Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


ГЛАВА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

УКАЗ

от 05 октября 2020 года N 302-УГ


Об Основных направлениях бюджетной и налоговой политики Республики Мордовия на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов



В соответствии со статьей 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Законом Республики Мордовия от 14 июля 2008 г. N 56-З "О бюджетном процессе в Республике Мордовия" постановляю:


1. Утвердить прилагаемые Основные направления бюджетной и налоговой политики Республики Мордовия на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.


2. Настоящий Указ вступает в силу со дня официального опубликования.



Глава Республики Мордовия
В.Д.ВОЛКОВ


г. Саранск

5 октября 2020 года

N 302-УГ



Утверждены
Указом Главы Республики Мордовия
от 5 октября 2020 г. N 302-УГ



ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ НА 2021 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2022 И 2023 ГОДОВ


Основные направления бюджетной и налоговой политики Республики Мордовия на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов определяют на ближайший трехлетний период базовые принципы, условия и подходы, используемые при составлении республиканского бюджета Республики Мордовия на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов. Их формирование осуществлялось в новых экономических условиях, складывающихся на фоне ситуации вызванной распространением новой коронавирусной инфекции и принятием мер по устранению ее последствий.



Основные направления бюджетной политики Республики Мордовия на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов


В 2020 году меры по ограничению распространения новой коронавирусной инфекции привели к снижению деловой активности и, как следствие, к снижению налоговых и неналоговых доходов в бюджеты всех уровней, в том числе в республиканский бюджет Республики Мордовия (далее - республиканский бюджет). При этом уровень недополученных доходов республиканского бюджета будет зависеть от продолжительности карантинных мер, объема принимаемых мер государственной поддержки и их влияния на структуру отраслей экономики, длительности цикла восстановления деятельности пострадавших хозяйствующих субъектов.


В таких достаточно сложных экономических условиях основными ориентирами и приоритетами бюджетной политики Республики Мордовия являются сохранение сбалансированности и финансовой устойчивости бюджетной системы Республики Мордовия, обеспечение достижения национальных целей развития Российской Федерации, направленных на повышение уровня жизни граждан, создание комфортных условий для их проживания, обеспечение достойного эффективного труда людей и успешное предпринимательство.


Основными направлениями бюджетной политики Республики Мордовия в среднесрочной перспективе являются:


1) обеспечение устойчивости и сбалансированности республиканского бюджета, сохранение долговой устойчивости в условиях ухудшения экономической ситуации, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции, и падения собственных доходов;


2) концентрация финансовых ресурсов на достижении целей, показателей и результатов региональных проектов, направленных на достижение соответствующих результатов федеральных проектов.


Достижение целей региональных проектов должно быть обеспечено за счет реализации мероприятий региональных проектов, сбалансированных по срокам, ожидаемым результатам и параметрам ресурсного обеспечения.


В целях организации эффективной системы мониторинга реализации региональных проектов необходимо обеспечить обособление мероприятий региональных проектов в качестве отдельных структурных элементов государственных программ Республики Мордовия и учет бюджетных ассигнований на их реализацию по отдельным кодам бюджетной классификации, а также увязку направлений расходов республиканского бюджета с результатами региональных проектов, позволяющую осуществить контроль за использованием бюджетных средств на реализацию региональных проектов;


3) повышение эффективности использования бюджетных средств путем принятия мер, направленных на:


неустановление расходных обязательств, не обеспеченных реальными доходными источниками и не связанных с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;


предоставление мер социальной поддержки с соблюдением критериев адресности и нуждаемости с целью оптимального перераспределения бюджетных средств для оказания поддержки наиболее социально незащищенным категориям граждан;


повышение качества оказания государственных услуг (работ) за счет проведения оптимизационных мероприятий структуры сети и штатной численности государственных учреждений Республики Мордовия на основе сокращения невостребованных государственных услуг (работ), перевода ряда обеспечивающих функций и услуг на условия аутсорсинга, централизации функций бухгалтерского учета, закупочной деятельности, управления кадрами;


привлечение к оказанию услуг в социальной сфере, предоставляемых населению, организаций негосударственного сектора экономики;


поддержание оптимальных объемов и структуры расходов на реализацию функций и полномочий органов государственной власти Республики Мордовия, стимулирование их к поиску внутренних резервов и оптимизации бюджетных расходов, исключение дублирования функций и полномочий;


