ПРАВИТЕЛЬСТВО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 сентября 2020 года N 672
Об утверждении государственной
программы Самарской области "Развитие
торговли и потребительского рынка в
Самарской области"
(с изменениями на 28 декабря 2023 года)
(в ред. Постановлений Правительства Самарской области от 09.09.2021 N 685, от 20.10.2021 N 787, от 22.11.2022 N 1027, от 15.06.2023 N 473, от 20.06.2023 N 481, от 06.10.2023 N 797, от 28.12.2023 N 1152)
В целях повышения эффективности
реализации государственной политики в
сфере регулирования торговой
деятельности и общественного питания на
территории Самарской области
Правительство Самарской области
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную
программу Самарской области "Развитие
торговли и потребительского рынка в
Самарской области".
(в ред. Постановления Правительства
Самарской области от 28.12.2023 N 1152)
2. Контроль за выполнением настоящего
Постановления возложить на министерство
промышленности и торговли Самарской
области.
3. Опубликовать настоящее Постановление
в средствах массовой информации.
4. Настоящее Постановление вступает в
силу со дня его официального
опубликования.
И.о. первого вице-губернатора -
председателя
Правительства Самарской области
Н.И.КАТИНА
Утверждена
Постановлением
Правительства Самарской области
от 9 сентября 2020 г. N 672
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА САМАРСКОЙ
ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ ТОРГОВЛИ И
ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА В САМАРСКОЙ
ОБЛАСТИ" (ДАЛЕЕ - ГОСУДАРСТВЕННАЯ
ПРОГРАММА)
(в ред. Постановлений Правительства Самарской области от 09.09.2021 N 685, от 20.10.2021 N 787, от 22.11.2022 N 1027, от 15.06.2023 N 473, от 20.06.2023 N 481, от 06.10.2023 N 797, от 28.12.2023 N 1152)
ПАСПОРТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
Утратил силу с 1 января 2024 года. -
Постановление Правительства Самарской
области от 28.12.2023 N 1152.
Стратегические приоритеты
Государственной программы
(в ред. Постановления Правительства Самарской области от 28.12.2023 N 1152)
1. Оценка текущего состояния в сфере
реализации Государственной программы
Самарская область - одна из крупнейших
экономически развитых территорий
России. Позиционирование Самарской
области на межрегиональном и мировом
уровнях определяется перспективами ее
социально-экономического развития и
степенью реализации возможностей
региона в части формирования
привлекательности и эффективного
использования ресурсов территории.
В Самарской области торговля занимает
одну из лидирующих позиций по вкладу в
производство валового регионального
продукта. Так, в 2021 году доля отрасли
составила 9,8%. Для сравнения: доля
обрабатывающих производств в регионе
составила 21,6%, доля добычи полезных
ископаемых - 20,7%.
В торговле по итогам 2022 года было занято
порядка 17,2% всего занятого населения
Самарской области.
Состояние отрасли торговли как
активного посредника между сферой
производства и сферой конечного
потребления определяется общим
состоянием экономики страны, в
значительной мере обусловленным текущей
мировой ситуацией, изменившимися
экспортно-импортными потоками,
динамикой курса национальной валюты и
т.п.
Несмотря на зафиксированный в 2021 году
рост оборота розничной торговли на 3,1% по
сравнению с 2020 годом, в 2022 году вновь
отмечается сокращение на 5,6% к уровню 2021
года.
Основным фактором, оказавшим
существенное влияние на
функционирование экономики в Самарской
области, как и в Российской Федерации в
целом, в 2022 году стало введение
беспрецедентного пакета санкций
недружественными странами в отношении
Российской Федерации. Пакет
ограничительных мер привел к разрыву
производственно-логистических цепочек и
необходимости перенастройки
производств, существенному снижению
импорта, ускорению инфляции.
