ПРАВИТЕЛЬСТВО ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 28 октября 2020 года N 527-рП
Об Основных направлениях бюджетной и
налоговой политики Пензенской области
на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023
годов
Рассмотрев проект основных направлений
бюджетной и налоговой политики
Пензенской области на 2021 год и на
плановый период 2022 и 2023 годов,
руководствуясь Законом Пензенской
области от 22.12.2005 N 906-ЗПО "О
Правительстве Пензенской области" (с
последующими изменениями) и
постановлением Правительства
Пензенской области от 29.11.2007 N 803-пП "Об
утверждении порядка и сроков
составления проекта бюджета Пензенской
области и проекта бюджета
Территориального фонда обязательного
медицинского страхования Пензенской
области" (с последующими изменениями):
1. Одобрить прилагаемые Основные
направления бюджетной и налоговой
политики Пензенской области на 2021 год и
на плановый период 2022 и 2023 годов.
2. Исполнительным органам
государственной власти Пензенской
области руководствоваться Основными
направлениями бюджетной и налоговой
политики Пензенской области на 2021 год и
на плановый период 2022 и 2023 годов.
3. Рекомендовать органам местного
самоуправления муниципальных
образований Пензенской области
руководствоваться Основными
направлениями бюджетной и налоговой
политики Пензенской области при
формировании проектов бюджетов
муниципальных образований Пензенской
области.
4. Настоящее распоряжение опубликовать в
газете "Пензенские губернские
ведомости" и разместить (опубликовать)
на официальном сайте Правительства
Пензенской области в
информационно-телекоммуникационной
сети "Интернет".
5. Контроль за исполнением настоящего
распоряжения возложить на Председателя
Правительства Пензенской области.
Губернатор
Пензенской области
И.А.БЕЛОЗЕРЦЕВ
Одобрены
распоряжением
Правительства Пензенской области
от 28 октября 2020 г. N 527-рП
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ И
НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2021 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2022 И 2023
ГОДОВ
1. Общие положения
Основные направления бюджетной и
налоговой политики Пензенской области
на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023
годов (далее - Основные направления)
разработаны в соответствии со статьей 172
Бюджетного кодекса Российской
Федерации, статьей 25 Закона Пензенской
области от 07.04.2003 N 463-ЗПО "О бюджетном
устройстве и бюджетном процессе в
Пензенской области" (с последующими
изменениями).
Бюджетная и налоговая политика на
среднесрочную перспективу обеспечивает
преемственность целей и задач
предыдущего планового периода,
скорректирована с учетом текущей
экономической ситуации, обусловленной
введением ограничительных мер для
предотвращения распространения новой
коронавирусной инфекции, и направлена на
реализацию основных целевых
стратегических ориентиров, заданных
Президентом Российской Федерации в
указах от 07.05.2018 N 204 "О национальных
целях и стратегических задачах развития
Российской Федерации на период до 2024
года" (с последующими изменениями)
(далее - Указ N 204) и от 21.07.2020 N 474 "О
национальных целях развития Российской
Федерации на период до 2030 года" (далее -
Указ N 474) и в Послании Федеральному
Собранию Российской Федерации от 15.01.2020,
а также определенных в Стратегии
социально-экономического развития
Пензенской области на период до 2035 года,
утвержденной Законом Пензенской области
от 15.05.2019 N 3323-ЗПО.
Целью разработки Основных направлений
является определение условий и подходов
к формированию проекта бюджета
Пензенской области на 2021 год и на
плановый период 2022 и 2023 годов, а также
приоритетов развития бюджетной системы
региона в среднесрочной перспективе с
учетом основных тенденций, заложенных в
бюджетном прогнозе Пензенской области
на долгосрочный период до 2030 года,
утвержденном распоряжением
Правительства Пензенской области от
20.02.2017 N 68-рП (с последующими изменениями).
2. Бюджетная политика Пензенской области
на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023
годов
Ключевое влияние на обеспечение
сбалансированности консолидированного
бюджета Пензенской области в 2020 году, а
также формирование бюджетной политики
региона на очередной финансовый год и
плановый период оказала пандемия
коронавирусной инфекции.
Потребность в дополнительных бюджетных
средствах на реализацию экстренных мер
по профилактике и устранению
последствий распространения
коронавирусной инфекции наряду с
необходимостью финансирования ранее
запланированных расходов в условиях
снижения деловой и потребительской
активности, а также принятия на
федеральном и региональном уровнях мер
поддержки населения и бизнеса стали
серьезным финансовым вызовом для
бюджетной системы региона.
В целях обеспечения сбалансированности
консолидированного бюджета области в
рамках реализации мероприятий
Комплексного плана по обеспечению
устойчивого развития экономики
Пензенской области, утвержденного
Губернатором Пензенской области 26.03.2020 (с
последующими изменениями), проведена
значительная работа по приоритизации
предусмотренных в бюджете расходов, по
результатам которой в соответствии с
Федеральным законом от 01.04.2020 N 103-ФЗ по
решениям Правительства Пензенской
области в течение 2020 года осуществлялось
оперативное перераспределение средств
бюджета.
Весомая поддержка региону оказана из
федерального бюджета, включая дотацию на
частичную компенсацию снижения
налоговых и неналоговых доходов, а также
целевые межбюджетные трансферты на
реализацию мероприятий по борьбе с новой
коронавирусной инфекцией.
Участие в 2020 году в реструктуризации
бюджетных кредитов из федерального
бюджета позволило продлить до 2030 года
период погашения задолженности по
кредитам, предоставленным в 2015 - 2017 годах
для частичного покрытия дефицита
областного бюджета (7,4 млрд. руб.) и до 2035
года - по кредитам на ликвидацию
последствий засухи 2010 года (0,5 млрд. руб.).
