Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ


ПРАВИТЕЛЬСТВО ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 октября 2020 года N 898-пп


Об одобрении основных направлений бюджетной и налоговой политики Оренбургской области и основных направлений государственной долговой политики Оренбургской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов



В целях подготовки проекта областного бюджета на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов Правительство Оренбургской области


ПОСТАНОВЛЯЕТ:


1. Одобрить:


1.1. Основные направления бюджетной и налоговой политики Оренбургской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов согласно приложению N 1.


1.2. Основные направления государственной долговой политики Оренбургской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов согласно приложению N 2.


2. Министерству финансов Оренбургской области обеспечить подготовку проекта закона Оренбургской области "Об областном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" исходя из принципов и подходов, заложенных в документах, указанных в пункте 1 настоящего постановления.


3. Рекомендовать главам муниципальных образований Оренбургской области:


3.1. Организовать работу по разработке не позднее 15 ноября текущего года проектов бюджетов муниципальных образований Оренбургской области и внесению проектов решений о бюджетах муниципальных образований Оренбургской области в представительные органы муниципальных образований Оренбургской области.


3.2. При формировании соответствующих проектов бюджетов исходить из необходимости:


последовательного расширения собственной налоговой базы, прежде всего за счет поддержки малого и среднего предпринимательства;


минимизации расходов на содержание органов местного самоуправления муниципальных образований Оренбургской области;


обеспечения расходов в полном объеме на оплату труда всех категорий работников и коммунальные услуги;


повышения качества бюджетного планирования;


запрета на установление и исполнение расходных обязательств, не связанных с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами Оренбургской области к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных образований Оренбургской области;


составления сбалансированных бюджетов муниципальных образований Оренбургской области.


4. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.


5. Постановление вступает в силу со дня его подписания.



Губернатор -
председатель Правительства
Оренбургской области
Д.В.ПАСЛЕР



Приложение N 1
к постановлению
Правительства
Оренбургской области
от 27 октября 2020 г. N 898-пп



Основные направления бюджетной и налоговой политики Оренбургской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов


Основные направления бюджетной и налоговой политики Оренбургской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов (далее - основные направления бюджетной и налоговой политики) разработаны с учетом стратегических целей, сформулированных в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (далее - Указ Президента от 7 мая 2018 года), от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (далее - Указ Президента от 21 июля 2020 года), стратегии развития Оренбургской области до 2022 года и на период до 2030 года, бюджетном прогнозе Оренбургской области на долгосрочный период до 2036 года, утвержденном постановлением Правительства Оренбургской области от 5 марта 2020 года N 142-пп, государственных программах Оренбургской области (далее - государственные программы). Кроме того, при определении бюджетной и налоговой политики на ближайшую перспективу использованы сценарные условия социально-экономического развития Оренбургской области на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов.



I. Итоги реализации бюджетной и налоговой политики в 2019 году и первой половине 2020 года


Доходы областного бюджета


В 2019 году основную часть доходов областного бюджета обеспечили поступления от налога на прибыль организаций, налога на доходы физических лиц, налога на имущество организаций и акцизов по подакцизным товарам, доля поступления которых в общей сумме налоговых и неналоговых доходов составила 94,9 процента.


На объем поступлений налога на прибыль организаций в отчетном году повлияли поступления от организаций, осуществляющих свою деятельность в области производства чугуна, стали и ферросплавов, нефтегазового сектора и банковских услуг.


Отмечается рост поступлений налога на доходы физических лиц, который обусловлен, главным образом, увеличением фонда оплаты труда. Кроме того, по итогам 2019 года отмечается увеличение сумм вкладов (депозитов) физических лиц, размещенных на счетах в коммерческих банках.


Акцизы по подакцизным товарам исполнены с превышением годовых бюджетных назначений. Сложившаяся положительная динамика объясняется увеличением с 1 января 2019 года норматива зачисления в региональные бюджеты акцизов на крепкую алкогольную продукцию (с 50 до 80 процентов) и установлением нового норматива распределения в целях компенсации выпадающих доходов в связи изменением с 1 января 2019 года законодательства Российской Федерации в части исключения движимого имущества из объекта налогообложения по налогу на имущество организаций. Такие изменения привели к снижению поступлений по налогу на имущество организаций.


Исполнение областного бюджета за первое полугодие 2020 года характеризуется следующими особенностями:


снижение поступлений по налогу на прибыль организаций, основной причиной которого является уменьшение платежей от предприятий нефтегазового сектора в результате снижения цены на нефть и уменьшения реализации газа на экспорт;


замедление темпа роста налога на доходы физических лиц, увеличение сумм возврата налога из бюджета на счета налогоплательщиков;


прирост поступлений акцизов по подакцизным товарам, который, главным образом, обеспечен зачислением с 2020 года в областной бюджет доходов от уплаты акцизов на нефтепродукты в целях реализации национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги";


уменьшение поступлений по налогу на имущество организаций, обусловленное изменением законодательства Российской Федерации в части исключения из объектов налогообложения движимого имущества юридических лиц.


На исполнение областного бюджета в 2020 году существенное влияние оказали изменения законодательства Российской Федерации и Оренбургской области, направленные на финансовую поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства в условиях реализации комплекса ограничительных мер в целях недопущения распространения новой коронавирусной инфекции.


Одним из основных документов по поддержке бизнеса в условиях риска распространения новой коронавирусной инфекции, принятым на федеральном уровне, является постановление Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 409 "О мерах по обеспечению устойчивости развития экономики", которым в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей, включенных по состоянию на 1 марта 2020 года в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и занятых в сферах деятельности, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, предусмотрено предоставление отсрочки (рассрочки) по уплате налогов (за исключением налога на добавленную стоимость и налогов, уплачиваемых в качестве налогового агента), авансовых платежей по налогам и страховым взносам на срок от 3 до 6 месяцев, продление сроков предоставления отчетности и приостановление мер налогового контроля.


