Используются фактические
статистические данные, которые
разрабатываются субъектами
официального статистического учета.
* - приложение 1 к прогнозу
социально-экономического развития
Республики Крым на 2021 год и на плановый
период 2022 и 2023 годов - Пояснительная
записка к прогнозу
социально-экономического развития
Республики Крым на 2021 год и на плановый
период 2022 и 2023 годов;
** - приложение 2 к прогнозу
социально-экономического развития
Республики Крым на 2021 год и на плановый
период 2022 и 2023 годов - Перечень
государственных программ Республики
Крым, предлагаемых к реализации в 2021 - 2023
годах.
Приложение 1
к прогнозу
социально-экономического развития
Республики Крым
на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023
годов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к прогнозу социально-экономического
развития Республики Крым на 2021 год и на
плановый период 2022 и 2023 годов
Прогноз социально-экономического
развития Республики Крым на период до 2023
года (далее - прогноз) разработан в
соответствии с Бюджетным кодексом
Российской Федерации, постановлением
Совета министров Республики Крым от 28
апреля 2015 года N 219 "О Порядке
разработки и корректировки прогнозов
социально-экономического развития
Республики Крым на среднесрочный и
долгосрочный периоды".
При разработке прогноза до 2023 года
учтены итоги социально-экономического
развития Республики Крым (2018 - 2019 годов),
тенденции развития отраслей экономики в
2020 году, основные параметры прогноза
социально-экономического развития
Российской Федерации на среднесрочный
период, показатели стратегии
социально-экономического развития
Республики Крым до 2030 года, утвержденной
Законом Республики Крым от 9 января 2017
года N 352-ЗРК/2017 (далее - Стратегия), а также
основные параметры государственных
программ Республики Крым и региональных
проектов.
Основные показатели прогноза
рассчитывались на основании
статистических данных, материалов,
представленных исполнительными
органами государственной власти
Республики Крым, с применением
индексов-дефляторов Министерства
экономического развития Российской
Федерации.
Прогноз разработан в двух вариантах -
базовом и консервативном. Базовый
вариант описывает наиболее вероятный
сценарий развития экономики Республики
с учетом ожидаемых внешних условий и
принимаемых мер экономической политики.
Консервативный вариант основан на
предпосылке о менее благоприятной
санитарно-эпидемиологической ситуации в
мире, затяжном восстановлении мировой
экономики и структурном замедлении
темпов ее роста в среднесрочной
перспективе из-за последствий
распространения новой коронавирусной
инфекции.
Прогноз на 2021 - 2023 гг. построен с учетом
необходимости достижения национальных
целей развития на период до 2030 года.
Общая оценка социально-экономической
ситуации в регионе за отчетный период
В 2018 - 2019 годах экономика Республики Крым
активно набирала обороты. Возможности
работы и инвестирования в рамках
свободной экономической зоны,
реализация ряда федеральных целевых
программ по снятию инфраструктурных
ограничений, оказание господдержки
промышленным предприятиям,
сельхозтоваропроизводителям и малому
бизнесу способствуют развитию всех
отраслей экономики региона.
Построены ключевые объекты транспортной
и энергетической инфраструктуры
(Крымский мост, трасса "Таврида",
новый аэровокзальный комплекс
Международного аэропорта
"Симферополь" имени Ивана
Константиновича Айвазовского,
энергетический мост и электростанции -
Таврическая и Балаклавская).
Решены проблемы, связанные с
энергодефицитом и ограничением
транспортной доступности, которые
тормозили развитие экономики.
Завершена интеграция Республики Крым в
экономическое, правовое, социальное,
гуманитарное пространство России.
При этом в прогнозируемом периоде
экономика Республики Крым будет
оставаться под влиянием определенных
системных проблем, таких как:
- недостаточная обеспеченность
стратегически важными природными
ресурсами: сырьевыми и водными;
- зависимость крымских производителей от
поставок сырья и комплектующих и, как
результат, недостаточная
конкурентоспособность производимой
продукции;
- высокий износ и неудовлетворительное
общее состояние объектов инфраструктуры
и жизнеобеспечения;
- выраженный сезонный характер работы
ряда предприятий;
- действие антироссийских санкций:
запрет экспорта (импорта) продукции и
сырья предприятиями Республики Крым в
страны ЕС, отсутствие прямого сообщения
Республики Крым с иностранными
государствами, невозможность захода
иностранных судов в крымские морские
порты.
