Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатно для конструкторов   

Нарушение пациентом режима самоизоляции с подозрением на COVID-19/с подтвержденным диагнозом COVID-19


Вопрос:

1. Имеет ли право частная медицинская организация (поликлиника) отказать в консультативном приеме врача или обследовании по платным услугам пациентам, которым ранее в этой же поликлинике были выставлены диагнозы: Подозрение на коронавирусную инфекцию или Вероятная коронавирусная инфекция: Двусторонняя пневмония высокой степени вероятности вирусной этиологии?

Пациент отказался от госпитализации, был предупрежден о необходимости соблюдения режима самоизоляции и т.п. Он нарушил рекомендации о самоизоляции о самостоятельно обратился в поликлиник через 3-4 дня к неврологу, кардиологу и др.

Можно ли на этапе регистратуры отказать в приеме таким пациентам?

2. Можно ли отказать в плановом платном консультативном приеме пациенту с положительным тестом на Covid-19, который не соблюдает режим самоизоляции?

Какие меры в отношении нарушителя режима самоизоляции могут последовать? Может (должна) ли мед. орг-ция вызвать полицию, сообщить о нарушении в Роспотребнадзор?

Ответ:

1. Медицинская организация может отказать лицу с подозрением на наличие нового коронавируса в оказании медицинской помощи амбулаторно, если пациенту в домашнем режиме обеспечивается необходимый объем медицинского наблюдения и лечения и обращение не связано с необходимостью оказания медицинской помощи по экстренным показаниям.

2. Пациент с подтвержденным диагнозом и с легким течением заболевания, согласившись на домашний режим лечения, информируется медицинским работником о необходимости вызова врача или бригады скорой медицинской помощи при ухудшении самочувствия. Однако если пациент все же обратился именно в поликлинику и в связи с ухудшением состояния, следует обеспечить немедленную изоляцию и дальнейшую маршрутизацию пациента в медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь в стационарных условиях. Гражданина, заболевшего коронавирусной инфекцией и нарушающего режим карантина (изоляции), могут привлечь к административной ответственности. Информировать о таком случае можно как сотрудников полиции, так и территориальный орган Роспотребнадзора.

Обоснование:

1. Безусловная недопустимость отказа в оказании медицинской помощи установлена только в отношении медицинской помощи в экстренной форме (часть 2 статьи 11 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

В силу пункта 2 части 3 статьи 32 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская помощь может оказываться амбулаторно, в том числе на дому при вызове медицинского работника.

В рассматриваемой в пункте 1 вопроса ситуации диагноз заболевания новой коронавирусной инфекции COVID-19 не поставлен, однако заболевание (или коронавирусная этиология заболевания) подозревается.

Временным порядком организации работы медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях и условиях дневного стационара, в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 (утвержден приказом Минздрава России от 19.03.2020 N 198н) предписано руководителям медицинских организаций производить немедленную изоляцию и, при наличии показаний, госпитализацию пациентов в специально созданные для данного контингента медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь в стационарных условиях, при появлении подозрения или установления факта заболевания новой коронавирусной инфекцией COVID-19 (пункт 2.16 Порядка).

Аналогичное предписание содержится и во Временных методических рекомендациях "Профилактика, диагностика и лечение новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Версия 6 (28.04.2020)" (утв. Минздравом России).

Таким образом, с одной стороны, в законодательстве указывается, что пациент с подозрением на COVID-19 подлежит изоляции (в том числе на дому) или госпитализации (по клиническим или эпидемиологическим показаниям).

Однако федеральное законодательство предусматривает механизм лечения пациента на дому (при легком течении заболевания) и оформления согласия на оказание медицинской помощи в амбулаторных условиях (на дому) и соблюдение режима изоляции лишь в отношении пациентов с положительным результатом теста на COVID-19 (Основные принципы организации медицинской помощи в амбулаторных условиях (на дому) пациентам с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции COVID-19, утв. приказом Минздрава России от 19.03.2020 N 198н). Проще говоря, согласие на соблюдение режима изоляции оформляется, когда диагноз (или коронавирусная этиология) подтвержден.

Правда, региональное законодательство дает более широкие предписания. Например, приказом Департамента здравоохранения г.Москвы от 08.04.2020 N 373 предусмотрено, что при направлении пациента на лечение в амбулаторных условиях (на дому) в обязательном порядке оформляется согласие на получение медицинской помощи в амбулаторных условиях (на дому) и соблюдение режима изоляции:

- при наличии признаков коронавирусной инфекции (внебольничной пневмонии предположительно коронавирусной этиологии) по форме согласно приложению 3 к приказу (Добровольное согласие на лечение (продолжение лечения) коронавирусной инфекции (COVID-19)/внебольничной пневмонии предположительно коронавирусной этиологии в амбулаторных условиях (на дому) и соблюдение режима изоляции);

- при отсутствии признаков коронавирусной инфекции (внебольничной пневмонии коронавирусной этиологии) по форме согласно приложению 4 к приказу (Добровольное согласие на лечение (продолжение лечения) внебольничной пневмонии (не коронавирусной этиологии острой респираторной вирусной инфекции в амбулаторных условиях (на дому) и соблюдение режима изоляции).

