Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


ПРАВИТЕЛЬСТВО АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 30 сентября 2020 года N 351-р


Об утверждении программы Амурской области "Развитие системы оказания паллиативной медицинской помощи в Амурской области на 2020 - 2024 годы"



В целях исполнения подпункта "е" пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации от 16 января 2019 г. N Пр-38ГС по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации 27 декабря 2018 года:


1. Утвердить прилагаемую программу Амурской области "Развитие системы оказания паллиативной медицинской помощи в Амурской области на 2020 - 2024 годы".


2. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя председателя Правительства Амурской области Рябинину Ю.Н.



Губернатор
Амурской области
В.А.ОРЛОВ



Приложение
к распоряжению
Правительства
Амурской области
от 30 сентября 2020 г. N 351-р



ПРОГРАММА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОКАЗАНИЯ ПАЛЛИАТИВНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2020 - 2024 ГОДЫ"



1. Основные положения


1.1. Цели и задачи программы Амурской области "Развитие системы оказания паллиативной медицинской помощи в Амурской области на 2020 - 2024 годы"


Целью программы Амурской области "Развитие системы оказания паллиативной медицинской помощи в Амурской области на 2020 - 2024 годы" (далее - Программа) является обеспечение повышения доступности и качества оказания паллиативной медицинской помощи (далее - ПМП) в Амурской области, в том числе при лечении хронического болевого синдрома.


Реализация Программы осуществляется в рамках государственной программы "Развитие здравоохранения Амурской области", утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 3 июля 2013 г. N 302.


Основными задачами Программы являются:


разработка и утверждение правовых актов, направленных на повышение доступности и качества оказания ПМП населению Амурской области, в соответствии с требованиями законодательства;


совершенствование службы в целях создания в Амурской области эффективной инфраструктуры для оказания ПМП, в том числе эффективное использование средств межбюджетного трансферта, выделяемого из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации в целях развития ПМП;


организация реестра/базы данных пациентов, нуждающихся в ПМП, в том числе в лечении хронического болевого синдрома;


совершенствование системы оказания ПМП в стационарных условиях и условиях дневного стационара, направленных на повышение качества жизни пациентов, нуждающихся в ПМП;


повышение доступности ПМП в амбулаторных условиях, в том числе на дому, путем развития отделений выездной патронажной ПМП;


совершенствование преемственности при маршрутизации пациентов, нуждающихся в ПМП, по достижении совершеннолетия из медицинских организаций, оказывающих ПМП детскому населению, в медицинские организации, оказывающие ПМП взрослым;


повышение доступности лекарственного обеспечения пациентов, нуждающихся в ПМП, в том числе наркотическими лекарственными препаратами;


обеспечение укомплектованности врачами, средним и младшим медицинским персоналом, прошедшим обучение по ПМП, медицинских организаций или их структурных подразделений;


внедрение мер стимулирования врачей, среднего и младшего медицинского персонала по ПМП;


совершенствование взаимодействия медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций медико-социальной экспертизы и пенсионного обеспечения, общественных и религиозных организаций, также иных социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - СО НКО) и волонтерских объединений, осуществляющих свою деятельность в сфере охраны здоровья граждан, при оказании гражданам ПМП;


организация системы внутреннего контроля качества оказания ПМП, в том числе с применением медицинских информационных систем;


развитие и внедрение практики применения телемедицинских технологий, разработка алгоритма дистанционного консультирования "врач-врач", "врач-пациент" на всех этапах оказания медицинской помощи, включая оказание ПМП на дому;


повышение уровня информированности о ПМП среди населения и медицинских работников, в том числе с привлечением средств массовой информации.


1.2. Основные целевые показатели эффективности реализации Программы



Таблица 1

N п/п

Наименование показателя

Базовое значение (на 31 декабря 2019 года)

Период, год

2020

2021

2022

2023

2024

1

2

3

4

5

6

7

8

1.

Доля пациентов, получивших ПМП, в общем количестве пациентов, нуждающихся в ПМП (%)

99,1

97,8

98

98,7

99

100

2.

Обеспеченность паллиативными койками на 10000 населения, из них:

0,71

0,9

0,92

0,95

0,97

1

число коек на 10000 детей

0,17

0,25

0,4

0,6

0,8

1

число коек на 10000 взрослых, в том числе

0,87

1

1

1

1

1

число коек сестринского ухода <1> на 10000 взрослых

2,1

0,8

1

1,2

1,4

1,6

3.

Количество отделений выездной патронажной ПМП, ед., в том числе:

0

1

4

6

6

7

для взрослых - 100000

0

1

3

5

6

6

для детей - 50000

0

0

1

1

1

1

4.

Количество выездных патронажных бригад, ед., в том числе:

0

1

4

6

10

11

для взрослых - 100000

0

1

3

5

8

9

для детей - 50000

0

0

1

1

2

2

5.

Число амбулаторных посещений с целью получения ПМП врачей-специалистов и среднего медицинского персонала любых специальностей, число посещений на 10000 населения, в том числе:

44

120

140

160

180

200

на 10000 взрослых

44

120

140

160

180

200

на 10000 детей

0

120

140

160

180

200

6.

Доля посещений отделениями выездной патронажной ПМП в общем количестве амбулаторных посещений по ПМП (%), в том числе:

44

17

18

19

20

22

к взрослым (%)

44

11

12

12

13

14

к детям (%)

0

-

6

7

7

8

7.

Число физических лиц основных работников, занятых на должностях в структурных подразделениях медицинских организаций, оказывающих специализированную ПМП, чел., в том числе:

1

24

24

24

24

24

врачи

1

8

8

8

8

8

средний медицинский персонал

-

16

16

16

16

16

8.

Полнота выборки наркотических лекарственных препаратов в рамках заявленной потребности в соответствии с планом распределения (%), в том числе:

90

95

95

95

95

для инвазивных лекарственных форм

90

95

95

95

95

для неинвазивных лекарственных форм

90

95

95

95

95

9.

Число пациентов, получающих респираторную поддержку, чел., в том числе:

4

-

-

-

-

-

взрослые, из них:

4

-

-

-

-

-

аппарат искусственной вентиляции легких

-

-

-

-

-

кислородный концентратор

-

-

-

-

-

откашливатель

-

-

-

-

-

дети, из них:

аппарат искусственной вентиляции легких

-

-

-

-

-

кислородный концентратор

-

-

-

-

-

откашливатель

-

-

-

-

-

10.

Число пациентов, получивших ПМП по месту жительства, в том числе на дому, чел.

4068

3600

3700

4300

4500

6000

11.

Число пациентов, которым оказана ПМП по месту их фактического пребывания, чел.

2

-

-

-

-

-

12.

Доля пациентов, получающих обезболивание в рамках оказания ПМП, в общем количестве пациентов, нуждающихся в обезболивании при оказании ПМП (%)

100

100

100

100

100

13.

Количество пациентов, переведенных из организаций социального обслуживания в структурные подразделения медицинских организаций, оказывающие ПМП, чел.

-

-

-

-

-

14.

Количество пациентов, переведенных из структурных подразделений медицинских организаций, оказывающих ПМП, в организации социального обслуживания, чел.

-

1

1

1

1

1



<1> При наличии лицензии на медицинскую деятельность по оказанию ПМП.


1.3. Перечень нормативных правовых актов, регламентирующих оказание ПМП


ПМП оказывается в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации N 345н и Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31 мая 2019 г. N 372н "Об утверждении Положения об организации оказания паллиативной медицинской помощи, включая порядок взаимодействия медицинских организаций, организаций социального обслуживания и общественных объединений, иных некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере охраны здоровья", приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14 января 2019 г. N 4н "Об утверждении порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения", от 31 мая 2019 г. N 348н "Об утверждении перечня медицинских изделий, предназначенных для поддержания функций органов и систем организма человека, предоставляемых для использования на дому", от 10 июля 2019 г. N 505н "Об утверждении Порядка передачи от медицинской организации пациенту (его законному представителю) медицинских изделий, предназначенных для поддержания функций органов и систем организма человека, для использования на дому при оказании паллиативной медицинской помощи".



