ПРАВИТЕЛЬСТВО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 28 октября 2020 года N 1287-р
О Прогнозе социально-экономического
развития Удмуртской Республики на 2021 год
и плановый период 2022 и 2023 годов
Одобрить прилагаемый Прогноз
социально-экономического развития
Удмуртской Республики на 2021 год и
плановый период 2022 и 2023 годов и направить
его в Государственный Совет Удмуртской
Республики.
Председатель Правительства
Удмуртской Республики
Я.В.СЕМЕНОВ
Приложение
к распоряжению
Правительства
Удмуртской Республики
от 28 октября 2020 г. N 1287-р
ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА 2021 ГОД
И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2022 И 2023 ГОДОВ
N |
Показатели |
Единица измерения |
2019 год |
2020 год |
2021 год, прогноз |
2022 год, прогноз |
2023 год, прогноз | |||
|
|
|
факт |
оценка |
1 вариант |
2 вариант |
1 вариант |
2 вариант |
1 вариант |
2 вариант |
1 |
Численность постоянного населения (в среднегодовом исчислении) |
тыс. чел. |
1504,2 |
1497,6 |
1488,3 |
1491,2 |
1479,7 |
1484,3 |
1470,7 |
1476,4 |
2 |
Индекс потребительских цен: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
на конец года |
к декабрю предыдущего года |
102,4 |
103,5 |
103,9 |
103,5 |
104,0 |
103,8 |
104,0 |
104,0 |
|
в среднем за год |
в процентах к предыдущему году |
103,5 |
103,0 |
103,5 |
103,2 |
104,1 |
103,7 |
104,1 |
103,9 |
3 |
Валовой региональный продукт: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
номинальный объем |
млн. рублей |
651229 <*> |
621839 |
639184 |
666358 |
661550 |
704409 |
687320 |
739723 |
|
темп роста в сопоставимых ценах |
в процентах к предыдущему году |
100,4 <*> |
96,2 |
98,9 |
102,4 |
99,8 |
101,7 |
100,3 |
101,2 |
4 |
Объем отгруженной продукции (работ, услуг): |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
номинальный объем |
млн. рублей |
710188 |
659034 |
592005 |
623508 |
606312 |
657745 |
623678 |
686015 |
|
индекс промышленного производства |
в процентах к предыдущему году |
101,5 |
94,1 |
96,7 |
100,8 |
98,6 |
100,4 |
99,3 |
100,3 |
5 |
Продукция сельского хозяйства: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
номинальный объем |
млн. рублей |
67705 |
69454 |
71745 |
72084 |
75370 |
76273 |
79203 |
80881 |
|
темп роста в сопоставимых ценах |
в процентах к предыдущему году |
99,2 |
103,1 |
100,8 |
101,3 |
101,4 |
102,1 |
101,5 |
102,1 |
6 |
Инвестиции в основной капитал: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
номинальный объем |
млн. рублей |
100516 |
95106 |
104248 |
105554 |
114165 |
116927 |
124910 |
129524 |
|
темп роста в сопоставимых ценах |
в процентах к предыдущему году |
97,8 |
89,6 |
103,8 |
105,5 |
104,1 |
105,6 |
104,4 |
105,7 |
7 |
Объем работ, выполненных по виду экономической деятельности "Строительство" |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
номинальный объем |
млн. рублей |
38436 |
42093 |
45660 |
45703 |
49671 |
49766 |
54086 |
54241 |
|
темп роста в сопоставимых ценах |
в процентах к предыдущему году |
88,4 |
104,4 |
104,1 |
104,5 |
104,3 |
104,5 |
104,5 |
104,6 |
8 |
Ввод в действие жилых домов |
тыс. кв. м общей площади |
760 |
815 |
765 |
781 |
847 |
865 |
912 |
931 |
|
темп роста |
в процентах к предыдущему году |
106,0 |
107,3 |
93,9 |
95,8 |
110,8 |
110,8 |
107,6 |
107,6 |
9 |
Объем розничного товарооборота: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
номинальный объем |
млн. рублей |
256229 |
252426 |
265454 |
272965 |
277470 |
290635 |
291756 |
307069 |
|
темп роста в сопоставимых ценах |
в процентах к предыдущему году |
101,0 |
95,4 |
101,4 |
104,2 |
100,7 |
102,5 |
101,1 |
101,6 |
10 |
Объем платных услуг населению: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
номинальный объем |
млн. рублей |
67749 |
62730 |
67501 |
69207 |
71530 |
74129 |
76261 |
79575 |
|
темп роста в сопоставимых ценах |
в процентах к предыдущему году |
98,2 |
89,2 |
102,9 |
106,4 |
101,5 |
102,8 |
101,9 |
103,0 |
11 |
Прибыль прибыльных организаций |
млн. рублей |
120102 |
83333 |
85657 |
91755 |
88655 |
97130 |
92010 |
102953 |
12 |
Фонд заработной платы |
млн. рублей |
197361 |
204662 |
209383 |
210178 |
216314 |
217952 |
230334 |
233174 |
13 |
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата одного работника (в среднем за период) |
рублей |
34052 |
35755 |
37686 |
37829 |
39872 |
40174 |
42344 |
42866 |
|
темп роста |
в процентах к предыдущему году |
107,1 |
105,0 |
105,4 |
105,8 |
105,8 |
106,2 |
106,2 |
106,7 |
14 |
Реальные располагаемые денежные доходы населения |
процентов |
101,8 |
97,0 |
101,0 |
102,0 |
100,0 |
101,0 |
100,5 |
101,5 |
15 |
Среднесписочная численность работников организаций |
тыс. чел. |
483,0 |
477,0 |
463,0 |
463,0 |
452,1 |
452,1 |
453,3 |
453,3 |
16 |
Величина прожиточного минимума в среднем на душу населения (в среднем за год) |
рублей |
9732 |
10024 |
10375 |
10345 |
10800 |
10728 |
11243 |
11146 |
17 |
Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума к общей численности населения |
процентов |
12,4 |
12,4 |
12,4 |
12,4 |
12,4 |
11,7 |
11,8 |
10,6 |
18 |
Экспорт |
млн. дол. США |
619 |
236 |
246 |
261 |
257 |
281 |
266 |
296 |
19 |
Импорт |
млн. дол. США |
384 |
310 |
326 |
330 |
342 |
353 |
356 |
376 |
20 |
Уровень официально зарегистрированной безработицы (на конец года) |
процентов |
1,01 |
2,80 |
2,26 |
1,99 |
1,72 |
1,32 |
1,45 |
1,06 |
* Оценка.
Приложение
к Прогнозу
социально-экономического развития
Удмуртской Республики
на 2021 год и плановый
период 2022 и 2023 годов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ОСНОВНЫМ
ПОКАЗАТЕЛЯМ ПРОГНОЗА
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА 2021 ГОД И
ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2022 И 2023 ГОДОВ
Разработка Прогноза
социально-экономического развития
Удмуртской Республики на 2021 год и
плановый период 2022 и 2023 годов
осуществлялась на основе методических
рекомендаций Министерства
экономического развития Российской
Федерации, сценарных условий
функционирования экономики Российской
Федерации и основных параметров
прогноза социально-экономического
развития Российской Федерации на 2021 год
и на период 2022 и 2023 годов.
При разработке прогноза учитывались:
статистическая информация о
социально-экономическом развитии
Удмуртской Республики за 2016 - 2019 годы и
январь - сентябрь 2020 года;
План мероприятий по реализации
Стратегии социально-экономического
развития Удмуртской Республики на
период до 2025 года, утвержденный
постановлением Правительства
Удмуртской Республики от 10 октября 2014
года N 383;
материалы исполнительных органов
государственной власти Удмуртской
Республики, разработанные с учетом
производственных и инвестиционных
планов развития предприятий Удмуртской
Республики;
статистическая и аналитическая
информация Управления Федеральной
налоговой службы России по Удмуртской
Республике.
Прогноз социально-экономического
развития Удмуртской Республики на 2021 год
плановый период 2022 и 2023 годов разработан
в двух вариантах. В условиях сложной
эпидемиологической обстановки,
связанной с распространением новой
коронавирусной инфекции, в отличие от
прошлых лет прогноз разработан в
консервативном и базовом вариантах,
рекомендованных для разработки
Министерством экономического развития
Российской Федерации.
Консервативный вариант (вариант 1)
предполагает длительное сохранение
пониженной деловой активности в
отраслях, деятельность которых была
ограничена; затяжное восстановление
экономики и замедление темпов ее роста в
среднесрочной перспективе.
Базовый вариант (вариант 2) предполагает
сдержанный внутренний спрос - как
потребительский, так и инвестиционный,
обусловленный сохранением части
ограничений, направленных на борьбу с
распространением новой коронавирусной
инфекции; постепенный восстановительный
рост экономики.
Скорость восстановления экономики в
прогнозируемом периоде будет определять
санитарно-эпидемиологическая
обстановка, она же остается ключевым
источником риска для параметров
прогноза.
Оценка достигнутого уровня
социально-экономического развития,
факторов и ограничений экономического
роста Удмуртской Республики на
среднесрочный период. Направления
социально-экономического развития
Удмуртской Республики
Экономическая ситуация 2019 года
характеризовалась продолжением
позитивной динамики валового
регионального продукта. Темп роста в
сопоставимых ценах оценочно составит
100,4% (в 2018 году - 102,1%).
На экономику республики в 2019 году, как и
на Россию в целом, оказало влияние
замедление мирового экономического
роста. Объем отгруженных промышленных
товаров собственного производства в 2019
году составил 710,2 млрд. рублей, что на 4,4%
выше уровня 2018 года. Индекс
промышленного производства составил
101,5%.
