Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Вебинары и семинары    Бесплатно для строительной отрасли    Бесплатно для специалистов химической промышленности


ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 5 октября 2020 года N 564-рп


Об основных направлениях налоговой, бюджетной и долговой политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, характеристиках проекта закона о бюджете Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов



В соответствии с Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20 июля 2007 года N 99-оз "Об отдельных вопросах организации и осуществления бюджетного процесса в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30 апреля 2014 года N 154-п "О Порядке составления проекта закона о бюджете Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и проекта закона о бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на очередной финансовый год и плановый период", учитывая решение Общественного совета при Департаменте финансов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (протокол заседания от 16 сентября 202 года N 6):


1. Одобрить:


1.1. Основные направления налоговой, бюджетной и долговой политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов (приложение 1).


1.2. Характеристики проекта закона о бюджете Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов (приложение 2).


2. Исполнительным органам государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры при подготовке проекта закона о бюджете Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов руководствоваться основными направлениями налоговой, бюджетной и долговой политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.


3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры при подготовке проектов решений о местных бюджетах на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов руководствоваться основными направлениями налоговой, бюджетной и долговой политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.


4. Направить настоящее распоряжение в Думу Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.



Губернатор
Ханты-Мансийского

автономного округа - Югры
Н.В.КОМАРОВА



Приложение 1
к распоряжению Правительства
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
от 5 октября 2020 года N 564-рп



ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ, БЮДЖЕТНОЙ И ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ НА 2021 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2022 И 2023 ГОДОВ


Основные направления налоговой, бюджетной и долговой политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов (далее также - основные направления налоговой, бюджетной и долговой политики автономного округа на 2021 - 2023 годы) разработаны в соответствии со статьей 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации.


При их разработке учтены положения Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 15 января 2020 года, указов Президента Российской Федерации от 2012 года, Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (далее - Указ N 474), Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года, Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2030 года, бюджетного прогноза Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на период до 2036 года, Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019 - 2024 годах.


Основные направления налоговой, бюджетной и долговой политики автономного округа на 2021 - 2023 годы определяют на ближайший трехлетний период базовые принципы, условия и подходы формирования проектировок бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов (далее также - автономный округ). Их формирование осуществлялось в новых экономических условиях, складывающихся на фоне ситуации, вызванной распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19 и принятием мер по устранению ее последствий.


В сложившихся экономических условиях основными ориентирами и приоритетами налоговой, бюджетной и долговой политики автономного округа на 2021 - 2023 годы являются сохранение финансовой устойчивости и сбалансированности бюджетной системы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, обеспечение достижения национальных целей развития Российской Федерации, направленных на повышение уровня жизни граждан, создание комфортных условий для их проживания, обеспечение достойного эффективного труда людей и успешное предпринимательство, цифровую трансформацию.


Основные направления налоговой, бюджетной и долговой политики автономного округа на 2021 - 2023 годы разработаны на основе базового варианта сценарных условий прогноза социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов (далее - прогноз социально-экономического развития автономного округа на 2021 - 2023 годы), предполагающего развитие экономики в условиях действия ограничительных мер, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19 (далее - новая коронавирусная инфекция), замедления экономической активности, волатильности на глобальных финансовых и товарных рынках, сокращения добычи нефти с учетом реализации соглашения ОПЕК+.



I. Основные направления налоговой политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, основные подходы к ее формированию


Сохранение стабильных налоговых условий, повышение эффективности применения стимулирующих налоговых мер остаются ключевыми ориентирами налоговой политики автономного округа в среднесрочной перспективе.


Сохраняя преемственность реализуемых ранее мер, направленных на повышение эффективности использования доходного потенциала для обеспечения заданных темпов экономического роста, в формирование основных направлений налоговой политики в текущем году и на среднесрочный период внесены коррективы.


Основными целями реализации налоговой политики является с одной стороны сохранение условий для поддержания устойчивого роста экономики региона, предпринимательской и инвестиционной активности, с другой стороны - сохранение бюджетной устойчивости, получение необходимого объема бюджетных доходов и обеспечение сбалансированности бюджета, которые будут достигаться путем реализации следующих задач:


стимулирование инвесторов, осуществляющих реализацию проектов, обеспечивающих рост налогового потенциала, путем выбора наиболее эффективных мер государственной поддержки;


систематизация мер государственной поддержки субъектам малого и среднего бизнеса;


совершенствование законодательства автономного округа о налогах и сборах с учетом изменений в законодательстве Российской Федерации о налогах и сборах;


оптимизация перечня налоговых расходов и обеспечение оптимального выбора объектов для предоставления государственной поддержки в виде налоговых льгот;


обеспечение полноты формирования налоговой базы для увеличения поступления в бюджет имущественных налогов;


продолжение работы по эффективному межведомственному взаимодействию, целями которого являются повышение уровня собираемости региональных налогов, снижение недоимки, достижение высокой степени достоверности информации об объектах налогообложения.


