Сорокин Г.С.
Научный консультант редакции журнала
Мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время и в чрезвычайных ситуациях
В статье рассмотрены
мероприятия по поддержанию устойчивого
функционирования организаций в военное
время и в чрезвычайных ситуациях.
Публикация содержит список и
расшифровку мероприятий, направленных на
повышение устойчивости
функционирования организаций в военное
время и условиях ЧС.
Под
устойчивостью функционирования
организаций в военное время и в
чрезвычайных ситуациях (ЧС) понимается:
- для
промышленных организаций - способность
выпускать установленные виды продукции
в заданных объемах и номенклатуре,
предусмотренных соответствующими
планами, в условиях военного времени и в
ЧС, а также приспособленность этих
организаций к восстановлению после их
повреждения;
- для
организаций, деятельность которых
направлена на оказание услуг (транспорт,
связь, электроэнергетика, наука,
образование), - способность организации
выполнять свои функции и
восстанавливать их.
Непосредственное руководство
разработкой и проведением мероприятий
по повышению устойчивости
функционирования организаций в военное
время и в ЧС на региональном уровне
осуществляют органы исполнительной
власти субъекта РФ. С этой целью
создаются комиссии по повышению
устойчивости функционирования
организаций в военное время и в ЧС.
Примерное Положение о комиссии по
повышению устойчивости
функционирования организаций в военное
время и в чрезвычайных ситуациях на
территории субъекта Российской
Федерации представлено в приложении 1 к
статье.
Повышение устойчивости
функционирования организаций
достигается заблаговременным
осуществлением комплекса
организационных и инженерно-технических
мероприятий, направленных на сохранение
жизни и работоспособности рабочих и
служащих организаций и на снижение
возможных потерь основных
производственных фондов, запасов
материальных средств и иных ценностей.
Рекомендуемая организация исследования устойчивости функционирования организации
Исследование устойчивости
функционирования организации
заключается во всестороннем изучении
условий, которые могут сложиться в
военное время и в ЧС, определении их
влияния на производственную
деятельность. Цель таких исследований
состоит в выявлении уязвимых мест в
работе организации в военное время и в
ЧС, заблаговременной выработке наиболее
эффективных рекомендаций, направленных
на повышение устойчивости.
Разработанные рекомендации включаются в
план мероприятий по повышению
устойчивости функционирования
организации.
Наиболее трудоемкие работы
(строительство защитных сооружений,
подземная прокладка коммуникаций и
другие) выполняются заблаговременно.
Мероприятия, не требующие длительного
времени на их реализацию или выполнение
которых в мирное время нецелесообразно,
проводятся в период угрозы нападения
противника.
Исследование устойчивости
функционирования организаций
проводится силами
инженерно-технического персонала с
привлечением соответствующих
специалистов научно-исследовательских и
проектных организаций по согласованию с
ними.
Организатором и руководителем
исследований устойчивости
функционирования организации является
руководитель организации.
Оценка
потенциальной устойчивости
функционирования организации включает в
себя:
-
анализ принципиальной схемы
функционирования организации,
обозначение элементов, влияющих на
устойчивость ее функционирования;
-
оценку физической устойчивости зданий и
сооружений, надежности систем
управления, технологического
оборудования, технических систем
электро-, водо-, теплоснабжения,
топливного обеспечения от поражающих
факторов возможных ЧС, современных
средств поражения и параметров
возможных вторичных поражающих
факторов;
-
прогнозирование возможных ЧС в
организации и в зоне ее размещения, зоны
воздействия поражающих факторов и
определение критических параметров, при
которых функционирование организации не
нарушается, величины показателя,
характеризующего сохраняющиеся
возможности организации по выполнению
возложенных задач.
Подготовка организации к
устойчивому функционированию в военное
время и в условиях ЧС заключается в
проведении комплекса мероприятий
организационно-технического,
технологического, производственного,
экономического, научного, учебного и
иного характера, направленных на
снижение ущерба от ЧС, максимально
возможное сохранение уровня выполнения
производственных или иных целевых
функций организации.
Мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время
Мероприятия по поддержанию устойчивого
функционирования организаций в военное
время включают в себя:
-
защиту рабочих и служащих от поражающих
факторов оружия массового поражения;
-
повышение эффективности защиты
производственных фондов при воздействии
на них современных средств поражения;
-
повышение надежности функционирования
средств производства;
-
повышение устойчивости
технологического процесса;
-
повышение надежности функционирования
систем и источников энергоснабжения;
-
повышение надежности функционирования
систем и источников водоснабжения;
-
повышение надежности функционирования
систем и источников газоснабжения;
-
повышение надежности функционирования
систем и источников теплоснабжения;
-
повышение надежности функционирования
систем канализации;
-
повышение надежности функционирования
организации к световому излучению;
-
мероприятия по исключению или
ограничению поражения от вторичных
факторов ядерного взрыва;
-
обеспечение устойчивого снабжения всем
необходимым для выпуска запланированной
на военное время продукции;
-
подготовку к восстановлению нарушенного
производства;
-
повышение надежности и оперативности
управления производством и гражданской
обороной.
