ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 12 ноября 2020 года N 676-р
г. Улан-Удэ
[Об утверждении Основных направлений
долговой политики Республики Бурятия на
2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов]
В соответствии со статьей 107.1 Бюджетного
кодекса Российской Федерации и
реализации ответственной долговой
политики Республики Бурятия:
1. Утвердить Основные направления
долговой политики Республики Бурятия на
2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов
согласно приложению к настоящему
распоряжению.
2. Настоящее распоряжение вступает в силу
с 1 января 2021 года.
Исполняющий обязанности
Председателя Правительства
Республики Бурятия
И.ЗУРАЕВ
Утверждены
Распоряжением Правительства
Республики Бурятия
от 12.11.2020 N 676-р
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ НА 2021 ГОД И НА
ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2022 И 2023 ГОДОВ
1. Итоги реализации долговой политики
Республики Бурятия предыдущего периода
и оценка 2020 года
Основными целями долговой политики
Республики Бурятия в прошедшем периоде
являлись обеспечение
сбалансированности и долговой
устойчивости республиканского бюджета,
поддержание объема государственного
долга на экономически безопасном уровне,
своевременное исполнение долговых
обязательств Республики Бурятия.
По итогам 2018 - 2019 годов объем
государственного внутреннего долга
Республики Бурятия не превышал 50,0% от
налоговых и неналоговых доходов
республиканского бюджета.
Объем государственного долга на 1 января
2020 года составил 12218,8 млн. рублей, или 43,3%
к общему объему доходов
республиканского бюджета без учета
безвозмездных поступлений.
Незначительный его рост по отношению к 1
января 2019 года, на 1,8%, обусловлен выдачей
государственной гарантии Республики
Бурятия для целей защиты окружающей
среды, в том числе в сфере накопления,
сбора, транспортирования, обработки,
утилизации, обезвреживания и
захоронения твердых коммунальных
отходов.
Структура государственного долга
Республики Бурятия не претерпела
значительных изменений в период 2018 - 2019
годов и также по итогам текущего года
будет представлена в виде долговых
обязательств по бюджетным кредитам,
привлеченным из федерального бюджета, и
по кредитам, привлеченным у кредитных
организаций, на следующий финансовый год
перейдут обязательства Республики
Бурятия по выданной государственной
гарантии в 2019 году.
Исполнение долговых обязательств
Республикой Бурятия осуществляется в
полном объеме и своевременно.
Объем расходов на обслуживание
государственного долга республики в
указанный период не превышал 0,8% от
общего объема расходов республиканского
бюджета, за исключением объема расходов,
осуществляемых за счет субвенций,
предоставляемых из бюджетов бюджетной
системы Российской Федерации, в том
числе в 2018 году - 0,77%, 2019 году - 0,74%.
В целях снижения долговой нагрузки на
республиканский бюджет в виде выплаты
процентных платежей и, в частности,
выполнения рекомендаций Правительства
Российской Федерации в части
возможности привлечения в бюджет
кредитов от кредитных организаций по
процентным ставкам на уровне не более
чем уровень ключевой ставки,
устанавливаемый Банком России,
увеличенный на 1 процент годовых, в
течение как предыдущего периода, так и в
текущем году, осуществляется работа по
следующим направлениям:
- принятие решений о привлечении заемных
средств, исходя из фактического
исполнения республиканского бюджета,
потребности в привлечении заемных
средств;
- осуществление активных операций по
управлению остатками средств на едином
счете республиканского бюджета;
- замещение ранее привлеченных кредитов
кредитных организаций на кредиты под
более низкие процентные ставки при
наличии благоприятной рыночной
конъюнктуры;
- использование возобновляемых
кредитных линий со свободным графиком
выборки и погашения.
По итогам исполнения республиканского
бюджета за текущий год уровень
процентных расходов в общем объеме
расходов бюджета, за исключением
расходов, осуществляемых за счет
субвенций, предоставляемых из бюджетов
бюджетной системы Российской Федерации,
не превысит фактических показателей за
2018 - 2019 годы.
Ключевые показатели по итогам 2018 - 2019
годов находились в пределах безопасных
уровней.
Таблица
NN п/п |
Показатель (индикатор) |
2018 год, факт |
2019 год, факт |
1. |
Уровень дефицита республиканского бюджета от суммы доходов республиканского бюджета без учета безвозмездных поступлений, % |
0,90% |
0,07% |
2. |
Отношение объема долговых обязательств Республики Бурятия по кредитам, полученным от кредитных организаций, и государственным ценным бумагам Республики Бурятия к общему годовому объему доходов республиканского бюджета в отчетном финансовом году (без учета объемов безвозмездных поступлений), % |
36,67% |
34,67% |
3. |
Отношение объема государственного долга Республики Бурятия к общему объему доходов республиканского бюджета без учета безвозмездных поступлений, % |
46,05% |
43,28% |
4. |
Доля объема расходов на обслуживание государственного долга Республики Бурятия в общем объеме расходов республиканского бюджета субъекта Российской Федерации, за исключением объема расходов, осуществляемых за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов, % |
0,77% |
0,74% |
В 2019 году обеспечено выполнение условий
дополнительных соглашений о
реструктуризации бюджетных кредитов,
привлеченных из федерального бюджета, по
общей и рыночной долговой нагрузке на
бюджет.
