МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 19 мая 2020 года N ДГ-493/07
О проведении итоговой аттестации лиц с
умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
Минпросвещения России в связи с
многочисленными обращениями о порядке
проведения итоговой аттестации для
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) в период
ограничительных мер в связи с
распространением новой коронавирусной
инфекции (CОVID-19) сообщает.
Статьей 79 Федерального закона от
29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации" (далее - Закон об
образовании) установлено, что содержание
образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), определяется
адаптированной образовательной
программой.
Адаптированные основные
общеобразовательные программы для
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) 1-4
классов разрабатываются в соответствии
с федеральным государственным
образовательным стандартом образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (далее -
ФГОС образования обучающихся с
умственной отсталостью) (утвержден
приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 19 декабря
2014 г. N 1599) и с учетом примерных
адаптированных основных
образовательных программ.
ФГОС
образования обучающихся с умственной
отсталостью вступил в силу с 1 сентября
2016 г.
Он
устанавливает сроки освоения
адаптированной образовательной
программы 9-13 лет и требования к
результатам ее освоения.
Так,
итоговая аттестация обучающихся с
легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
осуществляется в форме двух испытаний;
первое - предполагает комплексную оценку
предметных результатов усвоения
обучающимися русского языка, чтения
(литературного чтения), математики и
основ социальной жизни; второе -
направлено на оценку знаний и умений по
выбранному профилю труда.
Предметом итоговой оценки
освоения обучающимися с умственной
отсталостью (умеренной, тяжелой,
глубокой, тяжелыми и множественными
нарушениями развития) освоения
адаптированной образовательной
программы - (специального
индивидуального плана развития - СИПР)
является достижение обучающимися
результатов освоения СИПР последнего
года обучения и развитие их жизненной
компетенции.
Однако
обучающиеся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями),
зачисленные в организации,
осуществляющие образовательную
деятельность, до 1 сентября 2016 г.,
получают образование в соответствии с
программами, по которым были зачислены
на обучение. Соответственно норма ФГОС
образования обучающихся с умственной
отсталостью о проведении итоговой
аттестации на указанных обучающихся
выпускных классов в настоящее время не
распространяется.
Вместе
с тем обучающиеся с умственной
отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), зачисленные в организации,
осуществляющие образовательную
деятельность, до 1 сентября 2016 г. и с 1
сентября 2016 г., получают идентичное по
содержанию образование, по завершении
которого им выдается свидетельство об
обучении в соответствии с частью 13
статьи 60 Закона об образовании и
приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 14 октября
2013 г. N 1145.
На
федеральном уровне не установлена
обязательность проведения итоговой
аттестации для получения обучающимися с
умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
выпускных классов свидетельства об
обучении.
Выдача
указанного свидетельства производится в
связи с завершением обучения не позднее
десяти дней после издания
распорядительного акта об отчислении
выпускников.
Дополнительно сообщаем, что
письмо Минобразования Российской
Федерации от 14 марта 2001 г. N 29/1448-6 "О
рекомендациях о порядке проведения
экзаменов по трудовому обучению
выпускников специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида"
действует в части, не противоречащей
Закону об образовании, то есть не
регламентирует обязательность
проведения экзамена по трудовому
обучению, если он не предусмотрен
образовательной программой, по которой
обучающиеся получают образование.
В связи
с изложенным считаем целесообразным
решение о формах проведения итоговой
аттестации обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) в текущем учебном году
принять на уровне организации,
осуществляющей образовательную
деятельность, по согласованию с органом
государственной власти субъекта
Российской Федерации в сфере
образования.
Для
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями),
зачисленных в образовательные
организации с 1 сентября 2016 г. и
получающих образование в соответствии с
ФГОС образования обучающихся с
умственной отсталостью, проведение
итоговой аттестации станет обязательной
с 2024/25 учебного года.
До
этого периода времени считаем
целесообразным решение о формах
проведения итоговой аттестации
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) также
принять на уровне организации,
осуществляющей образовательную
деятельность, по согласованию с органом
государственной власти субъекта
Российской Федерации в сфере
образования.
В
период ограничительных мер в связи с
распространением новой коронавирусной
инфекции (CОVID-19) полагаем целесообразным
итоговую аттестацию для всех
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
отменить.
Также
сообщаем, что министерство направляло
разъяснения руководителям органов
государственной власти субъектов
Российской Федерации в сфере
образования об организации общего
образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (Каганов В.Ш., письмо от 11
августа 2016 г. N ВК-1788/07) и их
профессионального обучения (письмо от 11
февраля 2019 г. N 05-108).
Д.Е.Грибов
Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен
по:
рассылка