Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


ПРАВИТЕЛЬСТВО САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 28 октября 2020 года N 658-р


Об утверждении Основных направлений бюджетной, налоговой и долговой политики Сахалинской области на 2021 - 2023 годы



В соответствии с пунктом 13 статьи 107.1, пунктом 2 статьи 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации, частью 2 статьи 13 Закона Сахалинской области от 17 октября 2007 года N 93-ЗО "О бюджетном процессе в Сахалинской области":


1. Утвердить Основные направления бюджетной, налоговой и долговой политики Сахалинской области на 2021 - 2023 годы (прилагаются).


2. Опубликовать настоящее распоряжение в газете "Губернские ведомости", на официальном сайте Губернатора и Правительства Сахалинской области, на "Официальном интернет-портале правовой информации".



Председатель Правительства
Сахалинской области
А.В.Белик



Утверждены
распоряжением
Правительства Сахалинской области
от 28.10.2020 N 658-р



ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ, НАЛОГОВОЙ И ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2021 - 2023 ГОДЫ



I. ОСНОВНЫЕ ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ПРАВИТЕЛЬСТВА САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ В 2019 ГОДУ И ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 2020 ГОДА


При проведении финансовой политики в части доходов в 2018 - 2020 годах значительное внимание уделено принятию мер, направленных на налоговое стимулирование экономического роста, формирование благоприятных условий для развития бизнеса, улучшение инвестиционного климата и создание дополнительных рабочих мест.


Для обеспечения благоприятного инвестиционного климата, ускорения роста экономики на территории Сахалинской области Законом Сахалинской области от 26.12.2018 N 101-ЗО с 2019 года введена льгота в виде инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций (далее - ИНВ). Размер ИНВ составляет 50% суммы расходов текущего периода на приобретение и модернизацию основных средств, но не более предельной величины ИНВ текущего налогового (отчетного) периода, которая определяется исходя из ставки налога на прибыль в размере 8,5%.


ИНВ вправе применять организации или обособленные подразделения организаций, расположенные на территории Сахалинской области и осуществляющие деятельность, связанную с производством пищевых продуктов, солода, безалкогольных напитков, минеральных вод и прочих питьевых вод в бутылках; производством товарного бетона, изделий из бетона, гипсовых и пластмассовых изделий для использования в строительстве; производством строительных металлических конструкций и изделий; добычей угля, декоративного и строительного камня, известняка, гипса, мела и сланцев; распиловкой и строганием древесины; строительством жилых и нежилых зданий.


В целях рассмотрения вопросов, связанных с расширением категорий налогоплательщиков, имеющих право на применение ИНВ, была создана рабочая группа в составе депутатов Сахалинской областной Думы, представителей областных органов исполнительной власти - министерства экономического развития и министерства финансов Сахалинской области, а также Управления Федеральной налоговой службы по Сахалинской области. По итогам работы указанной рабочей группы разработаны и приняты Законы Сахалинской области от 6 сентября 2019 года N 79-ЗО "О внесении изменения в статью 1-1 Закона Сахалинской области "О льготах по налогу на прибыль организаций" и от 29 ноября 2019 года N 112-ЗО "О внесении изменений в статью 1-1 Закона Сахалинской области "О льготах по налогу на прибыль организаций", предусматривающие предоставление права на применение ИНВ начиная с 2020 года организациям, расположенным на территории Сахалинской области и осуществляющим деятельность в области рыболовства, строительства автомобильных дорог и автомагистралей, а также мостов и тоннелей.


Кроме того, в целях налогового стимулирования инвестиционной деятельности в Сахалинской области продолжают действовать преференции для резидентов территории опережающего социально-экономического развития (далее - ТОР) и свободного порта Владивосток (далее - СПВ): по налогу на имущество 0% в первые 5 лет, 1,1% - в течение следующих 5 лет; по налогу на прибыль 0% в первые пять налоговых периодов, когда была получена первая прибыль от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашений на соответствующих территориях, 10% - в течение следующих пяти налоговых периодов.


На территории Сахалинской области созданы три ТОР: "Горный воздух", "Южная" и "Курилы".


В части поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства: в 2019 году действовали налоговые "каникулы"; расширен перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться патентная система налогообложения; действовали пониженные налоговые ставки для отдельных категорий налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения.


Эти меры по усовершенствованию специальных налоговых режимов позволили вовлечь в предпринимательскую деятельность население Сахалинской области, создать дополнительные рабочие места и способствовали увеличению доходов бюджета.


В связи с изменениями, внесенными в Налоговый кодекс Российской Федерации, предусматривающими право субъектов Российской Федерации на установление размера возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения, на единицу физического показателя, принят Закон Сахалинской области от 25 ноября 2019 года N 107-ЗО "О внесении изменений в Закон Сахалинской области "О патентной системе налогообложения на территории Сахалинской области" (далее - Закон N 107-ЗО).


Поскольку размер арендной платы жилых и нежилых помещений, земельных участков в муниципальных образованиях Сахалинской области различается (наиболее высокая в Южно-Сахалинске и, следовательно, базовая доходность от сдачи в аренду объектов недвижимости в Южно-Сахалинске выше), данным Законом введена дифференциация действия патентов по муниципальным образованиям.


Законом N 107-ЗО также предусмотрено увеличение максимального размера потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода от 3-х до 10-ти раз в зависимости от видов деятельности, что позволит индивидуальным предпринимателям применять патентную систему налогообложения с большей доходностью, тем самым расширится круг предпринимателей, применяющих данный специальный налоговый режим.


В части мер, направленных на повышение качества жизни населения Сахалинской области, по поручению Губернатора Сахалинской области В.И.Лимаренко министерством финансов Сахалинской области разработан законопроект, предусматривающий снижение с 1 января 2019 года на островах действующих ставок транспортного налога в равной пропорции на 30 процентов для всех легковых автомобилей и мотоциклов, независимо от мощности (Закон Сахалинской области от 6 сентября 2019 года N 75-ЗО "О внесении изменений в статью 5 Закона Сахалинской области "О транспортном налоге"). Снижение налоговой нагрузки для юридических лиц произошло уже в 2019 году, поскольку налог уплачивается ежеквартально. Для граждан налог исчисляется один раз в год, поэтому снижение налога жители области ощутят в 2020 году, когда необходимо будет уплатить налог за 2019 год.