В обрабатывающем секторе также отмечена
положительная динамика. Индекс
производства по обрабатывающим отраслям
составил 104,0%. Наиболее значительный рост
отмечен в отраслях по производству
пищевых продуктов, прочей
неметаллической продукции, машин и
оборудования, электрического
оборудования, готовых металлических
изделий, металлургическом производстве.
Объем продукции сельского хозяйства
составил 67,7 млрд. рублей, или 99,2% в
сопоставимых ценах к уровню 2018 года.
В 2019 году объем подрядных работ составил
38,4 млрд. рублей, или 88,4% в сопоставимых
ценах к 2018 году, что связано с
завершением в 2018 году программ по
модернизации крупными промышленными
предприятиями республики, а также
завершением строительства крупных
объектов капитального строительства.
При этом в 2019 году введено в действие 759,9
тыс. кв. м жилых домов, что на 6,0% больше,
чем в 2018 году.
Объем инвестиций в основной капитал в
Удмуртской Республике в 2019 году составил
100,5 млрд. рублей, или 97,8% в сопоставимых
ценах.
Розничный товарооборот составил 256,2
млрд. рублей, что в сопоставимых ценах на
1,0% больше уровня 2018 года. Объем платных
услуг населению сократился на 1,8%,
составив 67,7 млрд. рублей.
Инфляция на потребительском рынке
Удмуртии в 2019 году (на конец года)
сложилась на уровне 102,4%. Среднегодовой
индекс потребительских цен составил
103,5%.
В 2019 году реальная заработная плата
выросла на 3,5%, среднемесячная
начисленная заработная плата составила
34052 рубля (107,1% к уровню 2018 года), при этом
реальные располагаемые денежные доходы
населения выросли на 1,8%.
На социально-экономическое развитие
Удмуртской Республики в январе -
сентябре 2020 года повлияла ситуация,
связанная с приостановлением
(ограничением) деятельности на
территории Удмуртской Республики
организаций и индивидуальных
предпринимателей, в связи с
распространением новой коронавирусной
инфекции.
За 9 месяцев текущего года объем
промышленного производства составил 389,7
млрд. рублей, индекс промышленного
производства - 94,6%.
Сельскохозяйственной продукции
произведено на сумму 54,2 млрд. рублей или
103,5% к январю - сентябрю 2019 года.
В строительной отрасли объем подрядных
работ вырос на 36,1% по сравнению с январем
- сентябрем 2019 года и составил 36,3 млрд.
рублей. Введено 551,5 тыс. кв. м жилья, что на
8,7% меньше, чем в соответствующем периоде
2019 года, что обусловлено планами по
основному вводу объектов в осенне-зимний
период.
В то же время в условиях сохранения
ограничений и продолжающейся
неопределенности эпидемиологической
ситуации потребительских спрос остается
ниже уровня прошлого года.
Оборот розничной торговли сократился на
5,7%, оборот общественного питания - на 25,5%,
объем платных услуг - на 12,4%.
Номинальная начисленная среднемесячная
заработная плата одного работника (далее
- номинальная заработная плата) за январь
- август 2020 года выросла на 5,3% к
аналогичному периоду 2019 года и составила
35337 рублей, реальная заработная плата
выросла на 2,5%.
Валовой региональный продукт
В 2019 году объем валового регионального
продукта (далее - ВРП) оценочно составит
651,2 млрд. рублей, или 100,4% к уровню 2018 года
(в 2018 году ВРП увеличился на 2,1%).
Основной вклад в формирование ВРП вносят
промышленное производство (50%), оптовая и
розничная торговля (8,6%), сельское
хозяйство (6,5%), строительство (4,2%).
Положительная динамика в 2019 году
наблюдалась в основных базовых отраслях
экономики, которые формируют 50% ВРП. Рост
определялся приростом валовой
добавленной стоимости обрабатывающих
производств на 4%, добычи полезных
ископаемых на 0,1%, розничной торговли на
0,9%.
Вместе с тем на невысокие темпы роста ВРП
повлияло снижение объема работ в
строительстве на 11,6%, объема оптовой
торговли на 4,1%, а также снижение
производства сельскохозяйственной
продукции на 0,8%.
Кроме того, в 2019 году наблюдалось
снижение инвестиционной активности,
объем инвестиций составил 100,5 млрд. руб.,
или 97,8% к уровню 2018 года.
С учетом итогов развития основных
отраслей экономики за 9 месяцев текущего
года, а также неопределенной
эпидемиологической ситуации, в связи с
распространением новой коронавирусной
инфекции, объем ВРП в 2020 году оценивается
на уровне 621,8 млрд. рублей, или 96,2% к
уровню 2019 года.
Наибольший вклад в сокращение объема ВРП
в 2020 году внесет отрасль добычи полезных
ископаемых (ожидаемый темп роста в
сопоставимых ценах - 92%), обрабатывающих
производств (96,8%), а также оптовая и
розничная торговля (96%), отрасль
транспортировки и хранения (92%).
В среднесрочной перспективе по базовому
варианту развития прогнозируется
постепенное восстановление экономики
республики. В 2021 году ожидается
восстановительный рост на 2,4%, далее в
пределах 101,2% - 101,7%.
Рост ВРП будет основываться на
расширении внутреннего спроса - как
потребительского, так и инвестиционного.
В 2021 году ожидается восстановительный
рост потребления домашних хозяйств:
оборот розничной торговли увеличится на
4%, объем платных услуг населению - на 6,4%. В
2022 - 2023 годах оборот розничной торговли
продолжит расти темпом 1,6% - 2,5%, объем
платных услуг населению 2,8% - 3,0%.
Определяющим фактором экономического
роста станет повышение темпов роста
инвестиций в основной капитал в 2021 - 2023
годах. Ежегодно он прогнозируется на
уровне 5,5 - 5,7%, или 117,7% в 2023 году к 2020 году.
Доля инвестиций в объеме ВРП увеличится
с 15,3% в 2020 году до 17,5% в 2023 году по варианту
2.
В прогнозном периоде не планируется
существенное изменение отраслевой
структуры валового регионального
продукта.
Наибольший вклад в прирост ВРП в 2021 - 2023
годах будут вносить базовые несырьевые
отрасли (обрабатывающие производства,
строительство, транспортировка и
хранение, сельское хозяйство).
С учетом реализации национальных
проектов "Производительность труда и
поддержка занятости",
"Международная кооперация и
экспорт" ожидается рост добавленной
стоимости обрабатывающих производств в
2023 году на 5,4% к уровню 2020 года по варианту
2 прогноза.
В сфере строительства в прогнозном
периоде до 2023 года при росте объемов
производства и увеличении
инвестиционной активности
прогнозируется рост добавленной
стоимости ежегодно в пределах 4,5%, в том
числе обусловленный реализацией
национального проекта "Жилье и
городская среда".
С учетом вышеперечисленных факторов в 2023
году темп роста ВРП в сопоставимых ценах
к уровню 2020 года составит по варианту 2 -
105,4%.
Промышленное производство
В 2019 году в промышленном производстве
наблюдалась положительная динамика. За
2019 год объем промышленного производства
составил 710,2 млрд. рублей, темп роста - 104,4%
по отношению к 2018 году. Индекс
промышленного производства,
характеризующий изменение фактического
объема производимой продукции, составил
101,5%.
Структурные изменения в производстве в
2019 году определялись сокращением роли
отрасли добычи полезных ископаемых и
ориентированной на нее инфраструктуры.
Доля сырьевого сектора в промышленности
сократилась на 1,5% к 2018 году в текущих
ценах и составила 35,7%, при этом снизилась
и добыча нефти - на 63 тыс. тонн к 2018 году и
составила 10482 тыс. тонн. Снижение объемов
добычи углеводородного сырья, прежде
всего, связано с тем, что основная часть
нефтегазовых месторождений Удмуртской
Республики находятся на поздней стадии
разработки, характеризующиеся
естественным падением уровней добычи
нефти, обводнением добываемой продукции
и фактической выработанности запасов.
В обрабатывающем секторе отмечена
положительная динамика. Индекс
производства по обрабатывающим отраслям
сложился на уровне 104%. Рост индекса
производства отмечен в производстве
пищевых продуктов, прочей
неметаллической продукции, машин и
оборудования, электрического
оборудования, готовых металлических
изделий, автотранспортном,
металлургическом производстве. Рост в
указанных секторах определялся
увеличением государственных заказов, а
также восстановлением спроса на
автотранспортные средства и продукцию
военного назначения.
За 9 месяцев 2020 года промышленными
предприятиями Удмуртской Республики
отгружено товаров собственного
производства на сумму 389,7 млрд. рублей.
Индекс промышленного производства
составил 94,6%.
Наибольший вклад в объем отгруженной
продукции по итогам 9 месяцев 2020 года
вносят такие отрасли, как добыча
полезных ископаемых (33,6%) и
обрабатывающие производства (57,6%):
производство готовых металлических
изделий, кроме машин и оборудования (14,3%),
металлургическое производство (6,1%),
производство пищевых продуктов (11,4%).
Исходя из опросов организаций
Удмуртской Республики стабильно слабый
спрос остается привычным для
большинства предприятий. Кроме этого,
отмечается снижение заказов на рынке, а
также уменьшение уровня загрузки
производственных мощностей.
Вместе с тем стоит отметить снижение
инвестиционной активности промышленных
предприятий республики, так, за первое
полугодие 2020 года в промышленность
инвестировано 13,5 млрд. рублей, темп роста
инвестиций составил 99,4%.
