Внимание! Документ недействующий.
Возможность проведения обязательных медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в период распространения COVID-19
Вопрос:
С
учетом временного порядка работы
медицинских организаций в период
распространения COVID-19 разъясните,
пожалуйста, возможность проведения
предварительных и периодических
медицинских осмотров по приказу 302н
Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011,
осмотров для оформления медицинских
заключений 001 ГС/у при поступлении на
государственную (муниципальную) службу,
для работы со сведениями, составляющими
государственную тайну, для владения
оружием ф. N 002-О/у, для водителей
транспортных средств ф. N 003-В/у и т.п.
Работодатели, ссылаясь, в
частности, на письмо Министерства
промышленности и торговли РФ от 3 апреля
2020 года N МД-23185/15, настаивают на
выполнении обязательств медицинской
организации по проведению
предварительных и периодических
медицинских осмотров.
Ответ:
При
принятии решения по вопросу о необходимо
учитывать следующие обстоятельства:
Обоснование:
Письмом Минпромторга России от
03.04.2020 N МД-23185/15 направлены для
руководства в работе и неукоснительного
соблюдения Указания Минпромторга России
по работе организаций и объектов,
обеспечивающих функционирование
товаропроводящей сети, в которых, в
частности, отмечается (пункт 3)
необходимость обеспечить работу
учреждений, осуществляющих медицинский
осмотр и оформление личных медицинских
книжек для работников, которым в
соответствии с законодательством
требуется оформление личных медицинских
книжек и деятельность которых связана с
производством, транспортировкой,
переработкой, хранением, реализацией
продуктов питания.
При
этом Временным порядком организации
работы медицинских организаций,
оказывающих медицинскую помощь в
амбулаторных условиях и условиях
дневного стационара, в целях реализации
мер по профилактике и снижению рисков
распространения новой коронавирусной
инфекции COVID-19 (утвержден приказом
Минздрава России от 19.03.2020 N 198н)
предусмотрена приостановка лишь
проведения профилактических
медицинских осмотров и диспансеризации.
Буквальное толкование
приведенных положений говорит о
приостановке проведения именно
"профилактических медицинских
осмотров и диспансеризации";
периодические, предварительные, иные
медосмотры таковыми не являются (часть 2
статьи 46 Федерального закона от 21.11.2011 N
323-ФЗ "Об основах охраны здоровья
граждан в Российской Федерации"), не
является медицинским осмотром и
медицинское освидетельствование - на
наличие медицинских противопоказаний к
управлению транспортным средством, к
владению оружием (это самостоятельная
процедура, статья 65 Закона N 323-ФЗ).
Поскольку никаких иных
разъяснений по этому вопросу пока не
выходило, а соответствующего единого
запрета не установлено, прямых оснований
приостановить проведение обязательных
предварительных и периодических
медосмотров (например, если
работодателем-организацией с
медицинской организацией заключен
договор о плановом медосмотре) и иных
медицинских осмотров, а также
медицинских освидетельствований
граждан (например, водителей) не имеется.
В то же
время необходимо учитывать следующее:
1. Пункт
2.1 постановления Главного
государственного санитарного врача РФ
от 24.01.2020 N 2 "О дополнительных
мероприятиях по недопущению завоза и
распространения новой коронавирусной
инфекции, вызванной 2019-nCoV"
предписывает медицинским учреждениям
оптимизировать свою работу для
максимального вовлечения в
противоэпидемическую деятельность.
Временным порядком N 198н также
предусмотрен акцент на обеспечение
готовности медицинских организаций к
приему и лечению пациентов с симптомами
ОРВИ и на выявление новой коронавирусной
инфекции COVID-19.
2.
Доведенными до работодателей письмом
Роспотребнадзора от 07.04.2020 N 02/6338-2020-15
Рекомендациями по профилактике
коронавирусной инфекции (COVID-19) среди
работников прямо предусмотрено (пункт 3.5)
недопущение персонала к работам, при
выполнении которых проводятся
обязательные предварительные и
периодические медицинские осмотры
(работники организаций пищевой
промышленности, общественного питания,
бытового обслуживания, водопроводных
сооружений, образовательных
организациях), без актуальных
результатов медицинских осмотров.
Более
того, в условиях отсутствия
регулирования по данному вопросу со
стороны федеральных властей, некоторые
регионы на нормативном уровне вводят
подобные ограничения. Например, пунктом
1.4 постановления Главного
государственного санитарного врача по
Санкт-Петербургу от 23.03.2020 N 3 "О
дополнительных мерах по снижению рисков
распространения COVID-2019 в
Санкт-Петербурге" введен запрет с
06.04.2020 до особого распоряжения на
плановые обязательные предварительные и
периодические медицинские осмотры
отдельных профессиональных групп, за
исключением медицинских осмотров для
трудоустройства на работу, по
направлению призывной комиссии, для
прохождения медико-социальной
экспертизы. В таком случае, безусловно,
работа по проведению обязательных
медосмотров работников должна быть
приостановлена.
