ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННАЯ ПАЛАТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 10 апреля 2020 года N 04в/0086
[О поступающих в адрес ТПП России обращениях ряда торгово-промышленных палат и организаций]
В связи
с поступающими в адрес ТПП России
обращениями ряда торгово-промышленных
палат и организаций сообщаем
следующее.
Указом
Президента Российской Федерации от
25.03.2020 N 206 (далее - Указ N 206) были
установлены нерабочие дни с 30 марта по 3
апреля 2020 года, а Указом Президента
Российской Федерации от 02.04.2020 N 239 (далее -
Указ N 239) - с 4 по 30 апреля 2020 года. Перечень
организаций и работников, на которые не
распространяются эти требования,
перечислены соответственно в пункте 2
Указа N 206 и пункте 4 Указа N 239.
В целях
исполнения положений вышеназванных
указов Президента Российской Федерации,
а также для принятия необходимых мер по
обеспечению
санитарно-эпидемиологического
благополучия населения в связи с
распространением новой коронавирусной
инфекции (COVID-19) органами государственной
власти субъектов Российской Федерации
приняты дополнительные нормативные
правовые акты, которые предусматривают,
в том числе, приостановление
(ограничение) деятельности отдельных
организаций и индивидуальных
предпринимателей на соответствующих
территориях.
В ряде
случаев из-за действующих ограничений
субъекты предпринимательской
деятельности в этот период не имеют
возможности производить товары,
выполнять работы, оказывать услуги или
осуществлять иные действия, и, как
следствие, исполнить свои договорные
обязательства в полном объеме и/или в
установленные сроки.
Пунктом 3 статьи 401 Гражданского
кодекса Российской Федерации (далее - ГК
РФ) предусмотрено, что лицо, не
исполнившее или ненадлежащим образом
исполнившее обязательство при
осуществлении предпринимательской
деятельности, несет ответственность,
если не докажет, что надлежащее
исполнение оказалось невозможным
вследствие непреодолимой силы, то есть
чрезвычайных и непредотвратимых при
данных условиях обстоятельств.
Учитывая это, при рассмотрении
обращений по основаниям невозможности
исполнения гражданско-правовых
обязательств в связи с установлением
нерабочих дней, рекомендуем
торгово-промышленным палатам при
подготовке заключений об
обстоятельствах непреодолимой силы
запрашивать у заявителей информацию,
обосновывающую непосредственное
влияние Указов N 206 и N 239, а также
соответствующих нормативных правовых
актов органов государственной власти
субъектов Российской Федерации на
исполнение заявителем конкретного
обязательства, предусмотренного
договором, в частности:
о том,
что исключения, предусмотренные пунктом
2 Указа N 206, пунктом 4 Указа N 239, а также
соответствующими нормативными
правовыми актами органов
государственной власти субъектов
Российской Федерации (например, для
региональных системообразующих
организаций), на работников данной
организации (индивидуального
предпринимателя) не распространяются;
о том,
что организация (непосредственная сфера
ее деятельности, ее работники) не
подпадает под действие ограничительных
(запретительных) мер, устанавливаемых
субъектами Российской Федерации в
соответствии с пунктом 2 Указа N 239;
о
наличии локального правового акта
данной организации (приказ,
распоряжение) по вопросам организации
деятельности предприятия в период
действия Указов N 206 и N 239 (в т.ч. о переводе
работников на дистанционный режим
работы или режим нерабочих дней и т.п.,
например: приказ "О реализации мер по
введению режима повышенной готовности в
связи с угрозой распространения
коронавирусной инфекции (COVID-19)",
приказ "Об организации работы в
условиях неблагоприятной
эпидемиологической ситуации
(изоляции)");
о
невозможности обеспечить
производственную или иную деятельность
в нерабочие дни согласно ранее
утвержденному в организации плану
производства, графику работ на этот
период или иных подобных документов.
В
случае представления заявителем
вышеуказанных сведений, подтвержденных
соответствующими документами,
торгово-промышленным палатам необходимо
внимательно изучить совокупность всех
обстоятельств и оценить реальную
возможность исполнения заявителем
своего обязательства по договору.
При
установлении торгово-промышленной
палатой в каждом конкретном случае
наличия прямой причинно-следственной
связи между возникшими обстоятельствами
и невозможностью исполнить
обязательства, предусмотренные
договором, целесообразно оформить и
выдать заявителю заключение об
обстоятельствах непреодолимой силы.
Дополнительно обращаем внимание
на то, что в соответствии с пунктом 3
статьи 401 ГК РФ, а также пунктом 8
постановления Пленума Верховного Суда
РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами
некоторых положений Гражданского
кодекса Российской Федерации об
ответственности за нарушение
обязательств" к обстоятельствам
непреодолимой силы не относятся, в том
числе, отсутствие у должника необходимых
денежных средств.
Таким
образом, планируемое (ожидаемое)
снижение доходов организаций, связанное
с переводом сотрудников на
дистанционный режим работы,
приостановлением (уменьшением объема)
производства и другими обстоятельствами
(действиями), связанными с реализацией
Указов N 206 и N 239, не будет являться
обстоятельством непреодолимой силы в
отношении финансовых обязательств перед
контрагентом организации или правовым
основанием для отказа от выполнения
таких финансовых обязательств (например,
обязательства по оплате поставленного
для производства сырья).
Просим
руководствоваться изложенными
рекомендациями в своей практической
работе по оформлению заключений об
обстоятельствах непреодолимой силы, а
также провести соответствующую
разъяснительную работу с членскими
организациями и иными субъектами
предпринимательской деятельности.
Вице-президент
В.В.Чубаров
Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен
по:
рассылка
Ссылается на
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) (статьи 1 - 453) (с изменениями на 31 октября 2024 года)
- Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней
- О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)