ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
от 15 мая 2020 года N ИН-06-59/89
О порядке взаимодействия с заемщиками по вопросам установления льготного периода или реструктуризации
В дополнение к настоящему документу см.
Информационное письмо Банка России от
31.08.2020 N ИН-015-59/129.
Банк
России по итогам регулярно проводимого
мониторинга реализации кредиторами мер
по ограничению экономических
последствий распространения
коронавирусной инфекции COVID-19, в
частности программ поддержки заемщиков
сообщает следующее.
Согласно предоставляемым
кредиторами данным за период с 20.03.2020 по 06.05.2020
от заемщиков поступило более 1,4 млн
обращений/требований об изменении
условий кредитных договоров, более 210
тыс. из которых составляют требования о
предоставлении Льготного периода на
основании статьи 6 Федерального закона N
106-ФЗ (далее - Льготный период).
По итогам опроса 66 кредитных
организаций.
Федеральный закон от 03.04.2020 N 106-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный
закон "О Центральном банке Российской
Федерации (Банке России)" и отдельные
законодательные акты Российской
Федерации в части особенностей
изменения условий кредитного договора,
договора займа" (далее - Федеральный
закон N 106-ФЗ).
Общая
доля удовлетворенных обращений из
рассмотренных по существу поступательно
показывает положительную динамику и
увеличилась до 59%, аналогичный
показатель по требованиям о
предоставлении Льготного периода также
вырос до 63%.
Указанные показатели
свидетельствует о высоком уровне
заинтересованности и социальной
ответственности кредиторов в вопросах
поддержки заемщиков, попавших в сложную
жизненную ситуацию в связи с
распространением коронавирусной
инфекции COVID-19.
Также
отмечаем, что опрос крупнейших ипотечных
кредиторов показал, что более 76% заемщиков по
истечении льготного периода,
предусмотренного Федеральным законом N
353-ФЗ, сумели восстановить
платежеспособность и продолжить
исполнять свои обязательства перед
кредиторами, что свидетельствует об
эффективности подобного механизма,
который в том числе позволяет обеспечить
интересы кредиторов.
По итогам опроса 30 крупнейших
ипотечных кредитных организаций.
Федеральный закон от 21.12.2013 N 353-ФЗ
"О потребительском кредите
(займе)".
Вместе
с тем в ходе осуществления
поведенческого надзора Банком России в
деятельности отдельных кредиторов было
выявлено следующее:
-
кредиторы через каналы взаимодействия с
заемщиками (контактные центры, чаты,
социальные сети и пр.) предоставляют
некорректные сведения о порядке и
условиях установления Льготного
периода, а также о возможности подачи
предусмотренного Федеральным законом N
106-ФЗ требования;
-
заемщикам, чьи жизненные обстоятельства
и размер кредита (займа) соответствуют
установленным статьей 6 Федерального
закона N 106-ФЗ условиям для
предоставления Льготного периода,
кредиторы предлагают собственные
программы реструктуризации кредитов
(займов) (далее - Собственные программы), в
ряде случаев с менее выгодными условиями
для заемщиков;
-
кредиторы не раскрывают заемщикам
особенности и различия между Льготным
периодом и Собственными программами;
-
кредиторы не обеспечивают возможность
получения от заемщиков требования о
предоставлении Льготного периода
дистанционно, в том числе с
использованием средств подвижной
радиотелефонной связи;
-
информация о возможности установления
Льготного периода не размещается на
официальном сайте кредитора в
информационно-телекоммуникационной
сети "Интернет", либо размещается не
на первых страницах сайта.
Учитывая изложенное, а также
высокую социальную значимость вопроса
поддержки заемщиков, попавших в сложную
жизненную ситуацию, Банк России обращает
внимание кредиторов на необходимость
обеспечения заемщикам возможности
беспрепятственной реализации их права
на получение Льготного периода в порядке
и на условиях, предусмотренных
Федеральным законом N 106-ФЗ, а также
рекомендует:
1.
Предусмотреть фиксацию обращения
заемщика с требованием об установлении
Льготного периода, направленного
кредитору любым из способов,
предусмотренных Федеральным законом N
106-ФЗ, в том числе с использованием
средств подвижной радиотелефонной связи
с абонентского номера, информация о
котором предоставлена заемщиком
кредитору.
2.
Раскрывать информацию о возможности
установления заемщикам Льготного
периода на официальном сайте кредитора в
разделах, посвященных кредитованию, а
также рассмотреть возможность доведения
указанной информации по иным каналам
взаимодействия с заемщиками.
При
раскрытии информации о возможности
установления заемщикам Льготного
периода доводить до сведения заемщиков
информацию о порядке начисления и уплаты
процентов и иных платежей по кредитному
договору (договору займа) после
установления Льготного периода, об
отсутствии возможности воспользоваться
Льготным периодом повторно по одному и
тому же кредитному договору (договору
займа), о наличии риска образования
просроченной задолженности в случае
неподтверждения соблюдения условий
получения Льготного периода.
3. В
случае если кредитор помимо Льготного
периода предлагает заемщику Собственные
программы, в целях более полного
информирования заемщика доводить до его
сведения информацию обо всех условиях
как Собственных программ, так и
Льготного периода. В целях обеспечения
заемщику возможности осуществления
удовлетворяющего его потребности выбора
исключать случаи искажения смысла
доводимой до заемщика информации,
которое может привести к введению в
заблуждение относительно условий
Льготного периода и Собственных
программ, в том числе в части предстоящих
расходов заемщика и порядка погашения
кредита (займа).
4. При
выборе заемщиком способа
реструктуризации кредита (займа)
(Собственная программа или Льготный
период) фиксировать волю заемщика
относительно выбранного им способа
реструктуризации кредита (займа) и
условий реструктуризации.
5. В
случае несоответствия жизненных
обстоятельств заемщика и размера
кредита (займа) установленным статьей 6
Федерального закона N 106-ФЗ условиям для
предоставления Льготного периода
информировать заемщика как об
альтернативных способах
реструктуризации кредита (займа), так и
об иных основаниях реструктуризации
кредита (займа), в частности,
предусмотренных статьей 6.1-1.
Федерального закона N 353-ФЗ.
Настоящее письмо подлежит
опубликованию на официальном сайте
Банка России в
информационно-телекоммуникационной
сети "Интернет".
Первый
заместитель
Председателя Банка России
С.А.Швецов
Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен
по:
официальный сайт Банка России
www.cbr.ru
по состоянию на 18.05.2020
Ссылается на
- О потребительском кредите (займе) (с изменениями на 22 июня 2024 года)
- О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа (с изменениями на 25 декабря 2023 года)
- О порядке взаимодействия кредиторов с заемщиками при реализации кредиторами собственных программ рефинансирования кредитов (займов), соответствующих условиям Федерального закона N 106-ФЗ