ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ИНФОРМАЦИЯ
от 17 апреля 2020 года
Банк России утвердил дополнительные меры по защите интересов граждан, поддержке кредитования экономики, временному смягчению ПОД/ФТ и валютного контроля
1. Меры по защите интересов граждан
Банк России считает важным расширить
возможности кредитных организаций по
реструктуризации кредитов населению,
предоставлению гражданам новых
кредитов, в частности ипотеки. При этом
необходимо максимально ограничить очное
взаимодействие граждан с финансовыми
организациями. В связи с этим Банк России
принял следующие решения:
1.1. В
целях содействия процессу
реструктуризации кредитов заемщикам -
физическим лицам в связи с
распространением новой коронавирусной
инфекции Банк России предоставляет
кредитным организациям возможность для
целей применения надбавок к
коэффициентам риска при
реструктуризации ссудной задолженности
в период с 1 марта по 30 сентября 2020 года не
признавать кредит (заем)
реструктурированным. Это позволит
кредитным организациям применять в
указанных случаях прежние (более низкие)
надбавки к коэффициентам риска вне
зависимости от даты реструктуризации.
1.2. В
целях повышения доступности ипотеки
Банк России планирует с опережением
осуществить реализацию в России
стандарта Базеля III в части розничного кредитования. К
середине 2020 года будут реализованы
положения, относящиеся к оценке риска по
ипотечным ссудам. Коэффициенты риска по
стандартным ипотечным кредитам с LTV
менее 100% и приемлемым уровнем показателя
долговой нагрузки будут установлены в
диапазоне 20-50% (в настоящее время
коэффициенты риска находятся в
интервале 35-100%), что будет способствовать
снижению процентных ставок по ипотеке.
Basel III: Finalising post-crisis reforms.
1.3. Банк
России рекомендует кредитным и
микрофинансовым организациям, кредитным
потребительским кооперативам,
сельскохозяйственным кредитным
потребительским кооперативам, жилищным
накопительным кооперативам (далее -
кредиторам) приостановить до 30 сентября
2020 года процедуры принудительного
выселения должников (бывших
собственников и лиц, совместно с ними
проживающих) из жилых помещений, на
которые кредиторами ранее было обращено
взыскание.
1.4. Банк
России рекомендует кредиторам при
осуществлении действий по возврату
просроченной задолженности не проводить
очные встречи с должниками в течение
периода действия в регионе проживания
должника ограничительных мер.
1.5. Банк
России рекомендует кредитным
организациям на период до 1 июля 2020 года
обеспечивать возможность совершения
гражданами операций с использованием
платежных карт после истечения срока их
действия.
2. Меры по поддержке кредитования МСП
Часть малых и средних предприятий (МСП)
привлекает финансирование у банков
посредством договоров финансирования
под уступку денежного требования
(договоров факторинга). Для расширения
охвата программ поддержки МСП Банк
России внесет изменения в механизм
предоставления льготных кредитов
кредитным организациям, распространив
их на факторинг. Также важно расширить
возможности МСП по дистанционному
кредитованию. В связи с этим Банк России
принял следующие решения:
2.1. При
расчете лимита задолженности кредитной
организации по кредитам Банка России,
помимо объема кредитов МСП, будет
учитываться сумма требований кредитной
организации к должникам субъектов МСП,
возникших из договоров факторинга.
Данная мера будет стимулировать
кредитные организации к расширению
использования механизма факторинга в
сегменте МСП, что приобретает особую
актуальность в текущей ситуации.
2.2. Банк
России в период с 6 апреля по 1 июля 2020
года не будет применять меры за
допущенные кредитными организациями
нарушения требований в части запрета
открывать индивидуальному
предпринимателю или юридическому лицу,
относящемуся к субъектам МСП, банковский
счет без личного присутствия лица,
открывающего счет, либо его
представителя при условии, что целью
открытия такого счета указанному лицу
является получение им кредита на
неотложные нужды для поддержки и
сохранения занятости (на покрытие
расходов, связанных с выплатой
заработной платы и обязательными
начислениями на нее).