Одним из ключевых принципов эффективной и сбалансированной налоговой политики является рассмотрение льгот как налоговых расходов с проведением ежегодной процедуры оценки, позволяющей сделать обоснованное заключение о целесообразности и результативности затрат бюджета, в качестве мер государственной поддержки в соответствии с целями государственных программ Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - государственные программы автономного округа) и (или) целями социально-экономической политики автономного округа, не относящимися к государственным программам автономного округа.


Текущий год является отправной точкой начала функционирования системы оценки эффективности налоговых расходов, гармонизированной с оценкой эффективности других мер государственной политики, предоставляемых в рамках государственных программ автономного округа и направленной на более эффективное и рациональное использование инструментов налогового стимулирования.


Налоговые расходы, предоставленные в автономном округе в виде льгот, пониженных ставок и налогового вычета, направлены на достижение целей 13 государственных программ автономного округа и 2 целей социально-экономической политики автономного округа, не относящихся к государственным программам автономного округа.


По итогам оценки эффективности налоговых расходов по критериям целесообразности и результативности установлено:


невостребованность 10 налоговых расходов более 5 налоговых периодов;


самоокупаемость стимулирующих налоговых расходов в 49 процентах случаев;


более половины налоговых расходов оказывают эффективное влияние на изменение значение показателей достижения целей государственных программ автономного округа.


Неэффективными признано 5 налоговых расходов, распределенных по 3 государственным программам автономного округа и соответствующих 1 цели социально-экономической политики автономного округа, не относящихся к государственным программам автономного округа. Вместе с тем кураторами налоговых расходов предложено частично сохранить предоставленные преференции в связи с тем, что существующий механизм льготного налогообложения расценивается как менее затратный и более востребованный хозяйствующими субъектами в сравнении с прямым субсидированием.


На основании результатов оценки эффективности налоговых расходов и с учетом предложений кураторов налоговых расходов предлагается:


1. Оптимизировать перечень налоговых расходов за счет отмены невостребованных и неэффективных преференций, в том числе:


1.1. Отменить невостребованные налоговые расходы по налогу на прибыль:


организациям, осуществляющим вид деятельности: "Научные исследования и разработки";


организациям, осуществляющим вид деятельности: "Технические испытания, исследования, анализ и сертификация".


1.2. Отменить невостребованные налоговые расходы по налогу на имущество организаций организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в отношении помещений, предоставляемых в аренду субъектам малого предпринимательства.


1.3. Отменить налоговую льготу по налогу на имущество организаций в отношении объектов жилищного фонда как не соответствующую целям государственных программ автономного округа и социально-экономической политики автономного округа, а также подлежащую отмене в связи с изменением налогового законодательства. Налогообложение жилых помещений осуществляется исходя из кадастровой стоимости независимо от нахождения на балансе таких объектов.


2. Оптимизировать перечень налоговых расходов за счет обеспечения оптимального выбора объектов для предоставления государственной поддержки в виде налоговых льгот.


2.1. Установить пониженную ставку по упрощенной системе налогообложения, если объектом налогообложения являются "доходы" для налогоплательщиков, основными видами экономической деятельности которых являются виды деятельности: "Научные исследования и разработки" и "Технические испытания, исследования, анализ и сертификация".


2.2. Продлить льготу по транспортному налогу для грузовых автомобилей и автобусов, применяющих в качестве моторного топлива природный газ, и установить размер льготы в 20 процентов от суммы налога, в том числе и для указанных транспортных средств, применяющих в качестве моторного топлива газовые смеси и сжиженный углеводородный газ.


Наряду с интеграцией в бюджетный процесс системы управления налоговыми расходами к особенностям формирования налоговой политики текущего периода следует отнести необходимость принятия оперативных решений как в 2020 году, так и на перспективу с целью сохранения стабильного экономического состояния предприятий отдельных отраслей.


Своевременные выверенные решения, принятые с учетом текущей экономической ситуации, являются важным механизмом сохранения финансовой устойчивости субъектов предпринимательской деятельности, обеспечения их деятельности в долгосрочной перспективе, а также сохранения занятости в наиболее пострадавших сферах.


В связи с чем приняты следующие дополнительные меры поддержки, направленные на снижение издержек бизнеса от последствий распространения новой коронавирусной инфекции.


3. В отношении малого и среднего предпринимательства.


На 2020 год:


3.1. Снижены ставки по налогу до 1 процента для субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих деятельность в отраслях, оказавшихся под наиболее серьезным влиянием негативных факторов и применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения "доходы".


3.2. Приостановлено применение коэффициента-дефлятора, учитывающего изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации, к размеру потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода (для индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения).


На 2020 - 2023 годы:


3.3. Снижены ставки по налогу на имущество организаций в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость.


