Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь

Министерство просвещения Российской Федерации
ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ОПЕРЕЖАЮЩЕЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ

ПИСЬМО

от 10 апреля 2020 года N 05-398

О направлении методических рекомендаций



Департамент государственной политики в сфере профессионального образования и опережающей подготовки кадров направляет для использования в работе методические рекомендации по реализации образовательных программ среднего профессионального образования и профессионального обучения лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.


Директор Департамента

А.Г. Кузнецова

Приложение
к письму Минпросвещения России
от 10 апреля 2020 года N 05-398

Методические рекомендации по реализации образовательных программ среднего профессионального образования и профессионального обучения лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий


1 Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Порядком применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. N 816 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 сентября 2017 г., рег. N 48226), приказом Минпросвещения России от 17 марта 2020 г. N 103 "Об утверждении временного порядка сопровождения реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий", а также приказом Минпросвещения России от 17 марта 2020 г. N 104 "Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, образовательные программы среднего профессионального образования, соответствующего дополнительного профессионального образования и дополнительные общеобразовательные программы, в условиях распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации", в целях оказания методической помощи при реализации образовательных программ среднего профессионального образования и профессионального обучения лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Методические рекомендации разработаны в дополнение к Методическим рекомендациям по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (письмо Минпросвещения России от 19 мата 2020 г. N ГД-39/04 "О направлении методических рекомендаций").

Рекомендации по реализации программ среднего профессионального образования и профессионального обучения лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий


При организации образовательного процесса с использованием дистанционных технологий для лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) должна учитываться полная совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств с учетом обеспечения доступности материалов для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Из общепедагогических технологий наиболее перспективными при организации образовательного процесса для лиц с инвалидностью и ОВЗ выступают личностно-ориентированная образовательная технология и адаптивная педагогическая технология.

При реализации образовательных программ среднего профессионального образования и профессионального обучения (в том числе адаптированных образовательных программ) с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий допускается использование специально оборудованных помещений, их виртуальных аналогов, позволяющих обучающимся с инвалидностью и ОВЗ осваивать общие и профессиональные компетенции (с учетом обеспечения доступа к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья). При этом должна обеспечиваться полная доступность учебных материалов для их восприятия и обратной связи с учетом конкретной нозологической группы (рекомендации по реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий с учетом особенностей разных нозологических групп представлены в Приложениях 2-5*).

* Приложения см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

При реализации образовательных программ среднего профессионального образования и профессионального обучения с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий допускается работа обучающихся в "виртуальных группах", которая происходит при удаленности друг от друга практически всех субъектов образования, в том числе с помощью использования систем видео-конференц-связи, через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет", с учетом обеспечения доступа к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

При реализации программ среднего профессионального образования и профессионального обучения лиц с инвалидностью и ОВЗ с применением электронных и дистанционных образовательных технологий педагогическим работникам рекомендуется своевременно отвечать на их вопросы и регулярно оценивать работу с использованием различных возможностей для взаимодействия друг с другом.

Образовательная организация самостоятельно определяет набор электронных ресурсов и приложений, которые допускаются в учебно-воспитательном процессе для лиц с инвалидностью и ОВЗ, а также корректирует расписание занятий с учетом ресурсов, необходимых для реализации программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, и создания специальных условий для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ разных нозологических групп.

В случае временного перевода всех обучающихся на обучение с применением электронных учебных изданий по дисциплинам (модулям) образовательным организациям рекомендуется обеспечить доступ к ресурсам электронно-библиотечной системы (электронной библиотеке) для каждого обучающегося.

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, в отличие от остальных, имеют свои специфические особенности восприятия, переработки материала, выполнения промежуточных и итоговых форм контроля знаний. Основными факторами при выборе подхода к обучению конкретного человека с инвалидностью и ОВЗ является ведущий для него способ восприятия учебной информации: зрительной, слуховой, тактильной. Для этого при создании или выборе готовой обучающей среды должна быть предусмотрена определенная вариативность средств и форм представления информации. Они должны быть обеспечены электронными образовательными ресурсами (программы, учебники, учебные пособия, материалы для самостоятельной работы и т.д.) в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации:

для лиц с нарушениями зрения:

- в форме электронного документа;

- в форме аудиофайла;

для лиц с нарушениями слуха:

- в форме электронного документа;

- в форме видеофайла (при условии сопровождения титрами или сурдопереводом);

для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

- в форме электронного документа;

- в форме аудио- или видеофайла;

для лиц с нервно-психическими нарушениями (расстройства аутистического спектра, нарушения психического развития) рекомендуется использовать текст с иллюстрациями, мультимедийные материалы.