В условиях продолжающейся санкционной
политики западных стран, складывающейся
конъюнктуры цен на сырьевых и валютных
рынках, а также вводимых ограничений на
работу предприятий отрасли индекс
промышленного производства по итогам 2020
года оценивается на уровне 94,1%.
В среднесрочной перспективе в 2021 - 2023
годах ожидаются умеренные темпы роста
промышленного производства - 100,8%, 100,4%,
100,3% по базовому варианту
соответственно.
Добыча полезных ископаемых
Объем отгруженных товаров предприятиями
добывающей отрасли в 2019 году составил 253,8
млрд. рублей, индекс производства - 100,1%.
Добыто 10,5 млн. тонн нефти (99,4% к уровню 2018
года).
За январь - сентябрь 2020 года объем
отгрузки по добыче полезных ископаемых
составил 131,1 млрд. рублей, индекс
промышленного производства - 92,5%.
Предприятиями отрасли добыто 7 млн. 199
тыс. тонн нефти (92,0% к уровню января -
сентября 2019 года).
Добычу нефти в республике осуществляют 12
компаний. Крупнейшими предприятиями по
добыче углеводородного сырья в
республике остаются ОАО
"Удмуртнефть" и АО
"Белкамнефть" им А.А. Волкова, на
долю которых приходится порядка 93%
добычи нефти в регионе, 7% приходится на
малые нефтедобывающие компании.
На прогнозируемый период нефтяными
компаниями осуществлена переоценка
запасов нефти и пересмотрены плановые
показатели ее извлечения в сторону
уменьшения с учетом естественного
истощения природных ресурсов и
фактической выработанности запасов, а
также в связи с исполнением условий
соглашения ОПЕК+. Тем не менее,
нефтедобывающие предприятия вводят в
разработку низкорентабельные запасы,
увеличивают коэффициент извлечения
нефти на "зрелых" месторождениях, за
счет увеличения объемов разбуривания
месторождений, внедряют новые
технологии и методы интенсификации
добычи нефти, проводят
геологоразведочные работы. Данные
мероприятия не допускают сильного
снижения объемов добычи нефти.
С учетом падения мировых цен на нефть,
заключения сделки ОПЕК+, а также
выработанности основной части
нефтегазовых месторождений республики
по итогам 2020 года объем добычи
оценивается на уровне 9617 тыс. тонн, или
91,7% к уровню 2019 года. К 2023 году
прогнозируется снижение добычи нефти до
9,5 млн. тонн в год (до 90% к уровню 2019 года).
Для повышения конкурентоспособности
российской нефтедобычи необходимым
условием становится снижение
себестоимости добычи и геологоразведки
нефти, с привлечением новых, более
экономичных технологий и реализация
мероприятий по импортозамещению
нефтегазового оборудования.
Основные задачи, стоящие перед нефтяной
отраслью республики на перспективу, -
сохранение достигнутых объемов добычи;
повышение коэффициента нефтеотдачи;
реализация программ геологоразведочных
работ.
Обрабатывающие производства
Основным сектором развития
промышленности Удмуртской Республики
являются обрабатывающие производства,
производящие более 50% объема
промышленной продукции Удмуртской
Республики.
В 2019 году объем отгруженных товаров
предприятиями обрабатывающей
промышленности составил 406,2 млрд. рублей,
индекс производства сложился на уровне
104%.
Наиболее значимыми (имеющими наибольший
удельный вес в индексе производства)
отраслями обрабатывающих производств
являются:
производство готовых металлических
изделий, кроме машин и оборудования (24,4%);
производство компьютеров, электронных и
оптических изделий (18,8%);
металлургическое производство (8,5%);
производство автотранспортных средств,
прицепов и полуприцепов (7,4%);
производство машин и оборудования, не
включенных в другие группировки (5,5%);
производство пищевых продуктов (12,8%).
За 9 месяцев 2020 года предприятиями
обрабатывающей промышленности
отгружено товаров на сумму 224,5 млрд.
рублей, индекс промышленного
производства составил 97,6%.
Среди обрабатывающих производств рост
индекса промышленной продукции
наблюдается в производстве
лекарственных средств и материалов,
применяемых в медицинских целях - на 44,3%,
в производстве машин и оборудования (не
включенных в другие группировки) - на 25,8%,
в производстве прочей неметаллической
минеральной продукции - на 4,6%, в
производстве пищевых продуктов - на 2,3%, в
производстве химических веществ и
химических продуктов - на 2,0%,
производстве напитков - на 1,4%.
Наибольшее снижение индекса
промышленного производства отмечается в
производстве прочих транспортных
средств и оборудования - на 60,1%, в
производстве автотранспортных средств,
прицепов и полуприцепов - на 27,8%, в
производстве кожи и изделий из кожи - на
22,7%, в производстве электрического
оборудования - на 16,4%, в деятельности
полиграфической и копировании носителей
информации - на 15,3%, в производстве одежды
- на 14,1%, в производстве прочих готовых
изделий - на 11,5%, в производстве мебели -
на 7,4%, в металлургическом производстве -
на 6,3%.
По итогам 2020 года индекс производства по
обрабатывающим производствам
оценивается на уровне 96,8%.
Предсказуемое замедление темпов
производства, связанное с введением
экономических ограничений из-за
ситуации с пандемией, а также острой
зависимости от наличия и условий
гособоронзаказа, приведет к снижению
индекса промышленного производства по
базовым отраслям промышленности.
Так, падение объемов производства в 2020
году ожидается по основным видам
деятельности, суммарно занимающим более
70% в формировании индекса производства
по обрабатывающим производствам:
производство готовых металлических
изделий, кроме машин и оборудования;
производство компьютеров, электронных и
оптических изделий;
производство электрического
оборудования;
производство автотранспортных средств;
производство машин и оборудования, не
включенных в другие группировки;
металлургическое производство;
деревообрабатывающее производство.
Сохранение и рост объемов производства в
2020 году прогнозируется в отраслях:
производство пищевых продуктов;
производство напитков;
производство одежды;
химическое производство;
производство резиновых и пластмассовых
изделий;
производство прочей неметаллической
минеральной продукции.
В прогнозном периоде ожидается
позитивная динамика, которая будет
обеспечена формирующейся адаптацией
предприятий к изменившимся условиям, а
также увеличением выпуска
конкурентоспособной и
высокотехнологичной гражданской
продукции предприятиями
оборонно-промышленного комплекса
республики.
С учетом сложившихся ограничений и
тенденций развития промышленного
производства рост объемов производства
обрабатывающих отраслей в 2023 году к
уровню 2019 года по базовому варианту
составит 105,4%.
Динамика и объем обрабатывающих
производств в большей степени будет
определяться производством продукции
машиностроительного комплекса.
Постепенный рост объемов производства в
2021 - 2023 годах ожидается в таких отраслях
как: производство машин и оборудования,
не включенных в другие группировки,
производство компьютеров,
электрического оборудования,
производство автотранспортных средств,
а также прочих транспортных средств и
оборудования. Рост индексов
производства в данных отраслях
прогнозируется в пределах 101 - 109% по
базовому варианту в 2023 году к уровню 2019
года.
Увеличению объемов производства в
отрасли будет способствовать реализация
инвестиционных проектов и организация
новых направлений деятельности:
создание совместного предприятия по
производству теплообменных и
холодильных систем (технопарк
"Метеор") (стоимость проекта 505,8 млн.
рублей, срок реализации 2018 - 2022 годы);
"Организация производства
алюминиевых конденсаторов нового
поколения" ОАО "Элеконд"
(стоимость проекта 498 млн. рублей, срок
реализации 2016 - 2020 годы);
с 2018 года "Организация серийного
производства лифтов" АО "Ижевский
мотозавод "Аксион-Холдинг"
(стоимость проекта 117,7 млн. рублей);
"Разработка и освоение нового
медицинского изделия
"Модернизированный электрокардиограф
ЭКЗТЦ-3/6-04М" АО "Ижевский мотозавод
"Аксион-Холдинг" (стоимость проекта
14,4 млн. рублей, срок реализации 2013 - 2021
годы);
"Выход на проектную мощность
предприятия по производству
электротехнического оборудования"
ООО "ЭТЗ Вектор" (стоимость проекта
98,3 млн. рублей, срок реализации 2016 - 2020
годы);
в разработке АО "ИЭМЗ "Купол"
инвестиционный проект "Создание
индустриального парка на территории
производственной площадки N 7 (срок
реализации проекта 2020 - 2023 годы);
АО "ИЭМЗ Купол" "Расширение
номенклатуры выпускаемых изделий для
атомных электростанций" (срок 2018 - 2021
годы, стоимость проекта 46 млн. рублей);
АО "ИЭМЗ Купол" "Нефтепромысловое
оборудование" (2019 - 2024 годы, стоимость
17,8 млн. рублей);
АО "ИЭМЗ Купол" "Освоение новых
видов продукции с применением торцовой
раскатки" (2018 - 2021 годы);
"Организация производства станций
управления на ПАО "Ижнефтемаш" с
вентильным двигателем на 250/400"
(стоимость проекта 12 млн. рублей).
Кроме того, в условиях сложной
эпидемиологической обстановки
промышленными предприятиями
организованы новые направления
деятельности:
ООО "Аксион" получено
регистрационное удостоверение и
организовано производство аппаратов
ИВЛ;
Концерном "Калашников"
организовано производство
бактерицидных ламп.
В обработке древесины и производстве
изделий из дерева индекс производства в
2023 году составит 101,5% к уровню 2019 года.