В целях неувеличения роста налога на имущество организаций в результате утверждения новой кадастровой оценки по объектам капитального строения для субъектов малого и среднего предпринимательства ставка снижена: в 2020 году с 2 процентов до 0,7 процента, в 2021 году - до 1 процента, в 2022 году - до 1,3 процента, в 2023 году - до 1,6 процента.


На 2021 - 2023 годы:


3.4. Предлагается продлить действие налоговой ставки по упрощенной системе налогообложения с объектом налогообложения "доходы" в размере 1 процента для региональных социально ориентированных некоммерческих организаций, включенных в государственный реестр региональных социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки и (или) в реестр некоммерческих организаций - исполнителей общественно полезных услуг, а также для субъектов малого и среднего предпринимательства, которые признаны социальными предприятиями.


4. В целях активизации инвестиционной деятельности и снижения налоговой нагрузки на промышленные предприятия:


4.1. Расширен действующий перечень видов экономической деятельности, при осуществлении которых организация имеет право применить инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль в отношении расходов применительно к объектам основных средств, следующими видами экономической деятельности: "предоставление услуг в области ликвидации последствий загрязнений и прочих услуг, связанных с удалением отходов"; "транспортировка и хранение, за исключением трубопроводного транспорта"; "деятельность в области информации и связи"; "обработка вторичного сырья".


4.2. Увеличен предельный размер вычета от суммы расходов, указанных в абзаце втором пункта 1 и пункте 2 статьи 257 Налогового кодекса Российской Федерации, с 45 до 70 процентов.


4.3. Снижен установленный действующим региональным законодательством предельный размер ставки налога на прибыль организаций, применяемый для определения предельной величины инвестиционного налогового вычета, с 10 до 7 процентов.


4.4. Предоставлено право на применение инвестиционного налогового вычета в размерах, установленных подпунктом 5 пункта 2 статьи 286.1 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении расходов на создание объектов транспортной, коммунальной и социальной инфраструктуры, являющихся обязательством, предусмотренным условиями договора о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья, заключенного с налогоплательщиком в соответствии с положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации.


Расширение параметров и периметра действия инвестиционного налогового вычета позволит сохранить уровень инвестиционной активности организаций, осуществляющих деятельность в автономном округе. Доля инвестиций в основной капитал (основные средства) организаций, которые вправе применить инвестиционный налоговый вычет в период 2021 - 2023 годов, сохранится на уровне 3 процентов в общем объеме инвестиций в основной капитал (основные средства).


4.5. Планируется установить льготу по налогу на имущество для организаций в отношении имущества, созданного в процессе реализации инвестиционных проектов, по которым заключены соглашения о защите и поощрении капиталовложений в течение 5 лет с даты ввода объекта недвижимого имущества в эксплуатацию.


Принятие Федерального закона "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации" обуславливает переход на новый инвестиционный режим. Запуск проектов в рамках соглашений о защите и поощрении капиталовложений является тем набором инструментов, разработанным в целях перезапуска инвестиционного цикла в каждом регионе, который позволит выйти на устойчивый рост капиталовложений.


По данным Департамента экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, доля инвестиций в основной капитал (основные средства) организаций, реализующих инвестиционные проекты на основании соглашения о защите и поощрении капиталовложений, составит в 2022 году 3 - 4 процента, в 2023 - 2025 годах - 1 - 2 процента ежегодно в общем объеме инвестиций в основной капитал (основные средства).


Льготы в отношении организаций, реализующих инвестиционные проекты в соответствии с соглашением о защите и поощрении капиталовложений, соответствуют целям и задачам, содержащимся в документах стратегического планирования (Стратегия автономного округа 2030, прогноз социально-экономического развития автономного округа на период 2020 - 2022 годы, государственная программа автономного округа "Развитие экономического потенциала"), в части целевых показателей, характеризующих объем инвестиций в основной капитал (основные средства).


4.6. Предлагается изменить условия для применения пониженной ставки по налогу на прибыль для организаций, являющихся владельцами лицензий на пользование участками недр на территории автономного округа, содержащими месторождения углеводородного сырья, которые вкладывают инвестиции в основной капитал (основные средства) и осуществляют расходы на проведение геологоразведочных работ на территории автономного округа, с учетом внешних факторов, влияющих на способность организаций сохранить инвестиции в автономном округе.


Данное решение позволит сохранить для компаний пониженные ставки в условиях снижения инвестиций и позволит минимизировать последствия кризиса в целом для автономного округа.


5. В целях совершенствования законодательства автономного округа о налогах и сборах с учетом изменений в законодательстве Российской Федерации о налогах и сборах планируется:


5.1. Установить по налогу на имущество организаций виды объектов недвижимости, которые будут облагаться налогом исходя из кадастровой стоимости в соответствии с новой редакцией подпункта 4 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а именно: жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.