В целях рассмотрения вопросов, связанных с внесением изменений в Закон Сахалинской области от 29 ноября 2002 года N 377 "О транспортном налоге", в соответствии с распоряжением Правительства Сахалинской области от 1 октября 2018 года N 550-р создана рабочая группа.


По итогам заседания рабочей группы по вопросу применения льготы в отношении транспортных средств, оборудованных электрическими и (или) гибридными двигателями с целью стимулирования обновления парка автомобилей с более высоким экологическим классом, принято решение о введении пониженной ставки налога (50%) для транспортных средств, оборудованных электро- и (или) гибридными двигателями, на трехлетний период с 2020 по 2022 годы без ограничения по мощности двигателя. Соответствующий Закон был разработан министерством финансов Сахалинской области и принят Сахалинской областной Думой 06.09.2019 (Закон Сахалинской области от 6 сентября 2019 года N 77-ЗО "О внесении изменений в статью 6 Закона Сахалинской области "О транспортном налоге").


В соответствии с изменениями в отдельные статьи главы 28 "Транспортный налог" Налогового кодекса Российской Федерации, которыми уточнен порядок расчета транспортного налога в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, не имеющих размерности валовой вместимости в регистровых тоннах, а также исключено положение об установлении на региональном уровне срока уплаты транспортного налога организациями, принят Закон от 25 ноября 2019 года N 106-ЗО "О внесении изменений в Закон Сахалинской области "О транспортном налоге".


Для развития спортивной инфраструктуры в области Законом Сахалинской области от 4 марта 2019 года N 8-ЗО "О внесении изменения в часть 1 статьи 3 Закона Сахалинской области "О налоге на имущество организаций" с 1 января 2019 года введена льгота в виде освобождения от уплаты налога в отношении вновь созданного имущества (введенного в эксплуатацию не ранее 1 января 2018 года) балансовой стоимостью более трех миллиардов рублей, закрепленного на праве оперативного управления за областными государственными, муниципальными учреждениями, осуществляющими деятельность в сфере физической культуры и спорта.


В 2019 году принят Закон Сахалинской области от 7 октября 2019 года N 86-ЗО "Об установлении на 2020 год коэффициента, отражающего региональные особенности рынка труда Сахалинской области", которым установлен коэффициент в размере 2,89.


В целях расширения доходной базы бюджета Сахалинской области и создания равных условий ведения бизнеса с 2019 года исчисление налога от кадастровой стоимости производится в отношении всех торговых объектов и торговых центров (комплексов) и помещений в них, без установления порога площади торговых объектов.


Одновременно установлено определение налоговой базы от кадастровой стоимости по объектам административно-деловых центров общей площадью свыше 1000 квадратных метров (за исключением объектов, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти Сахалинской области, государственных органов Сахалинской области, органов местного самоуправления, областных и муниципальных бюджетных учреждений).


Существенные коррективы в формирование доходов областного бюджета в 2020 году внесло ухудшение экономической ситуации, обусловленной резким падением мировой цены на нефть, а также влияние новой коронавирусной инфекции.


Согласно утвержденному в 2019 году прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2019 - 2022 годы цена на нефть марки Юралс составляла в 2019 году 62,2 долларов США за баррель, 57 долларов - в 2020 году. Среднегодовой курс доллара США по отношению к рублю в 2020 году прогнозировался в размере 65,7 рубля за доллар США. На фоне снижения цен на углеводороды, исходя из новых параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, при среднегодовой цене на нефть 41,8 доллара за баррель и курсе 71,2 рубля за доллар США, в 2020 году возникают выпадающие нефтегазовые доходы бюджета Сахалинской области, что приведет к сокращению поступлений доходов в бюджет и негативно скажется на бюджетной обеспеченности.


В целях обеспечения устойчивого развития экономики распоряжением Правительства Сахалинской области от 07.04.2020 N 194-р утвержден План мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики Сахалинской области в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, волатильностью цен на нефть и курса доллара.


В соответствии с Планом мероприятий в Сахалинской области приняты меры государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе по налогам, которые направлены на оказание в 2020 году мер поддержки налогоплательщикам, осуществляющим свою экономическую деятельность в отраслях экономики, оказавшихся в зоне риска.


Принят Закон Сахалинской области от 21 апреля 2020 года N 26-ЗО "О внесении изменений в Закон Сахалинской области "Об установлении налоговой ставки для определенных категорий налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения" и статью 2 Закона Сахалинской области "О налоге на имущество организаций", снижающий ставки налогов для налогоплательщиков отраслей, наиболее пострадавших от распространения коронавирусной инфекции. Действие этого закона распространяется на уплату налогов в 2020 году. Сумма преференций оценивается порядка 481 млн. рублей.


Поддержка предусмотрена для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения: снижена ставка налога в шесть раз (с 6% до 1%) по объекту налогообложения доходы и в три раза (с 15% до 5%) по объекту доходы, уменьшенные на величину расходов. Преференция коснется налогоплательщиков, осуществляющих торговлю непродовольственными товарами, общепит, туризм, гостиницы, транспортные услуги и некоторых других отраслей. Всего снижена ставка по 21 виду экономической деятельности. Эта мера введена в дополнение к уже принятой в Сахалинской области, предусматривающей снижение ставки по упрощенной системе налогообложения с 15 до 10% для отдельных видов деятельности, в том числе строительной отрасли.


Также указанным законом в три раза (с 1,5% до 0,5%) снижена ставка налога на имущество организаций в отношении объектов, налог по которым исчисляется от кадастровой стоимости. Речь идет об объектах, включенных в перечень, утверждаемый ежегодно министерством имущественных и земельных отношений Сахалинской области. В перечень на 2020 год включено свыше 3 тысяч объектов (торговые центры (комплексы) и помещения в них, торговые объекты, административно-деловые центры общей площадью свыше 1000 квадратных метров).


Для социально ориентированных некоммерческих организаций, оказывающих социальные услуги населению (в том числе по дополнительному образованию), на 2020 год установлена нулевая ставка налога на имущество организаций.