На региональном уровне в целях обеспечения устойчивости экономики Оренбургской области распоряжением Губернатора Оренбургской области от 31 марта 2020 года N 100-р утвержден план первоочередных мероприятий (действий) по обеспечению устойчивости экономики Оренбургской области, в рамках реализации которого принят ряд нормативных правовых актов Оренбургской области, предусматривающих следующие налоговые преференции для субъектов малого и среднего предпринимательства:


снижение с 1 января по 31 декабря 2020 года для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, включенных по состоянию на 1 марта 2020 года в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и ведущих деятельность в наибольшей степени пострадавших отраслях российской экономики, налоговых ставок до 1 процента в случае, если объектом налогообложения являются доходы, и до 5 процентов в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов;


снижение на 25 процентов суммы транспортного налога, подлежащего уплате за 2019 год физическими лицами, являющимися индивидуальными предпринимателями, которые по состоянию на 1 марта 2020 года включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, имеющими в собственности автобусы и осуществляющими регулярные пассажирские перевозки;


предоставление льготы по налогу на имущество организаций в отношении имущества организаций - собственников административно-деловых центров, торговых центров и нежилых помещений, предназначенных либо используемых для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, предоставляющих в аренду такие объекты недвижимого имущества, при условии снижения не менее чем на 99 процентов арендной платы арендаторам, включенным по состоянию на 1 марта 2020 года в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и осуществляющим деятельность в отраслях экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции;


увеличение срока предоставления государственной поддержки в форме освобождения от уплаты налога на имущество организаций на два года инвесторам, реализующим на территории Оренбургской области инвестиционные проекты, включенные в реестр приоритетных инвестиционных проектов Оренбургской области и предусматривающие получение государственной поддержки в 2020 году в рамках инвестиционных договоров, и осуществляющим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, а также инвестиционные проекты в рамках инвестиционных договоров, заключаемых начиная с 1 июля 2020 года;


снижение в два раза размера потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по отдельным видам предпринимательской деятельности, наиболее пострадавшим в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, в отношении которых на территории Оренбургской области применяется патентная система налогообложения;


введение с 1 марта по 31 мая 2020 года льготной ставки арендной платы за использование государственного имущества Оренбургской области для субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в отраслях российской экономики, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации, с применением корректирующего коэффициента 0,01 (отдельными муниципальными образованиями области приняты аналогичные решения в отношении муниципального имущества, находящегося в казне и закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями);


принятие 12 городскими округами и 27 муниципальными районами области решений о снижении ставок единого налога на вмененный доход с 15,0 до 7,5 процента для субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в отраслях экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации.


На федеральном уровне в рамках совершенствования стимулирующих льгот по налогу на прибыль организаций предоставлена возможность уменьшать налоговую базу на сумму расходов на создание объектов социальной инфраструктуры, безвозмездно передаваемых в государственную и муниципальную собственность.


В соответствии с изменениями, внесенными в Закон Оренбургской области от 27 ноября 2003 года N 613/70-III-ОЗ "О налоге на имущество организаций", начиная с 1 января 2020 года, налоговая база по налогу на имущество организаций в отношении административно-деловых, торговых центров (комплексов) и помещений в них, нежилых помещений (с разрешенным использованием для офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и другое) общей площадью свыше 1000 кв. метров, расположенных на территориях городских округов Оренбургской области с численностью населения более 70 тыс. человек, рассчитывается исходя из кадастровой стоимости в соответствии со статьей 378-2 Налогового кодекса Российской Федерации.


Законом Оренбургской области от 26 ноября 2019 года N 1913/505-VI-ОЗ с 1 января 2020 года увеличены размеры потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода на 1 кв. метр площади, сдаваемых в аренду (наем) жилых и нежилых помещений дач, земельных участков с дифференциацией по группам муниципальных образований области.


С 1 января 2020 года государственная пошлина за совершение федеральными органами исполнительной власти юридически значимых действий через многофункциональные центры передана в полном объеме из областного бюджета в бюджеты городских округов.


Начиная с 2020 года, плата за негативное воздействие на окружающую среду зачисляется в бюджеты городских округов и муниципальных районов Оренбургской области по нормативу 60 процентов.


С 2020 года администрирование доходов от штрафов (денежных взысканий) осуществляется с учетом изменений, внесенных в Бюджетный кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 15 апреля 2019 года N 62-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации", которыми установлен единый принцип зачисления доходов от штрафов в тот бюджет, из которого осуществляется финансирование органа, выявившего нарушение.


С 1 января 2020 года суммы административных штрафов, предусмотренных статьей 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения, зачисляются в бюджеты субъектов Российской Федерации, если протоколы о данных административных правонарушениях составляют должностные лица региональных органов исполнительной власти, включенных в перечни, утвержденные высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации.


Законом Оренбургской области от 20 апреля 2020 года N 2187/584-VI-ОЗ "О введении в действие специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" с 1 июля 2020 года на территории Оренбургской области введен новый специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход".


До 31 декабря 2020 года для начинающих предпринимателей при применении упрощенной или патентной системы налогообложения при осуществлении деятельности в производственной, социальной и научной сферах, а также в сфере бытового обслуживания предусмотрены 2-летние "налоговые каникулы".


В целях создания комфортных условий для добровольной и своевременной уплаты налогов и других платежей действует институт "авансовой" уплаты налогов для физических лиц ("единый налоговый платеж физического лица"), а также сокращено количество предоставляемой налоговой отчетности по имущественным налогам организаций.


В 2020 году оценка эффективности налоговых льгот (пониженных ставок по налогам), предоставляемых органами государственной власти Оренбургской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Оренбургской области, проводится в соответствии с требованиями к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2019 года N 796.



Расходы областного бюджета


В 2019 году была продолжена реализация мероприятий согласно указам Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 - 606 (далее - указы Президента), а также новых векторов, обозначенных в указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года, и исполнение в полном объеме принятых социальных обязательств.


В целях решения поставленных задач осуществлялась политика ограничения расходов по таким направлениям, как содержание органов государственной власти Оренбургской области, обслуживание государственного долга Оренбургской области, проводился комплекс мероприятий по эффективному использованию энергоресурсов, потребляемых коммунальных услуг, применялись механизмы предоставления средств под фактическую потребность.


Проведение данных мероприятий позволило в 2019 году своевременно выплачивать заработную плату, в соответствии с графиками предоставлять межбюджетные трансферты муниципальным образованиям Оренбургской области, производить социальные выплаты. Указы Президента были выполнены в полном объеме. По итогам 2019 года и первой половины 2020 года показатели средней заработной платы работников бюджетной сферы, поименованных в указах Президента, достигнуты по всем категориям.


За 2019 год основу расходной части областного бюджета составляли бюджетные ассигнования, направляемые в социальную сферу: на образование, здравоохранение, спорт, культуру и социальную политику. В 2019 году объем бюджетных ассигнований, направленных в социальную сферу, составил 62,4 млрд. рублей, или 62,7 процента от общего объема расходов.