1. Производство валового регионального
продукта
Экономический рост Республики Крым (ВРП)
в 2018 году составил 105,1%. Объем ВРП за 2019
год предварительно оценивается в 419 млрд
рублей (рассчитан Министерством
экономического развития Республики Крым
на основе показателей роста базовых
отраслей экономики, Федеральной службой
государственной статистики будет
рассчитан в 2021 году).
В 2020 году темп роста (снижения) экономики
в целом оценивается на уровне (-6,5%).
Относительное снижение ВРП объясняется
объективно обусловленными
ограничениями, связанными с
последствиями коронавирусной инфекции,
в большей степени в санаторно-курортной,
транспортной, строительной и
агропромышленной отраслях.
Исходя из заданных сценарных условий
Российской Федерации, объем ВРП по
"базовому" варианту прогноза в 2021
году составит 425 млрд рублей,
увеличившись в 1,1 раза в сопоставимых
ценах к уровню 2018 года; в прогнозируемом
периоде 2021 - 2023 годов ожидается
стабилизация темпов роста ВРП (+2,5%).
В прогнозном периоде предусматривается
повышение эффективности экономики
Республики Крым, а также усиление
инвестиционной составляющей
экономического роста за счет реализации
дополнительных мер, направленных на
ускорение и диверсификацию экономики,
повышение конкурентоспособности
экономики.
Традиционно для Республики Крым
структура производства ВРП тяготеет в
сторону отраслей промышленности.
Отраслями специализации экономики
Республики Крым являются
лечебно-оздоровительный и туристический
комплекс, сельское хозяйство,
производство пищевых продуктов,
виноделие, рыболовство, производство
товаров неорганической химии (соды, соли,
диоксида титана), судостроение.
2. Промышленное производство
Промышленный комплекс Республики Крым -
ведущий сектор экономики региона по
удельному весу в валовом региональном
продукте. Основу промышленности
составляют пищевая, химическая
промышленности, машиностроение, в том
числе судостроение, а также поставка
электроэнергии, газа, пара и
кондиционированного воздуха.
Промышленный комплекс формирует не
менее 1/3 части консолидированного
бюджета Республики Крым и обеспечивает
занятостью более 100 тысяч человек.
Промышленность Республики стабильно
демонстрирует прирост объемов
производства. По отношению к базовому 2013
году прирост в 2014 году составил 4,3%, в 2015
году - 28,0%, в 2016 году - 53,8%, в 2017 году - 56,9%, в
2018 - 69,3 и в 2019 году - 89,3%. В 2020 году
прогнозируется рост объемов
промышленного производства на уровне
101,1%.
В 2021 - 2023 годах прогнозируется
положительная динамика промышленного
производства по базовому сценарию (в 2021
году - 103,0%, 2022 году - 104,5%, 2023 году - 103,5%).
При благоприятном сценарии (наличие
достаточного объема оборотных средств,
возможность кредитования на длительные
сроки на приемлемых условиях с
одновременным продолжением мероприятий
по государственной поддержке,
максимальная кооперация с профильными
предприятиями материковой России,
развитие инновационной инфраструктуры в
отрасли, в частности, создание
индустриальных парков и промышленных
кластеров) предприятия отрасли как
наиболее инновационно насыщенные будут
стабильно наращивать производство.
3. Агропромышленный комплекс
Темп роста (снижения) валовой продукции
сельского хозяйства в 2019 году составил
118,7% к уровню 2017 года, в том числе по
отрасли растениеводства - 129,8%,
животноводства - 104,3%.
В структуре продукции сельского
хозяйства Республики Крым в 2019 году
преобладает продукция растениеводства -
58%, продукция животноводства составила
42%.
Прогнозный индекс отрасли в 2021 - 2023 годах
для консервативного варианта рассчитан
с учетом существующих проблемных
вопросов, а именно: значительное влияние
неблагоприятных погодных условий,
дефицит водных ресурсов, санкции,
отсутствие эффективных логистических
схем движения продукции.