Кроме того, Правительством Сахалинской области принято постановление от 13.04.2020 N 180 о переносе в 2020 году сроков уплаты налога на имущество организаций для отдельных отраслей (в том числе розничная торговля непродовольственными товарами, аренда и управление нежилым недвижимым имуществом).


В 2019 году межбюджетное регулирование со стороны областного бюджета осуществлялось в целях снижения дифференциации муниципальных образований по уровню бюджетной обеспеченности, обеспечения сбалансированности местных бюджетов и принятия мер по ограничению роста муниципального долга.


Нецелевая финансовая помощь муниципальным образованиям в 2019 году увеличена на 4,2 млрд. рублей.


Предоставление в 2019 году из областного бюджета дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности из регионального фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) способствовало сокращению различий между максимальным и минимальным уровнем бюджетной обеспеченности по муниципальным образованиям с 6,2 до 1,3 раза.


В целях повышения бюджетной обеспеченности муниципальных образований постановлением Правительства Сахалинской области от 06.09.2019 N 406 уровень софинансирования из областного бюджета расходных обязательств муниципальных образований Сахалинской области по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения увеличен до 99%, соответственно уровень обеспечения расходного обязательства за счет средств местного бюджета снижен до 1%.


Распределение межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям, за исключением межбюджетных трансфертов, распределяемых на конкурсной основе, осуществляется первоначальным законом об областном бюджете, что обеспечивает предсказуемость их объема и эффективность использования бюджетных средств на муниципальном уровне. Повышению предсказуемости предоставления субсидий из областного бюджета Сахалинской области способствует также подписание соглашений главными распорядителями средств областного бюджета Сахалинской области с муниципальными образованиями до 1 февраля текущего финансового года. Соглашения с муниципальными образованиями на 2019 и 2020 годы заключены главными распорядителями средств областного бюджета в установленный срок.


В целях повышения ответственности муниципальных образований за достижение показателей результативности, установленных соглашениями о предоставлении субсидии, и на основании данных отчетности проводится мониторинг достижения показателей результативности использования субсидий муниципальными образованиями. По итогам мониторинга за 2019 год в областной бюджет поступило штрафных санкций на сумму 13903,7 тыс. рублей.


В целях осуществления контроля за соблюдением муниципальными образованиями бюджетного законодательства Российской Федерации в 2019 году проводился:


- мониторинг выполнения условий соглашения о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов с высокодотационными муниципальными образованиями;


- мониторинг соблюдения муниципальными образованиями требований бюджетного законодательства Российской Федерации и условий предоставления межбюджетных трансфертов местным бюджетам.


В соответствии с изменениями, внесенными в Бюджетный кодекс Российской Федерации Федеральным Законом от 02.08.2019 N 307-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в целях совершенствования межбюджетных отношений", с главами муниципальных образований, получающими дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности из областного бюджета Сахалинской области, заключены соглашения, предусматривающие меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов на 2020 год (далее - соглашение). В течение 2020 года министерством финансов Сахалинской области осуществлялся мониторинг выполнения муниципальными образованиями обязательств, установленных соглашениями.


В 2020 году в связи с распространением новой коронавирусной инфекции Правительством Сахалинской области в оперативном порядке принимались решения, направленные на обеспечение сбалансированности местных бюджетов. Муниципальным образованиям за счет средств дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов были компенсированы выпадающие доходы в результате принятия мер поддержки, оказываемых организациям и индивидуальным предпринимателям, занятым в сферах деятельности, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.


Для стимулирования органов местного самоуправления к увеличению собственной доходной базы впервые в 2020 году распределена дотация на наращивание налогового (экономического) потенциала.


В целях повышения качества бюджетного планирования, повышения результативности и эффективности использования средств в 2018 - 2019 годах проводилась работа по следующим направлениям:


- формирование и исполнение областного бюджета в программном формате на основе государственных программ Сахалинской области;


- формирование государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Сахалинской области на основании нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг и в соответствии с общероссийскими базовыми (отраслевыми) перечнями (классификаторами) государственных и муниципальных услуг, а также регионального перечня государственных и муниципальных услуг и работ, не включенных в общероссийские базовые (отраслевые) перечни;


- реализация мероприятий национальных и региональных проектов Сахалинской области для достижения целей и решения задач, поставленных Президентом Российской Федерации Указом от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года". Дополняя государственные программы, региональные проекты являются более эффективным инструментом управления, позволяющим перераспределять финансовые ресурсы по направлениям с наибольшей отдачей результата.


Продолжено дальнейшее развитие таких инструментов казначейского исполнения, как перечисление под фактическую потребность межбюджетных трансфертов целевого характера местным бюджетам, субсидий бюджетным и автономным учреждениям на иные цели, а также на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства и приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность.


В 2018 - 2020 годах министерством финансов Сахалинской области продолжена практика реализации мероприятий, направленных на повышение открытости (прозрачности) бюджета и вовлечение граждан в бюджетный процесс. Был обеспечен свободный доступ к бюджетным данным в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, продолжена практика публикации интернет-брошюр "Бюджет для граждан" и их использования в качестве информационных материалов при проведении публичных слушаний по проекту бюджета и отчету о его исполнении. Реализованы механизмы взаимодействия с общественностью, используемые для вовлечения граждан в обсуждение бюджетных вопросов.


Для обеспечения свободного доступа общественности к бюджетным данным в сети Интернет в Сахалинской области используется специализированный интернет-портал открытого бюджета Сахалинской области (openbudget.sakhminfin.ru).


В 2019 году на портале доработаны и актуализированы разделы с информацией о ходе и результатах работы по законам об областном бюджете, об оперативном исполнении областного и местных бюджетов, а также общественного участия населения в бюджетном процессе Сахалинской области.


В 2020 году брошюра "Бюджет для граждан" признана лучшей в номинации "Бюджет и национальные проекты" в федеральном конкурсе проектов по представлению бюджета для граждан, проводимом Финансовым университетом при Правительстве РФ. Другая брошюра, подготовленная министерством, заняла 3-е место в номинации "Лучший проект регионального бюджета для граждан".


