Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ


О прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов в условиях реализации общенационального плана действий

Заслушав информацию Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации о прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов в условиях реализации общенационального плана действий, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.

Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов (далее - Прогноз) разработан в условиях ухудшения экономической ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции. Принятые Правительством Российской Федерации меры, направленные на снижение текущих издержек хозяйствующих субъектов, поддержание доходов населения и сохранение занятости, позволили приостановить спад экономики и обеспечить ее дальнейшее восстановление.

Прогноз подготовлен с учетом необходимости достижения национальных целей, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (далее - Указ). Прогноз учитывает динамику развития мировой экономики, итоги социально-экономического развития Российской Федерации за январь - август 2020 года и предполагаемый эффект реализации общенационального плана действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения, одобренного Правительством Российской Федерации 23 сентября 2020 года (далее - Общенациональный план).

Прогноз представлен в двух вариантах - базовом и консервативном. В основу формирования проекта федерального бюджета на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов положен базовый вариант Прогноза, рассчитанный на основе среднегодовой мировой цены на нефть марки "Юралс" 45,3 доллара США за баррель в 2021 году, 46,6 доллара США за баррель в 2022 году и 47,5 доллара США за баррель в 2023 году.

В условиях повышения темпов роста валового внутреннего продукта с 3,3 процента в 2021 году до 3,4 процента в 2022 году с последующим удержанием на уровне 3,0 процента в 2023 году ожидается восстановительный рост основных экономических показателей за счет увеличения потребительской активности домохозяйств и инвестиционного спроса, в том числе с учетом реализации мер по поддержке доходов населения и предпринимательской деятельности.

Реализация Общенационального плана обеспечит к началу 2021 года выход экономики на траекторию устойчивого роста, которая позволит достичь национальных целей развития Российской Федерации, определенных Указом.

Прогнозируемое восстановление темпов роста инвестиций в основной капитал с 3,9 процента в 2021 году до 5,3 процента в 2022 году и 5,1 процента в 2023 году ожидается за счет мер по запуску нового инвестиционного цикла, которые будут предусмотрены в едином плане по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года.

Уровень безработицы прогнозируется: 5,2 процента в 2021 году; 4,7 процента в 2022 году; 4,6 процента в 2023 году.

Ожидаемые в прогнозный период темпы прироста промышленного производства составляют в среднем 3 процента в год. В агропромышленном комплексе Российской Федерации прогнозируются сохранение положительной динамики и увеличение объемов производства сельскохозяйственной и пищевой продукции.

Прогноз социально-экономического развития субъектов Российской Федерации характеризуется общей положительной динамикой по основным социально-экономическим показателям, хотя в отдельных субъектах Российской Федерации динамика результатов развития неоднородна. Наиболее высокие темпы роста валового регионального продукта, промышленного производства, инвестиционной активности прогнозируются в Республике Калмыкия, Чеченской Республике, Амурской и Иркутской областях, Чукотском автономном округе.

При разработке Прогноза предусмотрены факторы, влияющие на потенциал экономического роста, связанные с введением ограничительных мероприятий и их неполным снятием, а также с изменением потребительского поведения. Прогнозом не предполагается возможность наступления второй волны распространения новой коронавирусной инфекции, между тем это остается основным фактором риска для его параметров.

Учитывая изложенное, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

постановляет:

1. Принять к сведению информацию Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации о прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов в условиях реализации общенационального плана действий.

2. Рекомендовать комитетам Совета Федерации осуществлять в соответствии с вопросами своего ведения мониторинг реализации Указа.

3. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

представить Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации проект единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года для проработки предложений по законодательному обеспечению его реализации;

ускорить принятие единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года;

обеспечить долгосрочность, прозрачность и непрерывность мер государственной поддержки приоритетных отраслей экономики в целях стимулирования спроса и повышения конкурентоспособности российского промышленного производства; разработать специальные меры по увеличению объема несырьевого неэнергетического экспорта Российской Федерации и количества видов продукции единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза;

обеспечить прозрачность деятельности государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", координирующей работу различных институтов развития, и автономной некоммерческой организации "Агентство инвестиционного развития", а также осуществлять оценку эффективности их функционирования;

обеспечить расширение практики реализации механизмов привлечения частных инвестиций, включая выпуск "зеленых" и инфраструктурных облигаций, заключение соглашений о защите и поощрении капитальных вложений, и внедрение таких механизмов в субъектах Российской Федерации для реализации крупных инфраструктурных проектов, в том числе газификации субъектов Российской Федерации к 2030 году;

проработать вопрос о формировании программ капиталовложений в субъектах Российской Федерации, в том числе софинансировании инвестиционных затрат предприятий на покупку основных фондов;

рассмотреть возможность расширения применения индивидуальных инвестиционных счетов в целях привлечения дополнительных финансовых ресурсов в национальную экономику;

разработать механизмы снижения регуляторных и административных рисков для инвесторов в субъектах Российской Федерации вне зависимости от объемов инвестиций, а также активизировать процедуры заключения соглашений о защите и поощрении капитальных вложений в государственной информационной системе "Капиталовложения", отражение в ней информации о мерах государственной (муниципальной) поддержки инвестиционных проектов ("инвестиционный навигатор") и ведение соответствующего реестра, постоянно обновляемого заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