Присвоенный в 2018 году Республике Бурятия
уровень кредитного рейтинга по
национальной рейтинговой шкале
подтвержден в апреле, октябре текущего
года и на сегодня действует на уровне ruBBB+
(стабильный прогноз).
Исполнение республиканского бюджета
текущего года в условиях сокращения
поступления в республиканский бюджет
налоговых и неналоговых доходов,
обусловленных снижением деловой
активности ввиду эпидемиологической
ситуации и нарастающими расходами на
преодоление последствий
распространения новой коронавирусной
инфекции, которые потребовали
привлечения дополнительных заемных
ресурсов, начиная со второго квартала
финансового года, не позволит сохранить
достигнутый уровень долговой нагрузки
на бюджет в предыдущие годы.
Анализ прогноза исполнения
республиканского бюджета по итогам 2020
года с учетом возможности исполнения
условий дополнительных соглашений о
реструктуризации бюджетных кредитов,
привлеченных из федерального бюджета,
показал необходимость дополнительного
привлечения заемных ресурсов для
обеспечения сбалансированности
республиканского бюджета сверх уровня,
установленного указанными
дополнительными соглашениями, с
соблюдением части 6 статьи 2.1
Федерального закона "О внесении
изменений в Федеральный закон "О
приостановлении действия отдельных
положений Бюджетного кодекса Российской
Федерации и установлении особенностей
исполнения федерального бюджета в 2020
году".
2. Основные факторы, определяющие
характер основных направлений долговой
политики
Долговая политика Республики Бурятия в
2021 - 2023 годах будет направлена на
безусловное выполнение долговых
обязательств Республики Бурятия,
соблюдение норм, установленных
федеральным законодательством,
обеспечение долговой устойчивости
республиканского бюджета и поддержание
объема государственного долга
Республики Бурятия на экономически
безопасном уровне.
Основными факторами, определяющими
характер долговой политики Республики
Бурятия, являются:
1. Экономическая ситуация,
складывающаяся в Российской Федерации.
В 2021 - 2023 годах долговая политика
Республики Бурятия будет
реализовываться в условиях формирования
иной динамики экономики, обусловленной
внешними факторами и влиянием
последствий распространения новой
коронавирусной инфекции.
2. Высокая волатильность на финансовых
рынках, обусловленных внешними
факторами.
3. Сохранение в среднесрочной
перспективе потребности в
финансировании дефицита
республиканского бюджета, в том числе
обусловленного необходимостью
финансового обеспечения расходных
обязательств Республики Бурятия,
принимаемых с учетом реализации Указа
Президента Российской Федерации от 21
июля 2020 года N 474 "О национальных целях
развития Российской Федерации на период
до 2030 года".
4. Обеспечение долговой устойчивости в
соответствии с системой оценки,
установленной в Бюджетном кодексе
Российской Федерации.
3. Основные цели и задачи долговой
политики Республики Бурятия
Долговая политика Республики Бурятия на
2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов
направлена на достижение следующих
целей:
- обеспечение сбалансированности
республиканского бюджета и исполнения
долговых обязательств Республики
Бурятия;
- поддержание объема государственного
долга республики и расходов на
обслуживание государственного долга в
пределах, установленных федеральным
законодательством;
- обеспечение равномерного
распределения долговой нагрузки по
годам;
- укрепление репутации Республики
Бурятия в качестве надежного заемщика с
высоким уровнем кредитоспособности.
Реализация долговой политики Республики
Бурятия на 2021 год и на плановый период 2022
и 2023 годов требует решения следующих
задач:
- поддержание приемлемого, экономически
обоснованного объема государственного
долга Республики Бурятия;
- обеспечение своевременного исполнения
и обслуживания долговых обязательств
Республики Бурятия;
- диверсификация долгового портфеля
Республики Бурятия за счет
использования различных видов
заимствований в зависимости от
изменений на рынке капитала;
- повышение открытости и прозрачности
долговой политики республики;
- выполнение условий соглашений о
реструктуризации обязательств
(задолженности) Республики Бурятия по
бюджетным кредитам, привлеченным из
федерального бюджета, с учетом внесенных
изменений;
- сокращение рисков, связанных с
осуществлением государственных
заимствований;
- минимизация расходов на обслуживание
государственного долга Республики
Бурятия.
