Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 2 июня 2020 года N 480-р


Об утверждении Стратегии промышленного несырьевого экспорта Республики Саха (Якутия) на 2020 - 2024 годы



В целях определения основных направлений развития промышленного экспорта конкурентоспособной продукции несырьевого сектора экономики Республики Саха (Якутия), достижения целевых показателей регионального проекта "Промышленный экспорт в Республике Саха (Якутия)", реализуемого в рамках федерального проекта "Промышленный экспорт" Национального проекта "Международная кооперация и экспорт":


1. Утвердить прилагаемую Стратегию промышленного несырьевого экспорта Республики Саха (Якутия) на 2020 - 2024 годы.


2. Контроль исполнения настоящего распоряжения возложить на исполняющего обязанности первого заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Бычкова К.Е.



Первый заместитель
Председателя Правительства
Республики Саха (Якутия)
А.КОЛОДЕЗНИКОВ



Утверждена
распоряжением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 2 июня 2020 г. N 480-р



СТРАТЕГИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО НЕСЫРЬЕВОГО ЭКСПОРТА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2020 - 2024 ГОДЫ



1. Внешнеэкономическая деятельность регионов Дальневосточного федерального округа


Объем внешнеторгового оборота по Дальневосточному федеральному округу за январь-декабрь 2018 года составил 34 474,9 млн. долл. США, в том числе <1>:



<1> Данные Дальневосточного таможенного управления.


Сахалинская область - 15 963,2 млн. долл. США (46 процентов);


Приморский край - 7 547, 2 млн. долл. США (22 процента);


Республика Саха (Якутия) - 4 914,6 млн. долл. США (14 процентов);


Хабаровский край - 3 108,3 млн. долл. США (9 процентов);


Камчатский край - 917,1 млн. долл. США (3 процента);


Амурская область - 681,7 млн. долл. США (2 процента);


Магаданская область - 473,5 млн. долл. США (1,5 процента);


Чукотский автономный округ - 188,5 млн. долл. США (0,5 процента);


Еврейская автономная область - 178,8 млн. долл. США (0,5 процента);


Забайкальский край - 258,9 млн. долл. США (0,75 процента);


Республика Бурятия - 243,1 млн. долл. США (0,75 процента).


Более 90 процентов всего внешнеторгового оборота по Дальневосточному федеральному округу обеспечивается четырьмя субъектами: Сахалинской областью - 46 процентов, Приморским краем - 22 процента, Республикой Саха (Якутия) - 14 процентов и Хабаровским краем - 9 процентов.


За январь-декабрь 2018 года экспорт составил 28 188,7 млн. долл. США, что на 26,8 процента выше объема экспорта в 2015 году (20 617,5 млн. долл. США).


В 2018 году объем экспорта из 11 дальневосточных регионов составил 29,2 млрд. долл. США, или 6,5 процента от всего российского экспорта, из них 6,7 млрд. долл. США (23 процента) - несырьевой экспорт. При этом в сравнении с 2013 года доля несырьевого экспорта в общем объеме дальневосточного экспорта увеличилась более чем в 1,5 раза.


За 2019 год объем экспорта из 11 дальневосточных регионов составил 28,8 млрд. долл. США, или 6,8 процента от всего российского экспорта, из них 7,36 млрд. долл. США (4,77 процента) - несырьевой экспорт. В сравнении с аналогичным периодом 2018 года наблюдается прирост экспорта несырьевых продуктов на 108,2 процента (объем несырьевого экспорта дальневосточного региона в 2018 году - 6,8 млрд. долл. США).


В период до 2025 года общий объем дальневосточного экспорта должен быть увеличен в 1,5 раза - до 50 млрд. долл. США, а доля несырьевого экспорта должна достичь 40 процентов.



Экспорт регионов Дальневосточного федерального округа <2>



<2> Данные Дальневосточного таможенного управления.



млн. долл. США

Регион ДФО

2015

2016

2017

2018

2019

2018/2019, процентов

Сахалинская область

11 581,5

8 998,8

10 574,6

15 272,7

15 188,3

99,4

Республика Саха (Якутия)

3 785,7

4 463,3

4 800,2

4 643,0

4 051,5

87,2

Приморский край

2 706,8

2 176,3

3 072,5

3 414,9

4 063,6

118,9

Хабаровский край

1 144,1

1 545,7

2 138,7

2 581,9

1 847,1

71,5

Камчатский край

555,0

570,5

700,4

843,1

869,3

103,1

Магаданская область

330,9

392,8

404,7

407,2

455,8

111,9

Амурская область

398,4

340,2

308,6

371,8

480,4

129,2

Чукотский АО

88,9

95,8

122,6

133,2

161,3

121,1

Еврейская АО

37,1

34,6

119,2

149,7

120,2

80,3

Республика Бурятия

-

-

-

-

909,5

-

Забайкальский край

-

-

-

-

633,1

-

ИТОГО:

20 628,3

18 618,0

22 241,6

27 817,5

28 780,0

103,5


Наибольшая динамика роста экспорта за период 2015 - 2018 годы наблюдается в Еврейской автономной области - рост в 4 раза, Хабаровском крае - рост в 2 раза, Чукотском автономном округе - рост на 52 процента, Республике Саха (Якутия) - рост на 23 процента, Камчатском крае - рост на 52 процента, Магаданской области - рост на 23 процента, Приморском крае - рост на 26 процентов, Сахалинской области - рост на 32 процента.


Наибольшая динамика снижения экспорта за период 2015 - 2018 годы наблюдается в Амурской области - снижение на 23 процента.


В абсолютном выражении наибольший рост экспорта за период 2015 - 2018 годы произошел в Республике Саха (Якутия) и Хабаровском крае (на 1 014,5 и 994,6 млн. долл. США соответственно). Наибольшее снижение - в Сахалинской области (на 1 006,9 млн. долл. США).


Наибольшая динамика экспорта за 2019 год по сравнению с 2018 годом наблюдается в Амурской области - рост на 29,2 процента, Чукотском автономном округе - на 21,1 процента, Приморском крае - на 11,9 процента и Магаданской области - рост на 11,9 процента.


Наибольшая динамика снижения экспорта за 2019 год по сравнению с 2018 годом наблюдается в Хабаровском крае - на 28,5 процента, Еврейском автономном округе - на 19,7 процента, Республике Саха (Якутия) - на 12,8 процента.



2. Внешнеторговый оборот Республики Саха (Якутия)


Объем внешнеторгового оборота Республики Саха (Якутия) за январь-декабрь 2018 года составил 4 914,7 млн. долл. США, в том числе экспорт - 4 642,9 млн. долл. США, импорт - 271,6 млн. долл. США.



Внешнеторговый оборот Республики Саха (Якутия) <3>



<3> Данные Дальневосточного таможенного управления.



млн. долл. США

Республика Саха (Якутия)

Российский экспортный центр

2015

2016

2017

2018

2019

2018/2019, процентов

3 972,7

4 561,7

4 948,1

4 914,7

4 332,6

88,1

Импорт

187,0

98,4

147,9

271,7

281,1

103,4

Экспорт

3 785,7

4 463,3

4 800,2

4 642,9

4 051,5

87,2


За период 2015 - 2018 годы объем внешнеторгового оборота Республики Саха (Якутия) вырос на 941,9 млн. долл. США (24 процента).