Развитию отрасли будет способствовать
ввод в эксплуатацию лесопильного завода,
часть продукции которого будет
отправляться на экспорт, а также
реализация инвестиционных проектов
предприятий по модернизации
инфраструктуры производства, расширению
глубокой переработки древесины,
улучшению качества продукции, росту
объемов производства.
В производстве химических веществ и
химических продуктов индекс
производства в 2023 году по базовому
варианту составит 103% к уровню 2019 года.
Планируется ежегодное значение индекса
промышленного производства в
сопоставимых ценах на уровне 101%. Рост
производства будет достигнут за счет
модернизации и увеличения
производственных мощностей на базе
существующих промышленных площадей
предприятий.
Прогнозный индекс промышленного
производства предприятиями по
производству резиновых и пластмассовых
изделий составит в 2023 году 101,8% к уровню
2019 года. Для обеспечения роста
производства в планах предприятий
отрасли обновление основных
производственных фондов, а также
усовершенствование парка оборудования и
расширение номенклатуры производимой
продукции.
В производстве прочей неметаллической
минеральной продукции индекс
производства в 2023 году к уровню 2019 года
составит 101,3%. Ежегодный индекс
промышленного производства по отрасли
планируется на уровне 100,4 - 100,5%. Развитию
отрасли будет способствовать реализация
инвестиционных проектов по запуску
новых производств и расширения объемов
выпуска на существующих линиях.
Основной вклад в развитие легкой
промышленности вносит производство
одежды, определяя динамику развития
отрасли в целом. По прогнозам, в 2021 - 2023
годах индекс производства отрасли будет
варьироваться в диапазонах 103,5 - 102,8%.
Данный показатель будет достигнут за
счет увеличения выпуска новой продукции
и расширения рынков сбыта.
Обеспечение электрической энергией,
газом и паром; кондиционирование воздуха
В 2019 году объем производства отрасли
составил 40,9 млрд. рублей, или 96,6% в
сопоставимых ценах к уровню 2018 года.
В Удмуртской Республике производство
электроэнергии в 2019 году по сравнению с
2018 годом уменьшилось на 3,09% и составило
3728,0 млн. кВт.часов. Потребление
электроэнергии достигло 9702,4 млн.
кВт.часов, что на 1,01% меньше потребления
2018 года.
Структура энергопотребления
характеризуется относительной
стабильностью. Основными потребителями
электроэнергии являются организации
экономики. В 2018 году на их долю пришлось
82,1% потребленной электроэнергии. Для
нужд населения республики использовано
11,3% всей потребленной электроэнергии. К
наиболее энергоемким видам деятельности
относятся добыча полезных ископаемых
(25,4% от общего объема потребления
электроэнергии в 2018 году),
обрабатывающие производства (17,5%),
транспортировка и хранение (11,5%),
обеспечение электроэнергией, газом и
паром; кондиционирование воздуха (6,8%).
Установленная электрическая мощность
объектов генерации на территории
Удмуртской Республики составляет 719,276
МВт. Наиболее крупными из них являются
Ижевская ТЭЦ-1 и Ижевская ТЭЦ-2 - филиал
"Удмуртский" ПАО "Т Плюс". В
электроэнергетический комплекс
Удмуртской Республики входят также 105
линий электропередачи класса напряжения
110 - 500 кВ, 89 трансформаторных подстанций и
распределительных устройств
электростанций, оборудование которых
отнесено к объектам диспетчеризации АО
"СО ЕЭС".
Удмуртская Республика остается
энергодефицитной, не обеспечивая свои
потребности в электроэнергии, 61,57%
электроэнергии закупается у других
субъектов Российской Федерации и на
Федеральном оптовом рынке электрической
энергии и мощности.
За 9 месяцев 2020 года объем отгруженных
товаров предприятиями отрасли составил
25,7 млрд. рублей, темп роста к
соответствующему периоду 2019 года - 91,6% в
фактических ценах, индекс производства -
90,8%.
В 2020 - 2023 годах не прогнозируется
какой-либо значительный ввод
энергетических мощностей. Индекс
производства в 2021 - 2023 годах планируется
на уровне 100,0% по варианту 1 прогноза, в
пределах 100,3 - 101% - по варианту 2.
Индекс тарифов на электроэнергию,
отпущенную различным категориям
потребителей, составит: в 2020 году - 104,8%, в
2021 году - 103,2%, в 2022 - 2023 годах - 104,0%.
Сельское хозяйство
В 2019 году валовой сбор зерновых и
зернобобовых культур (в весе после
доработки) составил 626 тыс. тонн,
производство картофеля - 393 тыс. тонн,
производство овощей - 116 тыс. тонн.
В 2020 году производство зерновых и
зернобобовых культур запланировано на
уровне 683 тыс. тонн (увеличение на 9,1%),
производство картофеля 383 тыс. тонн
(снижение на 2,5% по причине снижения
производства в хозяйствах населения),
овощей - 122 тыс. тонн (увеличение на 5,2%).
Индекс производства продукции
растениеводства ожидается на уровне
103,6%.
В 2019 году производство молока составило
826,5 тыс. тонн, скота и птицы на убой (в
живом весе) - 183,3 тыс. тонн, яйца - 1083,7 млн.
штук.
В 2020 году производство молока оценочно
составит 870 тыс. тонн (увеличение на 5,3%),
скота и птицы на убой (в живом весе) - 185
тыс. тонн (увеличение на 0,9%), яйца - 1094,5
млн. штук (увеличение на 1%). Индекс
производства продукции животноводства
ожидается 102,9%.
В 2020 году индекс производства продукции
сельского хозяйства спрогнозирован на
уровне 103,1%, объем продукции сельского
хозяйства составит 69,5 млрд. рублей.
Прогноз развития сельскохозяйственного
производства в 2021 - 2023 годах разработан с
учетом сложившейся динамики
производства, зависимости от погодных
условий, комплекса мер государственной
поддержки, направленной на
стимулирование роста производства и
модернизации.
С 2019 года в рамках федерального проекта
"Создание системы поддержки фермеров
и развитие сельской кооперации в
Удмуртской Республике" в отрасли
реализуется аналогичный региональный
проект, в рамках которого предусмотрена
грантовая поддержка крестьянских
(фермерских) хозяйств и
сельскохозяйственных кооперативов.
Реализация данного проекта будет
продолжена на период по 2024 год.
В 2020 году в рамках федерального проекта
"Международная кооперация и
экспорт" реализуется региональный
проект "Экспорт продукции
агропромышленного комплекса Удмуртской
Республики". С 2020 года на селе
реализуются мероприятия федеральной
государственной программы
"Комплексное развитие сельских
территорий".
В 2019 году объем инвестиций в отрасль
сельского хозяйства составил 5,5 млрд.
рублей за счет реализации проектов в
молочном животноводстве,
растениеводстве, а также проектов по
обновлению парка сельскохозяйственной
техники. Индекс физического объема
инвестиций составил 127,7% по отношению к
2018 году.
В прогнозный период 2021 - 2023 годов
сельскохозяйственными
товаропроизводителями и предприятиями
пищевой промышленности Удмуртской
Республики запланирована реализация 111
инвестиционных проектов на общую сумму 22
млрд. рублей, что позволит создать в
отрасли 800 новых рабочих мест.
С 2021 года прогнозируется стабильный
прирост производства продукции
сельского хозяйства. В 2021 - 2023 годах
индекс производства по варианту 1
ожидается на уровне 100,8 - 101,5%, по варианту
2 - 101,3 - 102,1%.
Прогноз объема продукции сельского
хозяйства на 2021 год относительно
предыдущего прогноза по базовому
варианту выше на 3,1%, темп роста в
сопоставимых ценах по базовому варианту
ниже предыдущего прогноза на 0,5
процентного пункта.
Инвестиции
В 2019 году в экономику республики
инвестировано 100,5 млрд. рублей, темп
роста в сопоставимых ценах составил 97,8%.
Объем инвестиций по крупным и средним
предприятиям республики составил 60,9
млрд. рублей. Значительную долю в общем
объеме инвестиций занимали собственные
средства предприятий - 72,2% (или 43,9 млрд.
рублей), доля заемных средств составила
27,8% (или 16,9 млрд. рублей).
Основная часть инвестиций направлена на
развитие предприятий, осуществляющих
добычу топливно-энергетических полезных
ископаемых (26,2%), и в обрабатывающие
производства (23,3%). Также значительную
долю в общем объеме инвестиций имеют:
транспортировка и хранение (11,2%),
сельское хозяйство (9%), обеспечение
электрической энергией, газом и паром (5%),
деятельность по операциям с недвижимым
имуществом (4,3%).
В 2020 году введение ограничений,
связанных с распространением новой
коронавирусной инфекции, привело к
снижению инвестиционной активности
предприятий. Большинство направлений
работы было смещено на участие в
кризисном управлении и информировании
инвесторов и предпринимательского
сообщества о мерах по оказанию
экономической поддержки.
Оценка объема инвестиций на 2020 год и
прогноз на 2021 - 2023 годы сформированы с
учетом:
фактически достигнутых значений
показателя за 2019 год и 1 полугодие 2020
года;
планируемого объема инвестиций по
крупным и средним предприятиям в
муниципальных образованиях Удмуртской
Республики;
планируемого объема инвестиций по
инвестиционным проектам, реализуемым и
планируемым к реализации на территории
Удмуртской Республики в 2020 - 2023 годы и
планируемого объема инвестиций по
региональным проектам федеральных
национальных проектов (программ).
