Министерство просвещения
Российской Федерации
ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В
СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И
ОПЕРЕЖАЮЩЕЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ
ПИСЬМО
от 10 апреля 2020 года N 05-398
О направлении методических рекомендаций
Департамент государственной политики в
сфере профессионального образования и
опережающей подготовки кадров
направляет для использования в работе
методические рекомендации по реализации
образовательных программ среднего
профессионального образования и
профессионального обучения лиц с
инвалидностью и ограниченными
возможностями здоровья с применением
электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий.
Директор Департамента
А.Г. Кузнецова
Приложение
к письму Минпросвещения России
от 10 апреля 2020 года N 05-398
Методические рекомендации по реализации образовательных программ среднего профессионального образования и профессионального обучения лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
1
Настоящие Методические рекомендации
разработаны в соответствии с
Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N
273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации", Порядком применения
организациями, осуществляющими
образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при
реализации образовательных программ,
утвержденным приказом Министерства
образования и науки Российской
Федерации от 23 августа 2017 г. N 816
(зарегистрирован Министерством юстиции
Российской Федерации 18 сентября 2017 г.,
рег. N 48226), приказом Минпросвещения
России от 17 марта 2020 г. N 103 "Об
утверждении временного порядка
сопровождения реализации
образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего
общего образования, образовательных
программ среднего профессионального
образования и дополнительных
общеобразовательных программ с
применением электронного обучения и
дистанционных образовательных
технологий", а также приказом
Минпросвещения России от 17 марта 2020 г. N 104
"Об организации образовательной
деятельности в организациях,
реализующих образовательные программы
начального общего, основного общего и
среднего общего образования,
образовательные программы среднего
профессионального образования,
соответствующего дополнительного
профессионального образования и
дополнительные общеобразовательные
программы, в условиях распространения
новой коронавирусной инфекции на
территории Российской Федерации", в
целях оказания методической помощи при
реализации образовательных программ
среднего профессионального образования
и профессионального обучения лиц с
инвалидностью и ограниченными
возможностями здоровья с применением
электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий.
Методические рекомендации разработаны в дополнение к Методическим рекомендациям по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (письмо Минпросвещения России от 19 мата 2020 г. N ГД-39/04 "О направлении методических рекомендаций").
Рекомендации по реализации программ среднего профессионального образования и профессионального обучения лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
При организации образовательного
процесса с использованием дистанционных
технологий для лиц с инвалидностью и
ограниченными возможностями здоровья
(далее - ОВЗ) должна учитываться полная
совокупность психолого-педагогических
установок, определяющих специальный
набор и компоновку форм, методов,
способов, приемов обучения,
воспитательных средств с учетом
обеспечения доступности материалов для
лиц с ограниченными возможностями
здоровья.
Из
общепедагогических технологий наиболее
перспективными при организации
образовательного процесса для лиц с
инвалидностью и ОВЗ выступают
личностно-ориентированная
образовательная технология и адаптивная
педагогическая технология.
При
реализации образовательных программ
среднего профессионального образования
и профессионального обучения (в том
числе адаптированных образовательных
программ) с применением электронного
обучения и дистанционных
образовательных технологий допускается
использование специально оборудованных
помещений, их виртуальных аналогов,
позволяющих обучающимся с инвалидностью
и ОВЗ осваивать общие и профессиональные
компетенции (с учетом обеспечения
доступа к информационным системам и
информационно-телекоммуникационным
сетям, приспособленным для
использования инвалидами и лицами с
ограниченными возможностями здоровья).
При этом должна обеспечиваться полная
доступность учебных материалов для их
восприятия и обратной связи с учетом
конкретной нозологической группы
(рекомендации по реализации
образовательных программ с применением
электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий с учетом
особенностей разных нозологических
групп представлены в Приложениях 2-5*).
* Приложения см. по ссылке. - Примечание
изготовителя базы данных.
При
реализации образовательных программ
среднего профессионального образования
и профессионального обучения с
применением электронного обучения и
дистанционных образовательных
технологий допускается работа
обучающихся в "виртуальных
группах", которая происходит при
удаленности друг от друга практически
всех субъектов образования, в том числе с
помощью использования систем
видео-конференц-связи, через
информационно-телекоммуникационную
сеть "Интернет", с учетом
обеспечения доступа к информационным
системам и
информационно-телекоммуникационным
сетям, приспособленным для
использования инвалидами и лицами с
ограниченными возможностями здоровья.
