АДМИНИСТРАЦИЯ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 15 июля 2020 года N 551-р
Об утверждении основных направлений
долговой политики Владимирской области
на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023
годов
В соответствии со статьей 107.1 Бюджетного
кодекса Российской Федерации и в целях
составления проекта областного бюджета
на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023
годов:
1. Утвердить основные направления
долговой политики Владимирской области
на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023
годов согласно приложению.
2. Контроль за исполнением настоящего
распоряжения возложить на первого
заместителя Губернатора области,
директора департамента финансов,
бюджетной и налоговой политики
администрации области.
Губернатор области
В.В.СИПЯГИН
Владимир
15 июля 2020 года
N 551-р
Приложение
к распоряжению
администрации
Владимирской области
от 15.07.2020 N 551-р
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ
ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2021 ГОД И НА
ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2022 И 2023 ГОДОВ
Основные направления долговой политики
Владимирской области на 2021 год и на
плановый период 2022 и 2023 годов
разработаны в целях обеспечения
эффективного управления
государственным долгом Владимирской
области.
При подготовке основных направлений
долговой политики учтены положения
основных направлений бюджетной и
налоговой политики Владимирской области
на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов,
рекомендации Министерства финансов
Российской Федерации по проведению
субъектами Российской Федерации
взвешенной долговой политики.
1. Итоги реализации долговой политики
Владимирской области за 2019 год
Во Владимирской области проводится
взвешенная долговая политика. По итогам
2019 года объем государственного долга
Владимирской области составил 3891,9 млн.
рублей, или 8,3 процента от доходов
областного бюджета без учета
безвозмездных поступлений.
Государственный долг области на 100
процентов представлен бюджетными
кредитами, полученными из федерального
бюджета в 2010 - 2017 годах:
- на строительство, реконструкцию,
капитальный ремонт, ремонт и содержание
автомобильных дорог общего пользования
(за исключением автомобильных дорог
федерального значения) - 1145,3 млн. рублей;
- на частичное финансирование дефицита
бюджета Владимирской области - 2746,6 млн.
рублей.
В целях снижения долговой напряженности
исполнения областного бюджета регион
принял участие в реструктуризации
обязательств перед Российской
Федерацией по бюджетным кредитам,
полученным из федерального бюджета.
Долговые обязательства области
полностью реструктуризированы. Проценты
за пользование бюджетными кредитами
составляют 0,1 процента годовых.
Расходы на обслуживание
государственного долга области в 2019 году
составили 4 млн. рублей, или 0,01 процента
объема расходов областного бюджета (за
минусом расходов, осуществленных за счет
субвенций, предоставляемых из бюджетов
бюджетной системы Российской
Федерации).
Государственный долг региона и расходы
на его обслуживание являются одними из
самых низких в Российской Федерации.
Погашение и обслуживание долговых
обязательств области осуществлялись в
установленный срок и в полном объеме.
2. Основные факторы, определяющие
характер и направления долговой
политики Владимирской области на 2021 год
и на плановый период 2022 и 2023 годов
В планируемом периоде одновременно
несколько факторов будут определять
характер и направления долговой
политики Владимирской области:
Фактор 1. Макроэкономические условия
реализации долговой политики.
Для бюджетной системы области в 2020 году
имеются риски, обусловленные
сложившейся экономической ситуацией в
России в связи с распространением COVID-19 и
принятием мер по устранению последствий
коронавирусной инфекции.
Снижены показатели прогноза
социально-экономического развития
области на 2020 год и на 2021 - 2023 годы.
Реализация долговой политики в 2021 - 2023
годах будет осуществляться в условиях
умеренного ускорения темпов роста
экономики области, стабильного уровня
инфляции.
Объем валового регионального продукта
(далее - ВРП) в 2021 году прогнозируется в
объеме 507987,3 млн. рублей и достигнет в 2023
году 569917,4 млн. рублей.
Объем прибыли прибыльных организаций
прогнозируется на 2021 год в сумме 82934,8 млн.
рублей (103,7% к 2020 году), на 2022 год - 86252,2 млн.
рублей (104% к 2021 году), на 2023 год - 89874,8 млн.
рублей (104,2% к 2022 году).
