Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


АДМИНИСТРАЦИЯ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 декабря 2020 года N 988


Об утверждении основных направлений долговой политики Тамбовской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов



В соответствии со статьей 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и в целях эффективного управления государственным долгом Тамбовской области в 2021 - 2023 годах и обеспечения выполнения постановлений Правительства Российской Федерации от 31.12.2019 N 1950 "О соглашениях, которые предусматривают меры по социально - экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъектов Российской Федерации", от 13.12.2017 N 1531 "О проведении в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам", условий Дополнительных соглашений к Соглашениям от 21.09.2015 N 01-01-06/06-136 и от 25.12.2017 N 01-01-06/06-392 о предоставлении бюджету Тамбовской области из федерального бюджета бюджетного кредита для частичного покрытия дефицита бюджета Тамбовской области, заключенных Тамбовской областью с Министерством финансов Российской Федерации, администрация области постановляет:


1. Утвердить основные направления долговой политики Тамбовской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов согласно приложению.


2. Опубликовать настоящее постановление на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) и на сайте сетевого издания "Тамбовская жизнь" (www.tamlife.ru).



И.о. главы администрации области
О.О.Иванов



Утверждены
постановлением
администрации Тамбовской области
от 04.12.2020 N 988



ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2021 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2022 И 2023 ГОДОВ



Общие положения


Долговая политика Тамбовской области является составной частью бюджетной политики, непосредственно связана с бюджетным процессом Тамбовской области и представляет собой совокупность мероприятий по регулированию объема и структуры государственного долга, осуществлению государственных заимствований, поддержанию приемлемого уровня риска и стоимости государственных заимствований, обслуживанию и погашению долговых обязательств Тамбовской области.



Итоги реализации долговой политики Тамбовской области в 2019 и 2020 годах


В 2019 году долговая политика была ориентирована на решение таких ключевых задач, как поддержание умеренной долговой нагрузки на бюджет Тамбовской области, сдерживание роста расходов на обслуживание государственного долга, соблюдение показателей и индикаторов, установленных государственной программой Тамбовской области "Эффективное управление финансами и оптимизация государственного долга", выполнение условий Соглашений от 21 сентября 2015 г. N 01-01-06/06-136 и от 25 декабря 2017 г. N 01-01-06/06-392 о предоставлении бюджету Тамбовской области из федерального бюджета бюджетного кредита для частичного покрытия дефицита бюджета Тамбовской области, а также Дополнительных соглашений к ним, заключенных Тамбовской областью с Министерством финансов Российской Федерации, и условий реструктурированных в 2012, 2015 и 2017 годах бюджетных кредитов, полученных из федерального бюджета.


Государственный долг Тамбовской области на 01 января 2020 г. составил 19074,4 млн. рублей, что ниже утвержденного законом о бюджете предельного значения на 507,3 млн. рублей. По итогам исполнения бюджета Тамбовской области за 2019 год уровень долговой нагрузки составил 79,4% к объему доходов бюджета Тамбовской области без учета безвозмездных поступлений, по рыночным обязательствам - 63,6%.


Бюджет Тамбовской области на 2019 год был принят и исполнен с дефицитом, фактический уровень сложился в сумме 2430,2 млн. рублей, без учета изменений остатков средств бюджета Тамбовской области его объем составил 1858,6 млн. рублей или 7,7% от доходов бюджета Тамбовской области без учета безвозмездных поступлений, что соответствует ограничениям, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации, и условиям соглашений, заключенных с Министерством финансов Российской Федерации о предоставлении бюджету Тамбовской области из федерального бюджета бюджетных кредитов для частичного покрытия дефицита бюджета Тамбовской области.


В структуре государственного долга Тамбовской области 80% составляют кредиты, привлеченные от кредитных организаций, и государственные ценные бумаги, 20% - бюджетные кредиты. Из состава государственного долга Тамбовской области исключены наиболее рисковые краткосрочные обязательства, профиль государственного долга продлен до 2020 - 2034 годов.


В течение 2019 года проводилась работа по снижению расходов на обслуживание государственного долга. Процентные ставки, действующие на момент заключения государственных контрактов на привлечение кредитных ресурсов для финансирования дефицита регионального бюджета и погашения долговых обязательств Тамбовской области, в 2019 году ниже ограничений, установленных Министерством финансов Российской Федерации (ключевая ставка, установленная Центральным банком Российской Федерации, увеличенная на 1% годовых).


