Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ


Об информации Министра науки и высшего образования Российской Федерации В.Н.Фалькова о готовности системы высшего образования к организации образовательного процесса в изменившихся условиях

Заслушав и обсудив в рамках "правительственного часа" 16 сентября 2020 года информацию Министра науки и высшего образования Российской Федерации В.Н.Фалькова о готовности системы высшего образования к организации образовательного процесса в изменившихся условиях, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации

постановляет:

1. Принять к сведению информацию Министра науки и высшего образования Российской Федерации В.Н.Фалькова о готовности системы высшего образования к организации образовательного процесса в изменившихся условиях.

2. Принять к сведению выступление аудитора Счетной палаты Российской Федерации Д.А.Зайцева.

3. Принять к сведению выступление представителя Комитета Государственной Думы по контролю и Регламенту Д.В.Сватковского.

4. Одобрить принятые Министерством науки и высшего образования Российской Федерации в условиях новой коронавирусной инфекции меры по переводу организаций, реализующих образовательные программы высшего образования (далее - вузы), к реализации образовательных программ исключительно средствами электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (далее - дистанционное обучение) и отметить, что российская система высшего образования в целом справилась с возникшими вызовами, обеспечив учебный процесс в смешанном формате. В сжатые сроки переведено в удаленный формат более одного миллиона лекционных, семинарских занятий, организован обмен вузами информацией о лучших практиках и опыте адаптации к работе в изменившихся условиях, обеспечено проведение в удаленном формате государственной итоговой аттестации и защиты выпускных квалификационных работ, организован прием абитуриентов без их личного присутствия на обучение по образовательным программам высшего образования с использованием сервиса "Поступление в вуз онлайн", предоставлена возможность использования удаленных интерактивных технологий в работе советов по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук и Высшей аттестационной комиссии при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации, обеспечивающих непрерывное функционирование системы государственной научной аттестации.

5. Поддержать деятельность Министерства науки и высшего образования Российской Федерации по:

увеличению количества дополнительных мест в вузах, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, на образовательные программы высшего образования и их приоритетному выделению вузам субъектов Российской Федерации, за исключением городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

увеличению квоты Правительства Российской Федерации на образование в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе соотечественников, проживающих за рубежом, получаемое в образовательных организациях по образовательным программам среднего профессионального образования, высшего образования и дополнительного профессионального образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета;

расширению программы льготного образовательного кредитования граждан при увеличении срока пользования образовательным кредитом до 15 лет и снижения процентной ставки по указанному кредиту до 3 процентов;

проведению капитального ремонта и строительству новых студенческих общежитий, обеспечению благоприятной санитарно-эпидемиологической обстановки в учебных корпусах и общежитиях вузов;

повышению социальной защищенности студентов, в том числе сохранению стоимости обучения при приеме на обучение в 2020 году на уровне 2019 года;

реализации программы трудоустройства студентов (цифровыми ассистентами, консультантами-психологами, преподавателями образовательных программ для населения) на собственной базе вузов, охватившей 149 вузов (16 тысяч студентов);

организации работы студентов в период летних каникул в строительных, сельскохозяйственных и иных отрядах, медицинских учреждениях на должностях старшего и среднего медицинского персонала;

привлечению выпускников вузов к исследовательским работам в вузах и научных организациях;

организации волонтерской деятельности, важной особенностью которой в условиях новой коронавирусной инфекции становится профильное обучение студентов на практике (волонтеры-медики, волонтеры-юристы, волонтеры-психологи, цифровые волонтеры);

развитию студенческих клубов с активным вовлечением молодежи в проекты по развитию науки и технологий и технологического предпринимательства;

созданию в каждом субъекте Российской Федерации, каждом вузе комфортных условий для научно-технического творчества молодежи, формированию инфраструктуры, предусматривающей переход от лекционных аудиторий к трансформируемым учебным залам для проектной работы;

последовательному формированию у студентов уважения к истории страны, культуре и традициям населяющих ее народов, ответственности за будущее страны.

6. Согласиться с представленной Счетной палатой Российской Федерации информацией и обратить внимание на:

существенное недофинансирование системы высшего образования, в том числе расходов на содержание инфраструктуры вузов, которое начиная с 2015 года составляет 3,6 процента от внутреннего валового продукта;

недостаточность средств, предусматриваемых проектом федерального бюджета на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов в объеме 35 процентов от фактической потребности на текущий и капитальный ремонт зданий, строительство новых студенческих общежитий и учебно-лабораторных корпусов;

большое количество предназначенных для вузов объектов, строительство которых приостановлено или законсервировано либо ведется более пяти лет;

значительное число проблем, возникших при переходе на дистанционное обучение, среди которых наиболее остро проявились такие, как недостаточная развитость информационно-коммуникационной инфраструктуры вузов, отсутствие у преподавателей и студентов опыта дистанционного обучения, неготовность части преподавателей к ведению дистанционного обучения, отсутствие оценки потребности развития цифровой инфраструктуры вузов, отсутствие оценки показателя доли выпускников, трудоустроившихся в следующем году после выпуска, в общей численности выпускников образовательных организаций, обучавшихся по образовательным программам высшего образования и не продолживших обучение на следующем уровне высшего образования;

недостаточные темпы развития непрерывного образования в рамках национальных проектов "Производительность труда и поддержка занятости" и "Образование".