продолжить совершенствование методологии разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период, предусмотрев расчет показателей динамики развития малого и среднего предпринимательства, а также параметры оценки цифровой трансформации экономики и выделение прогноза развития цифровой трансформации экономики в отдельный блок;

рассмотреть возможность разработки специальной программы приватизации государственной и муниципальной собственности, не используемой по основному назначению, предусмотрев меры по стимулированию участия в приватизации субъектов малого и среднего предпринимательства;

рассмотреть возможность корректировки национального проекта "Производительность труда и поддержка занятости" в части формирования единой цифровой экосистемы, обеспечивающей ускоренное внедрение инструментов автоматизации и цифровизации производственных и бизнес-процессов на предприятиях базовых несырьевых отраслей экономики, а также повышения его доступности для участников за счет снижения порогового значения годовой выручки предприятий;

проработать вопросы корректировки расчетов объема перекрестного субсидирования в электроэнергетике и принять меры по его снижению, предусмотрев возможность использования средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации для адресного предоставления субсидий потребителям электрической энергии (социально незащищенным категориям граждан, организациям отдельных отраслей промышленности);

рассмотреть вопрос о целесообразности перехода к адресному предоставлению субсидий потребителям электрической энергии Дальневосточного федерального округа и снижении объема субсидий за счет повышения эффективности деятельности субъектов электроэнергетики Дальневосточного федерального округа;

проработать вопрос об увеличении размеров межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета бюджету Федерального фонда обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, в связи с развитием новых медицинских технологий, введением в эксплуатацию вновь построенных объектов здравоохранения, увеличением коечной мощности медицинских организаций и возрастающей потребностью населения в высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования;

предусмотреть разработку новых механизмов поддержки экспортного потенциала субъектов Российской Федерации, в том числе за счет развития экспортной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства;

рассмотреть возможность продления до 1 декабря 2020 года срока предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства субсидии в размере 12 130 рублей на каждого работника, сохраненного в штате, а также проработать вопрос о целесообразности выделения субсидий работодателям в случае приема на работу наименее социально защищенных категорий граждан (одиноких и (или) многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, лиц, обучающихся по очной форме обучения, инвалидов, граждан предпенсионного возраста), признанных безработными с 1 марта 2020 года;

проработать вопрос о применении дополнительных мер государственной поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств в целях создания рабочих мест для граждан, признанных безработными;

обеспечить перерегистрацию граждан, признанных безработными, не реже одного раза в месяц при условии их личного посещения центра занятости населения в целях повышения эффективности подбора мест работы;

рассмотреть возможность внесения в законодательство Российской Федерации изменений в части снижения тарифов страховых взносов, уплачиваемых социально ориентированными некоммерческими организациями в государственные внебюджетные фонды;

ускорить принятие нормативных правовых актов, направленных на реализацию Федерального закона "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации";

разработать критерии оценки целесообразности учреждения новых и эффективности функционирования действующих институтов развития;

продолжить работу по внесению в Налоговый кодекс Российской Федерации изменений, предусматривающих непрерывность льготных условий налогообложения при смене специального налогового режима в связи с отменой с 1 января 2021 года единого налога на вмененный доход;

проработать вопрос об актуализации законодательства Российской Федерации в области генно-инженерной деятельности для решения вопросов обеспечения безопасности граждан и окружающей среды в процессе осуществления генно-инженерной деятельности и использования ее результатов, а также экономического развития страны с учетом социальных (этических) факторов и мер поддержки отечественных производителей;

рассмотреть вопрос о создании межведомственного органа, наделенного полномочиями по координации процесса использования результатов генно-инженерной деятельности и обеспечивающего единство принципов его регулирования в различных отраслях экономики;

создать рабочую группу с участием представителей заинтересованных федеральных органов исполнительной власти для оперативной разработки нормативных правовых актов, необходимых для реализации положений, предусмотренных проектом федерального закона N 47538-6/11 "О внесении изменений в части вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации";

ускорить разработку проекта федерального закона о потребительской корзине на очередной период в связи с окончанием 31 декабря 2020 года срока действия Федерального закона "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации".

4. Рекомендовать Министерству сельского хозяйства Российской Федерации осуществлять расчет целевых показателей по объему экспорта рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов (в стоимостном выражении) на основе прогнозируемого состояния запасов основных промысловых объектов водных биологических ресурсов с учетом особенностей субъектов Российской Федерации.

5. Поручить Комитету Совета Федерации по экономической политике в период осенней сессии 2020 года провести обсуждение комплексных мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства с участием Министерства экономического развития Российской Федерации.

6. Предложить Правительству Российской Федерации в период весенней сессии 2021 года представить Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации информацию о ходе реализации предложений, содержащихся в настоящем постановлении.

7. Комитету Совета Федерации по экономической политике проинформировать палату в период весенней сессии 2021 года о реализации настоящего постановления.

8. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по экономической политике.

9. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.И.Матвиенко



Москва
7 октября 2020 года
N 429-СФ




Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
электронный текст НТЦ "Система"


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