В связи с выполнением указов Президента в 2019 году были увеличены расходы на заработную плату педагогических работников, что привело к увеличению расходов на государственный стандарт общего и дошкольного образования на 1458,2 млн. рублей по сравнению с 2018 годом.


Размер финансовой помощи, оказанной местным бюджетам для обеспечения повышения оплаты труда работников культуры и педагогов дополнительного образования детей, в 2019 году составил 1524,5 млн. рублей.


В 2018 году Президентом Российской Федерации перед регионами были обозначены 12 векторов развития, которые легли в основу национальных проектов. Оренбургская область активно реализует 11 национальных проектов.


В 2019 году в областном бюджете на реализацию региональных проектов было направлено 12,8 млрд. рублей, в том числе средства федерального бюджета - 7,3 млрд. рублей.


Исполнение областного бюджета по мероприятиям национальных проектов по итогам 2019 года составило 99 процентов.


В полном объеме исполнена инвестиционная программа. Введены в эксплуатацию 19 детских садов в 9 муниципальных образованиях области и 2 школы на 414 мест.


Расходы дорожного фонда Оренбургской области в 2019 году составили 11 млрд. рублей, из них 4 млрд. рублей поступили из федерального бюджета. В 3 раза по сравнению с предыдущим годом увеличились расходы на дорожную отрасль в муниципальных образованиях области.


Исполнение областного бюджета в 2020 году осуществляется в сложных экономических условиях в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.


Бюджетная политика Оренбургской области, в первую очередь, была ориентирована на содействие борьбе с пандемией и ее последствиями.


В целях обеспечения полного выполнения обязательств областного бюджета в условиях ухудшения социально-экономической ситуации, напряженным исполнением областного бюджета (рисками снижения доходов областного бюджета), необходимостью реализации мероприятий, связанных с предотвращением влияния ухудшения экономической ситуации на развитие отраслей экономики, а также профилактикой и устранением последствий распространения новой коронавирусной инфекции в 2020 году, принято постановление Правительства Оренбургской области от 2 июня 2020 года N 485-пп "Об особенностях исполнения областного бюджета в 2020 году", которым утвержден перечень расходов областного бюджета, подлежащих первоочередному финансированию в 2020 году.


В условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции приняты меры по поддержке отраслей экономики. Согласно постановлению Правительства Оренбургской области от 12 мая 2020 года N 390-пп выделены средства на:


поддержку муниципальных образований области;


финансовое обеспечение развития системы микрозаймов и гарантирования для субъектов малого и среднего предпринимательства;


поддержку занятости населения;


поддержку промышленных и транспортных предприятий.


В связи с необходимостью реализации мероприятий, связанных с предупреждением распространения новой коронавирусной инфекции, согласно решениям Правительства Оренбургской области выделены средства из резервного фонда Правительства Оренбургской области на средства индивидуальной защиты и материально-технического оснащения государственных учреждений здравоохранения Оренбургской области.


В 2020 году с целью снижения напряженности рынка труда оказывается поддержка занятости населения Оренбургской области как за счет средств федерального, так и областного бюджетов. Выделены бюджетные ассигнования:


из резервного фонда Правительства Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности труда;


из федерального бюджета - на социальные выплаты безработным гражданам в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации";


из областного бюджета - на предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) на возмещение затрат по оплате труда работников, трудоустроенных при содействии органов службы занятости населения Оренбургской области.


В целях совершенствования системы программно-целевого планирования проводилась работа по следующим направлениям:


1) увеличение доли программных расходов бюджетов:


В результате проведенной работы уровень "программных" расходов областного бюджета составил 99,0 процента к общему объему расходов. Уровень "программных" расходов местных бюджетов превысил 95,0 процента;


2) совершенствование методологии формирования и реализации государственных программ.


В связи с внесением изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и с целью обеспечения проведения оценки проведена работа по распределению налоговых расходов в соответствии с целями государственных программ и их включению в состав структурных элементов государственных программ.


В связи с приоритизацией на федеральном уровне расходов на комплексное развитие сельских территорий разработана и принята государственная программа Оренбургской области "Комплексное развитие сельских территорий" на 2020 - 2025 годы.


Показатели паспортов региональных проектов интегрированы в показатели государственных программ.


В составе закона Оренбургской области об областном бюджете на текущий год и на плановый период сформировано отдельное приложение по распределению в 2020 году бюджетных ассигнований на реализацию региональных проектов, направленных на реализацию национальных и федеральных проектов, и приоритетных проектов в Оренбургской области в объеме 16,6 млрд. рублей.


В 2019 году проведена работа, направленная на повышение эффективности межбюджетного субсидирования.


Осуществлены мероприятия по приведению в соответствие показателей государственных программ и показателей, установленных соглашениями о представлении субсидий из федерального бюджета.


Продолжена работа по заключению с городскими округами и муниципальными районами области соглашений о мерах по обеспечению устойчивого социально-экономического развития и оздоровлению муниципальных финансов. Такие соглашения предусматривают обязательства по достижению показателей социально-экономического развития (рост налоговых и неналоговых доходов, сокращение муниципального долга и другое), осуществлению мероприятий по повышению эффективности бюджетных расходов (проведение оценки эффективности налоговых льгот, утверждение плана по отмене налоговых льгот, признанных неэффективными, неустановление обязательств, не связанных с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами Оренбургской области к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных образований Оренбургской области, и другое).


Соглашения о мерах по обеспечению устойчивого социально-экономического развития и оздоровлению муниципальных финансов на 2020 год дополнены такими показателями и мероприятиями, как обеспечение достижения органами местного самоуправления муниципальных образований Оренбургской области показателей отдельных мероприятий региональных проектов, обеспечение сельскохозяйственными товаропроизводителями уровня среднемесячной заработной платы работников, занятых в сельскохозяйственном производстве, не ниже установленного законодательством Российской Федерации минимального размера оплаты труда, централизация закупок со стоимостью контракта 1 млн. рублей и более.


За недостижение установленных показателей социально-экономического развития предусмотрена финансовая ответственность муниципального образования области.


В 2019 - 2020 годах министерство финансов Оренбургской области продолжило практику осуществления мероприятий, направленных на повышение открытости бюджетных данных. Был обеспечен свободный доступ в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" к бюджетным данным, продолжена практика публикации интернет-брошюр "Бюджет для граждан", в актуальном состоянии поддерживается портал "Бюджет для граждан". Также на сайтах органов исполнительной и законодательной власти Оренбургской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещается информация об областном бюджете.