7. Обратить внимание Министерства науки и высшего образования Российской Федерации на:

отсутствие стратегии развития системы высшего образования Российской Федерации, утвержденной Правительством Российской Федерации, в том числе пространственного размещения научных и образовательных организаций на территории Российской Федерации, их объединения и (или) реорганизации;

необходимость формирования системы долгосрочного финансирования высшего образования, адекватной лучшим мировым практикам;

недостаточную готовность вузов к организации учебного процесса в условиях массового применения дистанционного обучения, реализации в необходимых случаях образовательных программ исключительно средствами дистанционного обучения;

негативную оценку значительным числом работодателей уровня практических знаний и навыков у выпускников вузов и оценку обучения как не соответствующего требованиям рынка труда более чем 40 процентами студентов;

необходимость активного использования установленных законодательством Российской Федерации возможностей совершенствования практической подготовки студентов, сетевого взаимодействия организаций при реализации образовательных программ высшего образования;

недостаточную правовую проработку моделей и механизмов создания консорциумов вузов с научными организациями и предприятиями реального сектора экономики, отсутствие необходимых экономических стимулов для интеграции предприятий реального сектора экономики с государственными вузами и научными организациями;

незначительный приток выпускников российских вузов в науку и высшее образование, а также на необходимость повышения статуса ученого, в том числе посредством совершенствования системы мотивации научной деятельности;

низкий уровень исполнения национального проекта "Образование" в части цифровизации;

ограниченность возможностей существующих национальных цифровых платформ открытых электронных образовательных ресурсов, что привело в условиях новой коронавирусной инфекции к массовому использованию для дистанционного обучения зарубежных платформ Skype, Zoom;

недостаточность форм и инструментов государственной научной аттестации, обеспечивающих проведение данной аттестации в условиях новой коронавирусной инфекции;

необходимость существенного снижения административно-бюрократической нагрузки на профессорско-преподавательский состав вузов, сокращения избыточной отчетности и объема информации, предоставляемой по разовым запросам, совершенствования инструментов и показателей оценки эффективности деятельности вузов, ректоров вузов, приведения в соответствие уровня устанавливаемых руководителям вузов стимулирующих выплат уровню заработной платы профессорско-преподавательского состава;

обеспечение выполнения принятых в июле 2020 года рекомендаций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по профилактике новой коронавирусной инфекции в образовательных организациях высшего образования в части проведения ежедневной влажной уборки и еженедельных дезинфекционных мероприятий учебных корпусов, общежитий и иных помещений, а также по обеспечению студентов и педагогического состава антисептическими средствами и средствами индивидуальной защиты;

необходимость совершенствования федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, в том числе высшего медицинского образования.

8. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

1) разработать и утвердить в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" стратегию развития системы образования Российской Федерации, в том числе отдельных ее уровней, на долгосрочную перспективу, включая вопросы кадрового обеспечения текущих и перспективных потребностей всех секторов экономики страны;

2) увеличить бюджетное финансирование в сфере образования и науки, создать необходимые правовые и организационные условия для существенного увеличения притока инвестиций в указанную сферу;

3) создать необходимые правовые и организационные условия для существенного увеличения бюджетного финансирования медицинских вузов, а также для увеличения объема субсидий на государственные задания, целевые программы и научные исследования медицинским вузам;

4) создать необходимые правовые и организационные условия для функционирования при каждом медицинском вузе собственных многопрофильных университетских клиник;

5) не допускать при планировании расходов государственного бюджета принятия решений о выделении образовательным организациям бюджетных ассигнований на выполнение государственных заданий в меньших объемах, чем рассчитанные по соответствующим нормативам;

6) рассмотреть возможность выделения дополнительных средств на развитие инфраструктуры высшего образования при подготовке ко второму чтению проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов";

7) изменить подходы к финансированию вузов, находящихся в субъектах Российской Федерации, за исключением городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, применяя постоянные системные меры поддержки и используя при необходимости метод расчета коэффициентов выравнивания в целях обеспечения равных условий функционирования системы высшего образования на всей территории Российской Федерации, повышения качества образования и интеллектуального потенциала в субъектах Российской Федерации;

8) принять меры по созданию условий для развития системы непрерывного образования граждан Российской Федерации в течение всей их жизни;

9) поэтапно увеличивать квоту Правительства Российской Федерации на образование в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе соотечественников, проживающих за рубежом, получаемое в образовательных организациях по образовательным программам среднего профессионального образования, высшего образования и дополнительного профессионального образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотрев на эти цели дополнительные бюджетные ассигнования федерального бюджета;

10) принять меры по скорейшему развитию национальной цифровой платформы открытых электронных образовательных ресурсов, обеспечивающей потребности сферы образования и науки;

11) разрабатывать и реализовывать на постоянной основе мероприятия, направленные на повышение общественного престижа преподавателей и научных работников, в том числе повышая уровень их мотивации с использованием материальных и нематериальных методов стимулирования;