При
реализации программ среднего
профессионального образования и
профессионального обучения лиц с
инвалидностью и ОВЗ с применением
электронных и дистанционных
образовательных технологий
педагогическим работникам
рекомендуется своевременно отвечать на
их вопросы и регулярно оценивать работу
с использованием различных возможностей
для взаимодействия друг с другом.
Образовательная организация
самостоятельно определяет набор
электронных ресурсов и приложений,
которые допускаются в
учебно-воспитательном процессе для лиц с
инвалидностью и ОВЗ, а также
корректирует расписание занятий с
учетом ресурсов, необходимых для
реализации программ с применением
электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий, и создания
специальных условий для обучающихся с
инвалидностью и ОВЗ разных
нозологических групп.
В
случае временного перевода всех
обучающихся на обучение с применением
электронных учебных изданий по
дисциплинам (модулям) образовательным
организациям рекомендуется обеспечить
доступ к ресурсам
электронно-библиотечной системы
(электронной библиотеке) для каждого
обучающегося.
Обучающиеся с ограниченными
возможностями здоровья, в отличие от
остальных, имеют свои специфические
особенности восприятия, переработки
материала, выполнения промежуточных и
итоговых форм контроля знаний. Основными
факторами при выборе подхода к обучению
конкретного человека с инвалидностью и
ОВЗ является ведущий для него способ
восприятия учебной информации:
зрительной, слуховой, тактильной. Для
этого при создании или выборе готовой
обучающей среды должна быть
предусмотрена определенная
вариативность средств и форм
представления информации. Они должны
быть обеспечены электронными
образовательными ресурсами (программы,
учебники, учебные пособия, материалы для
самостоятельной работы и т.д.) в формах,
адаптированных к ограничениям их
здоровья и восприятия информации:
для лиц
с нарушениями зрения:
- в
форме электронного документа;
- в
форме аудиофайла;
для лиц
с нарушениями слуха:
- в
форме электронного документа;
- в
форме видеофайла (при условии
сопровождения титрами или
сурдопереводом);
для лиц
с нарушениями опорно-двигательного
аппарата:
- в
форме электронного документа;
- в
форме аудио- или видеофайла;
для лиц
с нервно-психическими нарушениями
(расстройства аутистического спектра,
нарушения психического развития)
рекомендуется использовать текст с
иллюстрациями, мультимедийные
материалы.
В
случае использования для дистанционного
обучения лиц с инвалидностью и ОВЗ
образовательной информации на сайтах
дистанционного обучения необходимо
выбирать ресурсы, соответствующие
стандарту обеспечения доступности
web-контента (Web Content Accessibility). Веб-контент
должен быть доступным для широкого круга
пользователей с ограниченными
возможностями здоровья, такими как
нарушение зрения (слепых и слабовидящих),
нарушение слуха (глухих и слабослышащих),
нарушение опорно-двигательной системы,
нарушение речи, нарушение ментальной
сферы, а также различные комбинации
множественных и сочетанных нарушений.
Подбор
и разработка учебных материалов должны
производиться с учетом возможности
предоставления материала в различных
формах, обеспечивающих обучающимся с
нарушениями слуха получение информации
визуально, с нарушениями зрения -
аудиально.
Необходимо создавать текстовую
версию любого нетекстового контента для
его возможного преобразования в
альтернативные формы, удобные для
различных пользователей, альтернативную
версию медиа-контентов, создавать
контент, который можно представить в
различных видах без потери данных или
структуры, предусмотреть возможность
масштабирования текста и изображений
без потери качества, предусмотреть
доступность управления контентом с
клавиатуры.
Основной формой, применяемой при
реализации дистанционных
образовательных технологий, является
индивидуальная форма обучения. Главным
достоинством данной формы обучения для
обучающихся лиц с инвалидностью и ОВЗ
является возможность полностью
индивидуализировать содержание, методы
и темпы учебной деятельности такого
обучающегося, следить за каждым его
действием и операцией при решении
конкретных задач; вносить вовремя
необходимые коррекции как в
деятельность обучающегося, так и в
деятельность преподавателя.
Дистанционные образовательные
технологии также должны обеспечивать
возможности коммуникаций не только с
преподавателем, но и с другими
обучаемыми, сотрудничество в процессе
познавательной деятельности. Важно
проводить учебные мероприятия,
способствующие сплочению группы,
направленные на совместную работу,
обсуждение, принятие группового
решения.
