МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 31 июля 2020 года N ДГ-1223/07
О направлении информации
Минпросвещения России в связи с
возникающими у органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации,
осуществляющих государственное
управление в сфере опеки и
попечительства в отношении
несовершеннолетних граждан, вопросами
по осуществлению деятельности органов
опеки и попечительства в отношении
несовершеннолетних граждан, а также
организаций для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей
(далее соответственно - органы опеки и
попечительства, организации для
детей-сирот), в условиях действия мер по
обеспечению
санитарно-эпидемиологического
благополучия населения на территории
Российской Федерации в связи с
распространением новой коронавирусной
инфекции (COVID-19) рекомендует следующее.
Органы
опеки и попечительства и организации для
детей-сирот в условиях действия мер по
обеспечению
санитарно-эпидемиологического
благополучия населения на территории
Российской Федерации в связи с
распространением новой коронавирусной
инфекции (COVID-19) должны руководствоваться
положениями Указа Президента Российской
Федерации от 11 мая 2020 г. N 316 "Об
определении порядка продления действия
мер по обеспечению
санитарно-эпидемиологического
благополучия населения в субъектах
Российской Федерации в связи с
распространением новой коронавирусной
инфекции (COVID-19)", постановления
Главного государственного санитарного
врача Российской Федерации от 30 июня 2020
г. N 16 "Об утверждении
санитарно-эпидемиологических правил СП
3.1/2.4.3598-20
"Санитарно-эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и
организации работы образовательных
организаций и других объектов
социальной инфраструктуры для детей и
молодежи в условиях распространения
новой коронавирусной инфекции
(COVID-19)".
Деятельность органов опеки и
попечительства должна быть организована
исходя из санитарно-эпидемиологической
обстановки в конкретном субъекте
Российской Федерации с учетом
методических рекомендаций Федеральной
службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека
(Роспотребнадзор), рекомендаций главных
государственных санитарных врачей
субъектов Российской Федерации.
В части
деятельности организаций для
детей-сирот Роспотребнадзором
установлен запрет на посещение
организаций для детей-сирот для лиц, не
связанных с их деятельностью. При этом
граждане, получившие направление на
посещение ребенка, граждане Российской
Федерации, желающие временно принять
детей из организаций, а также
представители негосударственных
некоммерческих, в том числе общественных
и религиозных, организаций,
благотворительных фондов, а также
отдельных граждан - добровольцев
(волонтеры), правоотношения с которыми
оформлены в установленном порядке,
специалисты органов опеки и
попечительства, - могут относиться к
лицам, связанным с деятельностью
организаций.
В этой
связи указанными гражданами возможно
посещение организаций для детей-сирот в
случае, если с ними правоотношения с
указанной организацией оформлены в
установленном порядке. Личное посещение
указанными гражданами организаций для
детей-сирот возможно в соответствии с
утвержденным графиком приема граждан, а
также режимом дня детей при строгом
соблюдении мер профилактики
распространения новой коронавирусной
инфекции (COVID-19).
С
учетом рекомендаций Роспотребнадзора от
20 июля 2020 г. N 2/14783-2020-32
(https://www.rospotrebnadzor.ru/region/korono_virus/rek_ros.php) при
посещении организаций для детей-сирот
должны быть соблюдены профилактические
мероприятия, включающие:
1)
проведение при входе в организацию для
детей-сирот:
термометрии с использованием
бесконтактных термометров с целью
выявления и недопущения лиц с признаками
респираторных заболеваний и
температурой свыше 37°C;
обработки рук спиртосодержащими
кожными антисептиками.
2)
использование в период нахождения в
организации для детей-сирот средств
индивидуальной защиты органов дыхания
(маски, респираторы), перчаток, а также
кожных антисептиков для обработки рук;
3)
усиление дезинфекционного режима в
организации в период посещения детей,
генеральной уборки с применением
дезинфицирующих средств.
Кроме
того, необходимо предусмотреть
возможность взаимодействия граждан с
детьми-сиротами с использованием
дистанционных технологий.
В части
выдачи направлений на посещение ребенка,
исходя из санитарно-эпидемиологической
обстановки в конкретном субъекте
Российской Федерации, а также решений,
принятых руководителем субъекта
Российской Федерации, рекомендуем
рассмотреть вопрос возможности
организации органами опеки и
попечительства, региональными
операторами государственного банка
данных о детях, оставшихся без попечения
родителей (далее - государственный банк
данных о детях), организации личного
приема граждан в целях постановки на
учет в качестве кандидатов в
усыновители, опекуны, (попечители) и
предоставления производной информации о
детях, оставшихся без попечения
родителей, гражданам, имеющим заключение
о возможности быть усыновителями,
опекунами (попечителями), состоящими на
учете в органе опеки и попечительства,
государственном банке данных о детях.
Вопрос
обеспечения приема заявлений на выдачу
направлений и осуществление выдачи
гражданам направлений на посещение
детей, а также принятия органом опеки и
попечительства решений о назначении
опеки (попечительства) необходимо также
рассматривать в соответствии с
санитарно-эпидемиологической
обстановкой в конкретном субъекте
Российской Федерации.