В результате в текущем году
высвобождается 0,8 млрд. руб., которые
подлежат направлению на финансирование
мероприятий по предотвращению ухудшения
экономической ситуации, профилактике и
устранению последствий распространения
коронавирусной инфекции, компенсацию
снижения налоговых и неналоговых
доходов бюджета; в 2021 - 2024 годах - 5 млрд.
руб. в качестве источника средств для
создания инфраструктуры для реализации
новых инвестиционных проектов и
национальных проектов.
На период действия условий
реструктуризации сохранены ограничения
в отношении дефицита бюджета Пензенской
области - не более 10% от объема налоговых
и неналоговых доходов, коммерческого
долга - не более 33%. Также необходимо
обеспечить ежегодное снижение уровня
государственного долга до 2025 года - не
менее чем на 2%, а в 2025 - 2029 годах -
удержание его на уровне не более 37% от
налоговых и неналоговых доходов.
Продлено ограничение по размеру ставки
при привлечении коммерческих кредитов -
не выше ключевой ставки Банка России,
увеличенной на 1% годовых.
В целях продолжения реализации
мероприятий по бюджетной консолидации,
предусмотренных заключенными с Минфином
России соглашениями, в текущем году в
соответствии с распоряжением
Правительства Пензенской области от
29.09.2020 N 455-рП уточнены плановые
мероприятия по оздоровлению
государственных и муниципальных
финансов Пензенской области на 2019 - 2024
годы, утвержденные распоряжением
Правительства Пензенской области от
21.02.2018 N 81-рП (с последующими изменениями).
Учитывая неопределенность в оценке
экономических последствий от введения в
2020 году ограничительных мер,
направленных на борьбу с
распространением новой коронавирусной
инфекции, бюджетная политика Пензенской
области в предстоящий трехлетний период
будет ориентирована на сохранение
сбалансированности и устойчивости
финансовой системы региона путем
решения следующих задач:
1) стратегическая приоритизация расходов
бюджета Пензенской области;
2) обеспечение операционной
эффективности использования бюджетных
средств;
3) повышение качества регулирования
межбюджетных отношений с муниципальными
образованиями.
2.1. Стратегическая приоритизация
расходов бюджета Пензенской области
С учетом прогнозируемой динамики
налоговых и неналоговых доходов в целях
соблюдения установленных параметров
государственного долга бюджет
Пензенской области на предстоящий
трехлетний период будет формироваться с
профицитом, что означает направление
собственных доходов бюджета не только на
финансовое обеспечение расходов, но и на
погашение долговых обязательств.
При этом необходимость достижения
национальных целей развития страны,
определенных Указами N 204 и N 474, а также
реализации положений Послания
Президента Федеральному Собранию в
условиях традиционно значительной доли
первоочередных социальных обязательств
в расходах бюджета обуславливают
проведение стратегической
приоритизации расходов бюджета
Пензенской области. В планируемом
периоде ключевыми направлениями
расходов регионального бюджета станут:
1) сохранение населения, здоровья и
благополучия людей
Среди мер, содействующих повышению
уровня рождаемости в Пензенской области,
предусматриваются:
- адресная финансовая поддержка семей с
детьми, включая предоставление
ежемесячных выплат в связи с рождением
(усыновлением) первого ребенка,
ежемесячные выплаты на третьего ребенка
(и последующих детей) в возрасте до 3-х
лет, ежемесячные выплаты семьям на детей
в возрасте от 3 до 7 лет, единовременное
пособие при рождении двоен и троен;
- создание дополнительных мест в детских
садах, в том числе в целях обеспечения
100-процентной доступности к концу 2021 года
дошкольного образования для детей в
возрасте до 3-х лет;
- создание условий для трудовой
деятельности родителей малолетних
детей, развитие профессиональной
подготовки и переподготовки родителей;
- повышение доступности
экстракорпорального оплодотворения
семьям, страдающим бесплодием, за счет
средств базовой программы обязательного
медицинского страхования;
- повышение доступности жилья для семей с
детьми путем предоставления социальных
выплат на приобретение (строительство)
жилья при рождении первого ребенка,
предоставления семьям со средним
достатком ипотечных кредитов по ставке
ниже 8% по стандартам АО "Дом.РФ"
через ООО "Агентство ипотечного
кредитования Пензенской области".
В целях снижения смертности, увеличения
продолжительности активной жизни
населения, а также повышения качества и
доступности медицинской помощи
предполагается реализация следующих
мероприятий:
- совершенствование системы оказания
специализированной медицинской помощи
лицам с болезнями системы
кровообращения, злокачественными
новообразованиями, ВИЧ-инфекцией;
- развитие высокотехнологичной
медицинской помощи;
- оснащение больниц современным
медицинским оборудованием;
- снижение дефицита медицинских кадров в
результате проведения
профориентационной работы для повышения
престижа медицинских профессий, целевой
подготовки с учетом потребности во
врачах и средних медицинских работниках,
повышение эффективности
трудоустройства и закрепления
медицинского персонала;
- цифровизация здравоохранения, включая
развитие системы электронных
медицинских документов и электронной
записи к врачу;
- развитие устойчивой системы
предупреждения, выявления и
реагирования на угрозы
санитарно-эпидемиологическому
благополучию;
- формирование здорового образа жизни;
- повышение доступности и качества
первичной медико-санитарной помощи, в
том числе профилактика, диагностика и
раннее выявление заболеваний.
Основу для повышения реальных доходов
населения должен создать устойчивый
рост трудовых доходов граждан.
В этой связи в среднесрочной перспективе
большое внимание будет уделено
сохранению уровня оплаты труда
отдельных категорий работников
бюджетной сферы, достижение которого
осуществлялось в предыдущие годы в
рамках указов Президента Российской
Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях
по реализации государственной
социальной политики", от 01.06.2012 N 761 "О
Национальной стратегии действий в
интересах детей на 2012 - 2017 годы", от
28.12.2012 N 1688 "О некоторых мерах по
реализации государственной политики в
сфере защиты детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей" (с
последующими изменениями), с учетом
роста среднемесячного дохода от
трудовой деятельности по Пензенской
области в 2021 году - на 4% (28594,6 руб.), в 2022
году - на 5,3% (30110,1 руб.), в 2023 году - на 6% (31916,7
руб.).