При
организации дистанционного обучения лиц
с инвалидностью и ОВЗ необходимо
учитывать ряд специфических барьеров,
обусловленных типом нарушения:
-
трудности лиц с нарушениями слуха:
структура страницы, навигация, сложности
с вербальным материалом, невосприятие
аудиоинформации;
-
трудности лиц с нарушениями зрения
(слепых): сложная структура страницы,
отсутствие или неадекватное текстовое
описание графических объектов, сложные
механизмы навигации;
-
трудности лиц с нарушениями зрения
(слабовидящих): неподходящее цветовое
оформление, недостаточные размеры
графики и шрифта;
-
трудности лиц с нарушениями речи:
нечеткая структура страницы, навигация,
неконтрастный фон, вербальные
проблемы;
-
трудности лиц с двигательными
нарушениями: трудности навигации,
неадекватная структура страницы,
недостаточные размеры объектов, шрифта,
неконтрастные цвета.
А также
ряд барьеров, обусловленных типом
технологии:
- при
синхронном взаимодействии (барьеры при
использовании службы срочных сообщений:
сложный и нестандартный интерфейс
(необходимость многочисленных
манипуляций и точно координированных
манипуляций с мышью при двигательных
нарушениях; наличие фоновых картинок для
слабовидящих и др.);
-
барьеры при использовании
аудиоконференций (обилие вербальной
информации и высокий темп коммуникации
для лиц с нарушениями слуха;
необходимость многочисленных и точно
координированных манипуляций с мышью
для лиц с двигательными нарушениями);
-
барьеры при использовании
видеоконференции: неполный доступ к
информации для лиц с нарушениями зрения,
вербальное взаимодействие участников
конференции для лиц с нарушениями слуха,
необходимость многочисленных
манипуляций с мышью для лиц с
двигательными нарушениями.
Для
поддержки технологии дистанционного
обучения, в частности для управления
образовательным процессом и учебными
группами, предоставления обучающимся
доступа к цифровым учебным материалам
при реализации программ среднего
профессионального образования для лиц с
инвалидностью и ОВЗ могут быть
использованы цифровые платформы центров
опережающей профессиональной
подготовки, а также ресурсы базовых
профессиональных образовательных
организаций (далее - БПОО) и ресурсных
учебно-методических центров по обучению
инвалидов и лиц с ОВЗ в системе СПО (далее
- РУМЦ СПО).
Перечень центров опережающей
профессиональной подготовки
представлен по ссылке: http://profedutop50.ru/copp; перечень БПОО и
РУМЦ СПО - по ссылке: https://www.spo-rudn.ru.
Примерная модель реализации образовательных программ среднего профессионального образования и профессионального обучения лиц с инвалидностью и ОВЗ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
В случае временного перехода
образовательной организации на обучение
с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных
технологий необходимо учесть что
переход каждого конкретного
обучающегося с инвалидностью или с ОВЗ
определяется образовательной
организацией в соответствии с
рекомендациями, данными по результатам
медико-социальной экспертизы или
психолого-медико-педагогической
комиссии, а также специальными
условиями, созданными в образовательной
организации и по месту
проживания/нахождения обучающегося.
При
переводе на обучение с применением
электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий в отношении
конкретного обучающегося с
инвалидностью и (или) ОВЗ рекомендуется
следующий алгоритм действий:
Шаг 1:
Анализ личного дела обучающегося
инвалида или обучающегося с ОВЗ,
изучение рекомендаций
психолого-медико-педагогической
комиссии (далее - ПМПК) или
медико-социальной экспертизы (далее -
МСЭ).
Шаг 2:
Проведение беседы с родителями
(законными представителями)
обучающегося инвалида или обучающегося
с ОВЗ о возможности перехода на обучение
с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных
технологий.
Шаг 3:
Принятие решения образовательной
организацией о
возможности/невозможности перевода
обучающегося с ОВЗ и/или инвалидностью
на обучение с применением электронного
обучения и дистанционных
образовательных технологий с учетом
ограничений здоровья.
Шаг 4:
зависит от принятой резолюции:
"обучение возможно" -
определение наличия необходимых
специальных условий для организации
обучения с применением электронного
обучения и дистанционных
образовательных технологий по месту
проживания/нахождения обучающегося
инвалида или обучающегося с ОВЗ
(компьютер/ноутбук/планшет, доступ к сети
"Интернет" и иные необходимые
средства);
"обучение невозможно" -
пересмотр графика учебного процесса,
составление индивидуального плана
обучения, в том числе с увеличением срока
обучения по образовательной программе
(увеличение срока получения среднего
профессионального образования -
согласно федеральным государственным
образовательным стандартам по
профессиям (специальностям) (далее - ФГОС
СПО)).
