ПРАВИТЕЛЬСТВО ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 сентября 2020 года N 585
Об утверждении Основных направлений
бюджетной и налоговой политики
Орловской области на 2021 - 2023 годы
В соответствии со статьей 172 Бюджетного
кодекса Российской Федерации, статьей 4
Закона Орловской области от 26 декабря 2014
года N 1724-ОЗ "О бюджетном процессе в
Орловской области" Правительство
Орловской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Основные
направления бюджетной и налоговой
политики Орловской области на 2021 - 2023
годы.
2. Департаменту финансов Орловской
области обеспечить составление проекта
областного бюджета на 2021 год и плановый
период 2022 и 2023 годов с учетом Основных
направлений бюджетной и налоговой
политики Орловской области на 2021 - 2023
годы.
3. Признать утратившим силу
постановление Правительства Орловской
области от 23 сентября 2019 года N 534 "Об
утверждении основных направлений
бюджетной и налоговой политики
Орловской области на 2020 - 2022 годы".
4. Контроль за исполнением постановления
возложить на заместителя Губернатора и
Председателя Правительства Орловской
области по планированию, экономике и
финансам.
Исполняющий обязанности
Председателя Правительства
Орловской области
В.В.СОКОЛОВ
Приложение
к постановлению
Правительства Орловской области
от 22 сентября 2020 г. N 585
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ И
НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА
2021 - 2023 ГОДЫ
I. Общие положения
1. Основные направления бюджетной и
налоговой политики Орловской области на
2021 - 2023 годы разработаны в соответствии
со статьей 172 Бюджетного кодекса
Российской Федерации, статьей 4 Закона
Орловской области от 26 декабря 2014 года N
1724-ОЗ "О бюджетном процессе в
Орловской области", а также с учетом
положений Налогового кодекса Российской
Федерации и постановления Правительства
Российской Федерации от 31 декабря 2019
года N 1950 "О соглашениях, которые
предусматривают меры по
социально-экономическому развитию и
оздоровлению государственных финансов
субъектов Российской Федерации".
Основные направления бюджетной и
налоговой политики Орловской области на
2021 - 2023 годы определяют стратегические
цели и задачи развития Орловской области
и направлены на приоритетное исполнение
указа Президента Российской Федерации
от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных
целях и стратегических задачах развития
Российской Федерации на период до 2024
года", Перечня поручений Президента
Российской Федерации по реализации
Послания Президента Российской
Федерации Федеральному Собранию
Российской Федерации от 24 января 2020 года
N Пр-113, адресное решение социальных
задач, повышение качества
государственных услуг, достижение
конкретных общественно значимых
результатов.
II. Основные направления бюджетной
политики Орловской области на 2021 - 2023
годы
2. Базовая цель основных направлений
бюджетной политики Орловской области на
2021 - 2023 годы (далее - бюджетная политика) -
приведение расходов консолидированного
бюджета Орловской области к расчетному
объему расходных обязательств субъекта
Российской Федерации и муниципальных
образований по данным
консолидированного бюджета субъекта
Российской Федерации, определенного в
порядке, установленном Правилами
определения расчетного объема расходных
обязательств субъекта Российской
Федерации и муниципальных образований,
утвержденными постановлением
Правительства Российской Федерации от 22
ноября 2004 года N 670 "О распределении
дотаций на выравнивание бюджетной
обеспеченности субъектов Российской
Федерации".
Достижение указанной цели, а также
обеспечение поэтапного сокращения
общего объема долговых обязательств
продиктовано в том числе условиями
заключаемых между Министерством
финансов Российской Федерации и
Правительством Орловской области
соглашений о предоставлении областному
бюджету из федерального бюджета
бюджетных кредитов для частичного
покрытия дефицита и соглашения о мерах
по социально-экономическому развитию и
оздоровлению государственных финансов
Орловской области.
В 2021 - 2023 годах дополнительным вызовом
будет являться ликвидация последствий
падения экономических показателей в
связи с пандемией, вызванной
распространением новой коронавирусной
инфекции (COVID-19) в 2020 году.
В таких условиях одним из ключевых
вопросов бюджетной политики является
обеспечение сбалансированного
распределения имеющихся бюджетных
ресурсов между текущими социальными
расходами и расходами на развитие.
3. Бюджетная политика в части расходов
направлена на сохранение
преемственности в отношении
определенных ранее приоритетов и
скорректирована с учетом текущей
экономической ситуации и необходимости
реализации первоочередных задач
социальной сферы, поставленных в указе
Президента Российской Федерации от 7 мая
2018 года N 204 "О национальных целях и
стратегических задачах развития
Российской Федерации на период до 2024
года".
