ПРАВИТЕЛЬСТВО НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 3 ноября 2020 года N 357-рг
Об утверждении основных направлений
долговой политики Новгородской области
на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023
годов
Во исполнение статьи 107.1 Бюджетного
кодекса Российской Федерации,
Постановления Правительства Российской
Федерации от 31 декабря 2019 года N 1950 "О
соглашениях, которые предусматривают
меры по социально-экономическому
развитию и оздоровлению государственных
финансов бюджетам субъектов Российской
Федерации":
1. Утвердить прилагаемые основные
направления долговой политики
Новгородской области на 2021 год и на
плановый период 2022 и 2023 годов.
2. Опубликовать распоряжение в газете
"Новгородские ведомости".
Губернатор Новгородской области
А.С.НИКИТИН
Утверждены
распоряжением
Правительства Новгородской области
от 03.11.2020 N 357-рг
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ
НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2021 ГОД И НА
ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2022 И 2023 ГОДОВ
Основные направления долговой политики
Новгородской области на 2021 год и на
плановый период 2022 и 2023 годов
принимаются в целях:
обеспечения финансирования дефицита
областного бюджета;
своевременного и полного исполнения
долговых обязательств Новгородской
области;
обеспечения поддержания объема
государственного долга Новгородской
области в пределах, установленных
федеральным законодательством, и в
соответствии с областным законом об
областном бюджете на очередной
финансовый год и на плановый период;
обеспечения поддержания расходов на
обслуживание государственного долга
Новгородской области в пределах,
установленных федеральным
законодательством, и в соответствии с
областным законом об областном бюджете
на очередной финансовый год и на
плановый период;
минимизации стоимости обслуживания
государственного долга Новгородской
области;
поддержания объема долговой нагрузки на
областной бюджет на экономически
безопасном уровне с учетом всех
возможных рисков.
1. Итоги реализации долговой политики
Новгородской области за 2019 год и текущее
состояние государственного долга
Новгородской области
Объем государственного внутреннего
долга Новгородской области по состоянию
на 01 января 2020 года составил 15529,9 млн.
рублей, в том числе задолженность по
бюджетным кредитам - 9937,1 млн. рублей (64,0 %),
задолженность по кредитам банков - 5592,8
млн. рублей (36,0 %).
По итогам исполнения областного бюджета
за 2019 год выполнены условия
дополнительных соглашений, заключенных
с Министерством финансов Российской
Федерации в рамках реструктуризации
задолженности Новгородской области
перед Российской Федерацией по
бюджетным кредитам, проведенной в
соответствии с Постановлением
Правительства Российской Федерации от 13
декабря 2017 года N 1531 "О проведении в 2017
году реструктуризации обязательств
(задолженности) субъектов Российской
Федерации перед Российской Федерацией
по бюджетным кредитам" (далее
дополнительные соглашения).
На 01 января 2020 года доля общего объема
долговых обязательств области составила
65,8 % от суммы доходов областного бюджета
без учета безвозмездных поступлений за
2019 год. Доля общего объема долговых
обязательств области по государственным
ценным бумагам области и кредитам,
полученным областью от кредитных
организаций, иностранных банков и
международных финансовых организаций,
составила 23,7 % от суммы доходов
областного бюджета без учета
безвозмездных поступлений за 2019 год.
Достигнутые параметры ниже предельных
значений соответствующих целевых
показателей, установленных на 2019 год
дополнительными соглашениями (70,0 % и 25,0 %
соответственно).
За 2019 год государственный долг
сократился на 91,5 млн. рублей, долговая
нагрузка областного бюджета по
сравнению с 2018 годом - на 4,7 %.
Кредиты от кредитных организаций в
областной бюджет привлекались
исключительно по ставкам на уровне не
более чем уровень ключевой ставки,
установленный Центральным банком
Российской Федерации, увеличенный на
один процент годовых.
Ставка по вновь заключенному в 2019 году
государственному контракту на получение
кредита в сумме 692,8 млн. рублей составила
6,7125 % (на дату заключения
государственного контракта ключевая
ставка Центрального банка Российской
Федерации составила 6,5 %).
Доля расходов областного бюджета на
обслуживание государственного долга
Новгородской области за 2019 год составила
1,2 % от объема расходов областного
бюджета, за исключением объема расходов,
которые осуществляются за счет
субвенций, предоставляемых из бюджетов
бюджетной системы Российской Федерации,
при максимальном размере, установленном
бюджетным законодательством Российской
Федерации, в 15,0 %.
Расходы на обслуживание
государственного внутреннего долга
Новгородской области за 2019 год
произведены в сумме 415,8 млн. рублей.