Образовательная организация,
осуществляющая образовательную
деятельность по программам среднего
профессионального образования и
профессионального обучения, в случае
принятие решения о возможности перевода
обучающегося из числа лиц с
инвалидностью и ОВЗ на обучение по
образовательной программе с применением
электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий должна:
-
издать приказ об организации временного
перехода на реализацию образовательных
программ с применением электронного
обучения и дистанционных
образовательных технологий в связи с
особыми обстоятельствами;
-
разработать порядок организации
обучения лиц с инвалидностью и (или) ОВЗ с
применением электронного обучения и
дистанционных образовательных
технологий;
-
назначить ответственного за
консультирование педагогических
работников, обучающихся, а также их
родителей по использованию электронного
обучения и дистанционных
образовательных технологий при
организации обучения лиц с
инвалидностью и ОВЗ;
-
актуализировать имеющиеся в электронном
виде методические материалы по
использованию электронного обучения и
дистанционных образовательных
технологий для обучающихся,
педагогических и административных
работников, ответственных за
организацию учебной деятельности, а
также инструкции по размещению учебных
материалов;
-
обеспечить создание тестовых заданий,
публикацию объявлений, сбор письменных
работ обучающихся, а также организацию
текущей и промежуточной аттестации и
фиксацию хода образовательного
процесса; описывает и утверждает порядок
назначения и количества заданий для
самостоятельного выполнения (домашних
заданий) обучающимися, в том числе о
возможности организации обучения без их
использования, об увеличении срока
прохождения курса/модуля, срока
выполнения задания лицами с ОВЗ;
-
создать необходимые специальные условия
обучения для обучающихся с
инвалидностью и ОВЗ (необходимо
обеспечить: альтернативу звуковому и
визуальному наполнению учебного
контента (при сенсорных нарушениях);
тексты и изображения должны легко
восприниматься; выбор пользователем
индивидуального темпа при освоении
учебного контента; четкую и
последовательную навигацию при освоении
учебных материалов);
-
предоставить доступ к информационным
системам и
информационно-телекоммуникационным
сетям, приспособленным для
использования лицами с инвалидностью и
ОВЗ.
Образовательная организация,
осуществляющая образовательную
деятельность по программам среднего
профессионального образования и
профессионального обучения с
применением электронного обучения и
дистанционных образовательных
технологий, размещает на своем
официальном сайте в
информационно-телекоммуникационной
сети "Интернет" инструкцию для
обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, их
родителей (законных представителей) и
педагогических работников по получению
или восстановлению логина и пароля (в
случае использования личных кабинетов),
а также инструкции по организации работы
в "виртуальных" и "совместных"
группах.
При
организации занятий необходимо
учитывать рекомендуемый режим обучения
лиц с инвалидностью и ОВЗ, время
проведения одноразовой дистанционной
сессии должно составлять не более 30
минут. В зависимости от конкретной
нозологической группы время проведения
занятий можно варьировать (Приложения
2-5*) или разбивать на несколько блоков
(модулей).
* Приложения см. по ссылке. - Примечание
изготовителя базы данных.
Рекомендуется образовательным
организациям до начала обучения
провести разъяснительные беседы с
родителями (законными представителями)
обучающихся с инвалидностью и ОВЗ о
применяемых методах и формах
организации образовательного процесса,
а также организации режима обучающихся
на период временного перехода на
обучение с применением электронного
обучения и дистанционных
образовательных технологий, а также о
привлечении специалистов сопровождения,
которые могут оказать помощь как самим
обучающимся, так и их родителям:
сурдопереводчиков, сурдопедагогов,
тифлокомментаторов, тьюторов,
педагогов-психологов, социальных
педагогов и др.
Рекомендации реализации учебной и производственной практик и проведению государственной итоговой аттестации по программам среднего профессионального образования для лиц с инвалидностью и ОВЗ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
Основные положения по реализации
учебной и производственной практик в
образовательных организациях,
реализующих программы среднего
профессионального образования, отражены
в Методических рекомендациях по
реализации образовательных программ
начального общего, основного общего,
среднего общего образования,
образовательных программ среднего
профессионального образования и
дополнительных общеобразовательных
программ с применением электронного
обучения и дистанционных
образовательных технологий (письмо
Минпросвещения России от 19 марта 2020 г. N
ГД-39/04 "О направлении методических
рекомендаций") (далее - Методические
рекомендации от 19.03.2020).
В
Методических рекомендациях от 19.03.2020
указано, что учебная и производственная
практики для обучающихся с
инвалидностью и ОВЗ могут быть проведены
непосредственно в организации,
осуществляющей образовательную
деятельность по программам среднего
профессионального образования с
применением электронного обучения и
дистанционных образовательных
технологий.