Защита рабочих и служащих от поражающих факторов оружия массового поражения достигается тремя основными способами:
- укрытием людей в защитных сооружениях
гражданской обороны (убежищах,
противорадиационных укрытиях) и
простейших укрытиях;
-
рассредоточением рабочих и служащих и
эвакуацией их семей;
-
использованием средств индивидуальной
защиты.
Повышение эффективности защиты производственных фондов при воздействии на них современных средств поражения достигается:
- при проектировании и строительстве
повышение устойчивости зданий и
сооружений достигается путем применения
для несущих конструкций высокопрочных и
легких материалов (сталей повышенной
прочности, алюминиевых сплавов), у
каркасных зданий - применением
облегченных конструкций стенового
заполнения и увеличением световых
проемов путем использования стекла,
легких панелей из пластиков и других
легко разрушающихся материалов;
- при
реконструкции существующих
промышленных сооружений - применением
облегченных междуэтажных перекрытий и
лестничных маршей, усилением их
крепления к балкам, применением легких,
огнестойких кровельных материалов;
- при
угрозе нападения противника в наиболее
ответственных сооружениях - введением
дополнительных опор для уменьшения
пролетов, усилением наиболее слабых
узлов и отдельных элементов несущих
конструкций.
Повышение надежности функционирования средств производства достигается:
- размещением тяжелого оборудования на
нижних этажах;
-
прочным закреплением станков на
фундаментах, устройством контрфорсов,
повышающих устойчивость станочного
оборудования к действию скоростного
напора ударной волны;
-
размещением наиболее ценного и
нестойкого к ударам оборудования в
зданиях с повышенными прочностными
характеристиками или в специальных
защитных сооружениях, а более прочного
ценного оборудования - в отдельно
стоящих зданиях павильонного типа,
имеющих облегченные и трудновозгораемые
ограждающие конструкции, разрушение
которых не повлияет на сохранность
оборудования;
-
созданием запасов наиболее уязвимых
деталей и узлов технологического
оборудования, а также изготовлением в
мирное время защитных конструкций
(кожухи, камеры, навесы, козырьки и т.п.)
для защиты оборудования от повреждений
при обрушении конструкций зданий.
Повышение устойчивости технологического процесса достигается:
- заблаговременной разработкой способов
продолжения производства при выходе из
строя отдельных станков, линий и даже
отдельных цехов за счет перевода
производства в другие цеха;
-
размещением производства отдельных
видов продукции в филиалах путем замены
вышедших из строя образцов оборудования
другими, а также сокращением числа
используемых типов станков и приборов.
Для
случаев значительных разрушений
необходимо предусматривать замену
сложных технологических процессов более
упрощенными с использованием
сохранившихся наиболее устойчивых типов
оборудования и контрольно-измерительных
приборов. На всех объектах целесообразно
разрабатывать способы безаварийной
остановки производства по сигналу
оповещения либо перевода на пониженный
режим работы.
Повышение надежности функционирования систем и источников энергоснабжения
Устойчивость систем энергоснабжения
организации повышается путем
подключения ее к нескольким источникам
питания, удаленным один от другого на
расстояние, исключающее возможность их
одновременного поражения одним ядерным
взрывом. В организациях, имеющих
тепловые электростанции, рекомендуется
оборудовать приспособления для работы
тепловых электростанций (далее - ТЭЦ) на
различных видах топлива, принимать меры
по созданию запасов твердого и жидкого
топлива, его укрытию и усилению
конструкций хранилищ горючих
материалов.
В сетях
энергоснабжения целесообразно
проводить мероприятия по переводу
воздушных линий энергопередач на
подземные, а линий, проложенных по стенам
и перекрытиям зданий и сооружений, - на
линии, проложенные под полом первых
этажей (в специальных каналах).
При
монтаже новых и реконструкции старых
сетей устанавливаются автоматические
выключатели, которые при коротких
замыканиях и при образовании
перенапряжений отключают поврежденные
участки.
Повышение надежности функционирования систем и источников водоснабжения
Гарантированное снабжение водой может
быть обеспечено только от защищенного
источника с автономным и тоже защищенным
источником энергии. К таким источникам
относятся артезианские и безнапорные
скважины, которые присоединяются к общей
системе водоснабжения объекта.