За 2019 год внешнеторговый оборот Республики Саха (Якутия) составил 4 332,6 млн. долларов США, что на 582,1 млн. долларов США меньше, чем в 2018 году (на 11,8 процента), при этом экспорт уменьшился на 591,4 млн. долларов США (на 12,7 процента), а импорт увеличился на 9,4 млн. долларов США (на 3,5 процента).



Экспорт Республики Саха (Якутия) по видам продукции <4>



<4> Данные Дальневосточного таможенного управления.



млн. долл. США

Наименование продукции

2016

2017

2018

2018/2017,

процентов

2019

Всего экспорт

4 463,30

4 800,20

4 643,00

96,7

4 051,5

Жемчуг, драгоценные или полудрагоценные камни, драгоценные металлы и изделия из них; бижутерия; монеты

3 925,29

3 856,74

3 907,02

101,3

3 060,7

в т.ч. бриллианты

114,33

135,67

131,20

96,7

125,6

По данным Российского экспортного центра

233,4

229,6

224,1

97,6

148,7

Уголь каменный

484,40

890,03

689,20

77,4

880,6

Руды, шлак и зола

22,26

32,49

31,02

95,5

42,7

Летательные аппараты, космические аппараты, и их части

25,49

16,00

13,29

83,1

0,3

Произведения искусства, предметы коллекционирования и антиквариат

1,54

1,86

1,10

59,1

1,2

Слоновая кость, рога, оленьи рога, копыта и пр.; порошок и отходы этих продуктов

0,43

0,11

0,77

700,0

0,00

Древесина и изделия из нее; древесный уголь

2,73

2,19

0,21

9,6

0,4

Машины, оборудование и механизмы; их части

0,16

0,22

0,11

50,0

0,2

Электрические машины и оборудование, их части; аппаратура для записи и воспроизведения звука, изображения, ее части и принадлежности

0,01

0,02

0,09

450,0

0,1

Сырье пушно-меховое

0,05

0,09

0,08

88,9

0,2

Средства наземного транспорта, кроме ж/д или трамвайного подвижного состава; их части и принадлежности

0,17

0,04

0,00

-

0,00

Суда, лодки и плавучие конструкции

0,12

0,28

0,00

-

0,00

Нефть сырая и нефтепродукты сырые, полученные из битуминозных пород

0,00

0,10

0,00

-

0,00



Примечание: По данным Дальневосточного таможенного управления. Категория продукции "Электрические машины и оборудование, их части; аппаратура для записи и воспроизведения звука, изображения, ее части и принадлежности" включает двигатели и генераторы электрические, электрогенераторные установки и вращающиеся электрические преобразователи, электрооборудование звуковое или визуальное сигнализационное, кроме оборудования товарной позиции 8512 или 8530.


За период 2016 - 2018 годы экспорт Республики Саха (Якутия) вырос на 179,7 млн. долл. США (4 процента).


В структуре экспорта:


84 процента занимает экспорт драгоценных (алмазы) или полудрагоценных камней, драгоценных металлов и изделий из них:


15 процентов - экспорт каменного угля;


1 процент - экспорт руды, шлаков и золы;


1 процент - все остальные виды продукции.


Наибольшие темпы роста демонстрируют поставки на экспорт группы товаров "электрических машин и оборудования" (рост в 15,6 раз); экспорт слоновой кости, рогов, оленьих рогов, копыт и пр. (на 78 процентов); экспорт пушно-мехового сырья (на 59 процентов); экспорт каменного угля (на 42 процента); экспорт руды, шлаков и золы (на 39 процентов).


В абсолютном выражении наибольший рост экспорта наблюдается по каменному углю (на 204,8 млн. долл. США); экспорт руды и шлаков вырос на 8,7 млн. долл. США. Наибольшее снижение наблюдается в экспортных поставках драгоценных или полудрагоценных камней, драгоценных металлов и изделий из них (на 18,3 млн. долл. США), экспорт группы товаров "летательных и космических аппаратов" снизился на 12,2 млн. долл. США.


Таким образом, экспорт Республики Саха (Якутия) практически полностью состоит из сырьевого экспорта. Несырьевой экспорт представлен только обработкой алмазов: экспорт бриллиантов и ювелирных изделий и занимает не более 3,0 - 3,5 процента в общем объеме экспорта.


За 2019 год объем экспорта бриллиантов составил 148,7 млн. долл. США и сократился на 33,6 процента по сравнению с 2018 годом. Резкое падение объемов экспорта бриллиантов связано со снижением потребительского спроса на мировом рынке со стороны стран Юго-Восточной Азии и Соединенных Штатов Америки.



3. Цель Стратегии


Целью Стратегии является создание условий для развития экспорта конкурентоспособной промышленной продукции несырьевого сектора экономики республики.


Целевой индикатор Стратегии установлен региональным проектом "Промышленный экспорт в Республике Саха (Якутия)", в соответствии с которым планируется к концу 2024 года достичь объема экспорта конкурентоспособной промышленной продукции в Республике Саха (Якутия) в размере 359 млн. долл. США.



Объем экспорта конкурентоспособной продукции



млрд. долл. США

N

Наименование показателя

Тип показателя

Базовое значение

Период, год

2018

2019 <*>

2020

2021

2022

2023

2024

Значение

Дата

1.

Объем экспорта промышленной продукции, млрд. долл. США

Основной

0,252

31 декабря 2017

0,252

0,303

0,312

0,324

0,334

0,345

0,359



* В связи с кризисом на мировом рынке за 9 месяцев 2019 года установлено недостижение планового показателя экспорта конкурентоспособной промышленной продукции, в первую очередь это связано со снижением потребительского спроса на бриллианты со стороны стран Юго-Восточной Азии и Соединенных Штатов Америки. В настоящее время наблюдается определенное восстановление спроса.


Для достижения целей Стратегии предусматривается решение следующих задач:


развитие алмазно-бриллиантового комплекса Республики Саха (Якутия), увеличение производства ювелирных изделий;


развитие экспорта лесопромышленного комплекса Республики Саха (Якутия), в том числе техническое перевооружение и создание новых высокотехнологических и лесоперерабатывающих производств, рациональное использование и воспроизводство лесов, охрана малолесистых и горных лесов;


развитие переработки мамонтовой кости и создание изделий из нее;


развитие современного высокотехнологического газоперерабатывающего производства в Республике Саха (Якутия);


развитие существующих и новых видов перспективной экспортно ориентированной несырьевой продукции.


Планируется достичь объема промышленного экспорта к 2024 году в размере 359 млн. долл. США согласно следующим мероприятиям:


развитие производств алмазогранильной и ювелирной отраслей, в том числе развитие ювелирно-гранильного кластера на территории опережающего социально-экономического развития (далее - ТОР) "Якутия";


развитие лесопромышленного комплекса путем реализации проектов по освоению лесов на территории Алданского (RFP Групп) и Ленского (ООО ЛПК "Алмас") районов, производству топливных гранул (пеллет) в Алданском районе, а также с учетом расширения рынка сбыта продукции, в первую очередь в страны Азиатско-Тихоокеанского региона;


производство продукции газопереработки, отнесенной к сфере ответственности Минэнерго России в прогнозном периоде;


развитие и формирование производств по переработке сырья и созданию изделий из палеонтологических материалов мамонтовой фауны и другой кости, камнерезного производства, изделий народно-художественных промыслов;


реализация новых инвестиционных экспортно ориентированных проектов малого и среднего предпринимательства.


Классификация неэнергетических несырьевых товаров, экспорт которых отнесен к экспорту конкурентоспособной промышленной продукции, осуществляется в соответствии с приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 23 апреля 2019 г. N 1464 "....". Виды конкурентоспособной промышленной продукции Республики Саха (Якутия) представлены в приложении N 1 к Стратегии.



