ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО
ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И
АТОМНОМУ НАДЗОРУ
от 26 мая 2020 года
Дополнительные разъяснения по вопросам применения постановления Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. N 440 "О продлении действия разрешений и иных особенностях разрешительной деятельности в 2020 году"
В
связи с обращением Российского союза
промышленников и предпринимателей
Ростехнадзором подготовлены
дополнительные разъяснения по вопросам
применения постановления Правительства
Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. N 440
"О продлении действия разрешений и иных
особенностях разрешительной
деятельности в 2020 году".
1.
Норма, установленная пунктом 2
приложения N 5 к постановлению
Правительства Российской Федерации от 3
апреля 2020 г. N 440 "О продлении действия
разрешений и иных особенностях в
отношении разрешительной деятельности в
2020 году" (далее - Постановление N 440), не
отменяет и не подменяет собой
обязанность эксплуатирующей
организации выполнять комплекс
мероприятий, направленный на
обеспечение безопасной эксплуатации
опасных производственных объектов,
установленных пунктом 1 статьи 9
Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ
"О промышленной безопасности опасных
производственных объектов". Решение о
необходимости разработки
дополнительных мероприятий,
обеспечивающих безопасную эксплуатацию
опасных производственных объектов,
эксплуатирующая организация принимает
самостоятельно, исходя из фактического
состояния эксплуатируемых объектов.
2.
Решение об эксплуатации применяемых
технических устройств, зданий и
сооружений на опасном производственном
объекте без проведения экспертизы
промышленной безопасности, руководитель
(заместитель руководителя, руководитель
обособленного подразделения)
эксплуатирующей организации принимает,
а также фиксирует факт его принятия, в
соответствии с порядком, установленным в
этой организации.
Информирование
Ростехнадзора или его территориального
органа о принятом решении не требуется.
Проверка наличия решения об
эксплуатации применяемых технических
устройств, зданий и сооружений на
опасном производственном объекте без
проведения экспертизы промышленной
безопасности осуществляется при
проведении проверочных мероприятий,
связанных с государственным контролем
(надзором) в области промышленной
безопасности и предоставлении
государственной услуги по
лицензированию отдельных видов
деятельности.
3.
Штрафные санкции за неисполнение в
период с 6 апреля 2020 г. по 1 июля 2020 г.
требований подпункта "л" пункта 5
Положения о лицензировании эксплуатации
взрывопожароопасных и химически опасных
производственных объектов I, II и III
классов опасности, утвержденного
постановлением Правительства
Российской Федерации от 10 июня 2013 г. N 492,
не применяются при условии соблюдения
требований пункта 2 приложения N 5 к
Постановлению N 440. Согласно данному
пункту, решение об эксплуатации опасных
производственных объектов без
проведения экспертизы промышленной
безопасности технических устройств,
зданий и сооружений должно быть принято
руководителем (заместителем
руководителя) эксплуатирующей
организации, либо руководителем её
обособленного структурного
подразделения (филиала,
представительства) - в случаях, если
такие права предусмотрены положением о
таком обособленном подразделении.
Данное решение должно быть
документально оформлено в форме,
определяемой организацией
самостоятельно.
4.
С 1 июля 2020 г. по 31 декабря 2020 г.
допускается проведение экспертизы
промышленной безопасности технических
устройств, зданий и сооружений на
опасных производственных объектах с
использованием средств дистанционного
взаимодействия экспертов в области
промышленной безопасности и работников
эксплуатирующих организаций. Данная
норма отнесена к исполнению требований
по осмотру технических устройств, зданий
и сооружений экспертами.
Пункт 3 приложения N 5 к
Постановлению N 440 не применяется к
проведению технического
диагностирования технических устройств
и обследования зданий и сооружений.
На подготовительном этапе к
проведению экспертизы промышленной
безопасности экспертной организации
целесообразно определить перечень
необходимых документов и информации
(фото-, видеоматериалы), необходимых для
проведения экспертизы, согласовать с
заказчиком работ формы и форматы их
представления, выявить обстоятельства,
препятствующие заказчику направить
экспертной организации необходимые
документы и информацию с использованием
средств электронного взаимодействия,
проработать меры по предоставлению
заказчику возможности направить копии
документов и информацию, необходимые для
проведения экспертизы, иным способом,
обеспечивающим бесконтактную
доставку.
5.
