Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Акция для пищевой промышленности

Влияние COVID-2019 на строительную отрасль



Указом Президента РФ от 25.03.2020 N 206 "Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней" и Указом Президента РФ от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" период с 30.03.2020 по 30.04.2020 объявлен нерабочими днями. Указом Президента РФ от 28.04.2020 N 294 "О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" этот период был продлен до 11.05.2020.

При этом предписано продолжить работать госорганам, непрерывно действующим предприятиям. В отношении остальных организаций - субъекты РФ сами должны определить, кто и в каком режиме работает. Кроме того, действие данных указов может быть распространено и на системообразующие предприятия. Решение о включении организации в перечень принимается Правительственной комиссией по повышению устойчивости развития российской экономики. Регионы могут выйти с предложением о включении в указанный перечень организаций, которые, по их мнению, являются таковыми. По состоянию на 29.04.2020 в указанный перечень включены 76 организаций по инициативе Минстроя, значительная часть из них - строительная.

В соответствии с Планом первоочередных мероприятий (действий) по обеспечению устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции от 17.03.2020 N 2182п-П13, утвержденным Председателем Правительства РФ, в целях оценки финансового положения застройщиков и подрядных организаций ведется еженедельный мониторинг приостановки (прекращения) производства работ на объектах капитального строительства. Таким образом, стройке уделяется особое внимание.

В связи с этим возникает несколько вопросов: Может ли быть продолжено строительство и при каких условиях? Как исчисляются сроки рассмотрения заявлений, которые необходимо подавать на различных стадиях строительства? Каков срок действия основных разрешительных документов? Какие проверки проводятся? COVID-2019 форс-мажор? Как исчисляются штрафы? Какие меры ответственности могут быть применены, если все-таки заражение прошло?

На каждый из этих вопросов попробуем найти ответ. Судебная практика по данным вопросам уже начала формироваться и ее, разумеется, также надо учитывать, помимо нормативных правовых актов, а также официальных разъяснений органов власти различных уровней. 21.04.2020 Президиумом Верховного суда РФ был утвержден первый обзор судебной практики, а 30.04.2020 второй. Данные обзоры касаются вопросов форс-мажора, а также мер административной и уголовной ответственности при нарушении карантинных мер.

Появляются новые разъяснения уполномоченных органов власти, Роспотребнадзора и Минстроя.

Может ли быть продолжено строительство и при каких условиях? Могут ли передаваться квартиры дольщикам?

Законодательством не дается определения "непрерывно действующие предприятия". Некие общие выводы можно сделать из ст.ст.95 и 113 ТК РФ, а также на базе судебной практики, которая формируется в их развитие - если технологически невозможно остановить процесс работы, а также, если остановка деятельности может повлечь за собой угрозу безопасности, то можно говорить о соответствующем статусе предприятий. Аналогичная позиции содержится в Письме Минтруда России от 26.03.2020 N 14-4/10/П-2696 "О направлении Рекомендаций работникам и работодателям в связи с Указом Президента РФ от 25.03.2020 N 206".

В конечном итоге, сейчас субъекты РФ определяют список таких предприятий.

В качестве примера можно рассмотреть опыт Москвы - Указ Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности".

К их числу отнесены предприятия с непрерывным технологическим процессом, обеспечивающие жизнедеятельность города: в т.ч. строительство объектов медицинского назначения, а также работ непрерывного цикла, связанных со строительством и обслуживанием объектов метрополитена, инфраструктуры наземного общественного транспорта, железнодорожного транспорта и аэропортов.

В Санкт-Петербурге на данный момент разрешено строительство всех объектов, аналогичная ситуация в Псковской области, Сахалинской области. Иркутская область строительные товары по аналогии с федеральным перечнем включила в число товаров первой необходимости, а также не стала ограничивать строительство.

Однако, это не значит, что все должны быть на своих рабочих местах в стандартном графике. Эти предприятия должны своими решениями определить оптимальную численность и списочный состав тех, кто:

- работает непосредственно на рабочих местах;

- трудится в дистанционном режиме;

- временно не работает с сохранением зарплаты.

Вывод - строительство может быть продолжено, при условии, если субъектом РФ не установлено дополнительных ограничений.

В любом случае необходимо обеспечить меры по предотвращению распространения заболевания. Как это можно сделать.


