Правительство Санкт-Петербурга
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 2 апреля 2020 года N 898-р
Об утверждении методических рекомендаций об особенностях реализации образовательных программ начального общего образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
В целях
реализации пункта 2 постановления
Правительства Санкт-Петербурга от 24.03.2020
N 156 "О внесении изменений в
постановление Правительства
Санкт-Петербурга от 13.03.2020 N 121 "О мерах
по противодействию распространению в
Санкт-Петербурге новой коронавирусной
инфекции (COVID-19)":
1.
Утвердить методические рекомендации об
особенностях реализации
образовательных программ начального
общего образования с применением
электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий (далее -
рекомендации).
2.
Исполнительным органам государственной
власти Санкт-Петербурга, в ведении
которых находятся государственные
образовательные учреждения, реализующие
образовательные программы начального
общего образования, администрациям
районов Санкт-Петербурга рекомендовать
организовать работу в соответствии с
рекомендациями.
3.
Руководителям частных образовательных
организаций, осуществляющих
образовательную деятельность по имеющим
государственную аккредитацию основным
образовательным программам начального
общего образования, рекомендовать
организовать работу в соответствии с
рекомендациями.
4.
Контроль за выполнением распоряжения
оставляю за собой.
Председатель
Комитета по образованию
Ж.В.Воробьева
Приложение
к распоряжению
Комитета по образованию
от 2 апреля 2020 года N 898-р
Методические рекомендации об особенностях реализации образовательных программ начального общего образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
1. Общие положения
В соответствии со статьей 13 Федерального
закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации"
(далее - Закон) при реализации
образовательных программ используются
различные образовательные технологии, в
том числе дистанционные образовательные
технологии, электронное обучение.
Статьей 16 Закона определено, что
организации, осуществляющие
образовательную деятельность, вправе
применять электронное обучение,
дистанционные образовательные
технологии при реализации
образовательных программ в порядке,
установленном федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим
функции по выработке государственной
политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере образования.
Приказом Минобрнауки России от
23.08.2017 N 816 утвержден Порядок применения
организациями, осуществляющими
образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при
реализации образовательных программ
(далее - Порядок).
Для
организации деятельности
образовательных организаций по
реализации образовательных программ
начального общего, основного общего,
среднего общего образования с
применением электронного обучения и
дистанционных образовательных
технологий разработаны методические
рекомендации Министерства просвещения
Российской Федерации от 19.03.2020, а также
методические рекомендации Комитета по
образованию от 16.03.2020 N 03-29-2516/20-0-0 "О
реализации организациями,
осуществляющими образовательную
деятельность, образовательных программ
с применением электронного обучения,
дистанционных образовательных
технологий".
2. Особенности реализации образовательных программ начального общего образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
2.1. За
последние годы число детей, умеющих
пользоваться компьютером, резко
увеличилось. Как отмечает большинство
исследователей, данная тенденция не
зависит от школьного образования.
Обучающиеся начальных классов знакомы в
основном с игровыми программами, а также
используют компьютерную технику для
развлечения. При этом познавательные, в
частности образовательные, мотивы
работы с компьютером стоят далеко не на
первом месте.
При
организации обучения с применением
электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий (далее -
обучение с использованием ДОТ) в
начальной школе образовательная
организация может использовать как
традиционные средства обучения:
учебники, учебные пособия, рабочие
тетради, хрестоматии, задачники,
энциклопедические и словарно-справочные
материалы, прикладные программные
средства и пр., так и специализированные
ресурсы информационно-коммуникационной
сети Интернет в соответствии с целями и
задачами образовательной программы,
характеристиками учебного предмета и
возрастными особенностями
обучающихся.
Обучающемуся начальных классов
следует предложить такие формы работы и
виды деятельности, с которыми он сможет
справиться самостоятельно, например,
работу с учебником, учебными пособиями и
рабочими тетрадями (при наличии).
При
организации обучения с использованием
ДОТ обучающихся начальных классов
родителям (законным представителям)
необходимо на постоянной основе
осуществлять взаимодействие с классным
руководителем,
учителями-предметниками.
При
планировании учебной деятельности
обучающихся 1-4-х классов в условиях
домашнего обучения необходимо
определить степень участия родителей в
сопровождении младшего школьника.
Следует сообщить учителю о том,
сможет ли обучающийся подключиться к
Интернет-ресурсам самостоятельно.