В отчетном периоде использовалась практика краткосрочного кредитования в Федеральном казначействе, что позволило в течение года привлекать бюджетные ресурсы из федерального бюджета для финансирования краткосрочных кассовых разрывов в пределах финансового года и не прибегать к рыночным заемным средствам. Всего было привлечено "казначейских" кредитов на общую сумму 5520,0 млн. рублей.


Активное использование "казначейского" кредита на пополнение остатков средств на едином счете бюджета Тамбовской области и "банковских" возобновляемых кредитных линий позволило в существенной степени снизить расходы на обслуживание государственного долга Тамбовской области - объем расходов на обслуживание государственного долга Тамбовской области в 2019 году составил 1008,7 млн. рублей или 80,5% к бюджетным ассигнованиям, утвержденным в бюджете Тамбовской области первоначально. Экономия, сложившаяся по расходам на обслуживание государственного долга Тамбовской области, а это 245,0 млн. рублей, в полном объеме направлена на снижение долговой нагрузки регионального бюджета.


Удельный вес расходов на обслуживание государственного долга составил 2,2% от общего объема расходов регионального бюджета, за исключением расходов, осуществляемых за счет субвенций из федерального бюджета, что соответствует группе заемщиков с высоким уровнем долговой устойчивости (не более 5%).


Отношение годового объема платежей по погашению и обслуживанию государственного долга к общему объему налоговых, неналоговых доходов бюджета Тамбовской области и дотаций из федерального бюджета составило 3,4%, что соответствует группе заемщиков с высоким уровнем долговой устойчивости (не более 13%).


В целях снижения долговой нагрузки и исключения рисков в отношении долговых обязательств в форме государственных гарантий Тамбовской областью введен мораторий на их предоставление.


Обязательства по кредитам, привлеченным Тамбовской областью от кредитных организаций, бюджетным кредитам, государственным ценным бумагам Тамбовской областью исполнены своевременно и в полном объеме, просроченной и неурегулированной задолженности нет.


Аналитическое Кредитное Рейтинговое Агентство (АКРА) в ноябре 2019 года изменило прогноз по кредитному рейтингу Тамбовской области на "Стабильный" и подтвердило кредитные рейтинги области и ее облигаций на уровне "BBB+(RU)".


По результатам оценки долговой устойчивости субъектов Российской Федерации, проведенной Министерством финансов Российской Федерации в 2020 году, Тамбовская область отнесена к регионам со средним уровнем долговой устойчивости.


В 2020 году долговая политика реализуется также в условиях выполнения дополнительных соглашений о реструктуризации бюджетных кредитов, предоставленных Тамбовской области из федерального бюджета для частичного покрытия дефицита бюджета Тамбовской области, заключенных с Министерством финансов Российской Федерации в декабре 2017 г., и направлена на снижение государственного долга Тамбовской области.


В первоначально утвержденном бюджете Тамбовской области на 2020 год государственный долг составил 22031,7 млн. рублей. С учетом изменений в марте, июле текущего года его размер сократился до 20673,9 млн. рублей.


Верхний предел государственного внутреннего долга Тамбовской области на 01 января 2021 г. уменьшился на 1357,7 млн. рублей, из которых 507,3 млн. рублей в декабре 2019 г. были направлены на досрочное погашение кредита, привлеченного Тамбовской областью от кредитной организации, и на 850,5 млн. рублей уменьшены рыночные заимствования 2020 года.


Плановый размер дефицита бюджета Тамбовской области снизился на 550,0 млн. рублей к первоначально утвержденному в объеме 2450,0 млн. рублей и составил 1900,0 млн. рублей.


Государственный долг Тамбовской области на 01 июля 2020 г. составил 19024,4 млн. рублей, в том числе бюджетный кредит на пополнение остатков средств на едином счете бюджета Тамбовской области - 2950,0 млн. рублей.


Задача по обеспечению минимизации стоимости заимствований с учетом условий рынков финансовых услуг - безусловный приоритет долговой политики текущего года.


В связи с неоднократным изменением в текущем году ключевой ставки Центральным банком Российской Федерации в адрес банков направлялись обращения о снижении цены контрактов в соответствии с положениями государственных контрактов.