Базовый вариант рассчитан с учетом
умеренного (или минимального) влияния
неблагоприятных факторов на
производственные процессы в
агропромышленном комплексе.
По предварительной оценке индекс
производства продукции сельского
хозяйства в 2020 году составит 90,2% по
отношению к 2019 году, в том числе по
отрасли растениеводства - 82,8%; отрасли
животноводства - 100,3%.
В среднесрочной перспективе 2021 - 2023 годов
ожидается положительная динамика в
развитии сельскохозяйственных отраслей
за счет модернизации производства и
машинно-тракторного парка, увеличения
площадей закладки виноградников и
многолетних насаждений, увеличения
мощностей объектов по хранению
плодоовощной продукции, развития и
совершенствования тепличного
производства, введения в эксплуатацию
мелиорируемых земель, использования
элитных семян с высокими сортовыми и
посевными качествами, внедрения новых
технологий.
Таким образом, в 2021 - 2023 годах по базовому
сценарию прогнозируется положительная
динамика по производству продукции
сельского хозяйства: 2021 г. - 106,4%; 2022 г. -
102,1%; 2023 г. - 102,5%.
4. Строительство
Объем работ, выполненных по виду
деятельности "Строительство",
включая работы, выполненные
хозяйственным способом, за 2019 год
составил 137,4 млрд рублей. В связи с
завершением основных этапов
строительства масштабных проектов,
таких как многопрофильный
республиканский медицинский центр и др.,
а также объектов дорожного (мостового)
строительства, в 2020 году прогнозируется
незначительное сокращение объемов
выполненных работ по сравнению с уровнем
2018 года. При этом реализация федеральной
целевой программы
"Социально-экономическое развитие
Республики Крым и г. Севастополя до 2024
года" окажет положительное влияние на
показатели выполненных работ.
Прогнозируемый индекс физического
объема работ, выполненных по виду
деятельности "Строительство", по
базовому сценарию на 2021 - 2023 годы
составит 101,0%.
В 2019 году введено в эксплуатацию 799,7 тыс.
кв. м общей площади жилых домов.
В прогнозируемом периоде 2021 - 2023 годов
предполагается постепенный рост
введенных в эксплуатацию жилых домов (2021
г. - 731,0 тыс. кв. м, 2022 г. - 778,0 тыс. кв. м, в 2023
г. показатель достигнет уровня 820,0 тыс.
кв. м в общей жилой площади).
Повысить объемы строительных работ
позволит:
- реализация федеральной целевой
программы "Социально-экономическое
развитие Республики Крым и г.
Севастополя до 2024 года";
- оживление рынка недвижимости и
либерализация политики ипотечного
кредитования населения;
- в целом стабилизация экономической
ситуации.
5. Инвестиции
В течение последних 6 лет в Республике
наблюдался стабильный рост объема
инвестиций в основной капитал, так, в 2018
году он составил 296 млрд руб., в 2019 году
объем инвестиций сократился. По данным
Крымстата в 2019 году Республика Крым
привлекла порядка 199,8 млрд руб.
инвестиций в основной капитал.
Данное снижение имеет объективную
причину и обусловлено успешным
завершением реализации крупнейших
инфраструктурных инвестиционных
проектов региона, таких как
строительство международного аэропорта
"Симферополь", строительство
Крымского моста, а также строительство
Сакской ТЭЦ.
Внесли коррективы в текущую
экономическую ситуацию и оказали
негативное влияние на работу по
привлечению инвестиций в Республике
Крым в 2020 году последствия сложившейся
эпидемиологической обстановки в стране.
В связи с этим в 2020 году значительный
приток инвестиций в основной капитал не
ожидается (всего 170,1 млрд руб.).
В среднесрочный период прогнозируется
планомерный рост объема инвестиций
начиная с 2021 года: 2021 год - 208,7 млрд руб., 2022
год - 227,7 млрд руб., 2023 год - 255,4 млрд руб. (по
базовому сценарию).
В настоящее время в рамках подписанных
соглашений начата реализация 187
инвестиционных проектов с общим объемом
инвестиций около 156,3 млрд рублей, в
рамках которых планируется создать
более 13,4 тыс. рабочих мест.
