Трехстороннее соглашение о
взаимодействии в области
социально-трудовых отношений в Пермском
крае на 2020-2022 годы
от 30 декабря 2019 года N СЭД-01-45-50
(с изменениями на 1 декабря 2022 года)
(в ред. Дополнительного соглашения N 01-48-7, утв. Трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений в Пермском крае 12.11.2020, Дополнительного соглашения N 01-48-5, утв. Трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений в Пермском крае 14.07.2021, Дополнительного соглашения N 01-48-7, утв. Трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений в Пермском крае 01.07.2022, Дополнительного соглашения N 01-48-11, утв. Трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений в Пермском крае 01.12.2022)
Общие положения
Полномочные представители сторон
социального партнерства в Пермском крае:
Пермский краевой союз организаций
профсоюзов "Пермский крайсовпроф",
представляющий интересы работников
(далее - Профсоюзы), Союз промышленников и
предпринимателей Пермского края
"Сотрудничество" (региональное
объединение работодателей),
представляющий интересы работодателей
(далее - Работодатели), и Правительство
Пермского края (далее - Правительство),
именуемые далее "Стороны",
заключили настоящее Соглашение для
согласования интересов работников,
работодателей и органов государственной
власти по вопросам регулирования
социально-трудовых и иных связанных с
ними отношений.
Стороны, заключая настоящее Соглашение,
руководствуются Конституцией
Российской Федерации, конвенциями
Международной организации труда,
ратифицированными Российской
Федерацией, Трудовым кодексом
Российской Федерации, Законом Пермской
области от 11 октября 2004 г. N 1622-329 "О
социальном партнерстве в Пермском
крае", иными нормативными правовыми
актами Российской Федерации и Пермского
края, признают и обязуются выполнять в
объеме своих полномочий Генеральное
соглашение между общероссийскими
объединениями профсоюзов,
общероссийскими объединениями
работодателей и Правительством
Российской Федерации и настоящее
Соглашение.
Стороны считают повышение уровня жизни
населения и создание условий для
реализации прав граждан на достойный
труд, эффективную занятость, рост
реальной заработной платы, безопасность
рабочего места, защиту трудовых и
социальных прав приоритетными целями
настоящего Соглашения, достижение
которых обеспечит создание условий для
устойчивого развития экономики,
поддержания социальной стабильности в
регионе, повышения
конкурентоспособности экономики и роста
производительности труда.
Настоящее Соглашение является правовым
актом и основой (наряду с федеральными
отраслевыми соглашениями) для
заключения территориальных, отраслевых
(межотраслевых) соглашений, коллективных
договоров организаций на территории
Пермского края.
Стороны не вправе устанавливать уровень
трудовых и социальных гарантий ниже
закрепленных настоящим Соглашением.
Действие настоящего Соглашения
распространяется на органы
государственной власти Пермского края и
органы местного самоуправления
муниципальных образований Пермского
края в случаях, когда они выступают в
качестве работодателей, организации,
входящие в Союз промышленников и
предпринимателей Пермского края
"Сотрудничество" (региональное
объединение работодателей),
территориальные, первичные и другие
профсоюзные организации, входящие в
Пермский краевой союз организаций
профсоюзов "Пермский крайсовпроф",
а также организации, не являющиеся
членами этих объединений, но которые
уполномочили указанные объединения от
их имени участвовать в коллективных
переговорах и заключить настоящее
Соглашение либо присоединились к
настоящему Соглашению после его
заключения.
Правительство принимает на себя
обязательства выступать гарантом
выполнения обязательств, закрепленных в
настоящем Соглашении, для работников
бюджетной сферы.
Выполнение обязательств, принятых на
себя Правительством, обеспечивается
средствами бюджета Пермского края,
которые должны быть учтены при ежегодной
подготовке проекта закона о бюджете
Пермского края и предусмотрены в бюджете
Пермского края на соответствующий
период.
Выполнение обязательств, принятых на
себя Работодателями и Профсоюзами,
обеспечивается необходимыми средствами,
предусмотренными в планах хозяйственной
деятельности организаций, сметах
профсоюзов.
Стороны договорились об обмене
информацией, касающейся
социально-трудовых отношений,
социального партнерства и выполнения
обязательств настоящего Соглашения.
Стороны признают целесообразность и
содействуют заключению трехсторонних
отраслевых (межотраслевых),
территориальных и иных соглашений по
вопросам регулирования
социально-трудовых отношений и
связанных с ними экономических
отношений, коллективных договоров в
организациях любой формы собственности,
осуществляющих свою деятельность на
территории Пермского края. В пределах
своей компетенции принимают меры,
направленные на обеспечение их
реализации, оказывают всестороннее
содействие развитию социального
партнерства на всех уровнях.
Правительство обеспечивает в течение 7
календарных дней после подписания
настоящего Соглашения его официальную
публикацию, стороны социального
партнерства размещают текст настоящего
Соглашения на своих официальных сайтах в
информационно-телекоммуникационной
сети "Интернет".
Раздел I. Развитие экономики
1.1. Стороны совместно:
1.1.1. признают приоритетными следующие
направления:
содействие созданию новых и
модернизации действующих эффективных
производств;
развитие высокотехнологичных и
инфраструктурных секторов экономики;
переход от модели сырьевой экономики к
инновационной модели развития;
внедрение эффективных механизмов
стимулирования инвестиций и инноваций;
повышение эффективности
государственного управления и
рациональное использование бюджетных
расходов;
повышение эффективности ценовой и
тарифной политики в сфере естественных
монополий;
стимулирование энергосбережения,
модернизация системы обеспечения
промышленной, технологической и
экологической безопасности;
развитие импортозамещающих
конкурентоспособных производств;
1.1.2. обеспечивают увеличение объемов
производства промышленной продукции
организациями, осуществляющими
деятельность на территории Пермского
края, согласно Стратегии
социально-экономического развития
Пермского края;
1.1.3. принимают меры по сокращению
административных и других ограничений,
связанных с хозяйственно-экономической
деятельностью организаций,
осуществляющих деятельность на
территории Пермского края;
1.1.4. разрабатывают и обеспечивают
реализацию мер по поддержке малого и
среднего предпринимательства,
способствуют формированию
благоприятных условий для развития
предпринимательской деятельности,
повышению роли малого и среднего
предпринимательства в решении
социально-экономических задач Пермского
края;
1.1.5. обеспечивают взаимное
информирование о наличии признаков
преднамеренного или фиктивного
банкротства в отношении организаций,
осуществляющих деятельность на
территории Пермского края, принимают
меры по предупреждению финансовой
несостоятельности организаций,
используя при необходимости в полном
объеме досудебные процедуры;
1.1.6. участвуют в разработке и реализации
государственных программ Пермского края
и пилотных проектов, направленных на
экономическое развитие региона,
систематически анализируют состояние
дел и прогнозируют
социально-экономическую ситуацию в
отраслях экономики и муниципальных
образованиях Пермского края;
1.1.7. проводят консультации по основным
направлениям государственного
регулирования цен (тарифов) на стадии их
разработки, согласованной с динамикой
денежных доходов населения и
направленной на снижение уровня
инфляции, с оценкой последствий
повышения тарифов для населения и
отдельных видов экономической
деятельности и подготовкой предложений
по минимизации негативного влияния
повышения цен и регулируемых тарифов на
уровень жизни населения и эффективность
функционирования организаций и
различных секторов экономики;
1.1.8. содействуют созданию условий для
поддержки местных товаропроизводителей,
осуществляют меры, направленные на
стабилизацию их финансового положения;
1.1.9. содействуют участию организаций во
всероссийских конкурсах, в том числе в
конкурсе "Российская организация
высокой социальной эффективности",
проводят отраслевые и краевые конкурсы в
целях повышения эффективности
производства, активной пропаганды
успехов и достижений организаций,
добившихся наилучших показателей
социально-экономического развития.
