Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


ПРАВИТЕЛЬСТВО СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 31 августа 2020 года N 456-рп


Об утверждении основных направлений долговой политики Ставропольского края на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов



1. В соответствии с Законом Ставропольского края "О бюджетном процессе в Ставропольском крае" утвердить прилагаемые основные направления долговой политики Ставропольского края на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов (далее - основные направления долговой политики).


2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края с целью проведения единой долговой политики на территории Ставропольского края при формировании местных бюджетов на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов учитывать основные направления долговой политики.


3. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя председателя Правительства Ставропольского края - министра финансов Ставропольского края Калинченко Л.А.


4. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания.



Губернатор
Ставропольского края
В.В.ВЛАДИМИРОВ



Утверждены
распоряжением
Правительства Ставропольского края
от 31 августа 2020 г. N 456-рп



ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ НА 2021 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2022 И 2023 ГОДОВ



I. Общие положения


Основные направления долговой политики Ставропольского края на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов (далее - долговая политика) разработаны в соответствии со статьей 107_1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Программой консолидации бюджетных средств в целях оздоровления государственных финансов Ставропольского края на 2018 - 2024 годы, утвержденной распоряжением Правительства Ставропольского края от 28 сентября 2018 г. N 402-рп, и государственной программой Ставропольского края "Управление финансами", утвержденной постановлением Правительства Ставропольского края от 26 декабря 2018 г. N 598-п.

Долговая политика направлена на обеспечение сбалансированности и долговой устойчивости бюджета Ставропольского края (далее - краевой бюджет) путем сохранения объема государственного долга Ставропольского края (далее - государственный долг) на безопасном уровне и минимизации стоимости обслуживания государственного долга.



II. Реализация долговой политики по итогам 2017 - 2019 годов и анализ текущего состояния государственного долга


Государственный долг за период 2017 - 2019 годов сократился на 5441,6 млн рублей и составил на 01 января 2020 года 31414,4 млн рублей или 45,6 процента к общему объему доходов краевого бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2019 год.


В 2020 году планировалось продолжение проведения мероприятий по сокращению государственного долга еще на 600,0 млн рублей. Однако в связи с сокращением поступлений налоговых и неналоговых доходов в краевой бюджет, обусловленных снижением деловой активности ввиду эпидемиологической ситуации и увеличением объема расходов на преодоление последствий распространения новой коронавирусной инфекции, объем государственного долга по итогам 2020 года вновь возрастет и составит 36738,4 млн рублей или 60,6 процента к общему объему доходов краевого бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2020 год, то есть практически вернется к уровню государственного долга 2017 года.


Объем и структура государственного долга в 2017 - 2020 годах приведены в таблице 1.



Таблица 1



ОБЪЕМ И СТРУКТУРА государственного долга в 2017 - 2020 годах

N п/п

Наименование показателя

2017 год

2018 год

2019 год

2020 год

сумма (млн рублей)

удельный вес в объеме государственного долга (процентов)

сумма (млн рублей)

удельный вес в объеме государственного долга (процентов)

сумма (млн рублей)

удельный вес в объеме государственного долга (процентов)

сумма (млн рублей)

удельный вес в объеме государственного долга (процентов)

1.

Кредиты кредитных организаций

13200,0

35,8

11250,0

34,1

11000,0

35,0

16544,0

45,0

2.

Государственные облигации Ставропольского края

6800,0

18,5

5800,0

17,6

5300,0

16,9

3600,0

9,8

3.

Кредиты из федерального бюджета

16687,3

45,3

15900,9

48,3

15114,4

48,1

15114,4

41,2

4.

Государственные гарантии Ставропольского края

168,7

0,4

0,0

-

0,0

-

1480,0

4,0

Всего

36856,0

100,0

32950,9

100,0

31414,4

100,0

36738,4

100,0


В целях устранения экономических последствий распространения новой коронавирусной инфекции на территории Ставропольского края Законом Ставропольского края "О бюджете Ставропольского края на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов" утверждена Программа государственных гарантий Ставропольского края на 2020 год, предусматривающая предоставление государственных гарантий Ставропольского края юридическим лицам, осуществляющим свою деятельность в санаторно-курортной сфере, и государственным унитарным предприятиям Ставропольского края, осуществляющим свою деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства, с целью оказания государственной поддержки по оплате труда работников и расходов за приобретенные электрическую энергию и воду.