неувеличение штатной численности работников аппаратов органов государственной власти Республики Мордовия, за исключением случаев, связанных с изменением функций и полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Мордовия;


соблюдение норматива формирования расходов на содержание органов государственной власти Республики Мордовия, установленного Правительством Российской Федерации;


совершенствование системы закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Республики Мордовия, в том числе путем:


- планирования закупок для обеспечения государственных нужд Республики Мордовия в неразрывной связи с бюджетным процессом;


- централизации полномочий на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков Республики Мордовия в отношении закупок, осуществляемых конкурентными способами, начальная (максимальная) цена которых превышает 100 тыс. рублей, в целях эффективного использования бюджетных средств и снижения количества нарушений при описании объектов закупок;


- расширения практики проведения совместных процедур определения поставщиков в целях консолидации закупок одной и той же продукции;


- построения эффективной системы осуществления контроля за исполнением государственных контрактов, в том числе полноты и качества удовлетворения государственных нужд Республики Мордовия;


повышение эффективности работы с государственным имуществом Республики Мордовия в целях оптимизации расходов на содержание государственного имущества Республики Мордовия, а именно:


- проведение мероприятий по изъятию, продаже или сдаче в аренду в установленном порядке излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению государственного имущества Республики Мордовия, а также по постановке на учет неучтенных объектов Республики Мордовия, выявленных после проведения инвентаризации;


- проведение приватизации государственного имущества Республики Мордовия в соответствии с прогнозным планом;


- высвобождение неэффективно используемых ресурсов для их перенаправления на решение приоритетных задач;


- недопущение роста кредиторской и дебиторской задолженности и принятие мер по их ликвидации;


развитие и совершенствование системы финансового контроля путем:


- стандартизации контрольной деятельности в соответствии с федеральными стандартами внутреннего государственного финансового контроля, предусматривающую единые принципы контрольной деятельности, правила планирования контрольных мероприятий, оформления и реализации их результатов;


- усиления контроля за соблюдением требований к обоснованию государственных закупок, правил нормирования, обоснования начальной максимальной цены контракта и за исполнением контрактов;


- ориентации государственного финансового контроля на оценку эффективности государственных ресурсов, переход с контроля над финансовыми потоками к контролю за результатами их использования;


- повышение надежности и эффективности внутреннего финансового аудита, контроля за деятельностью государственных учреждений Республики Мордовия;


- повышение качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств республиканского бюджета;


- создание условий для развития конкуренции за счет развития инструментов финансовой и имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, развития государственно-частного партнерства;


- проведение работы по оптимизации бюджетных расходов на реализацию инфраструктурных проектов, в том числе путем привлечения частных инвесторов;


- приоритетное финансирование мероприятий, связанных с завершением строительства (реконструкции) объектов с высокой степенью готовности, а также объектов, строящихся с привлечением средств федерального бюджета и за счет внебюджетных источников, с учетом положений постановления Правительства Российской Федерации от 24 октября 2018 г. N 1268 "Об утверждении общих требований к установлению случаев и условий продления срока исполнения бюджетной меры принуждения";


4) развитие системы межбюджетных отношений.


Важнейшей задачей развития межбюджетных отношений является расширение финансовой самостоятельности органов местного самоуправления, создание стимулов для дальнейшего наращивания налогового потенциала, повышения качества управления муниципальными финансами, сокращения неэффективных расходов, повышения качества предоставления муниципальных услуг.


Бюджетная политика в сфере межбюджетных отношений будет направлена на дальнейшее обеспечение сбалансированности и финансовой устойчивости бюджетов муниципальных образований в Республике Мордовия (далее - муниципальное образование), в том числе путем предоставления межбюджетных трансфертов из республиканского бюджета в целях обеспечения гарантий для муниципальных образований наличия ресурсов для финансирования социально значимых расходов.


Необходимо продолжить реализацию мер, направленных на повышение эффективности и оптимизацию расходов бюджетов муниципальных образований, ограничение дефицита и уровня муниципального долга. Принятие новых расходных обязательств должно осуществляться только при наличии финансового обеспечения или сокращении неэффективных расходов бюджетов муниципальных образований. Планирование бюджетных ассигнований должно осуществляться в жесткой увязке с целями, задачами и показателями муниципальных программ.