1.2. Правительство:
1.2.1. в соответствии с законодательством
предоставляет меры государственной
поддержки субъектам инвестиционной
деятельности в Пермском крае;
1.2.2. в целях повышения экономической
устойчивости организаций способствует
развитию региональной и межрегиональной
промышленной кооперации;
1.2.3. разрабатывает и реализует
региональные проекты в рамках
федеральных проектов, направленных на
реализацию национальных проектов, с
целью обеспечения отраслей экономики
высококвалифицированными кадрами (Указ
Президента Российской Федерации от 7 мая
2018 г. N 204 "О национальных целях и
стратегических задачах развития
Российской Федерации на период до 2024
года");
1.2.4. обеспечивает в установленном
порядке:
1.2.4.1. сотрудничество Пермского края и
частных партнеров по реализации
социально значимых инфраструктурных,
инвестиционных и иных проектов и
программ;
1.2.4.2. ведение эффективной бюджетной
политики, направленной на рост и
развитие человеческого капитала;
1.2.4.3. ведение эффективной налоговой
политики, направленной на реализацию
принципа социальной справедливости и
стимулирующей привлечение инвестиций в
развитие приоритетных отраслей
экономики;
1.2.4.4. разработку и реализацию
государственных программ Пермского
края, принимаемых в целях реализации
промышленной политики, достижения
целевых показателей, определенных
документами стратегического
планирования Пермского края;
1.2.4.5. устойчивое развитие сельского
хозяйства и сельских территорий путем
реализации государственных программ
Пермского края;
1.2.5. осуществляет упрощение доступа
субъектов малого и среднего
предпринимательства к объектам
технологической инфраструктуры,
недвижимому имуществу и земельному
ресурсу;
1.2.6. обеспечивает участие представителей
объединений работодателей
(предпринимателей) и объединений
работников (профсоюзов) в разработке и
(или) обсуждении проектов законов
Пермского края и иных нормативных
правовых актов, программ
социально-экономического развития,
других актов органов государственной
власти Пермского края и органов местного
самоуправления муниципальных
образований Пермского края в сфере
труда.
1.3. Работодатели:
1.3.1. принимают участие в региональных
проектах по поддержке
предпринимательства, участвуют в
создании технопарков, индустриальных
парков, бизнес-инкубаторов;
1.3.2. в целях инновационного развития
промышленности, создания
высокотехнологичной, наукоемкой
продукции стимулируют изобретательскую
и рационализаторскую деятельность в
организациях;
1.3.3. разрабатывают и реализуют
мероприятия, направленные на повышение
производительности труда на основе
модернизации и технического
перевооружения, качества выпускаемой
продукции, энергоэффективности,
экономии материальных ресурсов;
1.3.4. принимают участие в мониторингах,
проводимых Правительством Пермского
края;
1.3.5. привлекают в коллегиальные органы
управления организаций представителей
выборных органов первичных профсоюзных
организаций;
1.3.6. принимают меры по развитию
региональной и межрегиональной
промышленной кооперации;
1.3.7. своевременно принимают меры по
предупреждению банкротства организаций,
их финансовому оздоровлению, используя в
полном объеме досудебные процедуры;
1.3.8. привлекают выборный орган первичной
профсоюзной организации к консультациям
в связи с ухудшением финансового
состояния организации, к выработке
совместных мер по стабилизации ситуации
и защите работников.
1.4. Профсоюзы:
1.4.1. выступают инициаторами заключения
коллективных договоров, предусматривают
в них нормы федеральных отраслевых и
краевых трехсторонних соглашений;
1.4.2. проводят работу с членами профсоюзов
по повышению качества производимой
продукции, росту производительности
труда, укреплению трудовой дисциплины и
рациональному использованию рабочего
времени, экономии материальных ресурсов,
организации трудового соревнования на
предприятиях и в отрасли и участвуют в
подведении итогов соревнования;
1.4.3. осуществляют контроль за
соблюдением законодательных актов,
обеспечивающих защиту интересов
работников при приватизации,
реструктуризации, перепрофилировании,
ликвидации или банкротстве предприятий;
1.4.4. проводят экспертизу проектов
нормативных актов в сфере
социально-трудовых отношений и
связанных с ними экономических
отношений, коллективных договоров на
соответствие их положений действующему
законодательству и соглашениям.
Раздел II. Оплата труда
2.1. Стороны совместно:
2.1.1. разрабатывают и реализуют комплекс
мер, обеспечивающих право работника на
достойный труд, повышение уровня
реальной заработной платы;
2.1.2. обеспечивают повышение уровня
реального содержания заработной платы
работников, включая ежегодную
индексацию заработной платы в связи с
ростом потребительских цен на товары и
услуги, в соответствии с действующим
законодательством;
2.1.3. проводят политику оплаты труда
работников в зависимости от реального
трудового вклада, сокращения чрезмерной
дифференциации в оплате труда
работников и руководителей организаций
Пермского края всех форм собственности,
совершенствования систем оплаты труда;
2.1.4. участвуют в работе межведомственной
комиссии по предотвращению социальной
напряженности в Пермском крае в целях
проведения контроля за своевременной и
полной выплатой заработной платы и
социальных отчислений в организациях
Пермского края всех форм собственности,
недопущения задолженности по заработной
плате, обобщения и распространения
успешного опыта ее погашения;
2.1.5. принимают меры по ликвидации и
недопущению задолженности по выплате
заработной платы и иных положенных
работникам выплат в организациях
Пермского края независимо от форм
собственности и ведомственной
подчиненности, обеспечению начисления и
выплаты компенсации за задержку
заработной платы;
2.1.6. публикуют в средствах массовой
информации сторон социального
партнерства величину прожиточного
минимума для основных
социально-демографических групп
населения;
2.1.7. принимают меры по недопущению
вознаграждений за труд, осуществляемый
нелегитимным способом, то есть с
нарушением действующего
законодательства.
2.2. Правительство:
2.2.1. обеспечивает планирование и
своевременное направление средств для
выплаты заработной платы работникам
бюджетной сферы в соответствии с
обязательствами, предусмотренными
законом Пермского края о бюджете на
очередной финансовый год и плановый
период;
2.2.2. обеспечивает повышение уровня
реального содержания заработной платы
работников бюджетной сферы, включая
ежегодную индексацию заработной платы в
связи с ростом потребительских цен на
товары и услуги в соответствии с
действующим законодательством;
2.2.3. устанавливает предельный уровень
соотношения среднемесячной заработной
платы руководителей, их заместителей,
главных бухгалтеров учреждений,
формируемой за счет всех источников
финансового обеспечения и
рассчитываемой за календарный год, и
среднемесячной заработной платы
работников соответствующих учреждений
(без учета заработной платы
соответствующего руководителя, его
заместителей, главного бухгалтера).
2.3. Работодатели:
2.3.1. принимают меры для увеличения доли
базовой (гарантированной) части
заработной платы в фонде оплаты труда
работников организаций, снижения уровня
дифференциации в оплате труда
работников и руководителей организаций
Пермского края всех форм собственности;
2.3.2. устанавливают с учетом мнения
представительного органа работников
размеры тарифных ставок (окладов), формы
оплаты труда, порядок и размеры доплат и
надбавок компенсирующего и
стимулирующего характера, в том числе
компенсационные выплаты за вредные и
(или) опасные условия труда,
интенсивность труда, иные формы
материального поощрения, и вносят их в
коллективный договор;
2.3.3. не допускают задержек выплаты
заработной платы работникам
организаций, осуществляющих
деятельность на территории Пермского
края;
2.3.4. выплачивают денежную компенсацию
работнику при нарушении установленного
срока выплаты заработной платы и других
выплат, причитающихся работнику, в
размере не ниже одной сто пятидесятой
действующей в это время ключевой ставки
Центрального банка Российской Федерации
от не выплаченных в срок сумм за каждый
день задержки, начиная со следующего дня
после установленного срока выплаты по
день фактического расчета включительно;
2.3.5. обеспечивают повышение уровня
реального содержания заработной платы
работников, включая ежегодную
индексацию заработной платы в связи с
ростом потребительских цен на товары и
услуги в соответствии с действующим
законодательством;
2.3.6. обеспечивают на основании
письменного заявления работников
ежемесячное безналичное удержание из
заработной платы членских профсоюзных
взносов и их перечисление на счета
профсоюзов одновременно с выдачей
банками средств на заработную плату;
2.3.7. изыскивают возможность по доведению
тарифа первого разряда (оклада) до уровня
не ниже величины минимального размера
оплаты труда, установленного
федеральным законом, во внебюджетной
сфере.