В целях сокращения расходов на
обслуживание государственного долга
Новгородской области приняты следующие
меры:
по кредиту Сбербанка России в сумме 324,2
млн. рублей ставка была снижена 18 октября
2019 года с 8,2319 до 8,0 % годовых, затем данный
кредит заменен кредитом Сбербанка
России по ставке 6,7125 % годовых;
в областной бюджет привлекались остатки
средств с лицевых счетов
государственных областных учреждений,
открытых в Управлении Федерального
казначейства по Новгородской области;
привлечен бюджетный кредит на
пополнение остатков средств на счете
областного бюджета в сумме 500,0 млн.
рублей.
Это позволило сократить процентные
платежи за 2019 год по сравнению с
первоначальным бюджетом на 5,9 млн.
рублей.
Погашение и обслуживание долговых
обязательств Новгородской области
осуществлялось в установленные
государственными контрактами
(соглашениями) сроки и в полном объеме.
Аналитическое Кредитное Рейтинговое
агентство (Акционерное общество) в 2018
году присвоило Новгородской области
рейтинг кредитоспособности на уровне BBB
(RU) - прогноз "Стабильный", а в 2019 - 2020
годах также подтвердило Новгородской
области рейтинг кредитоспособности на
уровне BBB (RU) - прогноз "Стабильный".
По состоянию на 1 сентября 2020 года объем
государственного долга Новгородской
области по сравнению с 2019 годом не
изменился и составил 15529,9 млн. рублей.
Просроченная задолженность по долговым
обязательствам Новгородской области
отсутствует.
В соответствии с Постановлением
Правительства Российской Федерации от 30
апреля 2020 года N 619 "О внесении
изменений в некоторые акты
Правительства Российской Федерации"
внесены изменения в Постановление
Правительства Российской Федерации от 13
декабря 2017 года N 1531 "О проведении в 2017
году реструктуризации обязательств
(задолженности) субъектов Российской
Федерации перед Российской Федерацией
по бюджетным кредитам" и между
Министерством финансов Российской
Федерации и министерством финансов
Новгородской области заключено
дополнительное соглашение о продлении
периода погашения реструктурированной
задолженности по бюджетным кредитам,
предоставленным бюджету Новгородской
области из федерального бюджета для
частичного покрытия дефицита бюджета
Новгородской области, с погашением
задолженности в 2021 - 2024 годах в размере 5,0
% суммы задолженности ежегодно, в 2025 - 2029
годах ежегодно равными долями от остатка
суммы задолженности с возможностью ее
досрочного погашения.
Средства областного бюджета,
высвобождаемые в результате снижения
объема погашения задолженности
Новгородской области перед Российской
Федерацией, в 2020 году направляются на
финансовое обеспечение мероприятий,
связанных с предотвращением влияния
ухудшения экономической ситуации на
развитие отраслей экономики
Новгородской области, с профилактикой и
устранением последствий
распространения коронавирусной
инфекции, а также на компенсацию
снижения по итогам 2020 года налоговых и
неналоговых доходов областного бюджета
по сравнению с 2019 годом. В 2021 - 2024 годах
данные средства планируется направить
на осуществление бюджетных инвестиций в
объекты инфраструктуры в целях
реализации новых инвестиционных
проектов.
2. Основные факторы, влияющие на характер
и направления долговой политики
Новгородской области на 2021 год и на
плановый период 2022 и 2023 годов
Основными факторами, влияющими на
характер и направления долговой
политики Новгородской области на 2021 год
и на плановый период 2022 и 2023 годов,
являются:
высокая зависимость налоговых доходов
областного бюджета от поступлений
налогов от крупнейших
налогоплательщиков, в частности, от
поступлений налога на прибыль
организаций;
рост расходных обязательств
Новгородской области вследствие
принятия указов Президента Российской
Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О
мероприятиях по реализации
государственной социальной политики",
от 1 июня 2012 года N 761 "О Национальной
стратегии действий в интересах детей на
2012 - 2017 годы", от 28 декабря 2012 года N 1688
"О некоторых мерах по реализации
государственной политики в сфере защиты
детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей" и от 7 мая 2018 года
N 204 "О национальных целях и
стратегических задачах развития
Российской Федерации на период до 2024
года";
необходимость ежегодной индексации
расходов областного бюджета на выплату
заработной платы работников бюджетной
сферы и оплату коммунальных услуг;
необходимость обеспечения выполнения
условий реструктуризации задолженности
Новгородской области перед Российской
Федерацией по бюджетным кредитам,
проведенной в соответствии с
Постановлением Правительства
Российской Федерации от 13 декабря 2017
года N 1531 "О проведении в 2017 году
реструктуризации обязательств
(задолженности) субъектов Российской
Федерации перед Российской Федерацией
по бюджетным кредитам";
необходимость продления моратория на
предоставление Новгородской областью
государственных гарантий.