Пожарные гидранты и отключающие
устройства рекомендуется размещать на
территории, которая не будет завалена в
случае разрушения зданий и сооружений.
Внедряются автоматические и
полуавтоматические устройства, которые
отключают поврежденные участки без
нарушений работы остальной части сети.
На
объектах, потребляющих большое
количество воды, применяется оборотное
водоснабжение с повторным
использованием воды для технических
целей.
Повышение надежности функционирования систем и источников газоснабжения
Для обеспечения устойчивого и надежного
снабжения организации газом
рекомендуется предусматривать его
подачу в газовую сеть от
газорегуляторных пунктов
(газораздаточных станций). При
проектировании, строительстве и
реконструкции газовых сетей создаются
закольцованные системы в каждой
организации. На случай выхода из строя
газорегуляторных пунктов и
газораздаточных станций
устанавливаются обводные линии
(байпасы). Все узлы и линии
устанавливаются под землей.
Для
уменьшения пожарной опасности
проводятся мероприятия, снижающие
возможность утечки газа. На газопроводах
устанавливаются автоматические
запорные и переключающие устройства
дистанционного управления, позволяющие
отключать сети или переключать поток
газа при разрыве труб непосредственно с
диспетчерского пункта.
Повышение надежности функционирования систем и источников теплоснабжения
Инженерно-технические мероприятия по
повышению устойчивости систем
теплоснабжения проводят путем защиты
источников тепла и заглублением
коммуникаций в грунт.
Тепловая сеть строится по
кольцевой системе, трубы отопительной
системы прокладываются в специальных
каналах. Запорные и регулирующие
приспособления размещаются в смотровых
колодцах и по возможности на территории
зданий и сооружений. На тепловых сетях
целесообразно устанавливать
запорно-регулирующую аппаратуру
(задвижки, вентили и др.), предназначенную
для отключения поврежденных участков.
Повышение надежности функционирования систем канализации
Мероприятия по повышению устойчивости
системы канализации целесообразно
разрабатывать раздельно для ливневых,
промышленных и хозяйственных (фекальных)
стоков.
На
объекте оборудуется не менее двух
выводов с подключением к городским
канализационным коллекторам. Для сброса
целесообразно строить колодцы с
аварийными задвижками и устанавливать
их на объектовых коллекторах с
интервалом 50 м и по возможности на
незахламленной территории.
Повышение надежности функционирования организации к световому излучению
К числу специальных мероприятий по
защите технологического процесса,
проводимых в организации при угрозе
нападения и в военное время, относятся
следующие мероприятия:
-
защита от светового излучения открытых
технологических установок, станков, ванн
для промывки деталей и других аппаратов
с горючими жидкостями и газами;
-
уменьшение в цехах до технологически
обоснованного минимума запасов
смазочных масел, керосина, бензина,
красок и других горючих веществ;
-
изменение технологии, исключающее
применение в производстве каких-либо
огнеопасных или взрывоопасных веществ;
-
удаление горючих материалов от оконных
проемов;
-
применение автоматических линий и
средств тушения пожаров;
-
максимальное устранение условий,
способствующих образованию взрывчатых
смесей в зданиях;
-
устройство аварийных заглубленных
емкостей для быстрого спуска из
оборудования и технологических систем
горючих жидкостей.
Мероприятия по исключению или ограничению поражения от вторичных факторов ядерного взрыва:
- вывоз сверхнормативных запасов
веществ, вызывающих вторичные факторы
поражения (топливо и смазочные
материалы, ядохимикаты, взрывоопасные
вещества), на безопасное расстояние от
объекта;
-
изменение технологического процесса,
исключающее возникновение вторичных
поражающих факторов;
-
облегчение перекрытий и стенового
заполнения производственных зданий;
-
применение устройств, в том числе и
автоматических, для отключения систем,
разрушение которых может вызвать
вторичные поражающие факторы;
-
установка во взрывоопасных помещениях
устройств, локализующих действие
взрыва;
-
централизация изготовления растворов
аварийных химически опасных веществ
(далее - АХОВ);
-
защита емкостей для хранения АХОВ и
горюче-смазочных материалов путем
расположения их на низких опорах,
заглубления и обвалования грунтом;
-
применение приспособлений, исключающих
разлив АХОВ по территории организации;
-
углубление или надежное закрепление
емкостей для хранения и приготовления
химикатов, а также установка
автоматических отключающих устройств в
системах их подачи;
-
создание запасов нейтрализующих веществ
в цехах, где используются ядохимикаты;
-
внедрение в цехах предприятия
автоматической сигнализации, которая
позволяла бы предотвращать аварии,
взрывы, загазованность территории;
-
строительство защитных дамб против
затопления территорий;
-
подготовка и рациональное размещение
средств тушения пожаров у наиболее
опасных цехов и участков.