7 июня 2020 года вступило в силу Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 22.05.2020 N 15 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)". Этот документ имеет временный характер. Срок его действия ограничен 31.12.2020, во всяком случае пока. Он становится основополагающим в определении тех мер, которые должны быть приняты всеми организациями, в т.ч. строительными, в своей работе во избежание новых вспышек коронавируса.

Кроме того, рекомендации содержатся в разъясняющих письмах профильных ведомств: Письме Роспотребнадзора от 07.04.2020 N 02/6338-2020-15 "О рекомендациях по профилактике коронавирусной инфекции (COVID-19) среди работников", в Рекомендациях Роспотребнадзора "О направлении рекомендаций по применению средств индивидуальной защиты для различных категорий граждан при рисках инфицирования Covid-19" (Письмо от 11.04.2020 N 02/6673-2020-32), в Инструкции о проведении дезинфекционных мероприятий в офисных помещениях, разработанной Роспотребнадзором (письмо от 27.03.2020 N 05/5210-2020-24), письме Минстроя России от 06.04.2020 N 13364-ТК/02, письме Роспотребнадзора от 18.04.2020 N 02/7329-2020-27 "О проведении профилактических и дезинфекционных мероприятий для работников строительной отрасли", письме Минстроя России от 03.04.2020 N 13156-ИФ/03 "О рекомендациях по профилактике распространения коронавирусной инфекции для организаций строительной отрасли", письме Роспотребнадзора от 18.04.2020 N 02/7329-2020-27 "О проведении профилактических и дезинфекционных мероприятий для работников строительной отрасли", письме Минстроя России от 13.04.2020 N 11540-ОГ/08, а также в письме Минстроя России от 06.04.2020 N 10757-ОГ/08.

И так, из данных документов можно вывести несколько рекомендаций.

Инспектора органов ГСН относятся к лицам низкого профессионального риска, тем не менее, они должны использовать маски и перчатки. Запас из расчета 1 маска на 2-3 часа + 1 про запас, перчатки 1 пара до износа и 1 про запас и перчатки одноразового использования при работе с гражданами. При использовании многоразовых перчаток - требуется обработка спиртосодержащим кожным антисептиком или смена после каждого контакта с кожными покровами граждан, а также их личными вещами.

Для строительных организаций рекомендовано обеспечение не менее чем пятидневного запаса моющих и дезинфицирующих средств, средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы), перчаток, в также применение в помещениях с постоянным нахождением работников бактерицидных облучателей воздуха рециркуляторного типа.

Разумеется, необходимо социальное дистанцирование.

Аналогичные рекомендации для сотрудников организаций, обеспечивающих жизнедеятельность. Кроме того, для них нужен халат для защиты от общих производственных загрязнений или его аналог.

Для непосредственно стройплощадки необходимо учитывать, что в ряде случаев речь идет о скученности проживания сотрудников, непосредственно занятых на стройке.

Т.е. необходимо ограничить доступ на стройплощадку потенциальных носителей заболевания (тепловизоры на входе), обеззараживание поверхностей, к которым притрагивается большое количество человек (столы в прорабской, дверные ручки и т.д.), исключение избыточных поверхностей, с которыми может контактировать большое количество людей, например, входа по отпечаткам пальцев, карточкам и т.д., возможность обеспечения изоляции сотрудников с подозрением по заболевание, исключение избыточного скопления людей в отдельных помещениях (столовых, с.у. и т.д.).

Следует помнить, что пп."с" п.23 Положения о составе и содержании разделов проектной документации (постановление Правительства РФ от 16.02.2008 N 87) установлено, что в составе ПОС определяются мероприятия и проектные решения по определению технических средств и методов работы, обеспечивающих выполнение нормативных требований охраны труда.

В соответствии с п.4.9 СП 48.13330.2019 "Организация строительства" вопросы обеспечения труда лежат на подрядчике (генподрядчике).

В части работы с дольщиками по передаче квартир, то напрямую запрета в законодательстве нет. Есть рекомендация Роспотребнадзора - ограничение доступа на предприятие (в организацию) лиц, не связанных с его деятельностью, за исключением работ, связанных с производственными процессами.

В любом случае необходимо соблюдать пропускную систему (при наличии таковой), избегать массового скопления людей (ограничения зависят от региона), общие рекомендации, а также, по возможности, использовать видео-фото-фиксацию. У застройщиков есть право ограничить доступ иных лиц, в т.ч. специалистов, которых иногда дольщики нанимают для проверки качества работ, на стройплощадку, т.к. формально их деятельность не связана с деятельностью строительной организации.