С целью повышения открытости муниципальных бюджетов Министерством в 2019 году осуществлен анализ бюджетного процесса в районах области, по результатам которого составлен рейтинг муниципальных образований по уровню открытости бюджетных данных. К группе с 1-й степенью открытости бюджетных данных в 2019 году отнесены 12 муниципальных образований. В 2018 году 1-я степень открытости была присвоена 5-ти муниципальным образованиям. Данный рейтинг составляется в области ежегодно, начиная с 2017 года, и позволяет дать оценку работы, проводимой муниципальными образованиями по повышению открытости бюджетного процесса, их готовности к взаимодействию с населением.


Показателем эффективности работы региона по повышению открытости бюджета, вовлечению общественности в бюджетный процесс остается ежегодная оценка субъектов РФ, проводимая Научно-исследовательским финансовым институтом по заказу Министерства финансов Российской Федерации. С 2017 года Сахалинская область входит в пятерку регионов России с самым высоким уровнем открытости бюджета. В 2019 году область разместилась на 4-й позиции. В Дальневосточном федеральном округе Сахалинская область остается абсолютным лидером в течение последних четырех лет.


В 2019 году Сахалинская область дважды вошла в Библиотеку лучшей практики России, в которую входят самые удачные примеры регионов по раскрытию и донесению до граждан информации о бюджете. В качестве лучшей практики экспертами признаны примеры донесения аналитической информации о бюджете с использованием инфографики.


В целях повышения финансовой грамотности населения, а также вовлечения в бюджетный процесс молодежи министерством совместно с представителями Дальневосточного главного управления Центрального банка РФ и Управления Федеральной налоговой службы России по Сахалинской области на базе высших и средних учебных заведений ежегодно проводятся мероприятия в рамках Всероссийской программы "Дни финансовой грамотности в учебных заведениях".


Лекции по финансовой грамотности, организованные в сентябре 2019 года, прослушали порядка 200 студентов в четырех учебных заведениях областного центра.


По-прежнему одним из направлений работы по вовлечению населения в бюджетный процесс в Сахалинской области является развитие механизмов инициативного бюджетирования.


Все реализуемые в Сахалинской области практики инициативного бюджетирования нацелены на создание механизмов участия граждан в решении вопросов местного значения и на совершенствование существующих институтов местного самоуправления.


В рамках проекта по поддержке местных инициатив реализовано 42 объекта на сумму 148,9 млн. рублей (из них за счет средств областного бюджета - 113,1 млн. рублей, за счет местных бюджетов - 32,3 млн. рублей, за счет вклада граждан и юридических лиц - 3,5 млн. рублей).


Благодаря проекту "Молодежный бюджет" реализовано 128 инициатив старшеклассников на сумму 352,3 млн. рублей (из них за счет средств областного бюджета - 344,7 млн. рублей, за счет местных бюджетов - 7,6 млн. рублей).


В общеобластном голосовании за инициативы жителей области в рамках проекта "Развитие территорий" в 2019 году приняло участие 18399 человек - распределено порядка 1 млрд. рублей.


Одновременно в 2019 году осуществлялась реализация проектов, выбранных жителями Сахалинской области в 2018 году. К примеру, введен в эксплуатацию и открыт рекреационный парк со смотровой площадкой в г. Невельске, на строительство которого из областного бюджета выделено 99,0 млн. рублей.


За комплексный подход в развитии инициативного бюджетирования Сахалинская область вошла в Доклад о лучшей практике развития инициативного бюджетирования в субъектах РФ и муниципальных образованиях за 2018 год, подготовленный Научно-исследовательским институтом при Минфине России в 2019 году.


В сфере повышения качества оказания государственных и муниципальных услуг:


- нормативные правовые акты Сахалинской области, регулирующие вопросы формирования государственного задания в отношении государственных учреждений Сахалинской области и финансового обеспечения выполнения государственного задания, приведены в соответствие с нормативными правовыми актами Российской Федерации;


- приняты нормативные правовые акты Сахалинской области, регулирующие вопросы предоставления субсидий, грантов в форме субсидий различным категориям получателей в соответствии с общими требованиями, установленными на уровне Российской Федерации, утверждены типовые формы соглашений о предоставлении субсидий (грантов) указанным категориям;


- приняты нормативные правовые акты, направленные на привлечение к оказанию государственных услуг в социальной сфере негосударственных организаций;


- обеспечена реализация механизмов организации оказания государственных (муниципальных) услуг, предусмотренных вышеуказанными нормативными правовыми актами в сфере оказания социальных услуг;


- продолжена работа по ведению регионального перечня государственных и муниципальных услуг и работ, не включенных в общероссийские базовые (отраслевые) перечни, необходимых для формирования государственного (муниципального) задания, в целях повышения качества бюджетного планирования;


- установлены требования к ограничению размеров авансовых платежей в контрактах (договорах), заключаемых бюджетными или автономными учреждениями, аналогично ограничениям, установленным для получателя бюджетных средств.



II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ НА 2021 - 2023 ГОДЫ


Основные направления бюджетной и налоговой политики Сахалинской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов (далее - основные направления бюджетной и налоговой политики) разработаны:


- в соответствии со статьями 172 и 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, частью 2 статьи 13 Закона Сахалинской области от 17.10.2007 N 93-ЗО "О бюджетном процессе в Сахалинской области";


- в целях составления проекта областного бюджета Сахалинской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.


При подготовке основных направлений бюджетной и налоговой политики учтены положения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 15 января 2020 года.


Для определения доходов бюджета области используются показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2021 - 2023 годы, прогноза социально-экономического развития Сахалинской области, в том числе муниципальных образований области.


Для формирования показателей по доходам за основу берется "базовый" вариант макроэкономического прогноза ("без завышенных ожиданий"), что позволит минимизировать риски разбалансированности областного бюджета в процессе его исполнения и обеспечит возможность для его корректировки в сторону увеличения в случае улучшения ситуации в планируемом периоде.


Прогнозные разработки на 2021 год и плановый период 2022 - 2023 годов по каждому виду доходов производятся главными администраторами доходов областного бюджета по утвержденным методикам в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2016 года N 574.


Формирование проекта областного бюджета на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов осуществляется в условиях действующего законодательства, исходя из зачисления в областной бюджет 25% налога на прибыль по проекту "Сахалин-2".