С целью обеспечения вовлечения граждан в процедуры обсуждения и принятия бюджетных решений в Оренбургской области обеспечено развитие механизма инициативного бюджетирования. На каждую инициативу сельских жителей, отобранную на конкурсной основе, направлено до 1 млн. рублей из областного бюджета.


По итогам 2019 года в Оренбургской области реализовано 109 проектов инициатив сельских жителей общей стоимостью 101,6 млн. рублей. Вклад областного бюджета составил 70,0 млн. рублей.


На 2020 год победителями признаны 136 инициативных проектов, общая стоимость которых составила 133,8 млн. рублей. Вклад областного бюджета составляет 79,9 млн. рублей.


Отмечен рост интереса граждан к механизму инициативного бюджетирования: в 2019 году в процесс выбора инициативных проектов было вовлечено 29 тыс. человек, в 2020 - 52 тыс. человек, рост составил в 1,8 раза.



Дефицит областного бюджета


В 2019 году бюджетная политика была направлена на минимизацию бюджетного дефицита. По итогам исполнения областного бюджета сложился профицит в размере 0,2 млрд. рублей. Дефицит областного бюджета на 2020 год составляет 5,4 млрд. рублей и покрывается остатками средств на счете областного бюджета, выпуском государственных ценных бумаг и кредитами, привлеченными от кредитных организаций.



II. Внешние условия реализации бюджетной и налоговой политики Оренбургской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов


На налоговую политику Оренбургской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов будут оказывать влияние внешние факторы, прежде всего, изменения в законодательстве Российской Федерации:


1) по налогу на прибыль организаций.


До 2024 года включительно сохраняется механизм централизации 1-процентного пункта налога на прибыль организаций с направлением полученных средств на увеличение объемов дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности.


С 2021 года начинается реализация механизма компенсации инвестиционных налоговых вычетов, предоставляемых субъектам Российской Федерации в целях стимулирования инвестиционной активности хозяйствующих субъектов. Частичную компенсацию выпадающих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации от применения инвестиционного налогового вычета планируется осуществить в форме дотаций, при расчете которых учитывается объем льгот по инвестиционному налоговому вычету, предоставленных субъектами Российской Федерации в соответствии со статьей 286-1 Налогового кодекса Российской Федерации за 2020 год организациям, впервые воспользовавшимся указанной льготой после 1 января 2020 года (но не более 200 млн. рублей в расчете на 1 юридическое лицо), расположенным на территории субъекта Российской Федерации;


2) по налогу на доходы физических лиц.


С 1 января 2021 года будет установлена налоговая ставка по налогу на доходы физических лиц в размере 15,0 процента в отношении доходов (включая дивиденды и проценты) физических лиц, превышающих 5 млн. рублей за налоговый период.


Отказ от представления налогоплательщиком налоговой декларации и пакета подтверждающих документов, автоматизация процедуры обработки документов налоговым органом приведут к упрощению порядка получения отдельных налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц;


3) по акцизам по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации.


Продолжается поэтапная передача в бюджеты субъектов Российской Федерации акцизов на нефтепродукты с доведением к 2024 году норматива их зачисления до 100,0 процента.


Сохраняется норматив зачисления акцизов на крепкий алкоголь в размере 80 процентов, из которого 30 процентов направляются на компенсацию снижения доходов в связи с отменой налогообложения движимого имущества, а также продолжается поэтапный переход к 2023 году на зачисление 50 процентов норматива акцизов на крепкий алкоголь исходя из объемов розничных продаж.


Изменяется принцип распределения региональной части доходов от акцизов на средние дистилляты в части применения индивидуальных нормативов распределения "сальдирующей" суммы поступления (поступления акциза за минусом возмещений). Кроме того, рассматривается возможность последующего исключения мазута из определения "средних дистиллятов";


4) по налогам на совокупный доход.


До 1 января 2024 года продлевается действие нулевой налоговой ставки для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей при применении упрощенной системы налогообложения (далее - УСН) и патентной системы налогообложения (далее - ПСН) при осуществлении деятельности в производственной, социальной, научной сферах, сфере бытовых услуг населению и услуг по предоставлению мест для временного проживания. Указанная мера будет действовать в течение двух налоговых периодов с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.


С 1 января 2021 года для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, увеличивается лимит, позволяющий оставаться на упрощенной системе налогообложения, по доходам - до 200 млн. рублей и по средней численности персонала - до 130 человек, а также применяются дифференцированные налоговые ставки.


Значительно расширяется перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться ПСН.


Прорабатывается вопрос предоставления права налогоплательщикам, применяющим ПСН, уменьшать сумму налога, уплачиваемого в связи с применением данного режима налогообложения, на страховые платежи (взносы) и пособия, начисленные за налоговый период.


С 1 января 2021 года на территории Российской Федерации отменяется специальный налоговый режим - система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;


5) по налогу на добычу полезных ископаемых.


С 1 января 2021 года вводится рентный коэффициент в размере 3,5 к действующей ставке налога на добычу полезных ископаемых в отношении отдельных видов твердых полезных ископаемых;


6) по штрафам и взысканиям.


До 1 января 2024 года устанавливается норматив зачисления штрафов, налагаемых должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, за нарушение правил движения тяжеловесного и крупногабаритного транспорта на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения, местного значения, в бюджеты субъектов Российской Федерации в размере 100,0 процента.


Предусматривается зачисление платежей по искам о возмещении вреда (добровольное возмещение вреда), причиненного водным объектам, в бюджеты в зависимости от того, в чьей собственности находится пострадавший водный объект (за исключением случаев с особо охраняемыми территориями).


В проекте областного бюджета на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов минимальный размер оплаты труда предусмотрен с учетом проектов изменений законодательства Российской Федерации, учитывающего соотношение минимального размера оплаты труда и медианной заработной платы. Начиная с 1 января 2021 года, на территории Оренбургской области минимальный размер оплаты труда с учетом уральского коэффициента увеличен до 14711 рублей в месяц, или на 5,5 процента.



III. Цели и задачи бюджетной и налоговой политики Оренбургской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов


Доходы областного бюджета


В целях стимулирования инвестиционной активности хозяйствующих субъектов планируется расширить список видов экономической деятельности, осуществление которых предоставляет налогоплательщику право на применение инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций.


В Оренбургской области будет продолжена реализация положения Федерального закона от 29 декабря 2014 года N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации", предусматривающего особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности и особенности налогообложения резидентов территории опережающего социально-экономического развития (далее - ТОСЭР).


Предусматривается ежегодное утверждение перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база по налогу на имущество организаций по которым рассчитывается исходя из кадастровой стоимости в соответствии со статьей 378-2 Налогового кодекса Российской Федерации.


