ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Об информации Министра науки и высшего
образования Российской Федерации
В.Н.Фалькова о готовности системы
высшего образования к организации
образовательного процесса в
изменившихся условиях
Заслушав и обсудив в рамках
"правительственного часа" 16
сентября 2020 года информацию Министра
науки и высшего образования Российской
Федерации В.Н.Фалькова о готовности
системы высшего образования к
организации образовательного процесса в
изменившихся условиях, Государственная
Дума Федерального Собрания Российской
Федерации
постановляет:
1.
Принять к сведению информацию Министра
науки и высшего образования Российской
Федерации В.Н.Фалькова о готовности
системы высшего образования к
организации образовательного процесса в
изменившихся условиях.
2.
Принять к сведению выступление аудитора
Счетной палаты Российской Федерации
Д.А.Зайцева.
3.
Принять к сведению выступление
представителя Комитета Государственной
Думы по контролю и Регламенту
Д.В.Сватковского.
4.
Одобрить принятые Министерством науки и
высшего образования Российской
Федерации в условиях новой
коронавирусной инфекции меры по
переводу организаций, реализующих
образовательные программы высшего
образования (далее - вузы), к реализации
образовательных программ исключительно
средствами электронного обучения и
дистанционных образовательных
технологий (далее - дистанционное
обучение) и отметить, что российская
система высшего образования в целом
справилась с возникшими вызовами,
обеспечив учебный процесс в смешанном
формате. В сжатые сроки переведено в
удаленный формат более одного миллиона
лекционных, семинарских занятий,
организован обмен вузами информацией о
лучших практиках и опыте адаптации к
работе в изменившихся условиях,
обеспечено проведение в удаленном
формате государственной итоговой
аттестации и защиты выпускных
квалификационных работ, организован
прием абитуриентов без их личного
присутствия на обучение по
образовательным программам высшего
образования с использованием сервиса
"Поступление в вуз онлайн",
предоставлена возможность
использования удаленных интерактивных
технологий в работе советов по защите
диссертаций на соискание ученой степени
кандидата наук, на соискание ученой
степени доктора наук и Высшей
аттестационной комиссии при
Министерстве науки и высшего
образования Российской Федерации,
обеспечивающих непрерывное
функционирование системы
государственной научной аттестации.
5.
Поддержать деятельность Министерства
науки и высшего образования Российской
Федерации по:
увеличению количества
дополнительных мест в вузах, финансовое
обеспечение которых осуществляется за
счет бюджетов всех уровней бюджетной
системы Российской Федерации, на
образовательные программы высшего
образования и их приоритетному
выделению вузам субъектов Российской
Федерации, за исключением городов
федерального значения Москвы и
Санкт-Петербурга;
увеличению квоты Правительства
Российской Федерации на образование в
Российской Федерации иностранных
граждан и лиц без гражданства, в том
числе соотечественников, проживающих за
рубежом, получаемое в образовательных
организациях по образовательным
программам среднего профессионального
образования, высшего образования и
дополнительного профессионального
образования за счет бюджетных
ассигнований федерального бюджета;
расширению программы льготного
образовательного кредитования граждан
при увеличении срока пользования
образовательным кредитом до 15 лет и
снижения процентной ставки по
указанному кредиту до 3 процентов;
проведению капитального ремонта
и строительству новых студенческих
общежитий, обеспечению благоприятной
санитарно-эпидемиологической
обстановки в учебных корпусах и
общежитиях вузов;
повышению социальной
защищенности студентов, в том числе
сохранению стоимости обучения при
приеме на обучение в 2020 году на уровне 2019
года;
реализации программы
трудоустройства студентов (цифровыми
ассистентами,
консультантами-психологами,
преподавателями образовательных
программ для населения) на собственной
базе вузов, охватившей 149 вузов (16 тысяч
студентов);
организации работы студентов в
период летних каникул в строительных,
сельскохозяйственных и иных отрядах,
медицинских учреждениях на должностях
старшего и среднего медицинского
персонала;
привлечению выпускников вузов к
исследовательским работам в вузах и
научных организациях;
организации волонтерской
деятельности, важной особенностью
которой в условиях новой коронавирусной
инфекции становится профильное обучение
студентов на практике (волонтеры-медики,
волонтеры-юристы, волонтеры-психологи,
цифровые волонтеры);
развитию студенческих клубов с
активным вовлечением молодежи в проекты
по развитию науки и технологий и
технологического предпринимательства;
созданию в каждом субъекте
Российской Федерации, каждом вузе
комфортных условий для
научно-технического творчества
молодежи, формированию инфраструктуры,
предусматривающей переход от лекционных
аудиторий к трансформируемым учебным
залам для проектной работы;
последовательному формированию
у студентов уважения к истории страны,
культуре и традициям населяющих ее
народов, ответственности за будущее
страны.