4. Ювелирно-гранильный комплекс


4.1. Развитие ювелирно-гранильного кластера в ТОСЭР "Якутия".


В Республике Саха (Якутия) реализуется проект "Создание ювелирно-гранильного кластера" на территории опережающего социально-экономического развития "Индустриальный Парк "Кангалассы". Инвестор - ООО "Сэйбиэм". Проект разделен на 2 этапа:


первый этап: строительство ювелирно-гранильного кластера, где будут размещены резиденты, занимающиеся ювелирным, алмазогранильным и камнерезным производствами. Производительность станочного парка составит 19,2 тыс. карат в год.


второй этап: развитие в кластере новых производств: резьбы из палеонтологических материалов мамонтовой фауны и обработки полудрагоценных камней.


Потенциал экспорта составляет 78,7 млн. долл. в год (при средней сложившейся за 2018 год экспортной цене 4 100 долл. США за карат).


Завершен 1 этап проекта - в 2019 году введено в эксплуатацию здание Ювелирно-гранильного кластера в п. Кангалассы. В настоящее время в ювелирно-гранильном кластере действуют 6 резидентов ТОР. Потенциал по созданию рабочих мест составляет 280 единиц.


На площадке ООО "Сэйбиэм" ведут работу компании, которые занимаются огранкой и производством ювелирных изделий. Общая сумма инвестиций в создание ювелирно-гранильного кластера превышает 537,6 млн. руб., по состоянию на 1 декабря 2019 года инвестировано 156 млн. руб. При выходе на проектную мощность резиденты ювелирно-гранильного кластера смогут производить продукцию ювелирно-бриллиантовых изделий на сумму 2,4 млрд. руб. к 2024 году.


Заключены соглашения с 6 резидентами (ООО "Григори", ООО "Саха Евро Даймонд", ООО "Аурифекс" и ООО "Спектр", ИП Мохначевский, ИП Находкин).


За два месяца работы в 2019 году обработано алмазного сырья объемом 511 карат и произведено бриллиантов в объеме 279 карат. Стоимость ювелирных изделий составляет около 1 млн. долл. США (около 64 млн. рублей) - это эксклюзивные украшения премиум-класса.


Разработано 150 образцов ювелирных изделий (масс-маркет) для собственной линейки, произведены эксклюзивные ювелирные украшения общим весом 39,47 г (золото 750 пробы).


Подписаны соглашения о намерениях с:


ATOMIUM & KaSp. Z.O.O. (Польша);


HOSHANLI KUYUMCULUK (Турция).


4.2. Развитие существующих производств.


Алмазогранильная отрасль.


За 2018 год произведено бриллиантов на 118,8 млн. долл. США, установленное задание выполнено на 108 процентов с ростом на 9 процентов к уровню 2017 года.


В 2018 году в гранильной отрасли производственную деятельность осуществляли более 10 предприятий всех форм собственности.


За 9 месяцев 2019 года произведено бриллиантов на 77,8 млн. долл. США, установленное задание не выполнено на 13 процентов со снижением к уровню 2018 года на 10 процентов.


Снижение объемов производства бриллиантов связано с нестабильной политической обстановкой на мировом рынке, увеличением санкционного давления, что снизило потребительский спрос на бриллианты со стороны стран Юго-Восточной Азии и Соединенных Штатов Америки. Данное обстоятельство повлияло на финансово-экономическую деятельность предприятий, осуществляющих производство бриллиантов на территории Республики.


За 9 месяцев 2019 года количество предприятий, фактически осуществляющих алмазогранильное производство, сократилось по сравнению с аналогичным периодом 2018 года на 70 процентов и составило 3 единицы.


Ожидаемый факт производства бриллиантов в 2020 году составляет 179,3 млн. долл. США.


Ювелирная отрасль.


За 2018 год произведено ювелирных изделий на 1 946 млн. руб., установленное задание выполнено на 100 процентов со снижением на 4 процента к уровню 2017 г.


В 2018 году на территории республики осуществляли свою деятельность свыше 30 ювелирных компаний всех форм собственности.


За 2019 год произведено ювелирных изделий на сумму 2 234,5 тыс. руб. (99,8 процента к январю-декабрю 2018 года), из них с бриллиантами - 1 764,2 млн. руб. (94,5 процента). Реализация ювелирных изделий составила 2 169,6 млн. руб. (97,0 процента к 2018 году), из них изделий с бриллиантами - 1 764,2 млн. руб. (92,6 процента). Значительную долю в общем объеме производства и реализации ювелирных изделий занимали ООО "Ювелирная сеть ЭПЛ "Даймонд" в г. Якутске - 26,2 и 27,0 процента соответственно, и ООО "ЭПЛ Ювелир" в г. Якутске - 26,2 и 27,0 процента соответственно.



SWOT-анализ текущего состояния алмазогранильной и ювелирной промышленности Республики Саха (Якутия)

Сильные стороны

Слабые стороны

1. Наличие на территории Республики Саха (Якутия) крупнейших в мире разведанных запасов природного сырья: алмазов, значительных месторождений золота, серебра, полудрагоценных камней, наличие значительных запасов лесных ресурсов.

2. Республика Саха (Якутия) является лидером России по добыче алмазов и золота.

3. Наличие магистральной транспортной инфраструктуры.

4. Наличие трудовых ресурсов в регионе

1. Значительная удаленность производственной площадки от основных российских и мировых центров торговли экспортной продукцией.

2. Недостаточная транспортная освоенность территории республики.

3. Несовершенство налогового и таможенного законодательства.

4. Высокая себестоимость экспортно ориентированной продукции (дорогая рабочая сила, стоимость коммунальных ресурсов и заемного капитала).

5. Отсутствие узнаваемости бренда, необходимость вложения значительных расходов на маркетинг.

6. Высокая степень износа оборудования предприятий.

7. Отсутствие квалифицированных кадров.

8. Отсутствие учебных заведений.

9. Отсутствие таможенного поста в г. Якутске

Возможности

Угрозы

1. Создание собственной площадки по цифровизации (цифровой маркировке) производственных объектов.

2. Привлечение инвестиций в развитие обрабатывающих производств.

3. Расширение рынков сбыта:

внутренний рынок (до 40 процентов);

внешний рынок (Азиатско-Тихоокеанский регион).

4. Выявление новых рыночных ниш.

5. Распространение преференциальных режимов на участки предприятий промышленного комплекса, реализующих проекты по организации производства по глубокой переработке сырья, решению задач по утилизации отходов:

ТОСЭР;

Арктическая зона Российской Федерации.

6. Продвижение уникальных якутских брендов на российский и мировой рынки. В т.ч. путем участия в различных выставках, форумах, "днях"

Неуправляемые:

1. Сокращение спроса на экспортно ориентированную продукцию, а также снижение цен на нее вследствие мирового финансового кризиса.

2. Наличие международно-правовых ограничений (санкций).

3. Нестабильность геополитической системы: финансовый кризис, рецессия.

4. Избыточное предложение на мировом рынке промышленной продукции вследствие появления множества новых производителей в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

5. Высокая вероятность на мировом рынке демпинговой ценовой политики со стороны крупнейших мировых брендов, "запретительная" цена входа на рынок;

6. Ограничения транспортной инфраструктуры.

7. Низкая рентабельность предприятий.

8. Высокий средний возраст работников отрасли.