В условиях ограниченности бюджетных ресурсов и имеющихся рисков несбалансированности местных бюджетов необходимо усилить ответственность органов местного самоуправления за проводимую бюджетную политику в части:


соблюдения условий соглашений о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов муниципальных образований;


безусловного исполнения принятых расходных обязательств;


оптимизации и повышения эффективности бюджетных расходов и увеличения собственных доходов местных бюджетов;


повышения результативности расходования полученных из республиканского бюджета целевых межбюджетных трансфертов и выполнения обязательств по достижению целей их предоставления;


сокращения муниципального долга.


Кроме того, органам государственной власти Республики Мордовия совместно с органами местного самоуправления необходимо проанализировать возможность создания муниципальных округов в Республике Мордовия и их интеграции в бюджетную систему Республики Мордовия;


5) обеспечение прозрачности и открытости бюджетного процесса, доступности информации о государственных финансах Республики Мордовия посредством:


совершенствования механизмов предоставления информации о бюджетном процессе и бюджетном устройстве для граждан с учетом современных требований к визуализации информации и интерактивности;


проведения публичных слушаний по проектам республиканского бюджета и годового отчета об исполнении республиканского бюджета;


формирования и публикации электронной информационной брошюры "Бюджет для граждан";


открытого размещения информации, связанной с реализацией бюджетного процесса в Республике Мордовия в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в том числе на едином портале бюджетной системы Российской Федерации;


размещения годовых отчетов о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ Республики Мордовия на официальных сайтах ответственных исполнителей государственных программ Республики Мордовия;


проведения оценки муниципальных образований в части открытости бюджетных данных;


проведения мероприятий, направленных на повышение бюджетной и финансовой грамотности населения.



Основные направления налоговой политики Республики Мордовия на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов


Налоговая политика Республики Мордовия в предстоящий трехлетний период стратегически увязана с обеспечением восстановительного роста и развития экономики, увеличением поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета Республики Мордовия и направлена на:


поддержку экономики и бизнеса в налоговой сфере;


укрепление доходной базы консолидированного бюджета Республики Мордовия (далее - консолидированный бюджет) за счет наращивания стабильных доходных источников и мобилизации в бюджет имеющихся резервов;


повышение эффективности администрирования налоговых доходов, подлежащих зачислению в консолидированный бюджет;


повышение уровня собираемости налогов посредством реализации мероприятий, направленных на сокращение задолженности по налогам и сборам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;


продолжение осуществления взаимодействия органов государственной власти Республики Мордовия, органов местного самоуправления и территориальных органов федеральных органов государственной власти в соответствии с Программой оздоровления государственных финансов Республики Мордовия и муниципальных финансов муниципальных образований в Республике Мордовия на 2018 - 2024 годы, утвержденной распоряжением Главы Республики Мордовия от 18 января 2013 г. N 18-РГ.


В целях обеспечения устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции в 2020 году реализован ряд мер государственной поддержки на федеральном уровне:


налоговые меры поддержки для субъектов малого и среднего предпринимательства, ведущих деятельность в пострадавших отраслях, утвержденные Правительством Российской Федерации, в частности продление установленных законодательством о налогах и сборах сроков уплаты налогов (авансовых платежей); установление правил предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховым взносам, не только для организаций и индивидуальных предпринимателей, ведущих деятельность в пострадавших отраслях, но и для стратегических, системообразующих и градообразующих организаций; списание налоговых платежей и страховых взносов (кроме НДС) за второй квартал 2020 года;


оказание финансовой помощи из федерального бюджета на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации для компенсации снижения поступления налоговых и неналоговых доходов.


В качестве региональных мер поддержки отраслей экономики в Республике Мордовия приняты изменения в Закон Республики Мордовия от 27 ноября 2003 г. N 54-З "О налоге на имущество организаций" в части освобождения от уплаты налога на имущество организаций в отношении автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них, находящихся в государственной собственности Республики Мордовия и муниципальной собственности муниципальных образований; в Закон Республики Мордовия от 17 октября 2002 г. N 46-З "О транспортном налоге" в части освобождения от уплаты транспортного налога для налогоплательщиков, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении, регулярные перевозки пассажиров автобусами в междугородном сообщении за второй и третий кварталы 2020 года.