2.4. Профсоюзы:
2.4.1. осуществляют контроль соблюдения
законодательства о труде, в том числе по
вопросам выполнения коллективного
договора, трудового договора, режима
рабочего времени и времени отдыха,
оплаты труда, индексации заработной
платы, предоставления гарантий,
компенсаций, льгот, предотвращения
случаев дискриминации в отношении
работающих пенсионеров или работников
предпенсионного возраста;
2.4.2. создают правовые и технические
инспекции труда профсоюзов, инициируют
создание в организациях комиссий по
трудовым спорам, комиссий по заработной
плате и других;
2.4.3. регулярно информируют
территориальные и первичные организации
профсоюзов о социально-экономическом
положении, размере среднемесячной
заработной платы работников по видам
экономической деятельности, индексе
потребительских цен, величине
прожиточного минимума в Пермском крае на
основании данных Пермьстата;
2.4.4. принимают участие в разработке
проектов законов и иных нормативных
правовых актов, содержащих нормы
трудового права, в том числе по вопросам
оплаты труда и повышения уровня жизни
населения;
2.4.5. в целях реализации Указа Президента
Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204
"О национальных целях и
стратегических задачах развития
Российской Федерации на период до 2024
года", повышения уровня реальной
заработной платы в Пермском крае,
проводят консультации со сторонами
социального партнерства по поэтапному
повышению минимальной заработной платы
до величины минимального
(восстановительного) потребительского
бюджета трудоспособного работающего
населения, разрабатываемого
Министерством труда и социальной защиты
Российской Федерации при участии
Российской трехсторонней комиссии по
регулированию социально-трудовых
отношений.
Раздел III. Занятость населения и развитие
рынка труда
3.1. Стороны совместно:
3.1.1. считают проведение государственной
политики в области содействия занятости
населения, развития и эффективного
использования трудовых ресурсов,
профессионального образования,
профессионального обучения и
дополнительного профессионального
образования кадров одним из приоритетов
развития Пермского края;
3.1.2. способствуют созданию эффективных
рабочих мест с достойной заработной
платой и безопасными условиями труда,
выводу из отраслей экономики
неквалифицированных рабочих мест и
рабочих мест с неблагоприятными
условиями труда, в том числе рабочих мест
с вредными и (или) опасными условиями
труда;
3.1.3. создают экономические условия для
развития малого и среднего
предпринимательства и самозанятости
населения;
3.1.4. ведут последовательную работу по
сокращению нелегальной занятости
населения;
3.1.5. способствуют предотвращению
негативных последствий
реструктуризации отраслей экономики,
системообразующих и градообразующих
предприятий; вырабатывают и реализуют
меры по предотвращению массовых
увольнений работников.
Критерии массового увольнения
определяются в отраслевых и (или)
территориальных соглашениях. В случае
если соглашениями критерии массового
высвобождения не установлены, действуют
нормы Постановления Правительства
Российской Федерации от 5 февраля 1993 г. N 99
"Об организации работы по содействию
занятости в условиях массового
высвобождения".
В зависимости от
территориально-отраслевых особенностей
развития экономики и уровня безработицы
в регионе могут устанавливаться иные
усиливающие социальную защищенность
работников критерии для оценки
массового высвобождения, определяемые
органами государственной власти
Пермского края;
3.1.6. участвуют в разработке прогноза
социально-экономического развития
Пермского края и государственного
задания на подготовку кадров со средним
профессиональным образованием и в
формировании предложений по объему
контрольных цифр приема в
образовательные организации высшего
образования с учетом потребностей
экономики;
3.1.7. участвуют в реализации
инновационных проектов в сфере
профессионального образования,
профессионального обучения и
дополнительного профессионального
образования, позволяющих реализовать
принципы непрерывного
профессионального образования,
разноуровневую подготовку кадров в
соответствии с требованиями
современного рынка труда;
3.1.8. участвуют в подготовке
управленческих кадров для экономики
Пермского края;
3.1.9. принимают участие и содействуют
развитию системы независимой оценки
квалификации в соответствии с
Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 238-ФЗ
"О независимой оценке
квалификации";
3.1.10. принимают участие во внедрении
профессиональных стандартов в рамках
своих полномочий в соответствии с
федеральным законодательством;
3.1.11. применяют для наименования
профессий, тарификации работ и
установления тарифных разрядов рабочих
Единый тарифно-квалификационный
справочник работ и профессий рабочих,
для наименования должностей ИТР и
служащих - квалификационный справочник
должностей руководителей, специалистов
и служащих и тарифно-квалификационные
характеристики по общеотраслевым
должностям служащих, профессиональные
стандарты, тарифные системы оплаты
труда;
3.1.12. обеспечивают эффективное
функционирование системы квотирования
рабочих мест для инвалидов и других
категорий населения, испытывающих
трудности в поиске работы;
3.1.13. обеспечивают оптимизацию
привлечения иностранных работников с
учетом развития экономики Пермского
края, соблюдая приоритет
трудоустройства жителей Пермского края;
3.1.14. организуют с участием средств
массовой информации кампании и акции по
информированию населения о состоянии
рынка труда и безработицы, возможностях
трудоустройства, профессионального
обучения и дополнительного
профессионального образования в
Пермском крае, включая массовые
мероприятия (ярмарки вакансий) и
ежемесячные публикации на официальных
сайтах сторон социального партнерства;
3.1.15. при планировании, реализации и
оценке эффективности мероприятий
государственной политики занятости
используют механизмы, индикаторы и
критерии, разработанные Международной
организацией труда;
3.1.16. принимают участие в разработке и
реализации мероприятий по повышению
качества образовательных услуг,
предоставляемых учебными центрами по
повышению квалификации и
профессиональной переподготовке.
3.2. Правительство:
3.2.1. разрабатывает и осуществляет
комплекс мер по снижению социальной
напряженности, предоставлению
дополнительных гарантий занятости,
профессиональному обучению,
дополнительному профессиональному
образованию и социальной поддержке
высвобождаемых работников в случае
осложнения ситуации на рынке труда
Пермского края, связанного с угрозой
массовых увольнений работников;
3.2.2. осуществляет мониторинг состояния
рынка труда Пермского края,
разрабатывает краткосрочные прогнозы
высвобождения работников из отраслей
экономики Пермского края, среднесрочные
и долгосрочные прогнозы основных
показателей рынка труда;
3.2.3. обеспечивает формирование
государственного задания на подготовку
кадров со средним профессиональным
образованием и его финансовое
обеспечение в государственных
профессиональных образовательных
учреждениях Пермского края;
3.2.4. организует работу по качественному
обновлению содержания
профессионального образования на основе
государственных образовательных
стандартов нового поколения, обновлению
перечня профессий и специальностей,
развитию вариативности образования и
повышению качества образовательных
услуг; привлекает представителей
стороны работодателей для выработки
решений, касающихся реформирования и
развития системы профессионального
образования;
3.2.5. проводит работу по кадровому
укреплению организаций бюджетной сферы
путем разработки и реализации программ
переподготовки и повышения квалификации
работников, внедрению механизмов оценки
и мотивации персонала;
3.2.6. обеспечивает осуществление мер
государственной поддержки молодых
специалистов, трудоустраивающихся после
выпуска из образовательных организаций
высшего или среднего профессионального
образования на работу в государственных
и муниципальных учреждениях и
сельскохозяйственных организациях, в
соответствии с законодательством
Пермского края;
3.2.7. ведет постоянную работу по повышению
доступности и качества
профессионального обучения и
дополнительного профессионального
образования безработных граждан с целью
повышения их конкурентоспособности на
рынке труда и содействия работодателям в
обеспечении квалифицированными
кадрами;
3.2.8. проводит организационную работу по
вопросам установления квот на
привлечение и использование иностранной
рабочей силы на основе выявления
потребности региона и оценки
эффективности ее использования;
3.2.9. разрабатывает и реализует меры,
направленные на повышение
территориальной мобильности трудовых
ресурсов (внутренней трудовой миграции);
3.2.10. разрабатывает программы содействия
занятости отдельных категорий населения
Пермского края, в том числе программы
содействия занятости населения
депрессивных территорий и
монопрофильных населенных пунктов с
напряженной ситуацией на рынке труда,
нуждающихся в краевой поддержке;
3.2.11. обеспечивает развитие системы
профессиональной ориентации молодежи и
взрослого населения Пермского края с
учетом текущих и перспективных
потребностей рынка труда Пермского
края;
3.2.12. создает условия для совмещения
незанятыми многодетными гражданами и
гражданами, воспитывающими
детей-инвалидов, функции по воспитанию
детей с трудовой занятостью;
3.2.13. разрабатывает и реализует
мероприятия, мотивирующие работодателей
к приему на работу граждан,
освободившихся из учреждений,
исполняющих наказания;
3.2.14. обеспечивает эффективное
исполнение переданного на краевой
уровень полномочия Российской Федерации
по осуществлению социальных выплат
гражданам, признанным в установленном
порядке безработными, за счет субвенций
федерального бюджета, а также
собственных полномочий в области
содействия занятости за счет средств
бюджета Пермского края, включая
предоставление электронных услуг, при
возникновении критических ситуаций на
рынке труда предусматривает выделение
из бюджета Пермского края
дополнительных средств на их
финансирование;
3.2.15. обеспечивает разработку и
реализацию мероприятий по содействию
занятости инвалидов путем
трудоустройства на оборудованные
(оснащенные) для них рабочие места,
создание инфраструктуры, обеспечивающей
доступность рабочего места для инвалида,
предусматривает выделение из бюджета
Пермского края средств на их
финансирование;
3.2.16. обеспечивает предоставление мер
государственной поддержки,
стимулирующих к сохранению действующих
и созданию новых специальных рабочих
мест для инвалидов;
3.2.17. обеспечивает сохранение рабочих
мест за работниками, участвующими в
специальной военной операции на
территориях Донецкой Народной
Республики, Луганской Народной
Республики и Украины, на период
прохождения военной службы по контракту,
в организациях, в отношении которых
исполнительные органы государственной
власти Пермского края осуществляют
функции и полномочия учредителя.
