ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО
АВТОНОМНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 октября 2020 года N 1173-П
Об основных направлениях
государственной долговой политики
Ямало-Ненецкого автономного округа на 2021
год и на плановый период 2022 и 2023 годов
В соответствии с пунктом 13 статьи 107.1
Бюджетного кодекса Российской
Федерации, пунктом 2.1 Положения о
разработке проекта окружного бюджета на
очередной финансовый год и плановый
период, утвержденного постановлением
Правительства Ямало-Ненецкого
автономного округа от 24 июня 2016 года N
591-П, в целях эффективного управления
государственным долгом Ямало-Ненецкого
автономного округа Правительство
Ямало-Ненецкого автономного округа
постановляет:
Утвердить прилагаемые основные
направления государственной долговой
политики Ямало-Ненецкого автономного
округа на 2021 год и на плановый период 2022 и
2023 годов.
Губернатор
Ямало-Ненецкого автономного округа
Д.А.АРТЮХОВ
Утверждены
постановлением Правительства
Ямало-Ненецкого автономного округа
от 7 октября 2020 года N 1173-П
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО
АВТОНОМНОГО ОКРУГА НА 2021 ГОД И НА
ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2022 И 2023 ГОДОВ
1. Итоги реализации долговой политики
Ямало-Ненецкого автономного округа в 2019
году и истекшем периоде 2020 года
Государственная долговая политика
Ямало-Ненецкого автономного округа
(далее - долговая политика, автономный
округ) в предшествующем периоде была
направлена на эффективное и
ответственное управление
государственным долгом автономного
округа, сопутствующими рисками,
предполагающее поддержание долговой
нагрузки на окружной бюджет на
"комфортном" уровне.
По итогам исполнения окружного бюджета
за 2019 год и шесть месяцев 2020 года
отмечается снижение государственного
долга автономного округа.
Динамика государственного долга
автономного округа и расходов на его
обслуживание
Таблица 1
N п/п |
Наименование показателя |
На 01.01.2019 (млрд рублей) |
На 01.01.2020 (млрд рублей) |
Темп прироста к началу 2019 года (%) |
На 01.07.2020 (млрд рублей) |
Темп прироста к началу 2020 года (%) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. |
Государственный долг автономного округа - всего, в том числе |
16,84 |
16,41 |
-2,6 |
16,18 |
-1,4 |
1.1. |
Государственные ценные бумаги автономного округа |
12,98 |
12,96 |
-0,2 |
12,94 |
-0,2 |
1.2. |
Государственные гарантии автономного округа |
3,86 |
3,45 |
-10,6 |
3,24 |
-6,1 |
2. |
Объем расходов на обслуживание государственного долга автономного округа |
1,96 |
1,21 |
-38,3 |
0,61 |
-49,6 |
Объем государственного долга
автономного округа по состоянию на 01
января 2020 года составил 16,4 млрд рублей,
что ниже аналогичного показателя на
начало 2019 года на 2,6%. Отношение объема
государственного долга автономного
округа к доходам окружного бюджета без
учета безвозмездных поступлений
снизилось с 8,7% до 7,3%, что свидетельствует
о низкой долговой нагрузке на окружной
бюджет.
В первой половине 2020 года также
прослеживается тенденция к снижению
государственного долга автономного
округа, который составил 16,2 млрд рублей,
снизившись по сравнению с началом 2020
года на 1,4%.
В 2019 году в структуре долгового портфеля
автономного округа государственные
ценные бумаги автономного округа
составляли 79%, государственные гарантии
автономного округа - 21%. В 2020 году
структура государственного долга
автономного округа существенно не
изменилась, по-прежнему, основную долю
(80%) составляют государственные ценные
бумаги автономного округа.
Ежегодно между департаментом финансов
автономного округа и Управлением
Федерального казначейства по
автономному округу заключается договор
о предоставлении бюджетного кредита на
пополнение остатков средств на счетах
бюджетов субъектов Российской
Федерации, позволяющий в случае
возникновения временных кассовых
разрывов в течение финансового года
привлечь средства для поддержания
ликвидности окружного бюджета по ставке
0,1% годовых.
В 2019 году и истекшем периоде 2020 года
потребность в привлечении данного
кредита не возникала.
Также не осуществлялись иные
государственные заимствования
автономного округа и не предоставлялись
государственные гарантии автономного
округа.