4. Необходимо проведение мероприятий,
направленных на рост доходного
потенциала Орловской области и
оптимизацию расходов областного
бюджета, позволяющих в полном объеме
обеспечить исполнение расходных
обязательств Орловской области без
привлечения средств дотации на
выравнивание бюджетной обеспеченности
субъектов Российской Федерации.
5. Основные задачи, направленные на
достижение базовой цели бюджетной
политики:
1) оптимизация расходов на
государственное и муниципальное
управление;
2) оптимизация расходов на содержание
бюджетной сети, а также численности
работников бюджетной сферы;
3) совершенствование системы закупок для
государственных и муниципальных нужд;
4) совершенствование системы социальной
поддержки населения;
5) оптимизация расходов, связанных с
предоставлением бюджетных средств
хозяйствующим субъектам;
6) оптимизация инвестиционных расходов,
субсидий юридическим лицам и
дебиторской задолженности;
7) сокращение просроченной кредиторской
задолженности областного бюджета;
8) сокращение расходов на обслуживание
долга;
9) совершенствование межбюджетных
отношений.
6. Для каждой задачи сформирован набор
мероприятий, реализация которых будет
способствовать ее решению.
6.1. В рамках решения задачи
"Оптимизация расходов на
государственное и муниципальное
управление" необходимо продолжить
проведение следующих мероприятий:
1) оптимизация расходов на текущее
содержание исполнительных органов
государственной власти, в том числе на
основе сокращения численности
государственных гражданских служащих
Орловской области, в том числе
установление запрета на увеличение
численности государственных
гражданских служащих Орловской области
и численности работников казенных
учреждений Орловской области;
2) централизация отдельных полномочий
исполнительных органов государственной
власти путем их передачи для
централизованного исполнения
отдельному органу или подведомственному
учреждению;
3) повышение эффективности использования
имущества, находящегося в собственности
Орловской области, в целях организации
деятельности исполнительных органов
государственной власти.
6.2. В рамках решения задачи
"Оптимизация расходов на содержание
бюджетной сети, а также численности
работников бюджетной сферы":
1) мониторинг непревышения значений
целевых показателей заработной платы в
целях исполнения подпункта "ж"
пункта 6 Перечня поручений Президента
Российской Федерации от 26 февраля 2019
года N Пр-294 в части обеспечения контроля
за сохранением достигнутого соотношения
между уровнем оплаты труда отдельных
категорий работников бюджетной сферы и
уровнем средней заработной платы в
регионе;
2) увеличение объема расходов за счет
доходов от внебюджетной деятельности
учреждений Орловской области, в том
числе за счет эффективного
использования принадлежащего им на
праве оперативного управления
имущества;
3) анализ нагрузки на бюджетную сеть
(количество бюджетных учреждений
Орловской области, контингент,
количество персонала, используемые
фонды, объемы и качество предоставляемых
государственных услуг в разрезе
бюджетных учреждений Орловской
области);
4) реализация мероприятий по
реорганизации бюджетной сети (по
отраслям);
5) укрупнение или объединение учреждений
Орловской области, загруженных менее чем
на 50%;
6) создание центров коллективного
пользования (высокооснащенных
кабинетов) на базе школ, дворцов
культуры, музеев, библиотек, колледжей,
предоставляющих возможность реализации
творческого потенциала получателей
услуг посредством использования
современного оборудования, программного
обеспечения, доступа к библиотечному
фонду и современным обучающим
технологиям;
7) реализация (продажа) излишнего,
консервация неиспользуемого имущества
учреждений Орловской области, анализ
возможностей выделения земельных
участков для их последующей реализации
(сдачи в аренду);
8) уменьшение численности обслуживающего
персонала и непрофильных специалистов
учреждений Орловской области, в том
числе сторожей, поваров, уборщиков
помещений, водителей, завхозов,
электриков, рабочих, слесарей,
плотников;
9) передача несвойственных для бюджетных
учреждений Орловской области функций на
аутсорсинг (организация теплоснабжения,
организация питания школьников, уборка
помещений, транспортное обеспечение
обучающихся), вывод медицинских
работников детских садов и школ в
систему здравоохранения;
10) включение в нормативные затраты на
содержание имущества только затрат на
имущество, используемое для выполнения
государственного задания, а также отказ
от содержания имущества,
неиспользуемого для выполнения
государственного задания;
11) реализация мероприятий по
энергосбережению;
12) повышение качества и расширение
спектра государственных услуг, в том
числе перечня платных услуг, связанных с
основной и сопутствующей деятельностью
учреждений Орловской области;
13) расширение форм предоставления
государственных услуг, в том числе
создание передвижных медицинских
комплексов, передвижных библиотек.