При формировании областного бюджета на 2021 год приняты параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации по цене на нефть (Юралс) 41,8 доллара США (в отношении расчета налога на прибыль в рамках Соглашений о разделе продукции за 2020 год, подлежащего уплате в 2021 году) и 45,3 доллара США за баррель (по текущим платежам 2021 года), а также среднегодовом курсе 72,4 рубля за доллар США.


По предварительной оценке, налоговые и неналоговые доходы областного бюджета на 2021 год прогнозируются в объеме 102,9 млрд. рублей.


Основные направления налоговой политики на перспективу сохраняют преемственность реализуемых мер, направленных на повышение эффективности использования доходного потенциала для обеспечения экономического роста, эффективности управления бюджетными расходами, безусловное исполнение принятых социальных обязательств, финансовое обеспечение реализации приоритетных для региона задач, поддержку предпринимательской и инвестиционной активности.


Базовым принципом бюджетной и налоговой политики является обеспечение устойчивости и сбалансированности областного бюджета в условиях ухудшения экономической ситуации, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции, и сокращением объема собственных доходов областного бюджета.


В этой связи будет продолжено применение мер, направленных на развитие доходной базы региона, на обеспечение роста ненефтегазовых доходов, на изыскание резервов путем проведения мер по стимулированию экономического роста, улучшению инвестиционного климата и созданию дополнительных рабочих мест, увеличению отдачи от областных государственных активов, формированию единой системы оценки эффективности налоговых расходов, повышения качества администрирования доходов и сокращения задолженности перед бюджетом.


В 2021 году и плановом периоде 2022 - 2023 годов будут продолжать действовать механизмы налогового стимулирования инвестиционной деятельности для организаций, реализующих приоритетные инвестиционные проекты, участников региональных инвестиционных проектов, резидентов территорий опережающего социально-экономического развития и свободного порта Владивосток, а также инвестиционный налоговый вычет для отдельных видов деятельности.


С 1 января 2020 года на территории Сахалинской области введен налог на профессиональный доход. Для самозанятых граждан при реализации товаров и услуг физическим лицам ставка налога составляет 4 процента, при реализации юридическим лицам - 6 процентов. Норматив распределения поступлений установлен Бюджетным кодексом в размере 63 процентов в областной бюджет, 37 процентов в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования.


Федеральным законом от 31.07.2020 N 266-ФЗ "О внесении изменений в главу 26.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" продлено до 31 декабря 2023 года право установления субъектами Российской Федерации "налоговых каникул" для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению и услуг по предоставлению мест для временного проживания, применяющих патентную или упрощенную системы налогообложения области. Сахалинская область планирует воспользоваться правом продления "налоговых каникул".


В целях регулирования рынка труда в Сахалинской области по налогу на доходы физических лиц на 2021 год планируется установить коэффициент для расчета стоимости патента для иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность по найму, в размере 2,89.


Для увеличения поступлений в бюджет Сахалинской области и сокращения задолженности перед бюджетом будет продолжена координация деятельности федеральных и региональных властей, а также органов местного самоуправления по повышению собираемости налоговых и неналоговых платежей в бюджет.


Будет продолжена работа по повышению эффективности управления областной государственной собственностью.


В целях повышения качества и эффективности государственного управления и администрирования доходов, обеспечения открытости деятельности государственных органов планируется проводить работу по ведению перечня и реестров источников доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.



Оценка эффективности налоговых расходов


Одним из важных принципов эффективной налоговой политики является проведение оценки эффективности налоговых расходов.


Налоговые расходы в настоящее время не являются объектом бюджетного контроля, хотя на практике являются альтернативой другим мерам государственной поддержки, включая прямые расходы. Необходимо формирование единой системы оценки эффективности любых мероприятий госпрограмм вне зависимости от формы их предоставления (субсидия, налоговая льгота и т.д.).


В целях формирования комплексной системы контроля, учета и оценки эффективности налоговых льгот и преференций на всех уровнях бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основе концепции "налоговых расходов" в бюджетном законодательстве установлена обязательность формирования перечня налоговых расходов, а также ежегодное проведение оценки их эффективности.


В соответствии с общими требованиями к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, утвержденными постановлением Правительства РФ от 22.06.2019 N 796, в Сахалинской области утверждены Порядок формирования перечня налоговых расходов Сахалинской области (постановление Правительства Сахалинской области от 24.07.2019 N 318) и Порядок оценки налоговых расходов Сахалинской области (постановление Правительства Сахалинской области от 22.08.2019 N 372).


На официальном сайте министерства финансов Сахалинской области в разделе: Финансы области/Областной бюджет/Доходы бюджета/Льготы размещены перечни налоговых расходов Сахалинской области на 2020 - 2022 годы и на 2021 - 2023 годы.


Оценка налоговых расходов Сахалинской области за 2018 год в 2020 году с учетом требований федерального законодательства проведена кураторами налоговых расходов (органами исполнительной власти Сахалинской области по соответствующей отраслевой компетенции), министерством финансов Сахалинской области сформирована сводная оценка, которая направлена в Министерство финансов Российской Федерации. Результаты оценки рассмотрены областной комиссией по вопросам финансовой политики.


В отношении муниципальных образований требования к оценке налоговых расходов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2019 N 796, применяются с 1 января 2020 года. Всеми муниципальными образованиями области утверждены порядки формирования перечня и проведения оценки налоговых расходов муниципальных образований. По рекомендации Министерства финансов Российской Федерации, муниципальные образования в рамках апробации проводят оценку налоговых расходов в текущем году.



НАЛОГОВЫЕ РАСХОДЫ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ В 2017 - 2023 ГГ.



млн. рублей

Наименование

2017 факт

2018 факт

2019 <1> оценка

2020 <1> прогноз

2021 <1> прогноз

2022 <1> прогноз

2023 <1> прогноз

Налоговые расходы, всего

1298,5

1381,9

1805,8

2387,2

2316,0

1991,1

1527,7

налог на прибыль организаций

94,0

236,2

714,5

306,8

556,9

268,4

304,7

налог на имущество организаций

900,4

826,9

810,8

1502,2

1464,9

1414,5

900,1

транспортный налог

212,8

228,0

189,7

229,1

239,5

251,3

263,7

упрощенная и патентная системы налогообложения

91,3

90,8

90,8

349,1

54,7

56,9

59,2



<1> Оценка и прогноз кураторов налоговых расходов Сахалинской области.


