ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В
СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И
БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
от 25 мая 2020 года
Рекомендации для морских и речных пассажирских портов и терминалов по предотвращению распространения COVID-19
Данное
Руководство разработано для морских и
речных портов, занятых пассажирскими
операциями, в целях создания плана
профилактики, предотвращения и контроля
распространения коронавирусной
инфекции COVID-19, а также принятия мер в
соответствии с действующими
международными и национальными
требованиями и рекомендациями по
предотвращению завозных случаев
заболевания и рецидивов внутренних
эпидемий.
Организация взаимодействия
береговых структур, судов, прибывающих
из разных стран или регионов Российской
Федерации, затронутых коронавирусной
инфекцией в разной степени, обеспечение
мер профилактики и контроля санитарного
состояния прибывающих судов, терминалов,
иных зданий и сооружений,
предназначенных для работы с
пассажирами и экипажами пассажирских
судов, применение мер защиты здоровья
персонала портов и медицинских
работников включены в состав документа
(инфографика в Приложении 1*).
* Приложение не приводится. - Примечание
изготовителя базы данных.
1. Общие положения и нормативные ссылки
1. Общие
нормативные правовые документы,
регулирующие предупреждение
распространения COVID-19 в морских и речных
портах, портовых средствах.
1.1 В
целях обеспечения безопасного
функционирования морских и речных
портов, занятых пассажирскими
операциями, разрабатывается система мер
по обеспечению деятельности в условиях
повышенной опасности от пандемии
коронавируса COVID-19.
Руководство основано на
существующих международных и
национальных требованиях и
рекомендациях, включая рекомендации
Всемирной организации здравоохранения
(ВОЗ), Международной морской организации
(ИМО), Международной палаты судоходства
(МПС), требования Роспотребнадзора и
Росморречфлота.
1.2
Морской вокзал (терминал) - совокупность
объектов инфраструктуры морского порта,
технологически связанных между собой и
предназначенных и (или) используемых для
осуществления операций с грузами, в том
числе для их перевалки, обслуживания
судов, иных транспортных средств и (или)
обслуживания пассажиров.
П.7 ст.4 Федерального закона от
08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в
Российской Федерации и о внесении
изменений в отдельные законодательные
акты Российской Федерации".
Речной
вокзал (порт) (далее также - порт) -
комплекс сооружений, расположенных на
земельном участке и акватории
внутренних водных путей, обустроенных и
оборудованных в целях обслуживания
пассажиров и судов, погрузки, выгрузки,
приема, хранения и выдачи грузов,
взаимодействия с другими видами
транспорта. Порт (причал), в котором хотя
бы одно из юридических лиц или один из
индивидуальных предпринимателей
осуществляет в силу закона или на
основании лицензии деятельность,
связанную с перевозками внутренним
водным транспортом, по обращению любого
физического или юридического лица,
является портом или причалом общего
пользования.
Ст.3 Федерального закона от 07.03.2001 N
24-ФЗ "Кодекс внутреннего водного
транспорта Российской Федерации".
Причал,
пристань - гидротехническое сооружение,
имеющее устройства для безопасного
подхода судов и предназначенное для
безопасной стоянки судов, их загрузки,
разгрузки и обслуживания, а также
посадки пассажиров на суда и высадки их с
судов.
Там же.
Плавучий объект - несамоходное
плавучее сооружение, не являющееся
судном, в том числе дебаркадер, плавучий
(находящийся на воде) дом, гостиница,
ресторан, понтон, плот, наплавной мост,
плавучий причал, и другое техническое
сооружение подобного рода.
Все
суда означает для целей настоящих
рекомендаций все морские суда, на
которые распространяется действие
Кодекса торгового мореплавания, а также
все суда, на которые распространяется
действие Кодекса внутреннего водного
транспорта.
1.3
Порядок осуществления перевозок
пассажиров и их багажа регламентируется
правилами перевозок пассажиров и их
багажа, утвержденными федеральным
органом исполнительной власти в области
транспорта. В настоящее время применяются
Правила оказания услуг по перевозке
пассажиров, багажа, грузов для личных
(бытовых) нужд на внутреннем водном
транспорте, утвержденные Постановлением
Правительства РФ от 06.02.2003 N 72.
Ст.3 Федерального закона от 07.03.2001 N
24-ФЗ "Кодекс внутреннего водного
транспорта Российской Федерации".