5.2. Продлить, до 2024 года действие на территории автономного округа налоговой ставки в размере 0 процентов для впервые зарегистрированных налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды предпринимательской деятельности, определенные статьями 2 и 3 Закона автономного округа "Об установлении на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры налоговой ставки в размере 0 процентов по упрощенной системе налогообложения и патентной системе налогообложения".


5.3. Привести виды предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться патентная система налогообложения, в соответствие с ОКВЭД 2 с расширением перечня за счет разукрупнения подпункта 21 пункта 2 статьи 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации "прочие услуги производственного характера".



II. Основные направления бюджетной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и подходы к формированию характеристик проекта бюджета автономного округа на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов


В результате распространения новой коронавирусной инфекции и возникшими в связи с этим ограничениями, замедлением экономического роста, сокращением поступлений доходов обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджетной системы региона приобретает особую актуальность.


На реализацию бюджетной политики и исполнение бюджета автономного округа в планируемом периоде могут оказать влияние следующие сдерживающие факторы:


замедление экономической активности в связи с соблюдением ограничительных мер из-за распространения новой коронавирусной инфекции;


высокий уровень волатильности нефтяных котировок и валютных курсов;


изменение федерального бюджетного законодательства, затрагивающего основные доходные источники бюджета автономного округа;


ограниченные возможности на получение финансовой помощи из федерального бюджета в связи со статусом региона-донора.


С учетом возможного влияния указанных факторов основными приоритетами в среднесрочной перспективе в области доходов являются:


снижение зависимости региональных финансов от динамики цен на нефть;


поддержка инвестиционной активности, в том числе привлечение частных инвестиций в экономику автономного округа;


повышение предпринимательской активности;


расширение доходной базы бюджета автономного округа.


При формировании доходов бюджета автономного округа на 2021 - 2023 годы применен подход "без завышенных ожиданий", что позволит минимизировать риски разбалансированности бюджета автономного округа в процессе его исполнения и обеспечит возможность для его корректировки в сторону увеличения в случае улучшения ситуации в планируемом периоде.


При расчете доходов учтены основные изменения налогового законодательства, связанные с:


введением моратория до 1 января 2023 года на создание новых и изменение состава действующих консолидированных групп налогоплательщиков;


прекращением действия с 1 января 2021 года единого налога на вмененный доход;


продолжением действия до 1 января 2023 года льготного налогообложения по налогу на прибыль организаций, не предусмотренного главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации.


Ключевым приоритетом бюджетной политики автономного округа в области расходов на 2021 - 2023 годы является обеспечение выполнения национальных целей и стратегических задач развития, скорректированных Указом N 474, положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 15 января 2020 года, реализация мероприятий по повышению доходов граждан и снижению напряженности на рынке труда, безусловное исполнение социально значимых обязательств.


В связи с актуализацией в Указе N 474 национальных целей развития, целевых показателей и горизонта их достижения исполнительным органам государственной власти автономного округа - кураторам региональных проектов необходимо осуществить корректировку региональных проектов и их финансового обеспечения с учетом изменений, принятых по национальным проектам.


В проекте бюджета автономного округа на 2021 - 2023 годы расходы на реализацию региональных проектов обеспечиваются ответственными исполнителями государственных программ автономного округа в приоритетном порядке.


Детальному планированию и мониторингу реализации региональных проектов будет способствовать внедрение нового инструмента управления региональными проектами - рабочего плана проекта, который будет включать перечень конечных материальных и (или) нематериальных объектов, планируемых к получению в результате реализации проекта. По каждому такому объекту будет определен ответственный исполнитель - распорядитель бюджетных средств (держатель контракта на закупку товаров, работ и услуг).


Внедрение рабочих планов позволит также формализовать участие муниципальных образований автономного округа в реализации региональных проектов.


В 2020 году распространение новой коронавирусной инфекции привело к корректировке реализуемой в автономном округе бюджетной политики. В оперативном порядке перераспределены бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с профилактикой и устранением последствий распространения новой коронавирусной инфекции и предотвращением влияния ухудшения экономической ситуации на развитие отраслей экономики.


Значительные ресурсы бюджета автономного округа перенаправлены в сферу здравоохранения, на оказание мер социальной поддержки наименее защищенным категориям граждан, на поддержку в период режима повышенной готовности субъектов малого и среднего предпринимательства, некоммерческих организаций и социальных предприятий, а также мер дополнительной финансовой поддержки муниципальных образований автономного округа.


В планируемом трехлетнем периоде 2021 год будет годом адаптации бюджетной системы автономного округа к преодолению последствий, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции.


Учитывая, что уровень оплаты труда определенных в указах Президента Российской Федерации отдельных категорий работников бюджетной сферы зависит от значения показателя среднемесячного дохода от трудовой деятельности по региону, важно обеспечить на планируемый период точность оценки по прогнозу указанного показателя, что позволит качественно спланировать расходы бюджета автономного округа на оплату труда указанных категорий работников бюджетной сферы.