Всего в 2018 году в области действовало 32 налоговых расхода (из которых фактически востребованы 24), суммарный объем налоговых расходов Сахалинской области составил 1,4 млрд. рублей, к уровню 2017 года объем налоговых расходов увеличился на 83,4 млн. рублей, или на 6,4%. Значительная доля льгот направлена на стимулирование инвестиционной привлекательности региона (для приоритетных инвестиционных проектов, резидентов ТОСЭР и СПВ, участников РИП) - 369 млн. рублей (27%), а также на поддержку отдельных наименее защищенных категорий граждан - 225 млн. рублей (16%).


По результатам оценки налоговых расходов за 2018 год установлено, что в целом налоговые расходы являются востребованными и соответствуют целям и задачам государственных программ Сахалинской области.


По итогам рассмотрения оценки налоговых расходов за 2018 год на заседании областной финансовой комиссии решено:


- сохранить до 2023 года льготу по налогу на прибыль организаций в отношении общественных организаций инвалидов. В соответствии с Федеральным законом от 03.08.2018 N 302-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" установленные в субъектах РФ до 1 января 2018 года пониженные ставки по налогу на прибыль организаций подлежат применению налогоплательщиками до даты окончания срока их действия, но не позднее 1 января 2023 года, то есть льготы, установленные для категорий налогоплательщиков, не предусмотренных главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации, необходимо отменить до 1 января 2023 года;


- продлить на три года (с 1 января 2020 по 31 декабря 2022 года) льготу по налогу на имущество организаций в отношении многоквартирных домов (квартир), предназначенных для сдачи внаем. Соответствующий Закон Сахалинской области от 06.07.2020 N 50-ЗО "О внесении изменения в статью 2 Закона Сахалинской области "О налоге на имущество организаций" принят Сахалинской областной Думой 25 июня 2020 года.


За 2019 год прогнозируется увеличение объема налоговых расходов до 1,8 млрд. рублей (за счет ввода ГРЭС-2, увеличения льгот по резидентам ТОСЭР и СПВ, начала применения инвестиционного налогового вычета и льготы по имуществу стоимостью свыше 3 млрд. рублей). Доля налоговых расходов стимулирующего характера (направленных на стимулирование экономической активности субъектов предпринимательской деятельности и последующее увеличение доходов бюджета субъекта Российской Федерации) возрастет до 54% и составит порядка миллиарда рублей.


С 2020 года в Сахалинской области установлена льгота по транспортному налогу в отношении транспортных средств, оборудованных электрическими и (или) гибридными двигателями, расширены виды деятельности, при осуществлении которых организации имеют право на применение инвестиционного налогового вычета.


В целях стимулирования граждан и хозяйствующих субъектов всех форм собственности на приобретение (переоборудование) транспортных средств, использующих природный газ в качестве моторного топлива, в Сахалинской области принят Закон Сахалинской области от 18.11.2013 N 104-ЗО "О внесении изменений в Закон Сахалинской области "О транспортном налоге", предусматривающий льготу по уплате транспортного налога в отношении газомоторных транспортных средств. С целью дальнейшего увеличения количества автотранспорта, использующего природный газ в качестве моторного топлива, рассматривается вопрос о продлении указанной льготы по транспортному налогу.


Основными направлениями бюджетной политики Сахалинской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов являются:


1) Обеспечение устойчивости и сбалансированности, долговой устойчивости областного бюджета в условиях снижения поступлений доходов, обеспечения достижения национальных целей развития Российской Федерации, направленных на повышение уровня жизни граждан, создание комфортных условий для их проживания, обеспечение достойного эффективного труда людей и успешное предпринимательство, цифровую трансформацию.


Увязку бюджетного и стратегического планирования обеспечивают Бюджетный прогноз Сахалинской области на период до 2030 года и Стратегия социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2035 года.


Основным инструментом достижения национальных целей развития являются национальные проекты и реализуемые на территории области региональные проекты.


Интеграция стратегического целеполагания, бюджетного планирования и управления достижением результатов обеспечивается за счет включения показателей и мероприятий региональных проектов в государственные программы Сахалинской области, отражающие взаимосвязь затраченных ресурсов и полученных результатов.


2) Качественное управление государственными финансами.


3) Повышение эффективности расходов областного бюджета, сдерживание их роста путем:


- приоритизации финансовых ресурсов в первую очередь на достижение результатов национальных проектов. В связи с актуализацией Указом N 474 национальных целей развития, целевых показателей и горизонта их достижения исполнительным органам государственной власти Сахалинской области - кураторам региональных проектов необходимо будет осуществить корректировку региональных проектов и их финансового обеспечения с учетом изменений, принятых по национальным проектам.


Главным инструментом, который призван обеспечить повышение результативности и эффективности бюджетных расходов, ориентированность на достижение целей государственной политики, по-прежнему будут являться государственные программы области. В этой связи необходимо продолжить реализацию мероприятий, направленных на повышение качества планирования и эффективности реализации государственных программ области исходя из ожидаемых результатов;


- повышения объективности и качества бюджетного планирования;


- недопущения принятия новых расходных обязательств, не обеспеченных источниками финансирования;


- реализации мероприятий, направленных на обеспечение соблюдения получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных Бюджетным кодексом Российской Федерации условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении;


- актуализации процедуры определения объема и условий предоставления государственным (муниципальным) бюджетным и автономным учреждениям субсидий на иные цели в соответствии с общими требованиями Правительства Российской Федерации;


- проведения инвентаризации действующих региональных мер социальной поддержки с целью оптимизации их количества путем укрупнения (объединения) и отмены отдельных региональных мер социальной поддержки с учетом достижения целей их предоставления в условиях сокращения доходной части областного бюджета Сахалинской области.


4) Оптимизация непервоочередных бюджетных расходов.


5) Концентрация финансовых ресурсов для завершения строительства приоритетных и социально значимых объектов, отказ от строительства вновь начинаемых объектов.