Одновременно с падением товарооборота
изменялась его структура. Наблюдалось
уменьшение потребительского спроса на
непродовольственные товары, которое
было обусловлено снижением
экономической активности бизнеса и
населения, реальных располагаемых
денежных доходов населения, а также
повышением склонности потребителей к
сбережению.
В 2020 году доля непродовольственных
товаров в общем объеме розничных продаж
составила 52,4%. В 2022 году данный
показатель составил 49,9%.
В 2020 году доля торгующих организаций и
индивидуальных предпринимателей,
осуществляющих деятельность вне рынка,
составила 97,0%. В 2022 году зафиксирован
спад на 0,6% до уровня 96,4%. Значение данного
показателя по итогам 2022 года для
Российской Федерации составило 95,4%, для
Приволжского федерального округа - 95,6% и
по сравнению с показателями 2020 года не
продемонстрировало значительной
динамики. Так, в 2020 году доля торгующих
организаций и индивидуальных
предпринимателей, осуществляющих
деятельность вне рынка, для Российской
Федерации и для Приволжского
федерального округа составила
соответственно 95,3% и 95,9%.
Доля оборота торговых сетей в общем
объеме оборота розничной торговли в 2020
году в Самарской области, по данным
Росстата, составила 42,1%, а по итогам 2022
года - 43%, демонстрируя тенденцию к росту
на 0,9%. Для Приволжского федерального
округа данный показатель в 2020 году
составил 37,2%, в 2022 году - 39,3%, для
Российской Федерации - 38,5% и 39,7%
соответственно.
В сегменте торговли пищевыми продуктами,
включая напитки и табачные изделия, доля
торговых сетей в обороте розничной
торговли Самарской области в 2020 году
составила 45,3%, в 2022 году увеличилась на
2,8%, достигнув значения 48,1%. Для
Приволжского федерального округа данный
показатель в 2020 году составил 46,0%, в 2022
году - 48,0%, для Российской Федерации - 42,9% и
46,3% соответственно.
На территории Самарской области
представлены и активно развиваются
сервисы доставки розничных торговых
сетей, а также сервисы экспресс-доставки
продуктов питания и товаров для дома со
специальных складов, в котором собирают
товары для формирования онлайн-заказов и
их дальнейшей передачи в доставку. Доля
продаж через Интернет в общем объеме
оборота розничной торговли в Самарской
области также неуклонно растет,
увеличившись с 2020 года со значения 3,2% до
5,9% в 2022 году. Указанный показатель в
Приволжском федеральном округе составил
2,5% и 4,5% в 2020 и 2022 годах соответственно, в
Российской Федерации - 3,9% и 6,0%.
Фактическая обеспеченность населения
Самарской области площадью стационарных
торговых объектов в 2022 году составила
857,87 кв. м на 1000 человек и по сравнению со
значением 2020 года (825,50 кв. м на 1000 человек)
незначительно выросла, превысив
установленный норматив на 47,7%.
Фактическая обеспеченность населения
Самарской области площадью
нестационарных торговых объектов по
продаже продовольственных товаров и
сельскохозяйственной продукции также
увеличилась с 9,25 кв. м в 2020 году до 9,35 кв. м
в 2022 году, что превысило установленный
норматив на 16,9%. Фактическая
обеспеченность населения Самарской
области площадью киосков и павильонов по
продаже продукции общественного питания
в 2020 году составила 1,67 кв. м на 1000 человек,
а в 2022 году достигла 2,34 кв. м на 1000
человек, превысив установленный
норматив на 192,96%.
Количество розничных рынков в Самарской
области с 2020 по 2022 год сократилось на 4
единицы с 14 до 10, в том числе в связи с
дополнением федерального
законодательства требованиями об
организации розничных рынков
исключительно в капитальных строениях и
сооружениях.
Доля розничных рынков и ярмарок в
обороте розничной торговли Самарской
области в 2020 году составила 3,0% и по
итогам 2022 года увеличилась до уровня 3,6%
от общего оборота розничной торговли. В
Приволжском федеральном округе
указанный показатель составил 4,1% и 4,4% в
2020 и 2022 годах соответственно, в
Российской Федерации - 4,7% и 4,6%.