Прогнозируемое снижение темпов роста
фонда заработной платы в 2021 году с 6,6% до 3%
к 2020 году повлияло на его объем, который
составит в 2021 году 167293,5 млн. рублей и к 2023
году увеличится до 181240,6 млн. рублей.
Объем инвестиций в основной капитал
составит в 2021 году 81355,8 млн. рублей (103,4% к
2020 году), в 2022 году - 84206 млн. рублей (103,5% к
2021 году), в 2023 году - 87240,4 млн. рублей (103,6% к
2022 году).
Индекс потребительских цен
прогнозируется на 2021 - 2023 годы ежегодно в
размере 104%.
Учитывая данные факторы, поступления
налоговых и неналоговых доходов
областного бюджета с учетом доходов
дорожного фонда в 2021 году составят 43955,1
млн. рублей (102,3% к оценке 2020 года). Без
учета доходов дорожного фонда
поступления налоговых и неналоговых
доходов составят в 2021 году 38394,2 млн.
рублей, или 101,8% к уровню 2020 года.
Планируется постепенное снижение
дефицита областного бюджета, и его объем
не превысит ограничений, установленных
условиями заключенных с Министерством
финансов Российской Федерации
соглашений о предоставлении бюджету
Владимирской области из федерального
бюджета бюджетных кредитов. Основным
источником финансирования дефицита
областного бюджета будут выступать
государственные заимствования.
Таким образом, в предстоящий период
значения показателей долговой
устойчивости Владимирской области будут
по-прежнему вне опасных зон.
Фактор 2. Уровень государственного долга
Владимирской области.
Объем государственного долга области по
состоянию на 1 июля 2020 года составляет
3891,9 млн. рублей, или 8,3% от доходов
областного бюджета без учета
безвозмездных поступлений.
Владимирская область входит в число
субъектов Российской Федерации с
наименьшей долговой нагрузкой на одного
жителя региона, которая составила на 1
июня 2020 года 2,9 тыс. рублей на жителя.
Таким образом, текущий уровень
государственного долга позволяет не
опасаться ухудшения состояния долговой
устойчивости Владимирской области.
3. Цели и задачи долговой политики
Владимирской области на 2021 год и на
плановый период 2022 и 2023 годов
Долговая политика Владимирской области
в 2021 - 2023 годах, как и в предыдущие
периоды, будет направлена на обеспечение
сбалансированности и долговой
устойчивости областного бюджета
посредством эффективного управления
государственным долгом.
Целью долговой политики Владимирской
области на ближайшие три года будет
являться обеспечение потребностей в
заемном финансировании, своевременном
исполнении долговых обязательств при
минимизации расходов на их обслуживание,
а также поддержание объема и структуры
государственного долга на экономически
безопасном уровне, обеспечивающем
возможность гарантированного
выполнения Владимирской областью
обязательств по его погашению и
обслуживанию, позволяющем при этом
решать задачи по достижению целей,
поставленных в посланиях и указах
Президента Российской Федерации.
Задачами долговой политики Владимирской
области в 2021 - 2023 годах будут являться:
1) обеспечение непревышения показателя
соотношения объема государственного
долга к общему объему доходов областного
бюджета без учета безвозмездных
поступлений, установленных на
соответствующий финансовый год
условиями реструктуризации
обязательств по бюджетным кредитам
перед федеральным бюджетом;
2) поддержание структуры
государственного долга и расходов на его
обслуживание на оптимальном уровне;
3) выполнение своевременно и в полном
объеме обязательств по погашению и
обслуживанию государственного долга
Владимирской области;
4) обеспечение информационной открытости
проводимой долговой политики и
доступности информации о
государственном долге области;
5) планирование предоставления
государственных гарантий Владимирской
области юридическим лицам,
зарегистрированным на территории
Владимирской области, по средне- и
долгосрочным заимствованиям,
осуществляемым с целью реализации
инвестиционных проектов во Владимирской
области, включая инвестиции в развитие
сельскохозяйственного производства,
обеспечивающим рост налогооблагаемой
базы в среднесрочной перспективе.