Работу рекомендуется организовывать таким образом, чтобы избегать массового скопления сотрудников - групповые ячейки, посменная работа.

При централизованном питании работников организация посещения столовой коллективами участков, отделов в строго определенное время по утвержденному графику.

При отсутствии столовой - запрет приема пищи на рабочих местах, выделение для приема пищи специально отведенного помещения или его части, с оборудованной раковиной для мытья рук и дозатором для обработки рук кожным антисептиком.

Организация работы столовых в соответствии с рекомендациями по проведению профилактических и дезинфекционных мероприятий по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции в организациях общественного питания.

Настоятельно рекомендую придерживаться данных рекомендаций, поскольку, напомню, что Федеральным законом N 99-ФЗ КоАП РФ от 01.04.2020 дополнен статьей 20.6.1 "Невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения". Ч.1 данной статьи (если вред здоровью отсутствует) влечет ответственность до 300 тыс.руб., ч.2 (наличие вреда здоровью) до 1 млн.руб. или административное приостановление деятельности до 90 суток.

Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, выражается в невыполнении правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 названного Кодекса.

Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт "а2" пункта "а" статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 г.) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"). Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 417. В рамках положений данного постановления и принимаются соответствующие нормативные правовые акты на уровне субъектов РФ о введении режима повышенной готовности или их аналоги.

Административные правонарушения, ответственность за которые установлена частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, являются длящимися. В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, составляет 3 месяца и исчисляется с момента их обнаружения.

Кроме того, ч.2 ст.6.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

Больные инфекционными заболеваниями, лица с подозрением на такие заболевания (а сейчас под подозрение попадает ОРЗ/ОРВИ) и контактировавшие с больными инфекционными заболеваниями лица, а также лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных болезней, подлежат лабораторному обследованию и медицинскому наблюдению или лечению и в случае, если они представляют опасность для окружающих, обязательной госпитализации или изоляции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 33 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").

Федеральный законодатель допускает медицинское вмешательство, а также принятие изоляционных мер различного характера в отношении названных выше лиц в порядке, установленном законодательством.

Административные правонарушения, ответственность за которые установлена частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, являются длящимися. В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, составляет 1 год и исчисляется с момента обнаружения административного правонарушения.

Кроме того, ст.236 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических правил. Нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей либо создавшее угрозу наступления таких последствий влечет ответственность вплоть до лишения свободы на 2 года.

Нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности смерть человека, влечет за собой ответственность вплоть до лишения свободы от 3 до 5 лет.

Нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц влечет за собой ответственность вплоть до лишения свободы от 5 до 7 лет.

Обратите внимание, что ч.1 данной статьи содержит оценочную категорию в отличие от 2 и 3 части. При решении вопроса об отнесении заболевания или отравления к массовому следует принимать во внимание не только количество заболевших, но и тяжесть заболевания. Для определения масштабов заболевания суд вправе привлечь соответствующих специалистов, например, представителей федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор или надзор в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Уголовная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических правил, создавшее угрозу наступления таких последствий, может наступать только в случае реальности этой угрозы, когда массовое заболевание не произошло лишь в результате вовремя принятых органами государственной власти, местного самоуправления, медицинскими работниками и другими лицами мер, направленных на предотвращение распространения заболевания, или в результате иных обстоятельств, не зависящих от воли лица, нарушившего указанные правила.

Как следует разграничивать уголовную ответственность по части 2 статьи 236 УК РФ и административную ответственность по части 3 статьи 6.3 КоАП РФ? Ответ также содержится в разъяснениях Верховного суда. Административная ответственность по части 3 статьи 6.3 КоАП РФ наступает лишь в тех случаях, когда действия (бездействие) правонарушителя не содержат уголовно наказуемого деяния. В связи с тем, что за нарушение физическим лицом санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности смерть человека, предусмотрена уголовная ответственность, в случае наступления последствий в виде смерти человека действия (бездействие) виновного следует квалифицировать по части 2 статьи 236 УК РФ. Если в результате действий (бездействия), составляющих объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 6.3 КоАП РФ, наступили последствия в виде причинения вреда здоровью человека (одного человека или нескольких лиц), то содеянное полностью охватывается составом данного административного правонарушения при отсутствии признаков преступления, предусмотренного частью 1 статьи 236 УК РФ (не установлено наличие массового заболевания людей либо создание угрозы наступления таких последствий).