Нормативные правовые акты, регламентирующие оказание ПМП на территории Амурской области



Таблица 2

N п/п

Наименование

Краткие комментарии по содержанию нормативного правового акта

1

2

3

1.

Закон Амурской области от 5 декабря 2005 г. N 99-ОЗ "О социальной поддержке граждан отдельных категорий"

Нормативный правовой акт регламентирует предоставление отдельным категориям граждан дополнительной меры социальной поддержки путем финансирования за счет средств бюджета Амурской области расходов, связанных с предоставлением медицинских изделий

2.

Закон Амурской области от 5 ноября 2014 г. N 431-ОЗ "О некоторых вопросах организации социального обслуживания граждан в Амурской области"

Нормативный правовой акт регулирует отдельные отношения в сфере социального обслуживания граждан в Амурской области, регламентирует перечень социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг: социально-бытовые услуги, социально-медицинские услуги, социально-психологические услуги, социально-педагогические услуги, социально-трудовые услуги, социально-правовые услуги, услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов, срочные социальные услуги

3.

Постановление Правительства Амурской области от 3 июля 2013 г. N 302 "Об утверждении государственной программы "Развитие здравоохранения Амурской области"

Нормативный правовой акт регламентирует эффективное использование инфраструктуры оказания ПМП посредством оптимизации коечного фонда

4.

Постановление Правительства Амурской области от 18 мая 2015 г. N 227 "Об утверждении Порядков предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Амурской области"

Нормативный правовой акт устанавливает правила и условия предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в форме социального обслуживания на дому, полустационарной и стационарной формах получателям социальных услуг на территории Амурской области

5.

Постановление Правительства Амурской области от 27 декабря 2019 г. N 774 "Об утверждении территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания населению Амурской области медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов"

Нормативный правовой акт регламентирует критерии доступности ПМП в стационарных и амбулаторных условиях, в том числе на дому, а также нормативы объема ПМП, нормативы финансовых затрат на единицу объема ПМП

6.

Приказ министерства здравоохранения Амурской области и министерства социальной защиты населения Амурской области от 26 августа 2020 г. N 647/447 "Об организации оказания паллиативной медицинской помощи взрослым и детям, включая порядок взаимодействия медицинских организаций, организаций социального обслуживания и общественных объединений, иных некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере охраны здоровья в Амурской области"

Нормативный правовой акт регламентирует порядок организации оказания паллиативной медицинской помощи взрослым и детям, включая порядок взаимодействия медицинских организаций, организаций социального обслуживания и общественных объединений, иных некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере охраны здоровья в Амурской области


Таким образом, оказание ПМП в Амурской области регламентировано в соответствии с законодательством Российской Федерации.



2. Основные статистические данные Амурской области


2.1. Общая информация об Амурской области


Территория Амурской области, расположенная в Дальневосточном федеральном округе, имеет площадь в 361,9 тыс. кв. км (2,1% территории Российской Федерации) и включает в себя 9 городских округов и 20 муниципальных районов. В их составе учтены населенные пункты: 7 городов областного подчинения, 2 города районного подчинения, 15 поселков городского типа, 599 (601) сельских населенных пунктов (из них с числом жителей от 50 до 100 человек - 65, от 100 до 500 человек - 270, от 500 до 1000 человек - 96, свыше 1000 человек - 149). Амурская область имеет особые географические условия, а именно наличие на территории области труднодоступных районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Протяженность территории Амурской области с севера на юг составляет 750 км, а с северо-запада на юго-восток - 1150 км. Для Амурской области характерны большая отдаленность населенных пунктов друг от друга, наличие большого числа малонаселенных пунктов, расположенных на значительном удалении от основных транспортных магистралей.


Численность постоянного населения Амурской области на 1 января 2020 года составила 790,0 тысячи человек и уменьшилась по сравнению с 2015 годом на 15,7 тысячи человек (на 1,9%) (таблица 3).



Оценка численности населения Амурской области (на начало года)



Таблица 3

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

2020 г.

Численность населения, всего, тыс. человек

809,9

805,7

801,7

798,4

793,2

790,0


Возрастная структура населения Амурской области характеризуется процессом старения. Доля населения трудоспособного возраста сократилась за последние 5 лет на 2,7% (в 2015 году доля населения трудоспособного возраста составляла 57,8%, в 2019 году - 56,1%), доля населения старше трудоспособного возраста в общей численности населения увеличилась на 1,4% (2015 год - 18,2%, 2019 год - 18,8%), но наряду с этим отмечается увеличение на 5,4% доли населения моложе трудоспособного возраста (2015 год - 19,9%, 2019 год - 21,5%) (таблица 4).



Возрастная структура населения Амурской области (на начало года)



Таблица 4

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

РФ (2019 г.)

Численность населения моложе трудоспособного возраста, тыс. человек

157,1

161,1

162,5

163,2

162,8

Н/д

Численность населения трудоспособного возраста, тыс. человек

480,9

465,8

457,8

462,0

445,8

Н/д

Численность населения старше трудоспособного возраста, тыс. человек

171,9

178,8

181,4

173,3

185,1

Н/д


За последние 5 лет в Амурской области показатель общей смертности превышает показатели рождаемости. Суммарный коэффициент рождаемости снизился с 1,85 рождений в 2015 году до 1,6 рождений в 2019 году. Общий коэффициент рождаемости с 2015 по 2019 год снизился на 24,8% с 13,3 на 1000 чел. населения в 2015 году до 10,0 на 1000 чел. населения в 2019 году (таблица 5).



Показатели рождаемости в Амурской области (на начало года)



Таблица 5

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

РФ (2019 г.)

Общий коэффициент рождаемости, на 1000 человек населения

13,3

12,9

11,8

11,1

10,0

10,1 (2019 г.)

Суммарный коэффициент рождаемости (среднее число детей, рожденных женщиной за свою жизнь)

1,858

1,817

1,72

1,710

1,649

1,579 (2018 г.)


Показатель общей смертности населения в Амурской области на протяжении последних лет имеет тенденцию к снижению. Так, с 2015 по 2018 год данный показатель снизился на 3,6% с 13,9 на 1000 чел. населения в 2015 году до 13,4 на 1000 чел. населения в 2018 году, в 2019 году отмечен рост данного показателя на 4,5% по сравнению с прошлым годом (таблица 6).



Показатель общей смертности населения в Амурской области



Таблица 6

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

РФ (2019 г.)

Показатель общей смертности населения (на 1000 человек населения)

13,9

13,7

13,4

13,4

14,0

12,3


В структуре общей смертности населения в Амурской области в 2019 году на первом месте остаются болезни системы кровообращения - 40,8%, на втором месте - новообразования - 16,4%, на третьем месте находятся несчастные случаи, отравления и травмы - 12,8%, которые в сумме составили 70% от числа всех умерших. Отмечается рост смертности населения в Амурской области от болезней органов пищеварения на 8,7% по сравнению с 2018 годом.



Динамика показателя общей смертности населения в Амурской области, на 100000 чел. населения



Таблица 7

N п/п

Причина смерти

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

1

2

3

4

5

6

7

1.

Всего умерших от всех причин

1385,8

1370,8

1335,2

1338,4

1405,4

В том числе от:

2.

Некоторых инфекционных и паразитарных болезней

23,7

18,0

15,9

16,4

22,6

3.

Из них от туберкулеза

18,5

14,3

11,1

12,7

13,3

4.

Новообразований

199,8

201,0

196,4

204,2

229,5

5.

В том числе от злокачественных

198,2

198,2

194,0

200,5

225,9

6.

Болезней системы кровообращения

508,1

484,9

394,3

448,4

557,1

7.

Болезней органов дыхания

52,2

56,0

40,1

44,9

48,8

8.