1.4
Ключевые положения, положенные в основу
Руководства:
-
раннее выявление потенциальных
распространителей коронавирусной
инфекции;
-
применение средств индивидуальной
защиты (СИЗ), мер индивидуальной гигиены,
обеспечение социальной дистанции между
людьми;
-
обеспечение быстрой передачи информации
о вирусной опасности всем сотрудникам
порта, соответствующим службам
реагирования и оказания помощи.
2. Классификация портов и портовых средств
Портовые средства, обеспечивающие
пассажирские операции, классифицируются
по следующим критериям:
-
технологическое предназначение
портового средства, определяющее
величину пассажиропотока;
-
географический характер
пассажиропотока.
По
технологическому предназначению
портовые средства подразделяются на:
-
пассажирские порты;
-
отдельные пассажирские терминалы (в т.ч.
в морских торговых портах);
-
пристани (причалы), где выполняются
пассажирские операции.
Географический характер
пассажиропотока подразделяется на:
-
прибывающий из сильно пострадавших
стран (с более чем 5000 подтвержденных
случаев заболевания);
-
прибывающий из умеренно пострадавших
стран.
3. Меры по организации пассажирских и сервисных операций в порту для снижения риска распространения COVID-19
3.1
Пассажирские и сервисные операции
различаются по критериям партионности и
ритмичности перемещения масс людей:
-
пассажирские операции - единовременное,
сонаправленное (высадка/посадка)
относительно непродолжительное
перемещение больших масс людей строго по
выделенным коридорам в условиях
непрерывного контроля персонала
портового средства, а также
государственных служб;
-
сервисные операции (предоставление
свободной практики, агентирование,
снабжение, снятие отходов и мусора,
бункеровка, текущий ремонт и
обслуживание, грузовые операции,
сюрвейерный осмотр, технические
освидетельствования, клининг,
дезинфекция и пр.) - непрерывное
противонаправленное продолжительное
перемещение небольших групп людей и
отдельных лиц по различным маршрутам вне
непрерывного контроля персонала
портового средства, а также
государственных служб.
Основной мерой, направленной на
снижение риска распространения COVID-19,
является организация множественного
доступа с разделением по времени
(тайм-слот) персонала, задействованного в
выполнении сервисных операций, с
обеспечением непрерывности его контроля
(использование предписанных средств
индивидуальной защиты, следование
установленными маршрутами, исключение
непроизводственных контактов и пр.) в
пределах портового средства.
3.2 Меры,
принимаемые в ходе выполнения основных
операций по обработке судна в порту:
Лоцманская проводка.
Встречающий и страхующий матросы,
лоцман(ы), а также члены экипажа,
находящиеся на ходовом мостике, должны
использовать СИЗ, включающие защитные
очки. Производится обязательная
бесконтактная температурометрия
входящих лиц с записью в журнале
посещения судна.
Исключаются контакты лоцманов с
членами экипажа, не задействованными в
процессе управления судном, в том числе,
в процессе следования на ходовой мостик
и оставления судна, и пассажирами.
Запрещено нахождение на ходовом мостике
лиц, не имеющих непосредственного
отношения к процессу управления
судном.
Швартовка. Работники
порта, занятые в швартовых операциях
судна (швартовка и отшвартовка,
перестановка судна) используют СИЗ. По
окончании работ рабочая одежда, рабочие
рукавицы и многоразовые защитные очки
сдаются для чистки и дезинфекции.
Оформление прихода
судна. Вахтенная служба судна,
представители администрации судна и
члены комиссии должны использовать
индивидуальные средства защиты,
включающие защитные очки, а для членов
комиссии - бахилы. Производится
обязательная бесконтактная
температурометрия входящих лиц с
записью в журнале посещения судна.
Исключаются контакты членов
комиссии с членами экипажа,
непосредственно не задействованными в
работе комиссии, и пассажирами. В случае
необходимости указанных контактов,
члены экипажа и пассажиры используют
СИЗ.
Операции, связанные с
грузом и багажом. Организовывается
круглосуточный вахтенный контроль
доступа на судно. Производится
обязательная бесконтактная
температурометрия входящих лиц с
записью в журнале посещения судна.
Исключается доступ на судно лиц,
не связанных с его деятельностью, за
исключением работ, связанных с
производственными процессами.
Производится регулярное (каждые 2
часа) проветривание грузовых помещений и
общественных помещений в надстройке
судна.