6.3. В рамках решения задачи
"Совершенствование системы закупок
для государственных и муниципальных
нужд":
1) оптимизация расходов на укрепление
материально-технической базы бюджетных
и автономных учреждений Орловской
области;
2) увеличение объемов проводимых
совместных закупок для нужд
исполнительных органов государственной
власти и учреждений Орловской области;
3) анализ закупок малого объема, а также
принятие решения о целесообразности
применения специализированного
программного обеспечения для проведения
закупок малого объема на единой
электронной площадке;
4) включение требований по организации
закупок, в том числе по централизации
закупочной деятельности, совместным
закупкам, предварительной экспертизе
ценообразования в состав условий
предоставления субсидий местным
бюджетам.
6.4. В рамках решения задачи
"Совершенствование системы
социальной поддержки населения":
1) индексация социальных выплат,
установленных отдельным категориям
граждан законодательством Орловской
области, в размерах, соответствующих
требованиям соглашения с Министерством
финансов Российской Федерации, которыми
предусматриваются меры по
социально-экономическому развитию и
оздоровлению государственных финансов
субъектов Российской Федерации;
2) исключение из числа получателей мер
социальной поддержки по оплате жилья и
коммунальных услуг членов семей
носителя льготы, кроме нетрудоспособных
иждивенцев, совместно с ним проживающих
и находящихся на его полном содержании,
за исключением случаев, установленных
законодательством;
3) введение дополнительных критериев при
назначении предоставления мер
социальной поддержки отдельным
категориям граждан, способствующих
сокращению прироста численности
получателей;
4) продолжение работы по введению
критериев нуждаемости в правила
назначения предоставления мер
социальной защиты населения;
5) совершенствование мер
административного характера по
социальным выплатам, в том числе
изменение периодичности подтверждения
права на льготу, повышение эффективности
проверки сведений о доходах получателей
мер социальной поддержки, увеличение
кратности выплат;
6) оптимизация расходов на страховые
взносы за неработающее население за счет
проведения работы по актуализации
сведений о численности неработающего
населения (в том числе на основе
взаимодействия с соответствующими
территориальными органами федеральных
органов исполнительной власти).
6.5. В рамках решения задачи
"Оптимизация расходов, связанных с
предоставлением бюджетных средств
хозяйствующим субъектам":
1) анализ причин возникновения
дебиторской задолженности и реализация
мероприятий по ее сокращению;
2) оптимизация тарифной политики;
3) организация претензионной работы по
государственным контрактам и договорам
учреждений Орловской области.
6.6. В рамках решения задачи
"Оптимизация инвестиционных расходов,
субсидий юридическим лицам и
дебиторской задолженности":
1) сокращение объемов незавершенного
строительства по объектам, сроки
завершения которых значительно
превысили плановые или строительство
которых прекращено;
2) оценка объектов незавершенного
строительства по объектам, сроки
завершения которых значительно
превысили плановые или строительство
которых прекращено, на предмет
целесообразности продолжения
строительства или продажи по остаточной
стоимости;
3) сокращение случаев авансирования
капитальных расходов, оплата объектов с
низкой стоимостью только после введения
в эксплуатацию, установление
минимального размера фактически
произведенных подрядчиком расходов, при
достижении которого осуществляется их
оплата;
4) планирование расходов областного
бюджета на софинансирование
капитального строительства объектов,
предусмотренных федеральными
государственными программами, с учетом
реального прогноза доходов областного
бюджета;
5) совершенствование механизма отбора
наиболее эффективных инвестиционных
проектов для полного либо частичного
финансирования за счет бюджетных
средств в рамках программного бюджета и
для бюджетных инвестиций;
6) реализация мероприятий по созданию
объектов инфраструктуры, необходимой
для обеспечения функционирования особой
экономической зоны
промышленно-производственного типа
"Орел".
6.7. В рамках решения задачи "Сокращение
просроченной кредиторской
задолженности областного бюджета":
1) проверка обоснованности возникновения
и достоверности отражения в годовой
отчетности кредиторской задолженности,
в том числе просроченной, учреждений
Орловской области;
2) осуществление ежемесячного
мониторинга просроченной кредиторской
задолженности учреждений Орловской
области, анализ причин возникновения
задолженности.
6.8. В рамках решения задачи "Сокращение
расходов на обслуживание долга":
1) сокращение объема коммерческих
заимствований;
2) установление ограничений на
привлечение новых заимствований;
3) обеспечение минимально возможной
стоимости обслуживания долговых
обязательств Орловской области.