Оплата труда работников, на которых не
распространяется действие
вышеперечисленных указов, будет
определяться с учетом индексации на
прогнозируемый уровень инфляции 4% с
01.10.2022 и 01.10.2023 ежегодно, увеличения МРОТ с
01.01.2021 до 12792 руб., а в дальнейшем исходя из
нового порядка его расчета на уровне 42%
от медианной зарплаты за предыдущий год
и не ниже прожиточного минимума
трудоспособного населения.
Наряду с этим росту реальных доходов
населения региона и снижению бедности
будут способствовать меры
государственной поддержки наиболее
уязвимых слоев населения, включая
пенсионеров, низкооплачиваемых
работников и других малоимущих граждан,
в том числе попавших в сложную жизненную
ситуацию, по следующим направлениям:
- социальная поддержка безработных
граждан;
- поддержка малоимущих граждан путем
активного внедрения практики применения
на территории Пензенской области
оказания государственной социальной
помощи на основании социального
контракта, расширение круга получателей
данной меры социальной поддержки,
создание условий для нуждающихся семей
по выходу из трудной жизненной ситуации;
- организация профессионального
обучения и дополнительного
профессионального образования
безработных граждан, лиц
предпенсионного возраста, а также
отдельных работников предприятий в
целях повышения эффективности рынка
труда;
- снижение уровня безработицы на основе
роста занятости различных групп
населения, в том числе испытывающих
трудности при трудоустройстве, включая
организацию временного трудоустройства
различных категорий граждан, стажировку
выпускников профессиональных
образовательных организаций различного
уровня, возмещение работодателям затрат,
связанных с трудоустройством инвалидов.
2) возможности для самореализации и
развития талантов
В целях формирования эффективной
системы выявления, поддержки и развития
способностей у детей и молодежи
планируется оказание мер поддержки по
широкому перечню направлений:
- создание новых мест в
общеобразовательных организациях;
- обновление материально-технической
базы образовательных организаций;
- обеспечение доступа обучающихся,
сотрудников и педагогических работников
к цифровой образовательной среде и
контенту, а также автоматизация и
повышение эффективности управленческих
процессов в образовательных
организациях;
- повышение образовательных результатов
обучающихся, освоение новых компетенций,
развитие технической грамотности и
популяризации инженерных профессий;
- проведение итоговой аттестации
студентов профессиональных
образовательных организаций в формате
демонстрационного экзамена по
стандартам "Ворлдскиллс Россия",
повышение уровня знаний, умений, навыков,
позволяющих вести профессиональную
деятельность и выполнять работу по
конкретным специальностям;
- модернизация региональных и
муниципальных детских школ искусств по
видам искусств;
- организация бесплатного горячего
питания обучающихся начальных классов;
- выплата ежемесячного денежного
вознаграждения за классное руководство
педагогическим работникам
общеобразовательных и профессиональных
образовательных организаций;
- модернизация театров юного зрителя и
театров кукол;
- создание и модернизация учреждений
культурно-досугового типа в сельской
местности, включая строительство,
реконструкцию и капитальный ремонт
зданий;
- реновация учреждений отрасли культуры;
- приобретение для учреждений культуры
специализированного автотранспорта
(автоклубы);
- создание виртуального концертного
зала, модельных муниципальных
библиотек.
3) комфортная и безопасная среда для
жизни
В рамках реализации мероприятий по
улучшению жилищных условий граждан,
созданию удобной, качественной,
благоустроенной и комфортной среды
предусматриваются:
- сокращение непригодного для проживания
и аварийного жилищного фонда;
- повышение качества и комфорта дворовых,
общественных территорий населенных
пунктов, городских парков Пензенской
области;
- комплексное развитие современной
городской инфраструктуры на основе
единых подходов;
- увеличение к концу 2024 года доли
автомобильных дорог регионального
значения, автомобильных дорог в
крупнейших городских агломерациях,
соответствующих нормативным
требованиям, не менее чем до 50% и 85%
соответственно, снижение доли
автомобильных дорог федерального и
регионального значения, работающих в
режиме перегрузки, количества мест
концентрации дорожно-транспортных
происшествий на дорожной сети на 10% и 50%
соответственно по сравнению с 2017 годом.
4) достойный эффективный труд и успешное
предпринимательство
С целью развития системы эффективной
поддержки малого и среднего
предпринимательства, улучшения
инвестиционного климата, образования
современной производственной
инфраструктуры для развития
конкурентоспособных производств и
создания новых высокопроизводительных
рабочих мест в регионе планируется
обеспечение:
- равного доступа субъектов МСП к
кредитным и иным финансовым ресурсам;
- сопровождения инвестиционных проектов
на территории области;
- субсидирования расходов предприятий по
приобретению оборудования в целях
модернизации производства;
- содействия объединению регионального
бизнес-сообщества на основе кластерного
подхода;
- создания (реконструкции)
индустриального парка и промышленного
технопарка;
- реализации муниципальных программ
развития МСП в монопрофильных
муниципальных образованиях;
- содействия осуществлению деятельности
детей и молодежи в сфере высоких
технологий.
Государственная поддержка
сельхозтоваропроизводителей Пензенской
области будет осуществляться в форме
субсидирования отраслей
растениеводства, животноводства,
мероприятий в области мелиорации земель
сельскохозяйственного назначения, а
также предусматриваются меры,
направленные на развитие системы
поддержки фермеров и развитие сельской
кооперации.
2.2. Повышение операционной эффективности
использования бюджетных средств
В плановом периоде продолжится
реализация мер по повышению
операционной эффективности
использования бюджетных средств путем
развития проектных принципов
управления, совершенствования
государственного финансового контроля и
казначейской системы исполнения
бюджета, а также повышения качества
регулирования межбюджетных отношений с
муниципальными образованиями.