9. Формирование ниши "искусственных бриллиантов" за счет натуральных камней



5. Лесопромышленный комплекс


Запасы древесины в лесах Республики Саха (Якутия) составляют 8,8 млрд. м3, из них запас спелых и перестойных насаждений, т.е. насаждений по своему возрасту разрешенных к рубке, составляет 5,7 млрд. м3. Допустимый объем изъятия древесины на территории Республики Саха (Якутия) составляет 36,7 млн. м3, в том числе в целях рубки спелых и перестойных насаждений - 30,7 млн. м3, из них по хвойному хозяйству - 29,9 млн. м3, мягколиственному хозяйству - 0,7 млн. м3.


Основные лесоэксплуатационные запасы древесины концентрируются в 4 районах республики - около 50 процентов от запаса леса на корню всех лесов Якутии (Ленский, Олекминский, Алданский и Усть-Майский). Древостои, произрастающие в данных районах, являются самыми производительными и качественными.


Экономическим советом при Правительстве Республики Саха (Якутия) одобрена Концепция развития лесопромышленного комплекса на 2019 - 2024 годы (протокол от 16.10.2019 N 122).


В настоящее время в республике на различной стадии проработки находятся 3 проекта, направленные на производство и экспорт продукции лесопереработки.


5.1. Освоение лесов на территории Алданского района.


Предусматривается заготовка 250 тыс. м3 деловой лиственницы и сосны. Объем инвестиций - 21 млн. долл. США. Выход на проектную мощность - 2025 год. На первом этапе вся лиственница и сосна реализуются в круглом виде (сосна - 138 тыс. м3 на внутренний рынок, лиственница - 112 тыс. м3 на экспорт). На втором этапе из сосны и лиственницы производится пиломатериал (75 тыс. м3).


Потенциал экспорта составляет 7,7 млн. долл. в год (при экспортной цене пиловочника из лиственницы в пределах 4 500 - 5 500 руб. за куб.).


5.2. Создание лесоперерабатывающего комплекса в Алданском районе в г. Томмот.


Планируется создать комплекс по выпуску экспортно ориентированной пилопродукции с использованием высокотехнологического оборудования в г. Томмот Алданского района Республики Саха (Якутия).


Объем инвестиций - 1,5 млрд. руб. Срок возврата - 8 лет.


По проекту предусматривается заготовка деловой древесины более 41,28 тыс. м3, и выпуск более 20,6 тыс. м3 пилопродукции. Из отходов производства планируется наладить выпуск биотоплива (пеллет). Объем капитальных вложений - 318 млн. руб. Выход на проектную мощность - 2023 год.


Экспортная выручка лесоперерабатывающего комплекса в Алданском районе составит 65,0 тыс. м3, или 6,5 млн. долл. США в год.


5.3. Освоение лесов на территории Ленского района.


Планируемая проектная мощность - заготовка 323 тыс. м3 древесины, производство 238 тыс. м3 пиломатериала (из которых 87 тыс. м3 будет поставляться на экспорт) и 95 тыс. тонн пеллет. Объем инвестиций - 2 835 млн. руб. Выход на проектную мощность - 2023 год. Проектом предусматривается перевооружение лесопильного цеха на территории п. Витим, перенос законсервированного завода из г. Олекминска в п. Витим и модернизация лесопильного завода в г. Якутске.


Строительство капитальных объектов планируется в два этапа: 1 этап в 2020 году - запуск 1 линии лесоперерабатывающего завода и пеллетного завода; 2 этап в 2024 году - запуск цеха по деревообработке.


Потенциал экспорта пиломатериалов составляет 8 млн. долл. в год (при экспортной цене пиломатериала 15 685 руб. за куб. (или 245 долл. США за куб). Потенциал экспорта пеллетов в 2022 году составляет 8 млн. долл. в год (при экспортной цене пиломатериала 13 300 руб. за тонну (или 207 долл. США за тонну).


5.4. Производство топливных гранул (пеллет) (в Алданском районе).


По проекту в г. Томмот Алданского района Республики Саха (Якутия) планируется создание завода по производству топливных древесных гранул (пеллет) производительностью 160 тыс. тонн готовой продукции в год. Для производства пеллет планируется использование неликвидной и низкотоварной древесины.


Объем инвестиций - 885,5 млн. руб. Рынок сбыта продукции - страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Выход на проектную мощность - 2021 год. Потенциал экспорта составляет 32,0 млн. долл. в год (при экспортной цене 200 долл. США за тонну пеллет).



SWOT-анализ текущего состояния лесопромышленного комплекса Республики Саха (Якутия)

Сильные стороны

Слабые стороны

1. Наличие значительных запасов лесных ресурсов.

2. Наличие магистральной транспортной инфраструктуры.

3. Свободные перспективные лесные участки.

4. Наличие высоколиквидных пород древесины (лиственница Даурская и сосна).

5. Наличие трудовых ресурсов в регионе.

6. Наличие учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих.

7. Наличие утвержденной Концепции развития отрасли в регионе

1. Устаревшая лесоустроительная документация.

2. Отсутствие транспортной освоенности территории.

3. Недостаточная протяженность лесных дорог.

4. Высокая степень износа оборудования предприятий малого и среднего бизнеса

5. Сезонные ограничения.

6. Высокий средний возраст работников отрасли

7. Низкая рентабельность предприятий

Возможности

Угрозы

1. Значительные объемы индивидуального (деревянного) жилищного строительства.

2. Значительная часть населения не имеет доступа к централизованному отоплению и отапливает свои дома дровами (где не предусмотрена газификация).

3. Развитие индустрии биотоплива (пеллет и брикетов).

4. Спрос на внешних рынках:

на якутскую лиственницу;

на пеллеты и топливные брикеты.

5. Расширение рынков сбыта:

внутренний рынок (до 40 процентов);

внешний рынок (Азиатско-Тихоокеанский регион).

6. Выявление новых рыночных ниш.

7. Мировая тенденция на отказ от разовых изделий из пластмассы (пакеты, посуда, упаковки и др. изделия разового пользования)

1. Пожары и сокращение делового леса в результате простаивания.

2. Конкуренция со стороны лесоперерабатывающих предприятий лесных регионов ДФО.

3. Ограничение железнодорожной транспортной инфраструктуры в коридоре Беркакит - Тында - морские порты.

4. Введение заградительных пошлин



6. Развитие переработки из палеонтологических материалов мамонтовой фауны и создание изделий


В настоящее время 80 процентов ресурсов бивней мамонта России сосредоточены в Якутии. В 2018 году объем сбора палеонтологических материалов мамонтовой фауны (мамонтовых бивней) составил 147 тонн, что на 119,9 процента больше объема 2017 года. Большая часть продукции мамонтовой фауны уходит на экспорт в Китай.


В Республике Саха (Якутия) принята Концепция развития сбора, изучения, использования, переработки и реализации палеонтологических материалов мамонтовой фауны на территории Республики Саха (Якутия), утвержденная распоряжением Главы Республики Саха (Якутия) от 13 августа 2018 г. N 649-РГ. Ведутся работы по легализации торговли и экспорта продукции мамонтовой фауны, изделий из нее, организация переработки на территории республики.


Правительством Республики Саха (Якутия) принимаются меры по внесению изменений в Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-I "О недрах", предусматривающих введение нового вида пользования недрами - сбора поделочных материалов в виде палеонтологических останков, в том числе бивней мамонта. Принятие законопроекта позволит совершенствовать правовое регулирование и управление в сфере сбора палеонтологических материалов, а также узаконить сбор поделочных материалов в виде палеонтологических останков, в т.ч. бивней мамонта, установить региональный контроль за деятельностью граждан и организаций, занятых этим сбором, и упорядочить реализацию значительных объемов ископаемой мамонтовой фауны в рамках деятельности по борьбе с теневой добычей бивней мамонта.