В случае использования для дистанционного обучения лиц с инвалидностью и ОВЗ образовательной информации на сайтах дистанционного обучения необходимо выбирать ресурсы, соответствующие стандарту обеспечения доступности web-контента (Web Content Accessibility). Веб-контент должен быть доступным для широкого круга пользователей с ограниченными возможностями здоровья, такими как нарушение зрения (слепых и слабовидящих), нарушение слуха (глухих и слабослышащих), нарушение опорно-двигательной системы, нарушение речи, нарушение ментальной сферы, а также различные комбинации множественных и сочетанных нарушений.

Подбор и разработка учебных материалов должны производиться с учетом возможности предоставления материала в различных формах, обеспечивающих обучающимся с нарушениями слуха получение информации визуально, с нарушениями зрения - аудиально.

Необходимо создавать текстовую версию любого нетекстового контента для его возможного преобразования в альтернативные формы, удобные для различных пользователей, альтернативную версию медиа-контентов, создавать контент, который можно представить в различных видах без потери данных или структуры, предусмотреть возможность масштабирования текста и изображений без потери качества, предусмотреть доступность управления контентом с клавиатуры.

Основной формой, применяемой при реализации дистанционных образовательных технологий, является индивидуальная форма обучения. Главным достоинством данной формы обучения для обучающихся лиц с инвалидностью и ОВЗ является возможность полностью индивидуализировать содержание, методы и темпы учебной деятельности такого обучающегося, следить за каждым его действием и операцией при решении конкретных задач; вносить вовремя необходимые коррекции как в деятельность обучающегося, так и в деятельность преподавателя. Дистанционные образовательные технологии также должны обеспечивать возможности коммуникаций не только с преподавателем, но и с другими обучаемыми, сотрудничество в процессе познавательной деятельности. Важно проводить учебные мероприятия, способствующие сплочению группы, направленные на совместную работу, обсуждение, принятие группового решения.

При организации дистанционного обучения лиц с инвалидностью и ОВЗ необходимо учитывать ряд специфических барьеров, обусловленных типом нарушения:

- трудности лиц с нарушениями слуха: структура страницы, навигация, сложности с вербальным материалом, невосприятие аудиоинформации;

- трудности лиц с нарушениями зрения (слепых): сложная структура страницы, отсутствие или неадекватное текстовое описание графических объектов, сложные механизмы навигации;

- трудности лиц с нарушениями зрения (слабовидящих): неподходящее цветовое оформление, недостаточные размеры графики и шрифта;

- трудности лиц с нарушениями речи: нечеткая структура страницы, навигация, неконтрастный фон, вербальные проблемы;

- трудности лиц с двигательными нарушениями: трудности навигации, неадекватная структура страницы, недостаточные размеры объектов, шрифта, неконтрастные цвета.

А также ряд барьеров, обусловленных типом технологии:

- при синхронном взаимодействии (барьеры при использовании службы срочных сообщений: сложный и нестандартный интерфейс (необходимость многочисленных манипуляций и точно координированных манипуляций с мышью при двигательных нарушениях; наличие фоновых картинок для слабовидящих и др.);

- барьеры при использовании аудиоконференций (обилие вербальной информации и высокий темп коммуникации для лиц с нарушениями слуха; необходимость многочисленных и точно координированных манипуляций с мышью для лиц с двигательными нарушениями);

- барьеры при использовании видеоконференции: неполный доступ к информации для лиц с нарушениями зрения, вербальное взаимодействие участников конференции для лиц с нарушениями слуха, необходимость многочисленных манипуляций с мышью для лиц с двигательными нарушениями.