Безусловным приоритетом для
Владимирской области является
выполнение всех обязательств, принятых
по ранее полученным из федерального
бюджета бюджетным кредитам. В этой связи
одной из основных задач, определяющих
направления долговой политики
Владимирской области на 2021 - 2023 годы,
будет являться необходимость выполнения
условий заключенных с Министерством
финансов Российской Федерации
соглашений о предоставлении бюджету
Владимирской области из федерального
бюджета бюджетных кредитов:
1) обеспечение доли общего объема
долговых обязательств Владимирской
области, в том числе по долговым
обязательствам по государственным
ценным бумагам субъекта Российской
Федерации и кредитам, полученным
субъектом Российской Федерации от
кредитных организаций, иностранных
банков и международных финансовых
организаций:
- к 1 января 2021 года - не более 15% от суммы
доходов бюджета субъекта Российской
Федерации без учета безвозмездных
поступлений за 2020 год, в том числе
"коммерческого долга" - не более 6% от
суммы доходов бюджета субъекта
Российской Федерации без учета
безвозмездных поступлений за 2020 год;
- к 1 января 2022 года - не более 15% от суммы
доходов бюджета субъекта Российской
Федерации без учета безвозмездных
поступлений за 2021 год, в том числе
"коммерческого долга" - не более 6% от
суммы доходов бюджета субъекта
Российской Федерации без учета
безвозмездных поступлений за 2021 год;
- к 1 января 2023 года - не более 14% от суммы
доходов бюджета субъекта Российской
Федерации без учета безвозмездных
поступлений за 2022 год, в том числе
"коммерческого долга" - не более 6% от
суммы доходов бюджета субъекта
Российской Федерации без учета
безвозмездных поступлений за 2022 год;
- к 1 января 2024 года - не более 14% от суммы
доходов бюджета субъекта Российской
Федерации без учета безвозмездных
поступлений за 2023 год, в том числе
"коммерческого долга" - не более 7% от
суммы доходов бюджета субъекта
Российской Федерации без учета
безвозмездных поступлений за 2023 год;
2) обеспечение привлечения в областной
бюджет кредитов от кредитных
организаций, иностранных банков и
международных финансовых организаций
исключительно по ставкам на уровне не
более чем уровень ключевой ставки,
установленный Центральным банком
Российской Федерации, увеличенный на 1
процент годовых;
3) установление одним из условий
предоставления бюджетных кредитов из
областного бюджета муниципальным
образованиям области и проведения
реструктуризации обязательств
(задолженности) по ним ограничения
ставок по кредитам, полученным
муниципальным образованием от кредитных
организаций, на уровне не более ключевой
ставки, установленной Центральным
банком Российской Федерации,
увеличенной на 1 процент годовых;
4) обеспечение дефицита областного
бюджета в 2021, 2022 и 2023 годах на уровне не
более 10% суммы доходов областного
бюджета без учета объема безвозмездных
поступлений. Утвержденный законом
области об областном бюджете и
сложившийся по данным годового отчета об
исполнении бюджета субъекта Российской
Федерации в 2021 - 2023 годах дефицит
областного бюджета может превысить
показатель на сумму поступлений от
продажи акций и иных форм участия в
капитале, находящихся в собственности
Владимирской области, и (или) снижения
остатков средств на счетах по учету
средств областного бюджета, в том числе
средств резервного фонда администрации
области;
5) сохранение предельного объема
расходов на обслуживание
государственного долга Владимирской
области в размере не более 5% в общем
объеме расходов областного бюджета;
6) равномерное распределение долговой
нагрузки на областной бюджет;
7) дальнейшая реализация плана
мероприятий по оздоровлению
государственных финансов Владимирской
области, утвержденного постановлением
администрации области от 23 ноября 2015
года N 1160 "Об утверждении плана
мероприятий по оздоровлению
государственных финансов Владимирской
области";
8) выполнение постановления
Правительства Российской Федерации от 13
декабря 2017 года N 1531 "О проведении в 2017
году реструктуризации обязательств
(задолженности) субъектов Российской
Федерации перед Российской Федерацией
по бюджетным кредитам";
9) обеспечение последовательности и
согласованности деятельности органов
исполнительной власти Владимирской
области при планировании потребности в
долговых заимствованиях и
предоставлении государственных
гарантий Владимирской области с учетом
возможностей областного бюджета по
обслуживанию государственного долга
региона и погашению его долговых
обязательств.