Болезней органов пищеварения

94,7

96,4

76,3

83,8

92,6

9.

Внешних причин смерти

225,2

209,5

198,0

191,6

189,6

В том числе от:

10.

Случайных отравлений алкоголем

39,0

7,7

3,6

2,1

1,5

11.

Самоубийств

41,9

36,4

36,2

32,6

30,4

12.

Убийств

24,2

22,8

17,0

17,2

18,1

13.

Всех видов транспортных несчастных случаев

20,9

13,9

21,3

19,6

19,6

14.

В том числе дорожно-транспортных происшествий

14,1

10,2

17,4

16,3

15,3


В 2019 году продолжительность жизни при рождении в Амурской области составила 68,7 лет. Данный показатель на 4,6 года отстает от среднего показателя по Российской Федерации (73,3) (таблица 8).



Ожидаемая продолжительность жизни при рождении в Амурской области



Таблица 8

N п/п

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

РФ (2019 г.)

1.

Мужчины

61,3

61,8

63,7

64,1

Н/д

Н/д

2.

Женщины

73,4

73,8

74,6

74,2

Н/д

Н/д

3.

Оба пола

67,0

67,7

69,1

69,1

68,7

73,3


Актуальность развития системы оказания ПМП в Амурской области обусловлена устойчивой тенденцией к увеличению доли населения пожилого и старческого возраста, а также сохраняющейся структурой смертности населения Амурской области.


2.2. Анализ текущего состояния системы оказания ПМП в Амурской области


Согласно Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" ПМП представляет собой комплекс мероприятий, включающих медицинские вмешательства, мероприятия психологического характера и уход, осуществляемые в целях улучшения качества жизни неизлечимо больных граждан и направленные на облегчение боли, других тяжелых проявлений заболевания.


2.2.1. Оценка потребности населения Амурской области в ПМП


Расчет потребности населения Амурской области в ПМП осуществлялся согласно Методическим рекомендациям по разработке региональных программ "Развитие системы оказания паллиативной медицинской помощи" (письмо Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22 июля 2019 г. N 17-0/И/2-6511). Оценка потребности населения Амурской области в ПМП была проведена из расчета числа умерших, умноженного на коэффициент 0,67 <1>.



<1> Усредненный показатель смертности по различным нозологиям и распространенности болевого синдрома, составляющий 67% от всех умерших для взрослых и детей, согласно методике Всемирной организации здравоохранения: GlobalAtlasofPalliativeCareattheEndofLife.



Потребность населения Амурской области в ПМП



Таблица 9

N п/п

Наименование показателя

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

1.

Потребность населения в ПМП, чел.

7500

7381

7157

7135

7439

2.

Потребность детей в ПМП, чел.

101,8

71

73

75

69



Число населения Амурской области, получившего ПМП, чел.



Таблица 10

N п/п

Наименование показателя

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

1.

Число взрослых пациентов, получивших ПМП, всего

1764

1798

3446

3993

2.

Из них с онкологическими заболеваниями

742

745

1701

2454

3.

Из них с неонкологическими заболеваниями

1022

1053

1745

1539

4.

Из них старше трудоспособного возраста

2539

3021

5.

Число детей, получивших ПМП

21

31

18

15


Таким образом, от числа нуждающихся в ПМП в 2019 году ее получили 53,6% взрослых пациентов, в 2018 году - 48,2%, в 2017 году - 25,1%. От числа нуждающихся детей в ПМП в 2019 году ее получили 21,7%, в 2018 году - 24%, в 2017 году - 42,4%. В 2018 - 2019 годах отмечаются рост числа взрослого населения, получившего ПМП, и снижение числа детей, получивших ПМП.


2.2.2. Инфраструктура оказания ПМП, в том числе в разрезе районов Амурской области


ПМП взрослому и детскому населению Амурской области организована в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.


Планируемые показатели работы медицинских организаций, подведомственных министерству здравоохранения Амурской области (далее - медицинские организации) (количество посещений/количество коек), предоставляющих ПМП пациентам на амбулаторном и стационарном этапах, формируются в соответствии с численностью прикрепленного населения, структурой общей заболеваемости и смертности населения Амурской области.


С целью оказания специализированной ПМП в стационарных условиях на базе 11 медицинских организаций (таблица 11) развернуто 56 паллиативных коек, в том числе 53 койки для взрослого населения и 3 койки для детей. В медицинских организациях отсутствуют онкологические паллиативные койки и койки сестринского ухода для паллиативных больных.



Медицинские организации, в которых развернуты койки для оказания ПМП (по состоянию на 1 января 2020 года)



Таблица 11

N п/п

Наименование медицинской организации

Количество коек

Паллиативные койки для взрослых

Паллиативные койки детские

Паллиативные койки для пациентов с онкологическими заболеваниями

Койки сестринского ухода

1

2

3

4

5

6

1.

ГАУЗ АО "Амурская областная детская клиническая больница"

3

2.

ГАУЗ АО "Белогорская больница"

10

-

3.

ГБУЗ АО "Свободненская больница"

5

-

4.

ГАУЗ АО "Благовещенская городская клиническая больница"

11

-

5.

ГБУЗ АО "Завитинская больница"

5

-

6.

ГАУЗ АО "Ивановская больница"

3

-

7.

ГАУЗ АО "Константиновская больница"

2

-

8.

ГБУЗ АО "Октябрьская больница"

3

-

9.

ГАУЗ АО "Тындинская больница"

10

-

10.

ГБУЗ АО "Бурейская больница"

3

-

11.

ГАУЗ АО "Михайловская больница"

1

-

Всего

53

3


В 2019 году паллиативные койки для взрослых функционировали на базе 10 медицинских организаций. На 53 паллиативных койках всего был пролечен 821 пациент, что на 9,8% больше, чем в 2018 году - 740 пациентов. В 2019 году на паллиативных койках для взрослых пациентами проведено 11916 койко-дней (в 2018 году - 11870). При этом в 2019 году работа койки составила 224,8 дня (в 2018 году - 204,7 дня), средняя длительность пребывания на койке составила 14,3 дня (в 2018 году - 15,6 дня). Показатель больничной летальности на паллиативных койках в 2019 году составил 30,8% (в 2018 году - 27%).


Специализированная ПМП детям в стационарных условиях оказывается на базе ГАУЗ АО "Амурская областная детская клиническая больница", которое в своей структуре имеет 3 паллиативные койки и принимает детей, нуждающихся в оказании стационарной ПМП, из всех районов Амурской области. На 3 паллиативных койках всего в 2019 году было пролечено 15 детей, что на 16% меньшее, чем в 2018 году - 18 пациентов. В 2019 году на детских паллиативных койках пациентами проведено 1059 койко-дней (в 2018 году - 1154 койко-дня). При этом работа койки в 2019 году составила 353 дня (в 2018 году - 384,7 дня), средняя длительность пребывания на койке составила 70,6 дня (в 2018 году - 64,1 дня). Показатель больничной летальности на детских паллиативных койках в 2018 - 2019 годах не зарегистрирован.


В ГАУЗ АО "Амурская областная детская клиническая больница" организована психологическую помощь детям, нуждающимся в оказании ПМП, и членам их семей.


Норматив финансовых затрат на один койко-день в медицинских организациях, оказывающих ПМП в стационарных условиях, в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания населению Амурской области медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 27 декабря 2019 г. N 774, составляет на 2020 год 2925,02 руб., что соответствует 2019 году - 2923,8 руб.


С целью оказания ПМП взрослым пациентам в амбулаторных условиях на базе 8 медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, открыты кабинеты ПМП: ГАУЗ АО "Городская поликлиника N 3", ГБУЗ АО "Свободненская поликлиника", ГАУЗ АО "Белогорская больница", ГАУЗ АО "Тындинская больница", ГБУЗ АО "Бурейская больница", ГАУЗ АО "Константиновская больница", ГАУЗ АО "Михайловская больница", ГБУЗ АО "Серышевская больница".


