Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 декабря 2020 года N 1029

Об утверждении Основных направлений государственной долговой политики Санкт-Петербурга на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов


В соответствии с пунктом 13 статьи 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и в целях реализации ответственной долговой политики Санкт-Петербурга и повышения ее эффективности Правительство Санкт-Петербурга

постановляет:

1. Утвердить Основные направления государственной долговой политики Санкт-Петербурга на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов согласно приложению.

2. Контроль за выполнением постановления возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга Батанова Э.В.

Губернатор Санкт-Петербурга
А.Д.Беглов


Приложение
к постановлению
Правительства Санкт-Петербурга
от 03.12.2020 N 1029


Основные направления государственной долговой политики Санкт-Петербурга на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов


1. Итоги реализации государственной долговой политики Санкт-Петербурга в 2019-2020 годах


Основными целями государственной долговой политики Санкт-Петербурга (далее - долговая политика Санкт-Петербурга) в прошедшем периоде являлось обеспечение потребностей бюджета Санкт-Петербурга в заемном финансировании при сохранении высокой степени долговой устойчивости, своевременное исполнение долговых обязательств Санкт-Петербурга.

В 2019 году государственные заимствования не осуществлялись в связи с отсутствием потребности. По состоянию на 01.01.2020 государственный долг Санкт-Петербурга составил 30,1 млрд.руб., или 4,9 процента к годовому объему доходов бюджета Санкт-Петербурга без учета безвозмездных поступлений.

В 2020 году распространение новой коронавирусной инфекции (COVID-19) спровоцировало глубокий спад в мировой экономике. Мировое промышленное производство испытало сильнейшее падение со времени глобального финансового кризиса.

На размер дефицита бюджета Санкт-Петербурга и, как следствие, объемы и условия привлечения заемных средств в 2020 году оказывали влияние следующие негативные факторы:

существенное снижение собственных доходов бюджета Санкт-Петербурга, обусловленное ухудшением экономической ситуации во II квартале 2020 года (волатильность на финансовых и сырьевых рынках и введение ограничительных мер, направленных на борьбу с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а также принятыми мерами поддержки субъектов экономической деятельности на федеральном и региональном уровнях (предоставление отсрочки по уплате платежей по договорам аренды земельных участков, договорам аренды объектов нежилого фонда, договорам на размещение нестационарных торговых объектов, перенос сроков уплаты налогов, отмена авансовых платежей по налогам и снижение налоговых ставок);

неблагоприятные экономические тенденции, связанные с уровнем доходов населения и бизнеса, снижение деловой активности;

снижение курса национальной валюты и цен на нефть;

падение внешнего спроса и цен на экспортные товары;

необходимость выполнения не только существующих расходных обязательств, но и реализация дополнительных мер поддержки населения и экономики региона для смягчения последствий пандемии, вызванной новой коронавирусной инфекцией (COVID-19);

высокая волатильность финансовых рынков.

За первое полугодие 2020 года государственный долг Санкт-Петербурга увеличился на 24,9 млрд.руб., что обусловлено проведением в апреле 2020 года доразмещения облигаций Санкт-Петербурга выпуска RU35002GSP0.

По состоянию на 01.09.2020 государственный долг Санкт-Петербурга составил 55,0 млрд.руб. Весь объем государственного долга Санкт-Петербурга составляют обязательства по государственным облигациям Санкт-Петербурга.

В результате корректировки параметров бюджета Санкт-Петербурга на 2020 год дефицит бюджета вырос более чем в два раза.

Согласно уточненным оценкам доходов бюджет Санкт-Петербурга по итогам 2020 года значения критериев, используемых Министерством финансов Российской Федерации при отнесении субъектов Российской Федерации к группам заемщиков, достигнут следующих значений:

показатель "Объем государственного долга Санкт-Петербурга к общему объему доходов бюджета Санкт-Петербурга без учета безвозмездных поступлений" - 22,5 процента (предельное значение для субъектов Российской Федерации, отнесенных к группе заемщиков с высоким уровнем долговой устойчивости, - 50 процентов, целевой показатель на 2020 год - не более 25 процентов);