Обеспечивается применение в
грузовых и общественных помещениях
бактерицидных ламп, рециркуляторов
воздуха с целью регулярного
обеззараживания воздуха (по
возможности), а также ежедневная
дезинфекция системы вентиляции грузовых
помещений судна с применением
дезинфицирующих средств вирулицидного
действия.
4. Организация доступа лиц в порт
4.1
Существующая система транспортной
безопасности обеспечивает
круглосуточный контроль всех пунктов
доступа в порт или портовое средство
(терминал). Вход на морской (речной)
вокзал (терминал) должен иметь четкие
предупреждающие знаки о необходимости
использования средств индивидуальной
защиты в его помещениях и на
территории.
4.2 При
наличии технической возможности в
пределах морского (речного) вокзала
выделяются зоны прибытия и отправления
пассажиров. Пассажирские потоки не
пересекаются на всем пути следования.
При невозможности выделения отдельных
зон прибытие и отправление пассажиров
разделяется по времени.
В
пассажирских терминалах должна быть
четко налажена маршрутизация и
организация посадки на суда для
недопущения скопления большого
количества пассажиров;
Проход
через досмотровую зону (пост охраны КПП)
организовывается индивидуальный,
раздельный на вход и выход. В терминале
наносится напольная (наземная)
маркировка, позволяющая соблюдать
необходимую социальную дистанцию (не
менее 2 метров) между пассажирами в
очереди.
Непосредственно вблизи зоны
досмотра выделяется отдельное
закрывающееся помещение(я) с контролем
доступа для оперативной изоляции лиц с
имеющимися симптомами заболевания
("красная зона" или карантинная
зона).
Контакты между лицами,
прошедшими КПП, и лицами, ожидающими
пропуск, исключаются с использованием
инженерно-технических средств.
4.3 Для
контроля пассажиров устанавливаются
калиброванные бесконтактные термометры
в соответствующих местах. Всем
прибывающим и убывающим пассажирам
измеряется температура тела, а
прибывающие пассажиры заполняют
стандартную декларацию о состоянии
здоровья. Визуально определяется
наличие внешних признаков респираторных
заболеваний, являющихся возможным
свидетельством инфицирования
коронавирусом COVID-19. Температура тела,
измеренная бесконтактным способом,
должна быть не выше 37.5°С.
Декларация о состоянии здоровья
(Приложение 3*) включает жалобы на
состояние здоровья, сведения о
повышенной температуре тела,
респираторных явлениях, наличии
контакта с заболевшими коронавирусной
инфекций в течение 14 дней до прибытия на
судно и подписывается пассажиром. В
случае, если лица, прибывающие в
пассажирский терминал, не проверены
надлежащим способом, то вахта у входа в
терминал и у трапов прибывающих судов
должна аналогично опрашивать всех
посетителей, не проявлялись ли у них за
последние 14 дней симптомы острых
респираторных заболеваний (боли в горле,
насморк, кашель, боли и ломота в теле,
диарея, потеря обоняния и пр.) и не
совершали ли они в последние 14 дней
поездки в другие страны/регионы (не
касается прибывающих судов). Если
таковые симптомы и лица выявляются, то
проход в пассажирский терминал или на
пассажирское судно им запрещается, и
производится доклад руководству
терминала.
* Приложение не приводится. - Примечание
изготовителя базы данных.
4.4
Ношение СИЗ (защитные маски или
респираторы, одноразовые халаты/костюмы,
перчатки и одноразовые защитные
пластиковые очки) для сотрудников
терминала, выполняющих обязанности по
непосредственному контролю доступа в
порт, является обязательным на
постоянной основе в соответствии с
уровнем риска порта.
Рабочая форма указанных
сотрудников должна подвергаться
централизованной высокотемпературной
паровой дезинфекции в течение 20-40 минут
или ультрафиолетовой обработке в
течение 1-2 часов, когда они не работают в
течение дня. В экстренных случаях на
одежду можно наносить для протирания или
распыления 75%-ный спирт.
При
использовании одноразовых защитных
масок персонал порта должен
периодически (1 раз в 2 часа) менять маску
на новую. Перчатки в течение рабочей
смены также должны периодически
меняться или обрабатываться
антисептическим раствором в надетом на
руках положении.
Сотрудники, обеспечивающие
контроль пассажиров и иных лиц, должны на
регулярной основе (не реже 1 раза в 2 часа)
мыть руки с мылом или обрабатывать руки
кожными антисептиками.