В
указанном случае образовательной
организации, осуществляющей
образовательную деятельность по
программам среднего профессионального
образования с применением электронного
обучения и дистанционных
образовательных технологий,
рекомендуется обеспечить возможность
прохождения учебной и производственной
практик с применением дистанционных
образовательных технологий и
электронного обучения, в том числе
скорректировать график учебного
процесса образовательной организации.
В
случае необходимости образовательная
организация вправе внести изменение в
календарный график учебного процесса в
части определения сроков прохождения
учебной и производственной практик без
ущерба по общему объему часов,
установленных учебным планом
образовательной организации.
Основные положения, касающиеся вопросов организации образовательного процесса в условиях усиления санитарно-эпидемиологических мероприятий и организации образовательного процесса на выпускных курсах образовательных организаций, в том числе проведения Государственной итоговой аттестации (далее - ГИА), изложены в рекомендациях Минпросвещения России от 27 марта 2020 г. N ГД-83/05 и от 02 апреля 2020 г. N ГД-121/05 (далее - Рекомендации).
В
Рекомендациях указано, что ГИА
обучающихся планируется к проведению в
установленные сроки с возможным
использованием дистанционных
технологий. Образовательные организации
осуществляют допуск обучающихся к ГИА,
не имеющих академической задолженности
и в полном объеме выполнивших учебный
план или индивидуальный учебный план,
если иное не установлено порядком
проведения ГИА по соответствующим
образовательным программам. ГИА в период
сложной санитарно-эпидемиологической
обстановки не проводится на открытых
заседаниях государственной
экзаменационной комиссии. При наличии
технической возможности ГИА проводится
с применением электронного обучения,
дистанционных образовательных
технологий в соответствии с локальными
нормативными актами образовательной
организации.
Проведение ГИА с применением
электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий
рекомендуется для проведения защит:
-
выпускной практической
квалификационной работы и письменной
экзаменационной работы либо проведения
демонстрационного экзамена согласно
ФГОС по профессиям;
-
дипломной работы (дипломного проекта) и
(или) проведения демонстрационного
экзамена согласно ФГОС СПО по
специальностям.
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г. N 464 (далее - Порядок), содержит раздел "Особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья". Пункт 42 данного Порядка определяет перечень мер, которые должны быть обеспечены профессиональной образовательной организацией, в целях доступности получения среднего профессионального образования обучающимися с ОВЗ в зависимости от имеющейся нозологии. Так, например, для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению должны быть обеспечены: адаптация официальных сайтов образовательных организаций в сети Интернет с учетом особых потребностей инвалидов по зрению с приведением их к международному стандарту доступности веб-контента и веб-сервисов (WCAG); размещение в доступных для обучающихся, являющихся слепыми или слабовидящими, местах и в адаптированной форме (с учетом их особых потребностей) справочной информации о расписании лекций, учебных занятий (должна быть выполнена крупным (высота прописных букв не менее 7,5 см) рельефно-контрастным шрифтом (на белом или желтом фоне) и продублирована шрифтом Брайля), и др. условия.
Исходя
из вышесказанного, при проведении ГИА по
программам СПО, кроме перечисленных в
Порядке, должно быть обеспечено
сопровождение ассистента, оказывающего
обучающемуся необходимую помощь; выпуск
альтернативных форматов печатных
материалов (крупный шрифт или
аудиофайлы) или замена печатных
материалов аудиоматериалами.
Реализация программ СПО для
обучающихся с ОВЗ осуществляется на
основе адаптированных образовательных
программ, которые в соответствии с
пунктом 28 статьи 2 Закона 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации"
представляют собой образовательную
программу, адаптированную для обучения
лиц с ОВЗ с учетом особенностей их
психофизического развития,
индивидуальных возможностей и при
необходимости обеспечивающую коррекцию
нарушений развития и социальную
адаптацию указанных лиц.
В
отношении реализации программ СПО и
проведения ГИА ФГОС СПО предусматривают
некоторые общие нормы, учитывающие
особенности обучающихся с ОВЗ:
-
наличие возможности приема-передачи
информации в доступной для инвалидов и
лиц с ОВЗ форме при применении
электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий;
-
возможность увеличения не более, чем на 1
год срока получения образования по
программам СПО, что влияет на срок
прохождения ГИА для данной категории
обучающихся;
-
включение в программу СПО адаптационных
дисциплин, обеспечивающих коррекцию
нарушений развития и социальную
адаптацию обучающихся инвалидов и лиц с
ОВЗ;
-
обеспечение обучающихся инвалидов и лиц
ОВЗ печатными и (или) электронными
образовательными ресурсами,
адаптированными к ограничениям их
здоровья;
-
адаптацию оценочных средств и методик
обучения, применяемых рамках учебного
процесса, в соответствии с особыми
образовательными потребностями лиц с
инвалидностью и ОВЗ;
- и др.