В соответствии с постановлением Правительства Оренбургской области от 28 сентября 2017 года N 693-п "О проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, расположенных на территории Оренбургской области" в 2020 году проводится государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов, земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения. Результаты такой оценки могут оказать существенное влияние на изменение налоговой базы в отношении указанной категории земель и, как следствие, на уровень поступлений земельного налога в местные бюджеты.


В связи с принятием решения о переходе к централизованной системе организации многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ), начиная с 2021 года, государственная пошлина за совершение федеральными органами исполнительной власти юридически значимых действий в случае подачи заявления и (или) документов, необходимых для их совершения, в МФЦ, а также в электронной форме и выдачи документов через МФЦ будет зачисляться в областной бюджет в части, подлежащей зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации.


В целях обеспечения сбалансированности местных бюджетов на региональном уровне утверждены положения, согласно которым ежегодно максимальный размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода подлежит индексации на коэффициент-дефлятор при применении патентной системы налогообложения (Закон Оренбургской области от 14 ноября 2012 года N 1156/343-V-ОЗ "О патентной системе налогообложения").


Сохраняется механизм регулярной оценки эффективности налоговых льгот с точки зрения поставленных целей и механизмов корректировки или отмены в случае, если поставленные цели не достигаются.


Формируются справедливые конкурентные условия посредством повышения качества налогового администрирования за счет:


развития налогового мониторинга, в том числе посредством уменьшения пороговых требований вхождения налогоплательщиков в налоговый мониторинг;


введения института "единого налогового платежа", предполагающего уплату налогов одним платежным поручением (без уточнения реквизитов и прочих параметров) с последующим зачетом в счет имеющихся у налогоплательщика обязательств;


включения контроля за применением контрольно-кассовой техники в систему налогового контроля (отмена в качестве самостоятельной формы государственного контроля).


С 2021 года планируется внедрение системы информационного обмена сведениями между Федеральной налоговой службой и территориальными органами Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. Информационное взаимодействие указанных федеральных структур будет направлено на стимулирование к использованию земель сельскохозяйственного назначения по их целевому назначению путем практической реализации механизма дифференциации налоговых ставок по земельному налогу в зависимости от использования (не использования) земельных участков по целевому назначению (в том числе с доведением разницы в соответствующих налоговых ставках до пятикратного уровня). Результатом внедрения данной информационной системы должно стать дальнейшее увеличение поступлений по земельному налогу в местные бюджеты.



Расходы областного бюджета


Формирование бюджетных ассигнований областного бюджета на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов будет осуществляться с учетом необходимости решения задач, поставленных в указах Президента от 7 мая 2018 года, от 21 июля 2020 года, приоритетного направления бюджетных средств на реализацию национальных проектов.


В соответствии с соглашением, заключенным с Министерством финансов Российской Федерации, о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов Оренбургской области, для Оренбургской области установлены мероприятия и значения показателей, обязательные к реализации и достижению.


Формирование расходов областного бюджета на 2021 - 2023 годы будет осуществляться исходя из следующих приоритетов:


Планирование расходов областного бюджета на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов на оплату труда отдельным категориям работников бюджетной сферы, поименованным в указах Президента, осуществляется с сохранением уровня соотношений заработной платы к прогнозируемому на 2020 год среднемесячному доходу от трудовой деятельности в Оренбургской области. Уточнение показателя в областном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов будет осуществляться по итогам статистического наблюдения за 2020 год.


Объем расходов на оплату труда должен учитывать обеспечение минимального размера оплаты труда в соответствии с решениями, принятыми на федеральном уровне.


Средства на выполнение публичных нормативных обязательств должны быть запланированы в полном объеме с учетом изменения численности получателей социальных выплат и пособий.


Обеспечение лекарственными препаратами граждан для лечения редких (орфанных) заболеваний будет осуществляться в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.


Расходы на уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование на 2021 - 2023 годы определены в полном объеме исходя из численности категорий неработающего населения и тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения, установленных законодательством Российской Федерации.


В 2021 году и плановом периоде 2022 и 2023 годов участие в государственных программах Российской Федерации будет осуществляться исходя из единого предельного уровня софинансирования расходных обязательств Оренбургской области за счет средств федерального бюджета, установленного на 2021 год, - 75,0 процента, на 2022 год - 82,0 процента и на 2023 год - 82,0 процента, уровня софинансирования расходных обязательств Оренбургской области, возникающих при реализации национальных проектов, в размере 96,0 процента и уровней софинансирования, установленных соглашениями с федеральными органами исполнительной власти.


Средства областного бюджета, высвобождаемые в результате снижения объема погашения задолженности перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, реструктурированным в 2012 и 2017 годах, подлежат направлению в 2021 - 2023 годах на осуществление бюджетных инвестиций в объекты инфраструктуры в целях реализации новых инвестиционных проектов, определяемых в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации. Средства областного бюджета, высвобождаемые в 2021 году, также подлежат направлению на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с профилактикой и устранением последствий распространения новой коронавирусной инфекции, компенсацию снижения по итогам 2021 года налоговых и неналоговых доходов бюджета субъекта Российской Федерации по сравнению с 2019 годом, а также на обеспечение расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов.


В целях обеспечения прозрачности и открытости государственных финансов, повышения доступности и понятности информации о бюджете будет продолжена регулярная практика публикации интернет-брошюры "Бюджет для граждан" к закону Оренбургской области об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период, а также наполнение актуальным контентом интернет-портала "Бюджет для граждан".



Межбюджетные отношения


В 2020 году в Бюджетный кодекс Российской Федерации были внесены значительные изменения, затрагивающие межбюджетные отношения, что потребует внесения изменений в законодательство Оренбургской области. Внесение существенных изменений потребуется в Закон Оренбургской области от 30 ноября 2005 года N 2738/499-III-ОЗ "О межбюджетных отношениях в Оренбургской области".


Устанавливается дополнительное полномочие Законодательного Собрания Оренбургской области в части установления нормативов отчислений доходов в местные бюджеты от отдельных неналоговых доходов, подлежащих зачислению в областной бюджет.


Определяется механизм применения мер ответственности к сельскому поселению области за нарушение порядка и сроков заключения соглашений о мерах по обеспечению устойчивого социально-экономического развития и оздоровлению муниципальных финансов сельского поселения области, за невыполнение органами местного самоуправления муниципального образования Оренбургской области обязательств, возникающих из таких соглашений, в виде уменьшения в текущем году объема субвенции муниципальному району области на предоставление дотаций бюджетам поселений области на выравнивание бюджетной обеспеченности за счет средств областного бюджета.