По итогам 2020 года ожидается снижение
объема инвестиций до 95,1 млрд. рублей (89,6%
к уровню 2019 года в сопоставимых ценах). В
2021 - 2023 годах темпы роста инвестиций по
варианту 1 оцениваются в пределах 103,8 -
104,4%, по варианту 2 - в пределах 105,5 - 105,7%.
Прогноз объема инвестиций на 2021 год
относительно предыдущего прогноза по
базовому варианту ниже на 17,3%. Темп роста
в сопоставимых ценах по базовому
варианту выше на 1,2 процентного пункта.
Строительство. Ввод жилья
В 2019 году объем выполненных работ по виду
экономической деятельности
"строительство" составил 38,4 млрд.
рублей, или 88,4% к уровню 2018 года в
сопоставимых ценах.
За 9 месяцев 2020 года объем строительных
работ составил 36,3 млрд. рублей и вырос на
36,1% по отношению к аналогичному периоду
2019 года, что обусловлено в первую очередь
реализацией программы капитального
ремонта социальных объектов "Большой
ремонт". Раньше срока завершено
строительство третьего корпуса
промышленного парка
"Металлургический".
По предварительной оценке объем
подрядных работ в текущем году составит
42,1 млрд. рублей, или 104,4% к уровню 2019 года.
В прогнозном периоде при росте
производства и увеличении
инвестиционной активности
прогнозируется положительная динамика:
по варианту 1 - в пределах 104,1 - 104,5%, по
варианту 2 - 104,5 - 104,6%.
Прогноз объема подрядных работ на 2021 год
относительно предыдущего прогноза по
базовому варианту выше на 25,7%. Это
связано как с увеличением объемов
строительства, так и эффектом низкой
базы. Темп роста в сопоставимых ценах по
базовому варианту выше на 3,5 процентного
пункта.
В 2019 году введено в эксплуатацию 760 тыс.
кв. м жилья, что на 6,0% больше, чем в 2018
году. Ввод жилья в республике
обеспечивается, в том числе за счет
комплексной застройки жилых
микрорайонов и строительства жилых
комплексов.
За 9 месяцев 2020 года сдано в эксплуатацию
551,5 тыс. кв. м общей площади жилых домов,
что на 8,7% меньше, чем в январе - сентябре
2019 года, что обусловлено планами
застройщиков по основному вводу жилья в
осенне-зимний период.
В 2020 году запланирован ввод в
эксплуатацию 815 тыс. кв. м жилья.
В целях обеспечения своевременного
ввода в эксплуатацию многоквартирных и
жилых домов принято распоряжение
Правительства Удмуртской Республики от
18 марта 2020 года N 294-р "Об утверждении
Задания по вводу в эксплуатацию жилья на
территории городских округов и
муниципальных районов в Удмуртской
Республике в 2020 году".
В 2019 году осуществлялось строительство 94
жилых многоквартирных домов. В 2020 году 61
застройщик осуществляет строительство
102 жилых многоквартирных домов общей
площадью 1,523 млн. кв. м, которые будут
введены в эксплуатацию в сроки,
установленные разрешениями на
строительство (в том числе по счетам
эскроу - 41 застройщик по 59 проектам (69
многоквартирных домов)).
Темпы строительства сдерживаются
недостаточным обеспечением инженерной
инфраструктурой перспективных для
застройки земельных участков и высоким
уровнем износа действующих объектов
коммунальной инфраструктуры и, как
следствие, ограничением возможности
присоединения к ним вновь строящихся
жилых домов и объектов социальной сферы.
Снижение объемов ввода жилья в 2021 году
обусловлено увеличением инвестиционных
затрат застройщиков, а также
недостаточным платежеспособным спросом
населения на приобретение жилья.
В 2021 - 2023 годах ежегодный ввод жилья в
эксплуатацию прогнозируется по варианту
1 на уровне 765 - 912 тыс. кв. м, по варианту 2 -
781 - 931 тыс. кв. м. Значения соответствуют
установленным параметрам национального
проекта "Жилье и городская среда"
для Удмуртской Республики,
предусматривающего софинансирование
программ стимулирования жилищного
строительства в части комплексного
развития территорий. Для получения
субсидий на строительство объектов
социальной сферы необходимо выполнение
установленных показателей по проектам
развития территории, что достигается
застройщиками в рамках принятых
обязательств.
Прогноз ввода в действие жилых домов на
2021 год по базовому варианту
соответствует предыдущему прогнозу.
Внешнеэкономическая деятельность
В 2019 году экспорт из Удмуртской
Республики увеличился на 53,8% по
сравнению с 2018 годом и составил 619,4 млн.
долларов США.
По предварительной оценке, в 2020 году
ожидается снижение экспорта по
сравнению с 2019 годом на 61,9% до 236 млн.
долларов США. Такое снижение связано с
закрытием границ в связи с угрозой
распространения новой коронавирусной
инфекции.
Наибольшую долю в общем объеме экспорта
занимает продукция машиностроительного
комплекса (20,2%), а также металлургической
промышленности (8,9%).
Объем импорта в 2019 году сохранился
примерно на уровне 2018 года и составил 384,3
млн. долларов США (темп роста 100,4%).
Наибольшую долю в импорте занимает
оборудование для машиностроения и
транспортные средства (62%), а также
химическая промышленность (7,3%).
В 2020 году общий объем импорта
оценивается в 310 млн. долларов США
(снижение на 19,2%), что связано с
прекращением грузовых перевозок как
воздушным, так и наземным видами
транспорта в связи с угрозой
распространения новой коронавирусной
инфекции.
Основными факторами, влияющими на
стоимостные объемы экспорта и импорта в
прогнозный период, остаются:
мировые цены на нефть;
динамика курса рубля к мировым валютам;
кризисные явления в экономике;
санитарно-эпидемиологическая
обстановка.
В 2021 - 2023 годах увеличение объемов
экспорта связано с восстановлением
экономики Удмуртской Республики и
экономики в целом после пандемии COVID-19. По
варианту 1 рост экспорта из республики
прогнозируется в пределах 3,6 - 4,6%
ежегодно. По варианту 2 ожидается
восстановительный рост в пределах 5,6 - 10,4%
ежегодно.
Увеличение объемов импорта в прогнозном
периоде составит 4,3 - 5,1% по варианту 1 и 6,2 -
7,0% по варианту 2.
С учетом факторов, приведенных выше,
прогноз объемов экспорта на 2021 год почти
в 2 раза ниже предыдущего прогноза по
базовому варианту. Прогноз импорта на 2021
год ниже предыдущего прогноза по
базовому варианту на 15,7%.
Потребительский рынок. Розничный
товарооборот
Объем розничного товарооборота за 2019 год
составил 256,2 млрд. рублей, темп роста в
сопоставимых ценах составил 101,0%.
Наибольшее влияние на рост
товарооборота оказали розничные продажи
товаров, темп роста которых в
сопоставимых ценах составил 100,9%.
Структура потребления не претерпела
заметных изменений: в 2019 году на
продовольственные товары пришлось 49,7%
розничных продаж, на
непродовольственные товары - 50,3%.
В обороте розничной торговли удельный
вес коммерческих организаций, не
относящихся к субъектам малого и
среднего предпринимательства, составил
52,5%, субъектов среднего
предпринимательства - 3,9%, малых (включая
микро) предприятий - 22,4%, индивидуальных
предпринимателей, торгующих вне рынка, -
20,1%. На долю розничных рынков и ярмарок
приходится 1,1% оборота розничной
торговли.
Доминирующее положение среди
предприятий современных форматов
занимает сетевая торговля, доля которой
составляет 30,3% республиканского оборота
розничной торговли. Отрасль
представлена также крупными
федеральными торговыми сетями:
"Пятерочка", "Магнит",
"Лента", "Перекресток",
"Метро", "Ашан", а также
представителями торговых сетей региона:
"Баско", "Бахус", "Домашний
гастроном", "Восточный",
"Глазовская птица", "Мясное
подворье".
За 9 месяцев 2020 года розничный
товарооборот сократился на 6,5% к
аналогичному периоду прошлого года и
составил 178,6 млрд. рублей.
Оборот розничной торговли за указанный
период также сократился на 5,7% в
сопоставимых ценах и составил 171,3 млрд.
рублей.
Оборот предприятий общественного
питания составил 7,3 млрд. рублей, что в
сопоставимых ценах на 25,5% ниже
соответствующего периода предыдущего
года.
Основным фактором снижения объема
товарооборота стало введение
ограничений, связанных с
распространением новой коронавирусной
инфекции, в том числе введение режима
самоизоляции, а для сектора
общественного питания - приостановление
работы предприятий данного вида
деятельности в период с 28 марта по 15 июня
текущего года.
По оценке, оборот розничной торговли в
Удмуртской Республике по итогам
текущего года сократится на 4,6%
вследствие глубокого падения во втором
квартале и составит 252,4 млрд. рублей.
В прогнозируемом периоде
потребительский спрос будет находиться
в стадии восстановительного роста,
определяемого динамикой реальных
располагаемых доходов населения.
По варианту 1 объем розничного
товарооборота к 2023 году увеличится до 291,8
млрд. рублей, что на 3,2% выше в
сопоставимых ценах по отношению к 2020
году.
По варианту 2 в 2021 - 2023 годах
прогнозируется положительная динамика
объема розничного товарооборота до 273,0 -
307,1 млрд. руб. (с увеличением темпов роста
на 8,5% в сопоставимых ценах по отношению к
2020 году).
Прогноз объема розничного товарооборота
на 2021 год относительно предыдущего
прогноза по базовому варианту ниже на 4,8%,
темп роста в сопоставимых ценах по
базовому варианту выше на 1,7 процентного
пункта.