Увеличение объема инвестиций возможно
за счет реализации мероприятий в
нескольких направлениях, а именно:
- создание наиболее благоприятного
инвестиционного климата;
- снижение административных барьеров для
развития бизнеса;
- расширение государственной финансовой
поддержки, в том числе из федерального
бюджета;
- развитие финансового сектора,
повышение доступности кредитных
ресурсов;
- развитие инфраструктуры, необходимой
для реализации инвестиционных проектов;
- привлечение иностранных инвестиций,
развитие межсубъектового,
международного сотрудничества;
- создание и функционирование
индустриальных парков.
Обновлен инвестиционный портал, который
позволяет в удаленном доступе получить
необходимую информацию о регионе, подать
документы и заключить договор на участие
в СЭЗ.
В целях организации сопровождения
инвесторов по принципу "одного
окна" функционирует
специализированная организация - АО
"Корпорация развития Республики
Крым".
Положительное влияние на рост объемов
инвестиций также оказывает
функционирование свободной
экономической зоны на территории Крыма.
Приоритетными направлениями
привлечения инвестиций являются:
- туризм и рекреационный комплекс;
- вода и технологии ее рационального
использования;
- высокотехнологичные производства в
машиностроении, судостроении и
приборостроении, химической
промышленности;
- агропромышленный комплекс;
- информационно-телекоммуникационные
технологии и биотехнологии;
- активный рост малого бизнеса в
торговле, строительстве, аграрном
секторе, туристическом бизнесе, услугах;
- транспортно-логистический комплекс;
- фармацевтика.
6. Торговля и потребительский рынок
Торговая сеть Республики насчитывает
более 12 тысяч стационарных торговых
объектов различной специализации с
торговой площадью более 1 млн кв. м.
Обеспеченность населения стационарными
объектами торговли на 60% превышает
норматив минимальной обеспеченности.
Оборот розничной торговли в 2019 году
составил 274,7 млрд рублей, что в
сопоставимых ценах составляет 103% к
предыдущему году. Оборот розничной
торговли на 86,0% формировался торгующими
организациями и индивидуальными
предпринимателями, реализующими товары
вне рынка. Доля продаж товаров,
реализуемых на розничных рынках и
ярмарках, составила 14,0%.
Потребительский рынок Республики Крым
насыщен продовольственными товарами в
достаточном количестве и ассортименте
(треть из которых товары местных
производителей).
С учетом отсутствия положительной
динамики товарооборота, обусловленного
ограничениями на осуществление
отдельных видов торговой деятельности,
которые были установлены в целях
недопущения распространения
коронавирусной инфекции, по расчетным
данным в 2020 году оборот розничной
торговли ожидается в объеме 284,3 млрд руб.,
что в сопоставимых ценах составляет 100,1%
к уровню 2019 года.
В среднесрочной перспективе динамика
розничного товарооборота, при условии
отсутствия негативных факторов,
останется стабильной, рост розничного
товарооборота в сопоставимых ценах по
базовому сценарию в 2021 году составит 101,5%,
в 2022 году - 101,8%, в 2023 году - 101,9%.
Факторы, влияющие на темпы роста
товарооборота: увеличение объемов
производства крымскими предприятиями,
изменение структуры покупок и
ассортимента продовольственных товаров
в торговых сетях, открытие торговых
объектов крупных торговых сетей и
супермаркетов по реализации
продовольственных товаров и
сопутствующих товаров.
Введение в эксплуатацию Крымского моста
обеспечило увеличение грузопотока,
расширение географии поставок, а также
увеличение пассажиропотока и рост
количества граждан, прибывающих на
отдых, что способствует росту количества
продаж (потребления) и росту
товарооборота.
Индекс потребительских цен
(среднегодовой) за 2019 год относительно 2018
года составил 104,9%, ожидаемый уровень
показателя в 2020 году планируется в
размере 103,5%.
Данный показатель рассчитан с учетом
параметров основных показателей
прогноза социально-экономического
развития Российской Федерации до 2023
года, а также прогнозного плана
изменения цен (тарифов) на электрическую
энергию, газ, услуги теплоснабжения,
водоснабжения, водоотведения,
транспорта исходя из особенностей
экономически обоснованного уровня к
31.12.2018.