По итогам 2020 года в структуре государственного долга государственные гарантии Ставропольского края составят 1480,0 млн рублей или 4,0 процента в общем объеме государственного долга.


1

Статьей 107 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлены

показатели отнесения субъектов Российской Федерации к группам заемщиков по

уровням долговой устойчивости начиная с 2020 года.


Оценка значений показателей долговой устойчивости Ставропольского края по состоянию на 01 августа 2020 года проведена в соответствии с Правилами проведения оценки долговой устойчивости субъектов Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 марта 2020 г. N 227.


Показатели долговой устойчивости и значения показателей долговой устойчивости Ставропольского края по состоянию на 01 августа 2020 года приведены в таблице 2.



Таблица 2



ПОКАЗАТЕЛИ долговой устойчивости и значения показателей долговой устойчивости Ставропольского края по состоянию на 01 августа 2020 года



(процентов)

N п/п

Наименование показателя долговой устойчивости

Значение показателя долговой устойчивости

Значение показателя долговой устойчивости Ставропольского края по состоянию на 01 августа 2020 года

для группы заемщиков с высоким уровнем долговой устойчивости

для группы заемщиков со средним уровнем долговой устойчивости

для группы заемщиков с низким уровнем долговой устойчивости

1

2

3

4

5

6

1.

Объем государственного долга к общему объему доходов краевого бюджета без учета безвозмездных поступлений

не более 50

более 50 - менее 85

более 85

51,8

2.

Доля расходов на обслуживание государственного долга в общем объеме расходов краевого бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

не более 5

более 5 - менее 8

более 8

1,0

3.

Годовая сумма платежей по погашению и обслуживанию государственного долга, возникшего по состоянию на 01 января очередного финансового года, без учета платежей, направляемых на досрочное погашение долговых обязательств со сроками погашения после 01 января года, следующего за очередным финансовым годом, к общему объему налоговых и неналоговых доходов краевого бюджета и дотаций из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

не более 13

более 13 - менее 18

более 18

3,2

4.

Доля краткосрочных долговых обязательств в общем объеме государственного долга

-

-

-

21,8


Данные, представленные в таблице 2 свидетельствуют о том, что Ставропольский край по состоянию на 01 августа 2020 года по первому показателю долговой устойчивости соответствует группе заемщиков со средним уровнем долговой устойчивости, по второму и третьему показателям долговой устойчивости - группе заемщиков с высоким уровнем долговой устойчивости. Значение четвертого показателя долговой устойчивости не влияет на оценку уровня долговой устойчивости.


Особое внимание в 2017 - 2019 годах уделено минимизации расходов краевого бюджета на обслуживание государственного долга. Для этого проведены следующие мероприятия:


привлечены краткосрочные бюджетные кредиты из федерального бюджета на пополнение остатков средств на едином счете краевого бюджета под 0,1 процента годовых и временно свободные средства государственных бюджетных учреждений Ставропольского края и государственных автономных учреждений Ставропольского края;


проведены аукционы в целях рефинансирования действующих кредитов кредитных организаций, в том числе:


в 2017 году - 12 аукционов по государственным контрактам на общую сумму 15000,0 млн рублей (процентные ставки снижены с 10,8 процента годовых до 8,7 процента годовых);


в 2018 году - 5 аукционов по государственным контрактам на общую сумму 7000,0 млн рублей (процентные ставки снижены с 8,7 процента годовых до 7,8 процента годовых);


в 2019 году - 9 аукционов по государственным контрактам на общую сумму 9000,0 млн рублей (процентные ставки снижены с 7,8 процента годовых до 7,0 процента годовых).