Таким образом, расходы на обслуживание
государственного долга автономного
округа в 2019 году по сравнению с
аналогичным показателем 2018 года
снизились на 38,2% и составили 1,2 млрд
рублей, что соответствовало 0,6% общего
объема расходов окружного бюджета за
исключением объема расходов окружного
бюджета, которые осуществляются за счет
субвенций, предоставляемых из бюджетов
бюджетной системы Российской Федерации.
Кредитные рейтинги автономного округа,
подтвержденные российскими
рейтинговыми агентствами АКРА (АО), АО
"Эксперт РА" по национальной шкале и
международными рейтинговыми
агентствами Standard&Poor's и FitchRatings по
международной шкале, находились на
уровне суверенных рейтингов, что говорит
об инвестиционной привлекательности
автономного округа и возможности
получения более выгодных условий при
осуществлении заимствований.
В соответствии с Правилами проведения
оценки долговой устойчивости субъектов
Российской Федерации, утвержденными
постановлением Правительства
Российской Федерации от 04 марта 2020 года N
227, все показатели долговой устойчивости
автономного округа находились на уровне,
позволяющем отнести автономный округ к
субъектам Российской Федерации с
высокой долговой устойчивостью.
2. Основные факторы, определяющие
характер и направления долговой
политики автономного округа
Экономическое развитие автономного
округа в первой половине текущего года
подверглось воздействию двух глобальных
вызовов: изменение конъюнктуры на
мировых рынках углеводородов и
распространение новой коронавирусной
инфекции (COVID-19).
Данные факторы оказывают негативное
влияние на поступление основных налогов,
формирующих доходы окружного бюджета, в
первую очередь - налога на прибыль
организаций. В свою очередь, сокращение
доходной базы при одновременном росте
расходов, обусловленных финансированием
мер по противодействию распространения
новой коронавирусной инфекции (COVID-19),
могут повлечь возникновение дефицита
окружного бюджета, который в полном
объеме будет покрываться остатками
средств на едином счете окружного
бюджета, возникшими на 01 января 2020 года.
Таким образом, в 2021 - 2023 годах основными
факторами, определяющими характер и
направления долговой политики
автономного округа, будут являться:
- макроэкономические условия, в
частности, колебания конъюнктуры
мировых рынков углеводородов и валют;
- потребность финансирования дефицита
окружного бюджета и (или)
рефинансирования государственного
долга автономного округа в
среднесрочной перспективе;
- осуществление мер, направленных на
противодействие распространения новой
коронавирусной инфекции (COVID-19) на
территории автономного округа;
- приоритеты, определенные пунктом 2
перечня поручений Президента Российской
Федерации по результатам проверки
исполнения решений Президента
Российской Федерации по вопросам
эффективности принятия мер по
сокращению дефицитов региональных
бюджетов и уровня долговой нагрузки на
бюджеты субъектов Российской Федерации
от 04 января 2017 года N Пр-32, а именно
активное использование государственных
ценных бумаг субъекта Российской
Федерации как источника долгосрочного
финансирования дефицита бюджета и
минимизация привлечения коммерческих
кредитов;
- общая ситуация в российской экономике и
состояние внутреннего рынка
заимствований в частности;
- изменения бюджетного и налогового
законодательства;
- необходимость поддержания показателей
долговой устойчивости автономного
округа на уровне, позволяющем отнести
автономный округ к субъектам Российской
Федерации с высокой долговой
устойчивостью.
3. Цели и задачи государственной долговой
политики автономного округа
3.1. Основной целью долговой политики
автономного округа в среднесрочной
перспективе будет являться эффективное
управление государственным долгом
автономного округа, ориентированное на
обеспечение сбалансированности
окружного бюджета при сохранении
высокой степени долговой устойчивости, а
также необходимость своевременного и
полного исполнения долговых
обязательств автономного округа,
независимо от влияния любых
макроэкономических явлений и возможного
ухудшения конъюнктуры на мировых
рынках.