3. Цели и задачи долговой политики
Новгородской области на 2021 год и на
плановый период 2022 и 2023 годов
3.1. Целями долговой политики
Новгородской области на 2021 год и на
плановый период 2022 и 2023 годов являются:
поддержание объема долговых
обязательств Новгородской области на
экономически безопасном уровне с учетом
всех возможных рисков;
обеспечение исполнения долговых
обязательств Новгородской области в
полном объеме;
обеспечение минимально возможной
стоимости обслуживания прямых долговых
обязательств Новгородской области.
3.2. Задачами долговой политики
Новгородской области на 2021 год и на
плановый период 2022 и 2023 годов являются:
3.2.1. Формирование структуры
государственного долга Новгородской
области с приоритетом среднесрочных и
долгосрочных заимствований;
3.2.2. Поддержание дефицита областного
бюджета в 2021, 2022 и 2023 годах на уровне не
более 10,0 % суммы доходов областного
бюджета без учета безвозмездных
поступлений за 2021, 2022 и 2023 годы
соответственно (утвержденный областным
законом об областном бюджете на
очередной финансовый год и на плановый
период и сложившийся по данным годового
отчета об исполнении областного бюджета
в 2021 - 2023 годах дефицит областного
бюджета может быть превышен на сумму
поступлений от продажи акций и иных форм
участия в капитале, находящихся в
областной собственности, и (или) снижения
остатков средств на счетах по учету
средств областного бюджета, в том числе
средств Резервного фонда Новгородской
области);
3.2.3. Обеспечение выполнения условий
реструктуризации задолженности
Новгородской области перед Российской
Федерацией по бюджетным кредитам,
проведенной в соответствии с
Постановлением Правительства
Российской Федерации от 13 декабря 2017
года N 1531 "О проведении в 2017 году
реструктуризации обязательств
(задолженности) субъектов Российской
Федерации перед Российской Федерацией
по бюджетным кредитам", в том числе:
3.2.3.1. Обеспечение:
на 1 января 2022 года - доли общего объема
долговых обязательств Новгородской
области не более 56,0 % от суммы доходов
областного бюджета без учета
безвозмездных поступлений за 2021 год, в
том числе доли общего объема долговых
обязательств Новгородской области по
государственным ценным бумагам
Новгородской области и кредитам,
полученным Новгородской областью от
кредитных организаций, иностранных
банков и международных финансовых
организаций, не более 28,0 % от суммы
доходов областного бюджета без учета
безвозмездных поступлений за 2020 год;
на 1 января 2023 года - доли общего объема
долговых обязательств Новгородской
области не более 49,0 % от суммы доходов
областного бюджета без учета
безвозмездных поступлений за 2022 год, в
том числе доли общего объема долговых
обязательств Новгородской области по
государственным ценным бумагам
Новгородской области и кредитам,
полученным Новгородской областью от
кредитных организаций, иностранных
банков и международных финансовых
организаций, не более 29,0 % от суммы
доходов областного бюджета без учета
безвозмездных поступлений за 2022 год;
на 1 января 2024 года - доли общего объема
долговых обязательств Новгородской
области не более 43,0 % от суммы доходов
областного бюджета без учета
безвозмездных поступлений за 2023 год, в
том числе доли общего объема долговых
обязательств Новгородской области по
государственным ценным бумагам
Новгородской области и кредитам,
полученным Новгородской областью от
кредитных организаций, иностранных
банков и международных финансовых
организаций, до уровня не более 30,0 % от
суммы доходов областного бюджета без
учета безвозмездных поступлений за 2023
год;
3.2.3.2. Обеспечение возможности
привлечения в областной бюджет кредитов
от кредитных организаций, иностранных
банков и международных финансовых
организаций исключительно по ставкам на
уровне не более чем уровень ключевой
ставки, установленный Центральным
банком Российской Федерации,
увеличенный на один процент годовых;
3.2.3.3. Включение в соглашения с органами
местного самоуправления Новгородской
области о предоставлении местным
бюджетам бюджетных кредитов из
областного бюджета обязательств органов
местного самоуправления Новгородской
области в части обеспечения возможности
привлечения в местные бюджеты кредитов
от кредитных организаций, иностранных
банков и международных финансовых
организаций исключительно по ставкам на
уровне не более чем уровень ключевой
ставки, установленный Центральным
банком Российской Федерации,
увеличенный на один процент годовых;
3.2.4. Поддержание доли расходов
областного бюджета на обслуживание
государственного долга Новгородской
области на уровне, не превышающем 5,0 % от
объема расходов областного бюджета, за
исключением объема расходов, которые
осуществляются за счет субвенций,
предоставляемых из бюджетов бюджетной
системы Российской Федерации;
3.2.5. Сокращение рисков, связанных с
осуществлением заимствований;
3.2.6. Обеспечение взаимосвязи принятия
решения о заимствованиях с реальными
потребностями областного бюджета в
привлечении заемных средств;
3.2.7. Учет информации о государственном
долге Новгородской области,
формирование отчетности о
государственных долговых
обязательствах Новгородской области;
3.2.8. Обеспечение раскрытия информации о
государственном долге Новгородской
области.