Рынки и ярмарки являются одним из
основных каналов сбыта продукции
гражданами, ведущими личное подсобное
хозяйство, индивидуальными
предпринимателями и крестьянскими
(фермерскими) хозяйствами. Товарные
группы, реализуемые на рынках и ярмарках,
не находят других каналов продвижения.
Развитие ярмарочной рыночной торговли
имеет существенное значение и с точки
зрения обеспечения экономической
доступности продовольственных товаров
для населения.
Реализация Государственной программы
направлена на решение следующих
проблем:
отсутствие современной инфраструктуры
розничной торговли и общественного
питания;
неравномерность распределения торговых
объектов на территории региона, о чем
свидетельствует наличие муниципальных
образований со значительным
перевыполнением установленных
нормативов обеспеченности населения
площадью торговых объектов и
муниципальных образований, где
нормативы не достигнуты;
недостаточная привлекательность для
бизнеса развития торговли в малых и
отдаленных населенных пунктах.
В ходе реализации Государственной
программы к концу 2025 года планируется
рост оборота розничной торговли в
Самарской области (в % к предыдущему году
в сопоставимых ценах) на уровне 103,1.
2. Описание приоритетов и целей
государственной политики в сфере
реализации Государственной программы
Приоритетами государственной политики в
сфере реализации Государственной
программы являются:
формирование современной
многоформатной структуры розничной
торговли Самарской области;
повышение экономической и
территориальной доступности товаров для
населения Самарской области;
создание условий для продвижения
продукции местных товаропроизводителей
и повышения ее конкурентоспособности;
повышение эффективности регулирования
торговой отрасли;
обеспечение условий для развития
конкуренции.
Приоритеты государственной политики в
сфере реализации Государственной
программы установлены следующими
нормативными правовыми актами:
Федеральный закон "Об основах
государственного регулирования
торговой деятельности в Российской
Федерации";
Закон Самарской области "О
государственном регулировании торговой
деятельности на территории Самарской
области";
Стратегия социально-экономического
развития Самарской области на период до
2030 года, утвержденная постановлением
Правительства Самарской области от
12.07.2017 N 441;
постановление Правительства Самарской
области от 02.08.2016 N 426 "О реализации
отдельных полномочий в области
государственного регулирования
торговой деятельности".
С учетом указанных приоритетов целью
Государственной программы является
создание условий для наиболее полного
удовлетворения потребностей населения
Самарской области в потребительских
товарах путем развития различных форм
торговли.
3. Сведения о взаимосвязи со
стратегическими приоритетами, целями и
показателями государственных программ
Российской Федерации
Приоритеты и цель Государственной
программы взаимосвязаны с национальной
целью развития Российской Федерации на
период до 2030 года "Достойный,
эффективный труд и успешное
предпринимательство", определенной
Указом Президента Российской Федерации
от 21.07.2020 N 474, и направлены на достижение
целевого показателя "Обеспечение
темпа устойчивого роста доходов
населения и уровня пенсионного
обеспечения не ниже инфляции".
Показатель Государственной программы
"Оборот розничной торговли в
Самарской области (в % к предыдущему году
в сопоставимых целях)" позволяет в
полном объеме оценить степень развития
торговли, масштаб товарного обращения
как стадии воспроизведенного процесса,
связывающей производство и потребление.
Данный показатель как индикатор
развития торговли на территории
Самарской области используется в целях
среднесрочного и долгосрочного
планирования и является одним из
основных показателей
социально-экономического развития
Самарской области, утвержденных
постановлением Правительства Самарской
области от 12.07.2017 N 441 "О Стратегии
социально-экономического развития
Самарской области на период до 2030
года".
4. Задачи государственного управления,
способы их эффективного решения в сфере
реализации Государственной программы
Задачей государственного управления в
сфере реализации Государственной
программы является формирование
современной инфраструктуры розничной
торговли и повышение территориальной
доступности торговых объектов для
населения Самарской области.