Как исчисляются сроки рассмотрения заявлений, которые необходимо подавать на различных стадиях строительства?

Напомню, что госорганы работают, пусть даже частично в дистанционном режиме. Т.е. сроки рассмотрения не меняются. Может измениться формат взаимодействия из-за частично или полностью закрытых МФЦ, ограничений по личному приему и т.д. Т.е. могут быть дистанционные согласования, направление корреспонденции через ящики, без канцелярии и т.д., но в любом случае срыв срока рассмотрения любого документа - это нарушение.

Каков срок действия основных разрешительных документов?

Помимо стандартного ГрК РФ в данном случае необходимо учитывать еще один основополагающий документ - Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 N 440 "О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году". В части стройки необходимо обратить внимание на приложение N 3.

На один год продлевается срок действия разрешений на строительство, срок действия которых истекает после дня вступления в силу настоящего постановления до 1 января 2021 г.;

с 5 до 6 лет продлевается срок действия квалификационных аттестатов на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий, полученных в соответствии со статьей 49.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, срок действия которых истекает после дня вступления в силу настоящего постановления до 1 января 2021 г.;

на один год продлевается срок применения проекта планировки территории, градостроительного плана земельного участка для целей, предусмотренных частью 5.2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в случае, если указанный срок истекает после дня вступления в силу настоящего постановления до 1 января 2021 г.;

на один год продлевается срок использования информации, указанной в градостроительном плане земельного участка, для целей, предусмотренных пунктом 2 части 7, пунктами 3 и 4 части 21.15 статьи 51, части 10 статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в случае, если указанный срок истекает после дня вступления в силу настоящего постановления до 1 января 2021 г.

Тем самым, во-первых, если вы в течение года с момента вступления в силу указанного постановления подадите документы на экспертизу проектной документации, то экспертиза будет проверять их на соответствие тем же нормам, что и если бы вы подали сейчас.

Срок действия ГПЗУ для подачи заявления на выдачу разрешений на строительство и внесение изменений в него также продлен на 1 год, равно как и автоматически продлеваются сами разрешения на строительство на данный срок.

Переходные положения действуют в отношении указанных документов, если соответствующие заявления поданы до конца 2020 года.

Кроме того, в редакции постановления Правительства РФ № 440 от 11.06.2020 N 849 продлен срок действия заключений государственной экологической экспертизы.

Срок действия положительного заключения государственной экологической экспертизы, срок действия которого истекает в период со дня вступления в силу настоящего постановления до 31 декабря 2020 г., продлевается до 31 декабря 2021 г., если реализация объекта государственной экологической экспертизы осуществляется без отступления от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, с учетом положений абзаца шестого пункта 5 статьи 18 Федерального закона "Об экологической экспертизе".

Кроме того, предусматривается использование средств дистанционного взаимодействия при общественных обсуждений в области государственной экологической экспертизы.

Какие проверки могут проводиться в период действия ограничительных мер по COVID-2019?

Согласно части 1 статьи 54 ГрК РФ к отношениям, связанным с осуществлением государственного строительного надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - ФЗ N 294) с учетом следующих особенностей организации и проведения проверок: проверки проводятся без формирования ежегодного плана проведения плановых проверок.

Государственный строительный надзор осуществляется в соответствии с Положением об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденном постановлением Правительства РФ от 01.02.2006 N 54 (далее - Положение).

Согласно пунктам 11, 12 Положения проверки проводятся должностным лицом (должностными лицами) органа государственного строительного надзора в соответствии с программой проверок.

Таким образом, проверки, осуществляемые органами ГСН в рамках программы проверок, на мой взгляд, не являются плановыми.

Исчерпывающие основания для проведения внеплановых проверок установлены ч.2 ст.10 ФЗ N 294.

Согласно части 1.1 статьи 26.2 ФЗ N 294 если иное не установлено Правительством РФ, проверки в отношении юридических лиц, ИП, отнесенных в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого и среднего предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСП), не проводятся с 1 апреля по 31 декабря 2020 года включительно, за исключением проверок, основаниями для проведения которых являются причинение вреда или угроза причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно постановлению Правительства РФ от 03.04.2020 N 438 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Постановление N 438) в отношении МСП, а также в отношении некоммерческих организаций, среднесписочная численность работников которых за 2019 год не превышает 200 человек, а также иных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в 2020 году проводятся внеплановые проверки, перечень которых установлен в подпунктах "а" - "д" пункта 1 Постановления.