Общее число амбулаторных посещений с паллиативной целью к врачам-специалистам в 2019 году составило 10330, что на 19,7% больше, чем в 2018 году - 8288 посещений, в том числе в ГАУЗ АО "Амурская областная клиническая больница" - 265 посещений, ГАУЗ АО "Городская поликлиника N 3" - 3558 посещений, ГАУЗ АО "Городская поликлиника N 4" - 1303 посещения, ГБУЗ АО "Свободненская поликлиника" - 1971, ГАУЗ АО "Тындинская больница" - 865, ГБУЗ АО "Бурейская больница" - 1100, ГАУЗ АО "Константиновская больница" - 495, ГБУЗ АО "Завитинская больница" - 180, ГБУЗ АО "Ивановская больница" - 84, ГАУЗ АО "Михайловская больница" - 86, ГБУЗ АО "Серышевская больница" - 423.


Из общего числа амбулаторных посещений с паллиативной целью общее число посещений кабинетов ПМП для взрослого населения в 2019 году составило 3801 посещение, что на 28,1% меньше, чем в 2018 году - 5289 посещений, в том числе в ГАУЗ АО "Городская поликлиника N 3" - 356 посещений, ГБУЗ АО "Свободненская поликлиника" - 1012, ГАУЗ АО "Тындинская больница" - 740, ГБУЗ АО "Бурейская больница" - 897, ГАУЗ АО "Константиновская больница" - 373, ГБУЗ АО "Серышевская больница" - 423.


Число посещений больных, нуждающихся в ПМП, на дому в 2019 году составило 7015, в том числе к пациентам, получающим респираторную поддержку, - 72, что на 1,3% больше, чем в 2018 году - 6925 посещений, в том числе к 8 пациентам, получающим респираторную поддержку.


На текущий момент на территории Амурской области ПМП детям в амбулаторных условиях не оказывается.


В настоящее время в Амурской области сохраняется актуальным вопрос создания выездной патронажной службы для оказания ПМП взрослым и детям на дому.


На основании всего вышеперечисленного можно сделать вывод о неравномерной доступности ПМП для взрослых пациентов Амурской области и полном отсутствии амбулаторной ПМП детям, в том числе на дому. Целесообразно провести расширенный мониторинг доступности и качества ПМП, а также разработать нормативные правовые акты, касающиеся оказания ПМП, в том числе регламентирующие порядки оснащения укладок выездных патронажных служб наркотическими и психотропными лекарственными препаратами, выдачи пациентам при выписке из стационаров наркотических и (или) психотропных лекарственных препаратов на срок до пяти дней, выписки рецептов на наркотические и (или) психотропные лекарственные препараты, правила маршрутизации пациентов, нуждающихся в ПМП.


2.2.3. Кадровое обеспечение структурных подразделений медицинских организаций, оказывающих ПМП


В медицинских организациях в 2019 году всего было предусмотрено по штату 5,0 ставки врачей для оказания ПМП, в том числе: 2,75 ставки врачей в структурных подразделениях, оказывающих ПМП в амбулаторных условиях, и 2,25 ставки врачей в структурных подразделениях, оказывающих ПМП в стационарных условиях.


С учетом численности населения и рекомендуемых штатных нормативов кабинетов ПМП, установленных совместным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации и Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31 мая 2019 г. N 345н/372н "Об утверждении Положения об организации оказания паллиативной медицинской помощи, включая порядок взаимодействия медицинских организаций, организаций социального обслуживания и общественных объединений, иных некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере охраны здоровья", при указанном количестве кабинетов ПМП в структурных подразделениях медицинских организаций, оказывающих ПМП, и количестве развернутых коек должно быть 5,3 ставки врачей и 10,6 ставки среднего медицинского персонала для оказания ПМП.



Кадровое обеспечение в разрезе структурных подразделений медицинских организаций, оказывающих ПМП в амбулаторных условиях



Таблица 12

Наименование медицинской организации

Число ставок врачей в целом по организации

Число ставок врачей для оказания ПМП в амбулаторных условиях

Число ставок врачей для оказания ПМП в стационарных условиях

Число физических лиц основных работников на занятых ставках врачей

штатных

занятых

штатных

занятых

штатных

занятых

ГАУЗ АО "Благовещенская городская клиническая больница"

1

1

0

0

1

1

1

ГАУЗ АО "Городская поликлиника N 3"

0,5

0,5

0,5

0,5

0

0

ГАУЗ АО "Белогорская больница"

1,5

0,75

0,5

0

1

0,75

ГБУЗ АО "Свободненская поликлиника"

0,5

0,5

0,5

0,5

0

0

ГАУЗ АО "Тындинская больница"

0,25

0,25

0,25

0,25

0

0

ГБУЗ АО "Бурейская больница"

0,5

0

0,25

0

0,25

0

ГАУЗ АО "Константиновская больница"

0,25

0

0,25

0

0

0

ГАУЗ АО "Михайловская больница"

0,25

0

0,25

0

0

0

ГБУЗ АО "Серышевская больница"

0,25

0

0,25

0

0

0

Итого

5

3

2,75

1,25

2,25

1,75

1


Из 2,75 ставки врачей, имеющихся в структурных подразделениях медицинских организаций, оказывающих ПМП в амбулаторных условиях, заняты 1,25 ставки врачей. Из 2,25 ставки врачей, имеющихся в структурных подразделениях медицинских организаций, оказывающих ПМП в стационарных условиях, заняты 1,75 ставки врачей.


В медицинских организациях, оказывающих амбулаторную и стационарную ПМП, не выделены отдельные ставки средних и младших медицинских работников для оказания ПМП.


На основании данных, изложенных в таблице 12 Программы, можно сделать вывод о недостаточном обеспечении медицинских организаций врачебными кадрами для оказания ПМП, отсутствии ставок врачей-психотерапевтов, средних медицинских работников для оказания ПМП, социальных работников, психологов.


Имеется высокая доля совмещений должностей одним работником медицинских организаций, оказывающих ПМП. На текущий момент в медицинских организациях, оказывающих ПМП детям, отсутствуют ставки врачей для оказания ПМП детям как в амбулаторных, так и стационарных условиях. Имеющиеся штатные должности не укомплектованы специалистами в виду острого дефицита профессиональных кадров и сложных эмоционально-психологических условий труда. В связи с этим планируется проводить внутренний мониторинг кадровой обеспеченности в целях анализа ее влияния на качество оказания ПМП.


Необходимо также повысить уровень профессиональных компетенций уже работающего медицинского персонала, а также внедрить меры по стимулированию медицинских работников с учетом специфики работы и высокого риска эмоционального выгорания.


С целью повышения качества оказания ПМП в медицинских организациях в 2019 году проведено 2 семинара в режиме видеоконференции для врачей первичного звена, клинических фармакологов, онкологов, заместителей главного врача по медицинской части, заведующих отделениями медицинских организаций первичной медико-санитарной помощи по вопросам терапии хронического болевого синдрома и поддерживающей терапии онкологических больных.


Курсы дополнительного профессионального медицинского образования по профилю ПМП для врачей организованы в ФГБОУ ВО "Амурская ГМА" Минздрава России, для средних медицинских работников - в ГАУ АО ПОО "Амурский медицинский колледж".


ФГБОУ ВО "Амурская ГМА" Министерства здравоохранения Российской Федерации осуществляет обучение медицинского персонала вопросам оказания ПМП взрослым и детям. В 2018 году проведен 36-часовой цикл "Паллиативная медицинская помощь на врачебном участке", прошли обучение 8 человек. Вопросы ПМП взрослому и детскому населению включены также в дополнительные профессиональные программы повышения квалификации (144 ч.) по специальностям: терапия, общая врачебная практика (семейная медицина), педиатрия, акушерство и гинекология, хирургия, онкология и др. В 2019 году в связи с пандемией коронавируса проведение обучающих циклов по ПМП приостановлено.