3. Меры по поддержанию потенциала банковского сектора по кредитованию экономики
3.1. В
условиях масштабного сокращения спроса
из-за пандемии в реструктуризации
нуждаются не только предприятия
наиболее пострадавших отраслей, но и
более широкий перечень компаний. В
случае ухудшения финансового состояния
заемщика или качества обслуживания
долга в связи с распространением новой
коронавирусной инфекции Банк России
предоставляет банкам на период до 30
сентября 2020 года возможность
использовать оценку финансового
состояния (или) качества обслуживания
долга и (или) категории качества ссуд,
определенных по состоянию на 1 марта 2020
года. Данное решение распространяется на
все виды деятельности, не указанные в
предыдущих решениях Банка России. При
этом ссуды на 1 марта 2020 года должны быть
классифицированы не хуже, чем в II
категорию качества.
3.2. В
большинстве случаев реструктуризации
предполагают временную приостановку
платежей, сокращение поступлений для
кредитных организаций. Банки в такой
ситуации принимают часть убытков на
себя. В целях повышения возможностей
банковской системы по реструктуризации
кредитов Банк России инициирует на
ближайшем заседании Совета директоров
Агентства по страхованию вкладов
рассмотрение вопроса о снижении до конца
2020 года базовой ставки страховых взносов
с 0,15 до 0,1%, а также о снижении
дополнительной и повышенной
дополнительной ставок страховых
взносов. Банк России предложит изменения
в законодательство, предполагающие
более оперативный порядок вступления в
силу решений о снижении базовой,
дополнительной и повышенной
дополнительной ставок отчислений в фонд
страхования вкладов и применение таких
ставок для исчисления страховых взносов
с даты, определенной решением Совета
директоров Агентства по страхованию
вкладов.
4. Меры в сфере ПОД/ФТ и валютного контроля
На фоне сложившейся эпидемиологической
обстановки меняются условия работы
компаний и практика оказания
финансовыми организациями услуг своим
клиентам, что требует адаптации
требований к идентификации, проверке
клиентов, а также расширения
возможностей дистанционного
взаимодействия. В связи с этим Банк
России принял следующие решения:
4.1. В
связи с продлением на период от 3 до 6
месяцев сроков уплаты организациями и
индивидуальными предпринимателями
некоторых видов налогов, авансовых
платежей по налогам и страховых взносов,
оказывающих влияние на расчетную
величину налоговой нагрузки,
используемой кредитными организациями
при управлении риском легализации
(отмывания) доходов, полученных
преступным путем, и финансирования
терроризма, Банк России предоставляет
кредитным организациям возможность
скорректировать за I-III кварталы 2020 года
показатель налоговой нагрузки с 0,9 до 0,5%
в отношении клиентов, занятых в сферах
деятельности, наиболее пострадавших в
связи с распространением новой
коронавирусной инфекции, перечень
которых утвержден Правительством
Российской Федерации.
4.2. Банк
России не будет применять меры,
предусмотренные статьей 74 Федерального
закона "О Центральном банке
Российской Федерации (Банке России)",
за допущенные уполномоченными банками
нарушения сроков передачи информации
органам валютного контроля с 30 марта по 1
июля 2020 года.
4.3. Банк
России предоставляет право кредитным
организациям не учитывать период с 30
марта по 1 июля 2020 года включительно при
исчислении сроков представления
резидентами справок о подтверждающих
документах, а также документов,
связанных с проведением валютных
операций. В случае несвоевременного
представления либо непредставления
резидентами справок о подтверждающих
документах, а также документов,
связанных с проведением валютных
операций, в период с 30 марта по 1 июля 2020
года включительно уполномоченные банки
направляют органам валютного контроля
информацию о нарушении сроков
представления вышеуказанных документов
при непредставлении резидентами таких
документов по истечении 15 рабочих дней,
следующих за периодом с 30 марта по 1 июля
2020 года.
Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен
по:
Вестник Банка России,
N 29, 22.04.2020