6.
Согласиться с представленной Счетной
палатой Российской Федерации
информацией и обратить внимание на:
существенное недофинансирование
системы высшего образования, в том числе
расходов на содержание инфраструктуры
вузов, которое начиная с 2015 года
составляет 3,6 процента от внутреннего
валового продукта;
недостаточность средств,
предусматриваемых проектом
федерального бюджета на 2021 год и на
плановый период 2022 и 2023 годов в объеме 35
процентов от фактической потребности на
текущий и капитальный ремонт зданий,
строительство новых студенческих
общежитий и учебно-лабораторных
корпусов;
большое количество
предназначенных для вузов объектов,
строительство которых приостановлено
или законсервировано либо ведется более
пяти лет;
значительное число проблем,
возникших при переходе на дистанционное
обучение, среди которых наиболее остро
проявились такие, как недостаточная
развитость
информационно-коммуникационной
инфраструктуры вузов, отсутствие у
преподавателей и студентов опыта
дистанционного обучения, неготовность
части преподавателей к ведению
дистанционного обучения, отсутствие
оценки потребности развития цифровой
инфраструктуры вузов, отсутствие оценки
показателя доли выпускников,
трудоустроившихся в следующем году
после выпуска, в общей численности
выпускников образовательных
организаций, обучавшихся по
образовательным программам высшего
образования и не продолживших обучение
на следующем уровне высшего
образования;
недостаточные темпы развития
непрерывного образования в рамках
национальных проектов
"Производительность труда и поддержка
занятости" и "Образование".
7.
Обратить внимание Министерства науки и
высшего образования Российской
Федерации на:
отсутствие стратегии развития
системы высшего образования Российской
Федерации, утвержденной Правительством
Российской Федерации, в том числе
пространственного размещения научных и
образовательных организаций на
территории Российской Федерации, их
объединения и (или) реорганизации;
необходимость формирования
системы долгосрочного финансирования
высшего образования, адекватной лучшим
мировым практикам;
недостаточную готовность вузов к
организации учебного процесса в
условиях массового применения
дистанционного обучения, реализации в
необходимых случаях образовательных
программ исключительно средствами
дистанционного обучения;
негативную оценку значительным
числом работодателей уровня
практических знаний и навыков у
выпускников вузов и оценку обучения как
не соответствующего требованиям рынка
труда более чем 40 процентами студентов;
необходимость активного
использования установленных
законодательством Российской Федерации
возможностей совершенствования
практической подготовки студентов,
сетевого взаимодействия организаций при
реализации образовательных программ
высшего образования;
недостаточную правовую
проработку моделей и механизмов
создания консорциумов вузов с научными
организациями и предприятиями реального
сектора экономики, отсутствие
необходимых экономических стимулов для
интеграции предприятий реального
сектора экономики с государственными
вузами и научными организациями;
незначительный приток
выпускников российских вузов в науку и
высшее образование, а также на
необходимость повышения статуса
ученого, в том числе посредством
совершенствования системы мотивации
научной деятельности;
низкий
уровень исполнения национального
проекта "Образование" в части
цифровизации;
ограниченность возможностей
существующих национальных цифровых
платформ открытых электронных
образовательных ресурсов, что привело в
условиях новой коронавирусной инфекции
к массовому использованию для
дистанционного обучения зарубежных
платформ Skype, Zoom;
недостаточность форм и
инструментов государственной научной
аттестации, обеспечивающих проведение
данной аттестации в условиях новой
коронавирусной инфекции;
необходимость существенного
снижения
административно-бюрократической
нагрузки на
профессорско-преподавательский состав
вузов, сокращения избыточной отчетности
и объема информации, предоставляемой по
разовым запросам, совершенствования
инструментов и показателей оценки
эффективности деятельности вузов,
ректоров вузов, приведения в
соответствие уровня устанавливаемых
руководителям вузов стимулирующих
выплат уровню заработной платы
профессорско-преподавательского
состава;
обеспечение выполнения принятых
в июле 2020 года рекомендаций Федеральной
службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека по
профилактике новой коронавирусной
инфекции в образовательных организациях
высшего образования в части проведения
ежедневной влажной уборки и
еженедельных дезинфекционных
мероприятий учебных корпусов, общежитий
и иных помещений, а также по обеспечению
студентов и педагогического состава
антисептическими средствами и
средствами индивидуальной защиты;
необходимость совершенствования
федеральных государственных
образовательных стандартов высшего
образования, в том числе высшего
медицинского образования.
8.