Для поддержки технологии дистанционного обучения, в частности для управления образовательным процессом и учебными группами, предоставления обучающимся доступа к цифровым учебным материалам при реализации программ среднего профессионального образования для лиц с инвалидностью и ОВЗ могут быть использованы цифровые платформы центров опережающей профессиональной подготовки, а также ресурсы базовых профессиональных образовательных организаций (далее - БПОО) и ресурсных учебно-методических центров по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ в системе СПО (далее - РУМЦ СПО).

Перечень центров опережающей профессиональной подготовки представлен по ссылке: http://profedutop50.ru/copp; перечень БПОО и РУМЦ СПО - по ссылке: https://www.spo-rudn.ru.

Примерная модель реализации образовательных программ среднего профессионального образования и профессионального обучения лиц с инвалидностью и ОВЗ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий


В случае временного перехода образовательной организации на обучение с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий необходимо учесть что переход каждого конкретного обучающегося с инвалидностью или с ОВЗ определяется образовательной организацией в соответствии с рекомендациями, данными по результатам медико-социальной экспертизы или психолого-медико-педагогической комиссии, а также специальными условиями, созданными в образовательной организации и по месту проживания/нахождения обучающегося.

При переводе на обучение с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в отношении конкретного обучающегося с инвалидностью и (или) ОВЗ рекомендуется следующий алгоритм действий:

Шаг 1: Анализ личного дела обучающегося инвалида или обучающегося с ОВЗ, изучение рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК) или медико-социальной экспертизы (далее - МСЭ).

Шаг 2: Проведение беседы с родителями (законными представителями) обучающегося инвалида или обучающегося с ОВЗ о возможности перехода на обучение с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Шаг 3: Принятие решения образовательной организацией о возможности/невозможности перевода обучающегося с ОВЗ и/или инвалидностью на обучение с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий с учетом ограничений здоровья.

Шаг 4: зависит от принятой резолюции:

"обучение возможно" - определение наличия необходимых специальных условий для организации обучения с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий по месту проживания/нахождения обучающегося инвалида или обучающегося с ОВЗ (компьютер/ноутбук/планшет, доступ к сети "Интернет" и иные необходимые средства);

"обучение невозможно" - пересмотр графика учебного процесса, составление индивидуального плана обучения, в том числе с увеличением срока обучения по образовательной программе (увеличение срока получения среднего профессионального образования - согласно федеральным государственным образовательным стандартам по профессиям (специальностям) (далее - ФГОС СПО)).

Образовательная организация, осуществляющая образовательную деятельность по программам среднего профессионального образования и профессионального обучения, в случае принятие решения о возможности перевода обучающегося из числа лиц с инвалидностью и ОВЗ на обучение по образовательной программе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий должна:

- издать приказ об организации временного перехода на реализацию образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в связи с особыми обстоятельствами;

- разработать порядок организации обучения лиц с инвалидностью и (или) ОВЗ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;

- назначить ответственного за консультирование педагогических работников, обучающихся, а также их родителей по использованию электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при организации обучения лиц с инвалидностью и ОВЗ;

- актуализировать имеющиеся в электронном виде методические материалы по использованию электронного обучения и дистанционных образовательных технологий для обучающихся, педагогических и административных работников, ответственных за организацию учебной деятельности, а также инструкции по размещению учебных материалов;

- обеспечить создание тестовых заданий, публикацию объявлений, сбор письменных работ обучающихся, а также организацию текущей и промежуточной аттестации и фиксацию хода образовательного процесса; описывает и утверждает порядок назначения и количества заданий для самостоятельного выполнения (домашних заданий) обучающимися, в том числе о возможности организации обучения без их использования, об увеличении срока прохождения курса/модуля, срока выполнения задания лицами с ОВЗ;

- создать необходимые специальные условия обучения для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ (необходимо обеспечить: альтернативу звуковому и визуальному наполнению учебного контента (при сенсорных нарушениях); тексты и изображения должны легко восприниматься; выбор пользователем индивидуального темпа при освоении учебного контента; четкую и последовательную навигацию при освоении учебных материалов);

- предоставить доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования лицами с инвалидностью и ОВЗ.