Педагог может организовать тестовое
подключение к платформе вебинара в
вечернее время в присутствии родителей
для обучения ребенка работе с ресурсом.
Подключение первоклассников к
электронным средствам обучения в сети
Интернет самостоятельно, без участия
родителей не рекомендуется.
2.2. При
определении объема заданий и видов
самостоятельной деятельности
обучающихся начальных классов следует
руководствоваться требованиями СанПиН
2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организации
обучения в общеобразовательных
учреждениях" (раздел X. Гигиенические
требования к режиму образовательной
деятельности).
Продолжительность непрерывного
использования в образовательной
деятельности технических средств
обучения устанавливается согласно
таблице:
Классы |
Непрерывная длительность (мин.), не более | |||||
|
просмотр статических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения |
просмотр телепередач |
просмотр динамических изображений на экранах отраженного свечения |
работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и клавиатурой |
прослушивание аудиозаписи |
прослушивание аудиозаписи в наушниках |
1-2 |
10 |
15 |
15 |
15 |
20 |
10 |
3-4 |
15 |
20 |
20 |
15 |
20 |
15 |
Продолжительность непрерывного
использования компьютера с
жидкокристаллическим монитором
составляет: для обучающихся 1-2-х классов -
не более 20 минут, для обучающихся 3-4-х
классов - не более 25 минут.
Следовательно, при назначении
заданий обучающимся следует исходить из
того, чтобы их выполнение не превышало
возможную продолжительность урока (не
более 45 минут в 2-4 классах, 35 минут в 1
классе). Однако продолжительность
онлайн-занятия, а также время
самостоятельной работы младших
школьников за компьютером, планшетом или
другим электронным носителем не должно
превышать 20-25 минут.
2.3. Организация рабочего места:
-
рабочий стол с оборудованием должен
находиться недалеко от естественного
освещения;
-
необходимо обеспечить доступ
обучающегося к стационарному компьютеру
или предоставить возможность
использовать другие средства
коммуникации (ноутбук, планшет).
Использование смартфона для
дистанционного обучения не
рекомендуется из-за небольшого размера
экрана;
-
обеспечить дополнительное освещение
рабочего места;
- на
столе должно быть оставлено место для
работы обучающегося с учебником,
тетрадью и другими пособиями.
При
проведении онлайн-занятий следует
придерживаться расписания, для
организации самостоятельной работы
обучающихся выделить определенное время
в соответствии с рекомендациями учителя,
ограничить доступ младших школьников к
электронным средствам обучения.
Необходимо создать условия для
чередования умственной и физической
активности обучающегося
(физкультминутки, разминки). При
организации работы за компьютером
придерживаться требований СанПиН
2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организации
обучения в общеобразовательных
учреждениях" (раздел X. Гигиенические
требования к режиму образовательной
деятельности) в части использования
технических средств обучения:
продолжительность онлайн-занятия, а
также время самостоятельной работы
младших школьников за компьютером,
планшетом или другим электронным
носителем не должно превышать 20-25
минут.
2.4. Организация
самостоятельной работы младших
школьников в домашних условиях.
При
организации работы обучающегося с
учебником или тетрадью на печатной
основе следует обратить особое внимание
на умение работать с учебным текстом и
учебным заданием.
При
работе с художественным и
познавательным текстом (литературное
чтение, окружающий мир, ОРКСЭ) следует
ориентироваться на систему вопросов и
заданий, предложенных в учебнике:
предложить прочитать вопросы, найти в
тексте ответы, самостоятельно
сформулировать выводы из прочитанного.
При
организации обучения первоклассников не
рекомендуется предлагать для
самостоятельного выполнения задания из
учебника с последующим оформлением
решения в тетради, так как данное умение
сформировано у них в недостаточной
степени. Следует в большей степени
использовать электронные ресурсы либо
тетради на печатной основе (при их
наличии).
При
работе с учебным заданием (русский язык,
математика) важно, чтобы обучающийся
самостоятельно прочитал задание, при
необходимости разделил его на части
(этапы выполнения), определил в каком
порядке он будет задание выполнять, где
будет записывать результаты. После
следует предложить обучающемуся
проверить свою работу, определить все ли
задание выполнено. Если ученик
обращается за помощью к родителю, не
следует выполнять задание вместо него, а
также исправлять работу, требовать ее
переписать и т.п. Можно указать на
наличие ошибки следующим образом: "В
этом упражнении одна ошибка", и если
ученик найдет ее, то сможет исправить
самостоятельно.