(п. 3.2.17 введен Дополнительным
соглашением N 01-48-7, утв. Трехсторонней
комиссией по регулированию
социально-трудовых отношений в Пермском
крае 01.07.2022)
3.3. Работодатели:
3.3.1. обеспечивают безусловное соблюдение
правовых гарантий, предоставляемых
работникам в сфере занятости и оплаты
труда, в том числе гарантий трудовых прав
инвалидов, детей-сирот, выпускников
детских домов, детей, оставшихся без
попечения родителей, и других категорий
населения, испытывающих трудности в
поиске работы;
3.3.2. способствуют трудоустройству
высвобождаемых работников, организуют
их опережающее профессиональное
обучение и дополнительное
профессиональное образование при
сокращении численности (штата) или
ликвидации предприятий, учреждений,
организаций;
3.3.3. сотрудничают с органами службы
занятости населения Пермского края по
вопросам найма и подбора персонала,
ежемесячно направляют в государственное
учреждение краевой службы занятости
населения информацию о наличии
вакансий;
3.3.4. предоставляют рабочие места,
участвуют в финансировании организуемых
органами службы занятости населения
Пермского края мероприятий по оказанию
государственных услуг по организации
общественных работ и временного
трудоустройства ищущих работу и
безработных граждан;
3.3.5. совершенствуют работу по кадровому
планированию и управлению персоналом, по
организации обучения и аттестации
работников, разрабатывают прогнозы
потребности в квалифицированных кадрах
на среднесрочную и долгосрочную
перспективу, разрабатывают программы и
осуществляют мероприятия, направленные
на развитие персонала с учетом
профессиональных стандартов;
3.3.6. развивают взаимовыгодное
сотрудничество с образовательными
организациями по профессиональному
обучению и дополнительному
профессиональному образованию кадров,
заключению прямых договоров на
подготовку кадров с условием их
гарантированного трудоустройства,
укреплению учебно-материальной базы
образовательных организаций, организуют
прохождение производственной практики
для учащихся образовательных
организаций всех уровней, принимают меры
по возрождению института
наставничества;
3.3.7. принимают участие в мониторинге и
прогнозировании потребностей экономики
в квалифицированных кадрах путем
представления предложений по объему
контрольных цифр приема граждан на
обучение по профессиям, специальностям и
направлениям подготовки, в разработке
федеральных государственных
образовательных стандартов, в
формировании перечней профессий,
специальностей и направлений
подготовки;
3.3.8. создают условия для льготного режима
труда женщинам, имеющим
несовершеннолетних детей, а также для
трудоустройства женщин при возвращении
их из отпусков по беременности и родам,
отпусков по уходу за ребенком;
3.3.9. внедряют на предприятиях различные
организационные формы
профессионального обучения и
дополнительного профессионального
образования для работников своих
организаций с обязательной оплатой
труда в период ученичества;
3.3.10. при приеме и увольнении работников
не допускают их дискриминации по
признакам возраста, пола, семейного
положения, места жительства, а также
других обстоятельств, не связанных с их
деловыми качествами. При равенстве
деловых качеств при приеме на работу
признают приоритетное право жителей
Пермского края и граждан Российской
Федерации перед иностранными
гражданами;
3.3.11. способствуют трудоустройству
инвалидов на выделенные (созданные)
квотируемые рабочие места, обеспечивают
безусловное исполнение норм
регионального законодательства о
квотировании рабочих мест для инвалидов,
в том числе с применением механизма
аренды рабочих мест у общественных
организаций инвалидов, учрежденных ими
предприятиях и других работодателей,
практикующих трудоустройство инвалидов,
в рамках договорных отношений;
3.3.12. обеспечивают сохранение рабочих
мест за работниками, участвующими в
специальной военной операции на
территориях Донецкой Народной
Республики, Луганской Народной
Республики и Украины, на период
прохождения военной службы по
контракту.
(п. 3.3.12 введен Дополнительным
соглашением N 01-48-7, утв. Трехсторонней
комиссией по регулированию
социально-трудовых отношений в Пермском
крае 01.07.2022)
3.4. Профсоюзы:
3.4.1. предоставляют бесплатную
консультационную и правовую помощь
профсоюзным организациям, членам
профсоюзов по вопросам применения
трудового законодательства;
3.4.2. в коллективных договорах
организаций предлагают мероприятия,
гарантирующие обеспечение занятости
работников, возможность переобучения
новым профессиям, трудоустройства
высвобождаемых работников;
3.4.3. организуют обучение профсоюзного
актива основам трудового
законодательства, используя
материальную базу автономной
некоммерческой организации
дополнительного образования
"Региональный учебный центр
профсоюзов";
3.4.4. участвуют в работе коллегиальных
органов по вопросам занятости населения,
в том числе Межведомственной комиссии по
вопросам привлечения и использования
иностранных работников в Пермском крае,
Общественного совета и коллегии
Министерства социального развития
Пермского края, координационных
комитетов содействия занятости
населения в муниципальных образованиях
Пермского края, комиссий по содействию
занятости населения при массовых
увольнениях или ликвидации организаций;
3.4.5. информируют работников организаций
об изменениях, происходящих в трудовом
законодательстве; осуществляют
общественный контроль соблюдения
законодательства в вопросах найма,
увольнения, сокращения численности или
штата работников, предоставления льгот и
гарантий в процессе высвобождения,
реорганизации, ликвидации организаций;
3.4.6. добиваются включения в коллективные
договоры и соглашения мероприятий,
направленных на обеспечение занятости
работников, в том числе предпенсионного
и пенсионного возраста,
профессиональное обучение и
дополнительное профессиональное
образование, возможность переобучения
новым профессиям, трудоустройства
высвобождаемых работников,
предоставление им льгот и компенсаций,
сверх установленных законодательством;
3.4.7. вносят предложения о приостановке
решений работодателей о массовом
высвобождении работников; выступают в
поддержку требований трудовых
коллективов о приостановке выполнения
решения по массовому высвобождению
работников или поэтапному его
проведению.
Раздел IV. Охрана и условия труда,
экологическая безопасность
4.1. Стороны совместно:
4.1.1. осуществляют контроль и
взаимодействие в области охраны труда и
экологической безопасности, содействуют
выполнению программ организаций по
улучшению условий и охраны труда,
направленных на снижение
производственного травматизма,
предотвращение возникновения
профессиональных заболеваний;
4.1.2. принимают участие в работе совета по
условиям и охране труда в Пермском крае;
4.1.3. проводят анализ состояния условий и
охраны труда, причин микроповреждений
(микротравм), несчастных случаев на
производстве и профессиональной
заболеваемости и разрабатывают
предложения по их предупреждению;
(п. 4.1.3 в ред. Дополнительного соглашения N
01-48-11, утв. Трехсторонней комиссией по
регулированию социально-трудовых
отношений в Пермском крае 01.12.2022)
4.1.4. оказывают содействие в проведении
работодателями оценки рабочих мест по
условиям труда, пропаганде и
распространении в организациях
передового опыта работы в сфере охраны
труда, новых разработок, прогрессивных
технологий и оборудования, направленных
на предотвращение микроповреждений
(микротравм), несчастных случаев на
производстве и (или) профессиональных
заболеваний;
(п. 4.1.4 в ред. Дополнительного соглашения N
01-48-11, утв. Трехсторонней комиссией по
регулированию социально-трудовых
отношений в Пермском крае 01.12.2022)
4.1.5. принимают участие в организации и
проведении Всемирного дня охраны труда и
дней защиты от экологической опасности,
в работах по озеленению и
благоустройству территорий парков,
скверов и садов;
4.1.6. проводят ежегодные краевые конкурсы
среди организаций на лучшую организацию
работы по охране труда, на лучшую
организацию работы по охране окружающей
среды и обеспечению экологической
безопасности;
4.1.7. организуют научно-практические
конференции, семинары, совещания,
выставки и иные мероприятия по охране
труда и окружающей среды на территории
Пермского края.