6) Повышение качества регулирования межбюджетных отношений с муниципальными образованиями путем:


- поддержания сбалансированности местных бюджетов;


- заключения соглашений, которыми предусматриваются меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов;


- формирования перечня муниципальных образований по уровню долговой устойчивости и проведения мониторинга выполнения требований к заемщикам в зависимости от уровня долговой устойчивости (высокая, средняя, низкая);


- согласования проекта основных направлений долговой политики на очередной финансовый год и плановый период муниципального образования со средним и низким уровнем долговой устойчивости и программ муниципальных заимствований и гарантий в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации;


- повышения качества управления муниципальными финансами, включая эффективное использование бюджетных средств, в том числе целевых межбюджетных трансфертов, предоставляемых из регионального бюджета;


- недопущения образования просроченной кредиторской задолженности.


В условиях сокращения доходов областного бюджета и как следствие снижения объема финансовой помощи муниципальным образованиям в предстоящем трехлетнем периоде органы местного самоуправления муниципальных образований должны обеспечить эффективное управление муниципальными финансами. Муниципальные образования, являющиеся получателями дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов), должны обеспечить исполнение мер по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов в соответствии с соглашениями, заключаемыми главами муниципальных образований с министерством финансов Сахалинской области.


7) Обеспечение открытости и прозрачности бюджетного процесса, сохранение достигнутых позиций в рейтинге субъектов Российской Федерации по уровню открытости бюджетных данных.


Приоритетом в развитии механизмов обеспечения открытости и прозрачности бюджетного процесса на предстоящие годы станет дальнейшее обеспечение доступности, наглядности информации о бюджете, расширение участия граждан в бюджетном процессе. Открытость бюджетного процесса будет поддержана посредством развития портала "Открытый бюджет Сахалинской области" в сети Интернет, в том числе размещением информации в понятной и доступной для граждан форме.


Планируется использовать существующие формы взаимодействия с гражданами в виде публичных слушаний и представления информации в формате "Бюджет для граждан", а также развивать направления во взаимодействии со средствами массовой информации по представлению аналитических статей о бюджете с учетом современных требований к визуализации информации и интерактивности.


Обеспечение публичности процесса управления общественными финансами позволит Сахалинской области сохранить достигнутые позиции в рейтинге открытости бюджетных данных.


В целях повышения уровня финансовой грамотности жителей Сахалинской области, ответственного отношения к личным финансам и повышению эффективности в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг, а также во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 года N 2039-р "Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы" министерством финансов Сахалинской области будет разработана региональная программа Сахалинской области "Повышение финансовой грамотности в Сахалинской области на 2021 - 2023 годы".


Региональная программа позволит объединить усилия всех заинтересованных сторон, реализующих мероприятия по формированию разумного финансового поведения граждан, а также по повышению уровня предпринимательской культуры, грамотного использования финансовых инструментов и рационального поведения на финансовых рынках представителей малого и среднего бизнеса.


8) Реализация мероприятий, направленных на развитие на территории Сахалинской области практик инициативного бюджетирования.


В рамках программы развития инициативного бюджетирования в Сахалинской области будет проведена работа по оценке достижения промежуточных эффектов реализации программы, а также выработаны дальнейшие планы по использованию и совершенствованию механизмов поддержки инициатив граждан и механизмов, способствующих более активному участию населения в бюджетном процессе на территории Сахалинской области.


В предстоящем периоде будет продолжено развитие программы по двум основным направлениям: поддержка местных инициатив и "Молодежный бюджет". Также будет осуществлена реализация проектов в сфере капитального строительства, выбранных населением в предыдущих периодах.


9) Сохранение достигнутого уровня соотношения между уровнем оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы, определенных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 1 июня 2012 года N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", от 28 декабря 2012 года N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", и уровнем среднемесячного дохода от трудовой деятельности в Сахалинской области.


10) Повышение эффективности операций по управлению остатками средств на едином счете по учету средств областного бюджета. В связи с внесением изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части казначейского обслуживания и системы казначейских платежей начиная с 2021 года средства, полученные от размещения временно свободных средств единого казначейского счета, будут зачисляться на единые счета соответствующих бюджетов в соответствии с утвержденными правилами расчета и зачисления средств. Учитывая широкий перечень инструментов управления временно свободными остатками средств на федеральном уровне, данный механизм позволит получить дополнительные финансовые средства в доход бюджета, не влияя на получение доходов от размещения на уровне субъекта временно свободных остатков средств на едином счете областного бюджета.


11) Повышение эффективности государственного контроля в финансово-бюджетной сфере путем:


- совершенствования системы финансового государственного контроля в целях обеспечения целостности, взаимосвязанности, последовательности и объективности контрольной деятельности путем применения единых принципов и требований к процедурам финансового контроля в финансово-бюджетной сфере согласно единым федеральным стандартам внутреннего государственного финансового контроля;


- совершенствования механизмов планирования контрольной деятельности в части применения риск-ориентированного подхода, направленного на концентрацию усилий и ресурсов органа контроля при осуществлении контрольной деятельности в отношении объектов контроля и направлений их деятельности, по которым наиболее вероятно наступление событий, способных причинить ущерб публично-правовому образованию и способных повлечь неэффективное использование бюджетных средств, существенное искажение информации об активах, обязательствах и финансовом результате;


- осуществления контрольной деятельности исходя из необходимости повышения качества финансового менеджмента объектов контроля;


- совершенствования работы по разработке мероприятий, направленных на принятие мер по устранению причин и условий, способствующих допущению объектами контроля нарушений в финансово-бюджетной сфере, в целях предупреждения данных нарушений;


- обеспечения координации контрольной деятельности, а также внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита путем осуществления взаимодействия между органами внутреннего государственного финансового контроля, органами внешнего государственного финансового контроля, подразделениями внутреннего финансового аудита, а также правоохранительными органами;


- обеспечения публичной доступности информации о деятельности органа внутреннего государственного финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного финансового контроля.


12) Осуществление государственными органами Сахалинской области ведомственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Сахалинской области в отношении подведомственных им заказчиков.



III. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ


Долговая политика Сахалинской области определяет основные направления деятельности Правительства по управлению государственным долгом Сахалинской области в целях реализации ответственной долговой политики Сахалинской области и повышения ее эффективности. Основные направления долговой политики Сахалинской области сформированы с учетом положений пункта 13 статьи 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.