К указанным проверкам относятся, в том числе:

- внеплановые проверки, основаниями для проведения которых являются факты причинения вреда жизни, здоровью граждан или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и проведение которых согласовано органами прокуратуры;

- внеплановые проверки, назначенные в целях проверки исполнения ранее выданного предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, проведение которых согласовано органами прокуратуры;

- внеплановые проверки, назначенные в целях проверки исполнения ранее выданного предписания, решение о признании которого исполненным влечет возобновление ранее приостановленного действия лицензии, аккредитации или иного документа, имеющего разрешительный характер.

Необходимо учитывать, что в Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" 01.04.2020 Федеральным законом N 98-ФЗ был внесен ряд поправок, направленных на реализацию положений постановления N 438. Так, например, проведение проверок в нарушение ограничений, указанных выше, является грубым нарушением и влечет за собой признание их результатов незаконными и последующую их отмену. Должностных лиц, допустивших данные нарушения, ждет административная ответственность вплоть до дисквалификации.

Ст.1079 ГК РФ относит строительную деятельность к видам деятельности, связанной с повышенной опасностью для окружающих.

Деятельность, создающая повышенную опасность для окружающих, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 4 октября 2012 года N 1833-О, многократно увеличивает риск причинения вреда третьим лицам.

В задачи органов ГСН входит, в т.ч. предупреждение возможного вреда, неслучайно по результатам проверки в рамках ГСН при обнаружении нарушений обязательных требований застройщику (техническому заказчику, лицу, осуществляющему строительство) выдается предписание об устранении выявленных нарушений, до устранения которых в силу ч.6 ст.52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, не вправе приступать к продолжению работ. За продолжение работ в таком случае установлена самостоятельная мера административной ответственности. Следует учитывать, что п.10 Постановления N 438 установлена обязанность надзорных органов в течение 10 рабочих дней удовлетворять ходатайства об отсрочке сроков исполнения ранее выданных предписаний (кроме предписаний, по результатам исполнения которых выдаются какие-либо разрешительные документы). При этом законодательство не говорит, на сколько можно просить отсрочку. Оснований для отказа в данных ходатайствах, например, из-за длительности отсрочки, нет.

Пунктом 2 Постановления N 438 установлено (с учетом поправок, внесенных постановлением Правительства РФ от 22.04.2020 N 557), что в 2020 году при осуществлении государственного контроля (надзора) в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, не указанных в пункте 1 Постановления, плановые проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность и (или) используемые производственные объекты которых отнесены к категории чрезвычайно высокого или высокого риска.

В отношении федерального ГСН риск-ориентированный подход не применим, т.к. основная масса подобных объектов относится к технически сложным, уникальным или особо опасным, что подразумевает повышенную опасность подобных объектов для окружающих.

Ростехнадзором издан Приказ от 07.04.2020 N 149 "Об отмене проверок соблюдения обязательных требований субъектами электроэнергетики, теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и потребителями электрической энергии в 2020 году", однако, он не касается стройки.

В соответствии с пунктом 11 протокола от 16.03.2020 N МХ-П16-23пр совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации М.Ш.Хуснуллина, поручением Правительства Российской Федерации от 18 марта 2020 г. N ММ-П36-1945 органам государственного контроля (надзора) предписано приостановить назначение проверок до 01.05.2020 года, за исключением проведения внеплановых проверок, основанием для которых является причинение вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также проверок, результатом которых является выдача разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.

В соответствии с пунктом 2.11 Плана первоочередных мероприятий (действий) по обеспечению устойчивого развития экономики Санкт-Петербурга в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утвержденного поручением Губернатора Санкт-Петербурга от 01.04.2020 N 1073, органам государственного контроля (надзора) Санкт-Петербурга предписано приостановить назначение проверок до 01.07.2020 года, за исключением проведения внеплановых проверок, основанием для которых является причинение вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также проверок, результатом которых является выдача разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.

Соответствующие поручения выполнены. Однако, остается открытым ряд вопросов.

Вместе с тем в Постановлении N 438 нет указания о возможности проведения проверок, результатом которых является выдача разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.