В целях эффективной реализации настоящей Программы к 2025 году необходимо провести комплексное обучение всего персонала медицинских организаций, оказывающих ПМП, при участии главных врачей и обеспечить актуализацию знаний медицинских работников на постоянной основе.


Принимая во внимание, что по состоянию на момент утверждения Программы не только в Амурской области, но и в стране в целом существует проблема наличия квалифицированных преподавателей по ПМП, при подготовке плана обучения врачей по ПМП, среднего и младшего медицинского персонала будет учтена этапность. В первую очередь обучение (повышение квалификации) должен пройти медицинский персонал, уже работающий в стационарах и амбулаториях ПМП, сотрудники ФАП и офисов ВОП, оказывающие ПМП в отдаленных и труднодоступных районах. Во вторую очередь обучение должны пройти все остальные сотрудники первичного амбулаторного звена.


Обучение медицинского персонала Амурской области в первую очередь будет осуществляться по таким направлениям, как:


критерии отнесения пациентов к категории пациентов, нуждающихся в ПМП, и проблемы раннего распознавания неизлечимого заболевания;


оценка и лечение болевого синдрома с применением наркотических и психотропных лекарственных препаратов;


коммуникация со взрослыми и детьми (с учетом уровня развития конкретного ребенка), нуждающимися в ПМП, и их семьями;


работа с современным оборудованием и обучение методикам по уходу за лежачими и маломобильными пациентами.


Особое внимание будет уделено оценке качества полученных медицинским персоналом знаний по ПМП и в случае неудовлетворительных результатов повторному направлению на обучение. Кроме того, в плановом порядке будет проводиться оценка качества программ обучения и в случае неудовлетворительных результатов такие программы будут дорабатываться в соответствии с лучшими практиками в стране.


2.2.4. Анализ распределения бюджетных ассигнований, выделенных из федерального бюджета, в целях развития ПМП


С целью выполнения подпрограммы "Совершенствование оказания медицинской помощи, включая профилактику заболеваний и формирование здорового образа жизни" государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1640, с 2014 года в Амурской области реализуется подпрограмма "Оказание паллиативной помощи, в том числе детям" государственной программы "Развитие здравоохранения Амурской области", утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 3 июля 2013 г. N 302 (далее - Подпрограмма).


В 2019 году общий объем бюджетных ассигнований на развитие ПМП был предусмотрен в размере 32224235,3 рубля, в том числе 27390600,0 рубля за счет средств федерального бюджета и 4833635,0 рубля за счет средств областного бюджета. Бюджетные ассигнования были потрачены на приобретение медицинского оборудования и медицинских изделий на общую сумму 16000000 рублей и лекарственных препаратов на общую сумму 16224235,3 рубля.


В 2020 году общий объем бюджетных ассигнований на развитие ПМП предусмотрен в размере 32520000,0 рубля, в том числе 27642000,0 рубля за счет средств федерального бюджета и 4878000,0 рубля за счет средств областного бюджета.


В рамках реализации Подпрограммы в 2020 году запланировано приобретение медицинского оборудования и медицинских изделий на общую сумму 16000,0 тыс. рублей, а также лекарственных препаратов на общую сумму 16520,0 тыс. рублей. Перечень необходимого медицинского оборудования определен медицинскими организациями, оказывающими ПМП, в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации и Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31 мая 2019 г. N 345н/372н "Об утверждении Положения об организации оказания паллиативной медицинской помощи, включая порядок взаимодействия медицинских организаций, организаций социального обслуживания и общественных объединений, иных некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере охраны здоровья" и приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31 мая 2019 г. N 348н "Об утверждении перечня медицинских изделий, предназначенных для поддержания функций органов и систем организма человека, предоставляемых для использования на дому".


Остается актуальной потребность в переоснащении и дооснащении медицинских организаций, оказывающих ПМП, медицинскими изделиями, в том числе для использования на дому, обеспечении лекарственными препаратами, в том числе для лечения болевого синдрома.


2.2.5. Доступность лекарственных препаратов в лечении болевого синдрома при оказании ПМП


Особое внимание при оказании ПМП необходимо уделять доступности наркотических лекарственных препаратов, предназначенных для купирования хронического болевого синдрома у пациентов со злокачественными новообразованиями, терминальной стадией ВИЧ-инфекции (СПИД) и иными неизлечимыми прогрессирующими заболеваниями.


В Амурской области в целях оценки интенсивности и характера боли используются формализованные дневники посещения пациента с хроническим болевым синдромом. В указанных дневниках врачи должны указать интенсивность и характер боли, а также в динамике проконтролировать эффект от назначенной противоболевой терапии. Кроме того, специалисты, оказывающие противоболевую терапию, для оценки интенсивности и характера боли используют шкалы, указанные в методических рекомендациях "Фармакотерапия хронического болевого синдрома у взрослых пациентов при оказании паллиативной медицинской помощи в стационарных и амбулаторно-поликлинических условиях" (нумерологическая, визуально-аналоговая, рейтинговая шкала оценки боли, опросник оценки нейропатической боли DN4).



Заявленная потребность в наркотических лекарственных препаратах и психотропных веществах



Таблица 13

N п/п

Год

Инъекционные формы лекарственных препаратов, тыс. ампул

Неинъекционные формы препаратов, тыс. упаковок

1.

2018 г.

234,180

4,486

2.

2019 г.

163,650

1,673


Фактическая выборка инвазивных форм лекарственных препаратов в 2018 году составила 91,24%, в неинвазивных формах - 58%. Фактическая выборка в 2019 году составила в инвазивных формах 38%, в неинвазивных формах - 5%.


В 2019 году 1526 человек из числа взрослого населения получали слабые опиоидные анальгетики, что на 17,3% больше, чем в 2018 году - 1262 человека. Сильными опиоидными анальгетиками получили в 2019 году обезболивание 319 человек из числа взрослого населения, что на 5,3% меньше, чем 2018 году - 337 человек.


В настоящее время обеспечение физических лиц наркотическими лекарственными препаратами в Амурской области осуществляет 21 аптека открытого акционерного общества "Амурфармация" (далее - ОАО "Амурфармация"), психотропными веществами осуществляет 22 аптеки ОАО "Амурфармация". В 2019 году количество медицинских работников, имеющих право самостоятельно назначать и выписывать наркотические и психотропные вещества, составило 896, в том числе: врачей - 754, фельдшеров - 142.


Обеспечение пациентов в труднодоступных и удаленных населенных пунктах взято на личный контроль руководителями медицинских организаций, в том числе по организации предоставления транспорта пациенту до места отпуска наркотических средств.


В медицинских организациях организован мониторинг ситуации по обеспечению доступности наркотических анальгетиков и соблюдению прав пациентов на адекватное обезболивание.


Целесообразно внедрение единой оценки болевого синдрома в медицинских организациях. Таким образом, доступность лекарственных препаратов в лечении болевого синдрома при оказании ПМП требует дальнейшего совершенствования в целях повышения как доступности обезболивания, так и транспортной доступности. Кроме того, целесообразно внедрение единой оценки болевого синдрома в медицинских организациях, единого контроля качества, а также обучения, в том числе проведения семинаров по ознакомлению с клиническими рекомендациями по лечению хронического болевого синдрома.


2.2.6. Система учета и мониторинга ПМП


В Амурской области функционируют информационно-аналитическая система в сфере здравоохранения и система учета пациентов, однако целесообразно внедрить ведение учета пациентов, нуждающихся в оказании ПМП, с целью мониторинга оказания ПМП. Ведется электронный реестр пациентов, получающих опиоидные анальгетики.


В целях совершенствования системы оказания ПМП необходимо разработать и внедрить единый реестр пациентов, проживающих на территории Амурской области, нуждающихся в ПМП, в том числе получающих наркотические и психотропные лекарственные препараты.