показатель "Годовая сумма платежей по погашению и обслуживанию государственного долга Санкт-Петербурга к общему объему налоговых и неналоговых доходов бюджета Санкт-Петербурга и дотаций из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" - 0,5 процента (предельное значение для субъектов Российской Федерации, отнесенных к группе заемщиков с высоким уровнем долговой устойчивости, - 13 процентов);

показатель "Доля расходов на обслуживание государственного долга Санкт-Петербурга в общем объеме расходов бюджета Санкт-Петербурга (без учета объема расходов, осуществляемых за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации)" - 0,4 процента (предельное значение для субъектов Российской Федерации, отнесенных к группе заемщиков с высоким уровнем долговой устойчивости, - 5 процентов).

Таким образом, все без исключения показатели и индикаторы долговой устойчивости Санкт-Петербурга в 2020 году планируются в пределах безопасных зон.

2. Основные факторы, определяющие характер и направления долговой политики Санкт-Петербурга в 2021-2023 годах


Основными факторами, определяющими характер и направления долговой политики Санкт-Петербурга в 2021-2023 годах, являются:

влияние рисков ухудшения экономической ситуации в связи с существенным снижением собственных доходов бюджета Санкт-Петербурга;

необходимость реализовать дополнительные меры поддержки населения и экономики региона для смягчения последствий пандемии, вызванной новой коронавирусной инфекцией (COVID-19);

высокая вероятность формирования качественно иной динамики мировой экономики, характеризующейся более низкими темпами экономического роста;

высокая волатильность на финансовых рынках развивающихся стран, обусловленная в том числе неблагоприятными внешнеполитическими факторами;

сохранение в среднесрочной перспективе потребности в финансировании дефицита бюджета Санкт-Петербурга;

сохранение потребности в финансировании крупных инвестиционных проектов, направленных на развитие инфраструктуры Санкт-Петербурга;

необходимость поддержания высокой долговой устойчивости в соответствии с системой оценки, реализуемой в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

3. Цели и задачи долговой политики Санкт-Петербурга в 2021-2023 годах

3.1. Основной целью долговой политики Санкт-Петербурга в 2021-2023 годах является обеспечение сбалансированности бюджета Санкт-Петербурга при сохранении высокой степени долговой устойчивости, своевременное исполнение долговых обязательств Санкт-Петербурга. Достижение указанной цели будет способствовать социально-экономическому развитию Санкт-Петербурга.

3.2. Основными задачами долговой политики Санкт-Петербурга являются:

повышение эффективности государственных заимствований Санкт-Петербурга;

оптимизация структуры государственного долга Санкт-Петербурга в целях минимизации стоимости его обслуживания;

сохранение показателей и индикаторов долговой устойчивости Санкт-Петербурга в 2021-2023 годах в пределах безопасных зон;

обеспечение условий для сохранения кредитных рейтингов Санкт-Петербурга на уровне суверенных кредитных рейтингов Российской Федерации.

Долговая политика Санкт-Петербурга в планируемом периоде будет строиться с учетом соблюдения следующих принципов:

сохранение объема государственного долга Санкт-Петербурга на экономически безопасном уровне посредством контроля за объемом государственного долга и расходами на его обслуживание;

недопущение необоснованных заимствований посредством обеспечения взаимосвязи принятия решения о заимствованиях с потребностями бюджета Санкт-Петербурга в привлечении заемных средств;

планирование и исполнение программ государственных заимствований Санкт-Петербурга в соответствии с направлениями бюджетной политики Санкт-Петербурга и с учетом оценки и контроля рисков государственных заимствований Санкт-Петербурга;

гибкое реагирование на изменяющиеся условия финансовых рынков и использование наиболее оптимальных форм и сроков заимствований;

взаимодействие с инвестиционным сообществом и международными рейтинговыми агентствами (кредитными рейтинговыми агентствами), обеспечение раскрытия актуальной информации о финансово-экономическом положении Санкт-Петербурга, проводимой бюджетной, экономической и долговой политике Санкт-Петербурга.

4. Инструменты реализации долговой политики Санкт-Петербурга в 2021-2023 годах

4.1. В 2021-2023 годах государственные заимствования Санкт-Петербурга планируется осуществлять исключительно в валюте Российской Федерации.