4.5 При
проверке документов предпочтение
отдается бесконтактным методам. Однако
вне зависимости от применяемых способов
проверки документов следует обеспечить
безопасную дистанцию не менее 1 метра
между представителем порта и
посетителем в течение всего времени, а
также между отдельными членами дежурной
смены.
Средства связи с медицинской
службой порта для оказания
соответствующей медицинской помощи или
эвакуации должны иметься в постоянной
готовности.
4.6
Пассажиры и посетители, входящие в порт
(морской или речной вокзал, причал)
информируются об опасности пандемии
коронавируса COVID-19, а также мерах,
принятых в порту.
При
нахождении на территории портового
объекта обязательно постоянное
использование средств индивидуальной
защиты.
4.7 Для
судов, прибывших из стран или регионов,
сильно пострадавших от пандемии
коронавируса COVID-19, выделяется отдельный
причал, на котором стоянки иных судов
запрещены до выхода данного судна из
порта и проведения дезинфекции причала.
Пассажиры, находящиеся на таких судах,
выходят из порта в специально выделенное
время через карантинную зону ожидания
для уменьшения пересечения людских
потоков. После убытия пассажиров в
карантинной зоне ожидания проводится
дезинфекция.
5. Меры профилактики, контроля состояния и ограничения для персонала, пассажиров и посторонних лиц в порту для снижения риска распространения COVID-19
5.1 В
порту принимаются все необходимые меры
профилактики, контроля состояния и
ограничения для персонала, пассажиров и
посторонних лиц. Службы пассажирского
терминала обеспечивают проверку всех
входящих пассажиров, членов экипажей
судов и посетителей надлежащим способом
(анкетирование, измерение температуры
тела, опрос жалоб, осмотр).
Предварительное получение
медико-санитарной информации
обеспечивается через судового агента, от
компании-перевозчика, либо
непосредственно при оформлении прихода
судна в порт. Это значительно облегчает
проведение барьерных мероприятий
непосредственно в пассажирском
терминале (морском или речном вокзале).
5.2 У
входа в пассажирский терминал и на
причалах у трапов прибывающих судов
должен быть размещен антисептический
гель (кожный антисептик) в
локтевых/автоматических дозаторах.
5.3 Все
пассажиры, члены экипажа судна,
представители контролирующих органов и
структур, сервисные специалисты, прочий
технический персонал (далее - посетители)
обязаны носить защитные лицевые маски и
одноразовые защитные перчатки при
нахождении в общественных местах. Во
время сопровождения пассажирам и
посетителям следует держаться друг от
друга на безопасной социальной
дистанции (рекомендуется 2 метра).
Рекомендации по одеванию СИЗ приведены в
Приложении 2*.
* Приложение не приводится. - Примечание
изготовителя базы данных.
Маска
должна плотно прилегать к лицу,
полностью закрывая нос и рот. Когда маска
надета или снимается, руки не должны
касаться наружного слоя маски, чтобы
избежать загрязнения рук. После
загрязнения маска должна быть
немедленно заменена на новую, а руки
должны быть очищены дезинфицирующим
средством как до, так и после замены.
5.4
Измерение температуры тела
бесконтактным способом производится
всем лицам, входящим в пассажирский
терминал, и выходящим с судов в порту.
Любой посетитель, чья температура
превышает 37,5°C, или тот, кто не использует
средства индивидуальной защиты, в
пассажирский терминал не допускается.
5.5 При
обнаружении пассажиров с симптомами
болезни, их следует направить в
карантинную зону и вызвать медицинскую
службу порта для принятия последующего
решения и информирования
медико-санитарных властей региона. Для
целей последующего контроля
предоставляется личная информация о
пассажирах и контактные номера
мобильного телефона.
5.6 При
каждой посадке пассажиров в автобус во
время экскурсии дезинфекция рук
пассажиров является обязательной. Все
лица, сопровождающие экскурсионные
автобусы во время тура, снабжаются
средствами для дезинфекции рук.
Для
чистки и дезинфекции рук рекомендуется
использовать дезинфицирующие салфетки
на спиртовой основе. Руки следует
держать подальше от носа, рта и глаз,
когда нет уверенности, что руки чистые.
При чихании или кашле следует стараться
опустить голову или отвернуться от
окружающих людей, а также прикрыть рот и
нос салфеткой или согнутым локтем. После
этого руки должны быть очищены мылом или
дезинфицирующим средством для рук под
проточной водой с последующей
дезинфекцией рук.