2.2.1. Развитие проектных принципов
управления
В 2018 - 2020 годах в Пензенской области
выстроена эффективная система контроля
за реализацией мероприятий региональных
проектов, основанная на концентрации
управленческих и финансовых ресурсов на
региональном и муниципальном уровнях.
Управлением проектной деятельности
Правительства Пензенской области во
взаимодействии с органами власти,
ответственными за реализацию
региональных проектов, обеспечивается
формирование в ГИИС "Электронный
бюджет" регулярной отчетности о ходе
реализации 48 региональных проектов по 11
направлениям реализации Указа N 204. При
этом используются данные о финансовом
обеспечении соответствующих
мероприятий на основании показателей
сводной бюджетной росписи и ежедневных
сведений о кассовом исполнении расходов,
размещаемые на едином портале бюджетной
системы Российской Федерации
Министерством финансов Пензенской
области и финансовыми органами
муниципальных образований.
Сводная информация направляется
руководителям федеральных проектов, в
Департамент проектной деятельности
Правительства Российской Федерации,
аппарат полномочного представителя
Президента Российской Федерации в
Приволжском федеральном округе,
Росфинмониторинг и другие инстанции.
В целях расширения горизонта
стратегического планирования и
дальнейшего совершенствования системы
мониторинга реализации региональных
проектов планируется:
- внесение корректировок в паспорта
региональных проектов для их
синхронизации с федеральными и
национальными проектами, приведенными в
соответствие с целями Указа N 474,
определяющего национальные цели
развития Российской Федерации на период
до 2030 года;
- разработка рабочих планов региональных
проектов, детализирующих результаты до
конечных объектов результатов с
установлением по ним ответственных
исполнителей (держателей
соответствующих контрактов);
- детализация государственными
(муниципальными) учреждениями
информации о финансовом обеспечении
закупок при реализации региональных
проектов в разрезе кодов целевых статей
в планах финансово-хозяйственной
деятельности, планах-графиках закупок и
реестре контрактов.
В целях дальнейшего развития
программных методов планирования и
управления в соответствии с
постановлением Правительства
Пензенской области от 31.10.2019 N 679-пП "Об
утверждении порядка формирования
перечня налоговых расходов и оценки
налоговых расходов Пензенской
области" в текущем году оценка
эффективности региональных налоговых
льгот за 2019 год осуществлялась в увязке с
результативностью государственных
программ Пензенской области. При этом
целесообразность налоговых расходов
теперь рассматривается с позиции их
соответствия целям государственных
программ Пензенской области, а критерием
их результативности является как
минимум один показатель достижения
целей государственной программы.
2.2.2. Развитие и совершенствование
системы финансового контроля
В целях совершенствования организации и
осуществления внутреннего
государственного финансового контроля и
внутреннего финансового аудита в 2020 году
на федеральном уровне реализованы
следующие мероприятия:
- уточнены порядки применения (изменения,
отказа от применения) бюджетных мер
принуждения и исполнения
соответствующих решений;
- установлены единые для всех уровней
бюджетной системы федеральные стандарты
внутреннего государственного
финансового контроля и внутреннего
финансового аудита.
Внедрение и применение единых
федеральных стандартов, а также
конкретизирующих их ведомственных
правовых актов позволит повысить
эффективность деятельности органа
внутреннего государственного
финансового контроля, направленной в
первую очередь на предупреждение
нарушений в финансово-бюджетной сфере и
в сфере закупок, в том числе путем
развития:
- риск-ориентированного подхода к
планированию и осуществлению
контрольной деятельности с целью
ориентации на оценку эффективности
бюджетных расходов;
- контроля за законностью,
своевременностью, достижением целей,
показателей и результатов реализации
государственных программ, региональных
проектов (программ), направленных на
достижение целей федеральных и
национальных проектов (программ);
- контроля за соблюдением требований к
обоснованию государственных закупок,
правил нормирования, обоснования
начальной (максимальной) цены контракта
и за исполнением контрактов, в том числе
заключенных с единственным поставщиком
в рамках борьбы с новой коронавирусной
инфекцией (COVID-19);
- внутреннего финансового аудита,
обеспечив его взаимосвязь с системой
оценки качества финансового
менеджмента, проводимого главными
администраторами бюджетных средств;
- административной практики, в том числе
по привлечению к административной
ответственности должностных лиц за
нарушения требований ведения
бухгалтерского учета и составление
отчетности (ранее за указанные
правонарушения штрафы налагались
мировыми судьями).
2.2.3. Совершенствование системы
казначейского исполнения регионального
бюджета
Основным направлением
совершенствования системы
казначейского исполнения регионального
бюджета в 2019 и 2020 годах являлось
расширение механизмов казначейского
сопровождения в рамках распоряжений
Правительства Российской Федерации,
утвержденных по инициативе
Правительства Пензенской области в
отношении бюджетных инвестиций,
предоставляемых юридическим лицам в
соответствии со статьей 80 Бюджетного
кодекса Российской Федерации, авансовых
платежей по договорам, заключаемым
получателями бюджетных инвестиций,
источником финансового обеспечения
которых являются межбюджетные
трансферты из федерального бюджета, что
способствовало повышению уровня
государственного финансового контроля
на всех этапах прохождения указанных
бюджетных средств.
Учитывая положительные результаты
применения данного современного метода
контроля, в плановом периоде его
применение будет распространено на
другие виды целевых бюджетных средств.
Начиная с 01.01.2021, в соответствии с
Федеральным законом от 27.12.2019 N 479-ФЗ "О
внесении изменений в Бюджетный кодекс
Российской Федерации в части
казначейского обслуживания и системы
казначейских платежей" и принимаемыми
в целях его реализации
нормативно-правовыми актами, при
исполнении бюджетов будут применяться
новые правила организации и
функционирования системы казначейского
обслуживания, способствующие сокращению
сроков зачисления доходных источников, а
также переводов денежных средств между
бюджетами, участниками и неучастниками
системы казначейских платежей,
совершенствованию инструментов
управления ликвидностью на едином счете
бюджета.