Итоги реализации долговой политики Сахалинской области


Государственный долг Сахалинской области был полностью погашен в 2014 году. С 2014 года Сахалинская область не осуществляла заимствований, государственный долг отсутствовал.


Исполнение областного бюджета за 2020 год прогнозируется с дефицитом. Основными источниками финансирования дефицита областного бюджета Сахалинской области является изменение остатков средств на счетах по учету средств областного бюджета Сахалинской области. Осуществлять государственные заимствования в 2020 году не планируется.



Основные факторы, определяющие характер и направления долговой политики Сахалинской области на 2021 - 2023 годы


В связи с формированием бюджета Сахалинской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов с дефицитом планируется привлечение заемных средств для финансирования дефицита областного бюджета Сахалинской области. Осуществление государственных заимствований приведет к возникновению долговых обязательств Сахалинской области.


Основными факторами, определяющими направления долговой политики области в 2021 году и плановом периоде 2022 и 2023 годов, являются:


- рост расходных обязательств Сахалинской области, обусловленный необходимостью достижения целевых показателей региональных проектов, реализуемых в рамках соответствующих национальных проектов, направленных на достижение национальных целей развития, установленных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";


- рост расходных обязательств Сахалинской области, обусловленный необходимостью достижения целевых показателей оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы, установленных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики";


- необходимость завершения принятых к реализации объектов капитального строительства на территории Сахалинской области;


- высокая зависимость налоговых доходов бюджета области от поступлений налогов от крупнейших налогоплательщиков, в частности, от поступлений налога на прибыль организаций в рамках Соглашений о разделе продукции.



Цели и задачи долговой политики Сахалинской области на 2021 - 2023 годы


Основная цель долговой политики Сахалинской области - обеспечение высокого уровня долговой устойчивости.


Ключевыми задачами долговой политики области, направленными на достижение цели долговой политики области, являются:


- обеспечение экономически обоснованных объема и структуры государственного долга области при безусловном выполнении принятых расходных обязательств области;


- снижение рисков в сфере управления государственным долгом;


- минимизация расходов на обслуживание государственного долга области;


- обеспечение своевременных расчетов по долговым обязательствам области в полном объеме, недопущение возникновения просроченных обязательств области;


- дальнейшее использование механизма управления свободными остатками денежных средств на счетах по учету средств областного бюджета;


- ограничение объема предоставления государственных гарантий Сахалинской области и обеспечение минимизации рисков областного бюджета при их предоставлении;


- повышение прозрачности управления государственным долгом области и доступности информации о государственном долге области.


Для достижения цели необходимо обеспечить:


- мониторинг текущей ситуации по исполнению областного бюджета;


- мониторинг финансовых рынков в целях определения стоимости кредитных ресурсов и депозитных средств (контроль за состоянием финансовой сферы в целях увеличения поступлений доходов в областной бюджет от размещения временно свободных средств на банковских депозитах, мониторинг возможности привлечения государственных заимствований);


- отбор доступных на финансовом рынке ресурсов с приемлемыми для бюджета Сахалинской области условиями по срочности и стоимости;


- привлечение необходимого объема государственных заимствований, способных обеспечить решение социально-экономических задач развития Сахалинской области, не допустив при этом необоснованного роста государственного долга и повышения рисков неисполнения долговых обязательств;


- взаимосвязь принятия решения о заимствованиях с реальными потребностями бюджета области в заемных средствах;


- осуществление учета долговых обязательств области своевременно и в полном объеме в Государственной долговой книге Сахалинской области;


- контроль за показателями долговой устойчивости областного бюджета и бюджетов муниципальных образований (предельными значениями, установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации);


- контроль и оценку рисков, возникающих в сфере долговых обязательств;


- ограничение на предоставление государственных гарантий;


- прозрачность процессов управления государственным долгом Сахалинской области;


- раскрытие информации о долговых обязательствах и проводимой заемной политике;


- оперативное управление долговыми обязательствами (корректировка сроков привлечения заимствований, сокращение объема заимствований с учетом результатов исполнения областного бюджета);


- поддержание текущей ликвидности областного бюджета через использование бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счете бюджета.



Инструменты реализации долговой политики Сахалинской области в 2021 - 2023 годах


Инструментами реализации долговой политики будут являться:


- бюджетные кредиты, привлекаемые на пополнение остатков средств на счетах бюджета Сахалинской области;


- кредиты кредитных организаций, привлекаемые с целью финансирования дефицита областного бюджета и погашения долговых обязательств Сахалинской области.


В качестве источника финансирования дефицита областного бюджета Сахалинской области будут использоваться кредиты банков.


Привлечение кредитных ресурсов планируется осуществлять с учетом складывающейся на рынке конъюнктуры в основном в форме возобновляемых кредитных линий, что позволит в случае нехватки бюджетных средств привлекать и погашать кредитные ресурсы в кратчайшие сроки, а также обеспечит экономию бюджетных средств на обслуживании государственного долга.



Анализ рисков для областного бюджета Сахалинской области, возникающих в процессе управления государственным долгом Сахалинской области


К основным рискам, возникающим в процессе управления государственным долгом области и влияющим на эффективность долговой политики в среднесрочном периоде, относятся:


- риск ликвидности - отсутствие на едином счете областного бюджета необходимого объема средств для исполнения расходных и долговых обязательств области в полном объеме в установленный срок, в том числе по причине отсутствия участников в аукционах по привлечению кредитных ресурсов;


- процентный риск - вероятность увеличения объема расходов областного бюджета на обслуживание государственного долга области вследствие увеличения Банком России размера ключевой ставки и (или) роста объемов привлечения кредитов для выполнения расходных обязательств;


- операционный риск - вероятность возникновения потерь и (или) дополнительных затрат из-за несоответствия лучшим практикам установленных порядков и процедур совершения заемных-долговых операций и других сделок, а также нарушения бюджетного законодательства, иных правил управления государственным долгом, включая некомпетентность или ошибки сотрудников, сбои или отказ используемых учетно-расчетных, информационных и иных систем;


- кредитный риск - риск неплатежа организаций по гарантированным обязательствам.


Основной целью управления финансовыми рисками является их минимизация в результате проведения мероприятий, позволяющих прогнозировать наступление рисковых событий и принимать меры по исключению или снижению отрицательных последствий наступления таких событий.


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