Согласно пункту 10 Порядка ГИА,
формами ГИА по программам СПО в
соответствии с ФГОС СПО являются защита
выпускной квалификационной работы и
(или) государственный(ые) экзамен(ы), в том
числе в виде демонстрационного экзамена.
Согласно пункту 14.1 Порядка ГИА
демонстрационный экзамен
предусматривает моделирование реальных
производственных условий для решения
выпускниками практических задач
профессиональной деятельности.
Особенности проведения ГИА для
инвалидов и обучающихся с ОВЗ должны
быть в полной мере учтены при проведении
ГИА в виде демонстрационного экзамена.
Методической основой для
проведения ГИА для лиц с ограниченными
возможностями здоровья и инвалидов
являются требования ФГОС СПО.
В
соответствии с письмом Департамента
государственной политики в сфере
подготовки рабочих кадров и ДПО
Министерства образования и науки
Российской Федерации от 22 апреля 2015 г. N
06-443 "О направлении Методических
рекомендаций", а также согласно ФГОС
СПО ГИА для лиц с ограниченными
возможностями здоровья и инвалидов
должна проходить в соответствии с
утвержденной в образовательной
организации адаптированной
образовательной программой.
В
случае сдачи инвалидами и лицами с ОВЗ
демонстрационного экзамена, оценочные
материалы для его проведения выбираются
в соответствии с комплектами оценочной
документации с учетом особенностей
психофизического развития,
индивидуальных возможностей и состояния
здоровья (далее - индивидуальные
особенности) таких обучающихся.
Порядок формирования заданий,
выносимых на защиту выпускной
квалификационной работы, а также
утверждение тем выпускных
квалификационных работ для обучающихся
инвалидов и лиц с ОВЗ, устанавливается в
программе ГИА и доводится до сведения
обучающихся, их родителей (законных
представителей).
В
соответствии с частью 16 статьи 2 Закона
273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации" к лицам с ОВЗ относятся
лица, имеющие недостатки в физическом и
(или) психологическом развитии,
подтвержденные
психолого-медико-педагогической
комиссией (далее - ПМПК) и препятствующие
получению образования без создания
специальных условий.
Рекомендации, предоставленные
ПМПК, заявление родителей (законных
представителей), либо выдаваемая МСЭ
индивидуальная программа реабилитации и
абилитации (далее - ИПРА) в части описания
требуемых образовательных условий
являются основанием для создания в
образовательной организации,
реализующей программы СПО, особых
условий для обучения и воспитания
обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья и инвалидов, в
том числе при прохождении ГИА.
Психолого-медико-педагогические
консилиумы на базе образовательных
организаций, реализующих программы СПО,
вправе скорректировать рекомендации
ПМПК для обучающихся инвалидов и лиц с
ОВЗ по прохождению ГИА с учетом их особых
образовательных потребностей и
индивидуальной ситуации развития с
учетом применения электронного обучения
и дистанционных образовательных
технологий.
В
программе ГИА должен быть определен
порядок проведения ГИА для выпускников
из числа лиц с ОВЗ и инвалидов в условиях
проведения электронного обучения и
дистанционных образовательных
технологий.
В
программе ГИА указываются условия
проведения демонстрационного экзамена
для обучающихся инвалидов и лиц с
ограниченными возможностями здоровья,
включая:
-
механизм создания специальных условий
при проведении демонстрационного
экзамена с использованием электронного
обучения и дистанционных
образовательных технологий;
-
обеспечение специальными техническими
средствами при прохождении
государственной итоговой аттестации с
учетом индивидуальных особенностей
обучающихся с ОВЗ и инвалидностью;
-
привлечение ассистентов или волонтеров
для дистанционного сопровождения лиц с
ограниченными возможностями здоровья и
инвалидов при проведении
демонстрационного экзамена;
-
наличие специального графика выполнения
задания и др.
В
соответствии с частью 10 статьи 79 Закона
273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации" в образовательной
организации, реализующей программу СПО,
должны быть созданы специальные условия
для получения образования обучающимися
с ограниченными возможностями здоровья.