Между тем, согласно пункту 1 статьи 33 Федерального закона от 30.03.99 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" больные инфекционными заболеваниями, лица с подозрением на такие заболевания и контактировавшие с больными инфекционными заболеваниями лица, а также лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных болезней, подлежат лабораторному обследованию и медицинскому наблюдению или лечению и в случае, если они представляют опасность для окружающих, обязательной госпитализации или изоляции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.2020 N 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

То есть обязательная изоляция лица с подозрением COVID-19 правомерна, но только в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Подпунктом 6 пункта 1 статьи 51 Закона N 52-ФЗ предусмотрено, что главные государственные санитарные врачи и их заместители при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, вправе выносить мотивированные постановления о госпитализации для обследования или об изоляции больных инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и лиц с подозрением на такие заболевания.

Так, например, еще постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.03.2020 N 9 "О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019" было предписано обеспечить изоляцию и медицинское наблюдение всех лиц, вернувшихся в Российскую Федерацию, в домашних условиях или в условиях обсерватора на срок 14 календарных дней со дня их прибытия.

В данной ситуации, как мы понимаем, пациент к этой категории граждан не относится, а потому режим изоляции, установленный в отношении него, основывается, с одной стороны, на ведомственных нормах и добровольно данном согласии, но одновременно может не иметь правового обоснования на уровне федерального закона, если постановление или предписание главного государственного санитарного врача (его заместителя) ему не выдавалось.

Поэтому в сложившихся условиях медицинская организация может отказать лицу с подозрением на наличие нового коронавируса в оказании медицинской помощи, если пациенту в домашнем режиме обеспечивается необходимый объем медицинского наблюдения и лечения.

Но не можем не заметить, что в настоящее время само установление режима обязательной изоляции лиц, у которых коронавирус подозревается, но не установлен (если речь не идет о 14-дневном карантине лиц, прибывших из-за рубежа), лишь по согласию пациента проходить лечение дома, но в отсутствие соответствующего постановления или предписания главного государственного санитарного врача (его заместителя), является правовой проблемой.

Кроме того, обращаем внимание на то, что если пациент обратился в медицинскую организацию по экстренным показаниям - при возникновении внезапного острого заболевания, состояния, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента (даже нарушив режим изоляции на дому), отказ в оказании такой помощи недопустим.

2. В рассматриваемой в пункте 2 вопроса ситуации диагноз заболевания новой коронавирусной инфекции COVID-19 установлен.

Основными принципами организации медицинской помощи в амбулаторных условиях (на дому) пациентам с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции COVID-19 (утверждены приказом Минздрава России от 19.03.2020 N 198н) предусмотрено, что медицинская помощь пациенту с положительным результатом теста на COVID-19 может оказываться на дому в случае отсутствия клинических проявлений заболеваний или легком течении заболевания (температура тела менее 38,5°C, частота дыхательных движений (ЧДД) менее 30 движений в минуту, насыщение крови кислородом по данным пульсоксиметрии (SpO2) более 93%, для детей - 95% и более) (пункт 3).

В случае принятия решения о дальнейшем оказании медицинской помощи пациенту в амбулаторных условиях (на дому) оформляется согласие на оказание медицинской помощи в амбулаторных условиях (на дому) и соблюдение режима изоляции при лечении новой коронавирусной инфекции COVID-19 (рекомендуемый образец приведен в приложении к Основным принципам) (пункт 3.6 Основных принципов).

Опять же медицинская организация должна отказать лицу с установленным диагнозом в оказании медицинской помощи, если пациенту в домашнем режиме обеспечивается необходимый объем медицинского наблюдения и лечения и нет оснований для госпитализации такого пациента, признаков угрожающих жизни состояний, обеспечив его немедленную изоляцию и определив дальнейшую тактику (пациент либо госпитализируется в медицинское учреждение для обеспечения режима изоляции и дальнейшего лечения в стационарных условиях, либо подлежит транспортировке обратно на специально выделенном санитарном транспорте).

Безусловно, пациент с легким течением заболевания, согласившись на домашний режим лечения, информируется медицинским работником о необходимости вызова врача или бригады скорой медицинской помощи при ухудшении самочувствия (температура тела более 38,5 °C, появление затрудненного дыхания, одышки, появление или усиление кашля, снижение насыщения крови кислородом по данным пульсоксиметрии (SpO2) менее 93%) (пункт 3.2 Основных принципов).

Однако если пациент все же обратился именно в поликлинику и в связи с ухудшением состояния, следует обеспечить немедленную изоляцию и дальнейшую маршрутизацию пациента в медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь в стационарных условиях; нельзя просто отправить такого пациента домой.

Гражданина, заболевшего коронавирусной инфекцией и нарушающего режим карантина (изоляции), могут привлечь к административной ответственности (части 2, 3 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020, вопрос 22). Протоколы об административных правонарушениях по статье 6.3 КоАП РФ вправе составлять:

- должностные лица органов внутренних дел (полиции) (пункт 1 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ);

- должностные лица органов, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (пункт 19 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ, вопрос 23 Обзора утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020).

Поэтому медицинская организация может информировать о рассматриваемом случае как сотрудников полиции, так и территориальный орган Роспотребнадзора.

Нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или угрозу его наступления, может повлечь привлечение к уголовной ответственности, предусмотренной статьей 236 Уголовного кодекса РФ.

Служба поддержки пользователей систем "Кодекс"/"Техэксперт"
Эксперт Лисицкая Ольга Сергеевна

Ссылается на


 


 

Яндекс.Метрика    © 2021 Кодекс ИТ   
На сайте использованы иконки Yusuke Kamiyamane