4.2. Правительство:
4.2.1. реализует государственную политику
в сфере охраны труда и охраны окружающей
среды на территории Пермского края;
4.2.2. координирует обучение по охране
труда руководителей и специалистов
организаций;
4.2.3. определяет расходы на реализацию
основных направлений деятельности по
охране труда за счет средств бюджета
Пермского края;
4.2.4. обеспечивает реализацию основного
мероприятия "Улучшение условий и
охрана труда, развитие системы
социального партнерства"
подпрограммы "Содействие занятости
населения" в рамках государственной
программы Пермского края
"Экономическая политика и
инновационное развитие", утвержденной
Постановлением Правительства Пермского
края от 3 октября 2013 г. N 1325-п;
4.2.5. инициирует законодательные акты и
принимает иные нормативные правовые
акты по охране труда и охране окружающей
среды Пермского края;
4.2.6. обеспечивает осуществление контроля
за наличием в государственных
учреждениях здравоохранения Пермского
края иммунобиологических лекарственных
препаратов в соответствии с
Национальным календарем
профилактических прививок и календарем
профилактических прививок по
эпидемическим показаниям.
4.3. Работодатели:
4.3.1. включают расходы на охрану труда в
размере не менее 0,2 процента суммы затрат
на производство продукции (работ, услуг);
4.3.2. организуют работу по внедрению
системы управления охраной окружающей
среды в соответствии с действующим
законодательством;
4.3.3. обеспечивают уполномоченным лицам
по охране труда профсоюзов необходимые
условия для осуществления общественного
контроля соблюдения в организации
трудового законодательства и иных
нормативных актов по охране труда, а
также организацию и оплату их обучения с
освобождением от основной работы и
сохранением средней заработной платы;
4.3.4. заключают соглашения по охране труда
в рамках коллективного договора с
обязательным указанием объема
финансирования, сроков выполнения
мероприятий по охране труда;
4.3.5. проводят специальную оценку условий
труда на рабочих местах, по результатам в
установленных случаях издают приказ о
предоставлении компенсаций и
дополнительных гарантий за работу во
вредных и (или) опасных условиях труда;
4.3.6. обеспечивают численность
специалистов по охране труда в
соответствии с требованиями трудового
законодательства. При определении
необходимой численности специалистов по
охране труда учитывают Рекомендации по
структуре службы охраны труда в
организации и по численности работников
службы охраны труда, утвержденные
приказом Министерства труда и
социальной защиты Российской Федерации
от 31 января 2022 г. N 37;
(п. 4.3.6 в ред. Дополнительного соглашения N
01-48-11, утв. Трехсторонней комиссией по
регулированию социально-трудовых
отношений в Пермском крае 01.12.2022)
4.3.7. осуществляют контроль за безопасным
проведением работ подрядными
организациями;
4.3.8. организуют обучение работников по
охране труда в соответствии с Трудовым
кодексом Российской Федерации;
4.3.9. разрабатывают и реализуют программу
сохранения здоровья работающих,
включающую:
4.3.9.1. создание медицинских пунктов на
предприятиях с численностью работающих
от 50 до 300 человек; фельдшерских
здравпунктов - на предприятиях с
численностью работающих более 300
человек;
(п. 4.3.9.1 в ред. Дополнительного соглашения
N 01-48-11, утв. Трехсторонней комиссией по
регулированию социально-трудовых
отношений в Пермском крае 01.12.2022)
4.3.9.2. обеспечение выполнения
рекомендаций заключительных актов по
результатам профилактических
медицинских осмотров, в случае
необходимости дополнительного
обследования по медицинскому заключению
обеспечивают данное обследование в
рабочее время и за счет средств
работодателя с сохранением среднего
заработка за время обследования;
4.3.9.3. организацию иммунизации работников
против инфекционных заболеваний,
включенных в Национальный календарь
профилактических прививок и календарь
профилактических прививок по
эпидемическим показаниям, а также
организацию иммунизации работников
против COVID-19 с учетом медицинских
противопоказаний на добровольной
основе;
(п. 4.3.9.3 в ред. Дополнительного соглашения
N 01-48-5, утв. Трехсторонней комиссией по
регулированию социально-трудовых
отношений в Пермском крае 14.07.2021)
4.3.9.4. разработку и утверждение
корпоративных календарей
профилактических прививок в
соответствии с Национальным календарем
профилактических прививок и календарем
профилактических прививок по
эпидемическим показаниям;
4.3.9.5. финансирование мероприятий,
связанных с исследованием клеща и
введением противовирусных препаратов
при отсутствии (утере) клеща, при
получении укусов, связанных с
исполнением работником трудовых
обязанностей;
4.3.9.6. участие в контроле за своевременным
(не реже 1 раза в 12 месяцев) прохождением
работниками флюорографического
обследования;
4.3.9.7. предоставление по заявлению
работника оплачиваемых дней для
прохождения профилактических осмотров и
(или) диспансеризации в соответствии с
законодательством Российской
Федерации;
4.3.9.8. организацию по медицинским
показаниям санаторно-курортного лечения
работников из групп риска по состоянию
здоровья;
4.3.9.9. реализацию мероприятий,
направленных на развитие физической
культуры и спорта в организации;
4.3.10. в полном объеме обеспечивают
работников средствами индивидуальной и
коллективной защиты, прошедшими
обязательную сертификацию или
декларирование соответствия в порядке,
установленном законодательством
Российской Федерации. Организуют
правильный уход за выданными средствами
индивидуальной защиты;
4.3.11. не допускают снижения размера
установленных гарантий и компенсаций за
работу во вредных и (или) опасных
условиях труда по результатам
специальной оценки условий труда при
условии сохранения соответствующих
условий труда на рабочем месте,
явившихся основанием для назначения
реализуемых компенсационных мер;
4.3.12. при наличии права ежегодно подают
заявления в региональные отделения
Фонда социального страхования
Российской Федерации на использование
взносов по обязательному социальному
страхованию от несчастных случаев на
производстве и профессиональных
заболеваний на финансовое обеспечение
предупредительных мер по сокращению
производственного травматизма и
профессиональных заболеваний
работников и санаторно-курортного
лечения работников, занятых на работах с
вредными и (или) опасными
производственными факторами, а также
работников не ранее чем за пять лет до
достижения ими возраста, дающего право
на назначение страховой пенсии по
старости;
4.3.13. создают и обеспечивают эффективное
функционирование систем управления
охраной труда.
4.3.14. в период действия
санитарно-эпидемиологических правил СП
3.1.3597-20 "Профилактика новой
коронавирусной инфекции (COVID-2019)",
утвержденных Постановлением Главного
государственного санитарного врача
Российской Федерации от 22 мая 2020 г. N 15,
обеспечить работников средствами
индивидуальной защиты (маски,
респираторы, перчатки) и осуществлять
контроль их использования при
нахождении на рабочих местах, за
исключением рабочих мест, на которых
предусмотрено применение данных видов
средств индивидуальной защиты от
воздействия опасных и вредных
производственных факторов в
соответствии с требованиями охраны
труда и установленных норм.
(п. 4.3.14 введен Дополнительным
соглашением N 01-48-7, утв. Трехсторонней
комиссией по регулированию
социально-трудовых отношений в Пермском
крае 12.11.2020)
4.4. Работодатели и Профсоюзы:
4.4.1. регулярно анализируют выполнение
коллективных договоров и соглашений,
требований нормативных правовых актов
по охране труда, информацию доводят до
работников организаций;
4.4.2. создают в организациях совместные
комитеты (комиссии) по охране труда;
организуют обучение и проверку знаний их
членов;
4.4.3. организуют проведение дней охраны
труда, смотров, конкурсов, разработку
поощрительных мер в области создания
здоровых и безопасных условий труда;
4.4.4. предусматривают в коллективных
договорах организаций дополнительное
страхование работников с учетом
финансовых возможностей;
4.4.5. предусматривают в коллективных
договорах организаций иммунизацию
сотрудников против инфекционных
заболеваний, актуальных для региона,
включенных в календарь профилактических
прививок по эпидемическим показаниям, за
счет средств работодателя.