В предстоящем периоде долговая политика Санкт-Петербурга будет направлена на осуществление государственных заимствований Санкт-Петербурга в объемах, необходимых для решения поставленных социально-экономических задач. В качестве основного источника заемных ресурсов рассматриваются рыночные заимствования. Наиболее ликвидным и масштабным инструментом заемного финансирования являются государственные облигации Санкт-Петербурга.

Основными преимуществами использования указанного инструмента являются:

рыночный механизм ценообразования;

привлечение и размещение облигаций среди неограниченного круга инвесторов: банков, инвестиционных компаний, пенсионных фондов, страховых компаний, иных юридических лиц, физических лиц, что обеспечивает высокую конкуренцию и минимизацию рисков эмитента (процентного риска, риска рефинансирования, риска неисполнения эмиссионной программы, риска ликвидности);

возможность управления профилем государственного долга Санкт-Петербурга и использования облигаций в рамках осуществления мероприятий по управлению государственным долгом Санкт-Петербурга и ликвидностью бюджета Санкт-Петербурга.

В целом объемы и параметры государственных заимствований Санкт-Петербурга будут определяться таким образом, чтобы обеспечивалась сбалансированность бюджета Санкт-Петербурга, а структура платежей по погашению и обслуживанию государственного долга Санкт-Петербурга была равномерной, не имела пиков платежей в отдельном финансовом году.

Реальные объемы привлечения заемных средств будут определяться исходя из потребностей бюджета Санкт-Петербурга на основании показателей кассового плана по бюджету Санкт-Петербурга и оценки исполнения бюджета Санкт-Петербурга.

В случае неблагоприятной рыночной конъюнктуры при отсутствии возможностей использования среднесрочных и (или) долгосрочных долговых инструментов, а также в случае потребности в краткосрочных ресурсах в течение соответствующего финансового года в качестве инструмента заимствования планируется использовать бюджетные кредиты на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации, предоставляемые Управлением Федерального казначейства по г.Санкт-Петербургу, и (или) кредиты кредитных организаций (кредиты иностранных банков в валюте Российской Федерации), а в случае потребности в краткосрочных ресурсах на финансирование дефицита бюджета Санкт-Петербурга - кредиты кредитных организаций (кредиты иностранных банков, международных финансовых организаций в валюте Российской Федерации).

Получение бюджетных кредитов из федерального бюджета в планируемом периоде рассматривается во взаимосвязи с политикой Правительства Российской Федерации по стимулированию в субъектах Российской Федерации инвестиционной активности, реализации инвестиционных программ, строительства объектов инженерной и дорожной инфраструктуры.

4.2. Государственные гарантии Санкт-Петербурга в 2021-2023 годах.

С учетом рекомендаций Министерства финансов Российской Федерации по проведению субъектами Российской Федерации ответственной заемной (долговой) политики и в связи с тем, что государственные гарантии являются достаточно рискованным и непрозрачным инструментом долговой политики, в том числе во взаимосвязи с влиянием объема обязательств по государственным гарантиям на параметры долговой устойчивости, расширение практики предоставления государственных гарантий Санкт-Петербурга в 2021-2023 годах не планируется.

5. Анализ и оценка рисков для бюджета Санкт-Петербурга, возникающих в процессе управления государственным долгом Санкт-Петербурга


Планирование и исполнение программ государственных заимствований Санкт-Петербурга в 2021-2023 годах будет осуществляться с учетом оценки и контроля рисков государственных заимствований Санкт-Петербурга.

Оценка рисков государственных заимствований Санкт-Петербурга, в частности риска дефолта (неисполнения долговых обязательств в срок и в полном объеме), проводится посредством определения предельных объемов заимствований Санкт-Петербурга и стресс-тестирования финансовых потоков по государственному долгу Санкт-Петербурга.

При определении предельных объемов заимствований Санкт-Петербурга осуществляется оценка максимальной долговой нагрузки на бюджет Санкт-Петербурга, при которой Санкт-Петербург будет исполнять расходные и долговые обязательства Санкт-Петербурга в установленные сроки и в полном объеме.