Согласно пунктам 6, 7 Постановления N 438 проверки, указанные в пунктах 1 и 2 Постановления, проводятся только с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудио- или видеосвязи, за исключением следующих случаев:

а) выезд должностных лиц органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля согласован органами прокуратуры в ходе согласования проведения проверок, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 Постановления N 438;

б) возможность выезда должностных лиц органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля предусмотрена поручением Президента Российской Федерации, поручением Правительства Российской Федерации, требованием прокурора о проведении проверок, указанных в подпункте "в" пункта 1 Постановления N 438.

Вместе с тем осуществление проверок в рамках ГСН только с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудио- или видеосвязи не представляется возможным, поскольку должностное лицо органа ГСН при проведении проверки должно, в том числе провести визуальный осмотр выполненных работ (включая отдельные выполненные работы, строительные конструкции, участки сетей инженерно-технического обеспечения, инженерные системы и оборудование) и примененных строительных материалов (изделий).

Правовой неопределенности добавляет постановление N 440 (п.3 приложения N 3). В нем, с одной стороны, законодатель попытался прописать возможность проведения проверок по программе, хотя прописал это достаточно размыто, с другой, допустил возможность выхода на объект в процессе проведения итоговых проверок ((и, в отличие от постановления Правительства РФ N 438 в форме выездных проверок), а также проверок по программе.

Отсутствие ясных ответов на указанные вопросы ставит под угрозу своевременный ввод в эксплуатацию, в т.ч. социально значимых объектов, в т.ч. особо опасных, технических сложных.

COVID-2019 форс-мажор?

Достаточно распространена практика, когда подтверждением форс-мажора является справка из Торгово-промышленной палаты. Т.е. целесообразно обратить внимание на ее документы, которые определяют, что такое Форс-мажор. Речь идет о "Положении о порядке свидетельствования Торгово-промышленной палатой Российской Федерации обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор)" (приложение к постановлению Правления ТПП РФ от 23.12.2015 N 173-14).

Обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор) - чрезвычайные, непредвиденные и непредотвратимые обстоятельства, возникшие в течение реализации договорных (контрактных) обязательств, которые нельзя было разумно ожидать при заключении договора (контракта), либо избежать или преодолеть, а также находящиеся вне контроля сторон такого договора (контракта).

В частности, к таким обстоятельствам относятся: стихийные бедствия (землетрясение, наводнение, ураган), пожар, массовые заболевания (эпидемии), забастовки, военные действия, террористические акты, диверсии, ограничения перевозок, запретительные меры государств, запрет торговых операций, в том числе с отдельными странами, вследствие принятия международных санкций и другие, не зависящие от воли сторон договора (контракта) обстоятельства.

К обстоятельствам непреодолимой силы (форс-мажору) не могут быть отнесены предпринимательские риски, такие как нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения обязательств товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств, а также финансово-экономический кризис, изменение валютного курса, девальвация национальной валюты, преступные действия неустановленных лиц, если условиями договора (контракта) прямо не предусмотрено иное, а также другие обстоятельства, которые стороны договорных отношений исключили из таковых.

На сайте Минэкономразвития по поводу выдачи справок размещены официальные комментарии от 31.03.2020 на базе Письма ТПП РФ от 26.03.2020 N ПР/0316 "Об организации торгово-промышленными палатами субъектов РФ работы по выдаче Заключений по обстоятельствам непреодолимой силы, по договорам заключаемым между российскими субъектами предпринимательской деятельности".

ТПП РФ принято решение об организации торгово-промышленными палатами субъектов РФ с 26 марта 2020 года работы по выдаче Заключений об обстоятельствах непреодолимой силы по договорам, заключаемым между российскими субъектами предпринимательской деятельности, и связанных с такой выдачей консультаций, на бесплатной основе. Указанная работа проводится для всех организационно-правовых форм организаций и предпринимателей.

Начиная с 26 марта 2020 года, ТПП России осуществляет выдачу Сертификатов о форс-мажоре в соответствии с условиями внешнеторговых сделок и международных договоров также на бесплатной основе.

Как обстоятельство непреодолимой силы свидетельствуется не сама эпидемия коронавируса, а ограничительные или другие меры, предпринимаемые властями на территории России для противодействия распространению пандемии, из-за которых исполнение контракта российской компанией становится невозможным. Такая же позиция содержится в разъяснениях Верховного суда.

Верховным Судом Российской Федерации в постановлении Пленума от 24 марта 2016 г. N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" дано толкование содержащемуся в ГК РФ понятию обстоятельств непреодолимой силы. Так, в пункте 8 названного постановления разъяснено, что в силу пункта 3 статьи 401 ГК РФ для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный, непредотвратимый при данных условиях и внешний по отношению к деятельности должника характер.