5.7
Многоразовые защитные очки должны быть
стерилизованы и высушены каждый раз
после использования. Защитные очки с
анти-запотевающей пленкой промываются
чистой водой, затем подвергаются
воздействию прямого ультрафиолетового
излучения ближнего действия в течение
более чем 30 минут в помещениях, где нет
людей.
5.8
Пассажирам и членам экипажей судов не
разрешается приносить еду на борт
судна/выносить еду с судна. Прием пищи на
рабочих местах запрещен.
5.9
Туалеты в пассажирских терминалах
должны быть отдельными для работников
терминалов и для посетителей, снабжены
только бумажными полотенцами.
5.10 Зоны
прохода посетителей в пассажирских
терминалах, а также туалетные комнаты и
другие общественные места должны
регулярно (не реже 1 раза в 2 часа)
дезинфицироваться и проветриваться.
5.11
Обеспечиваются меры контроля систем
вентиляции и кондиционирования воздуха
в соответствии со структурой и
планировкой терминалов, а также с учетом
местного климата для лучшей циркуляции
воздуха. При умеренной температуре двери
и окна могут быть открыты. При
использовании системы
кондиционирования воздуха, можно
запустить полный режим работы с притоком
наружного воздуха без режима
рециркуляции, чтобы сохранить воздух
чистым. Вытяжные вентиляторы должны
очищаться и дезинфицироваться один раз в
месяц.
5.12
Измерение температуры тела персонала
пассажирских терминалов производится
бесконтактными термометрами дважды в
течение рабочей смены. Результаты
термометрии заносятся в Журнал фиксации
температуры и симптомов COVID-19 персонала
пассажирского терминала. В случае, если у
работника температура тела превышает
37,3°C, он отстраняется от работы,
изолируется и направляется в лечебное
учреждение на санитарном транспорте. В
дальнейшем такой работник допускается к
работе при предъявлении справки из
лечебного учреждения о выздоровлении
или об отсутствии у него заболевания.
5.13 В
рамках мер по обеспечению режима работы
порта в условиях регистрации
спорадической заболеваемости COVID-19 на
территории необходимо предусмотреть
обеспечение персонала в соответствии с
установленным уровнем риска (Приложение
4*):
* Приложение не приводится. - Примечание
изготовителя базы данных.
-
неснижаемым запасом СИЗ (защитные маски
или респираторы, одноразовые защитные
халаты/костюмы, перчатки и одноразовые
защитные пластиковые очки);
-
дезинфицирующими средствами
вирулицидного действия;
-
бесконтактными термометрами;
-
кожными антисептиками, дезинфицирующими
салфетками;
-
одноразовой посудой для использования в
столовых.
6. Организация доступа транспортных средств и грузов в порт
6.1
Завоз и вывоз грузов и транспортных
средств на территорию портового
средства осуществляется по
предварительным заявкам, с организацией
множественного доступа с разделением по
времени (тайм-слот).
6.2
Проход водителей, экспедиторов, членов
локомотивных бригад, составителей и иных
лиц, прибывающих на транспортных
средствах, через досмотровую зону,
отделенную от зоны прохода пассажиров,
(пост охраны КПП) с визуальным выявлением
симптомов и контролем температуры тела,
осуществляется индивидуальный,
раздельный на вход и выход, после
постановки транспортных средств в
инспекционно-досмотровые комплексы.
6.3
Досмотровые средства дезинфицируются на
регулярной основе. В проходах досмотра
предусматриваются дезинфицирующие
средства для рук.
6.3. В
портах с высоким уровнем риска на
транспортных средствах, въезжающих на
пассажирские суда (паромы) для перевозки,
рекомендуется производить дезинфекцию
кабин и поверхностей, за которые обычно
берутся руками в процессе грузовых
операций.
7. Удаление и накопление отходов, связанных с обеспечением противодействия распространению COVID-19
Все одноразовые средства защиты после их
использования должны быть помещены в
желтые мешки для медицинских отходов.
После накопления они должны быть
опрысканы или посыпаны до полного
пропитывания хлорсодержащим
дезинфицирующим средством (500 мг/л -1000
мг/л) перед очисткой и упакованы в плотно
завязанный полиэтиленовый пакет для
централизованной утилизации в качестве
медицинских отходов.