Главным распорядителям средств бюджета автономного округа необходимо обеспечить соблюдение параметров, установленных указами Президента Российской Федерации от 2012 года, по соотношению средней заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы, подпадающих под действие указов, к уровню среднемесячного дохода от трудовой деятельности, сложившегося по региону.


Продолжится реализация мероприятий по предоставлению социальных гарантий отдельным категориям граждан и семьям с детьми с сохранением политики финансовой поддержки семей при рождении детей, а также выстраивание эффективной системы социального сопровождения по выводу граждан и семей с детьми из трудной жизненной ситуации и состояния бедности.


Планируется модернизация системы оказания государственной социальной помощи на основе социального контракта, предусматривающего обязательные для граждан мероприятия по активному поиску работы, дополнительного заработка, совмещению профессий, дополнительному обучению и профессиональной переориентации, регистрации в целях поиска подходящей работы в органах службы занятости.


Для стабилизации ситуации по уровню безработицы и росту показателей напряженности на рынке труда приоритетным направлением в предстоящем периоде будет реализация мероприятий активной поддержки занятости, в том числе путем создания условий, включая инфраструктурные, для развития и коммерциализации творческого потенциала населения автономного округа через обучение видам деятельности, входящим в состав креативных индустрий, и предпринимательским навыкам - не менее 10 тысяч югорчан.


Для увеличения численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, в том числе занятых в отраслях обрабатывающей промышленности, в предстоящий период планируется создание особой экономической зоны промышленно-производственного типа, завершение создания системы акселерации субъектов малого и среднего предпринимательства, включающей комплекс мероприятий, предусматривающих софинансирование затрат управляющих компаний промышленных (индустриальных) парков и промышленных технопарков, направленных на создание, развитие и реконструкцию объектов промышленной инфраструктуры, продолжение реализации мероприятий по популяризации предпринимательства и улучшению условий ведения предпринимательской деятельности.


Будет продолжена поддержка основных отраслей сельскохозяйственного производства: мясного и молочного животноводства, оленеводства, птицеводства, растениеводства.


В сфере сельского хозяйства планируется провести мероприятия, направленные на вовлечение выбывших сельскохозяйственных угодий в сельскохозяйственный оборот и на продвижение отечественных разработок по развитию племенного животноводства.


Продолжится реализация адресной программы автономного округа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, обеспечению жильем отдельных категорий граждан, строительству и реконструкции систем водоснабжения, формированию комфортной городской среды, проведению капитального ремонта коммунальных объектов.


В связи с принятием Закона автономного округа от 26 июня 2020 года N 59-оз "О государственной поддержке инвестиционной деятельности, защите и поощрении капиталовложений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", целью которого является создание благоприятных условий для привлечения инвестиций, защита и поощрение капиталовложений, расходы, связанные со строительством, реконструкцией, приобретением социальных объектов недвижимого имущества государственной и муниципальной собственности, реализации крупных инфраструктурных проектов (строительство второго моста через Обь в районе Сургута), объектов, иных проектов в сферах экономики автономного округа, определенных указанным законом, создаваемых в соответствии с соглашениями о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве и концессионными соглашениями, в том числе по созданию современной инфраструктуры в сфере обращения с отходами, включая комплексные межмуниципальные полигоны по обработке, обезвреживанию и размещению отходов, обеспечивающие сортировку отходов и снижение объема отходов, направляемых на полигоны, объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем будут формироваться в государственных программах автономного округа в соответствии с порядком принятия решений о подготовке и реализации бюджетных инвестиций, определяющим приоритетными объекты, для создания которых обеспечивается привлечение частных инвестиций.


Для оценки инвестиционных проектов, в том числе в социальной сфере Губернатором автономного округа принято решение о создании системы "Инвестиционный бюджет", которая будет анализировать их влияние на среднесрочное, долгосрочное планирование и социально-экономические показатели региона. "Инвестиционный бюджет" предусматривает приоритетную поддержку проектов с наиболее высокой бюджетной и социальной эффективностью.


В ближайшей перспективе особенно актуальной становится задача повышения эффективности бюджетных расходов, выявления внутренних резервов и перераспределения их в пользу приоритетных направлений расходов и проектов.


В соответствии с Планом мероприятий по реализации Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019 - 2024 годах, утвержденной распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 января 2019 года N 117-р, в автономном округе, начиная с 2021 года, планируется ежегодное проведение обзоров бюджетных расходов.


Определены первые объекты обзоров расходов бюджета автономного округа, планируемые к проведению в 2021 году. Это расходы, администрируемые главным распорядителем средств бюджета автономного округа - Департаментом государственной гражданской службы и кадровой политики автономного округа, расходы, направляемые на реализацию государственной программы автономного округа "Поддержка занятости населения", утвержденной Постановлением Правительства автономного округа от 5 октября 2018 года N 343-п, на оказание услуги "Бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов".