Обеспечение устойчивого снабжения всем необходимым для выпуска запланированной на военное время продукции
Надежность снабжения организаций
материально-техническими ресурсами
обеспечивается:
-
установлением устойчивых связей с
предприятиями-поставщиками, организация
запасных вариантов производственных
связей с предприятиями;
-
дублированием железнодорожного
транспорта автомобильным и речным (или
наоборот) для доставки технологического
сырья и вывоза готовой продукции;
-
подготовкой складов для хранения
готовой продукции, которую нельзя
вывезти потребителям;
-
строительством за пределами крупных
городов филиалов предприятия;
-
созданием в организации запасов сырья,
топлива, оборудования, материалов и
комплектующих изделий (гарантийный
запас всех материалов должен храниться
по возможности рассредоточенно в местах,
где меньше всего он может подвергнуться
уничтожению при ядерном нападении).
Подготовка к восстановлению нарушенного производства
Планы и проекты восстановления
производства разрабатываются в двух
вариантах (на случай получения объектом
слабых и средних разрушений). Для этих
условий определяются характер и объем
первоочередных восстановительных
работ.
В
расчетах по восстановлению зданий и
сооружений указываются характер
разрушений (повреждений), перечень и
общий объем восстановительных работ
(стоимость, трудоемкость, сроки
восстановления), потребности рабочей
силы, привлекаемые строительные
подразделения объекта и обслуживающие
объект организации, потребности в
материалах, машинах и механизмах.
В
расчетах на ремонт оборудования
указываются вид оборудования и его
количество, перечень
ремонтно-восстановительных работ и их
стоимость, необходимая рабочая сила,
материалы и запасные части, сроки
восстановления.
При
разработке планов и проектов
восстановления, а также расчете сил и
средств необходимо исходить из того, что
восстановление объекта может носить
временный характер.
При
определении времени на проведение
восстановительных работ учитывается
возможность радиоактивного заражения
территории объекта, а при применении
химического оружия - застой отравляющих
веществ.
Повышение надежности и оперативности управления производством и гражданской обороной
Для устойчивости функционирования
организации в условиях военного времени
необходимо:
- иметь
пункты управления, которые должны
обеспечивать руководство мероприятиями
гражданской обороны и производственной
деятельностью организации;
-
размещать диспетчерские пункты,
автоматическую телефонную станцию
(далее - АТС) и радиоузел организации в
наиболее прочных сооружениях;
-
устраивать резервные электростанции для
зарядки аккумуляторов АТС и питания
радиоузла при отключении источника
электроэнергии;
-
дублировать питающие фидеры АТС и
радиоузла;
-
обеспечить надежность связи с органами
местного самоуправления, Главным
управлением МЧС России по субъекту РФ, а
также с нештатными
аварийно-спасательными формированиями
на объекте и в загородной зоне (прокладка
подземных кабельных линий связи,
дублирование телефонной связи и
радиосвязи, создание запасов
телефонного провода для восстановления
поврежденных участков, подготовка
подвижных средств связи);
-
разработать надежные способы оповещения
должностных лиц и всего
производственного персонала
организации, их дублирования.
Мероприятия, рекомендуемые для осуществления организациями для повышения устойчивости функционирования в ЧС межмуниципального и регионального характера
В ходе подготовки к функционированию в
ЧС межмуниципального и регионального
характера организациями:
-
осуществляются
организационно-экономические меры,
содействующие повышению устойчивости
функционирования организации;
-
готовятся варианты возможного изменения
и совершенствования производственных
связей организаций и отраслей, в том
числе систем жизнеобеспечения;
-
ведется разработка и внедрение
безопасных технологий ускоренной
безаварийной остановки цехов,
технологических линий и оборудования
производств с непрерывным
технологическим циклом, перевод их на
безопасный режим функционирования в
условиях ЧС и в военное время;
-
разрабатываются и реализуются
специальные инженерно-технические
решения, обеспечивающие повышение
физической и технологической стойкости
производственных фондов, осуществляются
организационные и инженерно-технические
мероприятия по защите этих фондов и
персонала от поражающих воздействий;
-
создаются и постоянно эксплуатируются
локальные системы оповещения
потенциально опасных объектов;
-
организуется взаимодействие между
организациями по осуществлению
возможного (при необходимости) маневра
ресурсами между ними;
-
создается страховой фонд
конструкторской, технологической,
эксплуатационной документации;
-
накапливаются и поддерживаются в
готовности к использованию резервные
источники питания;
-
создаются запасы энергоносителей, сырья,
строительных материалов, других
материальных средств, необходимых для
поддержания функционирования
организаций в условиях прерванного
материально-технического снабжения;
-
производится подготовка к возможной
эвакуации особо ценного оборудования и
персонала;
-
осуществляется подготовка к ведению
инженерной, радиационной, химической,
противопожарной, медицинской защиты
персонала и организации;
-
ведется подготовка к проведению
мероприятий жизнеобеспечения населения
и аварийно-спасательных и других
неотложных работ;
-
осуществляется подготовка к возможному
восстановлению нарушенного
функционирования организаций и систем
жизнеобеспечения населения.
