Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 октября 2020 года N 823-п


Об утверждении основных направлений государственной долговой политики Ярославской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов



В соответствии со статьей 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 г. N 1950 "О соглашениях, которые предусматривают меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъектов Российской Федерации" и Законом Ярославской области от 26 июня 2008 г. N 28-з "О бюджетном процессе"


ПРАВИТЕЛЬСТВО ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЯЕТ:


1. Утвердить прилагаемые основные направления государственной долговой политики Ярославской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.


2. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области, курирующего вопросы организации деятельности Губернатора области.


3. Постановление вступает в силу с момента подписания.



Председатель
Правительства области
Д.А.СТЕПАНЕНКО



Утверждены
постановлением
Правительства области
от 22.10.2020 N 823-п



ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2021 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2022 И 2023 ГОДОВ



1. Общие положения


Основные направления государственной долговой политики Ярославской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов (далее - долговая политика) определяют основные направления деятельности по управлению государственным долгом Ярославской области (далее - государственный долг).



2. Итоги реализации государственной долговой политики Ярославской области за 2019 год и истекший период 2020 года


В 2019 году была продолжена работа по сокращению долговой нагрузки областного бюджета. На 01.01.2020 объем государственного долга составил 37483,3 млн. рублей, или 65,9 процента доходов областного бюджета, без учета безвозмездных поступлений.


По итогам 2019 года рост объема государственного долга составил 100,8 процента, что является минимальным показателем за последние 8 лет.


Основные показатели, характеризующие государственный долг, приведены в таблице:

N

п/п

Наименование показателя

2015 год

2016 год

2017 год

2018 год

2019 год

1

2

3

4

5

6

7

1

Дефицит областного бюджета, млн. руб.

3861,1

4487,4

2152,2

1190,4

873,4

2

Отношение дефицита областного бюджета к объему доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений, %

8,9

9,6

4,3

2,1

1,5

3

Государственный долг на конец года, млн. руб.

31067,1

35609,2

36166,0

37174,0

37483,2

4

Отношение объема государственного долга к объему доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений, %

71,6

76,5

71,7

66,4

65,9

5

Отношение объема "рыночного" долга к объему доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений, %

47,0

45,3

41,3

40,3

41,5


По итогам исполнения областного бюджета за 2019 год соблюдены ограничения уровня дефицита областного бюджета и государственного долга, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации, законодательством области и условиями соглашений, заключенных с Министерством финансов Российской Федерации о предоставлении области из федерального бюджета бюджетных кредитов для частичного покрытия дефицита областного бюджета.


Погашение и обслуживание долговых обязательств области осуществлялось в установленный срок и в полном объеме.


Расходы на обслуживание государственного долга за 2019 год составили 2178,9 млн. рублей, или 3,1 процента расходов областного бюджета (за 2018 год - 2037,4 млн. рублей, или 3,0 процента расходов областного бюджета).


Было обеспечено привлечение в областной бюджет кредитов от кредитных организаций по ставкам, не превышающим уровень ключевой ставки, установленный Центральным банком Российской Федерации, увеличенный на 1 процент годовых.


В результате работы с кредитными организациями по снижению процентных ставок по кредитам экономия расходов на обслуживание государственного долга за 2019 год и 9 месяцев текущего года составила 5,7 млн. рублей.


В целях сокращения расходов на обслуживание долговых обязательств области было продолжено использование бюджетного кредита на пополнение остатков средств на счете бюджета, предоставляемого Управлением Федерального казначейства по Ярославской области, и банковских возобновляемых кредитных линий. В 2019 году было привлечено бюджетного кредита на пополнение остатков средств на счете бюджета на общую сумму 21024,2 млн. рублей, за 9 месяцев текущего года - 9700,0 млн. рублей.


Использование государственных облигаций области в качестве долгосрочного инструмента заимствований также способствовало сокращению долговой нагрузки, обеспечению более равномерного графика погашения долговых обязательств и соответственно снижению риска рефинансирования.


В 2019 году было осуществлено размещение государственных облигаций области в объеме 3000,0 млн. рублей сроком обращения около 6 лет и ставкой купонного дохода 7,95 процента годовых.


В июле текущего года состоялось размещение государственных облигаций области в объеме 4000,0 млн. рублей сроком обращения также около 6 лет и ставкой купонного дохода 6 процентов годовых.


Досрочное погашение за счет средств от размещения облигационных займов кредитов кредитных организаций позволило сократить расходы на обслуживание государственного долга в 2019 - 2021 годах на 27 млн. рублей.


Снижению текущей долговой нагрузки областного бюджета способствовало участие во втором этапе реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам, предоставленным области из федерального бюджета для частичного покрытия дефицита областного бюджета. Период погашения реструктурированной задолженности по данным бюджетным кредитам был продлен до 2029 года включительно с изменением графика погашения.


В рамках работы по оптимизации структуры государственного долга по видам и срокам заимствований было обеспечено поддержание диверсифицированной структуры заимствований.


Структура государственного долга за 2019 год сложилась следующим образом: государственные облигации области составляют в общем объеме государственного долга 52,3 процента, бюджетные кредиты из федерального бюджета и кредиты кредитных организаций - 37,1 процента и 10,6 процента соответственно. В структуре государственного долга за 2019 год долгосрочные заимствования составляют 89,4 процента, среднесрочные - 10,6 процента, краткосрочные - отсутствуют.