По результатам обзоров расходов неэффективно используемые ресурсы будут предлагаться к перераспределению на решение приоритетных задач и учитываться при составлении проекта бюджета автономного округа на очередной финансовый год и плановый период.


В плановом периоде продолжится реализация мер, направленных на повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе за счет централизации сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг.


Повышению эффективности и качества, оказываемых государственных и муниципальных услуг в социальной сфере, будет способствовать дальнейшая реализация в автономном округе в качестве пилотного региона совместно с Министерством финансов Российской Федерации механизмов организации оказания государственных и муниципальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2020 года N 189-ФЗ "О государственном социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере".


Внедрение новых подходов к организации оказания услуг в социальной сфере на основе государственного (муниципального) социального заказа позволит повысить качество и доступность услуг в социальной сфере для граждан за счет расширения рынка поставщиков - негосударственных исполнителей в условиях открытой конкуренции на единых условиях с государственными (муниципальными) организациями.


За основу формирования базовых бюджетных ассигнований на 2021 - 2023 годы приняты параметры первоначально утвержденных бюджетных ассигнований на 2020 год Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 21 ноября 2019 года N 75-оз "О бюджете Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2020 год и плановый период на 2021 и 2022 годов" (далее также - Закон о бюджете) без учета федеральных средств.


В объемах базовых бюджетных ассигнований на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов учтены:


1) изменение сценарных условий и основных показателей прогноза социально-экономического развития автономного округа на 2021 - 2023 годы;


2) изменение среднесписочной численности категорий работников, подпадающих под действие указов Президента Российской Федерации от 2012 года;


3) изменение базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;


4) изменение с 1 января 2021 года величины прожиточного минимума пенсионеров и величины прожиточного минимума детей, учитываемых соответственно для определения размера социальной доплаты к пенсии и ежемесячной денежной выплаты в случае рождения третьего и последующего ребенка;


5) индексация стипендий обучающихся в учреждениях профессионального и высшего образования с 1 сентября 2021 года с учетом досчета предыдущей индексации на полный год;


6) увеличение расходов на питание обучающихся (включая межбюджетные трансферты) с учетом изменения численности контингента, увеличения размера норматива в целях обеспечения здорового питания обучающихся и увеличения торговой наценки до 100 процентов;


7) увеличение расходов на создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми с учетом решений, принятых Правительством автономного округа в текущем году, по увеличению размера "сертификата дошкольника" с 3 до 4 тысяч рублей;


8) увеличение расходов на обеспечение лекарственными препаратами детей с редкими (орфанными) заболеваниями, граждан, страдающих онкологическими и онкогемотологическими заболеваниями, а также на льготное лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан (из расчета фактической численности за 2019 год);


9) увеличение расходов на уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения (в соответствии с федеральной методикой) в связи с увеличением численности неработающего населения;


10) изменение численности участников мероприятий по временному трудоустройству;


11) завершение строительства начатых объектов.


В среднесрочной перспективе бюджетная политика в сфере межбюджетных отношений будет направлена на поддержание устойчивости и сбалансированности местных бюджетов, сохранение предсказуемости и повышение эффективности предоставления межбюджетных трансфертов, усиление ответственности органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа за проводимую бюджетную политику.


В 2020 году в связи с распространением новой коронавирусной инфекции Правительство автономного округа в оперативном порядке принимало решения, направленные на обеспечение сбалансированности местных бюджетов и дополнительное финансовое обеспечение реализации мероприятий, связанных с профилактикой и устранением последствий распространения новой коронавирусной инфекции, за счет предоставляемой дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов городских округов и муниципальных районов автономного округа и средств, выделяемых из резервного фонда Правительства автономного округа.


Муниципальным образованиям автономного округа за счет средств бюджета автономного округа частично компенсированы выпадающие доходы в результате принятия мер поддержки, оказываемых организациям и индивидуальным предпринимателям, занятым в сферах деятельности, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.


В условиях сохраняющейся неопределенности в предстоящем трехлетнем периоде органы местного самоуправления муниципальных образований автономного округа должны будут обеспечить эффективное управление муниципальными финансами.


Муниципальные образования автономного округа, являющиеся получателями дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) или доходов по заменяющим указанные дотации дополнительным нормативам отчислений от налога на доходы физических лиц, должны обеспечить осуществление мер по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов в соответствии с заключаемыми соглашениями.


Распределение выравнивающих трансфертов будет осуществляться с учетом сохранения основных подходов к их распределению, установленных Законом автономного округа от 10 ноября 2008 года N 132-оз "О межбюджетных отношениях в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре". В предстоящем трехлетнем периоде планируется сохранить индексацию объемов выравнивающих трансфертов на уровень инфляции.