4. Инструменты реализации долговой
политики Республики Бурятия
Реализация долговой политики Республики
Бурятия включает следующие инструменты:
1) кредиты кредитных организаций.
Данный инструмент, преимущественно в
форме возобновляемой кредитной линии,
позволяет использовать заемные средства
только в периоды необходимости -
привлекать финансовые ресурсы при
возникновении потребности, в том числе
на рефинансирование долговых
обязательств, и досрочно возвращать при
наличии возможности без излишних
финансовых потерь.
При применении этого инструмента
используется конкурентный способ
определения исполнителей в соответствии
с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О
контрактной системе в сфере закупок
товаров, работ, услуг для обеспечения
государственных и муниципальных
нужд", что позволяет экономить
бюджетные средства в связи со снижением
начальной (максимальной) цены контрактов
на привлечение кредитных ресурсов;
2) в рамках решения минимизации расходов
на обслуживание долговых обязательств
Республики Бурятия и обеспечения
текущей ликвидности республиканского
бюджета будет продолжена работа по
привлечению бюджетного кредита на
пополнение остатков средств на едином
счете республиканского бюджета;
3) государственные займы, осуществляемые
путем выпуска государственных ценных
бумаг.
Эмиссия государственных ценных бумаг
при благоприятной рыночной конъюнктуре
позволит единовременно и в необходимом
объеме привлечь внебюджетные средства
для исполнения принятых расходных
обязательств.
Проведение регулярного мониторинга
финансового рынка позволит
рассматривать целесообразность выпуска
государственных ценных бумаг исходя из
сложившейся рыночной конъюнктуры.
Объемы и параметры рыночных
заимствований будут определяться таким
образом, чтобы обеспечить
сбалансированность республиканского
бюджета, срочность долговых
обязательств Республики Бурятия была
равномерной, перенести пиковые нагрузки
по погашению и обслуживанию с 2021 года на
последующие годы;
4) государственные гарантии.
В предстоящем бюджетном цикле
применение данного инструмента будет
направлено, прежде всего, на решение
социальных задач, в том числе связанных с
возможной выдачей государственной
гарантии Республики Бурятия без права
регрессного требования на создание
условий для формирования
специализированного жилищного фонда в
целях обеспечения жилыми помещениями
детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей.
В дальнейшем выдача государственных
гарантий будет направлена на поддержку
приоритетных инвестиционных проектов,
реализуемых на территории республики,
при этом их предоставление будет
осуществляться с правом регрессного
требования гаранта к принципалу, что
позволит возместить потери бюджета при
наступлении гарантийного случая.
В целом, реализация долговой политики
Республики Бурятия требует взвешенного
сочетания и применения указанных
инструментов.
5. Риски, возникающие в процессе
управления государственным долгом
Республики Бурятия
При реализации долговой политики
Республики Бурятия могут возникнуть
следующие риски:
- ухудшение макроэкономической ситуации,
в том числе повышение уровня инфляции;
- нестабильность банковской системы,
ужесточение процентной политики Банком
России и кредитными организациями;
- изменение налогового законодательства
Российской Федерации, пересмотр
распределения доходных источников между
бюджетами бюджетной системы Российской
Федерации;
- недостаточное поступление доходов в
республиканский бюджет вследствие
снижения налоговой базы по основным
доходным источникам республиканского
бюджета;
- риск наступления гарантийного случая -
неплатежи принципалов по
обязательствам, обеспеченным
государственными гарантиями Республики
Бурятия.
Основные меры, принимаемые в отношении
управления рисками:
- осуществление мониторинга конъюнктуры
финансового рынка и ключевой ставки,
устанавливаемой Банком России;
взвешенные и экономически обоснованные
решения по рыночным заимствованиям, в
том числе для рефинансирования
накопленных долговых обязательств;
- работа с федеральными органами власти
по компенсации недопоступления доходов
в республиканский бюджет путем
дополнительной финансовой поддержки в
виде дотации на обеспечение
сбалансированности республиканского
бюджета.
6. Показатели реализации мероприятий
долговой политики Республики Бурятия.
Дополнительные меры, способствующие
реализации долговой политики Республики
Бурятия
Для оценки и контроля эффективности
управления государственным долгом
Республики Бурятия ведение долговой
политики Республики Бурятия в 2021 - 2023
годах будет направлено на соблюдение
условий бюджетного законодательства
Российской Федерации, предусматривающих
обеспечение показателей долговой
устойчивости бюджета.
Реализации эффективной долговой
политики должны способствовать
выполнение плана мероприятий по
оздоровлению государственных финансов,
включая мероприятия, направленные на
рост доходов, оптимизацию расходов, а
также оптимизация государственного
долга Республики Бурятия.