Так, индекс потребительских цен
(среднегодовой) в 2021 - 2023 годах по
базовому сценарию прогнозируется на
уровне соответственно 103,6%, 104,0% и 104,0%.
7. Уровень жизни населения
Среднемесячная номинальная начисленная
заработная плата работников по полному
кругу организаций в целом по экономике в
Республике Крым за 2019 год составила 32,7
тыс. руб., увеличилась по сравнению с 2018
годом на 10,5% (за 2018 год - 29,6 тыс. руб.).
По прогнозной оценке, по базовому
сценарию, среднемесячная номинальная
начисленная заработная плата в целом по
Республике в 2020 году составит 34,2 тыс.
руб., в 2021 году - 36,3 тыс. руб., в 2022 году - 38,5
тыс. руб., в 2023 году - 41,1 тыс. руб.
При расчете размера среднемесячной
номинальной начисленной заработной
платы в Республике Крым в прогнозируемом
периоде учитывались:
- Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О
минимальном размере оплаты труда" (с
изменениями), устанавливающий МРОТ с
01.01.2020 в сумме 12130 руб. в месяц, что
составляет 100% величины прожиточного
минимума трудоспособного населения в
целом по России за II квартал 2019 года;
- республиканское соглашение между
Советом министров Республики Крым,
республиканскими объединениями
профсоюзов, объединениями работодателей
на 2019 - 2021 годы;
- показатели по заработной плате
работников отдельных отраслей бюджетной
сферы, а также в целом по видам
экономической деятельности, сложившиеся
в предыдущие периоды, а также темпы их
роста (ежеквартальная информация
Федеральной службы государственной
статистики);
- реализация в Республике Крым Основных
направлений деятельности Правительства
Российской Федерации на период до 2024
года, утвержденных Председателем
Правительства Российской Федерации от 29
сентября 2018 года N 8028п-П13;
- реализация в Республике Крым
мероприятий по повышению средней
заработной платы отдельных категорий
работников во исполнение Указа
Президента Российской Федерации от 7 мая
2012 года N 597 "О мероприятиях по
реализации государственной социальной
политики";
- реализация мероприятий по повышению
реальных доходов населения и снижения
уровня бедности во исполнение Указа
Президента Российской Федерации от 21
июля 2020 года N 474 "О национальных целях
развития Российской Федерации на период
до 2030 года";
- реализация мероприятий, направленных
на легализацию трудовых отношений и
повышение заработной платы; повышение
реальных денежных доходов и меры
социальной поддержки отдельных
категорий граждан, влияющие на рост
среднедушевых доходов граждан; развитие
регионального рынка труда и содействие
эффективной занятости населения в
соответствии с распоряжением Совета
министров Республики Крым от 18 сентября
2019 года N 1170-р "Об утверждении Плана
мероприятий ("дорожной карты") по
снижению уровня бедности в Республике
Крым на 2019 - 2024 годы".
В 2021 - 2023 годах прогнозируется рост в
реальном выражении основных
составляющих доходов населения
(индексация заработной платы и пенсий).
8. Труд и занятость
Вопросы формирования рынка труда и
использования трудовых ресурсов в
Республике Крым имеют ряд особенностей,
определяемых географическим положением,
сезонностью использования трудового
потенциала, реформированием
предприятий, организаций.
Уровень зарегистрированной безработицы
в 2019 году составил 0,6% от численности
экономически активного населения.
В Республике Крым сохраняется тенденция
превышения спроса на рабочую силу над ее
предложением на рынке труда. Потребность
предприятий в работниках на 01.01.2020
составляла 13,2 тыс. единиц. Нагрузка на
одно свободное рабочее место составила
0,5 чел. на 1 вакансию, что идентично уровню
2018 года.
В 2020 году эпидемия коронавируса и
связанные с ней ограничения негативно
сказались на ситуации на рынке труда.
Количество безработных граждан,
состоящих на учете в службе занятости,
увеличилось в 11,9 раза: с 4009 чел. на 01.10.2019
до 47825 чел. на 01.10.2020. Нагрузка на одну
вакансию по сравнению с 2019 годом
увеличилась и составляет 3,2 чел. (на 01.10.2019
- 0,3 чел.).