4.5. Профсоюзы:
4.5.1. организуют деятельность
уполномоченных (доверенных) лиц
профсоюза по охране труда для
осуществления общественного контроля
условий и охраны труда;
4.5.2. осуществляют профсоюзный контроль
соблюдения прав работников в сфере
охраны труда с участием правовых и
технических инспекторов труда,
уполномоченных (доверенных) лиц
профсоюзных комитетов;
4.5.3. проводят анализ состояния условий и
охраны труда в краевых членских
организациях профсоюза, разрабатывают
предложения по предупреждению
возникновения микроповреждений
(микротравм), несчастных случаев на
производстве и профессиональных
заболеваний работников;
(п. 4.5.3 в ред. Дополнительного соглашения N
01-48-11, утв. Трехсторонней комиссией по
регулированию социально-трудовых
отношений в Пермском крае 01.12.2022)
4.5.4. проводят в трудовых коллективах
информационно-разъяснительную и
консультационную работу по
законодательству об охране труда,
здоровья и пропагандируют вопросы
охраны труда и здоровьесбережения в
средствах массовой информации;
4.5.5. содействуют повышению на
предприятиях, в организациях и
учреждениях трудовой и производственной
дисциплины;
4.5.6. защищают интересы работников -
членов профсоюзов (в том числе в судебных
органах), пострадавших от
микроповреждений (микротравм),
несчастных случаев на производстве или
получивших профессиональное
заболевание, принимают участие в их
расследовании;
(п. 4.5.6 в ред. Дополнительного соглашения N
01-48-11, утв. Трехсторонней комиссией по
регулированию социально-трудовых
отношений в Пермском крае 01.12.2022)
4.5.7. содействуют реализации
работодателями превентивных мер по
предупреждению несчастных случаев на
производстве и профессиональных
заболеваний, финансируемых за счет
средств социального страхования, а также
мероприятий по профилактике
немедицинского потребления
наркотических средств и психотропных
веществ, злоупотребления алкогольной и
спиртосодержащей продукцией,
употребления табака, по созданию условий
и формированию мотивации для ведения
здорового образа жизни, включая занятия
физкультурой и спортом;
4.5.8. принимают участие в реализации
мероприятий, направленных на
оздоровление работников, развитие
физической культуры и спорта в трудовых
коллективах, в том числе по проведению
физкультурных и спортивных мероприятий,
а также мероприятий по внедрению
Всероссийского
физкультурно-спортивного комплекса
"Готов к труду и обороне".
Раздел V. Социальная политика
5.1. Стороны совместно:
5.1.1. координируют совместные действия в
области социальной политики с целью
обеспечения конституционных прав
граждан на достойный труд в безопасных
условиях, жилье, образование, отдых,
охрану здоровья, социальное
обеспечение;
5.1.2. содействуют реализации всех видов
страхования работающих, обеспечению
безусловной уплаты страховых взносов на
обязательное пенсионное, медицинское и
социальное страхование, а также развитию
добровольного (дополнительного)
страхования работников;
5.1.3. проводят согласованную политику в
области развития культуры, спорта,
туризма, организации детского и
семейного отдыха, сохранения и
укрепления сети спортивных и
социально-культурных объектов на
территории Пермского края;
5.1.4. проводят мониторинг уровня жизни
населения, рассматривают динамику
показателей уровня жизни на заседаниях
трехсторонней комиссии по регулированию
социально-трудовых отношений в Пермском
крае;
5.1.5. создают условия для качественного
отдыха работников, включая работников
учреждений бюджетной сферы: сохраняют
материально-техническую базу
стационарных учреждений отдыха и
оздоровления,
санаториев-профилакториев,
медико-санитарных частей, здравпунктов,
баз отдыха, учреждений культуры, спорта;
5.1.6. с целью снижения заболеваемости
детского населения Пермского края,
профилактики правонарушений среди
несовершеннолетних проводят системную и
комплексную работу в области
организации оздоровления, отдыха и
занятости детей в каникулярное время;
создают в соответствии с нормами и
требованиями условия для качественного
и безопасного оздоровления, отдыха и
занятости детей, в том числе детей
приоритетных категорий;
5.1.7. проводят системную и комплексную
работу по обеспечению максимального
охвата детей организованными формами
оздоровления, отдыха и занятости в
каникулярное время;
5.1.8. проводят мероприятия, направленные
на укрепление и развитие института
семьи, формирование потребности
населения в здоровом образе жизни;
5.1.9. содействуют реализации программ
обеспечения жильем молодых семей при
приобретении (строительстве) жилья,
ипотечного кредитования, фондов
ипотечного кредитования;
5.1.10. обеспечивают предоставление
гарантий и компенсаций для лиц,
работающих и проживающих в районах
Пермского края, приравненных к районам
Крайнего Севера, в соответствии с
действующим законодательством;
5.1.11. оказывают содействие медицинским
организациям в проведении
диспансеризации взрослого населения в
части предоставления возможности для
прохождения работниками обследований
(консультаций) в медицинских
организациях по месту жительства
(прикрепления) работника;
5.1.12. содействуют в распространении опыта
реализации корпоративных социальных
программ организаций, создаваемых в
интересах работников по организации
доступной сети общественного питания, в
том числе диетического; сохранению и
укреплению здоровья, созданию условий
для здорового образа жизни, включая
профилактику социально значимых
заболеваний, в том числе заболеваний,
вызванных вирусом иммунодефицита
человека (ВИЧ-инфекцией), проведение
вакцинации работников от вирусных
инфекционных заболеваний; поддержке
работающих женщин с детьми и лиц с
семейными обязанностями; развитию
общедоступных клубов и спортивных
залов.
5.2. Правительство:
5.2.1. обеспечивает сохранение на период
действия настоящего Соглашения
социальных льгот и гарантий для
работников государственных учреждений
не ниже предусмотренных федеральным
законодательством;
5.2.2. ежегодно определяет расходы на
территориальную программу
государственных гарантий бесплатного
оказания гражданам медицинской помощи в
соответствии с действующим
законодательством;
5.2.3. предусматривает расходы на
обеспечение жильем молодых семей в
рамках государственной программы
"Социальная поддержка жителей
Пермского края", утвержденной
Постановлением Правительства Пермского
края от 3 октября 2013 г. N 1321-п;
5.2.4. предусматривает денежные средства
на обеспечение работников
государственных и муниципальных
учреждений Пермского края путевками на
санаторно-курортное лечение и
оздоровление в соответствии с
законодательством Пермского края;
5.2.5. ежегодно в рамках взаимодействия с
органами местного самоуправления
муниципальных образований Пермского
края координирует ход работ по
подготовке объектов
жилищно-коммунального хозяйства и
социальной сферы к эксплуатации в
осенне-зимний период;
5.2.6. обеспечивает содействие во
внедрении энергоэффективных и
энергосберегающих технологий,
обеспечивает повышение качества услуг
организаций коммунального комплекса,
снижение расходов на услуги организаций
коммунального комплекса в сфере
электро-, водоснабжения, водоотведения,
очистки сточных вод, обращения с
отходами потребления;
5.2.7. координирует деятельность всех
субъектов, участвующих в процессе
организации оздоровления, отдыха и
занятости детей в каникулярное время;
5.2.8. совместно с органами местного
самоуправления муниципальных
образований Пермского края определяет
приоритетные направления и участвует на
принципах софинансирования в сохранении
и развитии сети муниципальных
загородных детских оздоровительных
лагерей, центров, баз отдыха.
5.3. Работодатели и Профсоюзы:
5.3.1. организуют культурно-массовые и
спортивные мероприятия, изыскивая для
этих целей необходимые средства не ниже,
чем предусмотрено в федеральных
отраслевых соглашениях;
5.3.2. предусматривают в коллективных
договорах дополнительные гарантии и
льготы молодежи, работникам, имеющим
детей дошкольного и школьного возраста;
5.3.3. принимают меры по недопущению
закрытия, продажи и перепрофилирования
детских оздоровительных лагерей;
5.3.4. предусматривают в коллективных
договорах организаций в качестве
дополнительного возмещения выплату
сверх установленных законодательством
сумм единовременного пособия при гибели
работника в результате несчастного
случая на производстве, связь с
производственной деятельностью
которого подтверждена материалами акта
специального расследования, в размере не
менее годового заработка погибшего
работника, исчисленного за последние 12
месяцев, в срок не более одного года со
дня смерти работника. Иные формы и сроки
выплаты возмещения определяют по
соглашению между работодателем и семьей
погибшего. Указанные выплаты не
производятся, если в законодательно
определенном порядке установлено, что
работник находился в состоянии
алкогольного, наркотического или иного
токсического опьянения;
5.3.5. принимают меры по развитию
корпоративной социальной
ответственности.