В целях создания условий легализации сбыта продукции для организованной торговли палеонтологическими материалами мамонтовой фауны создана электронная площадка. На основании агентских договоров с предпринимателями, оформившими лицензии на добычу палеонтологических материалов мамонтовой фауны, в 2019 году состоялся первый аукцион с реализацией партий бивней мамонта.


Потенциал экспорта продукции мамонтовой фауны к 2024 году составляет 12 млн. долл. США в год (при средней экспортной цене 12 000 руб. за 1 кг, или 184,6 долл. США) и выпуск более 64 тонн продукции.



SWOT-анализ текущего состояния палеонтологических материалов мамонтовой фауны Республики Саха (Якутия)

Сильные стороны

Слабые стороны

1. Рост спроса на бивень мамонта в связи с запретом экспорта бивня слона в Китае.

2. Территория Республики Саха (Якутия):

80 процентов объемов мирового сбора;

500 тыс. т ресурсная база.

3. В Российской Федерации, в т.ч. в регионе, имеются специалисты, техника и технологии для первичной обработки бивня и изготовления заготовок для производства сувенирной продукции.

4. Наличие школ косторезного искусства.

5. Научная база для изучения мамонтовой фауны.

6. Территориальная близость Республики Саха (Якутия) к рынкам сбыта палеонтологических материалов мамонтовой фауны

1. Отсутствие в местах сбора бивней мамонта транспортной инфраструктуры.

2. Отсутствие нормативного обоснования коммерческого сбора бивней мамонта как сырья для переработки и получения иной продукции.

3. Дуализм в терминологии "палеонтологические остатки", охватывающий скелетные и трупные остатки, имеющие научную и коллекционную ценность, и бивни мамонта, имеющие в большей степени коммерческую ценность.

4. Хаотичный, бессистемный характер распределения палеонтологических остатков, не позволяющий проводить традиционные геологоразведочные работы с подсчетом запасов.

5. Отсутствие технологии организации промышленного сбора.

6. Сложные процедуры получения экспортной лицензии.

7. Произведения косторезных мастеров уникальные, штучные, сложные в технологии изготовления. Они, а также местная сувенирная продукция слабо востребованы на потребительских рынках в других странах (КНР, Индия).

8. Отсутствие и противоречие ряда нормативных правовых актов.

9. Сезонный характер сбора мамонтовой фауны обуславливает необходимость хранения собранного материала в межсезонье

Возможности

Угрозы

1. Рост доходов коренного населения.

2. Увеличение доходной части бюджета муниципальных образований.

3. Формирование объективной рыночной стоимости продукции.

4. Получение добавленной стоимости от углубленной переработки (производства полуфабрикатов и изделий).

5. Создание перерабатывающего производства с использованием современного оборудования для массовой обработки бивня мамонта.

6. Создание бренда "бивни мамонта", "изделия из бивней мамонта".

7. Создание косторезной промышленности с выпуском продукции, востребованной на потребительских рынках России и других стран.

8. Создание современной научной инфраструктуры, способной обеспечить полный цикл исследований палеонтологических материалов мамонтовой фауны.

9. Минимизация теневого рынка оборота мамонтовой фауны

1. Захват рынка сырья иностранными компаниями.

2. Захват локальных рынков сувенирной продукции иностранными производителями.

3. Развитие "теневого" рынка.

4. Криминализация оборота бивней мамонта.

5. Нанесение невосполнимого экологического ущерба при незаконном промышленном сборе мамонтового бивня.

6. Сокращение и лишение коренного населения источников доходов от традиционного образа жизни



7. Экспорт кожевенного полуфабриката вет-блю АО ФАПК "Сахабулт"


АО ФАПК "Сахабулт" осуществлялось производство и экспорт кожевенного полуфабриката вет-блю (выделывание шкур лошадей и оленей) в период до 2015 года. Основной страной-экспортером являлась Китайская Народная Республика. В связи с принятием Правительством Российской Федерации норм, устанавливающих запрет на вывоз из Российской Федерации кожевенного полуфабриката, в период с 2015 по 2019 годы АО ФАПК "Сахабулт" приостановлен экспорт вет-блю.


На сегодня производственное оборудование устарело и изношено, производство продукции с низкой себестоимостью и высоким качеством затруднено. В целях модернизации кожевенно-мехового оборудования АО ФАПК "Сахабулт" планируется привлечение финансирования Фонда развития промышленности на льготных условиях в 2020 году на сумму 173,5 тыс. руб. В случае успешного прохождения всех этапов экспертных проверок и выделения заемного финансирования Фондом развития промышленности потенциал экспорта кожевенного полуфабриката составит к концу 2024 года 152,4 тыс. долл. США (при средней экспортной цене 108 долл. США за 1 шт. (200 кв. дм).


АО ФАПК "Сахабулт" планируется осуществлять выделку шкур соболя и реализовывать на экспорт. Для развития данного направления АО ФАПК "Сахабулт" планирует реализовать мероприятия поэтапно:


Первый этап - партнерство с фабриками по выделке соболя в Греции и Италии, открытие дилерского центра в г. Кастории (Греция) по продаже выделанных шкурок соболя.


Второй этап - развитие собственной выделки, освоение новых технологий выделки, обучение скорняжных мастеров, создание дизайна якутских изделий из соболя.


Третий этап - продвижение собственных изделий из соболя под брендом "Сахабулт".


Экспортная продукция также может включать сувенирные изделия, аксессуары зимней одежды и другие направления.


В перспективе - проведение исследований шкур северных животных на выявление особенностей и производство продукции на экспорт с учетом этих особенностей, с высокой добавленной стоимостью за счет уникальности.



SWOT-анализ текущего состояния деятельности АО ФАПК "Сахабулт"

Сильные стороны

Слабые стороны

1. Наличие материально-технической базы, охотугодий, очистных сооружений.

2. Устоявшиеся партнерские отношения (предприниматели, учебные заведения, талантливые люди и пр.).

3. Уникальность производства полного цикла.

4. Уникальность сырья и уникальность товара.

5. Сочетание традиций и современных технологий.

6. Государственная поддержка в виде субсидий на возмещение затрат по нерентабельным направлениям.

7. Устоявшийся и знакомый в регионе бренд

1. Неустойчивое финансовое положение.

2. Недостаток оборотных средств.

3. Высокие издержки на производство.

4. Отсутствие внешних инвестиций;

5. Недоступность кредитных ресурсов.

5. Низкая инвестиционная привлекательность.

6. Отсутствие сбытовых сетей или стабильных каналов сбыта продукции.

7. Чрезмерное налогообложение и выплаты во внебюджетные фонды (до 80 процентов от объемов производства).

8. Закредитованность.

9. Низкая рентабельность скорняжного, сувенирного и обувного производств

10. Высокий износ оборудования, основных средств.

11. Аварийное производственное здание.

12. Большая доля ручного труда.

13. Сезонность производства.

14. Убыточность кожевенного производства

Возможности

Угрозы

1. Улучшение технологий производства;

2. Внедрение новых технологий и создание новых конкурентоспособных продуктов;

3. Увеличение продажи сторонних товаров с высокой оборачиваемостью;

4. Расширение торговой сети (в том числе за границей);

5. Удаленное производство изделий, изготавливаемых полностью вручную - через сеть самозанятых;

6. Производство части ассортимента (наиболее массовые модели) за пределами Якутии;

7. Развитие новых направлений: производство косметики, БАД, пуховиков и пр.