Платные услуги населению
Объем платных услуг населению в 2019 году
составил 67,7 млрд. рублей, темп роста в
сопоставимых ценах составил 98,2%. В
среднем за год оказываемые населению
платные услуги подорожали на 3%.
Удельный вес платных услуг в
потребительских расходах населения в 2019
году составил 26,6%. Структура расходов
населения Удмуртской Республики на
платные услуги стабильна. Ключевыми
видами платных услуг остаются
жилищно-коммунальные услуги (33,5%),
телекоммуникационные услуги (13,3%),
транспортные и бытовые услуги (11,9% и 12,7%
соответственно).
В среднем по республике рост цен на
коммунальные услуги за период с января
по сентябрь 2020 года составил 6,5%. Рост
тарифов в г. Ижевске и ряде муниципальных
образований республики связан с
необходимостью реализации
инвестиционных и производственных
программ ресурсоснабжающих организаций
по модернизации теплосетевого
хозяйства.
В январе - сентябре 2020 года наблюдалось
снижение потребительского спроса на
услуги, обусловленное введением режима
повышенной готовности и введением
ограничений на работу предприятий
отрасли.
За период с начала года населению
республики оказано платных услуг на
сумму 46,2 млрд. рублей, что в сопоставимых
ценах на 12,4% меньше, чем в
соответствующем периоде прошлого года.
Доля наиболее пострадавших от
ограничений, введенных для борьбы с
распространением новой коронавирусной
инфекции, секторов услуг - бытовых,
туристических, гостиничных,
санаторно-оздоровительных, культурных,
спортивных в сумме составляет порядка
20%.
Согласно прогнозам объем платных услуг
населению в 2020 году сократится на 10,8%. В
последующие периоды ожидается рост по
варианту 2 на 6,4% - в 2021 году, на 2,8% - в 2022
году, на 3% - в 2023 году в сопоставимых
ценах; варианту 1: на 2,9%, 1,5%, 1,9%
соответственно.
Прогноз объема платных услуг на 2021 год
относительно предыдущего прогноза по
базовому варианту ниже на 9,8%, темп роста
в сопоставимых ценах по базовому
варианту выше на 5,4 процентного пункта.
Инфляция
Среднегодовая инфляция на
потребительском рынке Удмуртской
Республики в 2019 году сложилась на уровне
103,5%, что ниже среднероссийского значения
индекса потребительских цен (104,5%).
Рост цен наблюдался во всех секторах
потребительского рынка. Основной вклад в
рост потребительских цен внесла
динамика цен на продовольственные
товары и услуги, индекс потребительских
цен которых составил 103,3% и 104,4%
соответственно. Наибольший рост цен
произошел на муку (124,3%), макаронные и
крупяные изделия (111,0%). В рост индекса
потребительских цен на услуги внесло
вклад повышение стоимости коммунальных
(108,4%) и образовательных услуг (110,6%).
По итогам 9 месяцев 2020 года среднегодовой
индекс потребительских цен составил 102,9%,
что 0,1 процентного пункта ниже
общероссийского уровня.
На изменение цен в рассматриваемом
периоде влияли разнонаправленные
факторы. Постепенное смягчение режима
самоизоляции способствовало как
некоторому восстановлению предложения,
так и реализации отложенного спроса на
отдельные товары и услуги. В целом спрос
остается низким - как в связи с
произошедшим падением доходов, так и в
результате сохранения действия
ограничительных мер (в том числе внешних)
и осторожного поведения потребителей.
Темпы роста реальной заработной платы
сохранялись на уровне 102,5% в январе -
августе 2020 года, однако этого оказалось
недостаточно для повышения реальных
располагаемых доходов населения.
До конца года вероятно повышение годовой
инфляции до 103,5% к декабрю 2019 года, или 103%
в среднегодовом исчислении. Умеренному
увеличению годовых темпов роста цен
будет способствовать компенсационный
рост цен после снятия ограничений,
меньшее чем в 2019 году сезонное
удешевление плодоовощной продукции,
плановая индексация цен и тарифов.
Сдерживающее влияние на инфляцию
продолжит оказывать замедление
потребительского спроса и динамика
реальных денежных доходов населения.
Сохранение текущих тенденций
экономического развития позволит
сохранить рост индекса потребительских
цен на текущем уровне. По варианту 1 в 2021
году прогнозируется среднегодовая
инфляция на уровне 3,5%, по варианту 2 - 3,2%. В
2022 - 2023 годах среднегодовая инфляция
оценивается в пределах 3,7 - 4,1% по обоим
вариантам.
При прогнозировании индекса
потребительских цен была учтена
предпосылка, что Центральному банку
Российской Федерации удастся удержать
инфляцию в пределах таргета (4,0%) на
протяжении рассматриваемого периода.
Малое и среднее предпринимательство
К 2019 году количество малых и средних
предприятий Удмуртской Республики (с
учетом микропредприятий и
индивидуальных предпринимателей)
сократилось по сравнению с 2018 годом на 1801
единицу и составило 56505 единиц. Снижение
данного показателя обусловлено
уменьшением числа субъектов малого и
среднего предпринимательства на
территории региона за счет обновления
данных в Едином реестре субъектов малого
и среднего предпринимательства
Федеральной налоговой службы России
(далее - ЕРМСП). По состоянию на 24 августа
2019 года Федеральная налоговая служба
исключила значительное количество
юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей из Удмуртии (тех, кто не
представил какую-либо отчетность или
представил с опозданием).
В структуре малого и среднего бизнеса
преобладают индивидуальные
предприниматели. Их доля составляет
более 56%.
К концу 2020 года ожидается существенное
сокращение числа субъектов малого и
среднего предпринимательства,
приблизительно на 2260 единиц, связанное с
последствиями распространения новой
коронавирусной инфекции, а также
введением нового специального режима
для самозанятых (многие индивидуальные
предприниматели перейдут на уплату
налога на профессиональный доход).
Структура малых и средних предприятий (с
учетом индивидуальных предпринимателей
и микропредприятий) Удмуртии по видам
экономической деятельности в течение
ряда лет остается практически
неизменной. Сфера торговли в связи с
достаточно высокой оборачиваемостью
капитала является наиболее
предпочтительной для малого бизнеса.
Среднесписочная численность работников
на предприятиях малого и среднего
предпринимательства (включая
микропредприятия и индивидуальных
предпринимателей) к концу 2019 года
снизилась на 2,4 тыс. человек и составила
203,7 тыс. человек (на 1,2% ниже уровня 2018
года). Сокращение произошло за счет
обновления данных в ЕРМСП. К концу 2020
года возможно небольшое увеличение
показателя в связи с введением
специального налогового режима "Налог
на профессиональный доход". По
состоянию на 2 октября 2020 им
воспользовалось уже 4819 человек.
По данным Федеральной службы
государственной статистики оборот малых
и средних предприятий по состоянию на
конец 2019 года увеличился на 19,8 млрд. руб.
и составил 454,8 млрд. рублей. Увеличение
произошло в основном за счет предприятий
торговли, обрабатывающих производств и
строительства. По итогам 2020 года
ожидается снижение показателя в среднем
на 3% в связи с ограничениями,
обусловленными распространением новой
коронавирусной инфекции.
При стабилизации эпидемиологической
обстановки, восстановлении экономики в
целом, расширении мер поддержки и
увеличении объемов финансирования на
поддержку малого и среднего
предпринимательства на федеральном и
региональном уровнях, в том числе в
рамках национальных проектов, а также
при дальнейшем расширении использования
нового налогового режима "Налог на
профессиональный доход", в прогнозном
периоде ожидается плавное увеличение
числа субъектов малого и среднего
предпринимательства и численности их
работников.
Уровень жизни населения
Номинальная начисленная среднемесячная
заработная плата одного работника
В 2019 году номинальная заработная плата в
республике составила 34052 рубля,
увеличившись на 7,1% по отношению к
значению 2018 года. За январь - август 2020
года номинальная заработная плата
составила 35337 рублей и возросла на 5,3% к
соответствующему периоду 2019 года. По
итогам 2020 года номинальная начисленная
заработная плата оценочно составит 35755
рублей, или 105,0% к уровню 2019 года.
Традиционно на рост уровня заработных
плат в республике влияют ежегодные
мероприятия по сохранению достигнутых в
2018 году значений целевых показателей по
оплате труда медицинских,
педагогических, социальных работников и
работников учреждений культуры, по
индексации заработных плат
"неуказных" категорий работников
бюджетной сферы, стабильные темпы роста
уровня начисленной заработной платы в
таких отраслях, как "Обрабатывающие
производства", "Строительство",
"Сельское, лесное хозяйство, охота,
рыболовство и рыбоводство",
"Торговля оптовая и розничная".
Следует отметить, что в 2020 году в
Удмуртской Республике, так же, как и в
Российской Федерации в целом, ожидается
замедление темпов роста заработных плат
из-за снижения деловой и экономической
активности во втором квартале. В 2021 году
прогнозируется компенсационный рост
значений данного показателя, и далее в
среднесрочном периоде до 2023 года -
устойчивый рост.
Номинальная начисленная среднемесячная
заработная плата работников к 2023 году
увеличится по сравнению с 2019 годом в
пределах 24,4 - 25,9%, составив по варианту 1
прогноза 42344 рубля, по варианту 2 - 42866
рублей.
