МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 8 мая 2020 года N 01-02-02/03-37710
[О
рассмотрении обращения о разработке
проекта федерального закона,
предусматривающего освобождение
федеральных учреждений культуры от
уплаты налогов в качестве временной меры
в связи с распространением новой
коронавирусной инфекции]
Министерство финансов Российской
Федерации рассмотрело обращение о
разработке проекта федерального закона,
предусматривающего освобождение
федеральных учреждений культуры от
уплаты налогов в качестве временной меры
в связи с распространением новой
коронавирусной инфекции, и сообщает
следующее.
По
вопросу поддержки федеральных
учреждений культуры в условиях
ухудшения ситуации в связи с
распространением коронавирусной
инфекции и в части освобождения их от
уплаты налога на имущество организаций и
земельного налога сообщается.
Налог
на имущество организаций и земельный
налог относятся к региональным и местным
налогам соответственно и являются
существенными доходными источниками
субъектов Российской Федерации и
муниципальных образований.
В этой
связи при установлении налоговых льгот
по налогу на имущество организаций и
земельному налогу на федеральном уровне
образуются выпадающие доходы бюджетов
субъектов Российской Федерации и
муниципальных образований и, как
следствие, это приводит к необходимости
их компенсации из федерального бюджета,
а также определения источника таких
расходов федерального бюджета.
Законодательным
(представительным) органам субъектов
Российской Федерации и органам местного
самоуправления Налоговым кодексом
Российской Федерации (далее - Кодекс)
предоставлены полномочия по
регулированию налоговой нагрузки на
соответствующей территории, в том числе
в части установления налоговых льгот и
налоговых ставок (с правом установления
"нулевых" налоговых ставок) по
указанным налогам для отдельных
категорий налогоплательщиков и видов
имущества, в том числе для учреждений
культуры.
В
соответствии с Основами государственной
политики регионального развития
Российской Федерации на период до 2025
года, утвержденными Указом Президента
Российской Федерации от 16.01.2017 N 13,
сбалансированность бюджетов субъектов
Российской Федерации должна
обеспечиваться, в первую очередь, за счет
поэтапного упразднения установленных на
федеральном уровне неэффективных льгот
по региональным и местным налогам.
Таким
образом, установление на федеральном
уровне для федеральных учреждений
культуры налоговых льгот по налогу на
имущество организаций и земельному
налогу не соответствует проводимой в
настоящее время налоговой и бюджетной
политике.
Кроме
того, обращаем внимание, что в
соответствии со статьей 4 Кодекса
Правительство Российской Федерации
вправе в 2020 году издавать нормативные
правовые акты, предусматривающие в
период с 1 января до 31 декабря 2020 года
(включительно) продление сроков уплаты
отдельных налогов, сборов, страховых
взносов, авансовых платежей по налогам, а
также установление дополнительных
оснований предоставления в 2020 году
отсрочки (рассрочки) по уплате налогов,
страховых взносов, пеней, штрафов,
процентов, определение порядка и условий
ее предоставления.
Во
исполнение статьи 4 Кодекса принято
постановление Правительства Российской
Федерации от 02.04.2020 N 409 "О мерах по
обеспечению устойчивого развития
экономики", которым предусматривается
предоставить меры поддержки
организациям и индивидуальным
предпринимателям, занятым в сферах
деятельности, наиболее пострадавших в
условиях ухудшения ситуации в связи с
распространением новой коронавирусной
инфекции, перечень которых утверждается
Правительством Российской Федерации.
Перечень отраслей российской
экономики, в наибольшей степени
пострадавших в условиях ухудшения
ситуации в результате распространения
новой коронавирусной инфекции утвержден
постановлением Правительства
Российской Федерации от 03.04.2020 N 434,
согласно которому в него включена
деятельность творческая, деятельность в
области искусства и организации
развлечений, деятельность музеев,
деятельность в области демонстрации
фильмов.
С
учетом изложенного предложение в части
освобождения федеральных учреждений
культуры от уплаты налога на имущество
организаций и земельного налога не
поддерживается.
По
вопросу освобождения от уплаты налога на
прибыль федеральных учреждений культуры
в виде предоставления им возможности
применять налоговую ставку 0 процентов к
доходам, полученным от любой
деятельности за предыдущий и текущий
налоговые периоды, сообщаем следующее.
В
обоснование указанной меры поддержки
для федеральных учреждений культуры в
связи с распространением новой
коронавирусной инфекции указывается на
значительный объем потенциальных
убытков в виде недополученных доходов.
Необходимо отметить, что
налоговой базой по налогу на прибыль
организаций признается денежное
выражение прибыли, определяемой как
доходы, уменьшенные на величину
произведенных расходов (пункт 1 статьи 247
и пункт 1 статьи 274 Кодекса).
Следовательно, снижение доходов
организации соответствующим образом
влияет на уменьшение налоговой базы по
налогу на прибыль организаций и
соответственно на снижение суммы
налога.
Таким
образом, учитывая возможность получения
федеральными учреждениями культуры в
связи с распространением новой
коронавирусной инфекции значительного
объема убытков не совсем понятна цель
предлагаемой меры поддержки в виде
установления для них ставки 0 процентов
по налогу на прибыль организаций, в связи
с чем, данное предложение не
поддерживается.
Приложение*.
* Приложение не приводится. - Примечание
изготовителя базы данных.
В.В.Колычев
Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен
по:
рассылка
Ссылается на
- Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (с изменениями на 10 марта 2022 года)
- О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики (с изменениями на 7 ноября 2020 года)
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) (с изменениями на 30 сентября 2024 года) (редакция, действующая с 30 октября 2024 года)
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) (с изменениями на 29 октября 2024 года)