Из приведенных разъяснений следует, что признание распространения новой коронавирусной инфекции обстоятельством непреодолимой силы не может быть универсальным для всех категорий должников, независимо от типа их деятельности, условий ее осуществления, в том числе региона, в котором действует организация, в силу чего существование обстоятельств непреодолимой силы должно быть установлено с учётом обстоятельств конкретного дела (в том числе срока исполнения обязательства, характера неисполненного обязательства, разумности и добросовестности действий должника и т.д.).

Применительно к нормам статьи 401 ГК РФ обстоятельства, вызванные угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, а также принимаемые органами государственной власти и местного самоуправления меры по ограничению ее распространения, в частности, установление обязательных правил поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, запрет на передвижение транспортных средств, ограничение передвижения физических лиц, приостановление деятельности предприятий и учреждений, отмена и перенос массовых мероприятий, введение режима самоизоляции граждан и т.п., могут быть признаны обстоятельствами непреодолимой силы, если будет установлено их соответствие названным выше критериям таких обстоятельств и причинная связь между этими обстоятельствами и неисполнением обязательства.

При этом следует иметь в виду, что отсутствие у должника необходимых денежных средств по общему правилу не является основанием для освобождения от ответственности за неисполнение обязательств. Однако если отсутствие необходимых денежных средств вызвано установленными ограничительными мерами, в частности запретом определенной деятельности, установлением режима самоизоляции и т.п., то оно может быть признано основанием для освобождения от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств на основании статьи 401 ГК РФ. Освобождение от ответственности допустимо в случае, если разумный и осмотрительный участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать неблагоприятных финансовых последствий, вызванных ограничительными мерами (например, в случае значительного снижения размера прибыли по причине принудительного закрытия предприятия общественного питания для открытого посещения). Таким образом, для строительного бизнеса обосновать недостаток денежных средств будет непросто.

ТПП России открыла горячую линию для консультирования бизнеса по теме форс-мажорных обстоятельств, возникших при исполнении договоров/контрактов в связи с распространением коронавирусной инфекции COVID-2019.

Возможна ли отсрочка платежей по штрафам? Возможно ли их обжалование и как исчислять процессуальные сроки, в т.ч. при обжаловании штрафов?

В части платежей по штрафам в рамках КоАП РФ, на мой взгляд, можно просить рассрочку/отсрочку в связи с тяжелым материальным положением, что, однако, надо доказать.

Максимальный установленный на сейчас срок отсрочки оплаты штрафов (ст.31.5 КоАП РФ) составляет 1 мес., рассрочки - 3.

Федеральным законом от 08.06.2020 № 166-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции" для субъектов МСП, кроме ст.20.25 КоАП РФ данный срок составляет 180 дней с момента вступления в силу постановления о привлечении к административной ответственности.

В случае, если было подано заявление в суд об оспаривании постановления о привлечении к ответственности или предписания, но нет возможности прибыть на рассмотрение дела в связи с ограничениями по передвижению, ничего страшного. Верховный суд 21.04.2020 по данному поводу высказал следующую позицию: "Невозможность рассмотрения дела в связи с введением указанных правовых режимов может являться основанием для отложения судебного разбирательства в силу статьи 169 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), статьи 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ). Кроме того, в случае необходимости суд, арбитражный суд вправе приостановить производство по делу (часть 4 статьи 1, абзац второй статьи 216 ГПК РФ, часть 5 статьи 3, пункт 4 статьи 144 АПК РФ, часть 4 статьи 2, пункт 4 части 1 статьи 191 КАС РФ), если лица, участвующие в деле, лишены возможности присутствовать в судебном заседании в связи с принимаемыми ограничительными мерами по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции".

С другой стороны, может возникнуть обратная необходимость, например, если в качестве обеспечительной меры органом ГСН был принят запрет на проведение работ до рассмотрения дела судом. В таком случае судам также необходимо учитывать, что по обоснованному ходатайству лица, участвующего в административном деле, о неотложном рассмотрении и разрешении административного дела суд принимает необходимые меры для незамедлительного рассмотрения административного дела любой категории, в том числе административного дела, производство по которому было приостановлено (часть 4 статьи 135 КАС РФ).