В связи с неприменением с 1 января 2021 г. системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (пункт 8 статьи 5 Федерального закона от 29 июня 2012 г. N 97-ФЗ) (далее - ЕНВД) в 2021 году ожидается переход части индивидуальных предпринимателей на патентную систему налогообложения и как следствие увеличение налоговых поступлений по данному специальному налоговому режиму. Правительством Российской Федерации одобрен законопроект "О внесении изменений в статьи 346.43 и 346.51 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", предусматривающий расширение перечня видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения, за счет включения в него тех видов, по которым сейчас применяется ЕНВД. Также предлагается предоставить налогоплательщикам право уменьшать сумму налога по патентной системе налогообложения на уплаченные страховые взносы по аналогии с ЕНВД. Это позволит обеспечить максимально комфортный переход индивидуальных предпринимателей с системы налогообложения в виде ЕНВД на патентную систему налогообложения. После вступления в силу вышеуказанного проекта федерального закона региональное законодательство в части применения патентной системы налогообложения на территории Республики Мордовия необходимо привести в соответствие требованиям федерального закона.


В целях увеличения поступлений налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет, обеспечения сбалансированности местных бюджетов, а также компенсации выпадающих доходов бюджетам муниципальных образований в связи с отменой с 1 января 2021 г. положений главы 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в Республике Мордовия принят ряд существенных изменений регионального законодательства, а именно:


Законом Республики Мордовия от 19 мая 2020 г. N 21-З на территории Республики Мордовия введен специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход";


Законом Республики Мордовия от 18 августа 2020 г. N 56-З предусмотрена передача в бюджеты муниципальных районов (городского округа) суммы налога на профессиональный доход, поступившей в республиканский бюджет с территорий соответствующих муниципальных районов (городского округа) в форме иного межбюджетного трансферта в целях стимулирования применения на территориях муниципальных образований специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" (предоставляется по итогам квартала);


Законом Республики Мордовия от 18 июня 2020 г. N 41-З установлены единые нормативы отчислений в бюджеты муниципальных районов (городского округа) в размере 15 процентов от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, подлежащего зачислению в республиканский бюджет. Дополнительные поступления станут стимулом для социально-экономического развития территорий муниципальных образований, развития малого и среднего предпринимательства.


Ключевую роль в дальнейшем совершенствовании законодательства Республики Мордовия о налогах и сборах имеет повышение инвестиционной привлекательности региона.


Установление на территории Республики Мордовия инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций и его совершенствование в применении при наличии механизма частичной компенсации выпадающих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации из федерального бюджета. Введение инвестиционного налогового вычета на территории Республики Мордовия будет являться стимулом для компаний к обновлению и модернизации собственного производства, что в свою очередь приведет к развитию региональной экономики и росту налогового потенциала Республики Мордовии.


В качестве формы поддержки инвесторов в регионе также необходимо использовать механизм специальных инвестиционных контрактов. Реализация механизма специальных инвестиционных контрактов будет иметь положительный социальный эффект, обусловленный созданием новых рабочих мест, а также обеспечит дополнительные поступления НДФЛ в консолидированный бюджет за счет создания новых высокопроизводительных рабочих мест.


Отдельным направлением налоговой политики является продолжение проведения в соответствии со статьей 174.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации и общими требованиями к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2019 г. N 796, ежегодной оценки эффективности использования налоговых расходов (налоговых льгот), установленных законами Республики Мордовия и решениями представительных органов муниципальных образований.


По результатам рассмотрения оценки кураторам налоговых расходов Республики Мордовия необходимо осуществить пересмотр (уточнение, отмену) категорий налоговых преференций, которые являются невостребованными либо признанные неэффективными.


Одной из важных задач является повышение уровня собираемости налогов, в связи с чем исполнительным органами государственной власти Республики Мордовия во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти необходимо продолжить работу по сокращению задолженности в рамках созданных Правительством Республики Мордовия межведомственных рабочих групп и комиссий.


Кроме того, необходимо продолжить адресную работу с налогоплательщиками, осуществление взаимодействия с Управлением Федеральной налоговой службы по Республике Мордовия в мероприятиях по обеспечению погашения налогоплательщиками задолженности по налогам и сборам, повышению налоговой культуры налогоплательщиков.


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