Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Как работодатель может обеспечить контроль самоизоляции работников на дому?


Вопрос:

На основании распоряжения Правительства Челябинской области от 06.04.2020 N 191-рп организации, осуществляющие деятельность на территории Челябинской области, на которые не распространяется действие Указа Президента РФ от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", обязаны выполнять определённые профилактические мероприятия. Как работодателю обеспечить контроль вызова работником врача для оказания первичной медицинской помощи заболевшему на дому, а также контроль соблюдения самоизоляции работников на дому на установленный срок (14 дней)?

Ответ:

Распоряжением Правительства Челябинской области от 06.04.2020 N 191-рп определён перечень профилактических мероприятий, которые обязаны выполнять организации, осуществляющие деятельность на территории Челябинской области, на которые не распространяется действие Указа Президента РФ от 02.04.2020 N 239 (далее - Перечень).

Из пункта 1 Перечня следует, что руководителям организаций необходимо обеспечить выполнение всех профилактических мероприятий, предусмотренных Роспотребнадзором, в том числе:

- контроль вызова работником врача для оказания первичной медицинской помощи заболевшему на дому;

- контроль соблюдения самоизоляции работников на дому на установленный срок (14 дней) при возвращении их из стран, где зарегистрированы случаи новой коронавирусной инфекции (COVID-19), и контактных при выявлении случая заболевания на производстве согласно предписанию органов Роспотребнадзора.

Кроме того, работодателям необходимо оказывать содействие работникам в обеспечении соблюдения режима самоизоляции на дому (пункт 5 Перечня).

Отметим, что ранее аналогичные рекомендации доводились до сведения работодателей в письме Роспотребнадзора от 10.03.2020 N 02/3853-2020-27 "О мерах по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19)".

Кроме того, необходимость оказания содействия в обеспечении работникам условий изоляции на дому предусмотрена пунктом 3 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 18.03.2020 N 7 "Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019".

Вместе с тем, порядок осуществления работодателем контроля вызова работником врача и соблюдения самоизоляции работников на дому нормативно не определён, в связи с чем работодатель может предусмотреть его с учётом положений статей 8 и 22 Трудового кодекса РФ, согласно которым ему предоставлено право принимать локальные нормативные акты (далее - ЛНА). В соответствующем ЛНА могут быть определены все необходимые мероприятия, в том числе порядок, способы и периодичность уведомления работником работодателя о соблюдении режима самоизоляции. При этом следует помнить, что работодатель обязан знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью.

В свою очередь работник должен:

- соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда, а также немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления) (статьи 21 и 214 Трудового кодекса РФ);

- выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений и предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, и не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания (статья 10 Федерального закона от 30.03.99 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").

Необходимость соблюдения указанных обязанностей может быть доведена до сведения работников дополнительно.

Данное обстоятельство позволяет сделать вывод о том, что требование об уведомлении сотрудником работодателя о соблюдении самоизоляции основывается на обязанностях работника как таковых и требованиях трудового и санитарного законодательства в целом.

Кроме того, следует помнить, что в случае необходимости и при соблюдении предусмотренных процедур работник может быть переведён на удалённую работу. Как отмечалось Минтрудом России, для того, чтобы перевести сотрудников на работу на дому, работодатель должен:

1) определить списки работников, переводимых на удалённую работу, и порядок организации работы, включающий график, способы обмена информацией о производственных заданиях и их выполнении, а также возможность использования ресурсов организации на дому;

2) издать приказ о временном переводе сотрудников на удалённую работу на дому и ознакомить с ним работников.

Соответственно, в локальном нормативном акте, определяющем порядок организации работы предприятия, могут быть разрешены и вопросы, касающиеся особенностей уведомления работниками работодателя о соблюдении мероприятий, направленных на предупреждение распространения коронавирусной инфекции. Необходимая информация может быть отражена и непосредственно в дополнительном соглашении о переводе сотрудника на дистанционную работу. Так, например, в дополнительном соглашении могут быть указаны контактные данные работника и работодателя (номера телефонов, адреса электронной почти и др.), необходимость направления работодателю сообщений по электронной почте в определённое время или с предусмотренной периодичностью и другие сведения, которые позволят подтвердить факт уведомления работником работодателя и соблюдение последним возложенных на него обязанностей.

Отметим, что по общему правилу при обмене электронными документами в рамках дистанционной работы должны использоваться усиленные квалифицированные электронные подписи работника и работодателя (статья 312_1 Трудового кодекса РФ), однако в письме Минтруда России от 27.03.2020 N 14-4/10/П-2741 "О дополнении Рекомендаций работникам и работодателям в связи с Указом Президента РФ от 25.03.2020 N 206" разъяснено, что на период установленных нерабочих дней изменения в части перехода на удалённый режим работы могут оформляться путём обмена электронными образами документов с последующим их оформлением в установленном порядке. С учётом изложенного можно прийти к выводу, что если режим самоизоляции не позволяет сотруднику получить необходимые документы лично или у него отсутствует усиленная квалифицированная электронная подпись, необходимые договорённости первоначально можно зафиксировать посредством электронной переписки.

Служба поддержки пользователей систем "Кодекс"/"Техэксперт"
Эксперт Стасюк Сергей Анатольевич

Ссылается на


 


 

Яндекс.Метрика    © 2021 Кодекс ИТ   
На сайте использованы иконки Yusuke Kamiyamane