В 2021 - 2023 годах в целях содействия устойчивому исполнению местных бюджетов сохраняется механизм предоставления дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов муниципальных образований автономного округа.


Распределение всех межбюджетных трансфертов из бюджета автономного округа по муниципальным образованиям автономного округа, как и в предыдущий период, будет осуществляться Законом о бюджете за исключением межбюджетных трансфертов, распределяемых по результатам проведенных конкурсов.


Повышению предсказуемости предоставления субсидий из бюджета автономного округа способствует подписание соглашений главными распорядителями средств бюджета автономного округа с муниципальными образованиями автономного округа до 1 февраля текущего финансового года.


В связи с принятием Федерального закона от 20 июля 2020 года N 236-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", установившего единые правовые нормы реализации инициативных проектов на муниципальном уровне, муниципальным образованиям автономного округа и ответственным исполнителям государственных программ автономного округа, осуществляющим предоставление субсидий из бюджета автономного округа на поддержку местных инициатив, необходимо принятые правовые акты привести в соответствие с указанным федеральным законом.



III. Основные направления долговой политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов


Долговая политика автономного округа определяет основные направления деятельности Правительства автономного округа по управлению государственным долгом автономного округа в целях реализации ответственной долговой политики автономного округа и повышения ее эффективности. Основные направления долговой политики автономного округа сформированы с учетом положений пункта 13 статьи 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.



Итоги реализации долговой политики автономного округа в 2019 - 2020 годах


Долговая политика автономного округа предыдущих лет способствовала поддержанию уровня долговой нагрузки автономного округа на низком уровне.


Государственный долг автономного округа по состоянию на 1 января 2020 года сократился по сравнению с 1 январем 2019 года на 1 400,0 млн. рублей и составил 13 000,0 млн. рублей или 5,7 процентов от доходов бюджета автономного округа без учета безвозмездных поступлений. В 2019 году полностью погашены государственные облигации автономного округа 2014 года выпуска.


Государственный долг автономного округа в полном объеме состоит из государственных облигационных займов со сроком погашения до 2024 года.


Бюджет автономного округа за 2019 год исполнен с профицитом, в связи с чем государственные заимствования в 2019 году не осуществлялись.


Расходы на обслуживание долговых обязательств автономного округа за 2019 год составили 1 237,2 млн. рублей или 0,5 процентов от расходов бюджета автономного округа, за исключением средств, предоставляемых из бюджета Российской Федерации.


Погашение и обслуживание долговых обязательств автономного округа осуществлялось в установленный срок и в полном объеме.


По итогам исполнения бюджета автономного округа за 2019 год ограничения по уровню государственного долга и расходов на его обслуживание, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации, соблюдены.


По уровню долговой нагрузки по итогам 2019 года автономный округ занимает 9-е место среди субъектов Российской Федерации.


До конца текущего года осуществление заимствований не предусмотрено.


На конец 2020 года государственный долг автономного округа запланирован в размере 5,5 процентов от доходов бюджета автономного округа без учета безвозмездных поступлений.


В 2017 году Аналитическое Кредитное Рейтинговое Агентство (АКРА) присвоило автономному округу кредитный рейтинг наивысшего уровня по национальной шкале "ААА(RU)", прогноз "Стабильный". В 2018 - 2020 годах АКРА подтвердило кредитный рейтинг региона на наивысшем уровне.


Кредитный рейтинг облигационных выпусков автономного округа соответствует кредитному рейтингу региона.


Наивысший уровень кредитного рейтинга автономного округа обусловлен высокими показателями региональной экономики, высоким уровнем ликвидности бюджета автономного округа и низкой долговой нагрузкой.



Основные факторы, определяющие характер и направления долговой политики автономного округа на 2021 - 2023 годы


Долговая политика автономного округа определяется текущими особенностями развития экономики автономного округа и Российской Федерации в целом, а также требованиями бюджетного законодательства Российской Федерации.


В связи с формированием бюджета автономного округа на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов с дефицитом планируется для его покрытия привлечение заемных средств. Осуществление государственных заимствований приведет к увеличению долговых обязательств автономного округа.


Вместе с тем приоритеты долговой политики автономного округа, сложившиеся в 2018 - 2020 годах, будут сохранены и направлены на:


поддержание объема государственного долга автономного округа на уровне, не превышающем 50 процентов от общего годового объема доходов бюджета автономного округа, без учета объема безвозмездных поступлений;


поддержание суммы платежей по погашению и обслуживанию государственного долга автономного округа на уровне, не превышающем 13 процентов от общего объема налоговых и неналоговых доходов бюджета субъекта автономного округа и дотаций из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;


поддержание объема расходов на обслуживание государственного долга автономного округа на уровне, не превышающем 5 процентов от общего объема расходов бюджета автономного округа, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;


сохранение финансовой устойчивости бюджета автономного округа;


сохранение репутации автономного округа как надежного заемщика, безупречно и своевременно выполняющего финансовые обязательства (поддержание высокого кредитного рейтинга);


обеспечение доступности информации о государственном долге автономного округа.