Места
хранения медицинских отходов после их
сдачи подвергаются влажной очистке и
дезинфекции.
8. Особые случаи портовых операций, снижение риска распространения COVID-19 (обработка опасных грузов, грузовые операции на паромах с пассажирами, дезинфекция)
8.1
Производство грузовых работ на судне,
перевозящем пассажиров, производится
строго в следующих
последовательностях:
-
вначале погрузка грузов, затем - посадка
пассажиров;
-
вначале высадка пассажиров, затем -
выгрузка грузов.
8.2
Погрузка и выгрузка автомобильных и
железнодорожных паромов может
производиться одновременно с посадкой и
высадкой пассажиров, исключая
непосредственный контакт пассажиров
(кроме водителей) с транспортными
средствами. Визуальное выявление
симптомов и контроль температуры тела
водителей производятся отдельно от
пассажиров.
8.3 Не
допускается контакт судовых агентов,
стивидоров, докеров-механизаторов,
грузовых сюрвейеров и иных лиц,
обеспечивающих выполнение
погрузочно-разгрузочных работ и
сопутствующих коммерческих операций, с
пассажирами.
Во
время нахождения на территории
портового средства и на судне указанный
персонал постоянно использует средства
индивидуальной защиты.
Категорически не допускается
пребывание пассажиров в зонах
проведения погрузочно-разгрузочных
работ, в грузовых помещениях судов, на
складах и грузовых площадках портовых
средств.
8.4
Дезинфекция общественных зон порта
должна проводиться в соответствии с
рекомендациями по профилактике
коронавирусной инфекции COVID-19 в
общественных местах, руководством по
методам дезинфекции в общественных
местах и руководством по применению
дезинфицирующих средств. Рекомендуется,
чтобы порты с низким уровнем риска
проводили профилактическую дезинфекцию
по мере необходимости, в то время как
порты с умеренным или высоким уровнем
риска должны проводить дезинфекцию чаще,
вплоть до ежедневного применения.
Увеличивается частота дезинфекции по
мере необходимости и увеличения
пассажиропотока в ключевых местах
массового скопления людей.
8.5
Ежедневная профилактическая
дезинфекция проводится в общественных
зонах пассажирского терминала порта. Она
включает дезинфекцию воздуха с
использованием естественной вентиляции
там, где это возможно. Дезинфицирующее
средство с содержанием хлора от 250 мг/л до
500 мг/л или спрей диоксида хлора 250 мг/л
могут быть применены в течение не менее 30
минут, а 2%-ная перекись водорода с
ультранизким объемом распыления 10 мл/м может быть использована в местах
массового скопления людей в течение 60
минут. Вентиляция производится после
завершения дезинфекции.
Регулярная дезинфекция
поверхности производится в местах
массового скопления людей и наличия
поверхностей, за которые обычно берутся
руками (например, стойки регистрации,
стойки проверки документов, кнопки в
лифтах, дверные ручки и поручни, торговые
автоматы и пр.). Рекомендуется
использовать дезинфицирующее средство
на основе хлора с концентрацией от 250 мг/л
до 500 мг/л или спрей диоксида хлора с
концентрацией 250 мг/л.
8.6 В
случае обнаружения подозрения или
подтвержденного случая заболевания в
терминале порта производится
внеочередная дезинфекция терминала.
После
того, как медицинские службы вывезут
больного из терминала порта
производится дополнительная
дезинфекция карантинной зоны, где
находился человек с подозрительными
симптомами. Дополнительная дезинфекция
выполняется профессиональными службами
с использованием химических
дезинфицирующих средств.
Рекомендуется один из следующих
способов:
8.6.1
Устройства для дезинфекции газообразной
перекисью водорода могут быть
использованы для комплексного
обеззараживания воздуха, окружающей
среды и поверхности объектов. Конкретная
операция может быть выполнена в
соответствии с инструкцией по
эксплуатации оборудования.
8.6.2 0.5%
пероксиуксусная кислота, 3% перекись
водорода или 500 мг/л диоксида хлора могут
быть приняты для обеззараживания
воздуха путем аэрозольного распыления с
10-20 мл/м. Окна должны быть закрыты перед
дезинфекцией, а поверхность и
пространство должны быть равномерно
опрысканы, начиная сверху вниз, а затем
слева направо. Окна могут быть открыты
для вентиляции после 60 минут по
окончании дезинфекции.