В
случае если производная информация о
детях, оставшихся без попечения
родителей, предоставлена гражданам, учет
которых ведет орган опеки и
попечительства или региональный
оператор банка данных о детях,
посредством телефонной, почтовой или
электронной связи, в раздел анкеты
ребенка "Информация о мерах,
предпринятых органом опеки и
попечительства, региональным и
федеральным операторами по устройству и
оказанию содействия в устройстве
ребенка на воспитание в семью граждан
Российской Федерации" должна быть
внесена соответствующая информация.
Основанием для выдачи
направления на посещение ребенка
является подтверждение гражданами
желания посетить ребенка в организации
для детей-сирот (заявление граждан об
ознакомлении со сведениями о ребенке
(детях), подлежащем(их) устройству в
семью, с просьбой выдать направление на
посещение ребенка по форме, утвержденной
приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17 февраля
2015 г. N 101 (Приложение N 7 к приказу).
Необходимо обеспечить
возможность для граждан прохождение
подготовки в очно-заочной форме с
использованием дистанционных методов
подготовки и соблюдением
профилактических мероприятий.
Очно-заочная форма подготовки
предполагает сочетание аудиторных
занятий и самоподготовки в течение всего
периода подготовки. К дистанционным
методам подготовки возможно отнести
лекции и практические занятия в режиме
вебинара, видеоконференции,
консультации с указанными специалистами
в режиме on-line, посредством электронной
почты или очно, а также самостоятельную
работу и др.
При
этом для применения дистанционных
технологий с использованием
информационно-телекоммуникационных
сетей должны быть созданы условия для
функционирования информационных
технологий, телекоммуникационных
технологий, соответствующих
технологических средств, обеспечивающей
освоение курса подготовки независимо от
места нахождения гражданина.
Обращаем внимание на то, что с
учетом установленных требований к
подготовке граждан, утвержденных
приказом Минобрнауки России от 13 марта
2015 г. N 235, проведение подготовки
исключительно с использованием
дистанционных технологий не
предусмотрено.
В части
проведения проверок условий проживания
детей, находящихся под опекой
(попечительством), и осуществления
сопровождения семей рекомендуется
возобновить проведение органами опеки и
попечительства проведение проверок
условий жизни детей, находящихся под
опекой (попечительством), соблюдения
опекунами (попечителями) прав и законных
интересов несовершеннолетних
подопечных, обеспечения сохранности их
имущества, а также выполнения опекунами
(попечителями) требований к
осуществлению своих прав и исполнению
своих обязанностей, если мероприятия,
связанные с осложнением
эпидемиологической ситуации в
конкретном субъекте Российской
Федерации, завершены, и в связи с чем было
принято соответствующее решение о
переносе проверок. Принимать решение об
отмене проверок после их возобновления
возможно, если срок проведения следующих
наступает в течение двух месяцев. При
проведении проверок также должны быть
соблюдены профилактические мероприятия,
направленные на недопущение
распространения новой коронавирусной
инфекции (COVID-19).
В
случае если
санитарно-эпидемиологическая
обстановка в конкретном субъекте
Российской Федерации, включающая в том
числе установление особого порядка
передвижения на соответствующей
территории лиц и транспортных средств,
не позволяют органам опеки и
попечительства осуществлять проверку в
порядке и в сроки, которые определяются
постановлением Правительства
Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423,
рекомендуется принимать акт о переносе
плановых проверок.
В
течение указанного периода органом
опеки и попечительства может быть
организован мониторинг, включающий в
себя сбор, учет, обработку и анализ
информации, поступающей от опекунов
(попечителей), несовершеннолетних
подопечных, компетентных органов,
уполномоченных организаций. Мониторинг
может осуществляться с использованием
дистанционных технологий.
Оказание консультативных услуг
организациями, осуществляющими
сопровождение семей, принявших на
воспитание детей, оставшихся без
попечения родителей, также
рекомендуется осуществлять в общем
порядке с применением дистанционных
технологий с использованием
информационно-телекоммуникационных
сетей и соблюдением профилактических
мероприятий.
В части
продления сроков заключений органов
опеки и попечительства, выданных
гражданам.
Приостановление сроков действия
заключения органа опеки и
попечительства о возможности гражданина
быть усыновителем, опекуном или
попечителем, о возможности временной
передачи ребенка (детей) в семью
гражданина, течение которых
прекратилось в период проведения
мероприятий, связанных с осложнением
эпидемиологической ситуации в
конкретном субъекте Российской
Федерации, нормативными правовыми
актами не предусмотрена.
В связи
с чем выдача органами опеки и
попечительства указанных документов
должна осуществляться в установленном
порядке.
Прошу
довести настоящие рекомендации до
сведения специалистов органов опеки и
попечительства, организаций для
детей-сирот и обеспечить личный контроль
за исполнением данных рекомендаций.
Д.Е.Грибов
Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен
по:
рассылка
Ссылается на
- Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)
- Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (с изменениями на 20 июня 2022 года) (не действует с 01.01.2024)
- О разъяснении требований санитарных правил СП 3.1/2.4.3598-20