8. Получение дополнительных льгот, субсидий, возмещений расходов по налогам.

9. Повышение эффективности использования имущественной базы и охотничьих угодий.

10. Привлечение стратегического партнера.

11. Производство обуви на литьевой подошве и участие в госзакупках спецобуви промышленных предприятий и предприятий ЖКХ

1. Неустойчивость спроса.

2. Риск дефицита финансовых ресурсов.

3. Ежегодное увеличение кредитной нагрузки, в том числе из-за высокой налоговой нагрузки, необходимости обслуживания старых кредитов, сложности привлечения оборотных средств при низкой оборачиваемости оборотных средств.

4. Вынужденное сокращение производственных цехов.

5. Невосстанавливаемая поломка основных производственных станков/машин.

6. Низкая рентабельность производства при отсутствии модернизации и дорогих займах на пополнение оборотных средств.

7. Возможность введения запрета на вывоз кожевенного полуфабриката за пределы Российской Федерации



8. Прогнозные показатели реализации


Успешный запуск проектов, указанных в разделах 5, 6, направленных на производство и экспорт продукции лесопромышленного и ювелирно-гранильного комплекса, а также реализация проекта по переработке сырья и созданию изделий из материалов из палеонтологических материалов мамонтовой фауны обеспечит прирост экспорта к 2024 году на 138,7 процента и составит 312,2 млн. долл. США.


При реализации проектов, указанных в разделах 5 - 7, для достижения плановых целевых показателей развития экспорта конкурентоспособной продукции к 2024 году существует дефицит новых проектов в среднем на 64,22 млн. долл. США. В 2020 году планируется продолжить работу по поиску новых перспективных направлений развития экспорта конкурентоспособной промышленной продукции.


Прогнозные показатели реализации Стратегии приведены в приложении N 2.


План мероприятий по реализации Стратегии приведен в приложении N 3.



9. Целевые рынки реализации конкурентоспособной промышленной продукции


На сегодня основную долю экспорта неэнергетических несырьевых товаров Республики Саха (Якутия) составляет экспорт бриллиантов (более 98 процентов в общем объеме несырьевого экспорта), лесоматериалов (1 процент) и изделий из материалов палеонтологических материалов мамонтовой фауны (1 процент).


Основными странами-экспортерами бриллиантов являются Соединенные Штаты Америки, Гонконг, Тайвань (Китай), Бельгия. Поиск новых стран-экспортеров предусматривает расширение экспорта продукции в Индию, Арабские Эмираты, Израиль, Швейцарию, Канаду, Японию и Австралию.


Экспорт лесоматериалов преимущественно осуществляется в страны Европы: Германию, Австралию, Эстонию. Рассматриваются в перспективе поставки экспорта пиломатериалов в страны Азиатско-Тихоокеанского региона: Китайскую Народную Республику, Южную Корею.


Основной страной-экспортером изделий из материалов палеонтологических материалов мамонтовой фауны является Китайская Народная Республика. В будущем планируется поставлять продукцию в Гонконг и другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона, Ближнего Востока.


Интеграция России во Всемирную торговую организацию (далее - ВТО) позволила снизить таможенные пошлины в странах - членах ВТО. При этом преференциальные условия экспорта товаров российского производства в страны - члены ВТО не получены. При устранении административных барьеров, в случае принятия поправок в законодательстве Российской Федерации, позволяющих снизить финансовую нагрузку на предприятия - экспортеров (в том числе, принятие 0 процентов ставки НДС), появится возможность расширения рынка сбыта и увеличения объемов экспорта продукции несырьевого сектора экономики, повышения конкурентоспособности промышленной продукции в рамках взаимодействия с членами ВТО. Транспортные и инфраструктурные ограничения отсутствуют.



10. Меры государственной поддержки развития экспорта несырьевой неэнергетической продукции


10.1. Действующие меры государственной поддержки.


1) предоставляются налоговые льготы резидентам ТОР "Якутия" для организаций, получивших статус резидента ТОР в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации", в отношении прибыли, получаемой от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашения об осуществлении деятельности на территории ТОР "Якутия":


в виде установления нулевой ставки по налогу на прибыль;


в виде установления нулевой ставки по налогу на имущество организаций;


пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков;


2) предоставляются субсидии на стимулирование роста объемов промысла пушнины и дикого северного оленя по переработке и производству продукции из пушнины и кожевенно-мехового сырья в рамках государственной программы Республики Саха (Якутия) "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2020 - 2024 годы", утвержденной Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 10 декабря 2019 г. N 873;


3) предоставление субсидии из федерального бюджета организациям в целях компенсации части процентных ставок по экспортным кредитам и иным инструментам финансирования, аналогичным кредиту по экономической сути, а также компенсации части страховой премии по договорам страхования экспортных кредитов, в рамках проведения квалификационного отбора предприятий, реализующих корпоративные программы повышения конкурентоспособности в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 февраля 2019 г. N 191 "О государственной поддержке организаций, реализующих корпоративные программы повышения конкурентоспособности, и внесении изменения в Правила предоставления из федерального бюджета субсидии в виде имущественного взноса Российской Федерации в государственную корпорацию "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" на возмещение части затрат, связанных с поддержкой производства высокотехнологичной продукции";


4) предоставляется возможность получения заемного финансирования на льготных условиях по линии Фонда развития промышленности, Фонда развития Дальнего Востока;


10.2. Планируемые меры поддержки на федеральном уровне.


1) установление 0 процентов ставки НДС при реализации необработанных природных алмазов, что позволит снизить кредиторскую задолженность предприятий, повысить конкурентоспособность российских предприятий и инвестиционную привлекательность алмазов (проект федерального закона "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" N ID 02/04/10-17/00074166);


2) увеличение размера субсидии, предоставляемой кредитным организациям, с 4,5 процента до 10 процентов годовых для финансирования экспортно ориентированных предприятий в рамках реализации корпоративной программы повышения конкурентоспособности в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 февраля 2019 г. N 191;


3) продление срока действия фитосанитарного сертификата при вывозе пиломатериалов в государства - члены Европейского союза до 30 дней для предприятий лесопромышленного комплекса Дальневосточного федерального округа (внести изменения в пункт 7 приказа Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 13.07.2016 N 293);


4) предоставление налоговых льгот и других мер государственной поддержки предпринимательской деятельности в соответствии с Федеральным законом "О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации".



11. Риски развития промышленного экспорта Республики Саха (Якутия)


Существуют следующие значимые риски развития промышленного экспорта Республики Саха (Якутия):


1) природно-климатические: суровый климат, как следствие - снижение инвестиционной привлекательности региона;


2) инфраструктурные: слаборазвитая транспортная инфраструктура;


3) рыночные:


высокая себестоимость готовой экспортно ориентированной продукции (более дорогая рабочая сила, высокие расходы на коммунальные ресурсы, в том числе высокие тарифы на электроэнергию, более дорогой заемный капитал);


слаборазвитая сбытовая сеть, неэффективная маркетинговая политика в отношении марок (брендов) якутских производителей, ввиду этого недостаточная известность якутских торговых марок (брендов) на российском и мировом рынках;


несовершенство налогового и таможенного законодательства;


недостаточность оборотных средств на покупку больших объемов сырья;


4) управленческие: нехватка высококвалифицированных рабочих кадров;


5) технологические:


недостаточно современный технологический и технический уровень оснащения производственных объектов республики;


высокий уровень общего износа основных промышленно-производственных фондов.