Росту заработной платы в прогнозируемом
периоде также будет способствовать
реализация мер, направленных на
обеспечение роста производительности
труда в экономике, которые
предусматривают в том числе повышение
квалификации работников. Таким образом,
экономика с учетом необходимости
удовлетворения потребности будет
обеспечиваться соответствующими
высококвалифицированными кадрами,
которые будут трудоустраиваться на
существующие и вновь создаваемые
высокооплачиваемые
высокопроизводительные рабочие места.
Указанные тенденции будут
способствовать положительной динамике
заработной платы во внебюджетном
секторе, где рост производительности
труда является одним из определяющих
факторов роста номинальной начисленной
заработной платы.
Прогноз номинальной заработной платы на
2021 год относительно предыдущего
прогноза по базовому варианту ниже на
0,9%.
Фонд заработной платы
В 2019 году фонд заработной платы
увеличился на 5,7% и составил 197,4 млрд.
рублей. В 2020 году фонд оплаты труда
оценочно составит 204,7 млрд. рублей и
увеличится к предыдущему году на 3,7%.
Прогноз размера фонда заработной платы
рассчитан исходя из прогноза
номинальной заработной платы работников
организаций и их среднесписочной
численности. С учетом прогнозируемого
увеличения номинальной заработной платы
и динамики численности работников
организаций, по варианту 1 прогноза рост
фонда заработной платы составит в
среднем 4,0% ежегодно, по варианту 2 - 4,5%.
Фонд заработной платы к 2023 году по
сравнению с 2019 годом увеличится по
варианту 1 на 16,7%, составив 230334 млн.
рублей, по варианту 2 - на 18,1% (233174 млн.
рублей).
Прогноз фонда заработной платы на 2021 год
относительно предыдущего прогноза по
базовому варианту ниже на 4,1%, что
обусловлено прогнозируемым снижением
численности работников организаций.
Величина прожиточного минимума в
среднем на душу населения
Среднегодовая величина прожиточного
минимума в среднем на душу населения в 2019
году составила 9732 рубля, что на 7,8% выше
уровня 2018 года. Значительный рост
значения показателя связан с ростом
стоимости продовольственных товаров
(преимущественно в первом квартале 2019
года), занимающих значительный удельный
вес в потребительской корзине продуктов
питания, а также со сложившимися
индексами потребительских цен на
непродовольственные товары и услуги.
За I полугодие 2020 года величина
прожиточного минимума в среднем на душу
населения увеличилась по сравнению с
аналогичным периодом 2019 года на 2,4%. В
целом в 2020 году прогнозируется темп
роста значения данного показателя к
значению предыдущего года в 103,0%, что
связано в первую очередь с ежегодным
ростом потребительских цен на продукты
питания, входящие в потребительскую
корзину.
В среднесрочном периоде увеличение
величины прожиточного минимума в
среднем на душу населения оценивается на
уровне прогнозируемых темпов роста
потребительских цен на товары и услуги.
По варианту 1 прогноза величина
прожиточного минимума в среднем на душу
населения к 2023 году составит 11243 рубля, по
варианту 2 - 11146 рублей и увеличится к
значению 2019 года соответственно на 15,5% и
14,5%.
Величина прожиточного минимума в
среднем на душу населения на 2021 год
относительно предыдущего прогноза по
базовому варианту выше на 3,7%, вследствие
роста цен на продовольственные товары,
занимающие значительный удельный вес в
потребительской корзине.
Численность населения с денежными
доходами ниже прожиточного минимума
Динамика доходов населения сказывается
на численности населения, проживающего
за чертой бедности. По предварительным
данным органов статистики, численность
населения с денежными доходами ниже
прожиточного минимума к общей
численности населения в 2019 году в
Удмуртской Республике составила 12,4%.
Прогнозные значения данного показателя
по базовому варианту прогноза
рассчитаны как целевые значения в
соответствии с методикой, разработанной
Министерством труда и социальной защиты
Российской Федерации и утвержденной
постановлением Правительства
Российской Федерации от 17 июля 2019 года N
915, с учетом необходимости снижения
уровня значения данного показателя к 2030
году вдвое по отношению к уровню 2017 года.
Данная задача решается в рамках
достижения национальных целей развития
Российской Федерации "Сохранение
населения, здоровье и благополучие
людей" и "Достойный, эффективный
труд и успешное предпринимательство"
во исполнение Указа Президента
Российской Федерации от 21 июля 2020 года N
474 "О национальных целях развития
Российской Федерации на период до 2030
года".
Снижению уровня бедности населения в
регионе до целевого значения в 6,1% к 2030
году будет способствовать комплекс мер,
реализуемых в рамках Региональной
программы снижения доли населения
Удмуртской Республики с доходами ниже
величины регионального прожиточного
минимума, утвержденной постановлением
Правительства Удмуртской Республики от
13 октября 2020 года N 470.
Численность населения с денежными
доходами ниже прожиточного минимума на
2021 год относительно предыдущего
прогноза по базовому варианту выше на 3,8
процентного пункта.
Реальные располагаемые денежные доходы
населения
Реальные располагаемые денежные доходы
населения по данным статистики в 2019 году
в Удмуртской Республике составили 101,8% к
уровню 2018 года.
По итогам 2020 года при ожидаемом темпе
роста номинальной заработной платы и
инфляции на уровне 103,0% реальные
располагаемые денежные доходы населения
оценочно составят к уровню 2019 года 97% за
счет ожидаемого превышения темпов роста
объема обязательных платежей и сборов и
темпов инфляции над темпами роста
номинальных денежных доходов.
Прогноз реальных располагаемых денежных
доходов населения рассчитывается с
учетом прогнозируемого роста заработных
плат, индексации социальных выплат,
увеличения минимального размера оплаты
труда, мер поддержки потребительского
спроса и адресной государственной
поддержки отдельных категорий граждан, а
также предполагаемого уровня инфляции,
снижения доходности малого бизнеса,
закредитованности населения, роста
тарифов по обязательным платежам и
сборам.
В 2021 году ожидается компенсационный рост
значений данного показателя и выход на
положительный темп роста. Далее,
благодаря положительной динамике
реальной заработной платы, развитию мер
государственной социальной помощи,
стабилизации экономической ситуации, в
2022 - 2023 годах рост реальных располагаемых
доходов населения прогнозируется до 1,0%
по варианту 1 и 1,0 - 2,0% по варианту 2
ежегодно.
Прогноз реальных располагаемых денежных
доходов населения на 2021 год относительно
предыдущего прогноза по базовому
варианту выше на 1,3 процентного пункта.
Труд и занятость. Среднесписочная
численность работников организаций
В 2019 году среднесписочная численность
работников организаций составила 483,0
тыс. человек, сократившись по отношению к
предыдущему году на 6,7 тыс. человек, или
на 1,4%.
В январе - августе 2020 года тенденция не
изменилась, среднесписочная численность
работников организаций уменьшилась на
0,9% к аналогичному периоду предыдущего
года, составив 473,7 тыс. человек.
Наибольшее сокращение числа работников
отмечено в организациях таких видов
деятельности, как обрабатывающие
производства (на 1,5 тыс. человек, или 1,3%),
государственное управление и
обеспечение военной безопасности,
социальное обеспечение (на 0,9 тыс.
человек, или 2,8%), деятельность гостиниц и
предприятий общественного питания (на 0,9
тыс. человек, или на 12,7%), деятельность по
операциям с недвижимым имуществом (на 0,8
тыс. человек, или 8,6%), сельское, лесное
хозяйство, охота, рыболовство и
рыбоводство (на 0,8 тыс. человек, или 3,1%).
Одновременно увеличилась занятость в
организациях таких видов экономической
деятельности как торговля оптовая и
розничная; ремонт автотранспортных
средств и мотоциклов (на 1,8 тыс. человек,
или 3,9%).
С учетом сложившихся тенденций
численность работников организаций в 2020
году не превысит 477,0 тыс. человек, что
соответствует прогнозному значению
показателя.
В последние годы наблюдалось снижение
предложения рабочей силы: отмечалось
сокращение численности трудовых
ресурсов и численности занятых в
экономике, в значительной мере
обусловленное сокращением численности
населения в трудоспособном возрасте. В
прогнозном периоде до 2022 года ожидается
снижение численности занятого в
экономике населения, а также
среднесписочной численности работников
организаций, обусловленное введением в
2020 году ограничительных мероприятий.
Начиная с 2023 года прогнозируется
тенденция к увеличению численности
занятого в экономике населения, а также
среднесписочной численности работников
организаций. Связано это, в первую
очередь, с изменениями в пенсионном
законодательстве в соответствии с
Федеральным законом от 3 октября 2018 года N
350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской
Федерации по вопросам назначения и
выплаты пенсий".
В 2023 году по обоим вариантам
среднесписочная численность работников
организаций составит 453,3 тыс. человек.
Прогноз среднесписочной численности
работников организаций на 2021 год
относительно предыдущего прогноза по
базовому варианту 1 ниже на 3,3%.
Уровень официально зарегистрированных
безработных
На начало 2020 года ситуация на рынке труда
Удмуртской Республики оставалась
устойчивой. Уровень регистрируемой
безработицы составлял 1,01%, а уровень
общей безработицы - 4,3%.
В связи с экономическими трудностями,
вызванными распространением новой
коронавирусной инфекции начиная с
апреля 2020 года значительно выросла
численность безработных граждан.
Увеличение численности безработных
произошло во всех районах и городах
Удмуртской Республики.
Уровень регистрируемой безработицы в
Удмуртской Республике на 7 октября 2020
года составил 3,55% от экономически
активного населения.
Численность зарегистрированных
безработных граждан на 7 октября 2020 года
составила 27010 человек. Это на 19330 человек
больше, чем на 1 января 2020 года (7680
человек).