6.9. В рамках решения задачи
"Совершенствование межбюджетных
отношений":
1) предоставление дотаций на
выравнивание бюджетной обеспеченности
муниципальных районов (городских
округов) из областного бюджета
продолжится на условиях заключения с
главами местных администраций
(руководителями
исполнительно-распорядительных органов)
муниципальных образований соглашений,
которыми предусматриваются меры по
социально-экономическому развитию и
оздоровлению муниципальных финансов
муниципального района (городского
округа);
2) содействие в обеспечении
сбалансированности местных бюджетов;
3) создание условий для сокращения
муниципального долга;
4) содействие формированию устойчивой
собственной доходной базы местных
бюджетов, создание стимулов к ее
наращиванию;
5) создание стимулов для повышения
качества управления муниципальными
финансами, эффективности расходования
бюджетных средств и ответственности
органов местного самоуправления
муниципальных образований Орловской
области за проводимую бюджетную
политику.
III. Основные направления налоговой
политики Орловской области на 2021 - 2023
годы
7. В 2021 - 2023 годах будет продолжена
реализация основных целей и задач
налоговой политики, предусмотренных в
предыдущие годы. Налоговая политика
Орловской области в 2021 году и плановом
периоде 2022 и 2023 годов ориентирована на
мобилизацию собственных доходов на
основе экономического роста и развития
доходного потенциала.
8. Основными направлениями налоговой
политики Орловской области на 2021 - 2023
годы являются:
8.1. Мобилизация резервов доходной базы
консолидированного бюджета Орловской
области:
1) совершенствование налогового
законодательства Орловской области с
учетом изменений в налоговом
законодательстве Российской Федерации;
2) усиление работы по погашению
задолженности по налоговым и
неналоговым платежам в бюджеты всех
уровней;
3) активизация мероприятий по выявлению,
постановке на налоговый учет и
привлечению к налогообложению
обособленных подразделений, головные
организации которых расположены за
пределами Орловской области;
4) продолжение работы, направленной на
повышение объемов поступлений в бюджеты
Орловской области налога на доходы
физических лиц: создание условий для
роста общего объема фонда оплаты труда в
регионе, легализация заработной платы,
доведение ее до среднеотраслевого
уровня, активизация работы по
легализации теневой занятости,
проведение мероприятий по сокращению
задолженности по налогу на доходы
физических лиц;
5) продолжение работы по расширению
налоговой базы по имущественным налогам
путем выявления и включения в
налогооблагаемую базу недвижимого
имущества и земельных участков, которые
до настоящего времени не
зарегистрированы или зарегистрированы с
указанием неполных сведений,
необходимых для исчисления налогов;
6) обеспечение бюджетной, экономической и
социальной эффективности налоговых
расходов;
7) повышение эффективности деятельности
государственных унитарных предприятий и
акционерных обществ, контрольный пакет
акций которых находится в собственности
Орловской области;
8) включение неэффективно используемого
имущества в программу приватизации
Орловской области;
9) продолжение работы по переходу к
исчислению налога на имущество
организаций исходя из кадастровой
стоимости для отдельных объектов
недвижимости.
Работа по мобилизации доходов в
Орловской области будет проводиться в
рамках реализации постановления
Правительства Орловской области от 1
апреля 2014 года N 74 "О создании
межведомственной комиссии по
легализации заработной платы и объектов
налогообложения в Орловской области",
постановления Правительства Орловской
области от 8 февраля 2013 года N 29 "О
межведомственной рабочей группе по
координации мероприятий, проводимых в
целях повышения роли имущественных
налогов в формировании регионального и
местных бюджетов".
8.2. Стимулирование инвестиционной
деятельности:
1) совершенствование мер государственной
поддержки хозяйствующих субъектов,
осуществляющих реализацию
инвестиционных проектов, в целях
создания благоприятных условий для
расширения ими производства, создания
новых рабочих мест с высоким уровнем
заработной платы;
2) сохранение и расширение
государственной поддержки субъектов
малого и среднего бизнеса путем
предоставления налоговых преференций;
3) совершенствование применения
специальных налоговых режимов для
развития малого и среднего
предпринимательства.
8.3. Совершенствование налогового
администрирования:
1) повышение ответственности
администраторов доходов за эффективное
прогнозирование, своевременность,
полноту поступления и сокращение
задолженности администрируемых
платежей;
2) повышение качества и эффективности
совместной работы органов власти всех
уровней по усилению администрирования
доходов в рамках деятельности
межведомственных рабочих групп по
платежам в областной и местные бюджеты;
3) продолжение органами власти всех
уровней работы по легализации прибыли и
убытков организаций, допускающих
искажения в налоговом учете, легализации
"теневой" заработной платы,
взысканию задолженности по налоговым и
неналоговым доходам, реализации
мероприятий по повышению роли
имущественных налогов в формировании
доходов консолидированного бюджета.