В целях обеспечения равномерного распределения платежей, связанных с погашением и обслуживанием государственного долга Санкт-Петербурга, а также оптимизации структуры государственного долга Санкт-Петербурга за счет комбинирования инструментов среднесрочных и долгосрочных заимствований для равномерного распределения долговой нагрузки на бюджет Санкт-Петербурга проводится анализ долговых обязательств и выявление пиков платежей.

Стресс-тестирование финансовых потоков по государственному долгу Санкт-Петербурга позволяет оценить влияние на бюджет Санкт-Петербурга изменений социально-экономических условий и выявить сценарии социально-экономического развития Санкт-Петербурга, при реализации которых осуществление государственных заимствований Санкт-Петербурга и исполнение обязательств по государственному долгу Санкт-Петербурга будет обременительно для бюджета Санкт-Петербурга.

Для оценки рисков государственных заимствований Санкт-Петербурга будет использоваться набор следующих критериев по государственному долгу Санкт-Петербурга и государственным заимствованиям Санкт-Петербурга, позволяющих определять экономически безопасный уровень государственного долга Санкт-Петербурга и платежей по нему при их планировании и осуществлять контроль рисков при исполнении программ государственных заимствований Санкт-Петербурга:

показатель "Предельный объем государственных заимствований Санкт-Петербурга" на соответствующий финансовый год, устанавливаемый в программе государственных внутренних заимствований Санкт-Петербурга на очередной финансовый год и на плановый период, не должен превышать общую сумму средств, направляемую на финансирование дефицита бюджета Санкт-Петербурга и объемов погашения долговых обязательств, утвержденных на соответствующий финансовый год и на плановый период законом о бюджете Санкт-Петербурга;

показатель "Объем государственного долга Санкт-Петербурга к общему объему доходов бюджета Санкт-Петербурга без учета безвозмездных поступлений" не может принимать значения, превышающие уровень в 50 процентов;

показатель "Годовая сумма платежей по погашению и обслуживанию государственного долга Санкт-Петербурга, возникшего на 1 января очередного финансового года без учета платежей, направленных на досрочное погашение долговых обязательств со сроками погашения после 1 января года, следующего за очередным финансовым годом, к общему объему налоговых и неналоговых доходов бюджета Санкт-Петербурга из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и дотаций" не может принимать значения, превышающие уровень в 13 процентов;

показатель "Доля расходов на обслуживание государственного долга Санкт-Петербурга в общем объеме расходов бюджета Санкт-Петербурга (за исключением объема расходов, осуществляемых за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации)" не может принимать значения, превышающие уровень в 5 процентов.

6. Взаимодействие с инвестиционным сообществом и рейтинговыми агентствами


Взаимодействие с инвестиционным сообществом, международными рейтинговыми агентствами и кредитными рейтинговыми агентствами планируется осуществлять в 2021-2023 годах путем проведения регулярных встреч, семинаров, конференций и иных мероприятий.

Постоянное информационное взаимодействие с участниками финансового рынка, обеспечение раскрытия актуальной информации о финансово-экономическом положении Санкт-Петербурга, проводимой бюджетной и экономической политике Санкт-Петербурга, планах по его стратегическому развитию направлены на обеспечение инвестиционной привлекательности Санкт-Петербурга.

Санкт-Петербург имеет долгосрочные кредитные рейтинги по международной шкале Fitch Ratings и Moody‘s Investors Service, соответствующие кредитным рейтингам Российской Федерации.

Находящиеся в обращении два выпуска государственных облигаций Санкт-Петербурга имеют кредитные рейтинги международного рейтингового агентства Fitch Ratings и национального рейтингового агентства АКРА на уровне кредитного рейтинга Санкт-Петербурга.

Кредитные рейтинги Санкт-Петербурга отражают сильные показатели кредитоспособности Санкт-Петербурга, которые базируются на низком уровне государственного долга Санкт-Петербурга, устойчивых операционных показателях бюджета Санкт-Петербурга, высоком уровне расчетной бюджетной обеспеченности Санкт-Петербурга, обусловленного диверсифицированной экономикой, и позволяют Санкт-Петербургу привлекать заемные средства по минимальным ставкам.


Официальный
электронный текст
ИПС "Кодекс"


Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
официальная рассылка


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