В истекшем периоде проведено двенадцать аукционов на оказание услуг по предоставлению кредитов от кредитных организаций, из них восемь аукционов проведено в целях рефинансирования ранее принятых долговых обязательств (3786,3 млн. рублей) с более высокими ставками обслуживания.


Процентная ставка по заключенным государственным контрактам не превысила рекомендованную Министерством финансов Российской Федерации (ключевая ставка, установленная Центральным банком Российской Федерации, увеличенная на 1% годовых).


Минимизация процентных платежей по кредитам, привлеченным Тамбовской областью от кредитных организаций, и экономия бюджетных средств в текущем году будут также обусловлены использованием возобновляемых кредитных линий банков со свободным графиком привлечения и погашения, а также кредитованием в Федеральном казначействе для финансирования краткосрочных кассовых разрывов в пределах финансового года. За истекший период привлечено "казначейских" кредитов на общую сумму 5250,0 млн. рублей.


Расходы на обслуживание государственного долга в текущем году не превысят уровня 2019 года.


Тамбовская область выполняет свои долговые обязательства в полном объеме и в строго установленные сроки.


Аналитическое Кредитное Рейтинговое Агентство (АКРА) в мае 2020 г. подтвердило кредитный рейтинг Тамбовской области на уровне ВВВ+(RU), прогноз "Стабильный", и облигаций области - на уровне ВВВ+(RU).



Основные факторы, определяющие характер и направления долговой политики Тамбовской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов


В планируемом периоде одновременно несколько факторов будут определять характер и направления долговой политики Тамбовской области:


реализация мер по устранению последствий новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV);


рост расходных обязательств Тамбовской области вследствие принятия решений о реализации задач, определенных указами Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2030 года", "майскими указами" 2012 года;


необходимость планомерного снижения долговой нагрузки бюджета Тамбовской области;


выполнение условий реструктуризации задолженности Тамбовской области перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, проведенной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13.12.2017 N 1531 "О проведении в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам";


изменения, внесенные в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части оценки долговой устойчивости субъектов Российской Федерации и ранжирования субъектов Российской Федерации в зависимости от уровня долговой устойчивости.



Цели и задачи долговой политики Тамбовской области


Долговая политика Тамбовской области в 2021 - 2023 годах, как и в предыдущие периоды, будет направлена на обеспечение сбалансированности и долговой устойчивости бюджета Тамбовской области посредством эффективного управления государственным долгом.


Целью долговой политики Тамбовской области является обеспечение потребностей в заемном финансировании, своевременном исполнении долговых обязательств при минимизации расходов на их обслуживание, а также поддержание объема и структуры государственного долга на уровне, позволяющем обеспечить исполнение расходных и долговых обязательств бюджета Тамбовской области, в условиях решения поставленных социально-экономических задач.


Задачи долговой политики Тамбовской области в 2021 - 2023 годах:


обеспечение выполнения условий реструктуризации задолженности Тамбовской области перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, проведенной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13.12.2017 N 1531 "О проведении в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам", в том числе:


обеспечение дефицита бюджета Тамбовской области на уровне не более 10% от суммы доходов бюджета Тамбовской области без учета безвозмездных поступлений за соответствующий финансовый год (с возможным превышением на сумму поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности Тамбовской области, и (или) снижения остатков средств на счетах по учету средств бюджета Тамбовской области, в том числе средств Резервного фонда Тамбовской области);


обеспечение поэтапного сокращения доли общего объема государственного долга Тамбовской области в целях достижения следующих показателей:


на 01 января 2022 г. - не более 61% от суммы доходов бюджета Тамбовской области без учета безвозмездных поступлений за 2021 год;


на 01 января 2023 г. - не более 58% от суммы доходов бюджета Тамбовской области без учета безвозмездных поступлений за 2022 год;


на 01 января 2024 г. - не более 55% от суммы доходов бюджета Тамбовской области без учета безвозмездных поступлений за 2023 год;


обеспечение доли долговых обязательств Тамбовской области по государственным ценным бумагам и по кредитам, полученным от кредитных организаций:


на 01 января 2022 г. - не более 50% от суммы доходов бюджета Тамбовской области без учета безвозмездных поступлений за 2021 год;


на 01 января 2023 г. - не более 50% от суммы доходов бюджета Тамбовской области без учета безвозмездных поступлений за 2022 год;


на 01 января 2024 г. - не более 50% от суммы доходов бюджета Тамбовской области без учета безвозмездных поступлений за 2023 год;