Обучающиеся инвалиды и лица с ОВЗ на
момент начала учебного года,
завершающего освоение программы СПО,
должны оформить письменное заявление о
необходимости предоставления особых
условий при сдаче ГИА. К таким условиям
относятся: материально-технические
(наличие специального оборудования,
создание доступной среды); методические
(индивидуальная программа ГИА,
увеличение времени проведения
демонстрационного экзамена) и кадровые
(наличие тьютора-сопровождающего и
волонтера-помощника).
С целью
уточнения рабочего времени для
проведения демонстрационного экзамена
образовательной организации
рекомендуется провести с обучающимися
инвалидами и лицами с ОВЗ
экспресс-диагностику работоспособности
и функционального их состояния (по
методике М.П.Мороз).
На
основе рекомендаций индивидуальной
программы реабилитации и абилитации,
рекомендаций ПМПК и/или
психолого-медико-педагогического
консилиума образовательной организации,
а также результатов теста
образовательная организация составляет
индивидуальную программу ГИА.
Индивидуальная программа ГИА с
копиями рекомендаций и результатов
тестирования направляется в адрес РУМЦ
СПО для оценки и составления экспертного
заключения о соответствии освоенной
программы СПО в части применения для
оценки результатов ее освоения.
Список
необходимого специального оборудования
с предполагаемым графиком проведения
демонстрационного экзамена
направляется в БПОО региона для
согласования и при необходимости
закупки специального оборудования (или
передачи оборудования в ПОО).
Обучающемуся инвалиду и лицу с
ОВЗ может быть увеличено время
выполнения задания в ходе
демонстрационного экзамена, а также
организованы дополнительные перерывы в
соответствии с его индивидуальными
особенностями.
Необходимо учитывать, что при
электронном обучении лиц с ОВЗ и
инвалидностью и использовании
дистанционных образовательных
технологий рекомендуется сокращать
время занятий или делить занятие на
блоки (модули). Это определяется
индивидуально в зависимости от
нозологической группы обучающихся,
которые допускаются к ГИА, и их
индивидуальных особенностей.
При
необходимости процедура ГИА может быть
разделена на несколько блоков.
Проведение демонстрационного
экзамена в дистанционной форме
осуществляется в соответствии с ФГОС СПО
с учетом методических рекомендаций
Союза "Молодые профессионалы"
Ворлдскиллс Россия (письмо от 26 марта 2020
г. N 1.5/WSR-722/2020 "Об изменении графиков
проведения демонстрационных экзаменов
по стандартам Ворлдскиллс Россия" с
приложением методических рекомендаций
по проведению демонстрационного
экзамена по стандартам Ворлдскиллс
Россия в 2020 году в условиях введения
режима повышенной готовности).
Рекомендации по организации деятельности специалистов служб сопровождения процесса профессионального образования и профессионального обучения лиц с инвалидностью и ОВЗ при переходе на электронное обучение с использованием дистанционных образовательных технологий
Необходимость организации
сопровождения дистанционного
образовательного процесса связана с тем,
что все субъекты дистанционного
обучения: обучающиеся с инвалидностью и
ОВЗ, педагоги, родители (законные
представители), взаимодействующие в сети
Интернет, нередко сталкиваются с
трудностями, в том числе
психологического характера.
Психолого-педагогическое
сопровождение - это целостная система, в
процессе деятельности которой создаются
социально-психологические и
педагогические условия для успешного
развития и обучения каждого
обучающегося в процессе обучения, в том
числе с использованием дистанционных
образовательных технологий.
Среди
основных задач
психолого-педагогического
сопровождения субъектов дистанционного
образовательного процесса: участие в
адаптации материалов, используемых в
процессе дистанционного обучения лиц с
инвалидностью и ОВЗ, с учетом
особенностей их психофизического
развития, анализ эффективности
использования электронных ресурсов, а
также конкретного контента; оценка
состояния обучающихся и определение
необходимости оказания им
дополнительной
медико-психолого-педагогической помощи,
привлечение при необходимости других
специалистов; обеспечение возможности
освоения обучающимися образовательной
программы на доступном им уровне;
создание условий для успешной
социализации обучающихся в условиях
дистанционного обучения.
В
реализации сопровождения процесса
профессионального образования и
профессионального обучения лиц с
инвалидностью и ОВЗ с использованием
электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий принимают
непосредственное участие:
педагоги-психологи, тьюторы, социальные
педагоги и иные специалисты,
привлекаемые к данному направлению
деятельности.