12) предусмотреть при подготовке и внесении изменений в законодательство Российской Федерации установление особенностей организации труда научно-педагогических работников в условиях дистанционного обучения и временного удаленного формата работы;

13) внести изменения в нормативные правовые акты, регламентирующие порядок формирования системы оплаты труда работников сферы образования и науки, предусмотрев в них закрепление оклада в размере не менее 70 процентов ставки заработной платы (без учета установленных законодательством Российской Федерации компенсационных выплат);

14) предусмотреть выделение дополнительных бюджетных ассигнований для выполнения рекомендаций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по профилактике новой коронавирусной инфекции в образовательных организациях высшего образования в части обеспечения необходимых санитарно-эпидемиологических условий в учебных корпусах, общежитиях и иных помещениях, а также по обеспечению студентов и педагогического состава антисептическими средствами и средствами индивидуальной защиты;

15) принять при соблюдении санитарно-эпидемиологических требований меры по снятию ограничений на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства для получения образования в российских вузах.

9. Рекомендовать Министерству науки и высшего образования Российской Федерации:

1) пересмотреть показатели эффективности деятельности ректора вуза и критерии уровня заработной платы ректора вуза с учетом уровня заработной платы профессорско-преподавательского состава;

2) принять меры по совершенствованию цифровой инфраструктуры подведомственных вузов;

3) провести широкое общественное обсуждение с участием представителей профессионального сообщества:

результатов реализации мер государственной поддержки российских вузов в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров;

вопросов патриотического воспитания обучающихся в вузах;

формирования системы стимулирования молодых педагогов и молодых ученых в целях их притока в сферу образования и науки;

4) представить в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации информацию о результатах общественного обсуждения с представителями профессионального сообщества проекта программы стратегического академического лидерства;

5) внедрить в практику общественное обсуждение документов стратегического планирования в сфере высшего образования;

6) разработать методические рекомендации по реализации вузами примерных рабочих программ воспитания и примерных календарных планов воспитательной работы, предусмотренных Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся";

7) пересмотреть критерии оценки работы профессорско-преподавательского состава вузов, в том числе показатель публикационной активности в зарубежных журналах по гуманитарным специальностям;

8) организовать целевые закупки необходимых антисептических средств и средств индивидуальной защиты для обеспечения студентов и педагогического состава в целях профилактики новой коронавирусной инфекции в вузах;

9) внести изменения в действующие профессиональные стандарты и в случае необходимости разработать новые профессиональные стандарты в целях урегулирования вопросов организации образовательного процесса и нормирования труда в условиях применения исключительно дистанционного обучения и смешанного формата;

10) пересмотреть структуру заработной платы работников системы высшего образования в целях обеспечения базового оклада в размере не менее 70 процентов ставки заработной платы (без учета установленных законодательством Российской Федерации компенсационных выплат) и закрепить разработанные положения в Отраслевом соглашении между Министерством науки и высшего образования Российской Федерации и Профессиональным союзом работников народного образования и науки Российской Федерации;

11) принять меры по совершенствованию организации работы советов по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук и Высшей аттестационной комиссии при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации в условиях новой коронавирусной инфекции;

12) организовать работу по реализации норм Федерального закона от 2 декабря 2019 года N 403-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в целях повышения уровня практической подготовки студентов вузов для успешного трудоустройства на рынке труда;

13) создать систему информирования граждан Российской Федерации о возможностях целевого обучения в вузах и заключения договоров о целевом обучении в период обучения по соответствующей образовательной программе высшего образования;

14) инициировать создание информационного ресурса на портале "Общероссийская база вакансий. Работа в России" и обеспечить регулярное представление актуальной информации о потенциальных заказчиках целевого обучения для информирования абитуриентов и их родителей;

15) провести анализ результатов проведения в 2020 году приема на образовательные программы высшего образования в условиях новой коронавирусной инфекции и принять меры по устранению выявленных недостатков в будущем.

10. Рекомендовать Министерству финансов Российской Федерации обратить внимание на реализацию Указа Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 года N 642 "О стратегии научно-технологического развития Российской Федерации" в части финансового обеспечения науки не менее 2 процентов внутреннего валового продукта.

11. Предложить Правительству Российской Федерации проинформировать Государственную Думу о ходе реализации предложений, содержащихся в настоящем Постановлении, в период весенней сессии Государственной Думы 2021 года (март).

12. Поручить Комитету Государственной Думы по образованию и науке совместно с Комитетом Государственной Думы по контролю и Регламенту осуществлять контроль за реализацией настоящего Постановления.

13. Поручить Комитету Государственной Думы по образованию и науке провести в рамках контроля за исполнением настоящего Постановления в период весенней сессии 2021 года заседание с участием представителей Комитета Государственной Думы по контролю и Регламенту.

14. Направить настоящее Постановление Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, комитеты и комиссии Государственной Думы, во фракции в Государственной Думе, в Правительство Российской Федерации, Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Счетную палату Российской Федерации, законодательные (представительные) и высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

15. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.В.Володин



Москва
27 октября 2020 года
N 8980-7 ГД




Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
электронный текст НТЦ "Система"


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