При проведении исследований, связанных с
необходимостью визуального и
измерительного контроля, такие
исследования проводятся с учетом
принятых ограничительных и иных мер,
направленных на защиту населения в
рамках борьбы с новой коронавирусной
инфекцией (COVID-19), принятыми органами
исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, на территории
которых планируется проведение таких
работ.
6.
При проведении экспертизы с
использованием средств дистанционного
взаимодействия должны быть соблюдены
все требования, установленные
законодательством Российской
Федерации.
7.
Дифференциация сроков проведения
экспертизы промышленной безопасности
для разных объектов не предусмотрена.
Вместе с тем обращаем
внимание, что Постановление N 440 не
устанавливает запретов на осуществление
деятельности по проведению экспертизы
промышленной безопасности в период
действия мер, направленных на борьбу с
коронавирусной инфекцией.
8.
Постановлением N 440 установлены
особенности регулирования деятельности
в области промышленной безопасности,
безопасности гидротехнических
сооружений, в сфере электроэнергетики и
теплоснабжения в период с 3 апреля 2020 г.
по 31 декабря 2020 г., а именно определено,
что имеющиеся аттестации в области
промышленной безопасности, по вопросам
безопасности гидротехнических
сооружений, безопасности в сфере
электроэнергетики (далее - аттестация)
продлеваются и считаются действующими
до 1 октября 2020 г. Также до 31 декабря 2020 г.
увеличен срок проведения первичной
аттестации, исчисляемый со дня
назначения на должность, с одного до трех
месяцев.
Предоставление
государственных услуг по проведению
аттестации по вопросам промышленной
безопасности, аттестации в области
промышленной безопасности, по вопросам
безопасности гидротехнических
сооружений, безопасности в сфере
электроэнергетики возобновлено с 13.04.2020
с учетом нерабочих дней, установленных
Указами Президента Российской Федерации
от 25 марта 2020 г. N 206, от 2 апреля 2020 г. N 239 и
от 28 апреля 2020 г. N 294.
Процедура проведения
аттестации, в том числе с использованием
Единого портала тестирования, в области
промышленной безопасности, по вопросам
безопасности гидротехнических
сооружений, безопасности в сфере
электроэнергетики определена
Положением об аттестации в области
промышленной безопасности, по вопросам
безопасности гидротехнических
сооружений, безопасности в сфере
электроэнергетики, утвержденным
постановлением Правительства
Российской Федерации от 25 октября 2019 г. N
1365 (далее - Положение N 1365), и остается
неизменной.
9.
Действие аттестаций, срок которых истек
до вступления в силу Постановления N 440,
не продляется.
10.
Аттестация, проведенная с нарушением
требований Положения N 1365,
действительной не признается.
11.
В соответствии с пунктом 4 приложения N 6 к
Постановлению N 440 (в редакции
Постановления Правительства Российской
Федерации от 22 апреля 2020 г. N 557 "О внесении
изменений в некоторые акты
Правительства Российской Федерации в
части установления особенностей
осуществления контрольно-надзорной и
разрешительной деятельности в 2020 году") в
2020 году допускается эксплуатация
гидротехнического сооружения без
внесения и (или) обновления сведений в
Российском регистре гидротехнических
сооружений и соответствующего
разрешения на эксплуатацию
гидротехнического сооружения.
Специальное продление
действия разрешений не требуется.
Вместе с тем организация
вправе разработать декларацию
безопасности гидротехнического
сооружения и получить разрешение на его
эксплуатацию по собственной
инициативе.
12.
Проверка знаний требований охраны труда
и других требований безопасности,
предъявляемых к организации и
выполнению работ в электроустановках в
период с 6 апреля 2020 г. до 1 октября 2020 г. не
проводится.
Отсутствие проверки знаний
в этот период не будет являться
нарушением обязательных требований.
13.
Продление действия разрешений и
лицензий, сроки действия которых
истекают (истекли) в период с 15.03.2020 по
31.12.2020, применяется исключительно в
отношении разрешений и лицензий,
указанных в приложении N 1 к
Постановлению N 440.
Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
официальный сайт Ростехнадзора
www.gosnadzor.ru
по состоянию на 26.05.2020
Ссылается на
- О промышленной безопасности опасных производственных объектов (с изменениями на 8 августа 2024 года) (редакция, действующая с 1 марта 2025 года)
- Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней
- О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)
- О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020-2022 годах (с изменениями на 29 декабря 2021 года) (редакция, действующая с 1 марта 2022 года)
- О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части установления особенностей осуществления контрольно-надзорной и разрешительной деятельности в 2020 году
- О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)