Согласно положениям данного закона в 2021
году в Пензенской области сохранится
действующий в настоящее время в
соответствии с заключенным с УФК по
Пензенской области соглашением
"смешанный" вариант казначейского
обслуживания, предусматривающий
передачу территориальному органу
Федерального казначейства функций по
открытию и ведению лицевых счетов по
целевым федеральным средствам, учету
бюджетных и денежных обязательств,
санкционированию указанных средств.
С 2022 года Правительство Пензенской
области должно будет определиться с
выбором варианта (из двух
предусмотренных вышеназванным законом)
казначейского обслуживания исполнения
бюджета: казначейское обслуживание в
финансовом органе или казначейское
обслуживание в территориальном органе
Федерального казначейства с возможной
передачей отдельных функций финансового
органа.
Внедрение новых правил системы
казначейского обслуживания потребует
также внесения изменений в ряд
региональных нормативных правовых
актов, регулирующих процесс исполнения
бюджета, и приведения отдельных НПА в
соответствие с установленными на
федеральном уровне общими требованиями.
На сегодняшний день уже подготовлены
следующие нормативные проекты:
- проект постановления Правительства
Пензенской области "О порядке
привлечения Министерством финансов
Пензенской области остатков средств на
единый счет бюджета Пензенской области и
возврата привлеченных средств";
- проекты приказов Министерства финансов
Пензенской области "Об утверждении
Порядка взыскания в доход бюджета
Пензенской области неиспользованных
остатков межбюджетных трансфертов,
полученных в форме субсидий, субвенций и
иных межбюджетных трансфертов, имеющих
целевое назначение", "Об
утверждении порядка открытия и ведения
лицевых счетов Министерством финансов
Пензенской области" и другие.
Изменения коснулись также сферы
казначейского контроля при
осуществлении закупок для
государственных нужд. Так, в
соответствии с постановлением
Правительства Российской Федерации от
06.08.2020 N 1193 "О порядке осуществления
контроля, предусмотренного частями 5 и 5.1
статьи 99 Федерального закона "О
контрактной системе в сфере закупок
товаров, работ, услуг для обеспечения
государственных и муниципальных
нужд", и об изменении и признании
утратившими силу некоторых актов
Правительства Российской Федерации"
утверждены новые требования к
процедурам проведения контроля. Теперь
будет проводиться контроль в отношении
проектов контрактов, заключенных с
единственным поставщиком (подрядчиком,
исполнителем), которые не подлежат
размещению в единой информационной
системе (далее - ЕИС).
В отношении таких объектов контроля, как
извещения об осуществлении закупок,
протоколы определения поставщиков
(подрядчиков, исполнителей), проекты
контрактов, новыми правилами сокращены
сроки проведения контроля с одного дня
до одного часа и введен автоматический
контроль на ЕИС Федеральным
казначейством как оператором
информационной системы,
взаимодействующим с ЕИС, вместо
проводимого ранее Министерством
финансов Пензенской области контроля
документов, поступавших в его личный
кабинет.
Наряду с новыми методами исполнения
бюджета будут использоваться
традиционные, применяемые уже на
протяжении нескольких лет механизмы
казначейского исполнения, которые в
условиях ограниченных бюджетных
ресурсов подтвердили свою
эффективность:
- перечисление под фактическую
потребность межбюджетных трансфертов
целевого характера местным бюджетам,
субсидий бюджетным и автономным
учреждениям на иные цели, а также на
осуществление капитальных вложений в
объекты капитального строительства и
приобретение объектов недвижимого
имущества в государственную
собственность;
- контроль за расходованием бюджетных
средств неучастниками бюджетного
процесса (кроме государственных
бюджетных и автономных учреждений, иных
организаций) путем открытия им лицевых
счетов в Министерстве финансов
Пензенской области;
- применение наряду с документальным
дополнительного визуального контроля (с
выездом на место) за крупными расходами
(стоимостью свыше 1 млн. руб.), связанными
с ремонтом объектов государственной
собственности и приобретением
оборудования;
- сокращение просроченной кредиторской
задолженности за счет всех источников
финансирования.
Сочетание новых и проверенных практикой
подходов казначейского исполнения
бюджета будут способствовать его
дальнейшему совершенствованию и
выполнению основной задачи - обеспечению
непрерывности бюджетного процесса,
своевременному финансированию принятых
бюджетных обязательств, а также
эффективному использованию бюджетных
средств.
2.3. Повышение качества регулирования
межбюджетных отношений с муниципальными
образованиями
Традиционно основными задачами
бюджетной политики в сфере межбюджетных
отношений являются:
- содействие в обеспечении
сбалансированности местных бюджетов с
целью увеличения их доходного
потенциала для выполнения органами
местного самоуправления возложенных на
них полномочий;
- планирование в приоритетном порядке
бюджетных ассигнований на реализацию
национальных проектов, утвержденных
Указом N 204;
- повышение качества управления
муниципальными финансами, включая
эффективное использование бюджетных
средств, в том числе целевых
межбюджетных трансфертов,
предоставляемых из регионального
бюджета;
- недопущение образования просроченной
кредиторской задолженности по социально
значимым расходам (заработной плате с
начислениями, коммунальным услугам и
социальным выплатам).
В целях сбалансированности местных
бюджетов общий объем дотации на
выравнивание бюджетной обеспеченности
планируется увеличить: на 2021 год - на 4,8%,
что выше индекса инфляции на указанный
период (3,6%), на 2022 и 2023 годы - на 4% ежегодно
и соответствует индексу инфляции.