Важно
дать обучающемуся право на ошибку, в
противном случае, учитель не сможет
получить объективную информацию о
результатах обучения.
2.5. Сопровождение младшего
школьника при обучении с использованием
ДОТ.
Для
участия обучающегося в
онлайн-мероприятии с учителем или
одноклассниками (вебинар, консультация,
совместное выполнение заданий) следует
обеспечить подключение к платформе для
проведения вебинара (например, через
электронную почту или аккаунт родителя).
На первых занятиях рекомендуется, по
возможности, находиться рядом с учеником
с целью оказания помощи при решении
технических проблем и взаимодействии с
преподавателем (чат, формы для обратной
связи и т.п.).
При
самостоятельном выполнении заданий на
образовательных платформах
рекомендуется оказывать обучающимся
техническую помощь на 1-2 занятиях. В
дальнейшем важно предоставить
обучающимся возможность выполнять
задания самостоятельно для получения
учителем объективной информации о
результатах обучения и эффективности
используемых технологий. Это позволит
педагогу скорректировать для
обучающегося дальнейший маршрут
изучения темы, предложить либо
дополнительные базовые задания на
понимание содержания темы, закрепление
знаний и умений, либо задания
повышенного и высокого уровня
сложности.
При
выполнении обучающимся контрольных и
проверочных работ, тестов помощь
родителей не допускается (за исключением
технического сопровождения).
2.6. Классному
руководителю рекомендуется
разработать и разместить в свободном
доступе для родителей (законных
представителей) обучающихся алгоритм
дистанционного взаимодействия с
обучающимися. При составлении алгоритма
следует указать: электронные
образовательные ресурсы, которые будут
использованы для обучения, способы
регистрации (с помощью родителей или
учителя), расписание онлайн-вебинаров
или консультаций (с указанием учебного
предмета, ФИО учителя), средства
оперативной связи с учителями класса
(электронная почта, группа в социальной
сети, мессенджер и др.), формы организации
выполнения заданий в учебнике или
рабочей тетради, формы и порядок
получения обратной связи.
Рекомендуется ознакомить
родителей (законных представителей) с
рекомендациями по объему заданий для
самостоятельной работы обучающихся
начальных классов, способами
интерактивного взаимодействия с
обучающимися.
2.7. Учителю начальных
классов рекомендуется использовать
как традиционные средства обучения,
прежде всего учебник и электронное
приложение к учебнику, рабочую тетрадь
на печатной основе (при ее наличии), а
также средства организации электронного
обучения с использованием ресурсов сети
Интернет.
Для
изучения нового материала рекомендуются
тексты и задания учебников, видеоролики
в электронных приложениях к учебникам,
видеоматериалы образовательных
платформ, консультации обучающихся с
использованием различных средств
коммуникации (почта, чат, телефон,
электронный журнал и др.).
Для
закрепления и обобщения изученного
материала рекомендуется привлекать
образовательные ресурсы, обладающие
функцией автоматической проверки
заданий и позволяющие педагогам
осуществить быструю обратную связь с
обучающимися и их родителями,
проанализировать возникающие трудности
и индивидуализировать образовательный
маршрут.
На этом
этапе могут быть использованы и
традиционные средства обучения (учебник,
тетрадь), но в этом случае следует
предусмотреть способ обмена информацией
между учителем и обучающимися
(фотографии, скриншоты и др.), что
возможно потребует привлечения
родителей обучающихся.
Для
контроля и оценки результатов обучения
рекомендуются следующие способы
дистанционного взаимодействия:
-
письменные работы обучающихся с
последующей передачей их учителю в
бумажном или электронном виде, в том
числе с использованием учебных пособий,
предназначенных для контроля и оценки
знаний и умений обучающихся по учебному
предмету (при их наличии);
-
онлайн-тесты, самостоятельно
разработанные учителем или методическим
объединением учителей начальных
классов;
-
подборки заданий в соответствии с
планируемыми результатами изучаемой
темы с последующей автоматизированной
обработкой данных;
-
выполнение обучающимися небольших по
объему творческих, проектных заданий, в
том числе предполагающих коллективные
формы взаимодействия через ресурсы сети
Интернет.
Данная
форма оценки рекомендована для
обучающихся со 2-3 класса и может быть
использована, в первую очередь, при
изучении таких учебных предметов, как
окружающий мир, литературное чтение,
музыка, изобразительное искусство,
технология.
Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен
по:
Вестник образования России,
N 9, май 2020 года