Цели и задачи долговой политики автономного округа на 2021 - 2023 годы


Долговая политика автономного округа в 2021 - 2023 годах, как и в предыдущем периоде, будет нацелена на поддержание долговой нагрузки на бюджет автономного округа на уровне, относящем автономный округ к субъектам Российской Федерации с высокой долговой устойчивостью.


Для достижения цели необходимо обеспечить:


эффективность осуществления государственных заимствований;


привлечение необходимого объема государственных заимствований, способных обеспечить решение социально-экономических задач развития автономного округа, не допустив при этом необоснованного роста государственного долга и повышения рисков неисполнения долговых обязательств;


взаимосвязь принятия решения о заимствованиях с реальными потребностями бюджета автономного округа в заемных средствах;


контроль за объемом заимствований, прогнозируемом при среднесрочном планировании;


прозрачность процессов управления государственным долгом автономного округа;


гибкое реагирование на изменяющиеся условия финансовых рынков и использование наиболее благоприятных форм заимствований;


раскрытие информации о долговых обязательствах и проводимой заемной политике;


оперативное управление долговыми обязательствами (корректировка сроков привлечения заимствований, сокращение объема заимствований с учетом результатов исполнения бюджета автономного округа).



Инструменты реализации долговой политики автономного округа в 2021 - 2023 годах


В качестве источника финансирования дефицита бюджета автономного округа будут использоваться государственные ценные бумаги автономного округа и кредиты банков.


В соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 4 января 2017 года N Пр-32 в 2021 - 2023 годах в случае благоприятной конъюнктуры на финансовом рынке автономный округ планирует использование государственных ценных бумаг в качестве источника среднесрочного и долгосрочного финансирования дефицита бюджета. Основными преимуществами указанного инструмента заимствования являются конкурентный механизм ценообразования, возможность гибкого управления государственным долгом при размещении государственных ценных бумаг, связанное с установлением объемов и графиков платежей, а также повышение открытости и прозрачности долговой политики региона.


Привлечение кредитных ресурсов планируется осуществлять с учетом складывающейся на рынке конъюнктуры в основном в форме возобновляемых кредитных линий, что позволит в случае нехватки бюджетных средств привлекать и погашать кредитные ресурсы в кратчайшие сроки, а также обеспечит экономию бюджетных средств на обслуживании государственного долга.


Основными инструментами реализации долговой политики являются:


осуществление мониторинга конъюнктуры долгового рынка;


осуществление мониторинга соответствия параметров государственного долга автономного округа ограничениям, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящей долговой политикой;


привлечение заимствований на среднесрочный и долгосрочный периоды на благоприятных для автономного округа условиях по срокам погашения и равномерного распределения долговой нагрузки на бюджет;


использование государственных ценных бумаг автономного округа в качестве долгосрочного долгового инструмента планирования при благоприятной конъюнктуре финансового рынка.


Расходные обязательства автономного округа по обслуживанию государственного долга автономного округа в 2021 - 2023 годах будут определяться на основании действующих долговых обязательств, прогнозного уровня доходности государственных облигаций автономного округа и прогнозной стоимости кредитных ресурсов.



Анализ рисков для бюджета автономного округа, возникающих в процессе управления государственным долгом автономного округа


Финансовые риски представляют собой возможность финансовых потерь бюджета автономного округа в результате наступления определенных событий или совершения определенных действий, которые не могут быть заранее предсказаны.


Для бюджета автономного округа возможны следующие финансовые риски:


рыночный риск - отрицательное влияние повышения процентных ставок на стоимость обслуживания государственного долга;


риск ликвидности - сложность выполнения обязательств в полном объеме;


операционный риск - технические сбои, чрезвычайные ситуации, обстоятельства непреодолимой силы.


Основной целью управления финансовыми рисками является их минимизация в результате проведения мероприятий, позволяющих прогнозировать наступление рисковых событий и принимать меры по исключению или снижению отрицательных последствий их наступления.



Приложение 2
к распоряжению Правительства
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
от 5 октября 2020 года N 564-рп



ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОЕКТА ЗАКОНА О БЮДЖЕТЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ НА 2021 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2022 И 2023 ГОДОВ



тыс. рублей

Показатель <1>

2021 год

2022 год

2023 год

Доходы

212249937,1

213325620,2

217927170,4

Расходы

247447005,5

243641255,9

245149349,4

Дефицит (-),

Профицит (+)

-35197068,4

-30315635,7

-27222179,0


<1> без учета безвозмездных поступлений из федерального бюджета и замены дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности дополнительными нормативами отчислений от налога на доходы физических лиц


 


 

Яндекс.Метрика    © 2021 Кодекс ИТ   
На сайте использованы иконки Yusuke Kamiyamane