У стороны процесса могут возникнуть сложности с соблюдением процессуальных сроков, например, сроков на обжалование постановлений об административной ответственности. Конечно, лучше их не пропускать, однако, право на судебную защиту лиц, участвующих в деле, лишенных в силу объективных обстоятельств возможности совершить необходимое процессуальное действие в установленные законом сроки, обеспечивается посредством восстановления процессуальных сроков (статья 112 ГПК РФ, статья 117 АПК РФ, статья 95 КАС РФ).

В рамках работы по ДДУ на федеральном уровне принято постановление Правительства РФ от 02.04.2020 N 423 "Об установлении особенностей применения неустойки (штрафа, пени) иных финансовых санкций, а также других мер ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договорам участия в долевом строительстве, установленных законодательством о долевом строительстве, и об особенностях включения в реестр проблемных объектов многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в отношении которых застройщиком более чем на 6 месяцев нарушены сроки завершения строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости и (или) обязанности по передаче объекта долевого строительства участнику долевого строительства по зарегистрированному договору участия в долевом строительстве".

Так, при определении размера убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением своих обязательств по ДДУ, не учитываются убытки, причиненные: в период со дня вступления в силу постановления до 1 января 2021 года, в результате введения режима повышенной готовности или ЧС.

При одностороннем отказе участника долевого строительства от исполнения ДДУ по основаниям, 214-ФЗ, например, при просрочке передачи объекта на 2 и более месяца, застройщиком не начисляются проценты в период со дня вступления Постановления в силу до 1 января 2021 года.

В отношении неустоек (пени), процентов и возмещения убытков, предъявленных застройщику к исполнению до 3 апреля 2020 года, предоставляется отсрочка до 1 января 2021 года.

Меры поддержки от СРО

В соответствии с частью 17 статьи 3.3 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" принято постановление Правительства РФ от 27.06.2020 N 938 "Об утверждении Положения об отдельных условиях предоставления займов членам саморегулируемых организаций и порядке осуществления контроля за использованием средств, предоставленных по таким займам".

Основными задачами выделения подобных кредитов является по сути полонение оборотных средств для членов СРО, например, для выплат заработной платы закупки материалов, получения банковской гарантии и т.д.

Предельные размеры займов для одного члена саморегулируемой организации не могут превышать 15 % от 50 % средств компенсационного фонда при условии, что выдача таких займов не приводит к снижению размера средств компенсационного фонда ниже его размера, определяемого на день принятия саморегулируемой организацией решения о предоставлении суммы займа исходя из фактического количества членов саморегулируемой организации и уровня их ответственности по обязательствам.
Максимальная ставка составляет 50% от ключевой ставки ЦБ. Напомню, что с 23.06.2020 ее размер составляет 4,5%.

По общему правилу срок кредита - 1 год.

Разумеется, законодательство устанавливает остаточно жесткие ограничения для заемщиков - отсутствие задолженности по заработной плате на 1 апреля 2020 года, потенциальный заемщик не имеет по состоянию на 1-е число месяца, в котором подается заявка на получение займа, задолженности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов и процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации, превышающей 300тыс. руб., не применено административное приостановление деятельности, потенциальный заемщик не входит в реестр недобросовестных поставщиков и т.д.

При этом предусмотрены различные способы обеспечения займа, например, залог имущества стоимостью, превышающей сумму займа не менее чем на 30 процентов, уступка права требования денежных обязательств по договорам подряда на сумму запрашиваемого займа и т.д.

Разумеется, необходим план расходования займа (формы и требований к нему нет).

Постановление предусматривает достаточно обширный перечень документов, подтверждающих отсутствие обстоятельства, препятствующих выдаче займа, а также подтверждающих возможность его предоставления.

Разумеется, СРО, выдавшее соответствующие займы, передает документы о займе (в т.ч. на без которых был предоставлен заем), а также сводный отчет о движении денежных средств на банковском счете заемщика по каждому договору займа, выписки по банковскому счету заемщика, выданные кредитной организацией, и информацию о соответствии производимых заемщиком расходов целям получения займа - ежемесячно, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным, в НОПРИЗ или НОСТРОЙ соответственно.

Любопытно, что законодательство не предусматривает ответственность за нарушение правил предоставления займов, кроме случаев, если размер компенсационного фонда снизится меньше минимума, что СРО не сможет обеспечивать обязательства своих членов

Ссылается на


 


 

Яндекс.Метрика    © 2020 Кодекс ИТ   
На сайте использованы иконки Yusuke Kamiyamane