Ожидается, что в среднем за 2020 год
численность экономически активного
населения увеличится до 919,0 тыс. чел.,
причина - увеличение количества
безработных граждан до 57,9 тыс. чел. (2019
год - 51,4 тыс. чел.), снижение числа занятых
в экономике до 852,0 тыс. чел. (2019 год - 866,7
тыс. чел.).
Уровень безработицы увеличился в 2020 году
до 6,3% относительно 5,6% в 2019 году.
В 2021 - 2023 годах прогнозируется, что
численность экономически активного
населения увеличится с 920,5 тыс. человек в
2021 году до 922,1 тыс. человек в 2023 году.
В среднесрочный период прогнозируется
снижение числа занятых в экономике до 852,0
тыс. чел., в том числе за счет поэтапного
повышения пенсионного возраста и
увеличения численности иностранных
трудовых мигрантов. Количество
безработных, определенных по
методологии Международной организации
труда, сократится до 55 тыс. человек,
уровень безработицы по МОТ - до 6,0% в 2023
году.
С целью обеспечения устойчивого
развития экономики в условиях ухудшения
ситуации в связи с распространением
новой коронавирусной инфекции
реализуется распоряжение Главы
Республики Крым от 7 апреля 2020 года N 163-рг
"Об утверждении Плана первоочередных
мероприятий (действий) по обеспечению
устойчивого развития экономики и
социальной стабильности в условиях
ухудшения ситуации в связи с
распространением новой коронавирусной
инфекции на территории Республики
Крым".
9. Демография
Среднегодовая численность постоянного
населения Республики Крым в 2019 году
составила 1912,2 тыс. человек.
По прогнозной оценке среднегодовая
численность постоянного населения в 2020
году составит 1914,2 тыс. человек, в 2021 году -
1916,0 тыс. человек, в 2022 году - 1916,5 тыс.
человек, в 2023 году - 1917,0 тыс. человек (по
базовому варианту прогноза).
Проблемой в демографическом развитии
Республики Крым продолжает оставаться
естественная убыль населения.
При сохранении тенденций естественной
убыли при миграционном приросте в
прогнозируемом периоде ожидается
незначительный прирост численности
населения. Ожидается снижение
смертности населения, при этом не
ожидается увеличения общего
коэффициента рождаемости по причине
сокращения числа женщин репродуктивного
возраста (влияние снижения рождаемости в
начале 1990-х годов).
Ожидаемая продолжительность жизни при
рождении за период с 2008 по 2019 год имела
тенденцию к росту (в 2008 году - 68,05 года, в
2019 году - 72,71 года). По прогнозной оценке
на 2021 - 2023 годы эта тенденция сохранится,
ожидаемая продолжительность жизни при
рождении в 2021 году составит 74,24 года, в 2022
году - 75,29 года, в 2023 году - 76,35 года (по
базовому варианту прогноза).
Основные параметры государственных
программ Республики Крым
В соответствии с перечнем
государственных программ Республики
Крым, утвержденным распоряжением Совета
министров Республики Крым от 22 октября
2020 года N 1673-р, в 2021 году запланирована
реализация 32 государственных программ
Республики Крым.
Цели, задачи, целевые индикаторы и
показатели, сроки реализации, объемы
финансового обеспечения и ожидаемые
результаты государственных программ
Республики Крым утверждаются
постановлениями Совета министров
Республики Крым.
Мероприятия, предусмотренные
государственными программами
Республики Крым, направлены на
достижение показателей прогноза
социально-экономического развития
Республики Крым на 2021 год и на плановый
период 2022 и 2023 годов и устойчивого
социально-экономического развития
Республики Крым.