5.4. Работодатели:
5.4.1. своевременно и в полном объеме
уплачивают страховые взносы в
государственные внебюджетные фонды;
5.4.2. разрабатывают и реализуют
социальные планы и программы, в том
числе, при наличии финансовой
возможности, в части негосударственного
пенсионного обеспечения, добровольного
медицинского страхования;
5.4.3. принимают меры по обеспечению
нетрудоспособных инвалидов и
пенсионеров, ранее работавших на
предприятии, социальными льготами в
соответствии с обязательствами
коллективного договора;
5.4.4. создают условия для обеспечения
горячим питанием работников
организаций;
5.4.5. предусматривают выделение средств
для приобретения оздоровительных
путевок работникам и их детям;
5.4.6. обеспечивают качественный подбор и
обучение кадров, создают безопасные
условия труда сотрудникам и безопасные
условия пребывания детей в загородных
оздоровительных лагерях, находящихся в
собственности организаций;
5.4.7. создают условия для укрепления
правовых, экономических и
организационных условий для
гражданского становления, адаптации и
самореализации молодежи как основного
потенциала развития общества;
5.4.8. содействуют улучшению жилищных
условий работников организаций.
Предоставляют при наличии возможности
льготные займы на уплату
первоначального взноса или оплату части
стоимости приобретаемого жилого
помещения на условиях, установленных
коллективным договором.
5.5. Профсоюзы:
5.5.1. осуществляют общественный контроль
за деятельностью государственных
внебюджетных фондов (обязательного
медицинского страхования, фонда
социального страхования, пенсионного
фонда) через своих представителей в
совещательных органах этих фондов в
соответствии с полномочиями,
предоставленными действующим
законодательством;
5.5.2. контролируют полноту и
своевременность выполнения
работодателями требований нормативных
документов по формированию, обеспечению
сохранности и передаче на
государственное или муниципальное
хранение документов организации,
содержащих персональные данные
работников, необходимые для их
социальной защиты, предусматривающей
пенсионное обеспечение, а также
получение льгот и компенсаций в
соответствии с законодательством;
5.5.3. способствуют созданию молодежных
советов и комиссий при профсоюзных
комитетах для решения
социально-экономических проблем
работающей и учащейся молодежи;
5.5.4. проводят ежегодный мониторинг
детской оздоровительной кампании;
5.5.5. создают условия для оздоровления
членов профсоюза по льготным путевкам в
санаторно-курортные учреждения,
учредителем которых является Пермский
крайсовпроф.
Раздел VI. Развитие и совершенствование
системы социального партнерства
6.1. Стороны совместно:
6.1.1. признают необходимым дальнейшее
развитие социального партнерства,
коллективно-договорного регулирования
социально-трудовых отношений на
отраслевом (межотраслевом),
территориальном и локальном уровнях, а
также развитие партнерских отношений с
другими субъектами Российской
Федерации;
6.1.2. проводят работу по
совершенствованию нормативной правовой
базы, обеспечивающей функционирование и
развитие системы социального
партнерства в Пермском крае;
6.1.3. способствуют:
6.1.3.1. заключению региональных и
территориальных отраслевых
(межотраслевых), территориальных
соглашений в Пермском крае;
6.1.3.2. совершенствованию
коллективно-договорного регулирования
трудовых отношений в организациях всех
форм собственности и ведомственной
принадлежности;
6.1.3.3. повышению социальной
ответственности субъектов
предпринимательской деятельности,
вовлечению организаций Пермского края
всех форм собственности, а также
российских сетевых компаний и
транснациональных компаний в систему
социального партнерства;
6.1.3.4. обучению представителей
социального партнерства основам
организации взаимодействия, формам и
методам договорного регулирования
социально-трудовых отношений;
6.1.3.5. созданию профсоюзных организаций
на предприятиях и в организациях всех
форм собственности и взаимодействуют с
ними независимо от численности членов
профсоюза;
6.1.3.6. реализации прав работников на
участие в управлении организацией;
6.1.3.7. созданию территориальных
трехсторонних комиссий по регулированию
социально-трудовых отношений во всех
муниципальных образованиях Пермского
края;
6.1.3.8. созданию отраслевых и
территориальных объединений
работодателей;
6.1.3.9. предотвращению и разрешению
коллективных трудовых споров;
6.1.4. обобщают практику и обмениваются
опытом с другими субъектами Российской
Федерации по вопросам социального
партнерства;
6.1.5. осуществляют
организационно-техническое обеспечение
мероприятий по развитию социального
партнерства в Пермском крае;
6.1.6. способствуют выполнению мероприятий
государственных программ Пермского
края;
6.1.7. обеспечивают возможность
представителям Сторон принимать участие
в рассмотрении на всех уровнях вопросов
по проблемам, не включенным в настоящее
Соглашение, но представляющим взаимный
интерес;
6.1.8. освещают в средствах массовой
информации совместную деятельность
Сторон в рамках настоящего Соглашения, в
том числе заключение территориальных
соглашений, работу краевой и
территориальных трехсторонних комиссий
по регулированию социально-трудовых
отношений.
6.2. Правительство:
6.2.1. обеспечивает согласование Сторонами
проектов законов Пермского края и иных
нормативных правовых актов по вопросам
социально-трудовых и связанных с ними
экономических отношений;
6.2.2. совершенствует процедуру
уведомительной регистрации
коллективных договоров, соглашений в
Пермском крае;
6.2.3. создает условия для обеспечения
деятельности трехсторонней комиссии по
регулированию социально-трудовых
отношений в Пермском крае как постоянно
действующего органа системы социального
партнерства;
6.2.4. включает функции по взаимодействию с
профсоюзами в положения об
исполнительных органах государственной
власти Пермского края;
6.2.5. включает представителей профсоюзов
и работодателей в экспертные и
общественные советы по вопросам
социально-экономического развития
Пермского края;
6.2.6. при оказании финансовой и иной
поддержки организациям учитывает в
качестве основных критериев ситуацию с
выплатой заработной платы, участием в
системе социального партнерства,
соблюдением законодательства о труде,
выполнением обязательств коллективных
договоров, соглашений;
6.2.7. учитывает при проведении
уведомительной регистрации
коллективных договоров (соглашений)
наличие пунктов, отраженных в пункте 6.4.1.
6.3. Работодатели:
6.3.1. предоставляют по запросу
представителей работников полную и
достоверную информацию, необходимую для
заключения и подведения итогов
выполнения коллективных договоров,
соглашений;
6.3.2. обеспечивают условия для
осуществления государственного
контроля (надзора) и профсоюзного
контроля соблюдения трудового
законодательства и иных актов,
содержащих нормы трудового права;
6.3.3. гарантируют невмешательство в
деятельность первичных профсоюзных
организаций;
6.3.4. способствуют инициативе работников
по созданию (восстановлению) первичных
профсоюзных организаций;
6.3.5. принимают локальные нормативные
акты в сфере труда с учетом мнения
выборного органа первичной профсоюзной
организации (независимо от численности
членов профсоюза);
6.3.6. заключают коллективные договоры,
согласуют локальные нормативные акты в
сфере труда только с представителями
работников, наделенными
соответствующими полномочиями, в
порядке, установленном
законодательством;
6.3.7. в целях реализации Федерального
закона от 27 ноября 2002 г. N 156-ФЗ "Об
объединениях работодателей",
отстаивания интересов
предпринимательской деятельности
создают отраслевые и территориальные
объединения работодателей.
6.4. Работодатели и профсоюзы:
6.4.1. включают обязательства по
выполнению пунктов 1.3.5, 2.3.2-2.3.6, 3.1.11, 3.3.2,
3.3.4, 4.3.3-4.3.5, 4.3.8-4.3.11, 5.3.1, 5.3.4, 5.4.4, 5.5.1, 6.3.1, 6.3.5,
6.3.6 настоящего Соглашения в коллективные
договоры и соглашения.
6.5. Профсоюзы:
6.5.1. воздерживаются от забастовок в
случае выполнения Правительством
Пермского края и работодателями
обязательств, предусмотренных настоящим
Соглашением, а также отраслевыми и
территориальными соглашениями;
6.5.2. инициируют деятельность по
разработке, заключению и реализации
коллективных договоров, отраслевых
(межотраслевых) соглашений;
6.5.3. добиваются заключения коллективного
договора в каждой организации, имеющей
профсоюзную организацию;
6.5.4. проводят обучение профсоюзного
актива, руководителей профсоюзных
организаций по вопросам заключения
коллективных договоров, соглашений;
6.5.5. осуществляют системный контроль за
выполнением обязательств коллективных
договоров, проводят мониторинг
реализации отраслевых соглашений.