Образовательная организация, осуществляющая образовательную деятельность по программам среднего профессионального образования и профессионального обучения с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" инструкцию для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, их родителей (законных представителей) и педагогических работников по получению или восстановлению логина и пароля (в случае использования личных кабинетов), а также инструкции по организации работы в "виртуальных" и "совместных" группах.

При организации занятий необходимо учитывать рекомендуемый режим обучения лиц с инвалидностью и ОВЗ, время проведения одноразовой дистанционной сессии должно составлять не более 30 минут. В зависимости от конкретной нозологической группы время проведения занятий можно варьировать (Приложения 2-5*) или разбивать на несколько блоков (модулей).

* Приложения см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

Рекомендуется образовательным организациям до начала обучения провести разъяснительные беседы с родителями (законными представителями) обучающихся с инвалидностью и ОВЗ о применяемых методах и формах организации образовательного процесса, а также организации режима обучающихся на период временного перехода на обучение с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, а также о привлечении специалистов сопровождения, которые могут оказать помощь как самим обучающимся, так и их родителям: сурдопереводчиков, сурдопедагогов, тифлокомментаторов, тьюторов, педагогов-психологов, социальных педагогов и др.

Рекомендации реализации учебной и производственной практик и проведению государственной итоговой аттестации по программам среднего профессионального образования для лиц с инвалидностью и ОВЗ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий


Основные положения по реализации учебной и производственной практик в образовательных организациях, реализующих программы среднего профессионального образования, отражены в Методических рекомендациях по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (письмо Минпросвещения России от 19 марта 2020 г. N ГД-39/04 "О направлении методических рекомендаций") (далее - Методические рекомендации от 19.03.2020).

В Методических рекомендациях от 19.03.2020 указано, что учебная и производственная практики для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ могут быть проведены непосредственно в организации, осуществляющей образовательную деятельность по программам среднего профессионального образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

В указанном случае образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по программам среднего профессионального образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, рекомендуется обеспечить возможность прохождения учебной и производственной практик с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, в том числе скорректировать график учебного процесса образовательной организации.

В случае необходимости образовательная организация вправе внести изменение в календарный график учебного процесса в части определения сроков прохождения учебной и производственной практик без ущерба по общему объему часов, установленных учебным планом образовательной организации.

Основные положения, касающиеся вопросов организации образовательного процесса в условиях усиления санитарно-эпидемиологических мероприятий и организации образовательного процесса на выпускных курсах образовательных организаций, в том числе проведения Государственной итоговой аттестации (далее - ГИА), изложены в рекомендациях Минпросвещения России от 27 марта 2020 г. N ГД-83/05 и от 02 апреля 2020 г. N ГД-121/05 (далее - Рекомендации).

В Рекомендациях указано, что ГИА обучающихся планируется к проведению в установленные сроки с возможным использованием дистанционных технологий. Образовательные организации осуществляют допуск обучающихся к ГИА, не имеющих академической задолженности и в полном объеме выполнивших учебный план или индивидуальный учебный план, если иное не установлено порядком проведения ГИА по соответствующим образовательным программам. ГИА в период сложной санитарно-эпидемиологической обстановки не проводится на открытых заседаниях государственной экзаменационной комиссии. При наличии технической возможности ГИА проводится с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в соответствии с локальными нормативными актами образовательной организации.

Проведение ГИА с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий рекомендуется для проведения защит:

- выпускной практической квалификационной работы и письменной экзаменационной работы либо проведения демонстрационного экзамена согласно ФГОС по профессиям;

- дипломной работы (дипломного проекта) и (или) проведения демонстрационного экзамена согласно ФГОС СПО по специальностям.

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г. N 464 (далее - Порядок), содержит раздел "Особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья". Пункт 42 данного Порядка определяет перечень мер, которые должны быть обеспечены профессиональной образовательной организацией, в целях доступности получения среднего профессионального образования обучающимися с ОВЗ в зависимости от имеющейся нозологии. Так, например, для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению должны быть обеспечены: адаптация официальных сайтов образовательных организаций в сети Интернет с учетом особых потребностей инвалидов по зрению с приведением их к международному стандарту доступности веб-контента и веб-сервисов (WCAG); размещение в доступных для обучающихся, являющихся слепыми или слабовидящими, местах и в адаптированной форме (с учетом их особых потребностей) справочной информации о расписании лекций, учебных занятий (должна быть выполнена крупным (высота прописных букв не менее 7,5 см) рельефно-контрастным шрифтом (на белом или желтом фоне) и продублирована шрифтом Брайля), и др. условия.