В 2021 - 2023 годах будет продолжена практика обязательного обеспечения в местных бюджетах первоочередных расходов на оплату труда работников бюджетной сферы, обязательных платежей, коммунальных услуг, содержание учреждений.


В части развития и совершенствования межбюджетного субсидирования планируется установление единого уровня софинансирования расходных обязательств местных бюджетов.


Во исполнение пункта 11.3 перечня поручений Президента Российской Федерации от 1 марта 2020 года N Пр-354, утвержденного по итогам заседания Совета по развитию местного самоуправления, в целях снижения нагрузки на местные бюджеты в 2020 году Правительством Оренбургской области принято решение о реструктуризации задолженности муниципальных образований области по бюджетным кредитам в пределах остатков не погашенной на дату реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам.


На региональном уровне сохранится финансовая поддержка инициативных проектов сельских жителей за счет средств межбюджетных трансфертов на конкурсной основе. Работа по вовлечению жителей в процесс выбора и реализации таких проектов будет продолжена и в 2021 - 2024 годах в рамках приоритетного проекта "Местные инициативы". К 2022 году не менее 22,0 процента населения от численности сельских жителей, заявившихся на конкурсный отбор, будут вовлечены в бюджетный процесс путем реализации не менее 50 инициативных проектов ежегодно.


Во всех муниципальных образованиях области в 2021 году будет разработана и внедрена необходимая нормативная правовая база, направленная на урегулирование механизма выдвижения инициатив, их подачи в администрации муниципальных образований области и принятия решения о реализации инициатив. Это послужит дополнительным импульсом для развития различных муниципальных практик поддержки инициативных проектов.


В 2021 году будет продолжена работа по вовлечению в бюджетный процесс старшеклассников путем реализации одного из направлений инициативного бюджетирования - "Школьный бюджет", основной целью которого является воспитание активного и ответственного поколения. Этому будет способствовать:


вовлечение школьников в решение вопросов местного значения, касающихся развития общественной инфраструктуры;


создание и развитие в школах механизмов и традиций выявления, обсуждения и совместного решения задач, затрагивающих интересы школьников;


повышение бюджетной грамотности и ознакомление с основами местного самоуправления.


Органам местного самоуправления муниципальных образований Оренбургской области на региональном уровне оказывается вся необходимая консультационная помощь по вопросам, связанным с внедрением и реализацией практик вовлечения населения в решение вопросов местного значения.



Дефицит областного бюджета


В условиях экономии бюджетных средств одним из важных направлений бюджетной политики в текущем финансовом году и на предстоящие 3 года будет являться минимизация дефицита областного бюджета по фактическим значениям.


В целях минимизации имеющихся рисков несбалансированности областного и местных бюджетов органы государственной власти Оренбургской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Оренбургской области должны обеспечить направление дополнительных поступлений по доходам на снижение бюджетного дефицита, а не на увеличение расходных обязательств.


Источниками финансирования погашения долговых обязательств Оренбургской области будут являться государственные ценные бумаги, кредиты от кредитных организаций, изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджетов субъектов и прочие источники финансирования.



Приложение N 2
к постановлению
Правительства
Оренбургской области
от 27 октября 2020 г. N 898-пп



Основные направления государственной долговой политики Оренбургской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов


I. Итоги реализации государственной долговой политики Оренбургской области в 2019 году и текущее состояние государственного долга Оренбургской области


Государственный долг Оренбургской области (далее - государственный долг) по состоянию на 1 января 2020 года составил 22052,8 млн. рублей, или 29,7 процента от доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений, и по сравнению с 1 января 2019 года снизился на 2384,3 млн. рублей, или на 9,8 процента.


В структуре государственного долга по состоянию на 1 января 2020 года 43,8 процента, или 9659,8 млн. рублей, занимают государственные ценные бумаги Оренбургской области.


В течение 2019 года Оренбургской области произведены выплаты по частичному погашению основного долга по ранее размещенным государственным облигациям в размере 1859,8 млн. рублей.


Объем государственного долга по бюджетным кредитам по состоянию на 1 января 2020 года составил 12392,9 млн. рублей, или 56,2 процента в общей структуре государственного долга.


Оренбургская область участвует в программе реструктуризации бюджетных кредитов из федерального бюджета, предоставленных в 2015 - 2017 годах (далее - программа реструктуризации). В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017 года N 1531 "О проведении в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам" реструктурированная задолженность Оренбургской области по бюджетным кредитам составила 6060,2 млн. рублей.


Условия программы реструктуризации на момент заключения соглашений в 2017 году предусматривали погашение основного долга в 2018 - 2019 годах в размере 5,0 процента суммы задолженности ежегодно, в 2020 году - в размере 10,0 процента суммы задолженности, в 2021 - 2024 годах - равными долями по 20,0 процента суммы задолженности ежегодно.


В 2019 году по реструктурированным бюджетным кредитам, ранее привлеченным в целях финансирования дефицита областного бюджета, погашение составило 303,0 млн. рублей.


По условиям соглашений о реструктуризации бюджетных кредитов, предоставленных из федерального бюджета, заключенных с Министерством финансов Российской Федерации, Оренбургская область должна была обеспечить объем государственного долга в 2019 году на уровне не более 43,0 процента суммы доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2019 год (фактическое значение - 29,7 процента), в том числе объем государственного долга по государственным ценным бумагам Оренбургской области и кредитам кредитных организаций (далее - государственный долг по рыночным заимствованиям), - на уровне не более 24,0 процента суммы доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2019 год (фактическое значение - 13,0 процента).


По итогам исполнения областного бюджета в 2020 году необходимо обеспечить объем государственного долга на уровне не более 41,0 процента суммы доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2020 год, в том числе государственного долга по рыночным заимствованиям - на уровне не более 24,0 процента суммы доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2020 год.


Расходы по обслуживанию государственного долга за 2019 год составили 1233,8 млн. рублей, или 98,9 процента к годовым бюджетным назначениям, и по сравнению с 2018 годом снизились на 224,3 млн. рублей.



Основные показатели реализации государственной долговой политики Оренбургской области в 2018 - 2019 годах



(млн. рублей)

N п/п

Наименование показателя

На 1 января

2019 года

На 1 января

2020 года

1.