Проведенные в 2017 - 2019 годах мероприятия позволили высвободить и направить на финансирование социально значимых расходов денежные средства в сумме 2095,9 млн рублей.


В 2020 году Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017 г. N 1531 "О проведении в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017 г. N 1531) перенесены сроки реструктуризации бюджетных кредитов, ранее предоставленных Ставропольскому краю из федерального бюджета на частичное покрытие дефицита краевого бюджета в объеме задолженности, оставшейся по состоянию на 01 января 2020 года в размере 14156,2 млн рублей, с 2024 года до 2029 года под 0,1 процента годовых. Указанные действия позволят Ставропольскому краю ежегодно экономить расходы на обслуживание долга в сумме свыше 700,0 млн рублей.


Уровень кредитного рейтинга, присвоенный в 2017 году Ставропольскому краю по национальной рейтинговой шкале, по итогам 2018 года поднят на два пункта с уровня ruBBB+ до уровня ruA. В 2020 году уровень кредитного рейтинга, присвоенный Ставропольскому краю по национальной рейтинговой шкале, вновь подтвержден.


Уровень кредитного рейтинга, присвоенный в 2017 году Ставропольскому краю по международной рейтинговой шкале на уровне BB, в 2019 году поднят до уровня BB+. В 2020 году уровень кредитного рейтинга, присвоенный Ставропольскому краю по международной рейтинговой шкале, вновь подтвержден.



III. Основные факторы, определяющие характер и направления долговой политики


Основными факторами, определяющими характер и направления долговой политики, являются:


изменения, вносимые в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, а также в Бюджетный кодекс Российской Федерации в связи с преодолением последствий распространения новой коронавирусной инфекции в 2020 году;


рост расходных обязательств Ставропольского края вследствие принятия решений о реализации задач, определенных Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";


необходимость ежегодной индексации расходов краевого бюджета на выплату заработной платы работников бюджетной сферы и оплату коммунальных услуг;


выполнение условий дополнительных соглашений к соглашениям о предоставлении краевому бюджету из федерального бюджета бюджетных кредитов для частичного покрытия дефицита краевого бюджета, утвержденных Законом Ставропольского края "Об утверждении заключения дополнительных соглашений к соглашениям о предоставлении бюджету Ставропольского края из федерального бюджета бюджетных кредитов для частичного покрытия дефицита бюджета Ставропольского края".



IV. Цели и задачи долговой политики


Целями долговой политики являются:


сохранение объема государственного долга на безопасном уровне;


диверсификация структуры государственного долга;


минимизация расходов краевого бюджета по обслуживанию государственного долга.


Задачами долговой политики являются:


обеспечение размера дефицита краевого бюджета в 2021 - 2023 годах на уровне не более 10,0 процента от суммы доходов краевого бюджета без учета объема безвозмездных поступлений в соответствующем году (значение может быть превышено на сумму изменения остатков средств краевого бюджета, которые в рамках разработки проекта изменений в закон Ставропольского края о краевом бюджете на текущий финансовый год и плановый период согласованы с Министерством финансов Российской Федерации и не были учтены в первоначальной редакции закона Ставропольского края о краевом бюджете на текущий финансовый год и плановый период, а также на сумму поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации);


обеспечение доли объема государственного долга в объеме доходов краевого бюджета без учета безвозмездных поступлений на уровне не более 43,0 процента по состоянию на 01 января 2024 года с учетом возможности превышения данного показателя в соответствии с абзацем восемнадцатым пункта 10 Правил проведения в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017 г. N 1531;


обеспечение доли объема долговых обязательств Ставропольского края по государственным ценным бумагам Ставропольского края и кредитам, полученным Ставропольским краем от кредитных организаций, в объеме доходов краевого бюджета без учета безвозмездных поступлений на уровне не более 37,0 процента по состоянию на 01 января 2024 года с учетом возможности превышения данного показателя в соответствии с абзацем восемнадцатым пункта 10 Правил проведения в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017 г. N 1531.


