МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 14 мая 2020 года N 24-01-08/39016
О рассмотрении обращения
Департамент бюджетной политики в
сфере контрактной системы Минфина
России (далее - Департамент), рассмотрев
обращение, содержащее предложения,
касающиеся организации закупок в рамках
Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N
44-ФЗ "О контрактной системе в сфере
закупок товаров, работ, услуг для
обеспечения государственных и
муниципальных нужд" (далее - Закон N
44-ФЗ), сообщает следующее.
В
соответствии с Положением о
Министерстве финансов Российской
Федерации, утвержденным постановлением
Правительства Российской Федерации от
30.06.2004 N 329 Минфин России является
федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим функции по
выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в
сфере осуществления закупок товаров,
работ, услуг для обеспечения
государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 12.5 Регламента
Министерства финансов Российской
Федерации, утвержденного приказом
Министерства финансов Российской
Федерации от 14.09.2018 N 194н, Минфином России
не осуществляется разъяснение
законодательства Российской Федерации,
практики его применения, практики
применения нормативных правовых актов
Минфина России, а также толкование норм,
терминов и понятий, за исключением
случаев, если на него возложена
соответствующая обязанность или если
это необходимо для обоснования решения,
принятого по обращению.
Также,
Минфин России не обладает ни надзорными,
ни контрольными функциями и (или)
полномочиями в отношении осуществляемых
закупок, в связи с чем не вправе
рассматривать вопрос о правомерности
совершенных и (или) совершаемых действий
участниками контрактной системы в сфере
закупок.
Вместе
с тем, в рамках установленной
компетенции полагаем необходимым
отметить, что Законом N 44-ФЗ предусмотрен
ряд мер, направленных на поддержку
субъектов малого предпринимательства и
социально ориентированных
некоммерческих организаций.
Так, в
соответствии с частью 1 статьи 30 Закона N
44-ФЗ заказчики обязаны осуществлять
закупки у субъектов малого
предпринимательства, социально
ориентированных некоммерческих
организаций (далее - СМП, СОНКО) в объеме
не менее чем пятнадцать процентов
совокупного годового объема закупок,
рассчитанного с учетом части 1.1 статьи 30
Закона N 44-ФЗ, путем:
1)
проведения открытых конкурсов,
конкурсов с ограниченным участием,
двухэтапных конкурсов, электронных
аукционов, запросов котировок, запросов
предложений, в которых участниками
закупок являются только СМП, СОНКО. При
этом начальная (максимальная) цена
контракта не должна превышать двадцать
миллионов рублей;
2)
осуществления закупок с учетом
положений части 5 статьи 30 Закона N 44-ФЗ.
Согласно части 5 статьи 30 Закона N
44-ФЗ заказчик при определении поставщика
(подрядчика, исполнителя) вправе
установить в извещении об осуществлении
закупки требование к поставщику
(подрядчику, исполнителю), не являющемуся
СМП, СОНКО, о привлечении к исполнению
контракта субподрядчиков,
соисполнителей из числа субъектов
малого предпринимательства, социально
ориентированных некоммерческих
организаций.
В
соответствии с частью 6 статьи 30 Закона N
44-ФЗ условие о привлечении к исполнению
контрактов субподрядчиков,
соисполнителей из числа СМП, СОНКО в
случае, предусмотренном частью 5
указанной статьи, включается в контракты
с указанием объема такого привлечения,
установленного в виде процента от цены
контракта. В контракты также должно быть
включено обязательное условие о
гражданско-правовой ответственности
поставщиков (подрядчиков, исполнителей)
за неисполнение условия о привлечении к
исполнению контрактов субподрядчиков,
соисполнителей из числа СМП и СОНКО.
В
случае если в извещении об осуществлении
закупки установлены ограничения в
соответствии с частью 3 статьи 30 Закона N
44-ФЗ, в контракт, заключаемый СМП, СОНКО,
включается обязательное условие об
оплате заказчиком поставленного товара,
выполненной работы (ее результатов),
оказанной услуги, отдельных этапов
исполнения контракта не более чем в
течение пятнадцати рабочих дней с даты
подписания заказчиком документа о
приемке, предусмотренного частью 7
статьи 94 Закона N 44-ФЗ (часть 8 статьи 30
Закона N 44-ФЗ).
Кроме
того, согласно части 8.1 статьи 96 Закона N
44-ФЗ участник закупки, с которым
заключается контракт по результатам
определения поставщика (подрядчика,
исполнителя) в соответствии с пунктом 1
части 1 статьи 30 Закона N 44-ФЗ,
освобождается от предоставления
обеспечения исполнения контракта, в том
числе с учетом положений статьи 37 Закона
N 44-ФЗ, в случае предоставления таким
участником закупки информации,
содержащейся в реестре контрактов,
заключенных заказчиками, и
подтверждающей исполнение таким
участником (без учета правопреемства) в
течение трех лет до даты подачи заявки на
участие в закупке трех контрактов,
исполненных без применения к такому
участнику неустоек (штрафов, пеней).
Такая информация представляется
участником закупки до заключения
контракта в случаях, установленных
настоящим Федеральным законом для
предоставления обеспечения исполнения
контракта. При этом сумма цен таких
контрактов должна составлять не менее
начальной (максимальной) цены контракта,
указанной в извещении об осуществлении
закупки и документации о закупке.