2.2.7. Маршрутизация пациентов, нуждающихся в ПМП


Маршрутизация пациентов для оказания ПМП осуществляется в соответствии с приказом министерства здравоохранения Амурской области и министерства социальной защиты населения Амурской области от 26 августа 2020 г. N 647/447 "Об организации оказания паллиативной медицинской помощи взрослым и детям, включая порядок взаимодействия медицинских организаций, организаций социального обслуживания и общественных объединений, иных некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере охраны здоровья в Амурской области".


Требуется реализовать комплекс мероприятий в целях оптимизации маршрутизации пациентов с учетом материально-технической базы учреждений и их территориальной доступности для пациентов, нуждающихся в ПМП, с разработкой и принятием нормативного правового акта, регламентирующего маршрутизацию пациентов, в том числе системы преемственности при маршрутизации пациентов, нуждающихся в ПМП.


2.2.8. Организация нутритивной поддержки при оказании ПМП


В Амурской области нутритивная поддержка пациентам оказывается только в стационарных условиях.


Совместно с главными внештатными специалистами по ПМП, гастроэнтерологии, диетологии проводятся консультации пациентов с нутритивной недостаточностью с целью подбора оптимального вида нутритивной поддержки.


В целях повышения доступности нутритивной поддержки при оказании ПМП необходимо рассчитать общую потребность, а также внедрить мониторинг нутритивной поддержки при оказании ПМП.


2.3. Текущее состояние развития социальной сферы в Амурской области в рамках оказания ПМП


Социальная помощь в стационарных условиях взрослым, нуждающимся в ПМП, в Амурской области оказывается в 8 организациях социального обслуживания:


3 домах-интернатах для престарелых и инвалидов, расположенных в п. Архара Архаринского района, г. Благовещенск, г. Райчихинск;


1 пансионате для престарелых и инвалидов, расположенном в с. Козьмодемьяновка Тамбовского района;


4 психоневрологических интернатах, расположенных в г. Белогорск, с. Новокиевский Увал Мазановского района, с. Ключевое Шимановского района, с. Усть-Ивановка Благовещенского района.


В рамках настоящей Программы необходимо рассматривать организации социального обслуживания, в которых функционируют отделения милосердия.


Отделения милосердия имеются в 6 стационарных организациях социального обслуживания. Коечная мощность отделений милосердия составляет 219 коек. Фактически по состоянию на 1 июля 2020 года в стационарных организациях социального обслуживания на постельном режиме находилось 274 гражданина.


Социальная помощь в стационарных условиях детям, нуждающимся в ПМП, в Амурской области оказывается в 1 организации социального обслуживания, в которой имеется отделение милосердия: доме-интернате для умственно отсталых детей, расположенном в с. Малиновка Бурейского района.


Фактически по состоянию на 1 июля 2020 года в доме-интернате для умственно отсталых детей на постельном режиме находилось 23 ребенка.


В соответствии с постановлением Правительства Амурской области от 31 октября 2014 г. N 660 "Об утверждении нормативов штатной численности организаций социального обслуживания Амурской области" в отделениях милосердия предусмотрено увеличенное количество штатных единиц медицинского персонала.


Социальная помощь на дому гражданам, утратившим способность к самообслуживанию, в том числе пациентам, получающим ПМП, предоставляется 11 организациями социального обслуживания, в которых открыто 27 отделений социального обслуживания на дому.


В настоящее время в системе социальной защиты населения Амурской области функционирует 8 негосударственных организаций, входящих в Реестр поставщиков социальных услуг Амурской области.


Предоставление социальных услуг в стационарной, полустационарной формах социального обслуживания и в форме социального обслуживания на дому гражданам, имеющим полную или частичную утрату способности либо возможность осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", Законом Амурской области от 5 ноября 2014 г. N 431-ОЗ "О некоторых вопросах организации социального обслуживания граждан в Амурской области", постановлением Правительства Амурской области от 18 мая 2015 г. N 227 "Об утверждении Порядков предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Амурской области".


Социальные услуги предоставляются в соответствии с индивидуальной программой предоставления социальных услуг. При составлении программы учитываются нуждаемость гражданина в получении социальных услуг, состояние здоровья, условия его проживания, состав семьи, возраст и прочие факторы, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности.


В рамках предоставления социально-медицинских услуг, связанных с наблюдением за состоянием здоровья, предоставляется помощь по выполнению медицинских процедур по назначению лечащего врача, по содействию в оформлении и доставке лекарственных препаратов, по осуществлению мероприятий по профилактике образования пролежней и др.


При осуществлении динамичного наблюдения за состоянием здоровья граждан, утративших способность к самообслуживанию, в случаях выявлений отклонений в состоянии здоровья граждан оказывается содействие в оказании медицинской помощи медицинскими организациями, оказывающими ПМП.


Перечнем социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг, к социально-педагогическим услугам во всех формах социального обслуживания отнесена услуга "обучение родственников практическим навыкам общего ухода за тяжелобольными получателями социальных услуг, получателями социальных услуг, имеющими ограничения жизнедеятельности, в том числе детьми-инвалидами".


С родственниками тяжелобольных граждан, имеющих ограничения жизнедеятельности, проводятся занятия по обучению правилам ухода в домашних условиях, в том числе путем наглядного обучения практическим навыкам осуществления процедур общего ухода, в выполнении которых у родственников возникают затруднения, обучения пользованию техническими средствами реабилитации, обучения основам медицинских знаний с привлечением работников медицинских организаций, оказания психологической помощи и поддержки.


В стационарных организациях социального обслуживания ежегодно проводятся профилактические осмотры и диспансеризация граждан, в том числе детей, утративших способность к самообслуживанию.


С целью повышения качества жизни людей старшего поколения, сохранения пребывания граждан в привычной благоприятной среде - месте их проживания в Амурской области на базе 3 комплексных центров социального обслуживания населения организованы "Патронажные службы" (службы сиделок).


Перечень социальных услуг и период времени, требуемый для оказания социальных услуг социальным работником (с обязанностями сиделки), согласовываются с гражданами в индивидуальном порядке.


За первое полугодие 2020 года службами сиделок обслужено 104 гражданина пожилого возраста.


2.4. Текущее состояние системы взаимодействия медицинских организаций, оказывающих ПМП, с организациями социального обслуживания


Межведомственное взаимодействие исполнительных органов государственной власти Амурской области при предоставлении социальных услуг и социального сопровождения осуществляется в соответствии с Порядком межведомственного взаимодействия исполнительных органов государственной власти Амурской области при предоставлении социальных услуг и социального сопровождения, утвержденным постановлением Правительства Амурской области от 31 октября 2014 г. N 658.


Межведомственное взаимодействие исполнительных органов государственной власти Амурской области осуществляется путем представления информации, необходимой для оказания гражданам социальных услуг, а также путем осуществления действий, направленных на предоставление гражданам медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам (социальное сопровождение). Основной целью межведомственного взаимодействия является обеспечение на территории Амурской области полного удовлетворения потребностей граждан в социальных услугах, отвечающих современным требованиям.


Между организациями социального обслуживания и медицинскими организациями, оказывающими ПМП, осуществляется взаимодействие в оказании содействия в получении медицинской помощи, лекарственного обеспечения, диспансеризации, прохождения медико-социальной экспертизы, медицинской реабилитации пациентов в соответствии с приказом министерства здравоохранения Амурской области и министерства социальной защиты населения Амурской области от 26 августа 2020 г. N 647/447 "Об организации оказания паллиативной медицинской помощи взрослым и детям, включая порядок взаимодействия медицинских организаций, организаций социального обслуживания и общественных объединений, иных некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере охраны здоровья в Амурской области".


2.5. Текущее состояние системы внешних коммуникаций в рамках развития ПМП


На информационных сайтах министерства социальной защиты Амурской области, организаций социального обслуживания размещена информация о порядках и формах предоставления социальных услуг населению Амурской области.


С 2018 года на сайте министерства здравоохранения Амурской области размещена информация о медицинских организациях, оказывающих ПМП, с указанием их адресов и контактных телефонов.