Достижение целей и решение задач долговой политики осуществляются путем выполнения комплекса мероприятий, сгруппированных по следующим основным направлениям долговой политики:


1. Сохранение объема государственного долга на безопасном уровне за счет:


проведения мероприятий, направленных на рост доходной части и оптимизацию расходной части краевого бюджета;


осуществления мониторинга использования бюджетных ассигнований получателями средств краевого бюджета в целях своевременного принятия решения о сокращении невостребованных бюджетных ассигнований и уменьшения объема заимствований при исполнении краевого бюджета;


направления остатков средств на едином счете краевого бюджета (без учета безвозмездных поступлений, имеющих целевое значение и подлежащих возврату в доход федерального бюджета), образовавшихся на начало текущего финансового года, и дополнительных доходов, поступивших сверх утвержденных годовых назначений, при исполнении краевого бюджета на сокращение дефицита краевого бюджета в целях снижения объема государственного долга.


2. Диверсификация структуры государственного долга за счет:


использования различных инструментов заимствований в виде кредитов кредитных организаций и размещений государственных ценных бумаг;


комбинирования среднесрочных и долгосрочных заимствований;


применения краткосрочных заимствований только в пределах финансового года.


3. Минимизация расходов краевого бюджета по обслуживанию государственного долга за счет:


привлечения из федерального бюджета бюджетных кредитов на пополнение остатков средств краевого бюджета в целях сокращения сроков использования кредитов, полученных от кредитных организаций;


привлечения временно свободных средств государственных бюджетных учреждений Ставропольского края и государственных автономных учреждений Ставропольского края в целях сокращения сроков использования кредитов, полученных от кредитных организаций;


рефинансирования долговых обязательств Ставропольского края в целях снижения процентных ставок за пользование заемными средствами;


равномерного распределения в течение 2021 - 2023 годов платежей, связанных с погашением и обслуживанием государственного долга.



V. Инструменты реализации долговой политики


Инструментами реализации долговой политики являются:


кредиты кредитных организаций;


бюджетные кредиты, получаемые от бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;


государственные гарантии Ставропольского края;


государственные облигации Ставропольского края.



VI. Основные риски, связанные с реализацией долговой политики


Основными рисками, связанными с реализацией долговой политики, являются:


риск рефинансирования долговых обязательств Ставропольского края;


риск снижения ликвидности рынка заимствований;


риск роста процентных ставок.


Риск рефинансирования долговых обязательств Ставропольского края означает невозможность осуществления на приемлемых условиях новых заимствований для погашения имеющихся долговых обязательств.


Снижение риска рефинансирования долговых обязательств Ставропольского края обеспечивается:


продлением Ставропольскому краю периода реструктуризации бюджетных кредитов из федерального бюджета с 7 до 12 лет до 2029 года включительно в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017 г. N 1531 (продление периода реструктуризации бюджетных кредитов из федерального бюджета позволит сократить годовые объемы погашений долговых обязательств и необходимость их рефинансирования);


использованием инструментов долгосрочных заимствований в форме выпуска государственных облигаций Ставропольского края на срок до 7 лет включительно в целях переноса сроков и объемов погашения долговых обязательств;


полным отказом от осуществления краткосрочных заимствований.


Риск снижения ликвидности рынка заимствований связан с неполучением денежных средств на финансирование дефицита краевого бюджета и погашение долговых обязательств Ставропольского края в случае отказа кредитных организаций от предоставления заемных средств. Снижение данного риска возможно в случае замещения средств, не полученных от кредитных организаций, бюджетными кредитами, предоставляемыми из федерального бюджета, либо путем сокращения расходов краевого бюджета на такую же сумму.


Риск роста процентных ставок на рынке заимствований влечет возникновение дополнительных расходов краевого бюджета. Снижение данного риска возможно за счет маневрирования различными инструментами заимствований, сроками их использования или за счет перераспределения средств краевого бюджета в пользу расходов по обслуживанию государственного долга за счет иных расходных обязательств в пределах расходов, утвержденных законом Ставропольского края о краевом бюджете на текущий финансовый год и плановый период.


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