Вместе
с тем в целях обеспечения устойчивого
развития экономики в условиях ухудшения
ситуации в связи с распространением
новой коронавирусной инфекции принят
Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. N 98-ФЗ
"О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской
Федерации по вопросам предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций"
(далее - Закон N 98-ФЗ), которым внесены
изменения в Закон N 44-ФЗ, согласно которым
заказчикам предоставляется право до 31
декабря 2020 года не устанавливать
требование обеспечения исполнения
контракта, при закупках у СМИ за
исключением случаев, если предусмотрена
выплата аванса (часть 64 статьи 112 Закона N
44-ФЗ).
Также,
в Закон N 44-ФЗ введена специальная норма,
допускающая в 2020 году по соглашению
сторон изменение срока исполнения
контракта, и (или) цены контракта, и (или)
цены единицы товара, работы, услуги (в
случае, предусмотренном частью 24 статьи
22 Закона N 44-ФЗ), и (или) размера аванса
(если контрактом предусмотрена выплата
аванса), если при его исполнении в связи с
распространением новой коронавирусной
инфекции, вызванной 2019-nCoV, а также в иных
случаях, установленных Правительством
Российской Федерации, возникли не
зависящие от сторон контракта
обстоятельства, влекущие невозможность
его исполнения.
Кроме
того, Законом N 98-ФЗ предусмотрено право
Правительства Российской Федерации
утвердить порядок списания суммы
штрафных санкций в результате
неисполнения или ненадлежащего
исполнения в 2020 году в связи с
распространением новой коронавирусной
инфекции обязательств, предусмотренных
заключенным контрактом (часть 42.1 статьи
112 Закона N 44-ФЗ).
В
реализацию указанной нормы принято
постановление Правительства Российской
Федерации от 26.04.2020 N 591 "О внесении
изменений в постановление Правительства
Российской Федерации от 4 июля 2018 г. N
783", предусматривающее списание
заказчиком начисленных поставщику
(подрядчику, исполнителю) неустоек
(штрафов, пеней) в случае неисполнения
или ненадлежащего исполнения им
обязательств, предусмотренных
контрактом, в связи с распространением
новой коронавирусной инфекции.
Вместе
с тем Федеральным законом от 24.04.2020 N 124-ФЗ
"О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской
Федерации по вопросам обеспечения
устойчивого развития экономики в
условиях ухудшения ситуации в связи с
распространением новой коронавирусной
инфекции" (далее - Закон N 124-ФЗ), внесены
изменения в Закон N 44-ФЗ согласно которым
с 1 июля 2020 г.:
снижается минимальный размер
обеспечения исполнения контрактов с 5% до
0,5% (в 10 раз);
исключается необходимость
обязательного обеспечения поставщиками
(подрядчиками, исполнителями)
гарантийных обязательств;
предусматривается возможность
не устанавливать обеспечение исполнения
контракта, по которому обеспечивается
казначейское сопровождение расчетов;
предусматривается освобождение
от обеспечения авансов если
осуществляется казначейское
сопровождение расчетов по контракту в
части таких авансов (размер обеспечения
исполнения контракта при казначейском
сопровождении аванса уменьшается и
исчисляется от начальной (максимальной)
цены контракта, уменьшенной на размер
такого аванса);
допускается распространение
вышеуказанных изменений на ранее
заключенные контракты по соглашению
сторон.
Также
Департамент отмечает, что
постановлением Правительства
Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 630
внесены изменения в постановление
Правительства Российской Федерации от 24
декабря 2019 г. N 1803 "Об особенностях
реализации Федерального закона "О
федеральном бюджете на 2020 год и на
плановый период 2021 и 2022 годов",
предусматривающие возможность внесения
изменений в заключенные в 2020 году
контракты в части увеличения размера
авансового платежа до 50% цены контракта в
пределах доведенных до заказчика
лимитов бюджетных обязательств на
соответствующий финансовый год.
Таким
образом, Закон N 44-ФЗ содержит комплекс
мер, обеспечивающих баланс интересов как
заказчиков, так и участников закупок, в
том числе, СМП, СОНКО и при этом
направленных на повышение эффективности
закупок товаров, работ, услуг,
обеспечение гласности, прозрачности
закупок, развитие конкуренции путем
обеспечения равного доступа участников
к закупкам, что, в свою очередь,
способствует эффективному расходованию
средств, предотвращению коррупции и
других злоупотреблений, в связи с чем
принятие указанных предложений
нецелесообразно.
Заместитель
директора Департамента
Д.А.Готовцев
Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен
по:
Официальный сайт Минфина России
www.minfin.ru
по состоянию на 16.07.2020
Ссылается на
- О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (с изменениями на 8 августа 2024 года) (редакция, действующая с 1 октября 2024 года)
- Об особенностях реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" (с изменениями на 27 июля 2020 года)
- О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (с изменениями на 8 августа 2024 года)
- О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции
- О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 4 июля 2018 г. N 783
- О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2019 г. N 1803 и о приостановлении действия отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации
- О Министерстве финансов Российской Федерации (с изменениями на 7 ноября 2024 года)