Приложение N 1
к Стратегии промышленного
несырьевого экспорта
Республики Саха (Якутия)
на 2020 - 2024 годы



ВИДЫ ТОВАРОВ, ЭКСПОРТ КОТОРЫХ ОТНЕСЕН К ЭКСПОРТУ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПРОДУКЦИИ


Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 23 апреля 2019 г. N 1464 утверждена методология расчета показателей национального проекта "Международная кооперация и экспорт" и федерального проекта "Промышленный экспорт".


Согласно методологии учитывается объем экспорта различных видов продукции (в т.ч. те, что производятся на территории Республики):


1) экспорт конкурентоспособной промышленной продукции:


71 группа товаров, в которую входят:


алмазы обработанные и необработанные;


ювелирные изделия;


изделия из кости мамонта,


изделия из облицовочных камней;


80 группа товаров - олово необработанное;


2) экспорт продукции лесопромышленного комплекса:


44 группа товаров - древесина и изделия из нее;


4401 ... группа товаров - древесина топливная в виде бревен, поленьев, ветвей, вязанок хвороста или в аналогичных видах; древесина в виде щепок или стружки; опилки и древесные отходы и скрап, неагломерированные или агломерированные в виде бревен, брикетов, гранул или в аналогичных видах;


4402 ... группа товаров - уголь древесный (включая уголь, полученный из скорлупы или орехов), агломерированный или неагломерированный;


4404 ... группа товаров - древесина бондарная; бревна расколотые; сваи, колья и столбы из дерева, заостренные, но не распиленные вдоль; лесоматериалы, грубо обтесанные, но не обточенные, не изогнутые или не обработанные другим способом, используемые для производства тростей, зонтов, ручек для инструментов или аналогичных изделий; щепа и аналогичная древесина;


4407 ... лесоматериалы, полученные распиловкой или расщеплением вдоль, строганием или лущением, не обработанные или обработанные строганием, шлифованием, имеющие или не имеющие торцевые соединения, толщиной более 6 мм;


4409 ... пиломатериалы (включая планки и фриз для паркетного покрытия пола, несобранные) в виде профилированного погонажа (с гребнями, пазами, шпунтованные, со стесанными краями, с соединением в виде полукруглой калевки, фасонные, закругленные или аналогичные) по любой из кромок, торцов или плоскостей, не обработанные или обработанные строганием, шлифованием, имеющие или не имеющие торцевые соединения;


3) экспорт продукции газопереработки, отнесенной к сфере ответственности Минэнерго России;


2905 ... группа товаров - органические химические соединения, спирты ациклические и их галогенированные, сульфированные, нитрованные или нитрозированные производные.



Приложение N 2
к Стратегии промышленного
несырьевого экспорта
Республики Саха (Якутия)
на 2020 - 2024 годы



ПРОГНОЗНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ ПРОМЫШЛЕННОГО НЕСЫРЬЕВОГО ЭКСПОРТА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

Показатель

Ед. изм.

Плановый период

2018/2024, процентов

Ответственный исполнитель

Базовый 2017

2018

2019 <*>

2020

2021

2022

2023

2024

Целевые показатели регионального проекта "Промышленный экспорт в РС(Я)" <1>

млн.

долл. США

252

241

303

312

324

334

345

359

142,5

Минпромгеологии РС(Я)

Базовый объем экспорта <**>

млн.

долл. США

229,6

224,1

127 <*>

175

201

225

225

225

Проекты в реализации:

ЛПК <***>

млн.

долл. США

-

-

-

16,3

34,5

42,8

52,7

56,4

-

Минпромгеологии РС(Я), ООО "Якутлеспром",

ООО ЛПК "Алмас",

ООО "Якутские топливные гранулы"

тыс. м3

-

-

-

78,8

148

181,9

200,9

241

-

ЮГК <***>

млн.

долл. США

-

-

-

4,3

16,9

17,9

18,3

18,8

-

Минпромгеологии РС(Я), ООО "Сэйбиэм"

тыс. кар.

-

-

-

3,6

3,7

6,66

5,2

6,2

-

Слоновая кость, рога, когти и схожие материалы <****>

млн.

долл. США

-

-

-

-

-

3

8

12

-

Минпромгеологии РС(Я)

Кожевенный полуфабрикат вет-блю

млн.

долл. США

-

-

-

-

-

0,09

0,12

0,15

Минпромгеологии РС(Я), Минсельхоз РС(Я),

АО ФАПК "Сахабулт"

Всего: (базовый экспорт, проекты в реализации)

млн.

долл. США

-

-

-

195,6

252,4

288,8

304,1

312,4

123,9

Новые проекты

(дефицит)

млн.

долл. США

-

-

-

116,4

71,6

45,2

40,8

46,6

Минпромгеологии РС(Я)



<1> Существуют риски недостижения целевых показателей, в связи с пандемией коронавируса и сокращением производств в республике (KGK-group (учредитель компании ДДК - основного экспортера бриллиантов в республике) приняла решение закрыть филиал в Республике Саха (Якутия) и переориентироваться на свою фабрику в г. Владивостоке).


Возможны корректировки показателей по итогам пересмотра Минпромторгом РФ.


* Данные за 2019 год приведены в прогнозных цифрах.


** Базовый показатель объема экспорта определен показателем объема экспорта бриллиантов, составляющего большую часть несырьевого экспорта Республики Саха (Якутия);


*** ЛПК - лесопромышленный комплекс;


*** ЮГК - ювелирно-гранильный комплекс;


**** Согласно классификации экспортных товаров Российского экспортного центра группа 0507 включает слоновую кость, рога, когти и схожие материалы и относится к несырьевым неэнергетическим товарам.



Приложение N 3
к Стратегии промышленного
несырьевого экспорта
Республики Саха (Якутия)
на 2020 - 2024 годы



ПЛАН КЛЮЧЕВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ ПРОМЫШЛЕННОГО НЕСЫРЬЕВОГО ЭКСПОРТА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

N

п/п

Наименование мероприятия

Срок

Исполнитель (соисполнители)

Общие мероприятия по всем отраслям промышленности

1.

Проработка с финансово-кредитными учреждениями вопросов по созданию и развитию продуктов для финансирования отрасли, в т.ч. экспорта

До 1 августа 2020 г.

ГБУ "Агентство по привлечению инвестиций и поддержке экспорта Республики Саха (Якутия)";

МВСиДН РС(Я);

Минпромгеологии РС(Я);

Минпред РС(Я)

2.

Поиск и разработка новых инвестиционных проектов, направленных на производство и экспорт продукции (с общим экспортным потенциалом не менее 100 млн. долл. США)

1 ноября 2020 г.

ежегодное обновление

Минпромгеологии РС(Я);

ГБУ "Агентство по привлечению инвестиций и поддержке экспорта Республики Саха (Якутия)"

2.1.

Разработка перечня основных направлений развития несырьевого сектора экономики Республики Саха (Якутия)

1 июля 2020 г.

Минпромгеологии РС(Я);

Минэкономики РС(Я);

Минпред РС(Я);

ГБУ "Агентство по привлечению инвестиций и поддержке экспорта Республики Саха (Якутия)"

2.2.

Создание реестра юридических лиц и предпринимателей, занятых в производстве продуктов несырьевого сектора экономики

1 июля 2020 г.