Наибольший спад экономической
активности наблюдается в секторах
экономики, ориентированных на
потребительский спрос. В процентном
отношении численность безработных
граждан, зарегистрированных после 1
марта 2020 года, приходится на следующие
виды деятельности:
оптовая и розничная торговля - более 1% от
общего количества безработных граждан;
обрабатывающие производства - 13%;
деятельность гостиниц и предприятий
общественного питания - 5,4%;
строительство - 4,5%.
Оценка 2020 года предполагает увеличение
численности безработных граждан до 21,0
тыс. человек и повышение уровня
регистрируемой безработицы с 1,01 до 2,80%.
Также в 2020 году ожидается увеличение
уровня общей безработицы по методологии
международной организации труда (далее -
МОТ) с 4,3 до 5,5%.
В целях улучшения ситуации на рынке
труда Удмуртской Республики реализуется
подпрограмма "Активная политика
занятости населения и социальная
поддержка безработных граждан"
государственной программы "Развитие
социально-трудовых отношений и
содействие занятости населения
Удмуртской Республики". Положительно
на ситуацию на рынке труда влияет также и
реализация мероприятий по
профессиональному обучению в рамках
федеральных проектов "Старшее
поколение" и "Содействие занятости
женщин - создание условий дошкольного
образования для детей в возрасте до трех
лет" национального проекта
"Демография".
Предполагается, что в 2021 году ожидается
восстановление экономики, а к началу 2022
года экономика выйдет на траекторию
устойчивого роста. Сохранение
экономического роста, дальнейшее
развитие экономики приведет к росту
потребности в трудовых ресурсах и
снижению уровня безработицы. Ожидается,
что к 2023 году уровень регистрируемой
безработицы уменьшится с 2,80% в 2020 году до
1,45% по варианту 1 и до 1,06% - по варианту 2.
Прогноз уровня регистрируемой
безработицы на конец 2021 года
относительно предыдущего прогноза по
базовому варианту выше на 0,95 процентных
пунктов.
Численность постоянного населения в
среднегодовом исчислении
С 2017 года естественный прирост населения
в республике сменился естественной
убылью в результате заметного снижения
рождаемости.
По итогам 2019 года в Удмуртской
Республике родился 14601 ребенок (на 1822
меньше, чем в 2018 году). В то же время
наблюдалось незначительное снижение
смертности населения - в 2019 году умерли
17870 человек, или на 209 человек меньше, чем
в предыдущем году. Естественная убыль
населения значительно увеличилась,
достигнув за 2019 год 3269 человек (2018 год - 1656
человек).
Помимо естественной убыли численность
населения республики уменьшается и за
счет миграционного оттока. За 2019 год
миграционная убыль населения составила
3166 человек, сократившись на 832 человека
по сравнению с 2018 годом.
В результате среднегодовая численность
населения в 2019 году сократилась на 6,0 тыс.
человек, или на 0,4%, и составила 1504,2 тыс.
человек.
Сложившиеся в демографической ситуации
тенденции сохраняются и в 2020 году. За
январь - июль 2020 года рождаемость в
республике в сравнении с аналогичным
периодом 2019 года немного уменьшилась (с
9,8 до 9,6 на 1000 человек населения), при этом
увеличилась смертность (с 12,1 до 12,3 на 1000
человек населения). Естественная убыль
населения возросла, составив 2395 человек
(за аналогичный период 2019 года 2032
человека).
За период январь - июль 2020 года
миграционный прирост составил 329
человек, тогда как в аналогичном периоде
прошлого года наблюдалась миграционная
убыль (-1203 человека). Существенное
влияние на динамику показателя оказала
неблагоприятная эпидемиологическая
ситуация в стране и введение
ограничительных мер с целью
нераспространения новой коронавирусной
инфекции, в том числе закрытие
российской государственной границы.
В 2020 году население республики оценочно
составит 1497,6 тыс. человек, что на 6,6 тыс.
человек, или 0,4%, меньше, чем в 2019 году.
В ближайшие годы прогнозируется
ухудшение демографической ситуации,
ожидается сохранение процесса
естественной убыли населения. Тенденция
снижения численности женщин фертильного
возраста будет носить устойчивый
характер еще в течение длительного
периода. Вследствие снижения
рождаемости, риска увеличения
смертности, обусловленной старением
населения, а также миграционной убыли
населения ожидается ежегодное
сокращение численности населения.
По обоим вариантам прогноза ожидается
дальнейшее сокращение рождаемости
населения.
Сценарии прогноза показателя
миграционного прироста (убыли) населения
сформированы с учетом основных
тенденций изменения социальных и
экономических факторов развития
Удмуртской Республики. В ближайшие годы
сохранится отток населения в рамках
межрегиональной миграции. Интенсивность
миграционной убыли сохранится на
высоком уровне.
В 2023 году численность населения
республики составит по варианту 11470,7 тыс.
человек, по варианту 2 - 1476,4 тыс. человек.
Прогноз среднегодовой численности
населения на 2021 год относительно
предыдущего прогноза по базовому
варианту ниже на 1,2%.
Прогноз ресурсного обеспечения
государственных программ Удмуртской
Республики за счет всех источников
финансирования на 2021 - 2023 годы
Наименование |
Объем финансирования, тыс. руб. | ||
|
2021 год |
2022 год |
2023 год |
Государственная программа Удмуртской Республики "Социальная поддержка граждан" |
10930185,0 |
11598399,5 |
12062335,4 |
Государственная программа Удмуртской Республики "Развитие здравоохранения" |
31211799,3 |
32269296,0 |
33058187,4 |
Государственная программа Удмуртской Республики "Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики" |
1082368,0 |
921516,2 |
958376,9 |
Государственная программа Удмуртской Республики "Развитие образования" |
29506501,7 |
27480978,9 |
26815583,4 |
Государственная программа Удмуртской Республики "Развитие социально-трудовых отношений и содействие занятости населения Удмуртской Республики" |
1305967,9 |
1292096,3 |
1395123,8 |
Государственная программа Удмуртской Республики "Культура Удмуртии" |
1526635,7 |
1841735,6 |
1394685,1 |
Государственная программа Удмуртской Республики "Этносоциальное развитие и гармонизация межэтнических отношений" |
48236,3 |
48759,3 |
49100,6 |
Государственная программа Удмуртской Республики "Окружающая среда и природные ресурсы" |
2224286,4 |
1143339,7 |
927141,2 |
Государственная программа Удмуртской Республики "Развитие архивного дела" |
157889,0 |
129375,9 |
130281,6 |
Государственная программа Удмуртской Республики "Развитие системы государственной регистрации актов гражданского состояния в Удмуртской Республике" |
93219,1 |
95820,3 |
96491,0 |
Государственная программа Удмуртской Республики "Создание условий для устойчивого экономического развития Удмуртской Республики" |
203939,8 |
742977,9 |
383184,5 |
Государственная программа Удмуртской Республики "Развитие промышленности и потребительского рынка" |
56938,8 |
58984,2 |
61343,6 |
Государственная программа Удмуртской Республики "Развитие лесного хозяйства" |
1017167,0 |
1024839,8 |
1032013,7 |
Государственная программа Удмуртской Республики "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" |
14344935,5 |
14440124,4 |
15017263,2 |
Государственная программа Удмуртской Республики "Энергоэффективность и развитие энергетики в Удмуртской Республике" |
2810337,0 |
2907384,9 |
3129323,7 |
Государственная программа Удмуртской Республики "Комплексное развитие жилищно-коммунального хозяйства Удмуртской Республики" |
2746256,9 |
2561481,8 |
2482346,0 |
Государственная программа Удмуртской Республики "Развитие транспортной системы Удмуртской Республики" |
9204123,6 |
9524332,5 |
8658771,1 |
Государственная программа Удмуртской Республики "Развитие строительной отрасли и регулирование градостроительной деятельности в Удмуртской Республике" |
27283922,3 |
27398344,0 |
3692705,2 |
Государственная программа Удмуртской Республики "Развитие информационного общества в Удмуртской Республике" |
97098,4 |
67098,4 |
67568,1 |
Государственная программа Удмуртской Республики "Управление государственным имуществом" |
70503,6 |
65444,5 |
68062,3 |
Государственная программа Удмуртской Республики "Управление государственными финансами" |
5781594,5 |
6424944,5 |
6436478,3 |
Государственная программа Удмуртской Республики "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах в Удмуртской Республике" |
549980,6 |
549980,6 |
561776,5 |
Государственная программа Удмуртской Республики "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Удмуртской Республике" |
4912090,1 |
5067001,8 |
5269681,8 |
Государственная программа Удмуртской Республики "Совершенствование системы государственного управления в Удмуртской Республике" |
3483,7 |
3483,7 |
0 |
Государственная программа Удмуртской Республики "Развитие печати и массовых коммуникаций" |
229905,1 |
234337,5 |
243703,0 |
Государственная программа Удмуртской Республики "Развитие инвестиционной деятельности в Удмуртской Республике" |
21985,0 |
0 |
22864,4 |
Государственная программа Удмуртской Республики "Противодействие незаконному обороту наркотиков в Удмуртской Республике" |
0 |
0 |
0 |
Государственная программа Удмуртской Республики "Доступная среда" |
24576,3 |
24460,7 |
25439,1 |
Государственная программа Удмуртской Республики "Формирование современной городской среды на территории Удмуртской Республики" |
463136,0 |
482362,4 |
36391,6 |
Итого |
147909062,6 |
148398901,3 |
124076222,5 |