ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННАЯ ПАЛАТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 10 апреля 2020 года N 04в/0086
[О поступающих в адрес ТПП России обращениях ряда торгово-промышленных палат и организаций]
В
связи с поступающими в адрес ТПП России
обращениями ряда торгово-промышленных
палат и организаций сообщаем
следующее.
Указом Президента
Российской Федерации от 25.03.2020 N 206 (далее -
Указ N 206) были установлены нерабочие дни
с 30 марта по 3 апреля 2020 года, а Указом
Президента Российской Федерации от
02.04.2020 N 239 (далее - Указ N 239) - с 4 по 30 апреля
2020 года. Перечень организаций и
работников, на которые не
распространяются эти требования,
перечислены соответственно в пункте 2
Указа N 206 и пункте 4 Указа N 239.
В
целях исполнения положений
вышеназванных указов Президента
Российской Федерации, а также для
принятия необходимых мер по обеспечению
санитарно-эпидемиологического
благополучия населения в связи с
распространением новой коронавирусной
инфекции (COVID-19) органами государственной
власти субъектов Российской Федерации
приняты дополнительные нормативные
правовые акты, которые предусматривают,
в том числе, приостановление
(ограничение) деятельности отдельных
организаций и индивидуальных
предпринимателей на соответствующих
территориях.
В
ряде случаев из-за действующих
ограничений субъекты
предпринимательской деятельности в этот
период не имеют возможности производить
товары, выполнять работы, оказывать
услуги или осуществлять иные действия, и,
как следствие, исполнить свои договорные
обязательства в полном объеме и/или в
установленные сроки.
Пунктом 3 статьи 401
Гражданского кодекса Российской
Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено,
что лицо, не исполнившее или
ненадлежащим образом исполнившее
обязательство при осуществлении
предпринимательской деятельности, несет
ответственность, если не докажет, что
надлежащее исполнение оказалось
невозможным вследствие непреодолимой
силы, то есть чрезвычайных и
непредотвратимых при данных условиях
обстоятельств.
Учитывая это, при
рассмотрении обращений по основаниям
невозможности исполнения
гражданско-правовых обязательств в
связи с установлением нерабочих дней,
рекомендуем торгово-промышленным
палатам при подготовке заключений об
обстоятельствах непреодолимой силы
запрашивать у заявителей информацию,
обосновывающую непосредственное
влияние Указов N 206 и N 239, а также
соответствующих нормативных правовых
актов органов государственной власти
субъектов Российской Федерации на
исполнение заявителем конкретного
обязательства, предусмотренного
договором, в частности:
о
том, что исключения, предусмотренные
пунктом 2 Указа N 206, пунктом 4 Указа N 239, а
также соответствующими нормативными
правовыми актами органов
государственной власти субъектов
Российской Федерации (например, для
региональных системообразующих
организаций), на работников данной
организации (индивидуального
предпринимателя) не распространяются;
о
том, что организация (непосредственная
сфера ее деятельности, ее работники) не
подпадает под действие ограничительных
(запретительных) мер, устанавливаемых
субъектами Российской Федерации в
соответствии с пунктом 2 Указа N 239;
о
наличии локального правового акта
данной организации (приказ,
распоряжение) по вопросам организации
деятельности предприятия в период
действия Указов N 206 и N 239 (в т.ч. о переводе
работников на дистанционный режим
работы или режим нерабочих дней и т.п.,
например: приказ "О реализации мер по
введению режима повышенной готовности в
связи с угрозой распространения
коронавирусной инфекции (COVID-19)", приказ
"Об организации работы в условиях
неблагоприятной эпидемиологической
ситуации (изоляции)");
о
невозможности обеспечить
производственную или иную деятельность
в нерабочие дни согласно ранее
утвержденному в организации плану
производства, графику работ на этот
период или иных подобных документов.
В
случае представления заявителем
вышеуказанных сведений, подтвержденных
соответствующими документами,
торгово-промышленным палатам необходимо
внимательно изучить совокупность всех
обстоятельств и оценить реальную
возможность исполнения заявителем
своего обязательства по договору.
При установлении
торгово-промышленной палатой в каждом
конкретном случае наличия прямой
причинно-следственной связи между
возникшими обстоятельствами и
невозможностью исполнить обязательства,
предусмотренные договором,
целесообразно оформить и выдать
заявителю заключение об обстоятельствах
непреодолимой силы.
Дополнительно обращаем
внимание на то, что в соответствии с
пунктом 3 статьи 401 ГК РФ, а также пунктом 8
постановления Пленума Верховного Суда
РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами
некоторых положений Гражданского
кодекса Российской Федерации об
ответственности за нарушение
обязательств" к обстоятельствам
непреодолимой силы не относятся, в том
числе, отсутствие у должника необходимых
денежных средств.
Таким образом, планируемое
(ожидаемое) снижение доходов
организаций, связанное с переводом
сотрудников на дистанционный режим
работы, приостановлением (уменьшением
объема) производства и другими
обстоятельствами (действиями),
связанными с реализацией Указов N 206 и N 239,
не будет являться обстоятельством
непреодолимой силы в отношении
финансовых обязательств перед
контрагентом организации или правовым
основанием для отказа от выполнения
таких финансовых обязательств (например,
обязательства по оплате поставленного
для производства сырья).
Просим руководствоваться
изложенными рекомендациями в своей
практической работе по оформлению
заключений об обстоятельствах
непреодолимой силы, а также провести
соответствующую разъяснительную работу
с членскими организациями и иными
субъектами предпринимательской
деятельности.
Вице-президент
В.В.Чубаров
Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
рассылка
Ссылается на
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) (статьи 1 - 453) (с изменениями на 31 октября 2024 года)
- Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней
- О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)