Мероприятия при угрозе
возникновения ЧС межмуниципального и
регионального характера в
организациях:
-
перевод потенциально опасных объектов
на современные, более безопасные
технологии или их вывод за пределы
населенных пунктов;
-
проверка автоматизированных систем
управления и контроля за опасными
технологическими процессами и систем
безаварийной остановки технологически
сложных производств, исключающих цепное
(последовательное) развитие аварии;
-
проверка локальных систем оповещения и
информирования населения;
-
снижение количества АХОВ и пожаро- и
взрывоопасных материалов на
производстве;
-
подготовка защитных сооружений для
защиты персонала от поражающих
факторов;
-
усиление технологической дисциплины и
охраны организации;
-
проверка готовности сил и средств для
ликвидации последствий ЧС.
Для
реализации каждого из направлений
проводятся организационные,
инженерно-технические и специальные
мероприятия.
Мероприятия по подготовке
органов управления, сил и средств
организаций к действиям при
возникновении ЧС межмуниципального и
регионального характера:
-
прогнозирование последствий возможных
ЧС и определение размеров опасных зон
вокруг организации;
-
создание и оснащение пунктов управления
и локальных систем оповещения;
-
подготовка руководящего состава к
работе в особом режиме;
-
создание комиссий по вопросам повышения
устойчивости функционирования
организаций и организация их работы в
условиях возникновения ЧС;
-
разработка инструкций (наставлений) по
снижению опасности возникновения
аварийных ситуаций, безаварийной
остановке производства, локализации
аварий и ликвидации их последствий, а
также организация восстановления
нарушенного производства;
-
обучение производственного персонала
соблюдению мер безопасности, порядку
действий при возникновении аварийных
ситуаций, локализации аварий и тушении
пожаров, ликвидации последствий и
восстановлении нарушенного
производства;
-
подготовка сил и средств для локализации
и ликвидации аварийных ситуаций и
восстановления производства;
-
подготовка к эвакуации работников,
членов их семей, населения и
материальных ценностей из опасных зон
ЧС;
-
проверка готовности локальных систем
оповещения в ЧС;
-
организация медицинского наблюдения и
контроля за состоянием здоровья лиц,
получивших различные дозы облучения;
-
разработка планов-графиков наращивания
мероприятий по повышению устойчивости
функционирования организаций.
Инженерно-технические
мероприятия, обеспечивающие повышение
физической устойчивости зданий,
сооружений, технологического
оборудования и в целом производства:
-
создание в организациях систем
автоматизированного контроля за ходом
технологических процессов, уровнем
загрязнения помещений и воздушной среды
цехов опасными веществами и пылевыми
частицами;
-
создание локальных систем оповещения
работников и населения, проживающего
вблизи опасных зон (радиационного,
химического и биологического заражения,
катастрофического затопления и т.п.), о
возникновении аварийных ситуаций;
-
накопление фонда защитных сооружений
гражданской обороны и повышение
защитных свойств убежищ и
противорадиационных укрытий в зонах
возможных разрушений и заражения;
-
осуществление противопожарных
мероприятий;
-
сокращение запасов и сроков хранения
взрывоопасных и пожароопасных веществ,
обвалование емкостей для хранения
легковоспламеняющихся жидкостей,
устройство заглубленных емкостей для
слива особо опасных веществ из
технологических установок;
-
безаварийная остановка технологически
сложных производств;
-
локализация аварийных ситуаций, тушение
пожаров, ликвидация последствий аварий и
восстановление нарушенного
производства;
-
дублирование источников
энергоснабжения;
-
защита водных источников и контроль
качества воды;
-
герметизация складов и холодильников в
опасных зонах;
-
защита наиболее ценного и уникального
оборудования.