Исходя из вышесказанного, при проведении ГИА по программам СПО, кроме перечисленных в Порядке, должно быть обеспечено сопровождение ассистента, оказывающего обучающемуся необходимую помощь; выпуск альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы) или замена печатных материалов аудиоматериалами.

Реализация программ СПО для обучающихся с ОВЗ осуществляется на основе адаптированных образовательных программ, которые в соответствии с пунктом 28 статьи 2 Закона 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" представляют собой образовательную программу, адаптированную для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающую коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

В отношении реализации программ СПО и проведения ГИА ФГОС СПО предусматривают некоторые общие нормы, учитывающие особенности обучающихся с ОВЗ:

- наличие возможности приема-передачи информации в доступной для инвалидов и лиц с ОВЗ форме при применении электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;

- возможность увеличения не более, чем на 1 год срока получения образования по программам СПО, что влияет на срок прохождения ГИА для данной категории обучающихся;

- включение в программу СПО адаптационных дисциплин, обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ;

- обеспечение обучающихся инвалидов и лиц ОВЗ печатными и (или) электронными образовательными ресурсами, адаптированными к ограничениям их здоровья;

- адаптацию оценочных средств и методик обучения, применяемых рамках учебного процесса, в соответствии с особыми образовательными потребностями лиц с инвалидностью и ОВЗ;

- и др.

Согласно пункту 10 Порядка ГИА, формами ГИА по программам СПО в соответствии с ФГОС СПО являются защита выпускной квалификационной работы и (или) государственный(ые) экзамен(ы), в том числе в виде демонстрационного экзамена. Согласно пункту 14.1 Порядка ГИА демонстрационный экзамен предусматривает моделирование реальных производственных условий для решения выпускниками практических задач профессиональной деятельности. Особенности проведения ГИА для инвалидов и обучающихся с ОВЗ должны быть в полной мере учтены при проведении ГИА в виде демонстрационного экзамена.

Методической основой для проведения ГИА для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов являются требования ФГОС СПО.

В соответствии с письмом Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 апреля 2015 г. N 06-443 "О направлении Методических рекомендаций", а также согласно ФГОС СПО ГИА для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов должна проходить в соответствии с утвержденной в образовательной организации адаптированной образовательной программой.

В случае сдачи инвалидами и лицами с ОВЗ демонстрационного экзамена, оценочные материалы для его проведения выбираются в соответствии с комплектами оценочной документации с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья (далее - индивидуальные особенности) таких обучающихся.

Порядок формирования заданий, выносимых на защиту выпускной квалификационной работы, а также утверждение тем выпускных квалификационных работ для обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ, устанавливается в программе ГИА и доводится до сведения обучающихся, их родителей (законных представителей).

В соответствии с частью 16 статьи 2 Закона 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к лицам с ОВЗ относятся лица, имеющие недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (далее - ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Рекомендации, предоставленные ПМПК, заявление родителей (законных представителей), либо выдаваемая МСЭ индивидуальная программа реабилитации и абилитации (далее - ИПРА) в части описания требуемых образовательных условий являются основанием для создания в образовательной организации, реализующей программы СПО, особых условий для обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, в том числе при прохождении ГИА.

Психолого-медико-педагогические консилиумы на базе образовательных организаций, реализующих программы СПО, вправе скорректировать рекомендации ПМПК для обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ по прохождению ГИА с учетом их особых образовательных потребностей и индивидуальной ситуации развития с учетом применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

В программе ГИА должен быть определен порядок проведения ГИА для выпускников из числа лиц с ОВЗ и инвалидов в условиях проведения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

В программе ГИА указываются условия проведения демонстрационного экзамена для обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, включая:

- механизм создания специальных условий при проведении демонстрационного экзамена с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;

- обеспечение специальными техническими средствами при прохождении государственной итоговой аттестации с учетом индивидуальных особенностей обучающихся с ОВЗ и инвалидностью;

- привлечение ассистентов или волонтеров для дистанционного сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов при проведении демонстрационного экзамена;

- наличие специального графика выполнения задания и др.