В структуре государственного долга на 01.10.2020 государственные облигации области составляют 56,5 процента, бюджетные кредиты из федерального бюджета - 42,4 процента, кредиты кредитных организаций - 1,1 процента.


Результатом реализации деятельности по управлению государственным долгом стало повышение в текущем году международным рейтинговым агентством "Fitch Ratings" и национальным рейтинговым агентством "Эксперт PA" кредитных рейтингов Ярославской области по международной и национальной рейтинговой шкале до уровней "BB" и "ruBBB+" соответственно.



3. Основные факторы, определяющие характер и направления долговой политики


Долговая политика определяется экономической ситуацией, сложившейся в Российской Федерации и Ярославской области, а также действующим налоговым и бюджетным законодательством Российской Федерации.


Долговая политика будет реализовываться в условиях макроэкономической неопределенности и существенных рисков для национальной экономики из-за влияния последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).


В связи с замедлением темпов экономического роста и, как следствие, сокращением поступлений налоговых и неналоговых доходов областного бюджета, необходимостью реализации приоритетных расходных обязательств, в том числе определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 15 января 2020 года, обеспечение сбалансированности областного бюджета на предстоящий трехлетний период будет осуществляться за счет государственных заимствований области.


Соблюдение условий, установленных соглашениями с Министерством финансов Российской Федерации о предоставлении области из федерального бюджета бюджетных кредитов для частичного покрытия дефицита областного бюджета, продолжает оставаться основным фактором, определяющим долговую политику.


Отнесение Ярославской области к группе заемщиков со средним уровнем долговой устойчивости влечет за собой необходимость соблюдения соответствующих требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.



4. Цели и задачи долговой политики


Долговая политика сохранит преемственность целей и задач, определенных прошедшим бюджетным циклом.


Основной целью долговой политики будет являться обеспечение сбалансированности областного бюджета для обеспечения исполнения расходных обязательств и долговых обязательств области.


Реализация долговой политики будет направлена на решение следующих задач:


- обеспечение исполнения долговых обязательств в полном объеме и в установленные сроки;


- оптимизация структуры государственного долга по видам и срокам заимствований в целях минимизации стоимости его обслуживания и обеспечения равномерной долговой нагрузки, связанной с погашением долговых обязательств;


- обеспечение минимально возможной стоимости обслуживания государственного долга с учетом ситуации на финансовом рынке.



5. Основные направления долговой политики


В связи с указанными выше целями и задачами основными направлениями долговой политики являются:


- гибкое использование различных инструментов заимствований в зависимости от ситуации на финансовом рынке;


- формирование структуры государственного долга с приоритетом среднесрочных и долгосрочных заимствований;


- оптимизация платежных графиков по долговым обязательствам области в целях обеспечения равномерной долговой нагрузки, связанной с погашением долговых обязательств, по годам;


- осуществление операций по активному управлению государственным долгом в целях снижения расходов на его обслуживание;


- использование механизма управления остатками средств на счетах по учету средств областного бюджета;


- открытость и прозрачность долговой политики.



6. Инструменты реализации долговой политики


В качестве основных инструментов реализации долговой политики рассматриваются рыночные заимствования.


При благоприятной ситуации на финансовом рынке в среднесрочной перспективе будет продолжено использование государственных облигаций области как долгосрочного долгового инструмента, что даст возможность гибкого управления государственным долгом.


Также планируется дальнейшее привлечение кредитов кредитных организаций с учетом складывающейся конъюнктуры финансового рынка в основном в форме возобновляемых кредитных линий, что позволит оперативно привлекать кредитные ресурсы в кратчайшие сроки, а также сократить расходы на обслуживание государственного долга.


В рамках решения задачи по минимизации расходов на обслуживание государственного долга и для поддержания текущей ликвидности областного бюджета сохранится практика привлечения бюджетного кредита на пополнение остатков средств на счете бюджета.


Предоставление государственных гарантий Ярославской области в 2021 - 2023 годах не планируется.



7. Анализ рисков для областного бюджета, возникающих в процессе управления государственным долгом


Как и в предыдущем бюджетном цикле, основными рисками, связанными с реализацией долговой политики, являются риск рефинансирования и процентный риск, то есть риск увеличения объема расходов на обслуживание государственного долга вследствие изменения процентных ставок на финансовом рынке и вероятность потерь вследствие невыгодных условий привлечения заимствований на вынужденное рефинансирование уже имеющихся обязательств или невозможность рефинансировать текущие обязательства.


В текущих экономических условиях остаются риски снижения доходов и роста расходов областного бюджета в рамках реализации мер по стабилизации экономики, что может повлечь за собой увеличение долговой нагрузки областного бюджета.


С целью минимизации указанных выше рисков необходимы взвешенные и экономически обоснованные решения по принятию новых долговых обязательств.


В основе успешного прогнозирования рисков лежит аналитическая работа и мониторинг рыночной ситуации, в связи с чем в процессе управления государственным долгом будет осуществляться мониторинг состояния государственного и муниципального долга, условий привлечения рыночных заимствований субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями, а также конъюнктуры долгового рынка с целью анализа перспективы рефинансирования имеющихся долговых обязательств области.


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