Рекомендовать Правительству Российской
Федерации:
1)
разработать и утвердить в соответствии с
Федеральным законом от 28 июня 2014 года N
172-ФЗ "О стратегическом планировании в
Российской Федерации" стратегию
развития системы образования Российской
Федерации, в том числе отдельных ее
уровней, на долгосрочную перспективу,
включая вопросы кадрового обеспечения
текущих и перспективных потребностей
всех секторов экономики страны;
2)
увеличить бюджетное финансирование в
сфере образования и науки, создать
необходимые правовые и организационные
условия для существенного увеличения
притока инвестиций в указанную сферу;
3)
создать необходимые правовые и
организационные условия для
существенного увеличения бюджетного
финансирования медицинских вузов, а
также для увеличения объема субсидий на
государственные задания, целевые
программы и научные исследования
медицинским вузам;
4)
создать необходимые правовые и
организационные условия для
функционирования при каждом медицинском
вузе собственных многопрофильных
университетских клиник;
5) не
допускать при планировании расходов
государственного бюджета принятия
решений о выделении образовательным
организациям бюджетных ассигнований на
выполнение государственных заданий в
меньших объемах, чем рассчитанные по
соответствующим нормативам;
6)
рассмотреть возможность выделения
дополнительных средств на развитие
инфраструктуры высшего образования при
подготовке ко второму чтению проекта
федерального закона "О федеральном
бюджете на 2021 год и на плановый период 2022
и 2023 годов";
7)
изменить подходы к финансированию вузов,
находящихся в субъектах Российской
Федерации, за исключением городов
федерального значения Москвы и
Санкт-Петербурга, применяя постоянные
системные меры поддержки и используя при
необходимости метод расчета
коэффициентов выравнивания в целях
обеспечения равных условий
функционирования системы высшего
образования на всей территории
Российской Федерации, повышения
качества образования и
интеллектуального потенциала в
субъектах Российской Федерации;
8)
принять меры по созданию условий для
развития системы непрерывного
образования граждан Российской
Федерации в течение всей их жизни;
9)
поэтапно увеличивать квоту
Правительства Российской Федерации на
образование в Российской Федерации
иностранных граждан и лиц без
гражданства, в том числе
соотечественников, проживающих за
рубежом, получаемое в образовательных
организациях по образовательным
программам среднего профессионального
образования, высшего образования и
дополнительного профессионального
образования за счет бюджетных
ассигнований федерального бюджета,
предусмотрев на эти цели дополнительные
бюджетные ассигнования федерального
бюджета;
10)
принять меры по скорейшему развитию
национальной цифровой платформы
открытых электронных образовательных
ресурсов, обеспечивающей потребности
сферы образования и науки;
11)
разрабатывать и реализовывать на
постоянной основе мероприятия,
направленные на повышение общественного
престижа преподавателей и научных
работников, в том числе повышая уровень
их мотивации с использованием
материальных и нематериальных методов
стимулирования;
12)
предусмотреть при подготовке и внесении
изменений в законодательство Российской
Федерации установление особенностей
организации труда научно-педагогических
работников в условиях дистанционного
обучения и временного удаленного
формата работы;
13)
внести изменения в нормативные правовые
акты, регламентирующие порядок
формирования системы оплаты труда
работников сферы образования и науки,
предусмотрев в них закрепление оклада в
размере не менее 70 процентов ставки
заработной платы (без учета
установленных законодательством
Российской Федерации компенсационных
выплат);
14)
предусмотреть выделение дополнительных
бюджетных ассигнований для выполнения
рекомендаций Федеральной службы по
надзору в сфере защиты прав потребителей
и благополучия человека по профилактике
новой коронавирусной инфекции в
образовательных организациях высшего
образования в части обеспечения
необходимых
санитарно-эпидемиологических условий в
учебных корпусах, общежитиях и иных
помещениях, а также по обеспечению
студентов и педагогического состава
антисептическими средствами и
средствами индивидуальной защиты;
15)
принять при соблюдении
санитарно-эпидемиологических
требований меры по снятию ограничений на
въезд в Российскую Федерацию
иностранных граждан и лиц без
гражданства для получения образования в
российских вузах.
9.