В соответствии с частью 10 статьи 79 Закона 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в образовательной организации, реализующей программу СПО, должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Обучающиеся инвалиды и лица с ОВЗ на момент начала учебного года, завершающего освоение программы СПО, должны оформить письменное заявление о необходимости предоставления особых условий при сдаче ГИА. К таким условиям относятся: материально-технические (наличие специального оборудования, создание доступной среды); методические (индивидуальная программа ГИА, увеличение времени проведения демонстрационного экзамена) и кадровые (наличие тьютора-сопровождающего и волонтера-помощника).

С целью уточнения рабочего времени для проведения демонстрационного экзамена образовательной организации рекомендуется провести с обучающимися инвалидами и лицами с ОВЗ экспресс-диагностику работоспособности и функционального их состояния (по методике М.П.Мороз).

На основе рекомендаций индивидуальной программы реабилитации и абилитации, рекомендаций ПМПК и/или психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации, а также результатов теста образовательная организация составляет индивидуальную программу ГИА.

Индивидуальная программа ГИА с копиями рекомендаций и результатов тестирования направляется в адрес РУМЦ СПО для оценки и составления экспертного заключения о соответствии освоенной программы СПО в части применения для оценки результатов ее освоения.

Список необходимого специального оборудования с предполагаемым графиком проведения демонстрационного экзамена направляется в БПОО региона для согласования и при необходимости закупки специального оборудования (или передачи оборудования в ПОО).

Обучающемуся инвалиду и лицу с ОВЗ может быть увеличено время выполнения задания в ходе демонстрационного экзамена, а также организованы дополнительные перерывы в соответствии с его индивидуальными особенностями.

Необходимо учитывать, что при электронном обучении лиц с ОВЗ и инвалидностью и использовании дистанционных образовательных технологий рекомендуется сокращать время занятий или делить занятие на блоки (модули). Это определяется индивидуально в зависимости от нозологической группы обучающихся, которые допускаются к ГИА, и их индивидуальных особенностей.

При необходимости процедура ГИА может быть разделена на несколько блоков.

Проведение демонстрационного экзамена в дистанционной форме осуществляется в соответствии с ФГОС СПО с учетом методических рекомендаций Союза "Молодые профессионалы" Ворлдскиллс Россия (письмо от 26 марта 2020 г. N 1.5/WSR-722/2020 "Об изменении графиков проведения демонстрационных экзаменов по стандартам Ворлдскиллс Россия" с приложением методических рекомендаций по проведению демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия в 2020 году в условиях введения режима повышенной готовности).

Рекомендации по организации деятельности специалистов служб сопровождения процесса профессионального образования и профессионального обучения лиц с инвалидностью и ОВЗ при переходе на электронное обучение с использованием дистанционных образовательных технологий


Необходимость организации сопровождения дистанционного образовательного процесса связана с тем, что все субъекты дистанционного обучения: обучающиеся с инвалидностью и ОВЗ, педагоги, родители (законные представители), взаимодействующие в сети Интернет, нередко сталкиваются с трудностями, в том числе психологического характера.

Психолого-педагогическое сопровождение - это целостная система, в процессе деятельности которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного развития и обучения каждого обучающегося в процессе обучения, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий.

Среди основных задач психолого-педагогического сопровождения субъектов дистанционного образовательного процесса: участие в адаптации материалов, используемых в процессе дистанционного обучения лиц с инвалидностью и ОВЗ, с учетом особенностей их психофизического развития, анализ эффективности использования электронных ресурсов, а также конкретного контента; оценка состояния обучающихся и определение необходимости оказания им дополнительной медико-психолого-педагогической помощи, привлечение при необходимости других специалистов; обеспечение возможности освоения обучающимися образовательной программы на доступном им уровне; создание условий для успешной социализации обучающихся в условиях дистанционного обучения.

В реализации сопровождения процесса профессионального образования и профессионального обучения лиц с инвалидностью и ОВЗ с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий принимают непосредственное участие: педагоги-психологи, тьюторы, социальные педагоги и иные специалисты, привлекаемые к данному направлению деятельности.