Мероприятия по созданию
благоприятных условий для проведения
успешных работ по защите и спасению
людей, попавших в опасные зоны, и
быстрейшей ликвидации аварий и их
последствий:
-
накопление средств индивидуальной
защиты органов дыхания и кожи;
-
создание на химически опасных объектах
организаций запасов материалов для
нейтрализации разлившихся АХОВ и
дегазации местности, зараженных
строений, средств транспорта, одежды и
обуви;
-
разработка и внедрение
автоматизированных систем
нейтрализации выбросов АХОВ;
-
обеспечение герметизации помещений в
жилых и общественных зданиях,
расположенных в опасных зонах;
-
разработка и внедрение в производство
защитной тары для обеспечения
сохранности продуктов и пищевого сырья
при перевозке, хранении и раздаче
продовольствия;
-
разработка и внедрение новых
высокопроизводительных средств
дезактивации и дегазации зданий,
сооружений, транспорта и специальной
техники;
-
накопление средств медицинской защиты и
профилактики радиоактивных поражений
людей и животных;
-
создание, сохранение и использование
территориального страхового фонда
документации на потенциально опасные
объекты и объекты систем
жизнеобеспечения населения;
-
проведение учений и тренировок по
действиям в ЧС с органами управления,
аварийно-спасательными формированиями и
производственным персоналом
организаций.
Приложение 1
Положение о комиссии по повышению устойчивости функционирования организаций в военное время и в чрезвычайных ситуациях на территории субъекта Российской Федерации
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о комиссии по
повышению устойчивости
функционирования организаций в военное
время и в чрезвычайных ситуациях на
территории субъекта Российской
Федерации (далее - Положение) определяет
статус и порядок деятельности комиссии
по повышению устойчивости
функционирования организаций в военное
время и в чрезвычайных ситуациях на
территории субъекта Российской
Федерации (далее - комиссия).
1.2.
Комиссия создается в целях решения
задач, связанных с повышением
устойчивости функционирования
организаций субъекта Российской
Федерации (далее - организаций),
необходимых для выживания населения при
военных конфликтах или вследствие этих
конфликтов, а также при чрезвычайных
ситуациях природного и техногенного
характера.
1.3.
Комиссия является постоянно действующим
координационным органом при
Правительстве субъекта Российской
Федерации, обеспечивающим планирование
и координацию выполнения мероприятий по
повышению устойчивости
функционирования организаций в военное
время и в чрезвычайных ситуациях.
1.4. В
своей деятельности комиссия
руководствуется Конституцией
Российской Федерации, федеральными
конституционными законами, федеральными
законами, указами и распоряжениями
Президента Российской Федерации,
постановлениями и распоряжениями
Правительства Российской Федерации,
Уставом субъекта Российской Федерации,
законами субъекта Российской Федерации,
постановлениями и распоряжениями Главы
администрации субъекта Российской
Федерации и Правительства субъекта
Российской Федерации, а также настоящим
Положением.
1.5.
Комиссия формируется из представителей
исполнительных органов государственной
власти субъекта Российской Федерации,
территориальных органов федеральных
органов исполнительной власти и
организаций.
1.6. В
составе комиссии действуют следующие
рабочие группы по повышению
устойчивости функционирования:
-
топливно-энергетического комплекса и
промышленного производства;
-
жилищно-коммунального хозяйства;
-
транспортной системы;
-
агропромышленного комплекса;
-
социальной сферы;
-
систем управления, связи и оповещения.
2. Задачи комиссии
Основной задачей комиссии является
организация планирования и координация
выполнения мероприятий по повышению
устойчивости функционирования
организаций в мирное и военное время,
направленных на:
-
рациональное размещение
производственных мощностей на
территории субъекта Российской
Федерации;
-
предотвращение и минимизацию рисков
возникновения крупных производственных
аварий и катастроф на территории
субъекта Российской Федерации;
-
снижение возможных потерь и разрушений в
случае возникновения ЧС, а также в
результате воздействия современных
средств поражения и вторичных
поражающих факторов;
-
создание условий для быстрого
восстановления производства и
обеспечения жизнедеятельности
населения субъекта Российской
Федерации, нарушенных при военных
конфликтах или вследствие этих
конфликтов, а также при чрезвычайных
ситуациях природного и техногенного
характера.