ежегодное обновление

Минпромгеологии РС(Я);

Минпред РС(Я);

ГБУ "Агентство по привлечению инвестиций и поддержке экспорта Республики Саха (Якутия)"

2.3.

Создание реестра инвестиционных проектов, реализуемых (планируемых к реализации) юридическими лицами и предпринимателями несырьевого сектора экономики

1 сентября 2020 г.

ежегодное обновление

Минпромгеологии РС(Я);

Минпред РС(Я);

ГБУ "Агентство по привлечению инвестиций и поддержке экспорта Республики Саха (Якутия)"

3.

Разработка и продвижение мер поддержки для ускоренной реализации инвестиционных проектов, во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти

2020 г.

Минэкономики РС(Я);

Минпромгеологии РС(Я);

ГБУ "Агентство по привлечению инвестиций и поддержке экспорта Республики Саха (Якутия)"

4.

Оказание содействия в продвижении продукции компаний-экспортеров в рамках проведения международных выставок, совместного использования выставочно-торговой инфраструктуры

2020 - 2024 г.г.

ГБУ "Агентство по привлечению инвестиций и поддержке экспорта Республики Саха (Якутия)";

МВСи ДН РС(Я);

Минпромгеологии РС(Я);

Минпред РС(Я)

5.

Создание базы "лучших практик" и "успешных экспортных решений" с подробным поэтапным описанием прохождения сертификации, перевода и оформления упаковки, брендирования упаковки и маркировки и пр.

2020 - 2024 г.г.

ГБУ "Агентство по привлечению инвестиций и поддержке экспорта Республики Саха (Якутия)";

Минпромгеологии РС(Я);

Минпред РС(Я)

6.

Аккумулирование претензий и предложений экспортеров на нетарифные барьеры для включения данных кейсов в соответствующие переговоры Евразийской Экономической Комиссии или двусторонние контакты по линии межправительственного взаимодействия

2020 - 2024 г.г.

ГБУ "Агентство по привлечению инвестиций и поддержке экспорта Республики Саха (Якутия)";

МВСиДН РС(Я);

Минпромгеологии РС(Я);

Минпред РС(Я)

7.

Проведение отраслевых и маркетинговых исследований в интересах дальневосточных экспортеров, нацеленных на адаптацию к нетарифным барьерам в странах Азиатско-Тихоокеанского региона

2020 - 2024 г.г.

ГБУ "Агентство по привлечению инвестиций и поддержке экспорта Республики Саха (Якутия)";

МВСиДН РС(Я);

Минпромгеологии РС(Я);

Минпред РС(Я)

8.

Создание базы контактов доверенных торговых посредников, консультантов по сертификации и пр. для дальневосточных экспортеров

2020 - 2024 г.г.

ГБУ "Агентство по привлечению инвестиций и поддержке экспорта Республики Саха (Якутия)";

МВСиДН РС(Я);

Минпред РС(Я);

Минпромгеологии РС(Я)

9.

Включение вопросов снижения/устранения нетарифных барьеров в диалог с инвесторами из стран Азиатско-Тихоокеанского региона для задействования ресурсов национального лоббирования

2020 - 2024 г.г.

ГБУ "Агентство по привлечению инвестиций и поддержке экспорта Республики Саха (Якутия)";

МВСиДН РС(Я);

Минпромгеологии РС(Я)

Ювелирно-гранильный, лесопромышленный комплексы, производств

по переработке и созданию изделий из мамонтовой фауны

и камнерезное производства

10.

Разработка модельных проектов (при выделении финансовых средств)

1 октября

2020, 2021 г.г.

Минпромгеологии РС(Я);

ГБУ "Агентство по привлечению инвестиций и поддержке экспорта Республики Саха (Якутия)"

10.1.

Разработка типовых проектов бизнеса

1 октября

2020, 2021 г.г.

Минпромгеологии РС(Я);

ГБУ "Агентство по привлечению инвестиций и поддержке экспорта Республики Саха (Якутия)"

10.2.

Создание шаблонов бизнес-планов

1 октября

2020, 2021 г.г.

Минпромгеологии РС(Я);

ГБУ "Агентство по привлечению инвестиций и поддержке экспорта Республики Саха (Якутия)"

10.3.

Модельные проекты для субъектов малого и среднего предпринимательства кластерного развития

1 октября

2020, 2021 г.г.

Минпромгеологии РС(Я);

ГБУ "Агентство по привлечению инвестиций и поддержке экспорта Республики Саха (Якутия)"

Ювелирно-гранильный комплекс

11.

Комплектование ювелирно-гранильного кластера станочным парком

2020 г.

ООО "Сэйбиэм" (по согласованию);

АКБ "Алмазэргиенбанк" АО (по согласованию);

Минэкономики РС(Я);

ООО "Индустриальный парк "Кангалассы"

(по согласованию)

11.1.

Проведение мероприятий по привлечению инвестиций в целях приобретения оборудования

До 31 сентября 2020 г.

Минэкономики РС(Я);

Минпромгеологии РС(Я);

ООО "Сэйбиэм" (по согласованию);

АКБ "Алмазэргиенбанк" АО (по согласованию);

ГБУ "Агентство по привлечению инвестиций и поддержке экспорта Республики Саха (Якутия)"

11.2.

Заказ оборудования

1 октября 2020 г.

ООО "Сэйбиэм" (по согласованию);

ООО "Индустриальный парк "Кангалассы"

(по согласованию);

Минэкономики РС(Я)

11.3.

Монтаж, установка оборудования полной комплектации

25 декабря 2020 г.

ООО "Сэйбиэм" (по согласованию);

ООО "Индустриальный парк "Кангалассы"

(по согласованию);

Минэкономики РС(Я)

12.

Формирование плана развития резидентов ювелирно-гранильного кластера на территории ТОСЭР "Якутия"

Сентябрь 2020 г.

АО "Корпорация развития РС(Я)"

(по согласованию)

13.

Увеличение численности резидентов ювелирно-гранильного кластера на территории ТОСЭР "Якутия" (не менее 10 резидентов) в рамках реализации 1 этапа ювелирно-гранильного кластера

1 декабря 2020 г.

Минэкономики РС(Я);

ООО "Сэйбиэм" (по согласованию);

ООО "Индустриальный парк "Кангалассы"

(по согласованию)

14.

Гарантированные поставки алмазного сырья для полной загрузки станочного парка

2020 - 2024 г.г.

Правительство РС(Я);

ООО "Сэйбиэм" (по согласованию);

Комдрагметалл РС(Я) (по согласованию); Минпромгеологии РС(Я);

Минэкономики РС(Я)

Развитие производств по переработке и созданию

изделий из мамонтовой фауны

15.

Разработка типовых моделей проектов по переработке сырья и созданию изделий из мамонтовой фауны, косторезного и камнерезного производства

1 октября

2020, 2021 г.г.

Минпромгеологии РС(Я);

ГБУ "Агентство по привлечению инвестиций и поддержке экспорта Республики Саха (Якутия)"

Лесопромышленный комплекс

16.

Содействие в поиске инвесторов для проектов производства топливных гранул (пеллет) и реализации модельных проектов

2020 - 2021 г.г.

ГБУ "Агентство по привлечению инвестиций и поддержке экспорта Республики Саха (Якутия)";

МВСиДН РС(Я)

17.

Организация встреч с потенциальными инвесторами

Постоянно

ГБУ "Агентство по привлечению инвестиций и поддержке экспорта Республики Саха (Якутия)";

МВСиДН РС(Я)


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