Приложение 2
к прогнозу
социально-экономического развития
Республики Крым
на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023
годов
Перечень государственных программ
Республики Крым, предлагаемых к
реализации в 2021 - 2023 годах
N п/п |
Наименование государственной программы Республики Крым (в т.ч. наименования подпрограмм) |
Ответственный исполнитель государственной программы Республики Крым |
1 |
Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Крым |
Министерство сельского хозяйства Республики Крым |
2 |
Государственная программа Республики Крым "Развитие промышленного комплекса" |
Министерство промышленной политики Республики Крым |
3 |
Государственная программа Республики Крым "Развитие торговой деятельности" |
Министерство промышленной политики Республики Крым |
4 |
Государственная программа Республики Крым "Развитие транспортного комплекса Республики Крым" |
Министерство транспорта Республики Крым |
5 |
Государственная программа Республики Крым "Развитие дорожного хозяйства Республики Крым" |
Министерство транспорта Республики Крым |
6 |
Государственная программа Республики Крым "Развитие топливно-энергетического комплекса Республики Крым" |
Министерство топлива и энергетики Республики Крым |
7 |
Государственная программа реформирования жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым |
Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым |
8 |
Государственная программа развития здравоохранения в Республике Крым |
Министерство здравоохранения Республики Крым |
9 |
Государственная программа развития строительной отрасли Республики Крым |
Министерство строительства и архитектуры Республики Крым |
10 |
Государственная программа Республики Крым по укреплению единства российской нации и этнокультурному развитию народов России "Республика Крым - территория межнационального согласия" |
Государственный комитет по делам межнациональных отношений Республики Крым |
11 |
Государственная программа Республики Крым "Развитие пожарной охраны, защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в Республике Крым" |
Министерство чрезвычайных ситуаций Республики Крым |
12 |
Государственная программа развития физической культуры и спорта в Республике Крым |
Министерство спорта Республики Крым |
13 |
Государственная программа Республики Крым "Информационное общество" |
Министерство внутренней политики, информации и связи Республики Крым |
14 |
Государственная программа "Управление государственным имуществом Республики Крым" |
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым |
15 |
Государственная программа развития образования в Республике Крым |
Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым |
16 |
Государственная программа Республики Крым "Охрана окружающей среды и рационального использования природных ресурсов Республики Крым" |
Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым |
17 |
Государственная программа Республики Крым "Социальная поддержка граждан Республики Крым" |
Министерство труда и социальной защиты Республики Крым |
18 |
Государственная программа труда и занятости населения Республики Крым |
Министерство труда и социальной защиты Республики Крым |
19 |
Государственная программа Республики Крым "Доступная среда" |
Министерство труда и социальной защиты Республики Крым |
20 |
Государственная программа Республики Крым "Профилактика преступности и правонарушений в Республике Крым" |
Служба по мобилизационной работе и территориальной обороне Республики Крым |
21 |
Государственная программа Республики Крым "Развитие жилищного строительства в Республике Крым" |
Министерство строительства и архитектуры Республики Крым |
22 |
Государственная программа Республики Крым "Развитие культуры, архивного дела и сохранение объектов культурного наследия Республики Крым" |
Министерство культуры Республики Крым |
23 |
Государственная программа развития курортов и туризма в Республике Крым |
Министерство курортов и туризма Республики Крым |
24 |
Государственная программа развития водохозяйственного комплекса Республики Крым |
Государственный комитет по водному хозяйству и мелиорации Республики Крым |
25 |
Государственная программа Республики Крым "Экономическое развитие и инновационная экономика" |
Министерство экономического развития Республики Крым |
26 |
Государственная программа Республики Крым "Газификация населенных пунктов Республики Крым" |
Министерство топлива и энергетики Республики Крым |
27 |
Государственная программа "Обеспечение эпизоотического, ветеринарно-санитарного благополучия в Республике Крым и развитие государственной ветеринарной службы Республики Крым" |
Государственный комитет ветеринарии Республики Крым |
28 |
Государственная программа Республики Крым в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами |
Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым |
29 |
Государственная программа Республики Крым "Формирование современной городской среды" |
Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым |
30 |
Государственная программа Республики Крым "Управление финансами Республики Крым" |
Министерство финансов Республики Крым |
31 |
Государственная программа Республики Крым "Обеспечение защиты прав потребителей" |
Министерство промышленной политики Республики Крым |
32 |
Государственная программа Республики Крым "Реализация государственной молодежной политики в Республике Крым" |
Государственный комитет молодежной политики Республики Крым |