3. Функции комиссии
3.1. Комиссия в соответствии с
возложенными на нее задачами
осуществляет:
-
планирование и координацию разработки и
проведения мероприятий по повышению
устойчивости функционирования
организаций в условиях военного времени
и в чрезвычайных ситуациях;
-
рассмотрение разработанных
исполнительными органами
государственной власти субъекта
Российской Федерации мероприятий по
повышению устойчивости
функционирования организаций;
-
рассмотрение исследовательских работ по
вопросам повышения устойчивости
функционирования организаций;
-
оценку реализации организациями
мероприятий по повышению устойчивости
их функционирования в военное время и в
чрезвычайных ситуациях;
-
разработку предложений, направленных на
повышение устойчивости
функционирования организаций, защиту
персонала организаций и населения в
условиях военного времени и ЧС, и
представление их в Правительство
субъекта Российской Федерации;
-
взаимодействие с комиссиями по
повышению устойчивости
функционирования организаций,
создаваемых органами местного
самоуправления муниципальных
образований субъекта Российской
Федерации и организациями субъекта
Российской Федерации;
-
анализ выполнения в исполнительных
органах государственной власти субъекта
Российской Федерации и органах местного
самоуправления муниципальных
образований субъекта Российской
Федерации мероприятий по повышению
устойчивости функционирования
организаций, в том числе путем
заслушивания должностных лиц и
руководителей, представителей
соответствующих комиссий по повышению
устойчивости функционирования;
-
участие в сборах, учениях, тренировках и
других плановых мероприятиях.
3.2. В
области повышения устойчивости
функционирования
топливно-энергетического комплекса,
промышленного производства:
-
определение степени устойчивости
элементов и систем электро- и
теплоснабжения, водо- и топливоснабжения
в чрезвычайных ситуациях и в условиях
военного времени;
-
анализ возможности работы организаций
от автономных источников
энергоснабжения на территории субъекта
Российской Федерации;
-
оценка эффективности выполнения
мероприятий по повышению устойчивости
функционирования промышленных
предприятий;
-
оценка степени возможного разрушения
основных производственных фондов и
потерь производственных мощностей
предприятий;
-
подготовка предложений по повышению
устойчивости функционирования
топливно-энергетического комплекса,
промышленного производства на
территории субъекта Российской
Федерации.
3.3. В
области повышения устойчивости
функционирования жилищно-коммунального
хозяйства:
-
анализ эффективности выполнения
мероприятий по повышению устойчивости
функционирования жилищно-коммунального
хозяйства;
-
подготовка предложений по повышению
устойчивости функционирования
жилищно-коммунального хозяйства на
территории субъекта Российской
Федерации.
3.4. В
области повышения устойчивости
функционирования транспортной
системы:
-
анализ эффективности выполнения
мероприятий по повышению устойчивости
функционирования транспортной
системы;
-
определение возможных потерь
транспортных средств и разрушений
транспортных коммуникаций и сооружений
на них;
-
подготовка предложений по повышению
устойчивости функционирования
транспортной системы на территории
субъекта Российской Федерации.
3.5. В
области повышения устойчивости
функционирования агропромышленного
комплекса:
-
анализ эффективности выполнения
мероприятий по снижению ущерба в
животноводстве, растениеводстве и
производстве продуктов питания и
пищевого сырья;
-
определение степени потерь мощностей
агропромышленного комплекса, снижения
объема производства продукции и
предоставления услуг населению;
-
подготовка предложений по повышению
устойчивости функционирования
агропромышленного комплекса на
территории субъекта Российской
Федерации.
3.6. В
области повышения устойчивости
функционирования социальной сферы:
-
анализ эффективности выполнения
мероприятий по повышению устойчивости
функционирования социальной сферы;
-
подготовка предложений по повышению
устойчивости функционирования
социальной сферы на территории субъекта
Российской Федерации.
3.7. В
области повышения устойчивости систем
управления, связи и оповещения:
-
анализ эффективности выполнения
мероприятий по повышению устойчивости
систем управления, связи и оповещения, в
том числе способности дублирующих
органов управления обеспечить
непрерывное управление организациями
при нарушении связи с основными органами
управления;
-
анализ готовности системы оповещения
руководящего состава органов управления
всех уровней и населения субъекта
Российской Федерации;
-
подготовка предложений по повышению
устойчивости систем управления, связи и
оповещения субъекта Российской
Федерации.
4. Организация работы комиссии
4.1. Заседания комиссии проводятся в
соответствии с планом работы комиссии
(не реже одного раза в год), утверждаемым
председателем комиссии. Секретарь
комиссии ведет протокол заседания
комиссии, в котором фиксирует ее решения
и результаты голосования. Протокол
заседания комиссии подписывается
председателем и секретарем комиссии.
4.2.
Заседание комиссии является
правомочным, если на нем присутствует
более половины от списочного состава
членов комиссии.
4.3.
Решения комиссии считаются принятыми,
если за них проголосовало более половины
из числа присутствующих на заседании
членов комиссии. В случае равенства
голосов решающим является голос
председательствующего на заседании.