На сайтах медицинских организаций, оказывающих ПМП, размещена информация о телефонах горячей линии по вопросам качества и доступности оказания ПМП, лекарственного обеспечения, доступности обезболивающей терапии, обращения лекарственных средств, медицинских изделий и их качества.


Проводится работа по информированию родителей и пациентов о функционировании службы ПМП детям в Амурской области путем социальных сетей, выступлений на телевидении.


Требуется дальнейшее широкое информирование населения о возможностях ПМП, алгоритме ее получения, в том числе с привлечением средств массовой информации.


В рамках настоящей Программы в целях совершенствования системы внешних коммуникаций в рамках развития ПМП планируется проведение информационной кампании среди жителей Амурской области по вопросам организации ПМП с привлечением волонтеров, некоммерческих и коммерческих предприятий. Планируется внедрение в медицинских организациях, оказывающих ПМП, тематической документации по координации работы с волонтерами (помощь непосредственно в медицинской организации, помощь с транспортными услугами для пациентов, материальная помощь и т.д.).



3. План мероприятий для достижения целевых показателей Программы



Мероприятия, направленные на достижение целевых показателей Программы



Таблица 14

N п/п

Наименование мероприятия, контрольной точки

Сроки реализации проекта

Ответственный исполнитель

Характеристика результата

Начало

Окончание

1

2

3

4

5

6

1. Мероприятия по совершенствованию инфраструктуры оказания ПМП

1.1.

Оптимизация количества коек ПМП из расчета 1 койка на 10000 взрослых

1 октября 2020 года

31 декабря 2024 года

Министерство здравоохранения Амурской области, медицинские организации области, подведомственные министерству здравоохранения Амурской области (далее - медицинские организации Амурской области)

К 2024 году будет функционировать койка ПМП 1 на 10000 взрослых

1.2.

Оптимизация количества коек ПМП из расчета 1 койка на 10000 детей

1 октября 2020 года

31 декабря 2024 года

Министерство здравоохранения Амурской области, медицинские организации Амурской области

К 2024 году будет функционировать койка ПМП 1 на 10000 детей

1.3.

Оптимизация количества коек сестринского ухода для оказания ПМП из расчета 1 койка на 10000 взрослых

1 октября 2020 года

31 декабря 2024 года

Министерство здравоохранения Амурской области, медицинские организации Амурской области

К 2024 году будет функционировать койка сестринского ухода для ПМП 1 на 10000 взрослых

1.4.

Создание выездных патронажных отделений ПМП из расчета 1 на 100000 взрослых

1 октября 2020 года

31 декабря 2024 года

Министерство здравоохранения Амурской области, медицинские организации Амурской области

К 2024 году будет функционировать выездная патронажная бригада для взрослых 1 на 100000 взрослых

1.5.

Создание выездных патронажных отделений ПМП детям из расчета 1 на 20000 детского сельского населения

1 октября 2020 года

31 декабря 2024 года

Министерство здравоохранения Амурской области, медицинские организации Амурской области

К 2024 году будет функционировать выездная патронажная бригада для детей 1 на 20000 детского сельского населения

1.6.

Создание выездных патронажных отделений ПМП детям из расчета 1 на 50000 детского городского населения

1 октября 2020 года

31 декабря 2024 года

Министерство здравоохранения Амурской области, медицинские организации Амурской области

К 2024 году будет функционировать выездная патронажная бригада для детей 1 на 50000 детского городского населения

1.7.

Создание координационного методического центра по оказанию ПМП взрослому населению

1 октября 2020 года

31 декабря 2021 года

Министерство здравоохранения Амурской области, ГАУЗ Амурской области "Благовещенская городская клиническая больница"

К 2021 году будет функционировать координационный методический центр по оказанию ПМП взрослым

1.8.

Создание координационного методического кабинета по оказанию ПМП детскому населению

1 октября 2020 года

31 декабря 2021 года

Министерство здравоохранения Амурской области, ГАУЗ Амурской области "Амурская областная детская клиническая больница"

К 2021 году будет функционировать координационный методический центр по оказанию ПМП детям

1.9.

Создание и внедрение системы маршрутизации пациентов, нуждающихся в оказании ПМП

1 октября 2020 года

31 декабря 2021 года

Министерство здравоохранения Амурской области, медицинские организации Амурской области

Разработана система маршрутизации пациентов, нуждающихся в ПМП, в том числе преемственности между медицинскими организациями, оказывающими ПМП детям, и медицинскими организациями, оказывающими ПМП взрослым

2. Мероприятия по кадровому обеспечению медицинских организаций, оказывающих ПМП

2.1.

Мониторинг потребности Амурской области в медицинских кадрах в разрезе каждой медицинской организации с учетом реальной потребности субъекта в медицинских кадрах, участвующих в оказании ПМП взрослым и детям

1 октября 2020 года

31 декабря 2024 года

Министерство здравоохранения Амурской области, медицинские организации Амурской области

Устранение кадрового дефицита медицинских работников в медицинских организациях, оказывающих пациентам ПМП

2.2.

Ежегодное формирование заявки на выделение квоты целевого приема на обучение по программам высшего образования с учетом необходимости кадрового обеспечения в медицинских кадрах, участвующих в оказании пациентам ПМП

1 октября 2020 года

31 декабря 2024 года

Министерство здравоохранения Амурской области, медицинские организации Амурской области

Ежегодное направление заявки в Министерство здравоохранения Российской Федерации на выделение квоты целевого приема на обучение по программам высшего образования

2.3.

Обеспечение укомплектованности кадрами медицинских организаций, оказывающих специализированную ПМП

1 октября 2020 года

31 декабря 2024 года

Министерство здравоохранения Амурской области, медицинские организации Амурской области

К 2024 году 100% укомплектованность кадрами медицинских организаций, оказывающих специализированную ПМП

3. Мероприятия по повышению качества и доступности обезболивания, в том числе повышение доступности лекарственных препаратов для лечения болевого синдрома

3.1.

Ежегодное формирование сводной заявки на получение наркотических лекарственных препаратов и психотропных лекарственных препаратов, обеспечивающей возможность достижения расчетного уровня обезболивания

1 октября 2020 года

31 декабря 2024 года

Министерство здравоохранения Амурской области, медицинские организации Амурской области

Ежегодно утвержденная сводная заявка на получение наркотических средств и психотропных веществ

3.2.

Организация в каждой административно-территориальной единице Амурской области точки отпуска (аптечные и медицинские организации, имеющие соответствующие лицензии) физическим лицам наркотических и психотропных лекарственных препаратов

1 октября 2020 года

31 декабря 2024 года

Министерство здравоохранения Амурской области, медицинские организации Амурской области

К 2024 году в каждой административно-территориальной единице Амурской области будет организована 1 точка отпуска физическим лицам наркотических и психотропных лекарственных препаратов

3.3.

Обеспечение постоянного роста и максимальной выборки наркотических и психотропных лекарственных препаратов в соответствии с заявленной потребностью

1 октября 2020 года

31 декабря 2024 года

Министерство здравоохранения Амурской области, медицинские организации Амурской области

Обеспечение 100-процентной выборки наркотических и психотропных лекарственных препаратов в соответствии с заявленной потребностью

3.4.

Обеспечение наиболее полного использования/наличия в медицинских и аптечных организациях ассортимента лекарственных препаратов в соответствии с номенклатурой наркотических средств и психотропных веществ, ежегодно утверждаемой Министерством промышленности и торговли Российской Федерации

1 октября 2020 года

31 декабря 2024 года

Министерство здравоохранения Амурской области, медицинские организации Амурской области

Повышение доступности и качества обезболивания при оказании помощи в стационарных и амбулаторных условиях

3.5.