Как
быть, если решение о приостановлении
проведения обязательных медосмотров на
территории конкретного субъекта
Российской Федерации уполномоченным
органом не принято?
На
практике, учитывая период действия
режима повышенной готовности и
неблагополучную эпидемиологическую
обстановку, у медицинской организации
из-за нарушения нормального режима
работы может не быть возможности
провести плановые медосмотры
работников.
При
этом в силу Указов Президента РФ от 25.03.2020
N 206 "Об объявлении в Российской
Федерации нерабочих дней" и от 02.04.2020 N
239 "О мерах по обеспечению
санитарно-эпидемиологического
благополучия населения на территории
Российской Федерации в связи с
распространением новой коронавирусной
инфекции (COVID-19)", которыми были введены
нерабочие дни с сохранением заработной
платы для большинства организаций,
предприятий и учреждений, ряд
организаций попал под исключение и
продолжают работу в эти дни. Это:
-
непрерывно действующие организации;
-
медицинские и аптечные организации;
-
организации, обеспечивающие население
продуктами питания и товарами первой
необходимости;
-
организации, выполняющие неотложные
работы в условиях чрезвычайной ситуации
и (или) при возникновении угрозы
распространения заболевания,
представляющего опасность для
окружающих, в иных случаях, ставящих под
угрозу жизнь, здоровье или нормальные
жизненные условия населения;
-
организации, осуществляющие неотложные
ремонтные и погрузочно-разгрузочные
работы;
-
организации, предоставляющие финансовые
услуги в части неотложных функций (в
первую очередь услуги по расчетам и
платежам);
- иные
организации, определенные решениями
высшего исполнительного органа
государственной власти субъекта
Российской Федерации исходя из
санитарно-эпидемиологической
обстановки и особенностей
распространения новой коронавирусной
инфекции (COVID-19) в субъекте Российской
Федерации.
Работодателям остальных
работников настоятельно рекомендовано
(при наличии такой технической
возможности и по условиям работ) перейти
на дистанционный режим труда
(Вопросы-ответы Минтруда по организации
удаленной работы и оформлению
больничных в период кампании по
противодействию распространению
коронавируса), при применении которого
медицинские осмотры работников
обеспечивать не нужно.
Учитывая вышеизложенное, на наш
взгляд, если в регионе решение о
временном запрете проведения
медосмотров работников не принято, то
медицинской организации надлежит
обеспечить, в первую очередь,
медицинские осмотры работников
организаций-работодателей приведенных
отраслей, деятельность которых не
приостановлена (организаций
непрерывного цикла,
аварийно-спасательных служб и т.д.).
Это, в
частности, работники организаций
пищевой промышленности (пункт 14
приложения N 2 к приказу
Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N
302н), упомянутые Минпромторгом в
вышеуказанном Письме, ведь они
продолжают работать в "нерабочий
апрель". Кроме того, обязанность
проводить медосмотры работников
централизованно пока никто не отменял.
В
отношении остальных категорий
работников, при отсутствии возможности
обеспечения проведения медосмотров в
полном объеме (в связи с мобилизацией
работы на борьбу с коронавирусом),
полагаем, медицинская организация может
согласовать изменение графиков их
проведения (отложить на более поздний
срок).
Ожидаем, что уполномоченные
ведомства (Минтруд России, Минздрав
России) внесут ясность в регулирование
данного вопроса, опубликовав
разъяснения на тему проведения "не
профилактических" медосмотров в
период пандемии. Рекомендуем следить за
обновлениями по вопросу, поскольку в
условиях распространения
коронавирусной инфекции в нормативной
базе изменения и дополнения происходят
ежедневно.
Служба
поддержки пользователей систем
"Кодекс"/"Техэксперт"
Эксперт Лисицкая Ольга Сергеевна
Ссылается на
- О дополнительных мероприятиях по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV
- О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 (с изменениями на 26 декабря 2023 года)
- Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней
- О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)
- Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (с изменениями на 18 мая 2020 года) (редакция, действующая с 1 июля 2020 года) (утратил силу с 01.04.2021 на основании совместного приказа Минтруда России и Минздрава России от 31.12.2020 N 988н/1420н)
- Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации (с изменениями на 26 сентября 2024 года)