4.4.
Организационно-техническое обеспечение
деятельности комиссии возлагается на
службу по обеспечению безопасности
жизнедеятельности населения субъекта
Российской Федерации.
5. Организация работы рабочих групп комиссии
5.1. Рабочая группа комиссии формируется
на представительной основе в составе
руководителя рабочей группы и членов
рабочей группы.
5.2.
Секретарь рабочей группы назначается
руководителем рабочей группы из числа
членов рабочей группы.
5.3.
Членами рабочей группы могут быть
представители исполнительных органов
государственной власти субъекта
Российской Федерации, территориальных
органов федеральных органов
исполнительной власти (по согласованию),
а также представители иных органов
государственной власти и местного
самоуправления, организаций,
общественных объединений (по
согласованию).
5.4.
Порядок и планы работы рабочих групп
утверждаются их руководителями в
соответствии с планом работы комиссии.
6. Права и обязанности членов комиссии
6.1. Комиссия имеет право:
-
запрашивать от исполнительных органов
государственной власти субъекта
Российской Федерации, органов местного
самоуправления муниципальных
образований субъекта Российской
Федерации и организаций необходимые
данные для реализации возложенных на
комиссию задач и функций;
-
привлекать в установленном порядке к
участию в рассмотрении вопросов
повышения устойчивости
функционирования организаций
представителей исполнительных органов
государственной власти субъекта
Российской Федерации, специалистов
заинтересованных
научно-исследовательских и иных
учреждений, организаций и общественных
объединений;
-
инициировать разработку и проведение
исследований в области повышения
устойчивости функционирования
организаций и рассматривать
целесообразность практического
осуществления мероприятий,
разработанных по результатам
проведенных исследований;
-
принимать участие в проведении
исследований в области повышения
устойчивости функционирования
организаций;
-
заслушивать руководителей и должностных
лиц исполнительных органов
государственной власти субъекта
Российской Федерации, органов местного
самоуправления муниципальных
образований субъекта Российской
Федерации и организаций субъекта
Российской Федерации по вопросам
повышения устойчивости
функционирования организаций, проводить
заседания комиссии с приглашением
председателей комиссий по повышению
устойчивости функционирования
муниципальных образований субъекта
Российской Федерации и организаций.
6.2.
Председатель комиссии отвечает за
организацию работы комиссии и
выполнение задач, возложенных на
комиссию.
Председатель комиссии обязан:
-
проводить плановые и внеплановые
заседания комиссии;
-
организовывать подготовку предложений
по повышению устойчивости
функционирования организаций в условиях
военного времени и в чрезвычайных
ситуациях для включения их в
установленном законодательством
Российской Федерации порядке в проекты
планов экономического развития и план
гражданской обороны и защиты населения
субъекта Российской Федерации;
-
координировать работу комиссий по
повышению устойчивости
функционирования организаций в военное
время и в чрезвычайных ситуациях,
создаваемых органами местного
самоуправления муниципальных
образований субъекта Российской
Федерации и организациями субъекта
Российской Федерации;
-
планировать и организовывать подготовку
членов комиссии в области гражданской
обороны.
6.3.
Секретарь комиссии обязан:
-
разрабатывать и организовывать
согласование плана работы комиссии на
очередной год;
-
организовывать проведение заседания
комиссии;
-
оповещать членов комиссии и лиц,
приглашенных на ее заседание, о дате,
времени и месте проведения заседания
комиссии с указанием повестки дня
заседания;
-
проводить тренировки по оповещению и
сбору членов комиссии;
- вести
протоколы заседаний и оформлять решения
по их итогам;
-
организовывать доведение решений
комиссии до исполнителей и
контролировать их исполнение;
-
выполнять отдельные поручения
председателя комиссии и его
заместителя;
-
взаимодействовать со средствами
массовой информации по вопросам
деятельности комиссии.
6.4.
Председатель рабочей группы обязан:
-
координировать работу рабочей группы в
соответствии с возложенными на нее
задачами и функциями;
-
принимать участие в разработке плана
комиссии на год;
-
выполнять отдельные поручения
председателя комиссии и его
заместителя;
-
организовывать проведение анализа
эффективности выполнения мероприятий по
повышению функционирования организаций
в пределах возложенных на рабочую группу
задач и функций;
-
организовывать подготовку предложений
по дальнейшему повышению устойчивости
функционирования организаций в
пределах, возложенных на рабочую группу
задач и функций.
7. Заключительные положения
Реорганизация и упразднение комиссии
осуществляются постановлением
Правительства субъекта Российской
Федерации в соответствии с
законодательством Российской Федерации
и субъекта Российской Федерации.