8.6.3 Для
зон массового скопления и карантинной
зоны можно наносить путем распыления в
течение не менее 30 минут или протирания
дезинфицирующее средство на основе
хлора с концентрацией от 1000 мг/л до 2000
мг/л. Если есть очевидные загрязненные
объекты, то дезинфицирующее средство на
основе хлора 10000 мг/л применяется в
течение более 30 минут.
9. Особенности пассажирских операций на внутренних водных путях Российской Федерации
9.1
Речные вокзалы, причалы, пристани и
плавучие объекты, к которым могут
подходить пассажирские суда,
характеризуются относительно малыми
размерениями используемых судов и
низким уровнем инженерно-технического
оборудования отдельных пристаней,
причалов, дебаркадеров и иных портовых
средств (включая технические средства
охраны).
В этих
условиях опасность представляют
неконтролируемые противоправные
самовольные перемещения пассажиров, в
т.ч. в обход устройств для
посадки/высадки и мест доступа в
портовое средство.
9.2
Основной мерой, направленной на снижение
риска распространения COVID-19, является
заблаговременное информирование
пассажиров о недопустимости
противоправных действий и необходимое
инженерно-техническое дооборудование
отдельных пристаней, причалов,
дебаркадеров мобильными комплексами
инженерно-технических средств охраны
судов и портовых объектов. Регулярное
проведение дезинфекции указанных
объектов проводится на основе,
характерной для низкого уровня риска.
При повышении риска инфицирования в
конкретном регионе Российской Федерации
местные пассажирские перевозки
приостанавливаются.
9.3 Для
местных линий одним из возможных
способов обеспечения социальной
дистанции во время перевозки являются
оптимизированные схемы посадки
пассажиров (обычно на 20% меньше
нормативной вместимости) и запрет на
стоячие места даже для перевозки на
малых расстояниях. Объявления о порядке
поведения пассажиров с целью
противодействия распространению
коронавирусной инфекции COVID-19 передаются
по общесудовой громкоговорящей
трансляции.
10. Технические средства снижения риска распространения COVID-19
10.1 К
техническим средствам снижения риска
распространения COVID-19 относятся:
Технические средства
диагностической направленности
(помогающие выявить заболевшего
человека);
Технические средства
индивидуальной и коллективной защиты от
вирусов и других микроорганизмов;
Технические средства
дезинфекции (обеззараживания).
10.2 К
первой группе относятся диагностические
лабораторные тест-системы,
контактные/бесконтактные термометры и
тепловизионные системы досмотра.
Последние наиболее актуальны для
пассажирских терминалов, где поток
посетителей довольно интенсивен, и
измерение температуры тела термометрами
занимает большее время и снижает
скорость потока посетителей по маршруту.
Современные тепловизионные системы
досмотра работают в автоматическом
режиме по заданному алгоритму выявления
лиц с повышенной температурой тела с
достаточно малой погрешностью.
В
настоящее время применение лабораторных
диагностических тест-систем является
достаточно громоздким, специфическим,
длительным и дорогостоящим процессом и
не применимо в условиях пассажирских
терминалов. Однако инновационные
технологии предполагают скорое
появление экспресс-тестов (систем),
позволяющих за короткий промежуток
времени выявить заболевшего (носителя)
вируса COVID-19. Внедрение экспресс-систем в
пассажирских терминалах считается
оправданным.
10.2 К
техническим средствам индивидуальной
защиты от вирусов и других
микроорганизмов относятся разного рода
респираторы и защитные костюмы. К
техническим средствам коллективной
защиты от вирусов и других
микроорганизмов относятся технические
системы фильтрации с обеззараживанием
воздуха и вентиляции помещений, залов,
отсеков и пр. В них применяются различные
технологии очистки, фильтрования,
ультрафиолетового облучения
проходящего воздуха, его
высокотемпературной обработкой,
охлаждением и увлажнением. В местах
длительного пребывания пассажиров
проводится обеззараживание воздуха с
помощью очищающих установок. В туалетных
комнатах и карантинной зоне
рекомендуется использовать
рециркуляторы воздуха.
10.3 К
техническим средствам дезинфекции
(обеззараживания) относятся аппараты
ультрафиолетового облучения воздуха и
поверхностей (открытого и закрытого
типа), дезинфекционные комплекты,
аппараты и машины.
Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен
по:
официальный сайт Роспотребнадзора
www.rospotrebnadzor.ru
по состоянию на 25.05.2020
Ссылается на