Объем государственного долга, в том числе:

24437,1

22052,8

объем государственного долга по государственным ценным бумагам

11519,7

9659,8

объем государственного долга по бюджетным кредитам

12885,5

12392,9

объем государственного долга по кредитам от кредитных организаций

0,0

0,0

объем государственного долга по государственным гарантиям

31,9

0,0

2.

Объем расходов на обслуживание государственного долга

1458,1

1233,8

3.

Объем доходов областного бюджета, в том числе:

90766,4

99685,5

налоговые и неналоговые доходы областного бюджета

73065,5

74260,3

объем безвозмездных поступлений

17700,9

25425,1

4.

Отношение объема государственного долга к доходам областного бюджета без учета безвозмездных поступлений, процентов

33,5

29,7

5.

Объем расходов областного бюджета

79047,7

99477,7

6.

Объем расходов, осуществляемый за счет субвенций, поступающих из федерального бюджета

4432,1

5506,2

7.

Объем расходов областного бюджета, за исключением субвенций, поступающих из федерального бюджета

74615,6

93971,5

8.

Отношение объема расходов на обслуживание государственного долга к расходам областного бюджета, за исключением субвенций, поступающих из федерального бюджета, процентов

2,0

1,3


По состоянию на 1 июля 2020 года государственный долг составил 21612,9 млн. рублей.


Основная сумма долгового портфеля Оренбургской области - это задолженность по бюджетным кредитам, привлеченным от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на долю которых в структуре государственного долга приходится 12392,9 млн. рублей, или 57,3 процента.


Объем долговых обязательств по государственным ценным бумагам Оренбургской области по сравнению с началом 2020 года уменьшился на 439,9 млн. рублей и составляет 9219,9 млн. рублей, или 42,7 процента от общей суммы государственного долга.


Государственный долг по кредитам, полученным от кредитных организаций, и по ранее выданным государственным гарантиям по состоянию на 1 июля 2020 года отсутствует.


Расходы по обслуживанию государственного долга за 6 месяцев 2020 года составили 373,8 млн. рублей, или 25,6 процента к годовым бюджетным назначениям.


7 сентября 2020 года между Министерством финансов Российской Федерации и министерством финансов Оренбургской области заключено дополнительное соглашение N 5/6/5/5/5/5 к соглашениям, заключенным в 2015 - 2017 годах, о предоставлении бюджету Оренбургской области из федерального бюджета бюджетных кредитов для частичного покрытия дефицита бюджета Оренбургской области (далее - дополнительное соглашение N 5/6/5/5/5/5), которым предусмотрено продление периода погашения реструктурированных обязательств (задолженности) Оренбургской области перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам до 2029 года включительно.


Установлен следующий график погашения реструктурированной задолженности:


в 2020 году - в размере 0,0 процента суммы задолженности (подлежащая погашению в 2020 году задолженность по основному долгу погашается с 2025 года до 2029 года включительно);


в 2021 - 2024 годах - в размере 5,0 процента суммы задолженности ежегодно;


в 2025 - 2029 годах - равными долями от остатка суммы задолженности ежегодно.


В соответствии с графиками погашения реструктурированной задолженности, определенными дополнительным соглашением N 5/6/5/5/5/5, возврат бюджетных кредитов составит:


в 2021 - 2024 годах - по 303,0 млн. рублей ежегодно;


в 2025 - 2029 годах - по 848,4 млн. рублей ежегодно.


В связи с продлением периода и снижением объема погашения задолженности в 2021 - 2023 годах объем высвобождаемых средств областного бюджета, рассчитанный как разница между объемом погашения государственного долга по ранее действовавшим графикам и объемом погашения государственного долга по новым графикам, составит 909,03 млн. рублей ежегодно. Указанные средства областного бюджета, высвобождаемые в 2021 - 2023 годах, подлежат направлению на осуществление бюджетных инвестиций в объекты инфраструктуры в целях реализации новых инвестиционных проектов, определяемых в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации. Средства областного бюджета, высвобождаемые в 2021 году, также подлежат направлению на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с профилактикой и устранением последствий распространения новой коронавирусной инфекции, компенсацию снижения по итогам 2021 года налоговых и неналоговых доходов бюджета субъекта Российской Федерации по сравнению с 2019 годом, а также на обеспечение расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов.



II. Цели, принципы и задачи государственной долговой политики Оренбургской области


Государственная долговая политика Оренбургской области является частью государственной политики в сфере бюджетной деятельности в Оренбургской области и определяет основные цели, задачи и направления деятельности Правительства Оренбургской области по управлению государственным долгом на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов.


Государственная долговая политика Оренбургской области является важнейшим компонентом системы управления финансами Оренбургской области и как часть бюджетной политики представляет собой комплекс мероприятий по привлечению государственных заимствований Оренбургской области (далее - государственные заимствования) для обеспечения финансовыми ресурсами бюджетных обязательств, их обслуживанию и управлению.


Основными целями государственной долговой политики Оренбургской области являются:


обеспечение исполнения расходных обязательств Оренбургской области;


недопущение рисков возникновения кризисных ситуаций при исполнении областного бюджета;


поддержание государственного долга в объеме, обеспечивающем возможность гарантированного выполнения долговых обязательств Оренбургской области;


сохранение финансовой устойчивости и сбалансированности областного бюджета.


Государственная долговая политика Оренбургской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов (далее - государственная долговая политика Оренбургской области) будет основываться на следующих принципах:


безусловное выполнение долговых обязательств Оренбургской области;


оптимизация объема и структуры государственного долга в целях минимизации расходов на его обслуживание;


соблюдение ограничений по объему государственного долга и расходам на его обслуживание, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и заключенными соглашениями о реструктуризации бюджетных кредитов;


сохранение объема государственного долга на экономически безопасном уровне, контроль за объемом государственного долга и расходами на его обслуживание;


обеспечение равномерности погашения долговых обязательств Оренбургской области по годам;


недопущение необоснованных государственных заимствований посредством обеспечения взаимосвязи принятия решения о государственных заимствованиях с потребностями областного бюджета в привлечении заемных средств;


создание необходимых условий для снижения стоимости и обеспечения оптимальных сроков государственных заимствований;


обеспечение доступности информации о государственном долге.