Важную
роль при организации сопровождения
образовательного процесса
профессионального образования и
профессионального обучения лиц с
инвалидностью и ОВЗ при переходе на
электронное обучение с использованием
дистанционных образовательных
технологий играет тьютор. Основная
задача тьютора - помощь самому
обучающемуся, его родителям (законным
представителям), педагогам в адаптации в
новой цифровой среде, формировании
учебных навыков, навыков адаптивного
поведения.
Также
тьютор в условиях перехода на
дистанционное обучение принимает
участие в адаптации для обучающихся с
инвалидностью и ОВЗ элементов
дополнительной внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность должна
способствовать социальной интеграции
обучающихся путем организации и
проведения мероприятий, в которых
предусмотрена совместная деятельность
обучающихся с нарушением развития и
обучающихся, не имеющих таких нарушений,
в том числе из различных организаций
(кружковая деятельность в сети Интернет,
через конференц-связь и т.д.). Виды
совместной внеурочной деятельности
необходимо подбирать с учетом
возможностей и интересов как
обучающихся с нарушениями развития, так
и обычно развивающихся обучающихся.
Социальный педагог выявляет
потребности обучающихся и их семей в
сфере социальной поддержки, определяет
направления помощи в адаптации и
социализации, участвует в установленном
законодательством Российской Федерации
порядке в мероприятиях по обеспечению
защиты прав и законных интересов
обучающегося в государственных органах
и органах местного самоуправления. Это
может осуществляться посредством
телефонной связи, электронной переписки
или через общение индивидуально или в
чатах в мессенджерах.
Также
задачей социального педагога является
выявление потребности обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья и
инвалидностью и их семей в сфере
социальной поддержки.
Задачи
психолога в рамках реализации
дистанционного психологического
сопровождения обучающихся с ОВЗ и
инвалидностью:
-
раннее выявление факторов риска
возникновения нервно-психических
расстройств в связи с наличием кризисной
ситуации в условиях режима самоизоляции
(тревожность, снижение
работоспособности, страхи и т.п.);
-
осуществление профилактической и
коррекционно-развивающей работы с
обучающимися с ОВЗ и инвалидностью;
-
развитие внутригрупповых связей:
обучающийся с ОВЗ и инвалидностью -
сверстники - педагоги.
При
организации и реализации системы
психологического сопровождения
необходимо учитывать ряд факторов,
способствующих решению задач
сопровождения: здоровый
морально-психологический климат
коллектива, готовность кураторов и
педагогов к сотрудничеству с
обучающимися в сфере реализации задач
психологического сопровождения,
оптимальный режим учебной нагрузки.
Основные этапы психологического
сопровождения обучающихся с ОВЗ и
инвалидностью в условиях дистанционного
обучения представляют собой целостную
систему.
1 этап -
диагностический, предполагающий анализ
и оценку.
2 этап -
поисково-вариативный, предусматривающий
междисциплинарное обсуждение, подробные
разработки каждого педагога по
реализации образовательных программ.
3 этап -
практико-действенный, включающий
реальные действия участников
образовательной деятельности,
отслеживание результатов и
своевременную корректировку планов
индивидуального сопровождения.
4 этап -
аналитический, состоящий из анализа
эффективности деятельности отдельных
специалистов, оценки результатов
адаптации и социализации, подготовки
рекомендаций всем участникам
образовательного процесса.
Можно
выделить 2 модели деятельности психолога
при осуществлении дистанционного
обучения:
1.
Психолог работает напрямую с
участниками образовательного процесса
(по переписке, в чате, в скайпе/зуме, по
телефону).
2.
Психолог работает через посредника
(координатора курса, сурдопереводчика,
тифлопереводчика), не вступая в прямой
контакт с обучающимися с ОВЗ и
инвалидностью, а получая от него
материалы по данному запросу, анализируя
содержание, результаты обследований,
предлагая рекомендации.
Основные методы
психологического сопровождения в
условиях дистанционного обучения:
онлайн-тестирование и анкетирование
(например, через google-формы), тренинги и
коррекционные занятия в онлайн-режиме
(zoom, skype, webinar), профилактические занятия в
форме вебинаров с привлечением
сурдопереводчиков и тифлопереводчиков,
онлайн-консультирование.
Описание деятельности по
дистанционному психологическому
сопровождению лиц с инвалидностью и ОВЗ
и примерный алгоритм его реализации
представлены в Приложении 1*.
* Приложение см. по ссылке. - Примечание
изготовителя базы данных.
Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен
по:
Официальные документы в образовании.
Бюллетень нормативных правовых актов,
N 15, май 2020 года (методические
рекомендации);
рассылка (письмо, приложения)