поддержание предельного объема расходов на обслуживание государственного долга в объеме не выше 5% от суммы расходов бюджета Тамбовской области, за исключением суммы расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из федерального бюджета;


обеспечение мер, направленных на привлечение в бюджет Тамбовской области кредитов от кредитных организаций по ставкам на уровне не более чем уровень ключевой ставки, установленный Центральным банком Российской Федерации, увеличенный на 1% годовых;


обеспечение выполнения Программы оздоровления государственных финансов (оптимизации расходов) Тамбовской области на 2017 - 2024 годы, утвержденной постановлением администрации области от 30.03.2017 N 275 "Об утверждении Программы оздоровления государственных финансов (оптимизации расходов) Тамбовской области на 2017 - 2024 годы";


соблюдение показателей и индикаторов, установленных государственной программой Тамбовской области "Эффективное управление финансами и оптимизация государственного долга", утвержденной постановлением администрации области от 25.09.2013 N 1067;


эффективное управление текущей ликвидностью бюджета Тамбовской области, в том числе за счет дальнейшего использования механизма управления свободными остатками денежных средств на счетах по учету средств бюджета Тамбовской области и привлечения краткосрочных бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на едином счете бюджета Тамбовской области;


обеспечение исполнения и обслуживания долговых обязательств Тамбовской области своевременно и в полном объеме при различных обстоятельствах, включая кризисные явления в экономике и на финансовых рынках;


оптимизация структуры государственного долга Тамбовской области по видам и срокам заимствований в целях минимизации стоимости его обслуживания и обеспечения равномерной долговой нагрузки, связанной с погашением долговых обязательств;


формирование структуры государственного долга Тамбовской области с приоритетом среднесрочных и долгосрочных обязательств;


управление рисками, связанными с осуществлением заимствований и управлением государственным долгом Тамбовской области;


учет информации о государственном долге Тамбовской области, формирование отчетности о государственных долговых обязательствах Тамбовской области;


обеспечение раскрытия информации о государственном долге Тамбовской области и проводимой заемной политике.



Инструменты реализации долговой политики Тамбовской области


При реализации основных направлений долговой политики Тамбовской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов могут использоваться все инструменты заимствований, предусмотренные Бюджетным кодексом Российской Федерации: кредиты кредитных организаций, государственные ценные бумаги и бюджетные кредиты из федерального бюджета.



Анализ рисков для бюджета Тамбовской области, возникающих в процессе управления государственным долгом Тамбовской области


Важнейшая задача управления государственным долгом субъектов Российской Федерации - своевременное выявление и оценка долговых рисков, а основной "инструмент" - разработка долговой стратегии, позволяющей как обеспечить привлечение необходимых объемов заемных ресурсов, так и сохранить на приемлемом уровне принимаемые риски долгового портфеля.


Основными рисками, возникающими при управлении государственным долгом Тамбовской области, являются:


риск недостижения планируемых объемов поступлений доходов регионального бюджета, поскольку недопоступление доходов потребует поиска альтернативных источников для выполнения расходных обязательств бюджета и обеспечения его сбалансированности;


процентный риск - вероятность увеличения суммы расходов регионального бюджета на обслуживание государственного долга вследствие увеличения Центральным банком Российской Федерации ключевой ставки и (или) роста объемов привлечения кредитов для выполнения расходных обязательств;


риск рефинансирования - вероятность потерь вследствие невыгодных условий привлечения заимствований на рефинансирование уже имеющихся обязательств или невозможность рефинансировать текущие обязательства;


риск ликвидности - отсутствие в бюджете области средств для полного исполнения расходных и долговых обязательств региона в срок, в том числе по причине отсутствия участников в аукционах по привлечению кредитных ресурсов.


Основными мерами, принимаемыми в целях управления рисками, связанными с реализацией долговой политики Тамбовской области, будут являться:


осуществление достоверного прогнозирования доходов регионального бюджета и поступлений по источникам финансирования дефицита бюджета Тамбовской области;


принятие взвешенных и экономически обоснованных решений по принятию долговых обязательств Тамбовской областью;


осуществление мониторинга конъюнктуры финансового рынка и ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, условий и результатов привлечения рыночных заимствований субъектами Российской Федерации.



И.о. заместителя главы администрации области,
начальника финансового управления области
Л.П.Третьякова


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