В процессе управления государственным долгом будут решаться следующие задачи:


обеспечение потребностей Оренбургской области в заемном финансировании в целях финансирования дефицита областного бюджета, погашения долговых обязательств Оренбургской области, пополнения в течение финансового года остатков средств на счете областного бюджета;


отнесение Министерством финансов Российской Федерации Оренбургской области к группе заемщиков с высоким уровнем долговой устойчивости в соответствии со статьей 107-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации;


реализация мероприятий, направленных на рост доходов, оптимизацию расходов областного бюджета и сокращение государственного долга;


своевременное и полное исполнение долговых обязательств Оренбургской области;


сокращение рисков, связанных с осуществлением государственных заимствований;


совершенствование учета и отчетности по обслуживанию государственного долга и обеспечение раскрытия информации о государственном долге;


привлечение государственных заимствований в объемах, дополняющих доходы областного бюджета до размеров, необходимых и достаточных для обеспечения исполнения принятых расходных обязательств Оренбургской области;


минимизация расходов на обслуживание государственного долга;


сохранение репутации Оренбургской области как надежного заемщика, безупречно и своевременно выполняющего свои долговые обязательства;


повышение эффективности операций по управлению остатками средств на едином счете по учету средств областного бюджета;


выполнение условий соглашений о реструктуризации обязательств (задолженности) Оренбургской области по бюджетным кредитам, предоставленным из федерального бюджета.



III. Риски при реализации государственной долговой политики Оренбургской области


Основными рисками при реализации государственной долговой политики Оренбургской области являются:


риск снижения поступления доходов в областной бюджет, влекущего увеличение потребности в осуществлении государственных заимствований и соответственно увеличение размера государственного долга;


риск роста процентной ставки, следствием которого является вероятность неблагоприятного для Оренбургской области изменения стоимости государственных заимствований в зависимости от времени и объема потребности в заемных ресурсах;


риск рефинансирования, то есть вероятность невозможности провести рефинансирование накопленных долговых обязательств по приемлемым процентным ставкам (текущим либо более низким) или невозможность рефинансировать текущие обязательства вовсе;


риск снижения ликвидности рынка.


С целью снижения таких рисков реализация государственной долговой политики Оренбургской области осуществляется на основе прогнозов поступления доходов, финансирования расходов и привлечения государственных заимствований, анализа исполнения бюджета предыдущих лет с соблюдением следующих требований:


при планировании государственных заимствований должны учитываться экономические возможности по привлечению ресурсов, текущая и ожидаемая конъюнктура на рынках заимствований;


государственные заимствования должны носить планомерный характер, при этом объемы государственных заимствований должны распределяться в течение года таким образом, чтобы снизить риск ухудшения условий государственных заимствований;


при исполнении областного бюджета необходимо осуществлять управление ликвидностью счета областного бюджета для сглаживания пиков платежей по финансированию дефицита областного бюджета и погашению государственного долга.



IV. Основные факторы, инструменты и мероприятия государственной долговой политики Оренбургской области


Основными факторами, определяющими характер и направление государственной долговой политики Оренбургской области, являются:


реализация указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", посланий Президента Российской Федерации к Федеральному Собранию Российской Федерации;


проводимая Центральным банком Российской Федерации денежно-кредитная политика, принимаемые решения по уровню ключевой ставки;


обязательства Оренбургской области, предусмотренные соглашениями о реструктуризации обязательств (задолженности) Оренбургской области по бюджетным кредитам, предоставленным из федерального бюджета.


Основными инструментами реализации государственной долговой политики Оренбургской области являются:


привлечение временно свободных остатков средств на счетах государственных бюджетных учреждений Оренбургской области и государственных автономных учреждений Оренбургской области для покрытия кассовых разрывов в целях сокращения сроков использования кредитов, полученных от кредитных организаций;


выпуск государственных облигаций Оренбургской области преимущественно с амортизационными выплатами и на возможно длительный срок обращения;


привлечение кредитов от кредитных организаций в рамках возобновляемых кредитных линий с возможностью досрочного погашения кредитов;


мониторинг исполнения областного бюджета с целью определения возможных кассовых разрывов, покрытие которых будет осуществляться за счет привлечения бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счете областного бюджета в Управлении Федерального казначейства по Оренбургской области;


обеспечение регулярного раскрытия актуальной информации о проводимой долговой политике Оренбургской области, а также об объеме и составе накопленных долговых обязательств Оренбургской области, о сроках их погашения и процентных ставках.


Основными мероприятиями государственной долговой политики Оренбургской области являются:


реализация положений Федерального закона от 2 августа 2019 года N 278-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования правового регулирования отношений в сфере государственных (муниципальных) заимствований, управления государственным (муниципальным) долгом и государственными финансовыми активами Российской Федерации и признании утратившим силу Федерального закона "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг";


равномерное распределение выплат по погашению государственного долга;


осуществление среднесрочных (от 1 года до 5 лет) и долгосрочных (более 5 лет) государственных заимствований. Привлечение краткосрочных государственных заимствований (менее 1 года) возможно только для поддержания текущей ликвидности областного бюджета;


осуществление регулярного мониторинга рынка кредитных ресурсов для оптимизации структуры государственного долга с целью сокращения стоимости обслуживания долговых обязательств Оренбургской области и при наличии благоприятной рыночной конъюнктуры проведение работы по замещению ранее привлеченных кредитов на кредиты под более низкие процентные ставки;


привлечение в областной бюджет кредитов от кредитных организаций исключительно по ставкам не более чем уровень ключевой ставки, установленный Центральным банком Российской Федерации, увеличенный на 1,0 процента годовых;


включение в состав источников финансирования дефицита областного бюджета и программу государственных заимствований бюджетных кредитов из федерального бюджета осуществляется после принятия решений о предоставлении таких кредитов (за исключением бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации);


отказ от планирования предоставления государственных гарантий Оренбургской области;


обеспечение в 2021 - 2023 годах годового объема платежей по погашению и обслуживанию государственного долга, возникшего по состоянию на 1 января очередного финансового года, без учета платежей, направляемых на досрочное погашение долговых обязательств Оренбургской области со сроками погашения после 1 января года, следующего за очередным финансовым годом, на уровне не более 13,0 процента от общего объема налоговых и неналоговых доходов областного бюджета и дотаций из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за соответствующий финансовый год;


поддержание минимально возможной стоимости обслуживания долговых обязательств Оренбургской области с учетом ситуации на финансовом рынке;


обеспечение в 2021 - 2023 годах годового объема расходов областного бюджета на обслуживание государственного долга на уровне не более 5,0 процента объема расходов областного бюджета за соответствующий финансовый год, за исключением объема расходов, осуществляемых за счет субвенций, поступающих из федерального бюджета;


обеспечение прозрачности государственной долговой политики Оренбургской области.

Ссылается на


 


 

Яндекс.Метрика    © 2021 Кодекс ИТ   
На сайте использованы иконки Yusuke Kamiyamane