Раздел VII. Контроль выполнения
Соглашения и ответственность Сторон
7.1. В целях обеспечения реализации
настоящего Соглашения Стороны на основе
взаимных консультаций разрабатывают
документы, принимают необходимые
решения, формируют и направляют
предложения исполнительным органам
государственной власти Пермского края,
российской трехсторонней комиссии по
регулированию социально-трудовых
отношений.
7.2. Контроль за выполнением настоящего
Соглашения осуществляется
трехсторонней комиссией по
регулированию социально-трудовых
отношений в Пермском крае.
7.3. Ответственность Сторон за нарушение
или невыполнение настоящего Соглашения
устанавливается в соответствии с
действующим законодательством.
7.4. Стороны ежегодно отчитываются о
выполнении обязательств по настоящему
Соглашению.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Настоящее Соглашение действует по 31
декабря 2025 года.
(в ред. Дополнительного соглашения N 01-48-11,
утв. Трехсторонней комиссией по
регулированию социально-трудовых
отношений в Пермском крае 01.12.2022)
В течение срока действия настоящего
Соглашения Профсоюзы и Работодатели
своевременно информируют Правительство
Пермского края, органы местного
самоуправления муниципальных
образований Пермского края о
назревающих трудовых конфликтах,
способствуют их разрешению.
Если взятые на себя Сторонами
обязательства настоящего Соглашения
улучшают положение работников по
сравнению с обязательствами
коллективных договоров, то после
подписания настоящего Соглашения
организации, ранее заключившие
коллективные договоры, должны внести в
них соответствующие улучшающие
изменения.
Представители Сторон, подписавших
настоящее Соглашение, в период его
действия имеют право проявить
инициативу по проведению переговоров по
его изменению и дополнению. Внесение
изменений в текст настоящего Соглашения
производится по взаимному согласию
Сторон и в порядке, установленном
Трудовым кодексом Российской Федерации.
По предложению Сторон, подписавших
настоящее Соглашение, руководитель
исполнительного органа государственной
власти Пермского края в сфере труда
после опубликования настоящего
Соглашения предлагает работодателям,
осуществляющим деятельность на
территории Пермского края и не
участвовавшим в заключении настоящего
Соглашения, присоединиться к нему.
Предложение о присоединении к
настоящему Соглашению подлежит
официальному опубликованию в средствах
массовой информации и должно содержать
сведения о регистрации настоящего
Соглашения и об источнике его
опубликования.
Если работодатели, осуществляющие
деятельность на территории Пермского
края, в течение 30 календарных дней со дня
официального опубликования предложения
о присоединении к настоящему Соглашению
не представят в исполнительный орган
государственной власти Пермского края в
сфере труда мотивированный письменный
отказ присоединиться к нему, то
настоящее Соглашение считается
распространенным на этих работодателей
со дня официального опубликования
предложения о присоединении к нему и
подлежит обязательному исполнению ими. К
мотивированному письменному отказу
должен быть приложен протокол
консультаций работодателя с выборным
органом первичной профсоюзной
организации, объединяющей работников
указанного работодателя, либо выборным
представительным органом работников.
В случае отказа работодателя
присоединиться к настоящему Соглашению
руководитель исполнительного органа
государственной власти Пермского края,
направивший предложение о присоединении
к настоящему Соглашению, имеет право
пригласить представителей указанного
работодателя и представителей
работников этого работодателя для
проведения консультаций с участием
представителей Сторон социального
партнерства, заключивших настоящее
Соглашение. Представители Сторон
социального партнерства обязаны
принимать участие в указанных
консультациях.
Исполнительный орган государственной
власти Пермского края в сфере труда
ведет реестр работодателей, на которых
не распространяется действие настоящего
Соглашения.
В случае невозможности реализации по
причинам экономического,
технологического, организационного
характера отдельных положений
настоящего Соглашения работодатель и
выборный орган первичной профсоюзной
организации или иной представитель
(представительный орган), избранный
работниками в случаях, предусмотренных
Трудовым кодексом Российской Федерации,
вправе обратиться в письменной форме к
Сторонам настоящего Соглашения с
мотивированным предложением о временном
приостановлении действия отдельных
положений настоящего Соглашения в
отношении данного работодателя.
Стороны рассматривают это предложение и
могут принять соответствующее решение о
временном приостановлении действия
отдельных положений настоящего
Соглашения в отношении данного
работодателя.
Соглашение подписали:
Губернатор Пермского края
М.Г.РЕШЕТНИКОВ
Председатель
Пермского краевого союза
организаций профсоюзов
"Пермский крайсовпроф"
С.Н.БУЛДАШОВ
Президент Союза промышленников
и предпринимателей Пермского края
"Сотрудничество" (регионального
объединения работодателей)
А.Г.АНДРЕЕВ
Приложение
к Трехстороннему соглашению
о взаимодействии в области
социально-трудовых отношений
в Пермском крае на 2020-2022 годы
ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЯ ЖИЗНИ
НАСЕЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ
СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА ПЕРМСКОГО КРАЯ
НА 2023-2025 ГОДЫ
(в
ред. Дополнительного соглашения N 01-48-11,
утв. Трехсторонней комиссией по
регулированию социально-трудовых
отношений в Пермском крае 01.12.2022)
N п/п |
Показатели |
Ед. изм. |
2023 |
2024 |
2025 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Численность населения Пермского края <*> |
тыс. чел. |
2534,2 2525,2 |
2512,8 2509,5 |
2490,6 2497,7 |
2 |
Темп роста валового регионального продукта (в сопоставимых ценах) <*> |
% к пред. году |
100,7 98,1 |
104,2 103,6 |
103,6 103,1 |
3 |
Индекс промышленного производства <*> |
% к пред. году |
100,0 98,0 |
101,0 99,4 |
102,0 99,6 |
4 |
Индекс потребительских цен <*> |
% к пред. году |
107,9 107,9 |
105,8 105,8 |
105,8 105,8 |
5 |
Среднемесячная начисленная заработная плата наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц <*> |
тыс. руб. |
46,889 44,553 |
51,261 47,163 |
55,907 50,229 |
6 |
Уровень официально зарегистрированной безработицы |
% |
1,3 |
1,3 |
1,3 |
7 |
Ввод в действие жилых домов <*> |
тыс. кв. м |
1265,0 1265,0 |
1432,0 1432,0 |
1530,0 1530,0 |
8 |
Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более |
чел. |
800 |
780 |
750 |
9 |
Количество вновь зарегистрированных профессиональных заболеваний |
установленных диагнозов |
80 |
75 |
70 |
10 |
Финансирование детской оздоровительной кампании, в том числе из: |
млн руб. |
894,8 |
932,8 |
989,8 |
|
федерального бюджета |
|
- |
- |
- |
|
краевого бюджета |
|
694,8 |
732,8 |
789,8 |
|
местного бюджета |
|
200,0 |
200,0 |
200,0 |
11 |
Охват территориальными трехсторонними соглашениями о взаимодействии в области социально-трудовых отношений |
% |
85 |
86 |
87 |
12 |
Удельный вес действующих коллективных договоров в общем количестве организаций, имеющих первичные профсоюзные организации и входящих в членские организации Пермского крайсовпрофа |
% |
90,5 |
91 |
91,5 |
13 |
Количество хозяйствующих субъектов, являющихся членами СПП ПК "Сотрудничество" |
ед. |
75 |
78 |
80 |
14 |
Количество территориальных объединений работодателей (ТОР) в Пермском крае |
ед. |
6 |
6 |
6 |
* Показатель предоставлен Министерством
экономического развития и инвестиций
Пермского края. Он предполагает два
варианта:
1 - базовый;
2 - консервативный.
Ссылается на
- Конституция Российской Федерации (с изменениями на 4 октября 2022 года)
- Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (с изменениями на 20 июня 2022 года) (не действует с 01.01.2024)
- Трудовой кодекс Российской Федерации (с изменениями на 8 августа 2024 года)
- Дополнительное соглашение к Трехстороннему соглашению о взаимодействии в области социально-трудовых отношений в Пермском крае на 2020-2022 годы от 30 декабря 2019 г. N СЭД-01-45-50
- Дополнительное соглашение к Трехстороннему соглашению о взаимодействии в области социально-трудовых отношений в Пермском крае на 2020-2022 годы от 30 декабря 2019 г. N СЭД-01-45-50