Организация информирования граждан о ПМП: публикации материалов в местной печати и социальных сетях соответствующей тематики; размещение доступной справочной информации, информационных стендов с информацией в медицинских учреждениях о возможности обслуживания на дому граждан, страдающих неизлечимыми прогрессирующими заболеваниями, нуждающихся в обезболивании, в том числе опиоидными анальгетиками, постороннем уходе, о механизме получения медицинских изделий пациентам, нуждающимся в оказании ПМП в домашних условиях

1 октября 2020 года

31 декабря 2020 года

Министерство здравоохранения Амурской области, медицинские организации Амурской области

Опубликовано 10 материалов в местной печати и социальных сетях по информированию граждан по маршрутизации при оказании ПМП, по алгоритму постановки на учет, получению помощи в выписке обезболивающих препаратов;

100% поликлиник от общего числа поликлиник имеют информационные стенды о возможности обслуживания на дому граждан, страдающих неизлечимыми прогрессирующими заболеваниями, нуждающихся в постороннем уходе, наблюдении среднего медицинского персонала, механизме получения медицинских изделий пациентам, нуждающимся в оказании ПМП в домашних условиях

3.6.

Совершенствование маршрутизации пациентов, нуждающихся в ПМП, с хроническим болевым синдромом

1 октября 2020 года

31 декабря 2020 года

Министерство здравоохранения Амурской области, медицинские организации Амурской области

Утверждены и внедрены необходимые схемы маршрутизации

3.7.

Совершенствование маршрутизации пациентов с хроническим болевым синдромом, нуждающихся в применении интервенционных методик обезболивания, в том числе регионарной анестезии, деинервационных технологиях и т.д.

1 октября 2020 года

31 декабря 2020 года

Министерство здравоохранения Амурской области, медицинские организации Амурской области

Утверждены и внедрены необходимые схемы маршрутизации

3.8.

Внедрение в медицинских организациях, оказывающих ПМП, системы контроля эффективности анальгетической терапии

1 октября 2020 года

31 декабря 2020 года

Министерство здравоохранения Амурской области, медицинские организации Амурской области

Система контроля эффективности анальгетической терапии внедрена и функционирует

3.9.

Внедрение протоколов применения современных способов анальгетической терапии с расширением возможностей интервенционного лечения, продленных регионарных и системных методик, расширение способов доставки анальгетика, оснащенность выездных патронажных бригад укладками

1 октября 2020 года

31 декабря 2020 года

Министерство здравоохранения Амурской области, медицинские организации Амурской области

Утверждены и внедрены необходимые протоколы

3.10.

Внедрение в каждой медицинской организации, оказывающей ПМП, протоколов оценки побочных эффектов применения опиоидных анальгетиков и их снижения

1 октября 2020 года

31 декабря 2020 года

Министерство здравоохранения Амурской области, медицинские организации Амурской области

Утверждены и внедрены необходимые протоколы

4. Мероприятия по оснащению медицинских организаций, оказывающих ПМП

4.1.

Переоснащение/дооснащение медицинским оборудованием медицинских организаций, оказывающих ПМП

1 октября 2020 года

31 декабря 2024 года

Министерство здравоохранения Амурской области, медицинские организации Амурской области

В 2024 году будут дооснащены/переоснащены медицинские организации в соответствии с потребностью

4.2.

Обеспечение фельдшерских здравпунктов, фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий укладками для оказания первичной ПМП

1 октября 2020 года

31 декабря 2024 года

Министерство здравоохранения Амурской области, медицинские организации Амурской области

В 2024 году оснащенность укладками 100-процентная

5. Мероприятия по совершенствованию внутреннего контроля качества оказания ПМП

5.1.

Разработка и внедрение системы внутреннего контроля качества медицинской помощи пациентам при оказании ПМП на основе критериев качества медицинской помощи и клинических рекомендаций

1 октября 2020 года

31 декабря 2024 года

Министерство здравоохранения Амурской области, медицинские организации Амурской области

Внедрена система внутреннего контроля качества

5.2.

Разбор клинических случаев ПМП на экспертном совете министерства здравоохранения Амурской области

1 октября 2020 года

31 декабря 2024 года

Министерство здравоохранения Амурской области, медицинские организации Амурской области

Повышение качества оказания медицинской помощи пациентам при оказании ПМП, повышение квалификации медицинских работников. Разобрано 20 клинических случаев

6. Мероприятия по развитию системы учета и мониторинга пациентов, нуждающихся в ПМП

6.1.

Создание единой базы данных (электронных реестров) пациентов, нуждающихся в оказании ПМП, интеграция в единую информационную систему здравоохранения субъекта

1 октября 2020 года

31 декабря 2024 года

Министерство здравоохранения Амурской области, медицинские организации Амурской области, ГБУЗ АО "Амурский медицинский информационно-аналитический центр"

Создан электронный реестр пациентов, нуждающихся в ПМП, в том числе взрослых и детей

7. Мероприятия, направленные на совершенствование взаимодействия медицинских организаций, организаций социального обслуживания и волонтерских (добровольческих) организаций

7.1.

Внедрение порядка взаимодействия медицинских организаций, оказывающих ПМП, с организациями социального обслуживания

1 октября 2020 года

31 декабря 2021 года

Министерство здравоохранения Амурской области, министерство социальной защиты населения Амурской области, медицинские организации Амурской области, организации социального обслуживания Амурской области

Разработка и внедрение порядка по совершенствованию межведомственного взаимодействия между медицинскими организациями, оказывающими ПМП, с организациями социального обслуживания

7.2.

Разработка и внедрение методических рекомендаций по социально-бытовой адаптации пациентов, нуждающихся в оказании ПМП, и их родственников

1 октября 2020 года

31 декабря 2021 года

Министерство социальной защиты населения Амурской области, министерство здравоохранения Амурской области, медицинские организации Амурской области, организации социального обслуживания Амурской области, лидеры волонтерских движений Амурской области (по согласованию), представители религиозных организаций Амурской области (по согласованию)

Внедрение методических рекомендаций по социально-бытовой адаптации пациентов, нуждающихся в оказании ПМП, и их родственников

8. Мероприятия, направленные на совершенствование организации нутритивной поддержки при оказании ПМП

8.1.

Разработка и реализация мероприятий по организации нутритивной поддержки при оказании ПМП взрослым и детям

1 октября 2020 года

31 декабря 2024 года

Министерство здравоохранения Амурской области, медицинские организации Амурской области

Обеспечение пациентов, нуждающихся в нутритивной поддержке при оказании им ПМП

9. Обеспечение возможности оказания телемедицинских консультаций для медицинских организаций, оказывающих ПМП, в Амурской области

9.1.

Разработка и реализация мероприятий, направленных на внедрение возможности консультаций пациентов, нуждающихся в оказании ПМП, в том числе с применением телемедицинских технологий

1 октября 2020 года

31 декабря 2022 года

Министерство здравоохранения Амурской области, медицинские организации Амурской области, ГБУЗ АО "Амурский медицинский информационно-аналитический центр"

Повышение эффективности оказания пациентам ПМП и улучшение результатов их лечения

10. Автоматизация деятельности медицинских организаций, оказывающих ПМП

10.1.

Разработка и реализация мероприятий по внедрению информационных технологий в деятельность медицинских организаций, оказывающих ПМП, при исполнении требований по унификации ведения электронной медицинской документации и справочников

1 октября 2020 года

31 декабря 2024 года

Министерство здравоохранения Амурской области, медицинские организации Амурской области, ГБУЗ АО "Амурский медицинский информационно-аналитический центр"

Оперативное получение и анализ данных по маршрутизации пациентов. Мониторинг, планирование и управление потоками пациентов при оказании ПМП населению. Формирование механизма мультидисциплинарного контроля для анализа представляемых данных медицинскими организациями. Внедрение механизмов обратной связи и информирование об их наличии пациентов посредством сайта учреждения, инфоматов. Создание информационных систем, включая автоматизированное управление процессами качества оказания ПМП. Создание специализированных вертикально интегрированных медицинских информационных систем по профилю ПМП. Создание телемедицинских систем для улучшения качества оказания ПМП на дому


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