При расчете дотации будут, как и раньше,
применяться элементы расчета расходных
обязательств по принципу формирования
"модельных бюджетов" на основе
фактических расходов муниципалитетов, а
также дополнительное выравнивание для
муниципалитетов с низкой бюджетной
обеспеченностью (меньше 0,9), впервые
предусматривающее для них сохранение
существенных темпов роста дотации,
сложившихся в 2020 году.
В 2021 году планируется оказание
финансовой помощи в виде дотации на
поддержку мер по обеспечению
сбалансированности местных бюджетов в
течение финансового года при недостатке
средств в связи с увеличением по
объективным причинам расходных
обязательств или снижением объема
доходов местных бюджетов.
В целях оперативного финансирования
первоочередных и социально значимых
расходных обязательств местного
значения в текущем году предусмотрены
правовые основания для распределения
этой дотации между муниципалитетами без
внесения изменений в закон о бюджете
Пензенской области.
Предоставление дотаций на выравнивание
бюджетной обеспеченности муниципальных
районов (городских округов) продолжится
на условиях заключения с главами
администраций городов и районов
соглашений о мерах по
социально-экономическому развитию и
оздоровлению муниципальных финансов,
мониторинг выполнения которых
осуществляется Министерством финансов
Пензенской области.
В целях выполнения обязательств,
принятых регионом по аналогичному
соглашению с Минфином России, начиная с
2020 года, с муниципалитетами, получающими
дотацию на поддержку мер по обеспечению
сбалансированности местных бюджетов и
не являющимися получателями дотации на
выравнивание бюджетной обеспеченности
также заключаются соглашения о мерах по
социально-экономическому развитию и
оздоровлению муниципальных финансов.
Наряду с этим, в связи с внесением в
августе 2019 года изменений в Бюджетный
кодекс, а также наделением органов
местного самоуправления муниципальных
районов полномочиями по расчету и
предоставлению дотации на выравнивание
бюджетной обеспеченности поселений за
счет средств бюджета Пензенской области,
продолжится начатая в 2020 году практика
заключения между финансовыми органами
муниципальных районов и главами
администраций поселений соглашений о
мерах по социально-экономическому
развитию и оздоровлению муниципальных
финансов. Перечень обязательств по
указанным соглашениям утвержден
постановлением Правительства
Пензенской области от 15.11.2019 N 711-пП "О
соглашениях, которые предусматривают
меры по социально-экономическому
развитию и оздоровлению муниципальных
финансов поселений Пензенской
области" (с последующими изменениями).
В связи с отменой с 2021 года единого
налога на вмененный доход для отдельных
видов деятельности возможны потери
местных бюджетов. Оценить точную сумму
потерь не представляется возможным,
учитывая неопределенность на данном
этапе режимов налогообложения, на
которые перейдут применяющие данный
налог налогоплательщики, и сумм налогов,
которые будут ими уплачиваться.
Компенсация возможных потерь бюджетам
муниципальных районов будет
осуществляться за счет переданного в 2020
году из регионального бюджета налога,
взимаемого в связи с применением
упрощенной системы налогообложения, по
нормативу 5%. Передача с текущего года
городским округам по нормативу 8%
указанного налога была связана с отменой
дотации на выравнивание бюджетной
обеспеченности поселений, в связи с чем
для компенсации потерь по единому налогу
на вмененный доход для отдельных видов
деятельности им с 2021 года планируется
дополнительно передать налог, взимаемый
в связи с применением упрощенной системы
налогообложения, по нормативу 3%.
Также в целях повышения
заинтересованности органов местного
самоуправления в повышении
эффективности работы комиссий по делам
несовершеннолетних и увеличении
доходной базы местных бюджетов, с 2021 года
в бюджеты муниципальных районов и
городских округов передаются
зачисляемые в текущем году в бюджет
области по нормативу 50 процентов штрафы,
установленные Кодексом Российской
Федерации об административных
правонарушениях, в случае, если
постановления об их наложении вынесены
мировыми судьями, комиссиями по делам
несовершеннолетних и защите их прав (за
исключением штрафов за нарушение правил
дорожного движения и за правонарушения в
области финансов).
Предоставление субсидий планируется
осуществлять с учетом общих правил,
регламентирующих общие требования к
формированию, предоставлению и
распределению субсидий из бюджета
Пензенской области местным бюджетам, а
также порядка определения и
установления предельного уровня
софинансирования областью объема
расходного обязательства
муниципального образования.
В первоочередном порядке будет
продолжено предоставление местным
бюджетам субсидий на повышение оплаты
труда работников муниципальных
учреждений культуры и педагогических
работников дополнительного образования
для сохранения уровня оплаты труда этих
категорий работников бюджетной сферы,
достигнутого в рамках выполнения указов
Президента Российской Федерации от 2012
года, с учетом роста среднемесячного
дохода от трудовой деятельности по
Пензенской области в среднесрочной
перспективе, а также субсидий на
повышение оплаты труда работников
бюджетной сферы в связи с увеличением
МРОТ с 1 января 2021 года.
В соответствии с федеральными законами
от 12.11.2019 N 367-ФЗ "О приостановлении
действия отдельных положений Бюджетного
кодекса Российской Федерации и
установлении особенностей исполнения
бюджетов бюджетной системы Российской
Федерации в 2020 году" и от 15.10.2020 N 327-ФЗ
"О внесении изменений в Бюджетный
кодекс Российской Федерации и отдельные
законодательные акты Российской
Федерации и установлении особенностей
исполнения бюджетов бюджетной системы
Российской Федерации в 2021 году", а
также в целях повышения оперативности
софинансирования расходов на решение
вопросов местного значения
предусмотрены правовые основания для
распределения Правительством
Пензенской области "неконкурсных"
субсидий местным бюджетам, на 2020 и 2021
годы, соответственно.
В целях повышения эффективности
деятельности органов местного
самоуправления продолжится мониторинг и
оценка качества организации и
осуществления бюджетного процесса в
муниципальных образованиях Пензенской
области с учетом актуализации перечня
показателей качества управления
муниципальными финансами и соблюдения
требований бюджетного
законодательства.