3.2. Для достижения указанной цели
необходимо обеспечить решение следующих
задач:
3.2.1. обеспечивать потребность окружного
бюджета в заемном финансировании;
3.2.2. обеспечивать своевременные расчеты
по долговым обязательствам автономного
округа в полном объеме в установленные
сроки, не допускать возникновения
просроченных обязательств автономного
округа;
3.2.3. повышать прозрачность управления
государственным долгом и обеспечивать
доступность информации о
государственном долге;
3.2.4. осуществлять оценку потенциальных
рисков, а также обеспечивать минимизацию
рисков наступления гарантийных случаев
по предоставленным государственным
гарантиям;
3.2.5. соблюдать показатели и индикаторы,
установленные государственной
программой автономного округа
"Управление государственными
финансами Ямало-Ненецкого автономного
округа и создание условий для
эффективного и ответственного
управления муниципальными финансами,
повышение устойчивости бюджетов
муниципальных образований в
Ямало-Ненецком автономном округе на 2014 -
2024 годы", утвержденной постановлением
Правительства автономного округа от 25
декабря 2013 года N 1134-П;
3.2.6. создавать условия для поддержания
рейтингов кредитоспособности
автономного округа на максимально
возможных в текущих условиях уровнях, а
также предпосылки для их повышения с
целью улучшения условий заимствований.
4. Инструменты реализации долговой
политики автономного округа
В 2021 - 2023 годах основными инструментами
реализации долговой политики
автономного округа станут:
4.1. Государственные ценные бумаги
автономного округа, выпущенные в виде
облигаций автономного округа.
Данный инструмент является
приоритетным. В рамках планируемых в
среднесрочной перспективе размещений
облигационных займов, впервые
планируется выпуск "социальных
облигаций", средства от размещения
которых будут направлены на
финансирование проектов с позитивным
социальным эффектом.
Кроме того, продолжится практика выпуска
"народных облигаций".
4.2. Бюджетный кредит на пополнение
остатка средств на едином счете
окружного бюджета.
В программе государственных
заимствований автономного округа на
очередной финансовый год будет
предусмотрена возможность привлечения
бюджетного кредита на пополнение
остатка средств на едином счете
окружного бюджета из бюджета Российской
Федерации, для чего продолжится активное
взаимодействие с Управлением
Федерального казначейства по
автономному округу по вопросу
заключения договора о предоставлении
указанного бюджетного кредита.
4.3. Остатки средств на счетах окружного
бюджета, использование которых позволит
осуществлять финансирование дефицита
окружного бюджета без увеличения
долговой нагрузки.
4.4. Средства резервного фонда
автономного округа.
Использование данного инструмента
возможно в случае недостаточности
доходов окружного бюджета для
исполнения закона об окружном бюджете по
расходам.
4.5. Банковские кредиты.
Данный инструмент долговой политики
автономного округа не рассматривается в
качестве основного инструмента. Вместе с
тем, в случае возникновения потребности
в краткосрочных заемных ресурсах на
финансирование дефицита окружного
бюджета и (или) рефинансирование
долговых обязательств автономного
округа данный инструмент может быть
использован.
4.6. Продолжится проведение сдержанной
политики в отношении предоставления
государственных гарантий автономного
округа.
5. Анализ рисков для окружного бюджета,
возникающих в процессе управления
государственным долгом автономного
округа
В настоящее время, учитывая сложившуюся
структуру государственного долга
автономного округа, возможны следующие
бюджетные риски:
5.1. Риск наступления гарантийного случая
в связи с неплатежами принципала по
обязательствам, которые были
гарантированы Правительством
автономного округа.
В настоящее время структура
государственных гарантий автономного
округа представлена одной
государственной гарантией автономного
округа, срок действия которой истекает в
июне 2021 года.
Вероятность наступления гарантийного
случая оценивается как минимальная.
Департаментом финансов автономного
округа ежеквартально проводится
проверка финансового состояния
принципала, которое не вызывает опасений
и оснований предполагать потерю
финансовой устойчивости.
5.2. Риск рефинансирования.
Учитывая низкий уровень долговой
нагрузки, вероятность невозможности
привлечения заимствований на
рефинансирование уже имеющихся
обязательств вследствие невыгодных
условий привлечения минимальна.
5.3. Риск недопоступления доходов в
окружной бюджет.
Сохранение низких цен на углеводороды,
отрицательной динамики основных
макроэкономических показателей, в том
числе темпов экономического роста, может
привести к снижению доходов окружного
бюджета.
В целях минимизации данного риска
ежегодно законом автономного округа об
окружном бюджете на очередной
финансовый год и плановый период
утверждается резервный фонд автономного
округа. Кроме того, прогнозирование
доходов окружного бюджета
осуществляется с учетом влияния
различных факторов с применением
консервативного подхода.
5.4. Риск процентной ставки.
В целях минимизации риска увеличения
расходов на обслуживание
государственного долга автономного
округа вследствие неблагоприятного
изменения процентных ставок, автономным
округом не рассматривается возможность
использования краткосрочных долговых
инструментов и инструментов с плавающей
процентной ставкой.