Рекомендовать Министерству науки и
высшего образования Российской
Федерации:
1)
пересмотреть показатели эффективности
деятельности ректора вуза и критерии
уровня заработной платы ректора вуза с
учетом уровня заработной платы
профессорско-преподавательского
состава;
2)
принять меры по совершенствованию
цифровой инфраструктуры
подведомственных вузов;
3)
провести широкое общественное
обсуждение с участием представителей
профессионального сообщества:
результатов реализации мер
государственной поддержки российских
вузов в целях повышения их
конкурентоспособности среди ведущих
мировых научно-образовательных
центров;
вопросов патриотического
воспитания обучающихся в вузах;
формирования системы
стимулирования молодых педагогов и
молодых ученых в целях их притока в сферу
образования и науки;
4)
представить в Государственную Думу
Федерального Собрания Российской
Федерации информацию о результатах
общественного обсуждения с
представителями профессионального
сообщества проекта программы
стратегического академического
лидерства;
5)
внедрить в практику общественное
обсуждение документов стратегического
планирования в сфере высшего
образования;
6)
разработать методические рекомендации
по реализации вузами примерных рабочих
программ воспитания и примерных
календарных планов воспитательной
работы, предусмотренных Федеральным
законом от 31 июля 2020 года N 304-ФЗ "О
внесении изменений в Федеральный закон
"Об образовании в Российской
Федерации" по вопросам воспитания
обучающихся";
7)
пересмотреть критерии оценки работы
профессорско-преподавательского
состава вузов, в том числе показатель
публикационной активности в зарубежных
журналах по гуманитарным
специальностям;
8)
организовать целевые закупки
необходимых антисептических средств и
средств индивидуальной защиты для
обеспечения студентов и педагогического
состава в целях профилактики новой
коронавирусной инфекции в вузах;
9)
внести изменения в действующие
профессиональные стандарты и в случае
необходимости разработать новые
профессиональные стандарты в целях
урегулирования вопросов организации
образовательного процесса и
нормирования труда в условиях
применения исключительно
дистанционного обучения и смешанного
формата;
10)
пересмотреть структуру заработной платы
работников системы высшего образования
в целях обеспечения базового оклада в
размере не менее 70 процентов ставки
заработной платы (без учета
установленных законодательством
Российской Федерации компенсационных
выплат) и закрепить разработанные
положения в Отраслевом соглашении между
Министерством науки и высшего
образования Российской Федерации и
Профессиональным союзом работников
народного образования и науки
Российской Федерации;
11)
принять меры по совершенствованию
организации работы советов по защите
диссертаций на соискание ученой степени
кандидата наук, на соискание ученой
степени доктора наук и Высшей
аттестационной комиссии при
Министерстве науки и высшего
образования Российской Федерации в
условиях новой коронавирусной
инфекции;
12)
организовать работу по реализации норм
Федерального закона от 2 декабря 2019 года N
403-ФЗ "О внесении изменений в
Федеральный закон "Об образовании в
Российской Федерации" и отдельные
законодательные акты Российской
Федерации" в целях повышения уровня
практической подготовки студентов вузов
для успешного трудоустройства на рынке
труда;
13)
создать систему информирования граждан
Российской Федерации о возможностях
целевого обучения в вузах и заключения
договоров о целевом обучении в период
обучения по соответствующей
образовательной программе высшего
образования;
14)
инициировать создание информационного
ресурса на портале "Общероссийская
база вакансий. Работа в России" и
обеспечить регулярное представление
актуальной информации о потенциальных
заказчиках целевого обучения для
информирования абитуриентов и их
родителей;
15)
провести анализ результатов проведения
в 2020 году приема на образовательные
программы высшего образования в
условиях новой коронавирусной инфекции
и принять меры по устранению выявленных
недостатков в будущем.
10.
Рекомендовать Министерству финансов
Российской Федерации обратить внимание
на реализацию Указа Президента
Российской Федерации от 1 декабря 2016 года
N 642 "О стратегии
научно-технологического развития
Российской Федерации" в части
финансового обеспечения науки не менее 2
процентов внутреннего валового
продукта.
11.
Предложить Правительству Российской
Федерации проинформировать
Государственную Думу о ходе реализации
предложений, содержащихся в настоящем
Постановлении, в период весенней сессии
Государственной Думы 2021 года (март).
12.
Поручить Комитету Государственной Думы
по образованию и науке совместно с
Комитетом Государственной Думы по
контролю и Регламенту осуществлять
контроль за реализацией настоящего
Постановления.
13.
Поручить Комитету Государственной Думы
по образованию и науке провести в рамках
контроля за исполнением настоящего
Постановления в период весенней сессии
2021 года заседание с участием
представителей Комитета
Государственной Думы по контролю и
Регламенту.
14.
Направить настоящее Постановление
Президенту Российской Федерации, в Совет
Федерации Федерального Собрания
Российской Федерации, комитеты и
комиссии Государственной Думы, во
фракции в Государственной Думе, в
Правительство Российской Федерации,
Министерство науки и высшего
образования Российской Федерации,
Министерство финансов Российской
Федерации, Счетную палату Российской
Федерации, законодательные
(представительные) и высшие
исполнительные органы государственной
власти субъектов Российской Федерации.
15.
Настоящее Постановление вступает в силу
со дня его принятия.
Председатель Государственной
Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.В.Володин
Москва
27 октября 2020 года
N 8980-7 ГД
Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен
по:
электронный текст НТЦ "Система"