Важную роль при организации сопровождения образовательного процесса профессионального образования и профессионального обучения лиц с инвалидностью и ОВЗ при переходе на электронное обучение с использованием дистанционных образовательных технологий играет тьютор. Основная задача тьютора - помощь самому обучающемуся, его родителям (законным представителям), педагогам в адаптации в новой цифровой среде, формировании учебных навыков, навыков адаптивного поведения.

Также тьютор в условиях перехода на дистанционное обучение принимает участие в адаптации для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ элементов дополнительной внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность должна способствовать социальной интеграции обучающихся путем организации и проведения мероприятий, в которых предусмотрена совместная деятельность обучающихся с нарушением развития и обучающихся, не имеющих таких нарушений, в том числе из различных организаций (кружковая деятельность в сети Интернет, через конференц-связь и т.д.). Виды совместной внеурочной деятельности необходимо подбирать с учетом возможностей и интересов как обучающихся с нарушениями развития, так и обычно развивающихся обучающихся.

Социальный педагог выявляет потребности обучающихся и их семей в сфере социальной поддержки, определяет направления помощи в адаптации и социализации, участвует в установленном законодательством Российской Федерации порядке в мероприятиях по обеспечению защиты прав и законных интересов обучающегося в государственных органах и органах местного самоуправления. Это может осуществляться посредством телефонной связи, электронной переписки или через общение индивидуально или в чатах в мессенджерах.

Также задачей социального педагога является выявление потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью и их семей в сфере социальной поддержки.

Задачи психолога в рамках реализации дистанционного психологического сопровождения обучающихся с ОВЗ и инвалидностью:

- раннее выявление факторов риска возникновения нервно-психических расстройств в связи с наличием кризисной ситуации в условиях режима самоизоляции (тревожность, снижение работоспособности, страхи и т.п.);

- осуществление профилактической и коррекционно-развивающей работы с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью;

- развитие внутригрупповых связей: обучающийся с ОВЗ и инвалидностью - сверстники - педагоги.

При организации и реализации системы психологического сопровождения необходимо учитывать ряд факторов, способствующих решению задач сопровождения: здоровый морально-психологический климат коллектива, готовность кураторов и педагогов к сотрудничеству с обучающимися в сфере реализации задач психологического сопровождения, оптимальный режим учебной нагрузки.

Основные этапы психологического сопровождения обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в условиях дистанционного обучения представляют собой целостную систему.

1 этап - диагностический, предполагающий анализ и оценку.

2 этап - поисково-вариативный, предусматривающий междисциплинарное обсуждение, подробные разработки каждого педагога по реализации образовательных программ.

3 этап - практико-действенный, включающий реальные действия участников образовательной деятельности, отслеживание результатов и своевременную корректировку планов индивидуального сопровождения.

4 этап - аналитический, состоящий из анализа эффективности деятельности отдельных специалистов, оценки результатов адаптации и социализации, подготовки рекомендаций всем участникам образовательного процесса.

Можно выделить 2 модели деятельности психолога при осуществлении дистанционного обучения:

1. Психолог работает напрямую с участниками образовательного процесса (по переписке, в чате, в скайпе/зуме, по телефону).

2. Психолог работает через посредника (координатора курса, сурдопереводчика, тифлопереводчика), не вступая в прямой контакт с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью, а получая от него материалы по данному запросу, анализируя содержание, результаты обследований, предлагая рекомендации.

Основные методы психологического сопровождения в условиях дистанционного обучения: онлайн-тестирование и анкетирование (например, через google-формы), тренинги и коррекционные занятия в онлайн-режиме (zoom, skype, webinar), профилактические занятия в форме вебинаров с привлечением сурдопереводчиков и тифлопереводчиков, онлайн-консультирование.

Описание деятельности по дистанционному психологическому сопровождению лиц с инвалидностью и ОВЗ и примерный алгоритм его реализации представлены в Приложении 1*.

* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.


Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
Официальные документы в образовании.
Бюллетень нормативных правовых актов,
N 15, май 2020 года (методические рекомендации);
рассылка (письмо, приложения)


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