3.3. Показатели, установленные подпунктом
3.2.3.1 основных направлений долговой
политики Новгородской области на 2021 год
и на плановый период 2022 и 2023 годов, могут
превысить установленные
дополнительными соглашениями
показатели на сумму бюджетных
ассигнований, направленных на
осуществление Новгородской областью
бюджетных инвестиций в объекты
инфраструктуры в целях реализации новых
инвестиционных проектов.
4. Основные направления долговой
политики Новгородской области на 2021 год
и на плановый период 2022 и 2023 годов
Основными направлениями долговой
политики Новгородской области на 2021 год
и на плановый период 2022 и 2023 годов
являются:
своевременное и полное исполнение
долговых обязательств;
проведение мероприятий, направленных на
оздоровление государственных финансов
Новгородской области, в том числе,
направленных на рост доходов и
оптимизацию расходов областного бюджета
и приводящих к сокращению дефицита
областного бюджета и государственного
долга Новгородской области;
мораторий на предоставление
государственных гарантий Новгородской
области;
осуществление мониторинга соответствия
параметров государственного долга
Новгородской области ограничениям,
установленным Бюджетным кодексом
Российской Федерации;
досрочное погашение долговых
обязательств Новгородской области с
использованием дополнительных доходов,
полученных при исполнении областного
бюджета, и остатков средств на счетах по
учету средств областного бюджета;
проведение операций по рефинансированию
(досрочному рефинансированию) долговых
обязательств Новгородской области в
целях сокращения расходов на
обслуживание государственного долга
Новгородской области;
совершенствование практики проведения
электронных аукционов среди кредитных
организаций на оказание услуг
Новгородской области по предоставлению
кредитов на покрытие дефицита
областного бюджета и погашение долговых
обязательств областного бюджета;
привлечение из федерального бюджета
бюджетных кредитов на пополнение
остатков на счете областного бюджета;
взаимодействие с рейтинговыми
агентствами по присвоению и поддержанию
кредитного рейтинга Новгородской
области;
недопущение принятия новых расходных
обязательств, не обеспеченных
стабильными источниками доходов.
5. Инструменты реализации долговой
политики Новгородской области на 2021 год
и на плановый период 2022 и 2023 годов
При реализации долговой политики
Новгородской области на 2021 год и на
плановый период 2022 и 2023 годов могут
использоваться все инструменты
заимствований, предусмотренные
Бюджетным кодексом Российской
Федерации: государственные ценные
бумаги, кредиты кредитных организаций и
бюджетные кредиты из федерального
бюджета.
Для поддержания текущей ликвидности
областного бюджета будет осуществляться
привлечение бюджетного кредита на
пополнение остатков средств на счете
бюджета.
6. Анализ рисков для областного бюджета,
возникающих в процессе управления
государственным долгом Новгородской
области
Основными рисками для областного
бюджета, возникающими в процессе
управления государственным долгом
Новгородской области, являются:
риск снижения поступления налоговых и
неналоговых доходов в областной бюджет,
влекущего увеличение потребности в
осуществлении государственных
заимствований и соответственно
увеличение размера государственного
долга Новгородской области, и
невыполнения целевых показателей по
уровню государственного долга и объему
коммерческих заимствований;
процентный риск - вероятность увеличения
суммы расходов областного бюджета на
обслуживание государственного долга
вследствие увеличения Центральным
банком Российской Федерации ключевой
ставки и (или) роста объемов привлечения
кредитов для выполнения расходных
обязательств;
риск рефинансирования - вероятность
потерь вследствие невыгодных условий
привлечения заимствований на
рефинансирование уже имеющихся
обязательств или невозможность
рефинансировать текущие обязательства;
риск снижения ликвидности в банковском
секторе и ограничения возможности
привлечения заемных средств в областной
бюджет.
Мерами, принимаемыми в целях управления
рисками для областного бюджета,
возникающими в процессе управления
государственным долгом Новгородской
области, будут являться:
осуществление достоверного
прогнозирования доходов областного
бюджета и поступлений по источникам
финансирования дефицита областного
бюджета;
принятие взвешенных и экономически
обоснованных решений по принятию
долговых обязательств Новгородской
областью;
осуществление мониторинга конъюнктуры
финансового рынка и ключевой ставки
Центрального банка Российской
Федерации, условий и результатов
привлечения рыночных заимствований
субъектами Российской Федерации.