Достижение данной задачи планируется
осуществить посредством реализации
комплекса процессных мероприятий
"Развитие многоформатной
инфраструктуры торговли в Самарской
области".
Ожидаемым результатом к концу
реализации Государственной программы
является достижение установленных
нормативов минимальной обеспеченности
населения площадью (количеством)
стационарных торговых объектов, в том
числе торговых объектов, в которых
осуществляется продажа
продовольственных товаров,
нестационарных торговых объектов, а
также торговыми местами, используемыми
для осуществления деятельности по
продаже товаров на ярмарках и розничных
рынках.
Приложение 1
к Государственной программе
Самарской области
"Развитие торговли и
потребительского рынка
в Самарской области"
на 2020 - 2025 годы
ПЕРЕЧЕНЬ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
(ИНДИКАТОРОВ) ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ ТОРГОВЛИ
И ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА В САМАРСКОЙ
ОБЛАСТИ" НА 2020 - 2025 ГОДЫ
Утратил силу с 1 января 2024 года. -
Постановление Правительства Самарской
области от 28.12.2023 N 1152.
Приложение 2
к Государственной программе
Самарской области
"Развитие торговли и
потребительского рынка
в Самарской области"
на 2020 - 2025 годы
МЕТОДИКА РАСЧЕТА СТРАТЕГИЧЕСКИХ И
ТАКТИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ (ИНДИКАТОРОВ)
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ САМАРСКОЙ
ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ ТОРГОВЛИ И
ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА В САМАРСКОЙ
ОБЛАСТИ" НА 2020 - 2025 ГОДЫ
Утратила силу с 1 января 2024 года. -
Постановление Правительства Самарской
области от 28.12.2023 N 1152.
Приложение 3
к Государственной программе
Самарской области
"Развитие торговли и
потребительского рынка
в Самарской области"
на 2020 - 2025 годы
ПЕРЕЧЕНЬ ТАКТИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
(ИНДИКАТОРОВ), ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ ЕЖЕГОДНЫЙ
ХОД И ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПРОГРАММЫ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ
ТОРГОВЛИ И ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА В
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2020 - 2025 ГОДЫ
Утратил силу с 1 января 2024 года. -
Постановление Правительства Самарской
области от 28.12.2023 N 1152.
Приложение 4
к Государственной программе
Самарской области
"Развитие торговли и
потребительского рынка
в Самарской области"
на 2020 - 2025 годы
ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПРОГРАММЫ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ
ТОРГОВЛИ И ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА В
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2020 - 2025 ГОДЫ
Утратил силу с 1 января 2024 года. -
Постановление Правительства Самарской
области от 28.12.2023 N 1152.
- О ходе реализации в 2021 году государственной программы Самарской области "Развитие торговли и потребительского рынка в Самарской области" на 2020 - 2025 годы, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 09.09.2020 N 672
- Об использовании средств областного бюджета, зарезервированных в составе утвержденных Законом Самарской области "Об областном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" бюджетных ассигнований, предусмотренных на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с предотвращением влияния ухудшения экономической ситуации на развитие отраслей экономики, с профилактикой и устранением последствий распространения новой коронавирусной инфекции, а также на иные цели, определенные Губернатором Самарской области и (или) Правительством Самарской области, и о внесении изменений в постановление Правительства Самарской области от 09.09.2020 N 672 "Об утверждении государственной программы Самарской области "Развитие торговли и потребительского рынка в Самарской области" на 2020 - 2025 годы
- О внесении изменений в постановление Правительства Самарской области от 09.09.2020 N 672 "Об утверждении государственной программы Самарской области "Развитие торговли и потребительского рынка в Самарской области" на 2020 - 2025 годы
- О ходе реализации в 2020 году государственной программы Самарской области "Развитие торговли и потребительского рынка в Самарской области" на 2020 - 2025 годы, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 09.09.2020 N 672