Погашение в федеральный бюджет
реструктуризированных обязательств по
бюджетным кредитам будет осуществляться
в соответствии с установленными
графиками: в 2021 - 2023 годах по 135 млн. рублей
ежегодно.
4. Инструменты реализации долговой
политики Владимирской области
Обеспечение сбалансированности
областного бюджета при одновременном
обеспечении непревышения установленных
показателей по объему государственного
долга области и минимизации расходов на
обслуживание долговых обязательств
предполагает использование следующих
долговых инструментов.
4.1. Кредиты от кредитных организаций и
облигационные займы
Кредиты от кредитных организаций
являются основным источником
финансирования дефицита областного
бюджета и погашения государственного
долга области. Использование данного
инструмента долговой политики
целесообразно при незначительных
объемах заимствований, которые
планирует осуществлять Владимирская
область. Ключевой задачей на данном
этапе остается обеспечение привлечения
в областной бюджет кредитов от кредитных
организаций по ставкам на уровне не
более чем уровень ключевой ставки,
установленный Центральным банком
Российской Федерации, увеличенный на 1%
годовых.
Владимирской областью будет
осуществляться мониторинг кредитного
рынка и рынка облигаций с целью
определения оптимальных параметров
привлечения заемных ресурсов (объем -
стоимость - срок).
4.2. Использование краткосрочных
бюджетных кредитов на пополнение
остатков средств на счетах субъектов
Российской Федерации
Привлечение "коротких" бюджетных
кредитов из федерального бюджета по
ставке 0,1% годовых сроком пользования до
180 дней позволят снизить сроки и объемы
пользования кредитами от кредитных
организаций и, как следствие, обеспечить
выполнение целевого показателя по
расходам на обслуживание
государственного долга.
4.3. Государственные гарантии
Владимирской области
Принятие обязательств по
государственным гарантиям оказывает
влияние на основные параметры
областного бюджета. Объем
предоставленных гарантий включается в
общий объем государственного долга
Владимирской области и непосредственно
влияет на рост государственного долга.
Исполнение обязательств по
государственным гарантиям может
привести к увеличению расходов
областного бюджета (гарантии без права
регрессного требования) или росту выплат
по источникам финансирования дефицита
бюджета (гарантии с правом регрессного
требования).
В связи с этим государственные гарантии
Владимирской области направлены на
поддержку приоритетных инвестиционных
проектов, реализуемых на территории
области. Предоставление государственных
гарантий Владимирской области будет
осуществляться только с правом
регрессного требования гаранта к
принципалу, что позволяет возместить
потери бюджета при наступлении
гарантийного случая.
5. Анализ рисков для областного бюджета,
возникающих в процессе управления
государственным долгом Владимирской
области
Важное место в достижении целей долговой
политики области занимает оценка
потенциальных рисков, возникающих в
процессе ее реализации. Основными
рисками при управлении государственным
долгом Владимирской области являются:
1) риск недостижения планируемых объемов
поступлений доходов областного бюджета,
поскольку недопоступление доходов
потребует поиск альтернативных
источников для выполнения расходных
обязательств бюджета и обеспечения его
сбалансированности;
2) процентный риск - вероятность
увеличения суммы расходов областного
бюджета на обслуживание
государственного долга вследствие
увеличения Центробанком России ключевой
ставки и (или) роста объемов привлечения
кредитов для выполнения расходных
обязательств;
3) риск рефинансирования - вероятность
потерь вследствие невыгодных условий
привлечения заимствований на
вынужденное рефинансирование уже
имеющихся обязательств;
4) риск ликвидности - отсутствие в
областном бюджете средств для полного
исполнения расходных и долговых
обязательств региона в срок, в том числе
по причине отсутствия участников в
аукционах по привлечению кредитных
ресурсов;
5) риск наступления гарантийного случая -
неплатежи принципалов по
обязательствам, которые были
гарантированы Владимирской областью.
Основной мерой, принимаемой в отношении
управления рисками, связанными с
реализацией долговой политики
Владимирской области, является
осуществление достоверного
прогнозирования доходов областного
бюджета и поступлений по источникам
финансирования дефицита областного
бюджета, а также принятие взвешенных и
экономически обоснованных решений по
принятию долговых обязательств
Владимирской областью.