Для создания условий, способствующих
проведению муниципальными
образованиями ответственной долговой
политики, в 2020 году введена система
оценки их долговой устойчивости, которая
проводится с применением широкого
перечня показателей. Согласно данной
системе муниципалитеты в зависимости от
установленных показателей
классифицируются как заемщики с высоким,
средним или низким уровнем долговой
устойчивости. Введенная система
ранжирования муниципалитетов
ориентирована на создание возможности
заранее выявлять тенденцию к ухудшению
долговой устойчивости, своевременно
переводить их в группу заемщиков с более
низкими показателями и применять к ним
соответствующие ограничения и
требования.
Кроме того, в соответствии с
федеральными законами от 02.08.2019 N 307-ФЗ
"О внесении изменений в Бюджетный
кодекс Российской Федерации в целях
совершенствования межбюджетных
отношений" и от 31.07.2020 N 263-ФЗ "О
внесении изменений в Бюджетный кодекс
Российской Федерации и отдельные
законодательные акты Российской
Федерации", начиная с 2020 года,
установлены нормы об утверждении плана
восстановления платежеспособности
муниципалитета и заключении главой
муниципального образования соглашения с
Министерством финансов Пензенской
области на основании решения
Правительства Пензенской области в
случае превышения в течение трех месяцев
просроченной задолженности по долговым
и (или) бюджетным обязательствам 10
процентов суммы налоговых и неналоговых
доходов местного бюджета.
Однако в соответствии с Федеральным
законом от 15.10.2020 N 327-ФЗ "О внесении
изменений в Бюджетный кодекс Российской
Федерации и отдельные законодательные
акты Российской Федерации и
установлении особенностей исполнения
бюджетов бюджетной системы Российской
Федерации в 2021 году" действие
указанных норм на 2021 год приостановлено.
3. Налоговая политика Пензенской области
на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023
годов
Налоговая политика Пензенской области,
как и в целом Российской Федерации, в 2020
году была направлена на поддержку
налогоплательщиков в условиях
распространения новой коронавирусной
инфекции, снижение налоговой нагрузки на
бизнес, создание условий для быстрого
восстановления экономики.
Оказаны следующие меры поддержки:
- на федеральном уровне - в виде
предоставления льгот и отсрочек по
платежам в бюджет организациям и
индивидуальным предпринимателям,
осуществляющим деятельность в наиболее
пострадавших отраслях экономики;
- на региональном и местных уровнях:
снижены по указанным отраслям ставки по
налогу, взимаемому в связи с применением
упрощенной системы налогообложения,
корректирующий коэффициент базовой
доходности К2 по единому налогу на
вмененный доход для отдельных видов
деятельности, размеры потенциально
возможного к получению индивидуальным
предпринимателем годового дохода по
патентной системе налогообложения, а
также ставка по налогу на имущество
организаций, исчисляемому исходя из
кадастровой стоимости;
предусмотрено уменьшение сумм налога на
имущество организаций, земельного
налога, налога на имущество физических
лиц на суммы снижения (отсрочки)
собственниками объектов недвижимости
размеров арендной платы для арендаторов,
осуществляющих предпринимательскую
деятельность в наиболее пострадавших
отраслях экономики;
предоставлены льготы по арендной плате
за землю и государственное
(муниципальное) имущество.
Указанные меры поддержки оцениваются в
общей сумме более 1 млрд. руб.
В текущем году предполагается внесение
изменений в региональное
законодательство в части отмены с 1
января 2021 года региональной льготы (в
виде снижения ставки с 17% до 13,5%) по налогу
на прибыль для организаций,
осуществляющих деятельность в области
информационных технологий, в связи с
установлением для них нулевой ставки на
федеральном уровне в целях создания
условий для опережающего развития
отечественных компаний.
С 2020 года расширены льготы по
транспортному налогу для инвалидов I и II
групп - в дополнение к действующему в
настоящее время освобождению от уплаты
налога в отношении легковых автомобилей
мощностью до 100 л.с. установлены
дифференцированные налоговые льготы от
5% до 45% на легковые автомобили свыше 100
л.с. в зависимости от мощности двигателя,
а также аналогичные преференции
предоставлены для ветеранов боевых
действий.
В соответствии с Федеральным законом от
27.11.2018 N 422-ФЗ "О проведении
эксперимента по установлению
специального налогового режима "Налог
на профессиональный доход" с 1 июля 2020
года субъектам Российской Федерации
предоставлено право вводить на своей
территории специальный налоговый режим
"Налог на профессиональный доход".
Законом Пензенской области от 30.04.2020 N
3496-ЗПО с указанной даты данный налог
введен на территории Пензенской
области.
Согласно федеральному законодательству
установлены следующие ставки налога: 4%
от доходов, полученных
налогоплательщиками от реализации
товаров (работ, услуг, имущественных
прав) физическим лицам и 6% -
индивидуальным предпринимателям и
юридическим лицам.
Зачисление указанного налога
осуществляется в соответствии с
установленными Бюджетным кодексом
Российской Федерации нормативами: в
размере 63% в бюджет субъекта и 37% в бюджет
Федерального фонда обязательного
медицинского страхования.
Также в текущем году на федеральном
уровне были внесены изменения,
направленные на стимулирование
инвестиционной активности. Так, наряду с
Федеральным законом "О защите и
поощрении капиталовложений и развитии
инвестиционной деятельности" внесены
изменения в Налоговый кодекс Российской
Федерации, которые позволят
стабилизировать налоговые условия для
налогоплательщиков, заключивших
соглашения о защите и поощрении
капиталовложений.
Совершенствовался механизм
предоставления стимулирующих льгот по
налогу на прибыль организаций, в том
числе:
- инвестиционный налоговый вычет
распространен на участников КГН, а также
расходы по созданию объектов
инфраструктуры в рамках комплексного
освоения территорий в целях
строительства стандартного жилья;
- предоставлена возможность уменьшать
налоговую базу на сумму расходов на
создание объектов социальной
инфраструктуры, безвозмездно
передаваемых в государственную или
муниципальную собственность.
В соответствии с новыми требованиями,
установленными постановлением
Правительства Российской Федерации от
22.06.2019 N 796, а также постановлением
Правительства Пензенской области от
31.10.2019 N 679-пП, проведена оценка
эффективности действующих в Пензенской
области налоговых льгот за 2019 год, по
результатам которой все льготы были
признаны эффективными. Информация о
результатах проведенной оценки
направлена в Минфин России во исполнение
обязательства, установленного
Соглашением от 23.01.2020 N 01-01-06/06-02 о мерах по
социально-экономическому развитию и
оздоровлению государственных финансов
Пензенской области.
Основными изменениями налогового
законодательства в 2021 году и плановом
периоде 2022 и 2023 годов являются:
1. С 01.01.2021 увеличивается налоговая ставка
по налогу на доходы физических лиц с 13% до
15% в отношении доходов физических лиц,
превышающих 5 млн. рублей. Дополнительные
поступления в связи с указанным
увеличением будут зачисляться в
федеральный бюджет.
Также с 01.01.2021 в соответствии с
Федеральным законом от 01.04.2020 N 102-ФЗ "О
внесении изменений в части первую и
вторую Налогового кодекса Российской
Федерации и отдельные законодательные
акты Российской Федерации" меняется
порядок налогообложения процентов по
вкладам в банках. В настоящее время
проценты по вкладам облагаются в случае,
если ставка по договору превышает
ключевую ставку Банка России на 5
процентных пункта. Ставка
налогообложения составляет 35% и налог
полностью зачисляется в
консолидированные бюджеты субъектов
Российской Федерации. Со следующего года
будут облагаться проценты по вкладам в
части превышения суммы доходов в виде
процентов над суммой процентов,
рассчитанной как произведение 1 млн.
рублей на ключевую ставку Банка России.
Налог по ставке 13% в полном объеме будет
зачисляться в федеральный бюджет.
2. С 2021 года отменяется специальный
налоговый режим в виде единого налога на
вмененный доход для отдельных видов
деятельности, который применяется от
физических показателей и не
основывается на фактической выручке или
доходе, что позволит при налогообложении
более объективно учитывать результаты
экономической деятельности
налогоплательщиков.
3. Одновременно предусматривается
комплекс мер, направленных на поддержку
субъектов малого и среднего
предпринимательства, включая:
- снижение страховых взносов;
- расширение области применения
патентной системы налогообложения на
виды предпринимательской деятельности,
где сейчас применяется режим
налогообложения в виде единого налога на
вмененный доход для отдельных видов
деятельности;
- продление до 2024 года "налоговых
каникул" в виде нулевой ставки по
упрощенной и патентной системам
налогообложения для впервые
зарегистрированных индивидуальных
предпринимателей в производственной,
социальной, научной сферах, и в сфере
бытовых услуг населению;
- исключение обязанности представления
налоговой декларации для
налогоплательщиков, применяющих
упрощенную систему налогообложения с
объектом в виде доходов и использующих
контрольно-кассовую технику.
4. С 2021 года снижается административная
нагрузка на юридических лиц путем отмены
представления налоговых деклараций по
транспортному и земельному налогам за 2020
год. Также меняется срок уплаты
авансовых платежей по этим налогам - с 15
числа второго месяца до последнего числа
месяца, следующего за отчетным
кварталом, годовых расчетов - с 15 февраля
до 1 марта года, следующего за истекшим
налоговым периодом.
5. Увеличивается ставка по налогу на
имущество организаций, исчисляемому
исходя из кадастровой стоимости, с 1,6% в
2020 году до 1,8% - в 2021 году и до 2% - в 2022 году.
6. Меняются ставки акцизов и нормативы их
зачисления по уровням бюджетов.
Так, увеличение ставок на всю
подакцизную продукцию составляет:
- в 2021 году - в размерах от 3,2% до 5,5%;
- в 2022 - 2023 годах - от 3,0% до 5,2%.
При распределении акцизов на крепкий
алкоголь в доходах регионов продолжает
увеличиваться доля поступлений от
объемов розничных продаж с доведением до
100%: с 70% (в текущем году) до 80% - в 2021 году, 90%
- в 2022 году и 100% - в 2023 году, с
одновременным уменьшением в 2021 - 2022 годах
и отменой с 2023 года норматива зачисления
в регионы указанных акцизов в целях
компенсации снижения доходов бюджетов
субъектов Российской Федерации, на
территории которых находятся
заводы-изготовители (соответственно 30% -
в 2020 году, 20% - в 2021 году, 10% - в 2022 году и 0% - в
2023 году).
Продолжится поэтапное увеличение
норматива отчислений акцизов на
нефтепродукты в бюджеты регионов с
доведением к 2024 году доли бюджетов
субъектов Российской Федерации до 100% по
сравнению с 66,6%, действующим в текущем
году (2021 год - 74,9%, 2022 год - 83,3%, 2023 год - 91,6%)
за счет ежегодного увеличения
составляющей на реализацию
национального проекта "Безопасные и
качественные автомобильные дороги".
7. С 2023 года отменяется институт
консолидированных групп
налогоплательщиков по налогу на прибыль
организаций, ранее зарегистрированные
договоры действуют не позднее 01.01.2023.
Ссылается на
- О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации
- О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2021 году (с изменениями на 29 ноября 2021 года)
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) (с изменениями на 30 сентября 2024 года) (редакция, действующая с 30 октября 2024 года)
- Бюджетный кодекс Российской Федерации (с изменениями на 29 октября 2024 года)
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (с изменениями на 12 ноября 2024 года) (редакция, действующая с 20 ноября 2024 года)
- О мероприятиях по реализации государственной социальной политики